Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теория и история традиционного прикладного искусства – базовый курс в подготовке художников в профильном высшем образовании как педагогическая проблема 20
1. Сущность и основные тенденции развития традиционного прикладного искусства: исторический аспект, современное состояние и перспективы 20
2. История и современное состояние системы профессионального образования в области традиционных народных художественных промыслов 44
Выводы к главе 1 77
Глава 2. Разработка и реализация содержания обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании 78
1. Разработка содержания базового курса теории и истории традиционного прикладного искусства 78
2. Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания и методики обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства 128
3. Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства в подготовке бакалавров 150
Выводы к главе 2 176
Заключение 179
Литература 183
Приложение А 203
Приложение Б 207
Приложение В 241
Приложение Г 242
Приложение Д 245
- Сущность и основные тенденции развития традиционного прикладного искусства: исторический аспект, современное состояние и перспективы
- Разработка содержания базового курса теории и истории традиционного прикладного искусства
- Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания и методики обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства
- Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства в подготовке бакалавров
Сущность и основные тенденции развития традиционного прикладного искусства: исторический аспект, современное состояние и перспективы
В данном параграфе диссертационного исследования проанализирована теория и практика традиционного прикладного искусства: определен профильно профессиональный научный понятийный аппарат «народное искусство – народные художественные промыслы – традиционные народные художественные промыслы – традиционное прикладное искусство» и разработана его типология; раскрыты регионально-исторические особенности видов традиционного прикладного искусства и тенденции его развития; обозначены проблемы и перспективы на современном этапе. На основании выявленной сущности традиционного прикладного искусства и специфики его видов обоснована необходимость профильного высшего образования в этой области. Современное состояние теории народного искусства характеризуется неточностью понятийного аппарата, множественностью толкований существующих понятий. Эта ситуация порождает несогласованность их использования и неоправданную синонимичность, неотчетливое понимание сути и специфики народного и традиционного прикладного искусства. В контексте диссертационного исследования представляется важным раскрыть сущность и иерархию ключевых понятий: народное искусство, народные художественные промыслы, традиционные народные художественные промыслы, традиционное прикладное искусство (рисунок 1).
При несомненной близости и родственности понятий, используемых в научной и популярной литературе для описания самобытных традиционных произведений материальной и духовной культуры народа, каждый представляет самостоятельный феномен. Для уточнения понятийного поля важно определить их специфику и соотнести с той сферой культуры, суть которой они воплощают.
Народное искусство – неотъемлемая часть национальной художественной культуры, включающая народную музыку, народный танец, народную песню и, обязательно, народные художественные промыслы. Понятие народного искусства наиболее полно раскрыто и обосновано в исследованиях М.А. Некрасовой, которая определяет его как особый тип художественного творчества, соединенного с созидающей силой коллективного начала, заключенной в культурно-исторической памяти и преемственности традиций, а также их сохранении [101]. Народное искусство основывается на таких параметрах культуры как ценность, традиция, духовность, преемственность, профессионализм, этническое самосознание, национальный характер, идеал, выражение особенного и общего [106].
Специфическая черта народного искусства – доминирование в творчестве традиции (от лат. tradition – передача, предание) – определенных общественных установлений и норм поведения, обычаев, передающихся из поколения в поколение [80]. Понятие «традиция» связано с локальной художественной традицией, т.е. традицией, присущей конкретному художественному промыслу.
В народном искусстве традиция – главная движущая сила, носитель образа мира, варьируемого на протяжении длительного времени; наравне с преемственностью, регулятор уровня ценностей, важных для жизни народа. Она – источник творчества, питающий искания художников и вбирающий черты нового времени, переплавляющий, сохраняющий лучшее. Традиция – это живая история, духовные переживания и открытия, с которыми народ живет и строит свое будущее [104-105]. С понятием «традиция» М.А. Некрасова связывает такие категории как оригинальность, коллективное, индивидуальное, канон и школа.
Принадлежность к школе традиционного народного художественного промысла – определяющий фактор эстетического своеобразия произведения. Именно поэтому введение новых тем, сюжетов, мотивов должно согласовываться с традиционным образным строем, каноном школы. Только тогда новации могут быть восприняты как органичное явление, привносящие разнообразие в художественную систему [105].
Диалектика коллективного и индивидуального создает систему народного искусства, формирует его художественный язык. Преемственность коллективного опыта на протяжении всей истории существования народного искусства осуществлялась в процессе профессионального обучения, особенность которого заключается в доскональном изучении технических приемов мастерства и художественно-образной системы, многократном копировании и лишь потом – работе над собственными композициями.
Традицией и опытом коллективного обусловлен канон как система в народном искусстве. Канон закрепляет профессионализм, мастерство, видение мира и общее переживание чувства жизни, вдохновляющие на рождение новых образов. Канон утверждается не в отдельных элементах, а в системе школ народного творчества, многообразие которых служит залогом культурного богатства народного искусства. Школы закрепляют общность принципов, составляющих основу художественных систем и стилистических особенностей традиционного художественного промысла [102]. Понятие «народное искусство», хотя и включающее танец, песню, музыку, преимущественно используется для обозначения произведений материальной культуры народа [97]. Подобная практика словоупотребления характерна для исследователей XIX века (В.В. Стасова, И.А. Голышева, М.К. Тенишевой, И.Я. Билибина); окончательное закрепление такой смысловой нагрузки происходит в советский период, что отражают исследования М.А. Некрасовой и других искусствоведов [101-102, 122]. Однако, если в XIX в. под «народным искусством» понимали искусство низших слоев общества – крестьян и мещан, то в XX в. «народное искусство» включает и произведения, созданные художниками, получившими специальное образование.
Народные художественные промыслы – часть народного искусства, понимаемая как деятельность по созданию художественных произведений утилитарного и/или декоративного назначения, в основе которой коллективное освоение и развитие традиций народного искусства региона «в процессе творческого ручного и/или механизированного труда мастеров» [1, ст. 3]. И.Я. Богуславская подчеркивает, что исконное место бытования промысла с местными культурными традициями – важнейшее условие его самобытности [23, с. 24]. Промыслы являются одной из форм народного искусства, которые определены в исследованиях М.А. Некрасовой [102].
Народные художественные промыслы представлены двумя группами: традиционные народные художественные промыслы и современные художественные производства, позиционирующие себя в качестве народных художественных промыслов. В исследовании В.А. Барадулина «Основы художественного ремесла» (1979) приведена статистика: из 255 предприятий народных художественных промыслов РСФСР только 70 предприятий относятся к традиционным народным художественным промыслам [113].
Традиционные народные художественные промыслы – компонент народных художественных промыслов. К ним относятся промыслы, исторически сформировавшиеся более 150 лет назад и являющиеся духовной основой национального самосознания. Каждый традиционный народный художественный промысел обладает регионально-историческими, художественно технологическими, колористическими, конструктивными, эстетическими особенностями, которые закреплены в его школе, и отражает универсальные духовные ценности, являющиеся основой национальной идентичности народа. К традиционным народным художественным промыслам относятся:
- «примитивные художественные ремесла», которые являются традиционными, но не требующими специального образования (например, глиняная игрушка – дымковская, каргопольская; лозоплетение; войлоковаляние), что связано с относительной простотой технологического процесса создания произведений;
- «традиционное прикладное искусство» – высокохудожественные виды традиционных народных художественных промыслов, где профильное высшее образование является необходимым условием их сохранения, возрождения и развития (лаковая миниатюрная живопись, художественное кружевоплетение, художественная вышивка и др.) [88].
Разработка содержания базового курса теории и истории традиционного прикладного искусства
В параграфе выявлены основания, обеспечивающие разработку курса теории и истории традиционного прикладного искусства и отбор форм и методов работы со студентами в процессе его освоения; обоснованы регионально исторический, художественно-технологический, конструктивный, колористический, эстетический подходы к его разработке; представлена схема содержания обучения курсу и описаны его компоненты.
Анализ рабочих программ учебных курсов, раскрывающих различные аспекты традиционных художественных промыслов (представлен в 2 главы 1), свидетельствует, что несмотря на некоторую разницу в их названиях, все они описывают, с разной степенью подробности, основные исторические этапы их формирования и развития, стилистические особенности и технологии создания произведений. Изучение программ предполагало выявление общих закономерностей преподавания теории и истории традиционного прикладного искусства с целью разработки содержания обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании как необходимого базового компонента подготовки студентов, способствующего становлению профессиональной культуры будущего художника: формированию его функциональной грамотности, развитию мотивации и опыта собственной научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности кросс-культурной направленности, бережного и осознанного отношения к сущности и специфике видов традиционного прикладного искусства (подробно роль курса в профильном высшем образовании раскрыта в 2 главы 1).
Разработанное содержание обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства и особенности его реализации включают (рисунок 3):
1. Требования, предъявляемые государством и современным социумом, к качеству профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства (федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, основная профессиональная образовательная программа).
2. Содержание обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства (содержание курса «Теории и истории традиционного прикладного искусства» и организационно-педагогические условия его реализации).
3. Основания отбора содержания обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства (дидактические принципы обучения отбора содержания обучения, подходы к разработке содержания курса, основы отбора содержания, форм и методов обучения курсу).
4. Высокохудожественные произведения традиционного прикладного искусства как результат реализации содержания обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства.
Проанализируем содержание, структуру и миссию каждого компонента в образовательном процессе, их взаимосвязи в общей схеме разработанного содержания обучения.
1. Требования, предъявляемые государством и современным социумом, к качеству профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства.
Анализ содержания этого компонента содержания обучения позволит:
- выяснить, какие требования предъявляется государство к качеству подготовки будущих бакалавров и каким образом они отражены во ФГОС 3+ и макет ФГОС 3++ направления 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профессиональном стандарте;
- определить «слабые стороны» федерального государственного образовательного стандарта, аспекты формирования высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста;
- охарактеризовать роль основной профессиональной образовательной программы в реализации содержания обучения.
Процесс подготовки бакалавров в вузах регулируется федеральным образовательным стандартом. Федеральный государственный образовательный стандарт 3+ 2016 г. (направление подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы) [4] содержит существенные дополнения к стандарту предыдущего поколения.
Расширена область профессиональной деятельности выпускников, которые могут реализовывать себя не только в творческой деятельности, но в педагогической деятельности художественного профиля, художественного проектирования и изготовления изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Дополнен перечень объектов деятельности, что свидетельствует об отказе от узкой специализации в пользу обогащения спектра умений студента за счет общепрофессиональных навыков в области искусства.
Это означает, что должны быть конкретизированы требования к выпускнику, осуществляющему профессиональную деятельность во вновь обозначенных границах: владеть не только исполнительским мастерством, но быть способным к коммуникации в профессиональной области; обладать навыками обучения и передачи технико-технологических приемов и традиций; сформулированы дополнительные общекультурные компетенции.
Впервые описаны как значимые информационно-технологическая, исполнительская и научно-исследовательская виды деятельности, что проявилось во введении категорий прикладного бакалавриата (приоритет практико-ориентированной деятельности) и академического (приоритет научно-исследовательской или педагогической деятельности).
Представляется важным раскрыть значение научно-исследовательского вида профессиональной деятельности именно для художника традиционного прикладного искусства.
Научно-исследовательская деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Для специалистов в области традиционного прикладного искусства специфика заключается в умении осуществлять аналитический разбор произведений видов традиционного прикладного искусства при осознании общего контекста возникновения, возрождения, сохранения и развития традиционного прикладного искусства в целом; выявлять проблемы и тенденции его развития; создавать собственные художественно-творческие изделия, соотнесенные с принципом регионально-исторической художественно-технологической достоверности.
Формирование навыков научно-исследовательской деятельности происходит в процессе изучения произведений, обладающих исторической и эстетической значимостью, художественной выразительностью, хранящих технико-технологические традиции выполнения [84]. Основа овладения навыками искусствоведческого анализа объектов традиционного прикладного искусства -исследование аутентичных произведений. Прежде всего, это касается способности определения проблем традиционного прикладного искусства в современной социокультурной ситуации. В настоящее время границы и представления о подлинном традиционном прикладном искусстве размываются. Поэтому способность ориентироваться в актуальных тенденциях традиционного прикладного искусства обеспечивает будущему бакалавру возможность прогнозировать дальнейший вектор развития конкретных видов.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что усиление внимания к научно-исследовательской подготовке будущих бакалавров значительно расширяет традиционные сферы трудоустройства молодых специалистов: работа в качестве эксперта, сотрудника таможенной службы по контролю за ввозом и вывозом произведений искусства; реставратора; искусствоведа в области традиционного прикладного искусства. Последнее представляется особенно актуальным, т.к. в последние годы государственная политика в области культуры рассматривает народное искусство как инструмент формирования национального самосознания. Вместе с тем, отсутствует профилизация подготовки искусствоведов -специалистов в области традиционного искусства, а дисциплины, связанные с традиционными народными художественными промыслами, либо исключены из учебных планов, либо количество отводимых на их изучение часов минимально.
Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания и методики обучения курсу теории и истории традиционного прикладного искусства
В параграфе раскрыты организационно-педагогические условия, необходимые для реализации разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства при подготовке художников традиционного прикладного искусства (бакалавров).
Организационно-педагогические условия формирования – совокупность взаимосвязанных факторов, необходимых для эффективной реализации содержания обучения курсу, воспитания у студентов умений и навыков, качеств, необходимых для достижения ими успехов в профессиональной деятельности.
К этим условиям мы относим:
- комплекс учебно-методической документации, обеспечивающий эффективность обучения теории и истории традиционного прикладного искусства;
- художественно-творческую профильную среду, способствующую формированию креативности и творческой активности студентов;
- методическое сопровождение как компонент процесса эффективной организации освоения курса;
- сочетание аудиторного и внеаудиторного образования при обязательном погружении через выездную практику в культурный ландшафт региональных исторических центров традиционного прикладного искусства;
- разработанную методику обучения базовому интегративному курсу теории и истории традиционного прикладного искусства, включающую разнообразные формы и педагогические технологии, адекватные его специфике.
Проанализируем каждый из компонентов, раскрыв их роль и значение в процессе подготовки будущих бакалавров.
1. Комплекс учебно-методической документации
Комплекс учебно-методической документации включает: учебный план, рабочую программу курсу, календарно-тематическое планирование, технологические карты занятий.
Учебный план – документ, отражающий содержание учебного процесса; он определяет продолжительность учебного года, график учебного процесса, перечень дисциплин и количество часов, отводимое на их изучение, в конечном итоге – их последовательность, место и роль в целостном процессе подготовки бакалавра [180]. На разработку учебного плана влияют конкретные требования, обусловленные закономерностями учебно-воспитательного процесса, сложившимися традициями, запросами социума.
Проанализируем место курса теории и истории традиционного прикладного искусства в учебных планах ФГОС ВПО и ФГОС ВО.
Учебный план направления подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавриат) в Высшей школе народных искусств был составлен с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе 7 ФГОС ВПО. В документе представлена логическая последовательность освоения циклов и дисциплин, практик, обеспечивающих формирование компетенций; общая трудоемкость дисциплин и практик в зачетных единицах и часах.
В базовых частях учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический; профессиональный; общепрофессиональный) указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавриат). Перечень и последовательность освоения дисциплин в вариативных частях указанных циклов сформирована с учетом рекомендаций примерной ООП ВПО и профилей: художественная вышивка, художественное кружевоплетения, художественный металл (ювелирное искусство), художественная резьба по кости, художественная обработка дерева.
Курс теории и истории традиционного прикладного искусства в этом учебном плане был представлен двумя дисциплинами: «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)» и «История и современные проблемы традиционного прикладного искусства». Представим в таблице 9 их удельный вес в процессе подготовки бакалавров. Анализ данных показывает, что обе дисциплины являлись компонентами вариативной части, следовательно, были направлены на углубление и расширение знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых базовыми дисциплинами.
Вместе с тем, место изучения этих дисциплин в учебном плане (1 и 3 курс соответственно) не способствовало формированию целостной картины об основных этапах развития конкретных видов традиционного прикладного искусства. Материал дисциплины «История и современные проблемы традиционного прикладного искусства» во многом дублировал информацию, уже полученную студентами. Как и в дисциплине первого курса, преобладающими методами являлись репродуктивные, нацеленные на воспроизведение полученной информации, без ее интерпретации. Если для студентов первого курса, которые только начинают знакомиться с традиционным прикладным искусством, это могло быть допустимо, то представляется нецелесообразным для третьекурсников.
Важно проанализировать соотношение лекционных и семинарских, практических занятий, самостоятельной внеаудиторной работы студентов с целью выявления роли дисциплин в процессе формирования компетенций. Данные таблицы 9 показывают, что преобладающими формами работы на первом курсе являлись практическая и самостоятельная работа студентов, в то время как в этот период происходило лишь общее ознакомление с традиционным прикладным искусством. Целесообразным кажется увеличение удельного веса самостоятельной работы на старших курсах, когда у студентов уже заложены основы понимания специфики видов традиционного прикладного искусства, исторических этапов их развития и, таким образом, их внеаудиторная деятельность могла бы стать более обоснованной и осмысленной, направленной на формирование компетенций, связанных с научно-исследовательской и художественно-творческой деятельностью в области традиционного прикладного искусства. Однако, в учебном плане наоборот, в два раза сокращено количество времени, отведенного на внеаудиторную работу.
Со вступлением в действие в январе 2016 года нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) были внесены соответствующие изменения и в учебный план подготовки бакалавров.
В новом учебном плане отсутствует деление на циклы, но были введены модули, которые объединяют определенные группы дисциплин. Теория и история традиционного прикладного искусства была представлена дисциплиной «История и теория традиционных художественных промыслов». Покажем ее удельный вес в подготовке бакалавров в таблице 10.
Перемещение дисциплины в базовую часть – свидетельство осознания его значимости для формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих бакалавров, связанных с научно-исследовательской деятельностью в области традиционного прикладного искусства.
Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства в подготовке бакалавров
Экспериментальная проверка эффективности разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства осуществлялась на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)», в Московском филиале ВШНИ и Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова в период 2015-2018 гг. В эксперименте приняли участие 160 студентов и 11 преподавателей.
Цель экспериментального исследования состояла в проверке и апробации в образовательном процессе вуза разработанного содержания обучения теории и истории традиционного прикладного искусства.
В ходе эксперимента были решены задачи:
- выявлен исходный уровень знаний студентов в области теории и истории традиционного прикладного искусства;
- определен уровень мотивированности и готовности студентов к освоению знаний в области теории и истории традиционного прикладного искусства;
- апробировано разработанное содержание курса теории и истории традиционного прикладного искусства, ориентированное на формирование и развитие навыков функциональной грамотности, общекультурных, универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций, совершенствование опыта художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности в области традиционного прикладного искусства.
- определены критерии, показатели и индикаторы результативности качества освоения содержания курса, коррелирующие с компетенциями стандартов;
- получены экспериментальные данные по формированию общекультурных, универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров в процессе освоения разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства;
- проведен сравнительный анализ экспериментальных данных по освоению содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства;
- сформулированы выводы по внедрению разработанного содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства.
В соответствии с задачами, экспериментальное исследование включало:
I этап – поисково-констатирующий (2015-2016 гг.): была определена база для проведения эксперимента; выявлены методологические подходы и методы исследования; проанализированы существующие учебные планы и программы дисциплин; установлены исходные данные (уровень знаний в области теории и истории традиционного прикладного искусства; уровень мотивированности и готовности студентов к освоению теории и истории традиционного прикладного искусства; предпочтительные формы работы в рамках освоения курса и наиболее интересующие его разделы, темы).
II этап – формирующий (2016-2018 гг.): был скорректирован учебный план и программа курса теории и истории традиционного прикладного искусства; созданы условия для проведения экспериментального исследования; обработаны полученные экспериментальные данные методами математической статистики;
III этап – контрольно-сравнительный (2017-2018 гг.): были сформулированы и проверены выводы экспериментальной работы; сопоставлены результаты эксперимента, полученные благодаря интерфейсным методам исследования; осуществлено сравнение и сопоставление реального процесса освоения теории и истории традиционного прикладного искусства через анализ процесса формирования общекультурных, универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Представим результаты экспериментального исследования.
Разработке содержания курса теории и истории традиционного прикладного искусства и его реализации на поисково-констатирующем этапе эксперимента в 2015-2016 уч. г. предшествовала апробация экспериментальных видов работы – выполнения заданий по созданию собственных текстов культуры в рамках действия ФГОС ВПО и соответствующей разработанной программы курса. Проанализируем одно из заданий с целью иллюстрации процесса его выполнения и выявления алгоритма получения результатов.
В ходе освоения темы «Традиционное прикладное искусство России: его основные виды и художественно-технологические особенности» студентам было предложено осуществить искусствоведческий анализ конкретного произведения – вазы художника-костореза Н.Д. Буторина «Океан». Для выполнения задания был предоставлен примерный план искусствоведческого анализа, который помогал освоить новую форму работы, акцентируя внимание на его ключевых пунктах. Сущностной особенностью плана являлась необходимость описать не только формально-стилистические признаки изделия (материал, цвет, фактура), но и интерпретировать его художественный образ, проанализировать взаимосвязь идеи и художественно-выразительных средств, с помощью которых она воплощена в материале.
В процессе выполнения этого задания был проведен опрос студентов после объяснения задания. Вопросы: «Сталкивались ли вы ранее с необходимостью выполнения подобного рода заданий?»; «Понятно ли содержание задания и механизм его выполнения?»; «В чем заключаются сущностные отличия анализа формально-стилистических (внешних) особенностей произведений и анализа авторской идеи, замысла художника?». Анализ полученных ответов позволил нам сделать вывод о том, что студенты адекватно восприняли задание, которое выполняли впервые.
Прямое наблюдение осуществлялось в условиях учебного занятия и направлено на выявление эмоционального, личностного отношения студентов к заданию. Было отмечено, что студенты, несмотря на понимание сути задания, отнеслись к выполнению настороженно, что можно объяснить новой и непривычной для них формой работы. К выполнению задания приступило 20 студентов, из которых 12 высказали опасения и неуверенность в своих возможностях адекватно интерпретировать художественный образ; раскрыть замысел художника.
Косвенное наблюдение, заключавшееся в изучении полученных примеров искусствоведческого анализа, подтвердило результаты прямого наблюдения: 72 % студентов сосредоточили внимание на анализе формально-стилистических признаков (т.е. внешних особенностей: материала, техники выполнения, колорита, орнамента), как наиболее очевидных и доступных пониманию. Вместе с тем, даже в этих работах присутствовали попытки интерпретировать замысел автора. Лишь 28% выполненных заданий включали полный, развернутый анализ идеи художника, ее связь с композиционными и формально-стилистическими особенностями произведения, авторскую интерпретацию замысла.
Приведем примеры ответов наиболее эмоционально окрашенных и выразительных с художественно-эстетической точки зрения: «Ажурную резьбу и декоративные узоры на вазе можно воспринимать как океанические волны, водяную рябь, кое-где они напоминают водоросли. Интересно, что дельфины “плывут” влево, а представители из других “секторов” – вправо. Этот композиционный прием порождает ощущение волнения морской стихии» (Полина К.); «Композиционные особенности вазы, членение ее формы на “этажи” помогает воспринимать мысли автора – например, верхняя часть вырезана самой крупной по размеру, что наталкивает на мысль о том, что чем ближе мир морских обитателей к поверхности океана, тем он понятнее, доступнее для человека» и «Вода в целом не имеет окраски, но благодаря различным видам резьбы выглядит графично, что представляет художественную особенность произведения» (Екатерина И.).
В ходе изменения формы заданий для студентов удалось получить первые положительные результаты, что позволило предположить, что выполнение подобного рода заданий перспективно.
Еще одним примером задания, нацеленного на создание собственного текста культуры, стало написание эссе по цитате В.С. Соловьева «Красота – есть переставшая действовать полезность, или воспоминание о прежней пользе, то, что было полезно для предков, становится украшением для потомков». Несмотря на то, что подобные задания обычно выполняются и в рамках других теоретических гуманитарных дисциплин, спецификой стало требование интерпретации мысли автора в контексте проблем традиционного прикладного искусства.
Как и в первом случае, был проведен опрос по следующим вопросам: «Понятны ли требования задания?»; «Возможно ли проинтерпретировать это высказывание на примере материала традиционного прикладного искусства?». Метод прямого наблюдения за реакцией и действиями студентов показал, что задание было воспринято с желанием. Согласно результатам косвенного наблюдения, 81% студентов успешно справилось с заданием, продемонстрировав способности логично, связно, выразительно излагать собственную позицию, аргументировать ее примерами из курса теории и истории традиционного прикладного искусства (в чем заключалось основное требование задания). Процитируем некоторые ответы: «У каждого народа изначально появлялся предмет, вещь, служившая человеку в повседневном обиходе, которая затем стала украшаться резьбой или росписью, приобретать красивые формы, не теряя, таким образом, своей функциональности – предмет становился завершенным единым целым, сочетая в себе и утилитарное назначение, и красоту внешнего вида, обработки. Один из ярких примеров, подтверждающих эту идею – городецкие прялочные донца, которые как предмет сохранялись и в XX в., но использовались в качестве декоративных панно» (Алина К.).