Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Королева Ларианна Юрьевна

Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров
<
Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королева Ларианна Юрьевна. Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Королева Ларианна Юрьевна;[Место защиты: Марийский государственный университет], 2016.- 260 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров .16

1.1. Развитие креативности студентов как психолого-педагогическая проблема .16

1.2. Соответствие требованиям профессионального стандарта как основа подготовки конкурентоспособного бакалавра-дизайнера .40

1.2. Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособных бакалавров-дизайнеров в контексте развития у них креативности .59

Выводы по первой главе 81

Глава II. Экспериментальная работа по развитию креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров 84

2.1. Педагогические условия развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров .84

2.2. Разработка профессионального стандарта, охватывающего сферу деятельности дизайнера 101

2.3. Реализация программы развития креативности бакалавров дизайнеров 116

2.4. Анализ экспериментальной работы по развитию креативности бакалавров дизайнеров 148

Выводы по второй главе 166

Заключение 169

Список литературных источников 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема повышения

конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров обусловлена современным социально-экономическим положением нашей страны. В настоящее время развитие экономики России характеризуется нестабильностью, наблюдается повышение уровня инфляции, падение темпов роста в основных отраслях реального сектора экономики, а также другие последствия мирового кризиса.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики» основным

направлением трансформации российской экономики выбран инновационный путь развития, источник обеспечения которого сосредоточен в развитии человеческого потенциала страны, в реализации его на наиболее эффективных направлениях экономики и социального развития, применении знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

В сложившихся условиях крайне актуальными становятся задачи
качественной профессиональной подготовки специалистов и их адекватность
потребностям российской экономики. В Государственной Программе РФ
«Развитие образования» на 2013-2020 гг. обращается внимание на
необходимость построения профессионального образования таким образом,
чтобы оно отражало изменения в потребностях экономики и запросах
населения, чтобы обеспечивалось взаимодействие профессионального

образования с рынком труда, с местными сообществами. Необходимым шагом
сближения профессионального образования и рынка труда является разработка
Федеральных государственных образовательных стандартов высшего

образования с учетом требований профессиональных стандартов (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. № 928).

Анализ требований профессиональных стандартов к содержанию профессиональной деятельности дизайнера показывает, что способность к творчеству является стержневым качеством успешного дизайнера. Сегодня в условиях конкуренции на мировом рынке фирмы и предприятия страны нуждаются в специалистах широкого профиля и высококвалифицированных кадрах, универсальных работниках, способных выполнять задачи разного уровня и направленности, быть готовыми действовать в ситуации неопределенности, владеть инновационными технологиями и соответствовать

квалификационным характеристикам, обеспечивающим высокий качественный и безопасный уровень эксплуатации изделий, конкурентоспособность товаров в мировом пространстве.

Таким образом, одной из приоритетных педагогических задач является
направленность образовательного процесса на развитие и саморазвитие
конкурентоспособности будущих дизайнеров, где развитие креативности играет
ключевую роль. Эта мысль находит свое отражение в ряде нормативно-
правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления
образовательного процесса в вузе, в частности в Федеральном законе «Об
образовании в РФ», государственной программе «Развитие образования на
2013-2020 годы», где творческое развитие молодежи относится к одной из
основных целей образования.

Степень разработанности проблемы. Конкурентоспособная личность
исследовалась в трудах Н.А.Алексеевой, В.И.Андреева, Ю.В.Андреевой,
В.М.Бехтерева, Е.В.Бондаревской, В.В.Глухова, Э.Ф.Зеер, И.Катане,

А.Н.Лейбович, Т.В.Марининой, Н.К.Нуриевым, Е.А.Рыковой, Л.Г.Семушиной,
В.А.Сластениным, И.С.Якиманской и др.; конкурентоспособная личность, как
личность творческая исследовалась В.И.Андреевым, С.Я.Батышевым,

Н.Ф.Вишняковой, М.М.Зиновкиной, В.А.Кан-Каликом, Т.В.Кудрявцевыми, П.Н.Осипововым, Э.Р.Хайруллиной др.

Изучением феномена креативности занимались многие зарубежные и отечественные ученые: J.R.Averill, J.Guilford, Е.Тоrrance, Т.Н.Березина, Ю.В.Варлакова, Н.А.Маневич, А.В.Морозов, Е.В.Рябова, А.В.Сарапулова, Р.Н.Терещенко, Е.Е.Туник, Г.А.Халюшова, М.А.Холодная, Е.Ю.Чичук, Е.Е.Щербаковаи др.

Психолого-педагогические условия развития творческой личности
специалиста разрабатывались в исследованиях В.И.Андреева,

Л.М.Архангельского, А.Г.Асмолова, В.Г.Гладких, В.И.Загвязинского,

И.Г.Калошиной, И.А.Колесниковой, О.Г.Максимова, В.А.Полякова,

Л.О.Романовой, С.Л.Рубинштейна, В.Г.Рындака, А.П.Тряпицыной,

Д.И.Фельдштейна, В.Н.Худякова и др.

Вопросы теории и истории дизайна, дизайн-образования рассмотрены в
трудах Н.В.Бровко, Ю.М.Бундиной, Н.В.Воронова, О.Е.Краюхиной,

С.М.Михайлова, Ю.В.Назарова, С.О.Ноздрюхиной, В.Ф.Рунге,

В.В.Сеньковского, Е.Э.Павловской, О.П.Тарасовой, Е.В.Ткаченко,

И.Б.Торшиной и др.

Развитию креативности и опыта творческой деятельности студентов
дизайнеров посвящены исследования Ю.А.Аверкина, И.В.Афанасьевой,
А.П.Гавриленко, И.С.Каримовой, Т.В.Матвеевой, С.А.Муртазиной,

В.Ю.Сапугольцева, Л.М.Тухбатуллиной, О.П.Тарасовой, Л.В.Шмаковой и др.

Проведенный научно-практический анализ позволил выявить ряд

противоречий:

- между потребностью российской экономики в подготовке

конкурентоспособных дизайнеров с набором новых профессионально важных

качеств, где творческие способности и креативность играют значительную роль, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров технических вузов;

- между осознанием профессиональной школой того, что уровень
конкурентоспособности выпускника определяется его соответствием
требованиям рынка труда, отраженным в профессиональных стандартах, и
недостаточным пониманием механизмов сопряжения этих требований с
результатами обучения (компетенциями ФГОС), а также неразработанностью
профессиональных стандартов для всех категорий работников, в частности
дизайнеров одежды и графических дизайнеров.

Выявленные противоречия дают основания сформулировать научную проблему исследования: каковы педагогические условия развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров в техническом вузе?

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему диссертационного исследования: «Развитие креативности как фактор повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров».

Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

Объект - система профессиональной подготовки бакалавров-дизайнеров в техническом вузе.

Предмет - процесс развития креативности бакалавров-дизайнеров в условиях технического вуза.

Гипотеза исследования. Развитие креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров будет эффективным, если:

раскрыты сущность и структура креативности дизайнера, определены показатели и охарактеризованы уровни ее развития;

определены сущность и содержание понятия «конкурентоспособность»;

созданы следующие педагогические условия:

разработка профессионального стандарта, охватывающего сферу деятельности дизайнера;

разработка и внедрение в педагогический процесс модели развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров;

осуществление регулярного мониторинга развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были выделены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы исследования в педагогической теории, раскрыть теоретико-методологические подходы,

сущность и особенности развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

  1. Разработать профессиональный стандарт «Конструктор-модельер», охватывающий сферу деятельности дизайнера.

  2. Определить компоненты структуры креативности дизайнера, их показатели и уровни развития.

4. Теоретически выявить педагогические условия развития креативности
как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

5. Экспериментально проверить эффективность выявленных
педагогических условий развития креативности как фактора повышения
конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

Методологическую основу исследования составили: основные

положения компетентностного подхода (В.А.Адольф, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя,
В.А.Комелина, А.К.Маркова, О.Г.Максимова, А.В.Хуторской и др.); личностно
ориентированного подхода (Ш.А.Амонашвили, В.А.Беликов, Е.В.Бондаревская,
В.И.Сериков, С.Н.Федорова, И.С.Якиманская и др.); аксиологического подхода
(И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Г.И.Чижакова, Е.Н.Шиянов и др.);

деятельностного подхода (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); системного подхода (В.И.Андреев, Н.В.Кузьмина, Л.В.Лежнина, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдина и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории развития
личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейни др.); теории и истории дизайна, дизайн-образования
(Н.В.Воронов, Е.Н.Ковешникова, С.М.Михайлов, Е.Розенблюм, В.Ф.Рунге,
В.В.Сеньковскийи др.); теории эстетического воспитания и образования
(В.М.Бехтерев, Ю.В.Изюмский, С.М.Каргапольцев, Т.С.Комарова,

Б.М.Неменский, Н.М.Пархоменко, В.А.Разумный, Г.И.Щукина, С.Н.Федорова,
Л.Ю.Шашинаи др.); фундаментальные психолого-педагогические исследования
по проблемам творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский,

Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, A.M.Матюшкин, П.И.Пидкасистый,

Я.А.Пономарев, С.А.Рубинштейн, O.K.Тихомиров и др.); психолого-
педагогические исследования в области развития креативности и творческого
мышления (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, Дж.Гилфорд, Н.В.Дружинин,
С.Медник, А.М.Матюшкин, Л.С.Подымова, Я.А.Пономарев, И.М.Рязанцева,
Е.П.Торренс, Е.Е.Туник и др.), исследования по проблеме формирования
конкурентоспособности студентов (А.А.Ангеловский, В.И.Андреев,

С.Я.Батышев, С.А.Борисенко, Е.А.Власова, Н.А.Дмитриенко, П.Н.Осипов,
Л.Д.Столяренко, В.С.Суворов, И.Катане, Н.В.Корнейченко, JI.M.Митина,
Н.К.Нуриев, Э.Р.Хайруллина, В.И.Шаповалов, С.Н.Широкобоков,

Ж.А.Шуткина, С.Н.Ярошенко и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотетических предположений были использованы взаимодополняемые теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы и правовых документов; обобщение педагогического опыта; моделирование);

эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспертная оценка) и математические (статистическая обработка материалов исследования) методы.

Экспериментальной базой исследования явилось Федеральное

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Исследованием были охвачены 368 студентов и 26 преподавателей, обучающихся и преподающих по направлению бакалавриата 54.03.01 Дизайн, 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности, 54.03.03 Искусство костюма и текстиля, 29.03.02 Технологии и проектирование текстильных изделий, 44.03.01 Педагогическое образование.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2012 по 2016 год в три этапа.

На первом этапе – теоретико-поисковом (2012-2013) – на основе анализа
психолого-педагогической, философской, правовой литературы по подготовке
студентов в вузе определены основные положения исследования,

сформулированы цели, задачи и рабочая гипотеза; обобщен сложившийся в
университете опыт профессиональной подготовки будущих дизайнеров;
проведенный анализ научной литературы по темам, близким к теме
диссертационного исследования, позволил сформулировать понятия

«конкурентоспособность», «креативность дизайнера», уточнить понятие «профессиональный стандарт»; выявлены компоненты креативности дизайнера, их показатели и уровни; осуществлены изучение и сбор экспериментального материала, составление диагностических методик; проведены анкетирование, опросы и тестирование студентов, преподавателей и работодателей с целью выявления состояния проблемы развития креативности бакалавров-дизайнеров; определен первоначальный уровень креативности бакалавров-дизайнеров.

На втором этапе – экспериментальном (2013-2015) – была проведена
экспериментальная работа, направленная на уточнение и проверку гипотезы
исследования; определена методика диагностики развития креативности;
изучение профессиональных стандартов в области деятельности дизайнера
позволили уточнить содержание и определить сущностные характеристики
процесса развития креативности бакалавра-дизайнера; разработан

профессиональный стандарт, охватывающий сферу деятельности дизайнера; разработаны педагогические условия развития креативности бакалавров-дизайнеров; проведена их апробация и корректировка.

На третьем этапе – обобщающем (2015-2016) – продолжена опытная апробация в учебном процессе педагогических условий развития креативности бакалавров-дизайнеров; проведен анализ, систематизация, обобщение и описание основных результатов исследования, проведен их качественный и количественный анализ; проведена коррекция модели развития креативности; сформированы выводы проведенного исследования в целом, оформлены результаты исследования в виде диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются использованием широкой базы научной литературы в области психологии и педагогики; применением теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, задачам и этапам исследования; репрезентативностью экспериментальной выборки; использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; экспериментальной проверкой гипотезы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены понятия:

- «креативность дизайнера» - качество конкурентоспособной личности
дизайнера, развивающееся на основе социальных и личностных предпосылок,
позволяющее разрешать профессиональные (проблемные) ситуации, генерируя
оригинальные функционально применимые идеи, отклоняясь от традиционных
способов деятельности;

- «профессиональный стандарт» - это официальный
многофункциональный документ, раскрывающий требования работодателей к
профессиональному уровню работника с учетом обеспечения
производительности и качества выполняемых работ, а также содержание
профессиональной деятельности в рамках той или иной отрасли экономики;
разрабатываемый на основе ведущих международных тенденций развития
конкретной области профессиональной деятельности, опыта передовых
предприятий и компаний, новейших и перспективных достижений науки,
технологии и техники;

- «конкурентоспособность» - способность специалиста творчески
реализовывать и совершенствовать профессиональную компетентность в
сложных и динамических ситуациях, что обеспечивает высокий
профессиональный статус и востребованность на рынке труда в условиях
конкуренции.

2. В качестве показателей конкурентоспособности выпускника-дизайнера
на основе анализа и разработки профессиональных стандартов, охватывающих
сферу деятельности дизайнеров, выявлены востребованные рынком труда
специальные (профессиональные) компетенции бакалавра-дизайнера и уровни
сформированности конкурентоспособности (высокий, средний, низкий).

  1. Определены компоненты структуры креативности дизайнера (дивергентное мышление, эвристическое мышление, эстетическая ориентация, творческая устремленность) и их показатели, охарактеризованы уровни развития креативности дизайнера (высокий, средний, низкий).

  2. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие развитию креативности бакалавров-дизайнеров: разработка профессионального стандарта, охватывающего сферу деятельности дизайнера; разработка и внедрение в педагогический процесс модели развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-

дизайнеров; осуществление регулярного мониторинга развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на
основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и
содержания профессиональных стандартов выявлены значение и место
креативности в профессиональной деятельности дизайнера; в работе
разработаны понятия «креативность дизайнера», «конкурентоспособность»;
уточнено понятие «профессиональный стандарт»; выявлены специальные
(профессиональные) компетенции бакалавра-дизайнера, не учтенные в ФГОС
ВПО 072500 Дизайн; определены компоненты структуры креативности
дизайнера; разработаны и научно обоснованы педагогические условия развития
креативности бакалавров-дизайнеров как фактора повышения их

конкурентоспособности, что обогащает теорию профессиональной педагогики и способствует дальнейшему развитию проблемы развития креативности дизайнеров, как фактора повышения их конкурентоспособности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

результаты, положения и выводы, изложенные в диссертационном исследовании; разработанные автором и экспериментально проверенные педагогические условия и диагностический инструментарий для определения уровня развития креативности могут быть применены в образовательном процессе вуза, направленном на развитие креативности будущих дизайнеров;

разработанное учебно-методическое обеспечение («Дизайн объектов труда и интерьера»: методические указания к выполнению практических работ в двух частях; рабочие программы и фонды оценочных средств по дисциплинам «Дизайн объектов труда и интерьера», «Архитектурное проектирование», «Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Декоративно-прикладное творчество») является организационно-методическим и диагностическим ресурсом для студентов всех направлений подготовки;

разработанный профессиональный стандарт «Конструктор-модельер» при условии утверждения его Министерством труда и социальной защиты; выделенные на его основе специальные (профессиональные) компетенции дизайнера могут стать основой для разработки ФГОС ВО, ФГОС СПО, образовательных программ, ориентированных на профессиональную подготовку будущих дизайнеров и конструкторов одежды.

Личный вклад соискателя состоит во включенном участии на всех
этапах исследования: получении исходных данных, обобщении передового
педагогического опыта, разработке теоретических и практических положений,
идей по теме диссертационного исследования, непосредственном

осуществлении экспериментальной работы, разработке и организации профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта «Конструктор-модельер», оформлении результатов исследования в виде двадцати публикаций, восемь из которых – в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, двух

учебно-методических работ, диссертации и автореферата, внедрении полученных результатов в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический
университет» на кафедрах моды и технологии, конструирования одежды и
обуви, дизайна, обучения на двуязычной основе. В рамках мероприятий,
проводимых Технологической платформой «Текстильная и легкая

промышленность», осуществлена разработка и организация профессионально-
общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
«Конструктор-модельер». Принято участие в коллективной разработке
профессионального стандарта «Графический дизайнер», разрабатываемого
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением
дополнительного профессионального образования «Государственный институт
новых форм обучения» на основе методики World Skills Russia.

Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях
различного уровня: XI международной научно-практической конференции
«Теоретические и методологические проблемы современного образования»,
Москва, 2012 г.; European Science and Technology: VII International research and
practice conference, Munich, 2014; XVIII международной научно-практической
конференции «Проблемы и перспективы социально-экономического

реформирования современного государства и общества», Москва, 2015 г.; XV
международной научно-практической конференции «Тенденции и инновации
современной науки», Краснодар, 2015 г.; Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Современные концепции и
технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном
педагогическом образовании», Казань, 2015 г.; Региональном семинаре-
совещании по обсуждению проекта национального справочника профессий,
востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий и
разработке профессиональных стандартов текстильной и легкой

промышленности (Казань, 5 июня 2015 г.); Круглом столе Технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» «Кластерное развитие легкой промышленности. Риски и возможности», Чебоксары, 23 июня 2015 г.; научной секции Технологической платформы «Текстильная и легкая промышленность» (в рамках международной научно-технической конференции «Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности»), Москва, 17 ноября 2015 г., и других.

Положения, выносимые на защиту:

1. Креативность дизайнера – качество конкурентоспособной личности
дизайнера, развивающееся на основе социальных и личностных предпосылок,
позволяющее разрешать профессиональные (проблемные) ситуации, генерируя
оригинальные функционально применимые идеи, отклоняясь от традиционных
способов деятельности.

2. Конкурентоспособность – это способность специалиста творчески
реализовывать и совершенствовать профессиональную компетентность в

сложных и динамических ситуациях, что обеспечивает высокий

профессиональный статус и востребованность на рынке труда в условиях конкуренции.

3. Уровень развития креативности (высокий средний, низкий) позволяют
определить показатели, соответствующие компонентам структуры
креативности дизайнера: дивергентное мышление, эвристическое мышление,
эстетическая ориентация, творческая устремленность. Влияние развития
креативности на уровень конкурентоспособности бакалавра-дизайнера
(высокий, средний, низкий) определяется по показателям
конкурентоспособности – специальным (профессиональным) компетенциям
бакалавра-дизайнера, выделенным на основе анализа и разработки
профессиональных стандартов.

4. Эффективное развитие креативности бакалавров-дизайнеров
осуществляется в процессе реализации педагогических условий: разработка
профессионального стандарта, охватывающего сферу деятельности дизайнера;
разработка и внедрение в педагогический процесс модели развития
креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-
дизайнеров; осуществление регулярного мониторинга развития креативности
как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 246 источников, 10 приложений. Основное содержание работы изложено на 174 страницах, диссертация снабжена 20 таблицами и 2 рисунками.

Соответствие требованиям профессионального стандарта как основа подготовки конкурентоспособного бакалавра-дизайнера

Динамичность и интенсивность развития современного общества, изменения техники и технологии, информатизации производств обуславливают необходимость подготовки специалистов с высоким уровнем квалификации, обладающих широким спектром компетенций и умением самостоятельно и творчески подходить к решению задач. Это определяет одну из приоритетных задач современного высшего образования, заключающейся в развитии и саморазвитии конкурентоспособности будущих выпускников, где проблема развития творческих способностей и креативности играет ключевую роль.

Проблема поиска эффективных педагогических условий развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров дизайнеров потребовала выстроить логику исследования имеющегося теоретического наследия по проблеме развития творческих способностей и креативности: 1. Выявить сущность дифиниций «творчество», «креативность», «творческая деятельность». 2. Выявить показатели креативности. 3. Выявить мотивы творческой деятельности и условия, способствующие проявлению креативности. Не смотря на то, что изучению проблемы творчества посвящено большое количество теоретических и экспериментальных работ, на сегодняшний день нет единой позиции в понимании сущности творчества и связанных с ним понятий. В психологическом словаре творчество трактуется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Продукт творчества отличается новизной, оригинальностью, уникальностью [168]. А.Г. Спиркин характеризует творчество как духовную деятельность по созданию оригинальных ценностей, установлению новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры [199]. С. Л. Рубинштейн трактовал творчество как деятельность, направленную на создание нового, оригинального, оставляющего след в истории не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. [182]. Д. Б. Богоявленская характеризует творчество как открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов [19].

Так, в большинстве определений творчества - акцент делается на новизну и общественную значимость создаваемого в процессе творческой деятельности продукта.

Мы разделяем точку зрения, Я. А. Пономарева, обратившего внимание на то, что критерий общественной значимости результата творческой деятельности не пригоден к анализу творчества, хотя в ряде случаев действительно имеет решающее значение [154]. Существует, например, понятие детского творчества; творчество проявляется при решении «головоломок» человеком любого уровня развития. Однако все это не имеет общественной значимости. Я. А. Пономаревым дано следующее определение понятия творчества: «творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [154, с. 43]. Мы придерживаемся мнения Я.А. Пономарева о том, что определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых психических структур, нового знания, новых способов деятельности [154]. Таким образом, согласно определению творчества Я.А. Пономарева, творчество человека – одна из форм его развития, особо значимая форма развития мира, осуществляемая через человеческую деятельность. Исследователи выделяют различные виды творчества: художественное, научное, техническое, «творчество в общении» и т.д. [71, 174, 191]. Профессиональная деятельность дизайнера, на которую обращено наше исследование, совмещает художественное и техническое творчество.

Проведенный анализ указывает на то, что творческой может называться деятельность, в процессе которой создается новый способ, либо новая комбинация известных способов действия, либо в результате которой создается новый, ранее неизвестный продукт (качество) [250]. Творчество представляет собой продуктивную деятельность, производящую новое, выступающей двигателем прогресса, в отличие от нетворческой репродуктивной деятельности, повторяющей известное (существующее).

Тем не менее, имеется мнение исследователей (Н. М. Гнатко, А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин, В. А. Просецкий, П. А. Рудик) о том, что творческая деятельность как и любая другая включает в себя элементы подражания. А. Л. Галин [39], говоря об уровнях творчества, пишет следующее: «Человечеством накоплено много знаний, имеется множество способов преобразования имеющейся информации, способов мышления, поэтому новое может быть получено путем комбинирования имеющихся знаний, «компиляции» или выведено непосредственно из того, что известно. Сказать, что это не творчество, вряд ли можно. Нечто новое в результате такой работы получается. Но оно принципиально выводимо из того, что известно. Поэтому назовем это творчеством невысокого уровня... Получение новых знаний, принципиально меняющих рассмотрение объекта исследования, назовем творчеством высокого уровня» [39, c. 9]. В.А. Просецкий также отмечает взаимосвязь и взаимопроникновение творчества и подражания, и говорит о том, что творческая деятельность «имея на первоначальных стадиях в значительной мере подражательный характер, постепенно освобождается от власти подражания и становится в подлинном смысле творчеством» [158].Таким образом, в процессе творческой образовательной деятельности бакалавров-дизайнеров на начальном этапе неизбежно будут присутствовать элементы подражания, поскольку, процесс обучения есть процесс накопления знаний, способов деятельности, мышления и анализа, которые в дальнейшем станут «основой» для творчества.

Анализ литературных источников по проблемам творческой деятельности показал, что творчество может проявляться во всех видах человеческой деятельности, а также то, что само творчество порождается деятельностью. Согласно определению С.Л. Рубенштейна, деятельность - активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры [201]. Всякая деятельность строится на активности, основанной на тех или иных побуждениях или мотивах, и направленной на определенную цель. Существует мнение ученых (Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн) [19, 201] о том, что именно активность психики является основанием процесса творческой деятельности. Активность не мотивированную внешними стимулами, не обусловленную практической нуждой человека или отрицательной оценкой работы Д.Б. Богоявленская характеризует как «интеллектуальную инициативу». Интеллектуальная инициатива выступает наиболее важной качественной характеристикой интеллектуальной активности, которая, в свою очередь, выдвигается ученым как «единица анализа творчества» [17, 19].

Особенности профессиональной подготовки конкурентоспособных бакалавров-дизайнеров в контексте развития у них креативности

достижение определенных дидактических целей [6]. Рассмотрим понятие «педагогические условия». В философской науке условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, как то, от чего зависит нечто другое, что делает возможным наличие вещи (состояния, процесса) [214]. В теории образования педагогические условия – это среда, где протекают те или иные педагогические процессы; это такие обстоятельства, которые сознательно создаются в учебном процессе, обеспечивая его возникновение, протекание и результативность. Как утверждает В. И. Андреев, эти обстоятельства являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения и направлены на

В нашем исследовании мы ставили задачу разработки педагогических условий, реализация которых способствует эффективному развитию креативности бакалавров-дизайнеров как конкурентоспособных специалистов. Первое педагогическое условие предусматривало разработку профессионального стандарта, охватывающего профессиональную деятельность дизайнера.

В процессе подготовки будущих дизайнеров необходимо осуществлять планирование образовательного процесса и совершенствование или введение новых технологий и планов обучения с учетом приоритетов инновационного развития страны, актуальных и перспективных требований рынка труда, запросов работодателей. Как показало теоретическое исследование и проведенный нами опрос работодателей, они не удовлетворены уровнем квалификации выпускников-дизайнеров, утверждая, что приобретенные ими знания и умения, не соответствуют практике организаций. Выпускника, принимаемого на работу, приходится «переучивать» в соответствии с новыми технологиями и этапами производства.

Проведя анализ утвержденных профессиональных стандартов в области дизайна, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день не разработаны профессиональные стандарты, охватывающие сферу деятельности дизайнера одежды и графического дизайна, как профиля нашего вуза.

Стремление выявить требования, предъявляемые к профессиональному уровню выпускника дизайнера, уточнить содержание трудовой деятельности дизайнера естественным образом привело нас к разработке профессиональных стандартов, охватывающих деятельность дизайнера.

Для того чтобы визуально представить и максимально исследовать все положения, элементы и стороны рассматриваемого в нашем диссертационном исследовании процесса развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров, мы разработали модель развития креативности бакалавров-дизайнеров – второе педагогическое условие.

В философской литературе модель понимается как средство познания, как аналитическое или графическое описание объекта или явления, как результат преобразования образца реальности путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся его важные свойства и качества принципы его организации и функционирования, важные для познания, критики и специфического оперирования, действия, оперирования [216, 235].

Анализируя определения «модели» в педагогической науке, приходим к выводу, что модель – это обобщенное отражение объекта (явления) в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в упрощенном и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [52, 135]. Модель воспроизводит некоторые существенные свойства оригинала, обобщенно отражает объект, она является результатом абстрактного практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента [135]. Процесс создания модели – это разработка целей (общей идеи) создания педагогической системы, ситуации или процесса и основных путей их достижения [29]. Проектируя модель для нашего диссертационного исследования, мы следовали общим принципам моделирования: наглядности, определенности и объективности [83]. Модель развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров представлена на рисунке 2.

При построении модели развития креативности бакалавров-дизайнеров мы выделили взаимосвязанные блоки, каждый из которых выполняет определенную функцию: целевой, методологический, содержательно-технологический и оценочно-результативный.

Целевой блок. В своем исследовании мы пришли к выводу, что профессиональное образование должно происходить в тесной взаимосвязи с запросами рынка труда и отвечать требованиям инновационного пути экономики нашей страны. Цель образовательного процесса, выраженная в результатах обучения – компетенциях, знаниях, умениях, навыках, формулируется в основных позициях Государственных образовательных стандартов, которые в свою очередь, как определено законодательством нашей страны [141, 211], должны разрабатываться/актуализироваться с учетом требований профессиональных стандартов (трудовых функций, квалификационных характеристик, уровней квалификации). Освоение выпускником вуза компетенций Государственного образовательного стандарта, а также соответствие квалификационным требованиям профессиональных стандартов гарантирует его востребованность на рынке труда. В связи с вышесказанным при развитии креативности бакалавров дизайнеров мы ориентировались на требования профессиональных стандартов и действующего ФГОС ВПО 072500 Дизайн (3-е поколение), и рассматривали креативность дизайнера, в контексте этих требований, как качество конкурентоспособного дизайнера, полагая, что развитие креативности дизайнера будет способствовать эффективному осуществлению профессиональной деятельности бакалаврами-дизайнерами. Целью модели мы определили – развитие креативности бакалавров-дизайнеров.

Разработка профессионального стандарта, охватывающего сферу деятельности дизайнера

Целью данного параграфа является описание программы развития креативности бакалавров-дизайнеров как фактора повышения их конкурентоспособности. 117 Отбору компонентов программы развития креативности предшествовал анализ трудов, в области педагогики, посвященных развитию креативности студентов, в том числе будущих дизайнеров (М.М.Зиновкиной, А.Г.Боровик, В.Ю.Сапугольцева, В.Ю.Варлаковой, А.В.Сарапуловой, Е.С.Шелестовой, Н.А.Соколовой, В.А.Ясивина, Г.М.Клочковой), формированию конкурентоспособности студентов (В.И.Андреева, П.Н.Осипова, В.С.Суворова, И.Катане, Э.Р.Хайруллиной), эстетического развития будущих дизайнеров (О.В.Бобряшовой, А.Ю.Урюпиной, Л.А.Зарицкой, В.Г.Телегей) применения технологий проблемного обучения в развитии творческих способностей студентов (Альтшуллера Г.С., Вилькеева Д.В., Занкова Л.В., Зиновкиной М.М., Мелешко С.И.), применения информационных технологий в образовательном процессе (Сережкина А.Е., Дмитриев М.Е.), применению контекстного обучения (А.А. Вербицкого, Г.В. Лаврентьева, С.М. Качаловой, В. Калашникова, М.Левковского) и других ученых.

Развитие креативности бакалавров-дизайнеров происходило поэтапно: первый курс – мотивационный этап, второй курс – формирующий этап, третий курс – профессионально-деятельностный этап, четвертый курс – рефлексивно оценочный этап. При разработке этапов развития креативности, мы опирались на исследования А.В. Сарапуловой и Ю.Р. Варлаковой [29, 186]. На каждом этапе мы ставили конкретные локальные задачи и ориентировали на их достижение определенный комплекс педагогических форм, методов и средств, направленных на развитие каждого компонента креативности дизайнера, а также специально отобранное содержание изучаемого материала творческого характера, вызывающего интерес к его изучению и освоению.

Так, для развития дивергентного мышления мы применяли технологию проблемного обучения и стремились ставить студента в позицию субъекта деятельности, в ситуацию самостоятельного поиска знаний и освоения новых способов деятельности. С помощью проблемных ситуаций моделировались условия исследовательской деятельности, которая строилась как диалогическое взаимодействие преподавателя и студента. Сложность проблемной ситуации мы определяли, ориентируясь на уровень знаний студентов и опыт решения проблемных задач. В первое время для вовлечения студентов в активную мыслительную деятельность мы использовали проблемное изложение; позднее обучающиеся непосредственно привлекались разрешению проблемных ситуаций под нашим руководством. По мере приобретения опыта решения проблемных ситуаций и расширения знаний студентами мы создавали проблемные ситуации высокого уровня сложности, где студенты занимали активную позицию, выдвигая предположения, строя гипотезы, дискуссируя между собой, учась взаимодействовать, выслушивать, аргументировать высказывания, выбирая совместно оптимальное, применимое, оригинальное решение. Наша же роль сводилась к постановке вопросов в затруднительной ситуации или подсказке (формулирование научных терминов, аналогия и другие).

Мы старались создавать такие проблемные ситуации, которые вызывали интерес у студентов, были посильны и поэтапно усложнялись, информация, полученная в ходе решения которых была значимой для студентов. Создавая проблемную ситуацию, мы учитывали индивидуальность каждого студента.

Технология проблемного обучения позволяет сформировать у будущих бакалавров-дизайнеров такие важные профессиональные качества как способность к обнаружению и постановке проблемы, способность выдвигать и проверять гипотезы, исследовательские способности (сбор, анализ и обработка информации), способность делать выводы и применять полученные результаты; формирует познавательную мотивацию.

Развитие дивергентного мышления предусматривает также применение креативных технологий. Креативные технологии представляют собой систему способов, способствующих проявлению и развитию творческой активности как осознанного, целенаправленного, управляемого и эффективного процесса мыследеятельности во всех сферах жизни человека в контексте оперативных, тактических и стратегических целей, с вероятным прогнозом креативного продукта [98]. Основным критерием в выборе методов и техник развития креативности для нас являлось то, что их можно применить для решения дизайн 119 задач, совмещающих в себе художественное и техническое творчество [86, 89]. Приведем некоторые их них. Упражнения для студентов первого курса. Упражнение «2 случайных слова». Студентам предлагается выбрать из книги, журнала или словаря два случайных слова (либо преподаватель сам выбирает два слова), после чего студенты пробуют найти нечто общее между этими двумя словами. Мы рекомендуем студентам сопоставлять их, сравнивать, анализировать, искать взаимосвязи, можно придумать нереальную фантастичную историю, которая бы связала бы эти два понятия.

Упражнение «Ассоциации». Студентам предлагается взглянуть на комнату, в которой они находятся, и выбрать случайный предмет, за который «зацепился» их взгляд. Далее необходимо взять лист бумаги и записать прилагательные, которые наиболее подходят к выбранному предмету, затем написать еще прилагательные, которые не подходят к данному предмету. После чего нужно подумать, как можно воплотить в жизнь последние словосочетания, попытаться найти взаимосвязи между словами.

Упражнение «Альтернативное использование». Данная методика была разработана Дж. Гилфордом как тест для определения уровня дивергентного мышления. Мы же используем ее для тренировки гибкости, беглости, оригинальности, разработанности мышления и развития воображения будущих бакалавров-дизайнеров. Упражнение заключается в том, что студентам в течение короткого промежутка времени необходимо придумать как можно больше вариантов альтернативного использования какой-либо вещи.

Приведенные упражнения занимают не более 10 минут. Мы применяли их на мотивационном этапе развития креативности в начале занятий, чтобы создать положительный эмоциональный климат, атмосферу творчества, мотивировать студентов к творческой деятельности; либо в перерывах, когда у студентов наблюдалась усталость, рассеянное внимание, учебная деятельность приобретала рутинный характер.

Анализ экспериментальной работы по развитию креативности бакалавров дизайнеров

В диссертации изучено современное состояние проблемы исследования в педагогической теории, раскрыты теоретико-методологические подходы, сущность и особенности развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров

Понятия «креативность» и «конкурентоспособность» рассматриваются в научных трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. Однако феномен креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров остается мало изученным явлением. Под креативностью, обобщая определения психолого-педагогических исследований, мы понимаем совокупность интеллектуальных и личностных качеств, позволяющих разрешать проблемные ситуации, отклоняясь от традиционных способов деятельности; развивающихся на основе социальных предпосылок, мотивационной активности, в условиях активной творческой деятельности.

Анализ теоретического наследия по проблеме конкурентоспособности личности позволил уточнить понятие «конкурентоспособность», которая рассматривается нами как способность специалиста творчески реализовывать и совершенствовать профессиональную компетентность в сложных и динамических ситуациях, что обеспечивает высокий профессиональный статус и востребованность на рынке труда в условиях конкуренции. Проведенное исследование указывает на то, что подготовить востребованного выпускника, соответствующего требованиям сообщества работодателей, подготовленного для участия в модернизации экономики страны, возможно ориентируясь при разработке образовательных стандартов и программ на профессиональный стандарт, который введен в практику правительством нашей страны как инструмент взаимодействия рынка труда и сектора образования.

В ходе исследования нами уточнено понятие «профессиональный стандарт», который рассматривается как официальный многофункциональный документ, раскрывающий требования работодателей к профессиональному уровню работника с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ, а также содержание профессиональной деятельности в рамках той или иной отрасли экономики, разрабатываемый на основе ведущих международных тенденций развития конкретной области профессиональной деятельности, опыта передовых предприятий и компаний, новейших и перспективных достижений науки, технологии и техники. В диссертационном исследовании выявлены механизмы и проблемы соотношения профессионального и образовательного стандартов. Анализ трудовых функций и требований к квалификационным характеристикам профессиональных стандартов сферы деятельности дизайнеров, указывает на то, что творчество неотъемлемая составляющая деятельности дизайнера, что доказывают необходимость развития креативности будущих дизайнеров.

Анализ определений понятия «дизайн» показывает, что дизайн - особая творческая деятельность человека, в процессе которой преодолеваются противоречия между обыденным и новым, красивым и рациональным. Дизайн воплощает в себе единство техники и искусства. Являющийся результатом деятельности дизайнера продукт должен соответствовать техническим требованиям и быть эстетически и оригинально окрашенным, нести индивидуальность автора.

Опираясь на анализ требований профессиональных стандартов в области дизайна, изучение сущности дизайн-деятельности, исследование характеристик креативной личности, под креативностью дизайнера мы понимаем качество конкурентоспособной личности дизайнера, развивающееся на основе социальных и личностных предпосылок, позволяющее разрешать профессиональные (проблемные) ситуации, генерируя оригинальные функционально применимые идеи, отклоняясь от традиционных способов деятельности.

На констатирующем этапе эксперимента мы пришли к выводу о том, что креативность бакалавров-дизайнеров находится на недостаточном уровне развития, а его повышение можно обеспечить путем разработки и внедрения 171 педагогических условий, способствующих эффективному развитию креативности студентов. Первое педагогическое условие предусматривало разработку профессионального стандарта, охватывающего профессиональную деятельность дизайнера. Разработка профессиональных стандартов в области дизайна способствовала раскрытию квалификационных требований к дизайнеру, как специалисту широкого профиля – универсалу, способного выполнять задачи как художественного, так и технического характера, владеющего коммуникативными и исследовательскими навыками, умением планировать собственную деятельности, оценивать ее качество и результаты, осуществлять совместную деятельность в команде, эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками, руководить.

Для того чтобы визуально представить и максимально исследовать все положения, элементы и стороны рассматриваемого в нашем диссертационном исследовании процесса развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров, мы разработали и внедрили в педагогический процесс модель развития креативности как фактора повышения конкурентоспособности бакалавров-дизайнеров – второе педагогическое условие. Разработанная модель включает целевой блок (требования к дизайнерам, цель); методологический блок (подходы и принципы); содержательно-технологический блок (этапы, формы, методы и средства развития креативности); оценочно-результативный блок (компоненты структуры креативности дизайнера, уровни их развития, результат).