Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА

Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования
<
Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3d моделирования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / САБЛИНА НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2015.- 163 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития художественно творческой активности обучающихся средствами компьютерных технологий 13-67

1.1. Развитие художественно-творческой активности обучающихся, как психолого-педагогическая проблема 13-28

1.2. Компьютерное 3D моделирование как средство развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров 28-48

1.3. Модель образовательной среды, способствующая развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров 48-65

Выводы по Главе 1 66-67

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование модели образовательной среды, содействующей развитию художественно-творческой активности студентов дизайнеров 68-129

2.1. Организация и проведение педагогического эксперимента со студентами-дизайнерами 68-86

2.2. Экспериментальная проверка модели образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров 87-111

2.3. Анализ результатов экспериментальной проверки модели образовательной среды 111-129

Выводы по Главе 2 129-131

Заключение 131-134

Список литература

Введение к работе

Актуальность данной проблемы заключается в том, что имеющаяся система подготовки дизайнеров недостаточно полно опирается на современные компьютерные технологии, в том числе на 3D моделирование, не в полной мере обеспечивая подготовку будущих дизайнеров к будущей профессиональной деятельности в современных условиях компьютеризации общества.

Недостаточная научная разработанность поставленной проблемы предопределила тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель образовательной среды, направленную на повышение уровня художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования.

Объект исследования: содержание и процесс обучения студентов-дизайнеров компьютерному 3D моделированию.

Предмет исследования: развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров будет более эффективным при условии, если:

одной из главных задач при разработке модели образовательной среды, способствующей повышению уровня художественно-творческой активности будущих дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования, будет выявление характеристики этой активности, определяющие успешность развития их профессиональных компетенций;

процесс реализации модели образовательной среды будет осуществляться на основе разработанной специальной дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» и индивидуально-ориентированного подхода в процессе подготовки студентов-дизайнеров к будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать и провести научно-теоретический анализ психофизиологических основ художественно-творческой активности с целью

выявления условий ее реализации в процессе обучения компьютерному 3D моделированию.

  1. Выявить специфику профессиональной деятельности будущих дизайнеров, определив значение компьютерного 3D моделирования в осуществлении этой деятельности.

  2. Разработать и теоретически обосновать модель образовательной среды способствующей повышению уровня художественно-творческой активности студентов-дизайнеров на занятиях по компьютерному 3D моделированию.

  3. Разработать содержание специальной дисциплины «Компьютерное 3D моделирование».

  4. Организовать и провести экспериментальное исследование эффективности модели образовательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования.

Методологическую основу исследования составляют положения педагогики и психологии о механизмах развития личности и ее творческих способностей, о реализации творческого начала личности в процессе совместно-продуктивной учебной деятельности; а также положения по истории и теории профессионального художественного образования и дизайну. Большое значение для данного исследования составили работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, А.А. Венгера, А.И. Донцова, Ю.П. Зинченко, Ю.Ф. Катхановой, Б.А. Карева, А.А. Кузнецова, СИ. Ломова, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова, Д.И. Фильдштейна, А.С. Хворостова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, В.И Якунина, и др., а также зарубежных ученых С. Вандерберга, Д.Г. Гилфорда, Е. Торранса, где рассмотрены общие подходы к структуре способностей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:

теоретический анализ научно-методической литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме;

наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности;

опросные методы (анкетирование, беседа, тестирование);

организация и проведение педагогического эксперимента;

методы статистической и графической обработки данных эксперимента.
Экспериментальная база и этапы исследования.

Диссертационное исследование проводилось в период с 2009-2014 гг. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Липецкий государственный педагогический университет (художественно-графический факультет). Исследование также проводилось в

Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) и Липецком филиале Московской гуманитарно-технологической академии.

Общая совокупность участников исследования составила 315 человек (2-4 курсы).

Исследование проводилось в период с 2009 по 2014 гг.

Первый этап (2009-2011 гг.) – конкретизация проблемы, постановка
задач исследования, работа с научной, психолого-педагогической,

методической, специальной литературой. Осмысление проблемы: изучались теория и практика развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров. Определялись цели и задачи, формулировалась гипотеза исследования, выявлялись и уточнялись критерии, характеризующие уровни развития художественно-творческой активности студентов. Разрабатывались требования к содержанию учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерное 3D моделирование». Осуществлялся поиск методических приемов и технологий, способствующих развитию художественно-творческой активности будущих дизайнеров.

Второй этап (2011-2013) – разработка модели образовательной среды
развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

средствами компьютерного 3D моделирования: определялась ее структура и
функциональная направленность. Рассматривались и обобщались результаты
экспериментальной работы, определялись методические рекомендации. В ходе
экспериментального исследования было применено сочетание диагностической
и методической работы, апробирована выделенная нами модель

образовательной среды. Внимательно изучались и прошли апробацию

методические разработки содержания дисциплины «Компьютерное 3D моделирование».

Третий этап (2013-2014гг) – углубление теоретических основ
исследования, проведение педагогического эксперимента, осуществление
сравнительного анализа результатов контрольных и экспериментальных групп.
Проводилась коррекция разработанной модели образовательной среды и
технологии обучения компьютерному 3D моделированию, внедрялась в
учебный процесс специальная дисциплина «Компьютерное 3D моделирование»
и ее дидактическое обеспечение. Проводился анализ и систематизация
полученных экспериментальных данных. Формулировались выводы

диссертационного исследования, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Выявлены характеристики художественно-творческой активности у студентов-дизайнеров и педагогические условия ее развития средствами компьютерного 3D моделирования.

  2. Разработаны теоретические положения модели образовательной среды, направленной на повышение уровня художественно-творческой

активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D

моделирования, в основу которых положены характеристики этой активности, определяющие успешность развития профессиональных компетенций.

  1. Разработан учебно-методический комплекс специальной дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» с учетом специфики профессиональной подготовки студентов-дизайнеров.

  2. Сформулированы требования к системе заданий, способствующие успешному освоению студентами-дизайнерами компьютерного 3D моделирования с учетом различной степени сложности, предлагаемые в соответствии с индивидуальным уровнем развития способностей, предусматривающую будущую проектную деятельность учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Разработана теоретическая модель образовательной среды, направленная на повышение уровня развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования.

  2. Обоснован предложенный индивидуально-ориентированный подход в обучении студентов-дизайнеров компьютерному 3D моделированию, способствующий определению индивидуальной траектории развития художественно-творческой активности студентов.

  3. Основные положения и выводы могут стать основой для дальнейшей реализации теоретических исследований, нацеленных на развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров в учебно-творческой деятельности в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами.

Практическая значимость исследования состоит в возможности

внедрения в практику подготовки студентов-дизайнеров разработанного

учебно-методическое содержания дисциплины «Компьютерное 3D

моделирование» способствующей развитию художественно-творческой

активности студентов-дизайнеров. Эти разработки могут найти применение в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров различных профилей, таких как «Графический дизайн», «Дизайн среды», «Промышленный дизайн», «Web-дизайн» и др.

Обоснованность и достоверность результатов исследования

обеспечены методологической точностью исходных теоретических положений; объективным анализом состояния проблемы исследования, адекватных объекту и предмету целям и задачам данной работы; проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты внедрены в образовательный процесс

художественно-графического факультета Липецкого государственного

педагогического университета и Московского педагогического государственного университета (МПГУ), а также на кафедре дизайна и изобразительных искусств Липецкого филиала Московской гуманитарно-технической академии.

Результаты и положения работы опубликованы в реферируемых
журналах «Высшее образование сегодня» (2012, 2013гг.), «Преподаватель
XXI век» (2012г.); а также докладывались и получили одобрительную оценку
VI, VII, VIII международных научно-практических конференциях «Проблемы
непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование»
(Липецк 2008, 2009, 2010 гг.); Международной научно-практической
конференции «Проблемы совершенствования художественного образования в
условиях модернизации высшей школы» (Липецк 2008г.); Межвузовской

научно-практической конференции «Проблемы совершенствования и

перспективы развития художественного образования в регионе» (Елец 2009г.); II,III областной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования и эстетического воспитания в регионе» (Липецк 2010, 2011гг.); Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2014 год (Москва 2015г)

Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

  1. Модель образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного 3D моделирования.

  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» включающей: программу дисциплины, комплекс оценочных средств, календарно-тематическое планирование, в структуру которого входят практические задания и упражнения различной степени сложности.

  3. Диагностический инструментарий исследования уровня развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров.

Оценка достоверности и новизны исследования подтверждается

данными экспериментальной проверки модели образовательной среды; разработанного содержания дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» и средств обучения, показавшими высокий уровень развития художественно-творческой активности студентов, принимавших участие в экспериментальном обучении.

Структура и объем диссертации.

Компьютерное 3D моделирование как средство развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

На первоначальном этапе исследования была проанализирована та часть психолого-педагогической и специальной литературы, которая посвящена развитию художественно-творческой активности студентов.

Изучением вопроса активности в учебной и творческой деятельности занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи. В своих исследованиях акцентируют внимание на этой проблеме Б. Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.И. Крупнов, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов и другие. Большинство исследователей рассматривали такие понятия, как «познавательная активность», «творческая активность», «художественно-творческая активность» и др. Приступая к рассмотрению понятия «художественно-творческая активность», вначале хотелось бы обратиться непосредственно к понятию «активность». Одни исследователи под «активностью» понимают деятельность и взаимодействие вообще (Е.П. Ильин). Другие считают, что «активность»- это мера деятельности. (В.Г.Мордкович).

Психолог Б.Г.Ананьев говорит о том, что активность может выступать базовым понятием по отношению к деятельности [3].

В научной литературе понятие «активность» отличается от «деятельности». Например, К.А. Абульханова- Славская считает, что основное отличие активности от деятельности заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность из потребности в деятельности [1, с.44]. А.И. Крупнов в своих исследованиях говорит о том, что активность может выступать как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних их проявлений [70]. Такое понимание активности позволяет выявить ее основную характеристику - потенциальную возможность субъекта к действию.

Активность как качество личности в психолого-педагогической литературе раскрывается с учетом взаимосвязи биологического начала и социального.

Такие исследователи как П.К. Анохин, Н.С. Лейтес рассматривают ее физиологические механизмы, связанные с высшей нервной деятельностью, другие рассматривают ее социальную основу [В.Г. Мордкович]. Но в каких бы аспектах не раскрывалась проблема активности, все они взаимосвязаны.

На современном этапе развития психологической науки существует мнение, что природная основа активности личности не вытесняется социальной, а подчиняется ей и включается в новые системы связей и взаимоотношений [158, с.72].

Человек как личность не просто взаимодействует со средой, а участвует в целенаправленном ее преобразовании, за счет чего происходит преобразование и самой личности. А. Н. Леонтьев говорит о том, что человек может проявлять свою активность только в социальной среде, взаимодействуя с другими людьми. Большую часть того, что он делает, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь другие члены общества удовлетворяют потребность личности [78, с.5]. Социальные отношения, ценности, группы являются объектами социальной среды, а личность социальным субъектом. При рассматривании способности социального субъекта к взаимоотношению с социальной средой мы получим социальную активность.

Социальная активность личности является одной из характеристик активности личности вообще. Она представляет собой состояние субъекта, ограниченное его внутренним отношением к взаимосвязи с социальной средой, и проявляется в его поведении.

Реализуясь в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и в художественном творчестве, активность выступает как художественно-творческая. Таким образом, художественно-творческую активность можно рассматривать как один их видов социальной активности. Проявление активности личности студента творческой специальности (в данном случае специальности «дизайн»), должно заключаться в интенсивной как учебной, так и творческой деятельности.

В дидактике активность характеризуется определенным принципом, согласно которому учебный процесс способствует формированию у учащихся не только определенных знаний, умений и навыков, но и содействует развитию мышления, воображения, инициативности и пр.

Ю.К. Наумов активность студентов в учебном процессе определяет как волевое действие, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности [107]. Это интенсивный процесс учения, характеризующийся потребностью личности к профессиональной и интеллектуальной деятельности. Активный студент проявляет интерес к получению знаний, направляет свои усилия на достижение цели.

Но активность, в свою очередь, может носить ситуативный характер, а может перейти в личностное качество. Все зависит от того, насколько устойчиво отношение личности к деятельности. Познавая основы той или иной деятельности, студенту необходимо обладать устойчивой познавательной активность.

Э.Ю.Телегина дает определение познавательной активности как состоянию, которое характеризуется стремлением к учению, проявлению волевых усилий и к умственному напряжению в процессе овладения знаниями [175]. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность с позиции качества деятельности личности, которое проявляется в отношении субъекта к процессу деятельности с овладением знаниями и способами деятельности. Она выделяет три уровня проявления познавательной активности в учебной деятельности: 1-ый уровень - воспроизводящий. Основная характеристика этого уровня заключается в том, что учащийся пытается запомнить и воспроизвести определенные знания по образцу. На этом уровне у ученика отсутствует интерес к углублению полученных знаний.

2-ой уровень – интерпретирующий. Он характеризуется стремлением субъекта обучения овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Особенностью этого уровня является высокая устойчивость волевых усилий.

3-ий уровень – творческий. Характеризуется желанием ученика не только вникнуть в сущность явления, но и найти новый способ для ее познания. Для оценки сформированности этого уровня познавательной активности служит высокий интерес учащегося к осмыслению изучаемых явлений и процессов, самостоятельный поиск решения возникающих проблем в ходе осуществления познавательной деятельности [191].

Проанализировав аспекты познавательной активности, можно сделать вывод, что основным звеном является потребность личности в овладении и приобретении новых знаний. Если студент не осознает потребности в познавательной, художественной, эстетической потребности, то, как правило, он не проявляет и художественно-творческой активности.

Модель образовательной среды, способствующая развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

В первом параграфе первой главы нашего исследования мы провели анализ психолого-педагогических исследований, посвященных художественно-творческой активности, который позволил выделить ее структурные особенности организации и механизмы взаимодействия с различными внутренними психическими процессами.

Художественно-творческая активность не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе жизнедеятельности человека. Особенности зарождения и развития художественно-творческой активности средствами компьютерного трехмерного моделирования являются на сегодняшний день мало изученными, что имеет большое значение в профессиональной подготовке будущих дизайнеров. В связи с этим нами были определены критерии организации образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного трехмерного моделирования. Основная цель экспериментальной работы - проверка эффективности выделенных нами критериев организации образовательной среды (учет индивидуальных особенностей, динамичность, открытость, активность, эмоциональность, индивидуальная комфортность и благополучие в среде каждого индивида, использование индивидуально - ориентированного подхода профессиональной подготовки студентов, формирование потребности к получению высокопрофессиональной подготовки; сочетание методов, средств и форм преподавания компьютерного трехмерного моделирования; использование разнообразных задач с постепенным усложнением учебного материала; грамотное использование наглядного материала; создание условий, способствующих развитию психических процессов, лежащих в основе художественно-творческой активности). Задачами экспериментального исследования являются: 1. Определение состава контрольных и экспериментальных групп. 2. Уточнение требований к содержанию учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерное 3D моделирование» (рабочая программа, учебно-методические и наглядные пособия, методические рекомендации и др.) 3. Выявление первоначального уровня развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров. 4. Анализ графических работ студентов с элементами компьютерного 3D моделирования на основе разработанных критериев их оценки. 5. Подведение итогов и анализ результатов педагогического эксперимента. Экспериментальное исследование проводилось на базе художественно графического факультета

В ходе проведения экспериментального исследования применялись следующие научно-педагогические методы:

Теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме и современного состояния практической деятельности;

Наблюдение за учебной деятельностью студентов с последующим сравнительным анализом уровня развития художественно-творческой активности студентов контрольной и экспериментальной групп на основе анализа качества выполненных графических заданий с элементами творчества. 3. Тестирования по методикам П.Торренса, А.А. Кыверялга; эксперимент был проведен, на базе Липецкого государственного педагогического университета, в нем принимали участие студенты 1-5 курсов художественно-графического факультета обучающихся по специальности «Дизайн». Этот этап эксперимента был направлен на работу с научной, психолого-педагогической, методической, специальной литературой по теме исследования. Проводилось теоретическое осмысление проблемы: изучались теория и практика развития художественно-творческой активности студентов дизайнеров. Определялись цели, задачи, формировалась гипотеза исследования, выявлялись и уточнялись педагогические условия и критерии, характеризующие уровни развития художественно-творческой активности студентов. Определялись и уточнялись требования к содержанию учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерное 3D моделирование». Осуществлялся поиск методических приемов и технологий, способствующих развитию художественно-творческой активности будущих дизайнеров.

На первом этапе эксперимента были выявлены основные критерии оценки работ студентов. При определении критериев мы опирались на теоретические знания психических процессов и механизмов творческого процесса, структурные особенности организации художественно-творческой активности.

Также при определении критериев оценки творческих работ студентов мы рассматривали концептуальные положения, изложенные в исследованиях Л.Г. Медведева, А.Я. Дудецкого, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, П. Торренса, В.П.Зинченко, и др.

Критерии выступают в роли образцов и являются своеобразной нормой, с которой сравниваются реальные явления. В качестве критериев оценки творческой активности ученые выделяют такие показатели как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, легкость ассоциирования, способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи, оценочные способности человека, легкость генерирования идей.

В исследованиях по психологии творчества П. Торренс рассматривает основные направления изучения творческих способностей, в частности креативности. [ 174] Он выделяет такие параметры креативности как: беглость (многообразие идей) - один из главных параметров творческого процесса, напрямую связанный с творческим воображением; оригинальность - генерирование новых, уникальных идей является важнейшим признаком творческого воображения и креативности; гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другой; точность - тщательность разработки деталей.

Художественно-творческая деятельность тесно связана с эмоциями и чувствами и функционирует в форме образов, т. е. является наглядно-образной. Наглядно - образное мышление невозможно рассматривать отдельно от воображения. Без воображения не может быть творчества. Для оценки уровня развития художественно-творческой активности мы опираемся на исследования А.Я. Дудецкого, в котором предлагается оценивать воображение по результатам решенных задач. Он выделяет такие качества (критерии) воображения как яркость образов, их количество и приближенность к действительности. [40]

Экспериментальная проверка модели образовательной среды способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

Вначале необходимо рассмотреть методы, формы и средства, которые оптимально сочетаются между собой и подходят для образовательного процесса студентов-дизайнеров. Ю.К. Бабанский отмечал, что «при всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации». [63]

Бабанский Ю.К., Огородников И.Т. и другие ученые исследовали эффективность разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так Ю.К. Бабанский полагает, что «словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но при этом темп обучения медленный». [63]

Для оценки оптимальности использования методик в образовательном процесса, надо определить ее критерии. «Бабанский Ю.К. и. Поташник М.М выделили 4 критерия. 1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков. 2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов. 3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время. 4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время». [122] Можно сделать вывод о том, что оптимизация образовательного процесса выделяет различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации. «Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); б) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Выбор методов обучения зависит: а) от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; б) от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы; в) от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов». [136]

Нами были определены основные методы, используемые при обучении студентов-дизайнеров компьютерному 3D моделированию: словесные методы, объяснительно – иллюстративный метод, систематизирующий метод, практический метод, контрольный метод. А также группа эвристических методов: частично – поисковый метод, ассоциативный метод, аналогии, интерпретация, «мозговая атака», метод модульного проектирования, метод проектов.

Помимо методов необходимо определить и средства обучения, наиболее подходящие для реализации поставленной задачи. Что же такое средство обучения? По мнению П.И. Пидкасистого «средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе может участвовать как предмет усвоения, либо в какой-нибудь другой функции». [136] Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, по их эффективности в учебном процессе.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, расписание занятий и другие необходимые материалы и предметы. «Идеальные средства обучения это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний». [123]

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов обучения неоднозначна: средства обучения чаще всего могут использоваться в сочетании с различными методами и, наоборот,- для использования одного метода можно подобрать несколько соответствующих средств. Это обусловлено развитием технических средств обучения (ТСО).

Пидкосистый П.И. говорит о том, что «современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, благодаря тому, что ТСО имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, изменяются и методы учебной работы. В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие». [136] Мы предлагаем следующие средства обучения трехмерному компьютерному моделированию: компьютеры и их периферийное оборудование (ЭВМ, ПЭВМ, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и т.п.); средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией (устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно, средства мультимедиа и т.п.); средства передачи информации (локальные и глобальные компьютерные сети, современные средства связи - факс, модем, радио и телефонная связь и т.п.);

Анализ результатов экспериментальной проверки модели образовательной среды

При выполнении представленных заданий и упражнений необходимо опираться на педагогические условия, соблюдение которых на занятиях по компьютерному моделированию способствует наиболее эффективному развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров.

Осуществление поиска эффективности процесса развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров средствами компьютерного трехмерного моделирования возможно только при выявлении результатов экспериментальной работы. Следовательно, диагностическое обследование является неотъемлемым компонентом методической составляющей. В рамках диагностической работы, в процессе проведения экспериментального исследования, были определены методы, утверждены педагогические условия и особенности организации учебно-познавательной среды, которые подробно рассматривались в 1.3.

Так же были выделены основные критерии оценки уровня развития художественно-творческой активности, которые подробно рассматривались в 2.1. Все эти факторы позволяют утверждать, что целенаправленный процесс взаимодействия всех компонентов создает благоприятные условия развития художественно-творческой активности студентов-дизайнеров

Анализ результатов экспериментальной проверки влияния педагогических условий и организации учебно-познавательной среды на развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров.

В ходе проверки эффективности экспериментального обучения, направленного на развитие художественно-творческой активности студентов – дизайнеров мы применяли такие диагностические методики как тестирование, опрос, анкетирование.

Проведенная экспериментальная работа показала, что использование в образовательном процессе студентов-дизайнеров принципов развивающего обучения, применение в учебном процессе индивидуального подхода, моделирование атмосферы творческого сотрудничества, применение задач с последовательным усложнением учебного материала, использование новых информационных технологий и разнообразной наглядности положительно повлияло на увеличение Это мы можем проследить в сравнительных результатах диагностического обследования студентов, которое проводилось на констатирующем и контрольном этапах исследования. Как было сказано выше, проведение диагностики осуществлялось по трем направлениям: 1. характеристика создаваемых образов; 2. техническое исполнение; 3. теоретические знания в области компьютерного трехмерного моделирования; Для осуществления диагностического обследования по первому направлению, с целью определения основных творческой активности студентов – дизайнеров. направлений изучения творческих способностей, в частности креативности, мы использовали методику П.Торренса

Тесты П. Торренса были созданы исходя из задач образования, как компонент исследовательской программы, целенаправленной на разработку таких методик работы с обучающимися, которые развивали бы их творчество. Тест Торренса считается лучшим стандартизированным инструментом для измерения творческого мышления.

В разработанной методике Торренса «тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батарею, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработанности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей.

Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных». [182]

Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты. Мы остановились на фигурном тесте Е. Торренса, который позволяет оценить уровни вербальной и образной креативности; отдельные творческие способности — беглость, гибкость, оригинальность, абстрактность и замыкание. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности. Субтест1. "Нарисуй картинку" это «оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное – идея». Субтест2. "Незавершенные фигуры" это «сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ. необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы». Субтест3. «"Повторяющиеся фигуры" сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры (30 пар параллельных линий). На его базе необходимо создать различные изображения, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи». [171]