Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно- просветительской деятельности 15
1.1. Теоретические основы культурно-просветительской деятельности педагога-музыканта 15
1.2. Сущность профессиональной подготовки педагога-музыканта на современном этапе 34
1.3. Значимость педагогической центрации социально-культурных технологий в профессиональной подготовке педагога-музыканта 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по освоению студентами профессиональной деятельности в сфере культурно-просветительской деятельности 78
2.1. Организационно-педагогическая модель профессиональной подготовки педагога-музыканта 78
2.2. Реализация профессиональной подготовки студентов в процессе освоения специального учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность » 97
2.3. Анализ хода и результатов эксперимента 121
Заключение 140
Библиографический список 142
- Сущность профессиональной подготовки педагога-музыканта на современном этапе
- Значимость педагогической центрации социально-культурных технологий в профессиональной подготовке педагога-музыканта
- Реализация профессиональной подготовки студентов в процессе освоения специального учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность
- Анализ хода и результатов эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время музыкальное образование переживает ряд трудностей, связанных с поисками эффективных средств обучения, а также созданием условий для профессионального становления и творческой самореализации студентов.
Подготовка педагога-музыканта в высшей школе - одна из наиболее актуальных проблем современного общества, полноценность решения которой зависит от рационального использования новых эффективных путей в подготовке студентов к профессиональной деятельности.
Концептуальные подходы к решению проблем совершенствования профессиональной подготовки студентов вуза содержатся в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 гг. и других официальных документах.
Особое внимание в научных исследованиях ученых и педагогов сегодня обращено на подготовку компетентного специалиста, соответствующего условиям научно-технического и социально-экономического состояния настоящего времени. Именно этим определяется значение профессионально-значимых качеств педагога-музыканта и его ключевых компетенций, в основе которых не только технологические, но и мотивационные, социальные и поведенческие составляющие.
На основании Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22 декабря 2009 года, бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать профессиональные задачи в области не только педагогической, но и культурно-просветительской деятельности.
Понятие «педагог-музыкант» рассматривается нами как квалификационная характеристика специалиста, обладающего опытом педагогической, музыкально-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющим реализовать профессиональные компетенции в широком поле социокультурного пространства.
Качество профессиональной подготовки педагога-музыканта, его соответствие современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, эффективность внедрения инновационных процессов зависят, прежде всего, от готовности педагога к внедрению педагогических и социально-культурных технологий, его стремления к профессиональному совершенствованию, которое предполагает готовность осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся средствами музыкального искусства; способствовать социализации, формированию общей
культуры личности, сознательному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; осознавать необходимость соблюдения интересов и потребностей, прав и свобод учащихся, предусмотренных новым Законом Российской Федерации «Об образовании» и т.д. Таким образом, подготовка педагога-музыканта в настоящее время связана со стратегической направленностью музыкально-педагогического образования на формирование гуманистических ценностей, а также художественно-творческого развития студентов, мотивированных к дальнейшей педагогической работе.
В данном исследовании мы исходим из понимания эффективной организации условий профессиональной подготовки педагога-музыканта как концентрированного процесса освоения разных видов деятельности на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и взаимосвязи педагогической, исследовательской, культурно-просветительской и проектной деятельности студентов в период обучения.
Степень разработанности проблемы. Профессиональная подготовка учителя музыки в современном образовательном пространстве вуза представлена в исследованиях Л.Г. Арчажниковой, Л.Т. Безбородовой, Е.А. Бодиной, Г.Н. Курбоновой, А.А. Рапацкой и др.
Аспект социально-культурной деятельности в профессиональной подготовке педагога-музыканта представлен в работах Т.А. Замятиной, Т.И. Шевченко, Цай Ли Янь и др.
Проблемам профессиональной подготовки педагога-музыканта к деятельности в образовательных учреждениях социальной сферы уделено внимание в диссертационных работах Е.М. Куроленко, О.Г. Щелкалиной, B.C. Ярошенко и др.
Подойти к пониманию сущности культурно-просветительской деятельности педагога автору помогли работы Е.В. Бусловой, Г.Г. Карповой, О.В. Милициной, Е.М. Плехановой, СВ. Ручимской и других.
Среди научных подходов к поиску теорий социально-культурной деятельности, современные ученые выделяют системно-функциональный подход, позволяющий расчленить систему культурно-просветительской работы на социально-культурную и культурно-досуговую деятельность (А.Д. Жарков, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко).
Однако вопросам освоения социально-культурных технологий и культурно-просветительской деятельности в процессе подготовки будущих учителей музыкального профиля уделено недостаточно внимания. В настоящее время всё более становится очевидным, что современная система профессиональной подготовки педагога-музыканта обусловлена рядом противоречий между:
нарастающими требованиями к профессиональной подготовке педагога-музыканта и уровнем его готовности к осуществлению культурно-просветительской деятельности;
применением в образовательном процессе вуза социально-культурных технологий и практическим их освоением студентами в период обучения в вузе;
- необходимостью активизировать процесс развития творческих качеств
будущего педагога-музыканта и недостаточным приобщением студентов к
самостоятельной разработке культурно-просветительских программ и
музыкальных проектов.
Вышеуказанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы содержание, технологии и организация условий, обеспечивающих профессиональную подготовку педагогов-музыкантов в сфере культурно-просветительской деятельности?
Необходимость разрешения данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить содержание и методы культурно-просветительской деятельности педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Объект исследования: освоение будущими педагогами-музыкантами технологий культурно-просветительской деятельности.
Предмет исследования: процесс обучения студентов-бакалавров музыкального профиля, основанный на взаимодействии разных видов профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
-
На основе анализа психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы раскрыть содержание понятия «профессиональная подготовка педагога-музыканта», выявить его характеристики применительно к сфере культурно-просветительской деятельности.
-
Раскрыть сущность профессиональной подготовки педагога-музыканта на современном этапе и значимость педагогической центрации социально-культурных технологий в данном контексте.
-
Разработать организационно-педагогическую модель и обосновать содержание профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности в условиях освоения специального учебного курса.
-
Выявить динамику профессиональной подготовки студентов-бакалавров музыкального профиля в процессе экспериментальной работы и сформулировать научно обоснованные принципы профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности.
Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта будет наиболее эффективным при следующих условиях:
обеспечения интеграции педагогических и социально-культурных технологий, позволяющих осуществить культурно-просветительскую работу студентов в период обучения в вузе;
изучения нового учебного курса на основе компетентностного, деятельностного, полихудожественного и социокультурного подходов,
позволяющих объединить разные виды деятельности: педагогическую, исследовательскую, проектную и культурно-просветительскую;
дифференциации профессиональных интересов студентов-бакалавров музыкального профиля, осуществляемой в разных формах культурно-просветительской деятельности: музыкально-исследовательской, музыкально-организационной, музыкально-исполнительской, музыкально-педагогической, музыкально-проектной и др.;
формирования социокультурной среды обучения, способствующей творческому сотрудничеству педагогов и студентов в подготовке и реализации региональных арт-проектов.
Методологической основой исследования служат:
концепции музыкального образования (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз, В.В. Медушевский, Б.Л. Яворский и другие);
философский аспект рассмотрения проблемы с позиции гуманистической направленности просветительской деятельности педагога (Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, А.Г. Маслоу, В.А. Сухомлинский и др.);
идеи развития музыкальных способностей и творческой деятельности детей и молодежи (Л.С. Выготский, С.Х. Раппопорт, Б.М. Теплов и др.);
идеи просветительства по развитию музыкальной культуры у обучающихся на основе культурно-просветительских бесед (М.А. Балакирев, Д.Б. Кабалевский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, и др.);
общепедагогические методологии, связанные с разработкой современных социально-культурных технологий (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование и тестирование обучающихся; педагогический эксперимент; интервьюирование, беседы, анализ полученных результатов.
Научная новизна исследования:
концептуально обоснованы теоретические аспекты создания организационно-педагогической модели профессиональной подготовки педагога-музыканта, эффективность которой определяется взаимодействием разных видов деятельности студента-бакалавра на основе Федерального государственного образовательного стандарта: педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской;
определены сущностные характеристики культурно-просветительской деятельности, её структура, содержание и основные компоненты в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта;
выявлены принципы организации процесса обучения: социально значимой художественной деятельности; проблемного обучения; художественного проектирования; творческого сотрудничества;
обоснован и реализован на практике комплекс педагогических и социально-культурных технологий, обеспечивающих эффективность функционирования организационно-педагогической модели;
- определена значимость педагогической направленности (центрации)
социально-культурной деятельности в процессе подготовки арт-проектов.
Теоретическая значимость исследования:
раскрыто значение культурно-просветительской деятельности в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта;
уточнено понятие «педагог-музыкант» как квалификационная характеристика специалиста, обладающего опытом педагогической, музыкально-исполнительской и культурно-просветительской деятельности, позволяющим реализовать профессиональные компетенции в широком поле социокультурного пространства;
определено содержание понятия «профессиональная подготовка педагога-музыканта» как концентрированного процесса освоения разных видов деятельности на основе требований ФГОС и взаимосвязи педагогической, исследовательской, культурно-просветительской и проектной деятельности студентов в период обучения;
разработана организационно-педагогическая модель профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности при изучении нового учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность»;
раскрыты важные компоненты профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: музыкально-исследовательский, музыкально-организационный, музыкально-исполнительский, музыкально-педагогический, музыкально-проектный и другие;
выявлены педагогические условия реализации культурно-просветительской деятельности: формирования социокультурной среды обучения; дифференциации профессиональных интересов, подготовки и реализации региональных арт-проектов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогической модели и внедрении в процесс обучения студентов-бакалавров программы авторского учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность», повышающего качество и эффективность профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Теоретические выводы и методические рекомендации, предложенные в диссертации, могут стать основой для разработки культурно-просветительских программ и региональных арт-проектов при составлении учебных планов и программ на музыкальных факультетах педагогических вузов и вузов культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы в системе дополнительного образования в школах искусств и музыкальных студиях; внеклассной работе в общеобразовательных школах, а также на курсах повышения квалификации преподавателей музыки и переподготовке педагогических кадров, работающих в социально-культурной сфере.
Личный вклад соискателя:
уточнены понятия «педагог-музыкант» и «профессиональная подготовка педагога-музыканта», позволяющие раскрыть квалификационную характеристику учителя музыки, обладающего опытом педагогической и социально-культурной деятельности и способного применить данный опыт в разных сферах профессиональной деятельности;
разработана и апробирована организационно-педагогическая модель профессиональной подготовки педагога-музыканта в единстве её концептуального, содержательного, технологического, диагностического и результативного блоков;
внедрена в практику авторская программа по специальному учебному курсу «Введение в социально-культурную деятельность», позволяющая освоить разные виды музыкальной деятельности и реализовать профессиональные интересы студентов в подготовке региональных арт-проектов;
определена значимость педагогической центрации социально-культурных технологий как избирательной направленности педагога-музыканта на решение актуальных педагогических проблем, что расширяет содержание и методы культурно-просветительской деятельности студентов-бакалавров и способствует повышению уровня их педагогического мастерства.
Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, логикой проведения эксперимента, анализом источников по выбранной тематике; доказательством экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа материала с использованием статистических методов.
Базой исследования явился Заокский христианский гуманитарно-экономический институт; учебные группы по подготовке студентов-бакалавров музыкального профиля и филиалы Заокской духовной академии в Нижнем Новгороде, Кавказских Минеральных Водах; Санкт-Петербурге.
Исследование проводилось в три этапа в 2009 - 2015 годах.
На первом этапе (2009 - 2010 гг.) была сформулирована тема исследования, поставлена проблема и подобраны соответствующие ей методы исследования, были изучены и проанализированы научная литература, труды исследователей в области социально-культурной деятельности, профессиональной подготовки педагога, образования и воспитания. Определены основные направления исследования, выявлена степень изученности проблемы в теории и практике образования, намечены возможные стратегии построения исследования. На данном этапе определялись цель, задачи исследовательской работы, формировалась гипотеза.
Второй этап (2011 - 2013 гг.) - экспериментальная работа. Включала в себя формулировку критериев оценки и показателей эффективности освоения нового учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность»; проверку гипотезы исследования; разработку и внедрение в образовательный процесс организационно-педагогической модели. На данном этапе проводились
экспериментальные задания и фиксация результатов опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2014 - 2015 гг.) - обобщающий: включал проведение анализа и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы; обработку и обобщение материалов исследования, формулирование основных выводов, техническое оформление диссертации.
Апробация работы и внедрение результатов проводились на теоретическом и практическом уровнях: докладах и отчетах на кафедре музыкального образования Заокского христианского гуманитарно-экономического института и лаборатории интеграции искусств Института художественного образования Российской академии образования (2010 -2015 гг.); выступлениях на научно-практических конференциях: международных (Москва: 2013, 2014; Заокский, Тульской обл.: 2011, 2013, 2014), всероссийских (Омск: 2011; Нижний Новгород: 2012; Минеральные воды: 2013), межрегиональных (Санкт-Петербург: 2012; Заокский, Тульская обл.: 2014, 2015); личным участием автора в организации и проведении экспериментальной работы в качестве заведующего кафедрой музыкального образования; преподавателя учебных дисциплин: «Введение в социально-культурную деятельность», «Основы вокальной методики»; руководителя лаборатории ArtBene; по средствам публикации в печати (2009 -2015 гг.). По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ, из них 4 в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК РФ.
Положения, выносимые на защиту:
-
Процесс обучения студентов-бакалавров музыкального профиля, основанный на реализации требований ФГОС и взаимосвязи разных видов деятельности: педагогической, исследовательской, проектной и культурно-просветительской, является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе.
-
Моделирование культурно-просветительской деятельности педагога-музыканта на основе интеграции педагогических и социально-культурных технологий выявляет значимость формирования педагогической центрации у студентов, направленной на решение актуальных педагогических задач.
-
Организационно-педагогическая модель профессиональной подготовки педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности отражает в единстве компетентностного, деятельностного, полихудожественного и социокультурного подходов процесс освоения студентами-бакалаврами технологий культурно-просветительской деятельности на занятиях по курсу «Введение в социально-культурную деятельность».
-
Эффективность педагогической модели обеспечивают принципы: социально значимой художественной деятельности; проблемного обучения; художественного проектирования; творческого сотрудничества, что способствует формированию социокультурной среды обучения и дифференциации профессиональных интересов студентов-бакалавров.
-
Динамика профессиональной подготовки студентов-бакалавров музыкального профиля осуществляется в условиях подготовки и реализации
региональных арт-проектов, объединяющих разные виды деятельности: музыкально-исследовательскую, музыкально-организационную, музыкально-исполнительскую, музыкально-проектную. Готовность к музыкально-проектной деятельности является главным показателем профессиональной подготовки в сфере культурно-просветительской деятельности и открывает новые формы работы со студентами в вузе.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (200 источников), приложение.
Сущность профессиональной подготовки педагога-музыканта на современном этапе
Перед системой образования в России сегодня как никогда остро стоит вызов настоящего времени - формирование личности просвещенной, гармонично развитой, способной к активной, осмысленной деятельности, обладающей широким кругозором, богатым культурным потенциалом. Вследствие этого возрастает роль профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, направленной на формирование готовности будущего учителя к культурно-просветительской деятельности.
Научный анализ культурно-просветительской деятельности обращает внимание на широту и глубину рассматриваемого понятия, которое складывается из совокупности терминов: «культура», «просвещение», «просветительство», «культурно-просветительская деятельность».
«Культура» (от лат. cultura- возделывание, воспитание, развитие, почитание) в Российской педагогической энциклопедии определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [133, с. 486].
Современный ученый-философ В.В. Бычков понятие «Культуры» и «пост-культуры» использует применительно ко всей сфере культуры, включая ее важнейшую часть - художественно-эстетическую. Под «Культурой» (с прописной буквы) имеется в виду та сущностная часть цивилизации или сферы деятельности человека (социума), включая и её результаты, которая направлена на удовлетворение только и исключительно духовных потребностей человека. При этом термин «культура» со строчной буквы употребляется в широком философском смысле для обозначения всей сферы «культурной» духовно-материальной деятельности человек [35, с. 272].
Классическое определение просвещения заключено в передаче и распространении знаний и культуры в системе воспитательно-образовательных мероприятий. К примеру, в Художественно-педагогическом словаре «просвещение» определяется как: 1) распространение знаний, образование; 2) система воспитательно-образовательных и культурно-просветительских учреждений в стране [176, с.336]. Обращает на себя внимание своей социальной направленностью определение просветительства как стремления устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний [169, с. 370].
Просвещение, по мнению великого философа-просветителя И. Канта -это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Единственным условием осуществления цели просвещения является свобода, направленная на преобразование образа мышления. Причина несовершеннолетия заключена не в отсутствии рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без посторонней помощи. Sapere aude - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков девиз эпохи Просвещения, провозглашенный И. Кантом [66, с. 29-37].
Под просвещением в исследованиях отечественных ученых понимается процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации [78], а культурно-просветительская работа, по мнению исследователя Ю.Д. Красильникова, определяется как одна из наиболее сложных и ответственных видов управления, поскольку она ориентирована, в первую очередь, на управление людьми, а через них воздействует на управление социальными процессами и явлениями [81].
Деятельность научных школ в культурно-просветительской работе начинается с деятельности Д.М. Генкина, воспитавшего целую плеяду ученых по специальности «культурно-просветительская работа», и доктора культурологии профессора М.А. Ариарского [9]. Именно они стали основателями научной школы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и начали заниматься разработкой научных проблем в только начинающейся специальности «культурно-просветительская работа». М.А. Ариарский, прежде всего, рассматривает культурно-просветительскую деятельность в аксиологическим аспекте, отмечая, что это «целенаправленная и созидающая активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и развитие духовных и материальных ценностей» [10, с.457].
На современном этапе развития педагогики в достаточной степени осмыслены обширные эмпирические сведения, разработан понятийный и категориальный аппарат, сформулированы основные закономерности и дидактические принципы, идет непрерывный процесс глубокого и всестороннего изучения новой области социально-культурного знания.
В Модельном законе от 10 декабря 2000 г. под просветительской деятельностью понимается разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения [104].
Сущность культурно-просветительской деятельности сегодня уже не обсуждается в рамках научно-практических конференций и форумов, а является одной из главных характеристик профессиональной подготовки педагога-музыканта Федерального государственного образовательного стандарта, что вполне закономерно, поскольку гуманистический характер образовательного процесса направлен на формирование самостоятельной творческой личности. Такая личность должна обладать не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и значительным объемом интегративных компетенций, что необходимо будущему педагогу-просветителю, поскольку позволяет ему решать не одну конкретную задачу, а целый комплекс, что соответствует системному подходу к решению тех или иных педагогических проблем.
Подготовка учителей образовательной области «Искусство» в настоящее время обретает новые полномочия и задачи, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте [170]. При этом объектом профессиональной деятельности бакалавров является просвещение, а будущий учитель готовится к основным видам профессиональной деятельности: педагогической и культурно-просветительской. Среди видов профессиональной деятельности будущего учителя музыки обращают на себя внимание задачи в области культурно-просветительской деятельности: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; популяризация профессиональной области знаний обществу.
Значимость педагогической центрации социально-культурных технологий в профессиональной подготовке педагога-музыканта
Социально дифференцированные, или частные, технологии представляют собой группу методик, охватывающих технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.
В исследованиях ученых отмечается, что социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы [111].
Следует учитывать, что социально-культурная деятельность имеет свои, присущие её характерные черты. Прежде всего, как отмечает Е.В. Чижикова, она осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов [185].
Также социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется разнообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей.
Таким образом, технологии социально-культурной деятельности не могут обойтись без родовых методов культурно-просветительской деятельности: игры, театрализации, иллюстрирования (в режиссуре) и сценария, сценарного плана (в драматургии). Среди технологий социально-культурной деятельности учеными выделены:
1. Социокультурная анимация - направлена на преодоление отчуждения личности от общества и культуры. В задачи социокультурной анимации входит путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысл ожизненных ориентации личности средствами социально-культурной деятельности, в частности, средствами праздника [161].
Психологические и психотерапевтические тренинги позволяют создать социально-культурную среду, наполненную духовным содержанием, где посетители учреждения социально-культурного типа могут потреблять духовные ценности. Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ, которые включают танцевальные вечера, карнавалы, занятия хобби, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Главная проблема массовых анимационных программ - управление зрителями. Во многих играх участники стремятся встать в круг или разделиться на команды. Аниматору надо быть готовым к разным условиям, уметь изменять сценарий на ходу, если этого требует ситуация.
2. Социально-культурная рекреация - в исходном значении -«воссоздание», «восстановление». Рассматривая соотношение рекреации и отдыха в плане перенагрузок и недогрузок на функциональные системы организма, в «психофизическом» смысле рекреация оказывается «шире» отдыха. Учитывая компенсаторный характер рекреации (восстановления), одна и та же деятельность может рассматриваться и с точки зрения перенагрузок, и с точки зрения недогрузок. Учебная деятельность может быть связана вместе с тем как с умственными перенагрузками, так и физическими недогрузками.
3. Социально-культурная регуляция обусловлена потребностями жизнедеятельности людей, которые не могут осуществлять совместную деятельность, общение, не руководствуясь определенными правилами, нормами, общественными установками. Многообразие социальных отношений в обществе позволяет осуществлять социально-культурное регулирование в траектории отношений «личности коллектива и общества». Именно через них проявляются потребности, интересы, идеалы, цели, жизненные ориентации, психологические установки. Субъект управления - менеджмент социально-культурной деятельности - должен мобилизовать все ресурсы.
4. Культурно-организационная технология способствует включению личности в деятельность, обеспечивает мотивационную составляющую, учитывает индивидуальную направленность личности, от которой зависят мотивы личности, которые трансформируются, модифицируются и формируются в зависимости от вида деятельности [77].
Исследование показало, что педагогическая технология в сфере культурно-просветительской деятельности - это система функционирования всех компонентов учебно-творческого процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Как правило, в учебно-творческом процессе выделяют четыре соподчиненных класса образовательных технологий: 1) метатехнологии (общепедагогические); 2) мезатехнологии (применяются в отдельной части учебно-творческого процесса, т.е. на показах студенческих творческих работ в конце каждого семестра); 3) микротехнологии (направлены на решение узких задач по достижению конкретных результатов, например, технология создания эстрадного номера, постановки тематической песенной композиции); 4) проблемные технологии (способствуют активизации воображения студентов при чувственно-эмоциональном и интеллектуальном постижении искусства. К примеру, из ряда песен на военную тему надо отобрать близкие по стилистическим и временным параметрам для того, чтобы составить художественно-публицистическую композицию на патриотическую тематику); 5)продуктивные технологии коллективной творческой деятельности базируются на ряде проблемных ситуаций. Её цель - обучение студентов через активную творческую деятельность. В технологических подходах предполагается поэтапное движение студента к общей цели, которые выражаются в подцелях, достижение которых постепенно приводит к желаемому результату.
Как известно, педагогические технологии разрабатывались отечественными учеными: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, Б.Т. Лихачев и многими другими.
Следует отметить, что в настоящее время в сфере образования всё более начинают внедряться инновационные педагогические технологии в форме творческих проектов.
Проектная деятельность актуализирует приобретение студентами коммуникативных навыков и умений, опыт взаимодействия в разных группах через исполнение новых социальных ролей. Педагогическое сообщество переходит к проектному обучению, воспитанию и образованию, при которых проектная деятельность приобретает свойства образовательной среды, а использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения [93].
Поскольку современная школа нуждается в педагогах, умеющих работать на самом высоком профессиональном уровне, основываясь на гуманистических ценностях, единственно «работающих» в нынешних социально-экономических условиях, то педагогов, способных сочетать в своей деятельности художественно-творческие, организаторские и педагогические умения и навыки, может дать только внедренная в учебный процесс художественно-проектная деятельность.
Реализация профессиональной подготовки студентов в процессе освоения специального учебного курса «Введение в социально-культурную деятельность
Саморазвитие личности педагога представляет целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, развитию личностных качеств, необходимых для повышения уровня профессиональной компетентности учителя. Ведущими компонентами профессионального саморазвития и самосовершенствования являются самовоспитание и самообразование. Следует отметить, что вопросы самовоспитания В.А. Сухомлинский рассматривал, прежде всего, как фундамент воспитания, а не что-то вспомогательное в данном процессе. Он отмечал, что никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает [159]. Саморазвитие - это также важнейшая составляющая процесса подготовки и совершенствования специалиста. Программа саморазвития педагога должна быть направлена на достижение конкретных целей самообразования и самовоспитания с учетом требований к профессиональной деятельности.
Подготовка массовых мероприятий и арт-проектов, безусловно, являются эффективными формами педагогической работы в образовательной среде. Именно благодаря этому учитель проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела, и воздействует на учеников, привлекая их к художественно-творческой деятельности. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет учителю музыки развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Среди видов массовых мероприятий следует выделить фестивали как одно из наиболее быстро развивающихся явлений культурно-просветительской деятельности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны. Они влияют не только на социокультурную ситуацию в местах их проведения, но и обладают большим социальным, экономическим и художественным потенциалом. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространенными на сегодняшний день являются музыкальные, к которым студенты проявляют особый интерес. Потому исследование наиболее известных региональных арт-проектов нами было включено в программу обучения будущих учителей музыки по освоению специфики музыкально-проектной деятельности.
Так, на примере организации регионального Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Славянский базар в Витебске» есть возможность исследовать широкую программу различных мероприятий. В её составе: международная пресс-конференция; концерт-презентация; театральные встречи; открытие выставки «100 работ Марка Шагала»; открытие города мастеров «Славянское подворье»; ярмарка народных мастеров; кинопрограмма; музыкальный профессиональный клуб «Музы Канты» и мн. другие культурные мероприятия.
Важно отметить, что в рамках фестиваля проводится и Международный детский музыкальный конкурс. Целью конкурса является популяризация детского музыкального творчества, выявление юных талантливых исполнителей, активизация создания новых современных произведений для детей и юношества, воспитание художественного вкуса и уважения профессионализма, возрождение лучших традиций эстрадного жанра. К участию в конкурсе приглашаются дети от 7 до 12 лет из разных стран мира, имеющие опыт концертных выступлений [172].
Освоение технологий проектной деятельности в проведении семинаров и практических занятий. Семинар: Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность - это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-музыканта в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например - выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Художественные проекты можно классифицировать по самым разным позициям: устные и наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на однородную или разновозрастную (поликультурную) аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и повторяемые, проводимые силами учителя с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие художественного проекта: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к организации мероприятия: понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие); планировать этапы подготовки художественного проекта; организовать подготовку в соответствии с поставленной целью; выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе проектирования; продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия; выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением; предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки»; обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников; выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Художественный проект как мероприятие состоится, если тщательно планировать его организацию и подготовку на трех основных этапах. Следует обратить внимание студентов на этапы подготовки и реализации арт-проектов (Табл. 8).
Анализ хода и результатов эксперимента
Следует отметить, что показатели контрольных групп к окончанию 1 -ого этапа эксперимента практически не изменились по отношению к исходному уровню. А в экспериментальных группах уровень готовности к музыкально-проектной деятельности значительно увеличился.
По отзывам студентов, обогащение знаний в области проектных технологий способствовали открытию новых возможностей профессиональной самореализации, а широкий спектр инновационных технологий арт-менеджмента доказал необходимость обогащения знаний в области музыкально-проектной деятельности.
Второй этап в освоении специфики технологий педагогической и социально-культурной деятельности студентов представляет собой, прежде всего, «добывание» необходимого материала, способствующего успешной профессиональной деятельности (в период подготовки студентов к педагогической практике).
Для данного направления характерно освоение специфики музыкально-проектной деятельности и определения педагогических возможностей для творческого развития студентов на современном этапе.
Темы занятий 3 раздела по курсу «Введение в социально-культурную деятельность» позволили значительно обогатить художественно-эстетический опыт студентов вуза. Нами был отмечен повышенный интерес к музыкально-проектной деятельности на основе более глубокого представления студентов о назначении музыкального искусства в сфере культурно-просветительской деятельности.
К примеру, чтобы ответить на вопрос: «В чем заключается специфика музыкальных проектов?» студентам предстояла большая самостоятельная исследовательская деятельность по выделению важных художественных и социальных функций, которые несет в себе музыкальное искусство на современном этапе.
Студентами экспериментальных групп был исследован материал, который сгруппировался вокруг специфики отражения идей в искусстве, а затем к поиску идей и самостоятельной работе в создании музыкальных проектов для детей. Следует отметить, что формирование идеи (замысла) в нашем эксперименте, с одной стороны составляет основу музыкального проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта; с другой стороны, под формированием идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы и пути достижения цели проекта.
При организации самостоятельной исследовательской деятельности нами были использованы разнообразные приемы развития мотивации творческой активности: - убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей профессиональной деятельности; - проблемное изложение материала; применение методов активного обучения (анализ педагогических ситуаций, дискуссий, тренинги, деловые игры и др.); - применение методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы по созданию музыкального проекта с использованием разных педагогических технологий; - присвоение статуса «студент-консультант», «студент-куратор» наиболее активным студентам в подготовке и реализации арт-проектов.
Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность на 2-ом этапе эксперимента формировала у студентов не только совокупность умений и навыков, но и профессионально важные качества современного педагога-музыканта.
Для анализа уровня готовности студентов к музыкально-проектной проектной деятельности по окончании второго этапа эксперимента мы также использовали анкету, состоящую из вопросов и задания.
Вопросы: 1. Готовы ли вы применить на практике музыкально-проектную деятельность? 2. Испытываете ли трудности в работе над описанием концептуальной идеи музыкального проекта?
Задание: Описать концептуальную идею к программам музыкальных проектов: фестивалям, конкурсам, концертам и т.д.
При сопоставлении ответов на заданные вопросы и результатов выполнения творческого задания была отмечена наибольшая заинтересованность и активность в решении поставленных задач в экспериментальных группах, а также отчетливое понимание постановки задач в организации социокультурных мероприятий.
Сопоставление уровней готовности к музыкально-проектной деятельности обнаружили различия в экспериментальных и контрольных группах. Низкий уровень в экспериментальных группах значительно уменьшился (16,8 %), а в контрольных практически не изменился и составил 57,6 % (Табл. 11).