Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития будущего психолога Букша Лилия Францевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Букша Лилия Францевна. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития будущего психолога: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08.- Калининград, 2021.- 201 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения духовно-нравственного развития будущего психолога 24

1.1. Понимание природы духовности и духовно-нравственного развития в современной психолого-педагогической науке 24

1.2. Установление основных компонентов духовно-нравственного развития будущего психолога в контексте профессионального образования 45

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Духовно-нравственное развитие будущего психолога как предмет эмпирического исследования 73

2.1. Определение духовно - нравственных оснований профессии «психолог» 73

2.2. Анализ современных психолого-педагогических исследований духовно-нравственного развития будущего психолога 83

Выводы по второй главе 112

Глава 3. Модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога 116

3.1. Проектирование модели педагогического сопровождения духовно нравственного развития будущего психолога 116

3.2. Анализ результативности реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога 144

Выводы по третьей главе 159

Заключение 162

Список литературы 168

Приложения 193

Понимание природы духовности и духовно-нравственного развития в современной психолого-педагогической науке

На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации интерес к пониманию духовности был тесно связан с вечным стремлением человека к постижению смысла своего существования и достижению максимального уровня развития личности. Так, уже в древности отмечалось, что духовность содержательно обогащает человеческую жизнь в обществе, повышает ее качество, обеспечивает его бессмертие и широкий спектр всевозможных проявлений индивидуальности. Н.Н. Моисеев, в частности, отмечал: «духовность не просто характеризует человека, она утверждает его в этом качестве…» [143, с. 98].

Проблема духовности получила широкое освещение в религиозных, философских, педагогических, социологических, психологических трудах классиков и современников. Теоретическую основу нашей диссертационной работы составили многочисленные исследования в системе современного знания, обращенные на изучение феномена духовности и духовно-нравственных аспектов личности: В.В. Абраменкова, Г.В. Акопов, Н.М. Борытко, Ф.Е. Василюк, В.В. Знаков, И.А. Ильин, И.М. Ильичева, H.A. Коваль, С.Б. Крымский, Д.А. Леонтьев, Н.В. Марьясова, Б.В. Ничипоров, Г.В. Ожиганова, В.А. Пономаренко, П.В. Симонов, Л.М. Собчик, С.И. Хохлов, В.Д. Шадриков и др.

Обосновывая особое значение духовности в жизнедеятельности и развитии человека, педагогика духовности (В.А. Сухомлинский, В.И. Беляева, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова) разрабатывает теорию и методику воспитания, направленного на ценностно-смысловое развитие личности, совершенствование духовно-нравственной сферы и формирование качеств, составляющих подлинно человеческую сущность.

На протяжении развития науки большинством ученых отмечалась многосложность целостного определения и постижения сущности духовности, поскольку данное понятие можно отнести к так называемым рамочным категориям, которые при увеличении попыток определения склонны все больше ускользать от определенности. Действительно, феномены духовности и духовно-нравственного развития включают в себе бесконечное множество значений и смыслов. Анализ литературы показал, что изменения в осмыслении данных понятий во многом связаны с этапом исторического развития общества и конкретным социальным контекстом. Так, отечественный исследователь Я.С. Турбовской, в свою очередь, говорил о том, что в жизни найдется немного слов, которые при своей исключительной социальной значимости подвергались бы таким «историческим качелям» - от полного признания до жестокого отвержения [232, с. 4].

Обращаясь к изучению сущности духовности и духовно-нравственного развития, целесообразным представляется рассмотрение их эволюционного становления, т.к. очевидно, что в исторической ретроспективе их смысловое наполнение видоизменялось под влиянием происходящих социальных событий и трансформации сознания и менталитета людей.

Анализ научной литературы показал, что, несмотря на широкие исследования сущности духовности и духовно-нравственного развития, до сих пор в современной науке не существует однозначной универсальной трактовки данных понятий.

Особую значимость для нашего исследование имеет рассмотрение выделенных В.В. Знаковым ключевых направлений поиска сущности духовности: религиозное, культурологическое, психологическое, философско психологическое, единым связующим началом которых выступает понимание духовности в контексте рассмотрения внутреннего мира человека, его самосознания и субъективных способов движения к вершинам бытия [93].

С целью решения первой задачи нашего исследования посредством теоретического анализа мы предприняли попытку выделения конкретных смысловых концептов понимания духовно-нравственного развития и, в частности, категории «духовность».

Первым смысловым концептом выступает религиозное понимание духовности как одухотворенного универсального начала мироздания в контексте признания существования идеального Высшего трансцендентного Абсолютного Блага. Соответственно, духовная жизнь понимается как жизнь с Богом и в Боге, а духовно-нравственное развитие - как стремление к Богу и соединение с Ним [94], [201], [270].

В рамках данного смыслового конструкта, широко представленного в рамках православной педагогики, нельзя не отметить взаимосвязь духовности и веры: духовность есть причина и следствие веры в Высшее, сверхобыденное Начало в человеческой жизни, которая дает незыблемый ориентир и абсолютный статус высшим нормам, ценностям и смыслам человеческой жизни [201].

Подобная теологическая парадигма, как правило, выносит источник развития во внешний мир. При этом важной является идея подчинения человеком своего тела и души духу. Другими словами, перед человеком стоит задача возвышения своего духа, освобождения из-под влияния низших сфер и власти материального.

В контексте христианской антропологии, каждый человек по собственной сути и по призванию является богочеловеческим существом и несет в своей личности образ и подобие Божие. С самого начала человек был создан свободным и бессмертным, он был введен в мир как творец. Но подобная богоподобность человека была искажена по причине грехопадения прародителей. Следовательно, важно понимать, что изначально в каждом представителе рода человеческого заложен образ Божий, развертывание которого возможно при правильном воспитании личности и стремлении к богоуподоблению [77].

Таким образом, механизмы и условия духовно-нравственного развития рассматриваются с позиции того, что духовность – это стремление человека к образу Божиему, путь следования и приближения к Богу. Степень духовно нравственного развития личности может быть определена как степень богоуподобления - близости человека к Божественной сути. При этом, человеку придается статус активного деятеля, преодолевающего препятствия и соблазны. Индикаторами внутреннего механизма развития духовности выступают эмоциональная отзывчивость, инициативная активность, позитивная направленность и оптимистическое отношение человека к жизни, приближенность ценностных ориентаций и устремлений личности к вечным идеалам [12]. Понимание духовно-нравственного развития личности в данном смысловом концепте перекликается с основными положениями теории А. Адлера, согласно которым главной Силой, обуславливающей развитие индивидуальности человека, является духовная Сила. Данная эволюционно новая неосознаваемая Цель порождается в области духовной сферы бессознательного и обозначается ученым как «Личностный идеал» (человек Совершенный). Исходя из принципа саморазвития, А. Адлер говорил о том, что непосредственно духовные Силы образуют «Ядро» индивидуальности личности, гарантируя единство его душевного мира и целостность направленности на будущее. По мнению А. Адлера, конечной целью индивидуальной духовной эволюции выступает «богоподобие» [8].

Духовная жизнь заключается в активном стремлении к Абсолютному и Бесконечному. Духовность представляет собой творческую силу в человеке и именно она является сердцевиной личности и источником ее саморазвития. В целом, вся жизнедеятельность личности определяется закономерностями и темпом духовного развития человека [272].

Анализируя духовно-нравственное развитие личности в рамках религиозного смыслового концепта, мы опирались на основные тезисы христианской антропологии - учения об отношениях Бога и человека, в котором развитие понимается как поддержание диалога между Творцом и человеком с присущими ему молитвами, просьбами, страхами, переживаниями и т.д. Следовательно, дух проявляется в трех обликах: страх Божий, совесть и жажда Бога [202].

Понимание духовности и духовно-нравственного развития через призму религиозности также характерно для православной педагогики и христианской психологии: Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.К. Веселова, Ю.М. Зенько, В.П. Зинченко, В.Х. Манеров, Б.В. Ничипоров, В.М. Розин, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, С.А. Черняева, Е. Шестун, Л.Ф. Шеховцова и др.

Б.С. Братусь приходил к выводу о том, что в ракурсе изучения науки находится, как правило, исключительно горизонтальная плоскость бытия человека как конкретного деятеля во времени и в пространстве. Религия же воссоздает вертикальную устремленность личности к Высшему началу и в этом плане соответствует его актуальной потребности поиска смысла жизни [40].

Установление основных компонентов духовно-нравственного развития будущего психолога в контексте профессионального образования

В современной психолого-педагогической науке общепризнанным является тот факт, что духовность и нравственность пронизывают все личностные сферы и обуславливают особый гармоничный и целостный характер взаимоотношений человека с самим собой и окружающим миром.

Понятие «нравственность» включает в себя систему общих принципов, регулирующих поведение человека относительно другого человека и мира в целом. Первоначально стоит обозначить, что в своей работе мы разделяем точку зрения современных ученых, которые объединяют данные понятия. Определяя уровень духовности личности чаще всего обращаются к его нравственному строю и готовности выстраивать свое поведение в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями, руководствуясь в повседневной жизни идеалами добра, любви, красоты и т.д. Человек духовен настолько, насколько он осуществляет свою жизнедеятельность, основываясь на духовно-нравственных нормах и ценностях общества. Таким образом, нравственность выступает одним из измерений духовности [104], [202], [203]. В тесной взаимосвязи нравственность и духовность обеспечивают прочный фундамент развития личности, где духовность - вектор ее постоянного движения.

Первоначально под духовностью понималась степень выраженности в индивидуальной системе личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и просоциальной потребности жить, действовать для других. Тем самым, категория духовности в наибольшей степени соотносится с потребностью познания мира, себя в нем, а также поиска смысла и назначения собственной жизни в плоскости оказания помощи и поддержки другому человеку. Духовно развитый человек постоянно стремится найти ответы на ключевые вопросы смысла бытия. Так, И. Ильин писал, что духовность и формирующаяся на ее основе внутренняя и внешняя культура личности образовывают высший смысл, честь и достоинство человека [101].

Следовательно, духовность выявляется в стремлении личности к познанию мира, себя, своего места в мире, в потребности созидать новые формы социальной жизни с учетом постигнутых законов бытия человека в обществе [104], [202], [203]. Соотносясь с актами познания, духовность выступает как своеобразное четвертое измерение мышления, которое рождается посредством выхода в пространство всечеловечески значимых смыслов и ценностей (Ш.А. Амонашвили) [116].

Таким образом, первым компонентом духовно-нравственного развития личности является «восхождение к знанию», которое представляет собой потребность и способность исследовать и познавать мир, самого себя, свое место в мире, обнаруживать законы мироустройства и критерии своих поступков, а также поиск смысла бытия и собственного предназначения. Индикаторами духовно развитого человека в рамках данного аспекта является самостоятельность и гибкость мышления, широта и глубина взаимосвязанных представлений и понятий личности о мире, о законах его существования и развития.

Второй важнейший компонент духовно-нравственного развития личности можно условно обозначить как «восхождение к культуре». Данный аспект подразумевает приобщение личности к культурному наследию, овладение общечеловеческими нормами нравственности. Соприкосновение человека с культурным контекстом того или иного исторического времени и пространства питает его духовное развитие, способствует осознанию сопричастности и принадлежности к культуре всего человеческого рода. Кроме того, являясь носителем и выразителем культурного богатства, человек признает за собой право быть творцом и возможность создания нового духовного и материального продукта.

Таким образом, включение субъекта обучения и воспитания в активный, познавательно-деятельностный и творческий процесс освоения общечеловеческой культуры представляет собой одну из основ духовно-нравственного развития.

В качестве третьего компонента духовно-нравственного развития личности мы выделили «восхождение к ценностям и смыслам», т.е. стремление личности к принятию высших общечеловеческих, гуманистических ценностей и обретению смысла. Индикатором данного компонента духовно-нравственного развития выступает наличие у личности собственной особой реальности – мира значений и индивидуальных смыслов, которые обогащают восприятие действительности энергией переживания и осмысления.

Общепризнанным в современной психолого-педагогической науке считается понимание ценности как внутреннего, эмоционально окрашенного ориентира деятельности. Духовно-нравственное развитие личности подразумевает совместное открытие, переживание и принятие различных аксиологических ориентиров в качестве собственных ценностных ориентаций. Овладение ценностями происходит путем их субъективации в рамках духовно-практической деятельности. Сформированная будущим психологом система духовных ценностей служит показателем успешности его профессионального и личностного развития и включает в себя такие общечеловеческие ценности, как жизнь, добро, истина, красота, счастье, справедливость, свобода, честь и т.п.

Обращение будущего специалиста к общечеловеческим ценностям, сложившимся на протяжении многих столетий, по праву считается одной из основ профессионализма психолога. Духовно развитый человек способен к непрерывному сопоставлению различных аспектов своей жизнедеятельности с высшими ценностями и принципами посредством рефлексивной деятельности, направленной на обнаружение ответов на поставленные самому себе вопросы:

- Насколько осмысленно я подхожу к познанию окружающей действительности?

- Понимаю ли я в должной степени собственное предназначение и правильно ли я его воплощаю?

- С какой позиции я воспринимаю и выстраиваю отношения с другим человеком?

- Преобразовываю ли я мир в направлении к лучшему?

- Во имя каких ценностей и смыслов осуществляю свою профессиональную деятельность и жизнедеятельность в целом? и т.д. [43], [195].

Создание личной системы высших ценностей для будущего специалиста - это одновременно и основа, и цель развития, т.к. в результате успешного ценностного самоопределения он получает возможность выступать в роли активного ценностно-мотивированного субъекта деятельности, способного выстраивать собственное поведение и субъект-субъектные отношения на основе системы духовно-нравственных координат.

Общепризнанным является положение, что основа духовности личности – это всегда наличие и приоритет духовных и нравственных ценностей, воплощение в жизнь которых зависит от уровня личностного потенциала. Духовным трактуется все ценностно осознаваемое или переживаемое, а духовностью - способность человека к выбору и жизненному утверждению высших общечеловеческих ценностей.

Проведенный нами анализ литературы показал, что в отечественной и зарубежной научной мысли духовность всегда согласуется с устойчивой внутренней направленностью человека на смыслы и высшие ценности. Так, нам импонирует предложенное Д.А. Леонтьевым понимание духовности как высшего способа бытия личности, для которого характерна направленность на широкий диапазон не иерархически жестко выстроенных, а допускающих альтернативность общечеловеческих и культурных ценностей в противовес застывшей структуре узколичностных потребностей и отношений, обуславливающих существование большинства представителей человеческого рода.

Как следствие этого, мы полагаем, что подлинная духовность допускает уважительное отношение к потребностям и ценностям прагматического и витального характера, поскольку они тоже являются жизненно важными, напр., профессионализм, практичность, благополучие, общественное признание, деловитость и др. Вместе с тем, степень развития у личности духовных ценностей обнаруживается в их приоритете при планировании целей своей жизнедеятельности и выборе путей их реализации. Поскольку духовность прежде всего проявляется в мотивации поведения, то ее справедливо считать ключевым посылом принятия решений и доминантой построения жизнедеятельности [129], [130], [132].

Важно понимать, что сферой проявления духовности может быть любая сфера деятельности, т.к. она заключается не в самой деятельности, а в ее восприятии, характере осуществления, отношении к ней и т.д. Важным является то, как человек оценивает свою деятельность, какие потребности, цели и интересы лежат в ее основе, т.е. какова мотивация [175]. Как пишет А.И. Зеличенко, состояние духовности или бездуховности определяется не тем, что человек делает, а тем, как он это делает и какой смысл вкладывает в свои действия [91].

О духовности правомерно говорить при условии присутствия высокой цели, выходящей за жизненные пределы человека. Д.А. Леонтьев писал, что действие, основанное на духовности, - это всегда поступок, совершаемый как преодоление давления конкретной ситуации. Поведение, основанное на духовности, побуждается не потребностями, а ценностями [129], [130], [132].

Духовность как качество личности также выражается в безусловной приоритетности духовных ценностей в ценностно-смысловой сфере субъекта. В роли высших духовных ценностей всегда выступали жизнь, добро, истина, любовь, красота, справедливость и т.д., которые А. Маслоу называл «бытийными» [137], [138].

Таким образом, духовность появляется в ходе особого психического состояния личности, переживаемого ею как результат постижения ценностей и смысла своей жизнедеятельности. По утверждению Н.А. Бердяева, духовность - это задача, поставленная перед человеком в отношении всей жизни [27]. Духовность, таким образом, может рассматривать двояко: во-первых, как неугасающее стремление личности к высшим идеалам и ценностям, и, во-вторых, как способность к конструированию внутреннего мира индивидуальных смыслов.

Анализ современных психолого-педагогических исследований духовно-нравственного развития будущего психолога

Характерными чертами развития современного общества являются такие негативные явления, как системный духовно-нравственный кризис или «мировоззренческая катастрофа» (В.И. Слободчиков), разрушение базовых социальных институтов, поляризация общества, идейный вакуум и т.д. (К.А. Абульханова, М.И. Воловикова, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Л.М. Попов, А.В. Юревич и др.). Все это представляет собой одну из наиболее острых угроз национальной безопасности страны, поскольку кризисное состояние духовной сферы оказывает общее дестабилизирующее влияние на все подсистемы общества. Как следствие, оно становится неспособным сделать следующий шаг в своем развитии, что в результате приводит к дальнейшей нравственно-ценностной дезориентации и опустошенности: девальвируется и обедняется рефлексивная и духовная составляющая жизни человека, формируется духовная ограниченность, бытие становится бытом, а жизнь превращается в выживание [14], [41], [44], [45], [52], [60], [88], [116], [121], [148], [175], [192], [194], [201], [270].

Анкетирование студенческой молодежи показало, что 21,1% разочарованы своим поколением; современное состояние духовной культуры не смогли оценить 44 % опрошенных, а 31 % дали ему отрицательную оценку [153].

Мировые процессы глобализации и технологизации многократно усиливают деформацию духовно-нравственного сознания современного человека, заменяя примитивной психологией потребителя традиционную психологию созерцательного и вдумчивого субъекта жизнедеятельности. В силу этого, отмечается рост кризисных тенденций и явлений моральной деградации общества: «испарение морали», брутализация, агрессивность, хамство, использование нецензурной лексики, эйджизм, абстрактное признание одних норм при реальном следовании другим, тотальное неуважение другого человека и т.д.

Анализ многочисленных источников позволяет обозначить следующие характерные симптомы психологического неблагополучия современного общества: обесценивание духовных ценностей, разрушение нравственности, трансформация критериев добра и зла, справедливого и несправедливого и т.д., дегуманизация, нездоровая конкуренция, инстинктивное поведение, отчуждение людей друг от друга и т.д.; кризис семьи и материнства, ослабление коллективных и семейных связей, а также другие негативные явления в сфере семейно-брачных отношений, угрожающие жизнеспособности общества и его функции к физическому и духовно-нравственному самовоспроизводству; широкое распространение различных форм зависимого поведения: химическая, пищевая, игровая, компьютерная, религиозно-деструктивная, шопинг-зависимость, сексуальные аддикции и т.д.; всеобщая криминализация социума и сознания, рост преступности, в особенности детской и подростковой; резкое возрастание психосоматических заболеваний, психических расстройств (всплеск неврозов, депрессии и т.д.), снижение общего жизненного тонуса, интеллектуального и социального потенциала личности, ухудшение социального самочувствия и, как следствие, возрастание числа суицидов [14], [52], [60], [88], [116], [121], [148], [175], [201], [270].

Образовательное пространство как основное поле становления и развития «человеческого в человеке» в настоящее время также ограничивается минимальным воспитательным влиянием на личность, уступая место исключительно интеллектуальному обучению и узко предметной подготовке, при которой будущему специалисту отводится роль объекта внешнего воздействия и потребителя готовых знаний. При этом, общеизвестно, что в процессе усвоения «образовательного стандарта» студент по сути ничего в нем не изменяет и лишь пассивно научается, т.е. «растет не развиваясь» [80].

Вместе с тем, согласно исследованию Н.В. Павлык, около 40% молодежи переживает состояние духовно-личностного кризиса, еще 20% юношей и девушек входят в так называемую «зону риска», поскольку, ощущая социально психологическую дезадаптацию и эмоциональный дискомфорт, они по причине слабой сформированности у них духовных чувств и неумения устанавливать нравственные отношения дисгармонируют сферу межличностных взаимоотношений и создают проблемы для окружающих [160]. Становится очевидным, что в условиях духовно-нравственного кризиса и многократного увеличения числа стрессовых ситуаций и невротических реакций в обществе резко возрастает необходимость получения качественной психологической помощи. Однако, результаты современных исследований и жизненные реалии демонстрируют довольно пессимистичную ситуацию профессионального становления психологов. Так, в настоящее время имеется острое противоречие между большим количеством дипломированных психологов и качеством их подготовки. Как показывает практика, на сегодняшний день не все психологи готовы «идти в профессию» и способны осуществлять свою профессиональную деятельность на должном профессиональном уровне, что, в свою очередь, негативно отражается на духовном и экономическом состоянии общества [166], [167].

Проблема духовно-нравственного развития и готовности психолога к осуществлению профессиональной деятельности становится одной из актуальнейших в современной психолого-педагогической науке. Ее разработка реализовывалась в следующих контекстах: исследование студенческого возраста как сензитивного периода личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, П.И. Бабочкин, Б.С. Волков, Л.С. Выготский, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.Т. Лисовский, Т.Д. Марцинковская, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Шнейдер и др.); - рассмотрение аспектов профессиональной подготовки психологов, ее оптимизации и обнаружение условий осуществления успешной профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Г.М. Белокрылова, Т.М. Буякас, Ю.В. Варданян, И.В. Вачков, Л.А. Григорович, И.Б. Гриншпун, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, А.В. Зеер, Е.А. Климов, Г.Ю. Любимова, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, Л.Б. Шнейдер и др.).

Анализ духовно-нравственного развития будущего психолога мы осуществляли на основе данных современных психолого-педагогических исследований. В рамках данной диссертационной работы непосредственный интерес вызывало рассмотрение данного аспекта под углом ведущей - учебно-профессиональной деятельности и с учетом выделенных нами компонентов духовно-нравственного развития будущего психолога, которые и выступили направлениями анализа, а именно:

1. Восхождение к знанию.

2. Восхождение к культуре.

3. Восхождение к ценностям и смыслам.

4. Восхождение к себе.

5. Восхождение к Другому.

В контексте первого компонента духовно-нравственного развития будущего психолога - восхождение к знанию - мы стремились определить, насколько у современного студента ярко выражены потребность и способность исследовать и познавать мир, самого себя, свое место в мире, обнаруживать законы мироустройства и критерии своих поступков, а также желание заниматься поиском смысла бытия и собственного предназначения. Как мы уже отмечали в параграфе 1.2., индикаторами духовно развитого человека в рамках данного аспекта является самостоятельность и гибкость мышления, широта и глубина взаимосвязанных представлений и понятий личности о мире, о законах его существования и развития.

Как показал анализ современной литературы, на сегодняшний день отмечается средняя включенность будущих психологов в процесс обучения и познания, слабое стремление к самостоятельному приобретению знаний при одновременном понимании важности более глубокого познания для дальнейшей работы. В целом, будущему специалисту свойственны отрицательные мотивы учения, конкретность, ригидность мышления, проявление инициативы характерно лишь для подавляющего меньшинства [76], [106], [205], [206], [227], [260].

Вызывает серьезные опасения и тот факт, что почти половина студентов не испытывает удовлетворенности от учебного труда. Иными словами, соприкосновение с поиском истины и познанием мироздания не вызывает у них радости бытия. Собственная познавательная активность и деятельность сводится у них к управляемому отклику на требования системы обучения [76], [106], [205], [206], [227], [260]. Как следствие, профессиональное мышление будущих психологов остается на житейском уровне и является плохо адаптированным для решения задач, возникающих в русле профессиональной деятельности, что, в частности, выражается в недостаточном количестве выдвигаемых теоретически обоснованных гипотез на предмет возможных причин возникновения анализируемой психологической проблемы, узкой ограниченной направленности и шаблонности их формулирования [188]. Все это приводит к резкому снижению степени профессиональной успешности и продуктивности специалиста.

Анализ результативности реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога

Для анализа результативности реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога нами было осуществлено ее внедрение в образовательный процесс и апробация в экспериментальной деятельности.

Цель эксперимента - анализ результативности реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога. Предметом экспериментального исследования выступили изменения в выраженности показателей духовно-нравственного развития будущих психологов в результате реализации специально разработанной модели педагогического сопровождения.

Нами было сделано предположение о том, что педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития будущего психолога будет результативным, если:

- образовательный процесс осуществляется с позиции понимания духовно-нравственного развития как необходимого компонента и ключевого вектора развития системы профессиональной подготовки будущего психолога;

- определены основные компоненты и ориентиры духовно-нравственного развития будущего психолога в контексте профессиональной подготовки;

- установлены духовно-нравственные основания профессии «психолог»;

- разработана и внедрена в образовательный процесс модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога, содержащая концептуально-целевой, содержательно-методический, организационно-деятельностный и аналитико-рефлексивный модули;

- реализация разработанной модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога будет детерминирована выявленными педагогическими условиями.

Экспериментальной базой выступил ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». Контрольную и экспериментальную группы составили 35 студентов-психологов 1-го курса очной формы обучения, среди которых было 6 юношей и 29 девушек в возрасте от 17 до 22 лет.

Экспериментальная работа, направленная на проверку результативности реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога, включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Основной целью констатирующего этапа эксперимента было составление комплекса диагностических методик и проведение диагностического исследования духовно-нравственного развития будущего психолога. Результаты, полученные в ходе пилотажного исследования, описаны нами в параграфе 2.2.

Полученное эмпирическое знание на констатирующем этапе экспериментальной работы всецело подтвердило необходимость и актуальность разработки и реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога. Целесообразность осуществления данной работы непосредственно со студентами-первокурсниками обусловлена тем, что именно на этапе вхождения в профессию будущий психолог является наиболее сензитивен для активного профессионального и личностного развития, а также для определения жизненных приоритетов и формирования собственной системы ценностей. Поскольку в начале профессиональной подготовки у будущего специалиста, для которого в современных условиях характерны определенные проблемные области духовно-нравственного развития, закладываются основы профессионального взгляда на мир, на другого человека и себя в мире, то он остро нуждается в целенаправленном и специально организованном сопровождении.

В ходе анализа полученных результатов исследования духовно-нравственного развития нами были определены экспериментальная и контрольная группы, между которыми не имелось статистически значимых различий.

Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию разработанной модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития будущего психолога. Данная модель была апробирована в работе с экспериментальной группой, которую составляли студенты 1-го курса очной формы обучения специализации «Клиническая психология». Деятельность по реализации модели была осуществлена в рамках первого года обучения.

На контрольном этапе эксперимента с целью изучения динамики выраженности показателей духовно-нравственного развития будущих психологов и определения результативности разработанной модели педагогического сопровождения нами был осуществлен сопоставительный анализ исследовательских результатов, а также статистическая обработка полученных данных.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента для достижения поставленной цели и проверки гипотезы был использован комплекс диагностического инструментария, который включал в себя следующие психодиагностические методики: методика «Друг-советчик - 1» (Е.К. Веселова, С.А. Черняева) [54]; модификация методики оценки личностных стремлений (Р. Эммонс) [266]; методика «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская, Е.Н. Устюжанинова) [262].

Для обработки полученных результатов исследования использовались качественный и сравнительный анализ, интерпретационный метод, графические методы представления полученных данных. Для математической обработки полученных результатов использовались следующие методы математической статистики: Q-критерий Розенбаума (n1,n211), G-критерий знаков.

В ходе исследования мы отслеживали динамику следующих показателей духовно-нравственного развития студентов-психологов: значение индекса нравственности и показателя моральной неустойчивости; представленность нравственных норм в регуляции поведения; количество названных личностных стремлений; характер направленности личностных стремлений - на себя и на другого; выраженность личностных стремлений материального, социального и духовного планов; представленность в структуре личности духовно-нравственных стремлений, наличие мотивации личностного и духовно-нравственного саморазвития, а также реализации высших духовных ценностей и принципов; доминирующий уровень и система соподчиненности духовности, душевности и телесности в структуре личности.

Для оценки различий между экспериментальной и контрольной группами до начала формирующего этапа эксперимента мы сравнили индексы нравственности и показатели моральной неустойчивости студентов-психологов с помощью Q-критерий Розенбаума. Оказалось, что между двумя группами не имеется статистически значимых различий (Qэмп = S1+S2 = 2 Qкрит = 9 при p = 0,01). Иными словами, испытуемые экспериментальной группы не превосходят испытуемых контрольной группы по индексу нравственности и показателю моральной неустойчивости. Результаты сравнения индивидуальных значений индекса нравственности и показателя моральной неустойчивости студентов-психологов экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе представлены в Приложении 1.

С целью изучения изменений нравственной сферы личности в результате реализации модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития студента-психолога нами была использована методика «Друг-советчик -1» (Е.К. Веселова, С.А. Черняева) [54].

Динамика среднего значения индекса нравственности и показателя моральной неустойчивости у студентов-психологов экспериментальной и контрольной групп представлена в табл. 3.