Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Новиков Олег Александрович

Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя
<
Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новиков Олег Александрович. Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Новиков Олег Александрович;[Место защиты: «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»], 2016.- 227 с.

Содержание к диссертации

Введение

Главы 1. Теоретико-методологические основы использования пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

1.1. Акустическая обучающая среда как предмет педагогического исследования в музыкальном образовании 15

1.2. Педагогические возможности инновационных аудиотехнологий в современной музыкально-образовательной практике 33

1.3. Особенности использования технологии пространственного воспроизведения звука surround sound в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя 48

Глава 2. Организационно-методические основы использования технологии surround sound в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

2.1. Педагогические условия создания пространственной акустической обучающей среды на основе технологии surround sound в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя .69

2.2. Проектирование обучающей пространственной акустической среды на основе обучающего комплекса (тренажера) «Виртуальный оркестр» 83

2.3. Описание, ход и результаты экспериментальной работы 117

Заключение .161

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время в
профессиональной подготовке музыканта-исполнителя особо актуальной
представляется необходимость формирования пространственного мышления,
которое позволяет освоить практически весь спектр компетенций, необходимых
для полноценной и эффективной профессиональной музыкальной
деятельности. Формирование представлений о звуке в пространстве, умение
ориентироваться в нем, ознакомление с пространственным музыкально-
слуховым моделированием – все это играет особую роль в развитии
познавательной деятельности, в совершенствовании сенсорных,

интеллектуальных, творческих способностей музыканта, повышает результативность и качество его деятельности.

Музыка - звучащее искусство, а естественное свойство звука распространяться и изменяться. Следовательно, акустическая среда, являясь, полем распространения звука, влияет на формирование музыкального образа при исполнении музыкальных произведений. Звуковая среда оказывает огромное влияние на процесс профессионального становления музыканта: все в ней основывается на работе со звучащим пространством, взаимодействии со звуковой реальностью.

В силу своей специфики деятельность музыканта неразрывно связана с пространственной акустической средой, поэтому ориентация и быстрая адаптация к различным, в том числе и динамически изменяющимся, акустическим условиям является необходимым критерием профессиональной реализации музыканта. Расширение возможностей звукового поля в сторону детализации пространственного звучания требует от музыканта способности тонко разбираться и чувствовать влияние пространственных составляющих на формирование звуковых художественных образов. Умение же оперировать пространственными звуковыми образами открывает новые горизонты, как в непосредственно деятельности, так и в реализации творческого потенциала интерпретируемых музыкальных произведений.

В условиях интенсивного развития компьютерных технологий появились устройства с неограниченными возможностями для создания, хранения и передачи звуковой информации. Поэтому традиционные формы работы со звуком не всегда обеспечивают необходимый результат в силу того, что мышление современного человека, основано на усилении визуального, а не аудиального восприятия окружающего мира (Е.Н. Юхвид и А.В. Юхвид). Сегодня необходима разработка интегрированных методов обучения в единстве традиций музыкального обучения и инновационных аудиовизуальных технических средств , которые на основе психоакустических разработок позволяют создать учебный аудиоматериал с пространственной детализацией, обеспечивающей большую «зримость» звукового пространства музыкального

произведения, для реализации принципа наглядности и доступности обучающего материала.

Оркестровое и ансамблевое музицирование является одной из основных форм подготовки музыканта-исполнителя. Специфика его заключается в развитии активной слухо-моторной позиции для ансамблевого взаимодействия между исполнителями. Освоение дисциплины, особенно на первоначальном этапе, осложняется наличием недостаточного опыта студентов -музыкантов в оркестрово-ансамблевом исполнении. Основополагающую роль в преодолении этого может сыграть акустическая обучающая среда, которая является основой профессиональной деятельности музыканта-исполнителя, и с успехом используется в обучении, стимулируя большее погружение в атмосферу происходящего на экране и в звуке.

Несмотря на то, что обращение к данному феномену полностью отвечает
требованиям компетентностной образовательной парадигмы, обеспечивает
использование новых информационных технологий в музыкальном

образовании на основе практико-ориентированного подхода и контекстного обучения, в рамках современных конце пций музыкального образования эта проблема до настоящего времени не рассматривалась. О тсутствуют научно-методические разработки, аргументирующие и обосновывающие возможность ее использования; не разработан и механизм реализации в музыкальной практике. При достаточно активном использовании технических средств в музыкальном образовании, опыт их применения в обучении исполнительскому искусству весьма незначителен.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема пространства и среды стала объектом педагогических исследований в 90-х годах ХХ века. Этому посвящены исследования А.А. Вербицкого, Л.А. Ивановой, И.Г. Шендрика, В.А. Ясвина. Философские аспекты формирования обучающего пространства рассматриваются в работах Б.С. Гершунского; психологические аспекты влияния среды на человека представлены в работах В.Н. Носуленко; характеристике феномена среды посвящены исследования Н.Б. Крыловой, М.М. Князевой; в лияние среды на человека рассматривает С. Лангер; средоориентированный подход в образовании - Д.Б. Бережнова, С.Ф. Сергеев, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов и др.; определение среды в профессиональном образовании и влияние информационной среды на образовательную - Т.В. Менг, М.И. Башмаков и др.; среда в качестве образовательного пространства в музыкальном обучении рассматривается в исследованиях Е .Я. Корминой, Р.И. Куренковой, Л.И. Уколовой и др.

Акустическое пространство как таковое рассматривается в исследованиях K. Devine, T. Everret F. Rumsey, P. Theberge и др.; роль акустического пространства в обучении раскрывается в работах J. Ptynen, S. Tervo, T. Lokki; акустические знания в музыкальном обучении и различные аспекты влияния современных мультимедийных средств на образовательную деятельность

отражены в работах И.А. Алдошиной, Н .А. Гарбузова, А.В. Крапивенко, Ю.Н. Рагса, A. Benade, J. Blauert и др.

Современные информационные технологии как основа проектирования обучающей среды представлены в работах И.Г. З ахаровой, Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, С.Ф. Сергеева; информационные технологии в художественном и музыкальном образовании рассматриваются в трудах И.Б. Горбуновой, И.М. Красильникова, С.П. Полозова, Н.Л. Селиванова, Г.Р. Тараевой, А.В. Харуто и др.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей позволил выявить противоречие между педагогическим потенциалом пространственной акустической среды и осознанием необходимости включения инновационных аудиотехнологий на базе информационных технологий в музыкально-образовательный процесс и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения.

Обозначенное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных средств и методов реализации педагогических возможностей пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей.

Профессиональная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Педагогические возможности пространственной акустической среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя».

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей акустической среды в профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей.

Объект исследования – учебный процесс в музыкальном вузе.

Предмет исследования – организационные, с одержательные и технические условия пространственной акустической среды, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки студентов в условиях исполнительских факультетов музыкального вуза.

В качестве гипотезы выдвигается следующее предположение:
педагогические возможности пространственной акустической среды в
профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей обеспечивают
эффективность музыкального образования студентов исполнительских
факультетов музыкального вуза, если пространственная акустическая
обучающая среда созданная посредствам технологии surround sound
рассматривается в единстве технологических, психоакустических и

художественных функций как:

содержательное интегративное ядро организации практико-ориентированного музыкально-образовательного процесса (контекстное обучение);

звуковое поле с детализированной проработкой пространственных составляющих звучания для усиления «наглядности», «зримости» образа;

органичная часть музыкально-образовательной деятельности, требующая специфического исполнительского поведения;

содержательная интонационная основа формирования профессиональных музыкально-исполнительских навыков.

В связи с обозначенной целью исследования и выдвинутой гипотезой, в работе ставились следующие задачи:

1. Изучить современные тенденции, направления и функциональные
особенности использования аудиотехнологий в музыкальном образовании.

  1. Уточнить содержание понятия «пространственная акустическая среда» с позиций компетентностного подхода и в контексте задач профессионального музыкального образования.

  2. Раскрыть содержательные, функциональные и психоакустические особенности создания и восприятия пространственной акустической обучающей среды и ее влияние на формирование профессиональных качеств музыканта.

  3. Рассмотреть и экспериментально проверить технологию пространственного воспроизведения звука surround sound (звук вокруг), конкретизировать особенности ее использования в профессиональной музыкально-образовательной практике на основе обучающего комплекса «Виртуальный оркестр».

Методологической основой и теоретической базой исследования

являются:

основные положения теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.), компетентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.), контекстного и практико-ориентированного (Ю.Б. Алиев, А.А. Вербицкий, В .В. Сериков и др.) и вариативного (А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, А.Б. Ольнева и др.) подходов в образовании;

идеи использования компьютерных технологий в профессиональном образовании (А.Г. Абросимов, В.А. Извозчиков, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.);

психолого-педагогические аспекты использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (Н.С. Бажанов, И.Б. Горбунова, И.В. Заболотская, И.М. Красильников, С.П. Полозов, Т.В. Селиванова, Г.Р. Тараева, A.В. Харуто и др.);

ведущие положения теории пространства, акустики и психоакустики (И.А. Алдошина, Э .И. Володин, Н.А. Гарбузов, Ю.Н. Рагс, J. Blauert и др.); изучение возможностей различных систем пространственного воспроизведения звука (F. Rumsey, T. Holman и др.); теоретические исследования применения компьютерных технологий в обучении исполнительскому искусству (W.I. Bauer, R.J. Dammers, B. Mattson и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили следующие документы: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года (постановление Правительства РФ от 4 октября 2000

г. № 751; «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г ., № 2227 - р); федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ) и др.

Для решения поставленных в исследовании задач , а также подтверждения исходных положений и проверки гипотезы использовалась следующие взаимодополняющие методы:

теоретические (теоретический анализ литературы в области философии, теории инноватики, прикладной и музыкальной информатики, общей и музыкальной педагогики и психологии, социологии и музыкознания, нормативных документов, материалов, освещающих опыт работы по проблеме исследования);

эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта по использованию информационных технологий в музыкальном образовании; тестирование, беседа, наблюдение, моделирование, экспериментальная работа и др.).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

уточнено содержание понятия «пространственная акустическая среда» в контексте профессиональной подготовки студентов исполнительских специальностей;

введено в научный оборот понятие «пространственная акустическая обучающая среда», характеризующее условия осуществления профессиональной деятельности, на основе моделирования различных акустических ситуаций;

доказаны педагогические возможности прос транственной акустической среды как содержательной интегративной основы организации учебного процесса и органичной части музыкально-образовательной деятельности;

разработана модель организации пространственной акустической среды посредством обучающего комплекса «Виртуальный оркестр», что позволило расширить представления о возможностях профессионально-личностного развития музыканта-исполнителя в образовательной деятельности;

выявлены организационные, технические и содержательные условия, способствующие повышению эффективности пространственной акустической обучающей среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

выявлены и экспериментально проверены педагогические
возможности пространственной акустической среды в профессиональной
подготовке музыкантов-исполнителей;

определены теоретические основания использования виртуальной обучающей среды в музыкально-образовательной практике;

раскрыта технология внедрения обучающего комплекса «Виртуальный оркестр», включающая совокупность методов и форм обучения и последовательность их применения, представленная в виде технологической карты;

изучены педагогические условия и разработаны критерии повышения эффективности музыкального образования через реализацию педагогических возможностей пространственной акустической среды;

модернизирован и апробирован диагностический инструментарий для анализа уровня эффективности исполнительской подготовки в виртуальной обучающей среде.

Практическая значимость результатов исследования заключается
в разработке и внедрении модели организации пространственной акустической
среды в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя; разработке
технологии включения системы пространственного воспроизведения звука
(surround sound) посредством обучающего комплекса «Виртуальный оркестр» в
музыкально-образовательный процесс; определении и апробации

диагностического инструментария для анализа уровня эффективности исполнительской подготовки в виртуальной обучающей среде. Диссертация содержит конкретные практические рекомендации по организации и техническому оснащению учебного процесса при обучении в оркестровом классе.

Результаты исследования имеют универсальный характер, что позволяет использовать их не только в деятельности музыкальных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, а также в репетиционной работе профессиональных и самодеятельных музыкальных коллективов.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:

введено понятие «пространственная акустическая обучающая среда» как специально организованное акустическое пространство, способное оказывать педагогический эффект в виде условий осуществления деятельности, позволяющее моделировать различные акустические ситуации, недоступные вербальной системе человека; менять параметры и свойства контекста, в соответствии с динамически меняющимися требованиями; реализовать обратную связь на действия музыканта;

выявлены педагогические возможности пространственной акустической среды, которая рассматривается как органичная часть музыкальной деятельности, содержательная интонационная основа формирования профессиональных музыкально-исполнительских навыков и интегративное ядро организации практико-ориентированного музыкально-образовательного процесса, тем самым обеспечивая единство технологических и художественных функций в музыкальном образовании;

обоснована и адаптирована для использования в педагогических целях система surround sound; обозначены пути включения в музыкально-образовательную деятельность многоканальных систем воспроизведения звука как основы создания акустической обучающей среды, обеспечивающей повышение эффективности профессиональной подготовки музыканта-исполнителя;

разработан обучающий комплекс «Виртуальный оркестр»; оформлены и поданы документы на регистрацию патента РФ на изобретение «Тренажер для обучения исполнителя оркестра своей партии» (№ 2014129557/047647 от 18.07.2014); ф ормальная экспертиза завершена с положительным результатом (уведомление от 27.07.2015); в настоящее время производится экспертиза по существу;

разработана и научно обоснована технология включения системы surround sound посредством обучающего ком плекса «Виртуальный оркестр» в музыкально-образовательный процесс, о беспечивающая построение профессиональной подготовки студентов исполнительских факультетов с учетом принципов знаково-контекстного (практико-ориентированного) обучения.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается методологической базой исходных теоретических позиций; полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве содержательно-процессуальных характеристик; логикой педагогического исследования; применением совокупности теоретических и эмпирических методов исследования; достаточной экспериментальной базой; сочетанием количественных и качественных характеристик; сопоставимостью практических результатов с теоретическими положениями; личным участием автора, имеющего достаточно длительный практический опыт работы в сфере инновационных музыкально-компьютерных технологий.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «МГГУ им. Шолохова» (факультет «Культуры и музыкального искусства»), г. Москва; ФГБОУ В О «РАМ имени Гнесиных» (кафедра «Национальные инструменты народов России»), г. Москва; ГБОУ «Лицей № 138» отделение «Коллаж» (ансамбль «Задоринки»), г. Москва; МУК РКЦ «Купина» (ансамбль гусляров «Купина»), г. Нахабино Московской области; Студия звукозаписи «МаксиСаунд», г. Москва.

Цели и задачи исследования, исходные методологические позиции определили логику и содержание экспериментального исследования, которое осуществлялось на протяжении пяти лет в три этапа.

Первый этап – информационно-поисковый (2010 – 2011 гг.). На этом этапе выбиралось направление работы, формулировалась проблема исследования; выявлялась степень изученности проблем, связанных с подготовкой музыкантов-исполнителей; определялись цели и задачи, объект и предмет, строилась гипотеза и выбирались методы исследования.

Второй этап – содержательно-процессуальный (2011 – 2014 гг.). На
протяжении этого этапа уточнялась гипотеза исследования; были выявлены
педагогические возможности пространственной акустической среды в процессе
исполнительской подготовки студентов-оркестрантов; составлена и
реализована программа опытно-экспериментальной работы; обоснована
необходимость разработки виртуального обучающего комплекса на основе
технологии surround sound; приведены примеры использования surround sound
для создания пространственной акустической обучающей среды и ее
применения в музыкально-образовательной практике; рассмотрены возможные
технологии технической ее реализации; выявлены критерии определения
эффективности музыкального обучения в искусственно созданной

пространственной акустической обучающей среде.

Третий этап – аналитико-результирующий (2014 – 2015 гг.)

предусматривал подведение итогов опытно-экспериментальной работы, обработку результатов исследования, формулировку выводов, оформление диссертационной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения на кафедрах музыкознания и музыкального образования факультета культуры и музыкального искусства ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», художественного образования ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (Москва), «Национальные инструменты народов России» ФГБОУ В О «РАМ имени Гнесиных» (Москва); на педагогическом совете ГБОУ «Лицей № 138» отделение «Коллаж» (ансамбль гусляров «Задоринки») (Москва); в ансамбле гусляров «Купина» МУК РКЦ «Купина» г. Нахабино Московской области.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях по теме исследования (10 публикаций), в т. ч. в изданиях, рекомендованных ВАК (4 публикации); докладах на международных (Москва – 2013, 2014, 2015 г.г.) и всероссийских (Электросталь – 2011 г ., Москва – 2014, 2015 г .г.) научно-практических и междисциплинарных конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Пространственная акустическая обучающая среда в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя выступает как специально организованный практико-ориентированный контекст, благодаря чему создаются новые условия осуществления профессиональной деятельности: моделирование различных акустических ситуаций; обогащение параметров и свойств контекста, в соответствии с динамически изменяющимися требованиями; реализация обратной связи на действия музыканта.

  2. Пространственная акустическая среда, основанная на использовании технологии surround sound, в профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей выступает как органичная часть музыкальной деятельности, содержательная интонационная основа формирования профессиональных

музыкально-исполнительских навыков и интегративное ядро организации практико-ориентированного музыкально-образовательного процесса. Она обеспечивает единство технологических и художественных функций в музыкальном образовании.

3. Обучающий комплекс (музыкальный тренажер) «Виртуальный оркестр»
как педагогическое средство представляет собой систему управления
воспроизведением специального многоканального контента для создания
пространственной акустической обучающей среды в профессиональной
подготовке музыкантов-исполнителей. Он включает в себя систему

многоканального воспроизведения звука surround sound, систему управления воспроизведением в виде компьютера с многоканальным звуковым интерфейсом и специализированным программным обеспечением, систему записи исполнения.

Структура диссертации соответствует логике исследования, определяемой целями и гипотезой. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (212 источников), включает 7 приложений, 5 таблиц и 17 рисунков.

Педагогические возможности инновационных аудиотехнологий в современной музыкально-образовательной практике

Процессы внедрения инноваций в музыкальном образовании напрямую связаны с информатизаций, обеспечивающей достижение двух основополагающих стратегических целей. Первая - повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Вторая -повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества. Обе цели направлены на повышение эффективности будущей профессиональной деятельности (В.Н. Лупанов). Сегодня технические средства, благодаря способности к быстрой эволюции, занимают прочные позиции во всех областях деятельности человека. Обучение является особой сферой, где технические средства открывают новые возможности, повышая эффективность обучения и воспитания. В контексте исследования мы выделяем аудиовизуальные технологии (А.И. Азевич, А.В. Гаврилин, А.И. Егоров, О.А. Савельева, И.Н. Фролов и др.).

Особо важным представляется классификация и определение функционального назначения технических средств обучения (далее по тексту ТСО). Если средства обучения – совокупность информационных, материальных, организационных и технических ресурсов, используемых для обеспечения различных методов обучения, то ТСО – это совокупность технических устройств и дидактического обеспечения, применяемых в учебно-воспитательном процессе для представления информации с целью ее оптимизации [173, с.5]. Они состоят из кодирующих и декодирующих устройств, а также носителя для хранения в закодированном виде информации, представляющей из себя дидактический материал для обучения. Работа технических средств обучения связана с кодированием поступающей информации, ее обработкой по определенным алгоритмам, декодированием и предъявлением в удобном для восприятия виде. Основной характеристикой ТСО является возможность представления учебной информации, воспроизведение которой невозможно без специальной аппаратуры, а также то, что информация об объекте, процессе, явлении моделируется и представляется с предельной реалистичностью [47]. Поступающую и декодированную информацию можно разделить на аудио, визуальную и аудиовизуальную. К аудио материалу относят различные аудиозаписи: аудиокниги, музыку, радиопередачи. Материал, относящийся к визуальному ряду, может быть статичным (презентация, текст, картинка), динамическим (видеозапись), или интерактивным (виртуальная реальность). К аудиовизуальному материалу относится контент, совмещающий аудио и видео информацию - это фильмы, трансляции концертов, клипы и т. д.

Современные ТСО отличаются разнообразием и плохо поддаются классификации в силу сложности их устройства, разнообразия производителей, алгоритмов обработки, способов отображения информации. Чаще всего встречается разделение на две составляющие: носители информации, и технические устройства для воспроизведения этой информации.

Обозначим возможности ТСО в образовательной деятельности: реализация различных форм и видов обучения; функциональная направленность (отображение обучающей информации; контроль полученных знаний по определенному алгоритму; обеспечение порядка предоставления учебной информации на основе обратной связи с обучающимся; моделирование учебной деятельности на основе программ обучения; сбора, кодирования, хранения, преобразования, декодирования, сортировки и передачи информации); взаимодействие различных органов чувств (визуальные -зрение, аудиальные - слуховые ощущения, аудиовизуальные - зрение и слух); реализация обратной связи на основе эмоциональных показателей, правильности выполнения заданий, степени сформированности профессиональных навыков; обеспечение необходимых режимов работы оборудования (звук -динамический диапазон, частотный диапазон, мощность, качество, детализация; видео - яркость, контрастность, размер, частота кадров, наличие элементов управления и др.); соответствие формам и методам современного обучения, удобство и безопасность, соотношение цена/качество [47; 173].

Наиболее актуальными сегодня является разработки совместного использования технических средств обучения в сочетании с компьютерными технологиями, что позволяет в значительной мере увеличить объемы, удобство доступа и поиска информации, а так же ее обработки для повышения эффективности обучения. Это сочетание содействует выработке новых форм взаимодействия учителя и ученика, а также предоставляет широкое поле в самосовершенствовании и приобретении новых навыков.

История использования компьютерных технологий в образовании берет начало в 50-60 годы XX века. Именно в это время была отмечена отличительная черта программного обеспечения от учебника, радио или телевидения - возможность организации диалога между учеником и учителем. В силу универсальности компьютерные технологии интегрируют в себе многие образовательные процессы, предоставляет множество дидактических возможностей, включают в себя использование различных технических средств, способных хранить, перерабатывать и воспроизводить аудиовизуальную информацию (СП. Полозов).

Особенности использования технологии пространственного воспроизведения звука surround sound в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

Мозг человека из звукового потока, созданного системой surround sound, может вычленять отдельные мнимые источники звука, локализовать их в пространстве, а так же определять их удаленность. Благодаря этому, специально подготовленная запись, воспроизведенная с помощью системы мониторов surround sound, способна воссоздать вокруг учащихся акустическое поле соответствующее по ощущениям звучанию реального оркестра, в котором каждый инструмент будет в строго определенном месте акустического пространства.

На сегодняшний день достаточно большое количество техники, с помощью которой можно воспроизводить формат записи surround sound и транслировать его на систему мониторов. Для воспроизведения звука в формате surround sound можно использовать практически любой DVD-плеер или мультимедиа-станцию.

Для большей гибкости воспроизведения рекомендуется использование для данной задачи компьютер с многоканальным аудио интерфейсом, соединенным с системой мониторов. Для формата 5.1 нужно 5 идентичных мониторов для воспроизведения всего частотного диапазона и 1 сабвуфер, для качественного воспроизведения низких частот. Схема расположения должна соответствовать стандарту для этого формата. Поэтому для системы surround sound важным условием качественного воспроизведения является расположение мониторов. Место, где будет сидеть слушатель, должно являться центром виртуальной окружности, на которой и будут расположены мониторы. Расстояние между передними мониторами должно быть таким же, как и расстояние от центра окружности до центрального канала, а задние мониторы должны находиться на уже упомянутой виртуальной окружности под определенным углом к линии от центрального монитора к слушателю. Причем фронтальные мониторы должны быть на уровне лица, а тыловые следует располагать немного выше головы (примерно 30-40 градусов). Место сабвуфера определяется опытным путем – он должен стоять там, где наиболее точно звучит бас.

Необходимо отметить, что при анализе литературы и музыкальных записей технология surround sound используется в большинстве случаев для более детальной передачи пространства: тыловые динамики системы чаще всего используются для передачи отзвука зала. Существует достаточно ограниченное число произведений классического образца, когда звучащие инструменты располагаются по окружности вокруг слушателя. Связано это в большей степени с тем, что композиторы, мыслили звучание произведения исключительно со сцены и исключительно при определенной рассадке исполнителей.

Большое значение имеет также утверждение психологов о том, что громкий звук, приходящий к человеку сзади, на подсознательном уровне воспринимается им как сигнал опасности. Миллионы лет эволюции закрепили в нем этот рефлекс, как элемент инстинкта самосохранения, предупреждая о возможности внезапного нападения хищного зверя. Поэтому звуки, приходящие к человеку сзади, или даже сбоку, заставляют его невольно вертеть головой. В таком состоянии музыка, тем более классическая, воспринимается с трудом.

Использование тыловых каналов в качестве источников «активного» звукового образа, оправдано в музыкальном театре, каких-то массовых шоу, где зрителю надо дать почувствовать, что он является непосредственным участником действия.

В рамках нашего исследования предлагается использование surround sound c равнозначностью звучания каналов для воссоздания (виртуализации) атмосферы музицирования внутри оркестра. В данном представлении слушатель становится участником, следовательно, такое использование системы surround sound оправдано.

Таким образом, главной отличительной особенностью формата surround sound, благодаря которой его использование в музыкальной педагогике представляет большой интерес и обоснованность, является возможность воссоздания действительного расположения источников звука в любом акустическом пространстве в условиях сравнительно небольшого помещении прослушивания.

Поэтому следующий аспект, требующий рассмотрения в контексте нашего исследования, связан с обоснованием выбора помещения для проведения занятия с использованием системы surround sound.

Помимо качества акустических систем, чрезвычайно важна акустика помещения: она непосредственно определяет качество звучания. По оценкам специалистов 80% звучания формируется помещением, а всего лишь 20% динамиками (И.А. Алдошина, В.Г. Динов).

Существует несколько подходов создания акустики помещения для воспроизведения объемного звука. Они позволяют нам совмещать возможности качественного прослушивания звука с разным количеством каналов как стерео, так и объемного звука. Все это следует учитывать при оборудовании учебных аудиторий. Так, необходимо обращать внимание на психологическую комфортность пространственной акустической обучающей среды. Полностью заглушенное помещение не является комфортным для обучения: нахождение в нем противоестественно, так как полной тишины практически не бывает, а полное отсутствие звуковых отражений в помещении отрицательно влияет на психическое состояние человека.

Педагогические условия создания пространственной акустической обучающей среды на основе технологии surround sound в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя

В качестве контента может использоваться любой тип медиа информации, но в рамках нашего исследования и для использования в обучающем комплексе «Виртуальный оркестр» мы сознательно сужаем это понятие до аудио и видео материала, подготовленного с учетом специфики обозначенного обучающего комплекса. В силу универсальности и многонаправленности технического оснащения обучающего комплекса, в нем реализуется возможность полного раскрытия дидактического потенциала звучания музыкального контента, который подготавливается специфическим образом, включая в состав звука необходимые для эффективности обучения компоненты. Именно специально подготовленный контент для обучающего комплекса «Виртуальный оркестр» является следующим важным педагогическим условием создания акустической среды для обучения. Рассмотрим наиболее важные принципы его организации и педагогические свойства его компонентов. Контент обучающего комплекса рассматривается нами как система, объединяющая как само музыкальное произведение, так и его звуковое воплощение. Педагогическое воздействие производит и художественный образ произведения, заложенный автором, и дирижерская интерпретация, направленная на воплощение этого образа в звучании оркестра, под редакцией звукорежиссера, адаптирующего этот звуковой образ для воспроизведения через акустические системы обучающего комплекса.

Художественный образ музыкального произведения воздействует на слушателя благодаря своим многогранным обобщающим свойствам. Он складывается из музыкальных выразительных средств (ладовое тяготение, гармония, агогика, динамика, интонация, ритм, метр и др.), используемых автором в своем опусе, а также, в результате акустических преобразований при воспроизведении: тембр музыкальных инструментов, акустическая окраска помещения прослушивания, изменения звучания связанные с месторасположением прослушивания и др.

Окружающая акустическая среда - неизменная составляющая слышимого человеком звука. Именно благодаря влиянию на звук располагающихся рядом предметов, мозг человека в результате эволюции научился определять, что и на каком расстоянии окружает его, то есть определять свойства звукового источника и окружающего пространства такие как: пространственную локализацию, удаленность, характер происхождения, направление движения источника звука, замкнутость или открытость звукового пространства и др.

Мы настолько приспособились для восприятия звука прошедшего влияние акустической среды, что звук не прошедший путь через пространство, то есть не получивший пространственную информацию, воспринимается как неестественный.

Сегодня звучание в пространстве легко эмулировать различными плагинами реверберации: можно воссоздать звучание практически любого возможного и невозможного акустического пространства. Современные аудиотехнологии позволяют распределить прямой звук и обработанный в разных пропорциях между системой громкоговорителей таким образом, что возникает звучание приближенное к реальным условиям.

Получается, что звук сам по себе, а также в составе художественного образа музыкального произведения, представляет комплекс параметров, способных воздействовать на личность обучающихся. Изменение любого параметра приводит к модификации характера воздействия. Обучающий комплекс «Виртуальный оркестр» в профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей в силу своей специфики (динамическому изменению параметров звучания, в том числе в «реальном времени») позволяет реализовать весь этот арсенал воздействий. Помимо параметров, которые включает в себя звук, на восприятие контента обучающего комплекса непосредственное влияние оказывают зрительные факторы. Это связано с тем, что слуховые явления в результате добавления или изменения визуализации меняют художественный смысл. И наоборот, визуальные явления приобретаю новые краски в связи со сменой звукового наполнения.

Примером тому является следующее: даже для распознания речевых сигналов человек опирается, в том числе, и на артикуляцию звуков губами. Экспериментально доказано, что если компьютерными методами сформировать изображение человеческого лица, артикулирующего один слог, а озвучить другой, то разборчивость затрудняется: то есть у слушателей возникают противоречия относительно того, что же они на самом деле слышат.

Звук, воспринимаемый человеком, может подвергаться нелинейным изменениям и самой слуховой системой. При прослушивании с достаточно большой громкостью слуховая система человека включает защитную функцию, становясь своеобразным компрессором, который сжимает динамику звука, внося определенного рода искажения в звучание. В результате действия этого механизма снижается чувствительность человеческого слуха к деталям, особенно важным в профессиональной деятельности классического музыканта, стремящегося передать в своем исполнении мельчайшие нюансы в музыкальной ткани произведения.

Проектирование обучающей пространственной акустической среды на основе обучающего комплекса (тренажера) «Виртуальный оркестр»

В экспериментальной работе, которая продолжалась с 2010 по 2015 год, принимал участие учащиеся, студенты и преподаватели нескольких средних и высших учебных заведений, а также музыканты из профессиональных коллективов: ФГБОУ ВО «РАМ им. Гнесиных» (кафедра «Национальные инструменты народов России»), г. Москва; ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова» (факультет «Культуры и музыкального искусства», оркестр), г. Москва; ГБОУ «Лицей № 138» отделение «Коллаж» (ансамбль «Задоринки»), г. Москва; МУК РКЦ «Купина» г. Нахабино Московской области (ансамбль гусляров «Купина»).

Целью экспериментальной работы стало решение последней задачи нашего исследования: проверка практической целесообразности включения обучающего комплекса «Виртуальный оркестр» в структуру профессиональной подготовки музыканта-исполнителя. Это обусловило установку на выявление порога эффективности нововведения и определило тип экспериментального исследования как пилотажный.

В экспериментальной работе в качестве независимых переменных выступали понятие «пространственная акустическая среда» в освоении содержания исполнительских дисциплин в оркестровом/ансамблевом классах; наглядная модель акустической среды и обучающий комплекс «Виртуальный оркестр»; музыкальный аудио и видео контент. Последний был введен для реализации установки на обратную связь и минимизацию временных затрат в условиях индивидуального обучения.

Роль зависимых переменных играли: представления студентов об оркестровом и ансамблевом исполнительстве и репетиционной работе с позиций пространственной акустической среды; психоэмоциональное воздействие акустической среды на исполнителя, профессионально-поведенческие реакции на собственное исполнение в виртуальной акустической среде, уровень сформированности профессиональных навыков оркестрового/ансамблевого исполнения; оценка студентами и преподавателями нового элемента содержания обучения («Виртуальный оркестр») и способов работы с ним. Рассмотрим наиболее значимые зависимые переменные. Специфика психоэмоционального воздействия обучающего комплекса «Виртуальный оркестр» обусловлена тем, что акустическая среда как часть окружающей среды оказывает колоссальное влияние на личность человека. Поэтому для успешности на начальных этапах работы с тренажером следует особое внимание уделять психоэмоциональному состоянию обучаемых.

Эффективность учебной и исполнительской деятельности рассматривается нами, прежде всего, в контексте комфортности обучения. Это основной критерий, позволяющий выяснить отношение учащихся к работе с тренажером и выяснить степень целесообразности и естественности исполнительских ощущений. Комфортность обучения приводит к повышению эффективности обучения, в виду отсутствия раздражающих и отвлекающих факторов. Повышается внимание, улучшается эмоциональность восприятия, а так же прививается любовь к музицированию. Условия комфортности создаются в зависимости от возраста и способностей обучающихся. Поэтому мы может говорить о степень комфортности как о критерии эффективности педагогического воздействия обучения на тренажере. Если комфортность условий простого прослушивания и контроля звучания достаточно хорошо изучена, то комфортность восприятия воссозданного специфического звучания оркестра (ансамбля) требует экспериментального подтверждения.

При отсутствии должных условий, позволяющих без затруднений, связанных как с эмоционально-образными, так и с физическими составляющими обучающего комплекса, воспринимать звучание, эффективность тренажера будет стремиться к нулю.

Для данного исследования актуально проведение контроля психологического состояния до и после обучения на обучающем комплексе. Результаты сравниваются и делаются выводы об изменениях в психоэмоциональном состоянии учеников в результате взаимодействия с обучающим комплексом.

При оценке психоэмоционального состояния обучаемых мы ориентировались на тест «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Н.А. Курганский), который адаптировали к условиям музыкального обучения. Методика оценки требует обоснованного выбора из 20 пар противоположных по смыслу определений, характеризующих активность, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность (см. приложение 2).