Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности 13
1.1. Роль и место творчества в профессиональной и педагогической деятельности специалиста 13
1.2. Сущность и структура художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения 35
1.3. Анализ практики подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения 57
Выводы по первой главе .75
Глава 2. Педагогические условия подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения 79
2.1. Характеристика педагогических условий подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения 79
2.2. Комплекс«открытых заданий» как средство подготовки педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности .94
2.3. Апробация педагогических условий подготовки педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности 114
Выводы по второй главе 117
Заключение 119
Список использованной литературы 125
Приложения .141
- Роль и место творчества в профессиональной и педагогической деятельности специалиста
- Анализ практики подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения
- Характеристика педагогических условий подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения
- Апробация педагогических условий подготовки педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Внедрение высоких технологий в производственный процесс и коммуникации, медицину и образование существенно изменили среду обитания личности, в связи с чем актуальное значение приобретает подготовка к профессиональной деятельности, значимость которой акцентируется в Законе РФ «Об образовании», где указано на необходимость создания благоприятных условий для формирования у выпускника способности к проектной деятельности.
Обусловленный этим переход системы образования на компетентностную модель, предполагающую замену «знаниевой», ориентированную на развитие личности, качественных изменений в цели, задачах, предметных действиях, требуют операционной деятельности. При этом в качестве характерной особенности составляющей следует выделить «проектность», как способность к планированию, прогнозированию, созданию, исполнению и оформлению идеи по изменению окружающей среды. С этих позиций важно обеспечить владения не только проектным мышлением, но и преобразовательным отношением к миру, где проектирование как вид деятельности предполагает создание проекта как идеального описания будущего объекта или действий по преобразованию окружающей действительности.
Следовательно, подготовка педагога профессионального обучения должна предполагать интегративное развитие проектного, тектонического и колористического разновидностей мышления, формирование готовности к проектно-преобразовательному поведению и креативности, в совокупности обеспечивающих способность к преобразованию окружающей среды.
Результаты кросскультурных исследований по выявлению уровня креативности личности свидетельствуют о том, что в психолого-педагогической литературе творчество исследовано отечественными (Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарева и др.) и зарубежными (Дж. Гилфорд, Я. Дитрих, Дж.К. Джонс, Дж. Рензулли, Е. Торранс и др.) специалистами, рассматривающими её с позиции обеспечения условий для проявления креативности.
Концептуальные основы мышления исследованы в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинской, Д.М. Маллаева, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., где обоснованы теоретико-методологические подходы его развития, уровни, традиции и установки, стимулирующие креативные способности субъекта деятельности.
По мнению исследователей (В.А. Кан-Калик, В.П. Симонов, В.А. Сластенин и др.), существенным фактором в качественной подготовке педагога выступают развитие проектного мышления через личностно-ориентированное обучение, обеспечение непрерывности в овладении интегративными способами деятельности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Максимова), инновационным стилем мышления (В.И. Жернов, Ф.В. Повшедная, В.А. Сластенин и др.).
Значительный теоретический потенциал для решения исследуемой проблемы заложен в работах, рассматривающих вопросы художественного образования (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, Н.И. Киященко, И.М. Раджабова, Д.С. Лихачев и др.); полихудожественного подхода (Н.Г. Гриневич, Б.П. Юсов и др.); влияние восприятия на формирование личности (А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев и др.); активизации творческого процесса и развития
чувственной сферы личности в художественно-проектной деятельности (Р.А. Гильман, Г.М. Гаджиев, В.В. Корешков, Н.Г. Козлов, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, М.А. Некрасова, М.В. Соколов, Т.Я. Шпикалова, А.С. Хворостов и др.).
Мониторинг практики подготовки будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности указывает на наличие противоречий между:
значимостью проектной деятельности в условиях проектности окружающей действительности и недостаточной разработанностью системы подготовки будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности (ХПД);
готовностью педагога к решению учебных художественно-проектных задач и управлению развитием субъекта проектной деятельности и отсутствием обеспеченной системы целенаправленной подготовки к ХПД;
ориентированностью профессионально-педагогической деятельности на развитие креативности и недостаточностью научно обоснованных форм и методов развития её у студентов средствами художественно-проектной деятельности.
Приведенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой в необходимости обоснования педагогических условий подготовки будущего педагога профессионального обучения, обеспечивающих готовность к художественно-проектной деятельности.
Тема исследования - «Педагогические условия подготовки будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности».
Цель исследования - Обоснование педагогических условий подготовки к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения.
Объект исследования - Подготовка будущего педагога профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности.
Предмет исследования - Педагогические условия подготовки будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности.
Гипотеза исследования. Готовность будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности будет эффективной, если:
процесс подготовки студентов ориентировать на творческую составляющую художественно-проектной деятельности;
обеспечить овладение студентом основами художественно-проектной деятельности;
использовать комплекс «открытых» заданий как средство подготовки к художественно-проектной деятельности;
оптимизировать содержание подготовки педагога профессионального обучения с позиций готовности к управлению художественно-проектной деятельностью.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
-
Выявить роль и место творчества в профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения.
-
Вычленить структурную модель подготовки студентов к художественно-проектной деятельности с выделением её содержательной характеристики.
3. Обосновать педагогические условия подготовки к художественно-
проектной деятельности педагога профессионального обучения.
4. Разработать комплекс открытых заданий, обеспечивающих подготовку бу
дущего педагога к художественно-проектной деятельности, опираясь на выявлен
ные педагогические условия и экспериментально проверить их эффективность.
Методологической основой исследования выступают: системный (Б.Г. Ананьев, В.П. Беспалько, КК Платонов, Б.М. Теплов, Э.Г. Юдин и др.) как общенаучный метод управления; личностный (П.Я. Гальперин, В.Я. Ляудис, Р.С. Немов, Л.А. Петровская, Н.Ф. Талызина и др.), основанный на обучении творческой деятельности и деятельностный (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.), позволяющий организовать учебную деятельность с учётом индивидуальности каждого из студентов подходы, а также концепции о единстве сознания, мышления и деятельно-креативной сущности человека, его творческой инициативности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Б.М. Кедров, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.); развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, В.П. Зинченко, А.М. Маношкин, АЛ. Мелик-Пашаев, ЯЛ. Пономарев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.).
Теоретической основой исследования являются теории: мышления (Д. Брунер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), трехкомпо-нентная структура мышления (Т.В. Кудрявцев и др.); применения в обучении системы учебных задач (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, Д. Толлингерова, А.Э. Эсау-лов и др.); активизации процесса обучения (Н.М. Зверева, М.Н. Скаткин и др.); дизайна (Л.Н. Безмоздина, К. Кантор и др.); системного проектирования (К. Александер, Б. Арчер, ДжК. Джонс и др.).
Методы исследования. Для решения задач исследования использованы общенаучные методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; изучение учебно-программной и нормативной документации; наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов проектной деятельности студентов, педагогический эксперимент; методы математической статистики и обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
обоснована структурная модель подготовки к художественно-проектной деятельности студента как проектно-эвристическая деятельность будущего педагога профессионального обучения в современном динамично развивающемся обществе, рассматриваемая с позиции социума и личности;
обоснованы педагогические условия подготовки к художественно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения;
разработан подход к построению комплекса открытых заданий, обеспечивающих подготовку к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения.
Теоретическая значимость исследования:
определена роль и место творчества в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения;
аргументировано и расширено понятие «проектно-эвристическая деятельность», представляющая собой специфическую форму творчества, универсальное средство креативного развития студента, влияющее на формирование его
личностных качеств, способствующее формированию активной жизненной позиции и ведению творческой деятельности по эстетическому преобразованию мира;
обоснованы педагогические условия подготовки к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения, включающие:
организацию профессионально-педагогической деятельности в контексте художественно-творческого образовательного пространства;
реализацию структурной модели подготовки к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения;
обогащение содержания профессионально-педагогической деятельности студентов с учетом их индивидуальных наклонностей и возможностей;
формирование творческой деятельности средствами проектной технологии.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы определяется полученными результатами и их направленностью на совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения:
разработаны и апробированы в ФГБОУ ВО ДГПУ рабочие программы по спецдисциплинам: «Общее проектирование», «Формообразование», «Проектирование костюма» согласно стандартам ФГОС 3 плюс;
разработан подход к построению комплекса открытых заданий, обеспечивающий подготовку будущих педагогов профессионального обучения к художественно-проектной деятельности;
разработано учебное пособие «Формообразование», включающее обширный материал для самостоятельной подготовки студентов: темы и задания практических занятий, материалы итогового тестирования, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, терминологический словарь.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения; сравнительным анализом подготовки к художественно-проектной деятельности в республике, аргументированностью выводов; результатами экспериментальной работы, подтверждающими эффективность применения разработанных педагогических условий подготовки и открытых заданий; использованием диагностических тестов и методов математической статистики при обработке результатов эксперимента; подтверждением гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами.
Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве экспериментальной базы исследования определено ФБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», где в опытно-экспериментальной работе участвовало 131 студент 3-4 курса инженерно-педагогического института по специальности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».
Этапы исследования. Исследование осуществлено с 2009 по 2015 годы в следующие взаимосвязанные этапы:
Первый (2009-2011 гг.) - теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы, изучение педагогического наследия, определение цели и задач исследования.
Второй (2011-2013 гг.) - обоснование возможностей применения комплекса открытых заданий при подготовке художественно-проектной деятельности через
определение содержания, форм и методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.
Третий (2013-2015 гг.) - анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, их математическая и статистическая обработка, определение соответствия результатов эксперимента теоретическим положениям и выработка практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проектно-эвристическая деятельность будущих педагогов профессио
нального обучения (дизайн) как возникшая качественно новая форма деятельно
сти в качестве модели подготовки к художественно-проектной деятельности,
включающей:
целеполагающую компоненту проектно-эвристической деятельности студентов, в качестве которой выступает творчество как таковое;
содержательную компоненту проектно-эвристической деятельности, выражающуюся методами, средствами проектирования и приёмами эвристического обучения как элементами творческой деятельности;
результирующую компоненту, обеспечивающую интенсивное эндогенное развитие студента, где сам студент является источником развития.
2. Педагогические условия как взаимосвязанный комплекс мер учебно-
воспитательного процесса, обеспечивающий переход личности на более высокий
уровень развития творческой деятельности и как важной составляющей процесса
профессиональной подготовки студентов к художественно-проектной деятельно
сти, включающий следующие условия:
организацию профессионально-педагогической деятельности в контексте художественно-творческого образовательного пространства;
реализацию структурной модели подготовки к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения;
обогащение содержания профессионально-педагогической деятельности студентов с учетом их индивидуальных наклонностей и возможностей;
формирование творческой деятельности средствами проектной технологии.
3. Комплекс открытых заданий по курсу «Формообразование» как эффек
тивное средство подготовки будущего педагога профессионального обучения к
художественно-проектной деятельности, опирающийся на теорию решения изоб
ретательских задач, включающий эвристические методы проектирования и специ
альные упражнения-тренинги на развитие воображения и образного мышления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры «Теории и методики профессионального образования» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»; представлены на международных, всероссийских, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования отражены в докладах и публикациях автора, а разработки исследования внедрены в учебный процесс педагогов-дизайнеров кафедры «Экономики и дизайн» ИПИ ДГПУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (206 наименований). Работа содержит 9 таблиц, 3 схемы и 7 приложений.
Роль и место творчества в профессиональной и педагогической деятельности специалиста
Повышение требований к квалификации специалистов со стороны работодателей, в связи с необходимостью обеспечения конкурентоспособности всех отраслей народного хозяйства, усилили внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений.
Современное образование, становясь фактором социально экономического развития общества, должно обеспечить адекватную подготовку специалистов, востребованных в обществе. Для этого система образования должна эффективно формировать личность студентов с учетом их неповторимости и неординарности, основываясь знаниями законов развития творческой личности.
В философском словаре нет термина «творчество», но это понятие относят к понятию «творение».
«… В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии».
В противоположность «творению» в философии употребляется понятие «развитие» «…для обозначения поступательного движения, перехода от одного состояния к другому» [184, С. 382].
РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначного к высшему и полноценному [184, С. 382]. Это понятие всеобъемлюще, но различают и индивидуальное развитие отдельного существа в отличие от всеобщего развития природы и человечества.
Таким образом, философское понятие «творчество» явно не выделено, но творчество обусловлено человеческой деятельностью и развитием.
Сущность понятия «творчество» раскрывается в энциклопедическом словаре: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, то есть всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности…» [28].
Следовательно, творчество осмысливается как особенный, имеющий характерный подбор качеств, вид деятельности, что не противоречит философскому знанию.
Основатели разных философских направлений неодинаково рассматривали вопросы, о цели развития каждого человека и о смысле человеческой жизни в мире, что связано с развитием и сменой одних философских систем или теорий другими.
Философы школы Демокрита истолковывали внутренние психические законы развития личности воздействием внешних, объективно существующих причин (детерминизм). Так Демокрит считал, что формирование чувства долга в процессе воспитания юных граждан предстает как источник развития творческой личности.
Открытия, опирающиеся на материализм и естествознание, инициировали развитие представлений о личности и ее психических функциях, как объекте воздействия внешних факторов. Так Б. Спиноза истолковывал материалистически механизмы рефлексов и теории ассоциаций мышления. С позиций диалектического материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс объясняли, что формирование творческих способностей личности помогают не только отображать мир, но и переустраивать его в ходе общественно-исторического развития. При этом, А.Н.Лук указывал, что «процесс формирования личности никогда не останавливается» [98, C. 9]
Э. Фромм, К. Ярсперс представители экзистенциализма и гуманистической психологии В. Франкл и др. утверждают, что личность не зависит от воздействия его внутренней жизни, а творческая сущность человека не зависит от объективных условий, но обуславливает признак человеческого бытия, свободного от личностной индивидуальности [187; 201; 185].
И. Кант рассматривал творческую деятельность в зависимости от продуктивной способности воображения. Из его учения исходит идея трансцендентного (т.е. пребывание за пределами возможного опыта или запредель-ность) развития творческой личности.
Творческая деятельность по И. Канту есть единство сознательной в бессознательной деятельностей. Благодаря чему, гении творят бессознательно в состоянии вдохновения, так творит и природа, но с той разницей, что этот объективный процесс протекает в субъективности человека и косвенно обусловлен его свободой.
«Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, - писал Г. Гегель, - может гений создать истинно художественное творение» [41, С. 553]. По Г. Гегелю творчество художника и философа - высшая форма человеческой деятельности, где человек соприкасается с абсолютом.
Представитель русского экзистенциализмa и персонализма Н.А. Бердяев - русский религиозный и политический философ сформировал такие понятия как: царство духа, царство природы, объективация, трансцендирование. Внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество: «В творческий акт человека привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, в его составе, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Возможность творчества в мире свидетельствует о недостаточности этого мира, о постоянном преодолении его, о существовании для этого силы, исходящей из другого мира или более глубокого пласта, чем этот плоский мир». [22, С. 247].
В. Франкл полагает, что человек не только должен понять смысл жизни, но ещё он «несет ответственность осуществления уникального смысла своей жизни», а механизмы самодетерминации способствуют развитию творческой личности, творческой индивидуальности [185, С. 14]. «И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем… Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!» [185, С. 63].
Согласно своей теории характера Э. Фромм считает, что основой характера является специфический вид отношений личности с миром в ходе ассимиляции и социализации [187]. Ориентации, с помощью которых человек вступает в отношения с миром, выбирает самостоятельно, что и определяет суть его специфичности и неординарности. Таким образом, Э. Фромм полагает, что плодотворные отношения с миром реализуются с помощью творческой деятельности, воплощающей в жизнь его творческую индивидуальность.
Подытоживая философские идеи о творческой сути личности, деятельно взаимодействующей с окружающим средой, суммируя различные методологические философские подходы, мы считаем, что в соответствии с принципом детерминизма внешние условия, бесспорно имеют значение в творческом развитии личности, а в совершенствовании и самореализации личных творческих потенций выступает осмысление внутренней потребности личности «стать самим собой».
Современные теории творчества разнообразны в связи с различными научными подходами к пониманию природы творчества и творческой личности.
Творческий процесс В.С. Библер уподобляет культуре, определив её как «изобретение мира впервые», делая акцент на новизну результата творчества [24, С. 290].
Анализируя переживания в искусстве, Л.С. Выготский выявил их социальную природу, а также таких процессов как сознание, самосознание, мышление, традиционно считавшихся внутренним миром личности [38].
А.Г. Спиркин описал творческий процесс следующим образом: «Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появились потребности в созидании чего-то нового. Попытки решить соответствующие проблемы начинаются с рождения догадок, гипотез. Процесс творчества проходит фазы вдохновения, продуктивного воображения, озарения новой идеей, ее логической обработки, проверки и реализации, являющейся своего рода венцом этого процесса. На начальных этапах творчества преобладает подсознание, интуиция, а на последних - осознанное, логическое мышление» [168, С. 195].
Анализ практики подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения
Некогда успехи предприятий легкой промышленности Дагестана были у всех на слуху. Сегодня легкую промышленность Дагестана и представить на российском рынке некем и нечем. Однако потенциал этой сферы экономики у республики огромный.
В основу Стратегии развития легкой промышленности Дагестана заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития предприятий отрасли. Важен вопрос реализации импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.
Все вышеизложенное повышает значение и роль подготовки будущих выпускников к созидательной художественно-проектной деятельности, формирования ее важной составляющей творческой индивидуальности и профессиональной готовности к деятельности в рыночных условиях.
Существенные изменения, произошедшие в дизайн-образовании Республики Дагестан за последние годы, появление новых учебных заведений, коммерческих институтов породили конкуренцию между вузами, выпускающими специалистов дизайнеров.
Качество обучения, профессионализм преподавателей, востребованность выпускников и другие показатели определяют привлекательность вуза для абитуриентов, высокий конкурс, авторитет в столице и Республике. Естественно, стремление кафедры «Экономики и дизайна» ИПИ ДГПУ сделать учебный процесс более эффективным, повысить активность студентов, их заинтересованность в получении знаний, в целом поднять уровень подготовки специалиста.
В условиях жесткой конкуренции для нас принципиально важно сформировать «школу дизайна». В это понятие мы вкладываем понимание не только проектной культуры, но и самобытность, творческую развитость, оригинальность. Это школа гуманитарной и художественной подготовки, фундамент культуры мышления и подлинной образованности. Поэтому на первых ступенях становления главной задачей мы для себя рассматриваем содержание обучения, в рамках которого ведутся серьезные и интенсивные поиски концепций проектирования, расширяется творческая проблематика.
Обучение профессиональной проектной деятельности в художественно-дизайнерских вузах начинается с первого курса с пропедевтических дисциплин, призванных сформировать знания и умения и развить способности для деятельности дизайнера. Специфика специальности «Педагог дизайнер» такова, что дисциплины дизайн-образования начинаются со второго полугодия 2 курса (таблица 2).
Традиционно процесс обучения дизайну предполагает ряд важных задач, таких как: развитие мышления и образного восприятия, эстетики и нравственности; освоение технологии изготовления одежды и сопутствующих знаний из различных областей науки.
Анализ собственного опыта и ведущих художественно-дизайнерских вузов России, показывает, что профессионально-проектную деятельность необходимо начинать изучать с первого курса.
Это позволит формировать проектную культуру в рамках спецдисциплин, приведенных в таблице 2.
В учебном плане подготовки педагога профессионального обучения (дизайн) предусмотрено обучение профессиональной дизайнерской деятельности в несколько ступеней, в каждой из которых у обучаемого формируется определенный уровень профессионального мышления. В рассматриваемом блоке спецдисциплин эти ступени: формообразование, проектирование и специальное проектирование.
Важным мы считаем, исходя из различных концепций обучения, формирование проектного мышления студентов именно на первой ступени. Этому способствует обучение цветовой грамотности и композиционному моделированию в формообразовании.
Теоретический анализ методов обучения формообразованию позволяет выделить основные подходы к обучению мастерству владения композицией и цветом в условиях дизайнерского образования.
Одно из требований, развитие творческой инициативы и активности закладывается в содержании заданий, которые направлены, в большей степени на приобретение и отработку приемов, навыков. Большое количество этих заданий переходит в качество только тогда, когда под этим подразумевается подготовка студента к восприятию, оценке и применению любой информации, в любой области художественно-прикладной, творческой деятельности.
Постановка курса формообразования требует разработки такой системы, которая бы не только вооружила студента всем набором выразительных средств графического языка: умения создавать интерпретированные модели предметно-пространственной среды и ее элементов, моделирование пространственно-масштабной взаимосвязи различных объектов; знание законов композиции и способности решать композиционно-творческие задачи, но и развивало такие качества, как тонкость и острота визуального восприятия.
Формирование творческого мышления происходит продуктивными способами и приемами моделирования объектов, где изучаемый способ деятельности ясно материализуется. После освоения таких категорий как симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, динамика, экспрессия, статика, ритм, целостность и завершенность, на наш взгляд необходимо приступить к развитию творческого интеллекта и воображения путем приемов психологической активизации, на основе формально-логических операций, из фонда художественной, научно-фантастической литературы и окружающей действительности. Ведь любая композиция начинается со сценария, идеи.
Особое значение придается вопросам обучения «цвету» как фактора, способствующего формированию визуальной и цветовой культуры, а также гармонизации личности. В формообразовании цвет рассматривается как «начальная грамотность», освоение которой осуществляется через упражнения абстрактного характера. Программа предусматривает две группы заданий: изучение цветового объема и цветового пространства на плоскости (в цвете), и сопоставление цветовых материалов на плоскости и в пространстве.
Работа с цветом происходит в специальных упражнениях, дающих возможность целенаправленно развивать разнообразные способности, в том числе и восприятие цвета, воздействуя на внутреннее состояние и сознание студента.
Поэтому цель последующих занятий активизировать наиболее полно воображение, использовать одновременно мозг и органы чувств. Упражнений по данному инструментарию много. Это - прежде всего работа с формой и объемом, где в зашифрованной информации воображение оперирует образами. Здесь можно использовать принцип обучения «вариантное моделирование», где на примере одной формы или объема, разрабатывается многовариантное решение, формирующее особую гибкость ума.
Один из основных композиционных законов целого и его частей отрабатываем в заданиях, где используем принцип «расчленение по методу», решающий задачи преобразования формы, ее членение, рассечение, составление из частей целого, что развивает визуальный опыт, умение увидеть в объекте характерные черты, формирует в будущем дизайнере целенаправленность деятельности.
Завершающим этапом изучения формообразования, у студентов должно сложиться понимание основного метода композиционного моделирования, как продукта деятельности дизайнера, в которой он сможет последовательно вести разработку идеи, от общего к частному и использовать все закономерности создания формы на следующих ступенях дизайн-образования: в дисциплинах проектирование и специальное проектирование.
Анализ практики подготовки студентов к ХДП показал, что студенческие работы лишены авторского новаторства и оригинальности. Отличительная черта дизайнера наличие у него развитого воображения и богатой фантазии. Логично предположить, что художественно-проектная деятельность студентов будет эффективнее, если ввести задания и упражнения направленные на одно - будить воображение и делать его более богатым.
Психолого-педагогический эксперимент был поставлен в соответствии принципа сопутствующих изменений, т.е. последовательно, поэтапно в работу вносили изменения и также поэтапно регистрировали результаты. Значит, мы выявили причинно-следственные связи между вносимыми изменениями, условиями протекания эксперимента, и результатами измерения педагогического воздействия и взаимодействия – подготовки студентов к художественно-проектной деятельности.
Характеристика педагогических условий подготовки к художественно-проектной деятельности педагога профессионального обучения
Заинтересованность общества к вопросам современного образования, популяризация и установление гуманистических идей вызвали необходимость переосмысления ценностей высшей школы. В цели высшего образования на первое место вышли саморазвитие, профессиональная самоорганизация личности, признание будущего специалиста главной ценностью образования, значимость культурной подготовки студентов. При этом существенным и социально ожидаемым результатом профессиональной подготовки и показателем ее качества предстает готовность выпускника к профессиональной деятельности, определяющая его конкурентоспособность.
Дизайнерская деятельность является важным компонентом художественно-творческого образования педагогов профессионального обучения. Определив комплекс свойств, характеризующий педагогическую индивидуальность личности педагога профессионального обучения можно рассмотреть педагогические условия, сопутствующие развитию личности как субъекта художественно-проектной деятельности.
Установившаяся практика обучения, не устремленная на личностный подход в системе профессионального образования, как указывали ученые В.Ф. Взятышев, Б.С. Гершунский, М.В. Кларенс, Е. Кротков и др., не гарантирует должного уровня подготовки будущих специалистов [33, 42, 73, 82].
Так А.А. Вербицкий, критикуя недостатки «абстрактного метода» вуза, препятствующего осваивать опыт профессиональной практики указывал, что учебно-познавательная деятельность студента ни по содержанию, ни по формам не тождественна деятельности специалиста. «Деятельность студента оказывается как бы вырезанной из пространственно-временного контекста, из контекста жизни и деятельности, - пишет ученый - она становится началом и концом активности человека..., теряет для него личностный смысл, прежде всего, объясняется падение интереса многих студентов к учению и профессии» [31, С. 97].
Для выявления педагогических условий, сопутствующих развитию личности как субъекта художественно-проектной деятельности необходимо разрешить противоречие между системой абстрактных, формальных знаний, получаемых в вузе, которые в принципе нельзя применить на практике и моделированием учебно-познавательной деятельности, позволяющей студенту в процессе проектно-эвристической деятельности приобретать профессиональные качества дизайнера.
Обосновывая педагогические условия подготовки к художественно-проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения, необходимо моделировать профессиональную деятельность, с позиций обеспечения валидности (достоверности и адекватности) поскольку сложная модель, строящаяся на теоретических прогнозах, не даёт полного представления об изучаемом объекте. При этом качество моделирования практической педагогической деятельности возрастает, если модель носит инновационный характер и ориентирован на формирование у обучаемых способности к художественно-проектной детерминации будущего.
Создание инновационной модели (риС.1) опиралось на системный подход, дающий представление о сложной структуре творческой личности как целостной многоуровневой системы, деятельностный подход, предоставивший возможность определить специфику и структуру профессиональной дизайнерской деятельности.
Следовательно, модель инновационной педагогической деятельности представляет собой проект мероприятий создания внешних педагогических условий, гарантирующих развитие внутренних психологических процессов личности студента, компонентами которой выступают функциональные узлы. При этом, компоненты модели обусловлены: характеристикой потребностей общества и личности; целью организации художественно-проектной деятельности в вузе; содержательными основами достижения цели; педагогическими условиями подготовки к художественно-проектной деятельности; технологическими аспектами реализации цели; критериями результативности.
Специфической особенностью модели следует считать содержательную интеграцию учебной, исследовательской и профессиональной (дизайнерской) деятельностей, составляющих профессионально-педагогическую деятельность.
Общая структура деятельности, в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, может быть изображена в виде схемы 2 [88-91].
Творчество дизайнера является специфической деятельностью, связанной с освоением и обогащением прикладного и промышленного искусства (дизайн), отличающегося от живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии и не являющееся изобразительным, потому что, например машина, здание, стул или костюм и т.п. ничего не изображают в материальном мире. Это группа пространственных искусств, относится к «архитектоническим искусствам», название которых показывает лежащий в их основе формообразующий принцип, структуру их художественного языка - эстетически существенное соотношение пластических элементов, строящих художественный образ, а также отмечает их родственность с архитектурой – главной в этой группе. Единственное выразительное средство этой группы архитектонических искусств представляет архитектоническая связь элементов образа независимо от любой их изобразительной функции.
Одной из разновидностей прикладного и промышленного искусства, сближающихся, с одной стороны, с искусством орнаментации, а с другой – с архитектурой, есть художественное проектирование костюма или дизайн костюма.
«Художественное» - в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой - «относящееся к искусству, к деятельности в области искусства» или «отвечающее требованиям искусства, эстетического вкуса» [126, С. 868]. Таким образом, художественное творчество мы понимаем как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», относящихся к деятельности в сфере дизайна и «отвечающих требованиям искусства, эстетического вкуса» [126, С. 789; С. 868].
Дизайн преодолевает разрыв между хозяйственной деятельностью и искусством, соединяя пользу и красоту в художественно-проектной культуре, при этом удовлетворяя всевозможные требования общества. Следовательно, дизайн – творческая художественно-проектная деятельность, цель которой создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей духовные и материальные потребности человека.
Структура художественно-проектной деятельности (ХПД) теоретически представлена на схеме 3. (дизайн костюма), логически отражающей развитие творческой личности как сложной иерархической системы.
В структуре (ХПД) потребность выражена:
- требованиями современного развития общества в специалистах, имеющих вместе с профессиональной подготовкой высокий креативный потенциал;
- необходимостью практики высшего образования в инновационной деятельности, направленной на развитие прогностических способностей будущих педагогов-дизайнеров, учитывая личностные качества студентов;
- требованиями личности будущего специалиста в развитии и реализации его «творческого Я» и своих способностей.
В традиционной системе образования основной акцент в подготовке специалистов был сделан на передачу суммы знаний, что привело к отставанию образованности от обученности.
Культура, задавая социальную структуру, представляет основу взаимоотношений человека с обществом. Ещё в прошлом столетии ученые указывали на связь образования с культурой, подчеркивая, что приобщение человека к культурным ценностям стержневая задача образования.
Апробация педагогических условий подготовки педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности
В данном параграфе представлены результаты формирующего этапа педагогического эксперимента психолого-педагогического исследования, проведенного с целью диагностики уровня готовности к художественно-проектной деятельности студентов.
Формирующий этап эксперимента проводился в естественных условиях функционирования образовательного процесса инженерно педагогического института при ДГПУ (факультет Экономика и дизайн), в ходе которого проверялась эффективность разработанного комплекса педагогических условий готовности к ХПД студентов, использующих комплекс «открытых заданий», ориентированных на развитие компонентов проектно-эвристической деятельности.
Отметим, что в контрольной группе (KГ) подготовка студентов к художественно-проектной деятельности реализовывалась в рамках традиционной подготовки формообразования в период 2010-2011 годы, а в экспериментальной группе (ЭГ) в период 2011-2012 годы исследовалось влияние выделенных условий подготовки к ХПД и формировался опыт использования комплекса открытых заданий и тренинг-упражнений, позволяющих расширить представления, развить воображение и образное мышление студентов.
Сопоставление достигнутых результатов проводилось между контрольной и экспериментальной группами приблизительно равными по начальному уровню готовности к художественно-проектной деятельности, который мы определили на основе выбранных диагностических тестов в констатирующем этапе эксперимента данного исследования (таблица 4, 5 параграфа 1.3).
С целью изучения динамики формирования личностных качеств студентов и роста уровня их креативности с 5 по 7 семестр проводился формирующий этап, в ходе которого выполнялись задачи формирования готовности студентов к успешному осуществлению художественно-проектной деятельности.
Подобно констатирующему этапу определялись поэтапно личностные показатели и параметры креативности экспериментальной группы (приложения 5, 6 и протест конца 5-го, 6-го, 7-го семестров).
Обобщенные данные уровней креативности формирующего этапа представлены в таблице 8.
Эффективность подготовки будущего педагога-дизайнера в процессе художественно-проектной деятельности определялась по методике В.П. Бес-палько [23]. Для определения динамики изменения сформированности личностных характеристик студентов, существенных для художественно-проектной деятельности применен абсолютный прирост показателей, воспроизводящий разницу между начальным и конечным результатами зафиксированного показателя.
Сформированность личностных качеств студентов в стенах формирующего этапа приведены в приложении 5 контрольной и в приложении 6 экспериментальной групп, а обобщенные данные представлены ниже в таблице 9.
При этом анализ динамики роста личностных показателей контрольной и экспериментальных групп свидетельствует о том, что уровень развития исследуемых показателей в экспериментальной группе выше и качественнее. Так в контрольной группе уровня креативности достигают нормы только 31,8% студентов, в то время как в экспериментальной группе нормы достигают 49,2% и 24,6% студентов даже выше нормы (из таблицы 8).
Следовательно, результаты экспериментальной части исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, что готовность будущего педагога профессионального обучения к художественно-проектной деятельности более эффективна при осуществлении всего комплекса педагогических условий.