Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования .12
1.1. Профессиональная подготовка бакалавров педагогического образо-вания 12
1.2. Интерактивные средства обучения: состояние и перспективы их использования в педагогическом образовании 27
1.3. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» 52
Выводы по первой главе .58
ГЛАВА 2. Экспериментальная проверка модели использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилям «музыка» и «мировая художественная культура» .61
2.1. Модель использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» 61
2.2. Программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» 77
2.3. Организация и анализ опытно-экспериментальной работы 126
Выводы по главе 2 135
Заключение .138
Список использованной литературы
- Интерактивные средства обучения: состояние и перспективы их использования в педагогическом образовании
- Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»
- Программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»
- Организация и анализ опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Реформирование образования, связанное с присоединением России к Болонскому процессу, ставит вопрос о пересмотре системы подготовки будущих специалистов.
Система профессионального образования в России переживает период модернизации и переосмысления направлений и общих принципов развития.
Одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. является приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с требованиями инновационного социально-ориентированного развития.
Наиболее приоритетным направлением формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года является обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями экономики, обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности компетентностного подхода.
Все это требует усиления технической базы в подготовке бакалавров педагогического образования, перехода от традиционных методов обучения в пользу инновационных, связанных с использованием интерактивных средств обучения.
В этой связи подспорьем являются технологии, используемые педагогами-
новаторами: Ш. А. Амонашвили, Г. С. Альтшуллером В. П. Беспалько,
Я.А. Ваграменко, И. П. Волковым, В. В. Давыдовым, В. Ф. Шаталовым и др. Од
нако опыт показывает, что наибольший результат приносят технологии с исполь
зованием информационных систем и новых технических средств обучения.
Теоретические аспекты использования интерактивных средств обучения в профессиональном образовании разработаны в докторских диссертациях В.А. Адольф, О.А. Абдуллиной. Ю.С. Брановского, Т.Г. Везирова, А.Л. Денисова, В.П. Зинченко, И.В. Роберт, Т.Л. Шапошниковой и др. Проблемам подготовки будущих педагогов в условиях многоуровневой системы образования посвящены работы следующих исследователей: Х.А. Алижановой, Ф.Н. Алипхановой, Т.Г. Везирова, Г.А. Карахановой, Д.М. Маллаева, А.Н. Нюдюрмагомедова, Н.У. Ярычева и др.
Использование интерактивных средств в подготовке бакалавров педагогического образования по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» имеет важное значение в решении проблем активизации познавательной деятельности будущих бакалавров.
Недостаточное использование интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров, а также недостаточная разработанность единых педагогических требований и их быстрое устаревание в условиях информатизации и глобальной коммуникации влечет за собой необходимость постоянного совершенствования педагогического процесса с применением современных интерактивных технологий.
Все вышеизложенное позволяет говорить о существовании следующих противоречий между:
- необходимостью перехода на современную парадигму, связанную с ис-3
пользованием интерактивных технологий и традиционными методами и средствами обучения;
- преобладающим количеством работ в области интерактивных средств обу
чения и недостаточно разработанным комплексов педагогических условий по ис
пользованию интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по про
филям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость использования интерактивных технологий в музыкальном образовании определили тему исследования: «Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Проблема исследования - каковы педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»?
Объект исследования - процесс подготовки бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать на практике педвуза педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Гипотеза исследования. Эффективность использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» будет выше, если:
обоснованы структура и содержание подготовки бакалавров педагогического образования;
разработана модель использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»;
создано программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с проблемой и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
-
Провести анализ научно-методической, учебной литературы, а также информационных ресурсов Интернет по проблеме исследования.
-
Определить сущность и содержание использования интерактивных средств обучения в музыкальном образовании.
-
Разработать и апробировать модель использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»;
-
Создать программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавра по профилям «Музыка»
и «Мировая художественная культура».
Методологическую основу исследования составили: основные положения, связанные с реализацией компетентностного подхода подготовки педагогов (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); методологические основы моделирования и проектирования в подготовке специалистов (Л.С. Подымова, Л.Г. Семушина и др.); теория информатизации образования (С.А. Бешенков, Ю.С. Брановский, А.П. Ершов, Е.И. Машбиц); личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)
Теоретической основой исследования явились: идеи и концепции освоения
и использования интерактивных методов и форм обучения А.Е. Авдюковой,
Л.Н. Вавиловой, Т.Н. Добрыниной, В.К. Дьяченко, В.В. Краевский
Г.Б. Корнетова, И.Е. Уколовой, А.В. Хут; дидактические основы использования
инфокоммуникационных, в том числе, и интерактивных технологий в профессио
нальном образовании (Ф.Н. Алипханова, М.М. Абдуразаков, В.П. Беспалько,
С.А. Бешенков, Ю.С. Брановский, Т.Г. Везиров, Ю.П. Ветров, А.Г. Гейн,
И.В. Левченко, Л.В. Музаева, А.С. Муртузалиева, Т.Ю. Федорова); методические
основы подготовки педагогов (Н. О. Верещагина, О.В Волошенко, Е.В.
Герасимова, И.В. Левченко, О.В. Романова, Т.О. Сундукова, Е.А. Таможняя), в том числе высшего педагогического (С. И. Архангельский, М.С. Коган, В.А. Сла-тенин). В настоящее время понятие «интерактивные методы и формы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д. Гаджиева, М.В. Кларин); развитию навыков общения личности (Л.К. Гейхман, Л.В. Зарецкая); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В. Коротаева, А.Ю. Прилепо и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие методы исследования.
теоретические методы (анализ философской, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, анализ образовательных стандартов и программ, нормативных документов, а также методы обобщения, систематизации)
эмпирические методы: наблюдение, диагностирование, анкетирование, шкалирование; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), а также математическая статистика экспериментальных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
определены сущность и содержание использования интерактивных средств обучения в музыкальном образовании;
разработана модель использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»;
создано программно-методическое обеспечение использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
выявлено положительное влияние использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавра в музыкальном образовании;
определена сущность понятия «интерактивные средства обучения» в подготовке бакалавров профессионального образования;
обоснована необходимость и целесообразность интеграции традиционных и инновационных подходов, в том числе, и интерактивных средств обучения в целях эффективности подготовки бакалавров педагогического образования.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанное программно-методическое обеспечение, включающее электронный учебно-методический ресурс «Традиционная культура народов Дагестана», дисциплины по выбору «Интерактивные технологии в музыкальном образовании», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», а также мультимедийная презентация по теме «Роберт Шуман», позволяют повысить подготовку бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» и сформировать у них навыки для педагогической деятельности;
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачам; методологической обоснованностью исходных теоретических концепций; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных; непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Базой исследования явился институт культуры и искусства ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет».
Организация исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2016 годы.
На первом, констатирующем этапе (2010-2012 гг.) проводился анализ проблемы использования интерактивных средств обучения среди бакалавров музыкального образования. Определялся уровень информационно-методического обеспечения в Институте культуры и искусства. Формулировались задачи, цель, разрабатывалась гипотеза исследования.
На втором, формирующем этапе (2012-2014 гг.) разработалась модель и создавалась программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» с апробацией их в учебном процессе.
На третьем, обобщающем этапе, (2014-2016 гг.) развивался формирующий эксперимент, обобщались и анализировались его результаты, выполнялась статистическая обработка результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Структура и содержание использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» (компетенции, уровни усвоения, критерии и показатели готовности к использованию интерактивных средств обучения).
-
Модель использования интерактивных средств обучения в подготовке ба-
калавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура», включающая: социальный заказ; цель; методологическую основу: подходы (системный, компетентностный, личностно-деятельностный, практико-организованный); принципы (целостности, оптимальности, преемственности); методы (частично-поисковый, поисковый, исследовательский, метода проектов); компоненты (моти-вационный, когнитивнный, деятельностный, оценочный); критерии (мотивацион-но-целевой, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексиыный); уровни (начальный, базовый, творческий) и результат.
3. Программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура", включающее: Электронный учебно-методический ресурс «Традиционная культура народов Дагестана», модуль «Национальные музыкальные инструменты», мультимедиа презентация «Роберт Шуман», а также образовательные сайты Интернет по музыкальному образованию.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством организации учебного процесса с использованием авторских разработок в Институте культуры и искусства Дагестанского государственного педагогического университета, а также в Дагестанском институте развития образования. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре педагогики и технологии профессионального образования ФГБОУ ВО "ДГПУ"; опубликованы в научной периодике, обсуждены и поддержаны на научных и научно-практических конференциях: международных «Новые технологии в образовании» (Москва, 2012.); «Elmi-metodikjurnal» (Баку, 2012); «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен» (Санкт-Петербург, 2013); «Наука и образование в ХХI веке» (Москва, 2013); «Модернизация системы непрерывного образования» (Махачкала, 2014); Всероссийской «Гуманитарные и социально-экономические, общественные науки (Москва, 2014); Региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» (Махачкала, 2015), а также в коллективной монографии «Современные психолого-педагогические исследования – результаты, прогнозы» (Москва, 2017).
Авторский электронный научно-методический ресурс «Традиционная культура народов Дагестана», размещен на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» () (г. Ростов-на-Дону) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет» и на образовательном сайте магистрантов ().
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Интерактивные средства обучения: состояние и перспективы их использования в педагогическом образовании
Проведем теоретический анализ некоторых исследований посвященных проблеме профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования.
Автор работы П. В. Станкевич [140] проводит анализ профессионально-педагогической подготовки бакалавра образования в условиях модернизации многоуровневого педагогического образования. Особое внимание автор обращает на использование компетентностного подхода к разработке основной образовательной программы бакалавра образования в контексте положений Болонской декларации. Здесь же рассматривается построение педагогического маршрута бакалавра на основе «нелинейной» организации учебного процесса в системе зачетных единиц (ECTS) и модульной конструкции содержания основной образовательной программы. Исследователь обозначает основные проблемы подготовки специалистов для современной системы образования в контексте задач ее реформирования, среди которых недостаточная готовность выпускников в педагогических вузах к использованию информационных технологий в процессе своей профессиональной деятельности, а также недостаточная практическая подготовка выпускников педагогических вузов к работе в профильной школе.
Ткачева Ю. В. в своей работе [150, 249] знакомит с особенностью профессиональной подготовки учителей иностранных языков обучающихся в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование». Автором проведен системно-структурный анализ профессиональной компетентности учителя иностранных языков, формируемой у будущего бакалавра статус лин-гводидактической компетенции. Примечательно, что ученые придерживаются того мнения, что в рамках ФГОС третьего поколения квалификация уровня бакалавра полностью способна обеспечить цели высшего образования – социализацию учащегося. Экстраполируя данные выводы в область лингво-педагогического образования, профессиональная компетентность бакалавра педагогического образования – учителя иностранного языка трактуется следующим образом. Эта совокупность определенных характеристик личности, основанных на комплексе сформированных на базовом уровне профессиональных способностей (компетенций), которые проявляются в реализации основного назначения будущего бакалавара – осуществлять процесс обучения иностранному языку в начальной и образовательной школе, а также перспектива на продолжение образования в магистратуре по направлению «педагогическое образование».
Гребнев Л. С. полагает, что будущего бакалавра характеризует готовность к грамотному исполнению профессиональных обязанностей и функций, включающих владение интерактивными технологиями. Из этого следует особенность: бакалавр обладает базовым уровнем подготовки – достаточным для осуществления профессиональной деятельности, представляющим собой основу для дальнейшего обучения в магистратуре [56].
По мнению Т.М. Ковалевой, важное значение для бакалавров имеет овладение культурой выбора собственной образовательной траектории. Наиболее приоритетной является проблема использования образовательных ресурсов вуза с целью овладения профессиональной подготовкой в области сопровождения учащихся в общеобразовательных учреждениях [84, 8].
Автор диссертационного исследования Пьянин В.С.[116] утверждает, что в современных условиях особое внимание следует уделять стратегии развития теории и методики профессионального образования. По мнению исследователя, система образования должна быть нацелена на решение различных задач:
1. Выполнение заказа на формирование умений и качеств, востребованных на данный момент;
2. Развитие многомерного видения системных качеств «жизненного мира личности». Автор подчеркивает важность роли социально-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся. Будущие бакалавры должны быть нацелены на дальнейшую педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях.
М. Л. Спирина в статье «Профессиональная подготовка психолого-педагогического образования» дает обобщение теоретического и практического материала показывающего особенности возможности подготовки психо-педагогического образования в педагогическом вузе в соответствии с требованиями компетентностного и личностно-ориентированного подходов. Одной из ведущих проблем автор выделяет построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как субъекта профессиональной деятельности. Вопросы личностного развития студента и профессиональной подготовки бакалавров соответствующего направления образования являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения [138, 137].
В своей статье Тумашева О.В. [154, 226] определяет статус бакалавра педагогического образования и выделяет основные проблемы его подготовки в вузе. Как известно высшее образование в настоящее время ведется на двух направлениях – с присвоением степени бакалавра и магистра. Основную проблему автор видит в отсутствии реальных заказчиков бакалавров на рынке труда. Это связано, прежде всего, с неопределенностью статуса бакалавра, в том числе и статуса бакалавра педагогического образования. Автор в своем исследовании опровергает существующее мнение, что образование бакалавра – сугубо промежуточное и что оно будет «доводиться до ума» при последующем обучении в магистратуре.
Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»
Для этого были определены мотивационно-потребностные характеристики респондентов, среди которых были студенты бакалавриата (объем выборки n = 25), а также преподаватели информатики и спецдисциплин (n=6).
Анализ опроса показал, что 93% преподавателей признают, что использовать интерактивные средств обучения на занятиях спецдисциплин является необходимостью. Отметим, что на практике в своих дисциплинах 64 % преподавателей используют электронные презентации (программа Microsoft PowerPoint из пакета MSOffise), из которых только 12 % помимо офисных программ отдают предпочтение в учебном процессе таким интерактивным средствам обучения, как электронные учебники, электронные справочники, энциклопедии и интерактивные доски. Эффективность использования зависит от частоты их применения в течение учебного года и от длительности работы с ними. Так, 18 % преподавателей спецдисциплин отметили, что применяют интерактивные средства обучения на занятиях «скорее редко, чем часто», 37% «очень редко», и 15 % «не используют вовсе».
В ходе опроса были выявлены причины редкого использования интерактивных средств обучения преподавателями спецдисциплин на занятиях, среди которых: - недостаточность знаний в области информационных и коммуникаци онных технологий (78% опрошенных преподавателей отметили, что им не хватает этих знаний), что не позволяет преподавателю, не прибегая к помощи преподавателя информатики, внедрять в образовательный процесс интерак тивные средства обучения, чувствовать себя на занятиях уверенно и момен тально решать проблемы, возникающие во время работы. - недостаточное оснащение кабинетов спецдисциплин современным оборудованием (только у 12 % опрошенных имеется компьютер и проекци онное оборудование в учебных кабинетах); - недостаточное количество соответствующих электронных учебных по собий по спецдисциплинам. Данные полученные в ходе исследования в 2013/2014 учебном году позволяют констатировать: - преподаватели спецдисциплин используют компьютер и проекционное оборудование как вспомогательное средство для иллюстрации учебного материала; - в результате использования интерактивных средств обучения на занятиях спецдисциплин повышается учебная мотивация студентов бакалавриата (97 отметили, что им хочется, чтобы подобные занятия проводились чаще); - решение проблемы недостаточного использования интерактивных средств обучения преподавателям спецдисциплин на занятиях позволит по высить эффективность и качество обучения студентов бакалавриата. Выводы по первой главе
1. Проведенный анализ научно-педагогической, учебно-методической литературы и информационных ресурсов Интернет свидетельствует об актуальности, важности и многоаспектности проблемы исследования.
Установлено, что для соответствия потребностям Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. необходимо перейти на многоуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура).
Обосновано важное значение применения компетентностного подхода в основной образовательной программе бакалавра педагогического образования, который дает будущему бакалавру возможность реализовать себя на рынке труда и с легкостью применить в практической деятельности свои профессиональные функции.
2.Определены компетенции, которыми должен обладать бакалавр по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура». К ним относятся: общекультурные, профессиональные и специальные компетенции, содер 59 жание которых представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Доказано, что владение ими обеспечивает саморазвитие личности бакалавра и позволяет ему стать востребованным и конкурентоспособным профессионалом в современном обществе.
3. Согласно законам Российской федерации «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» педагог высшей школы должен не только знать ИКТ, но использовать их в своей профессиональной деятельности, применять свои знании в изменяющихся условиях современной образовательной среды. К интерактивным средствам обучения относятся: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, назначение которых в создании, сохранении и управлении учебным материалом на интерактивном экране. Рассматриваются основные средства обучения, среди них такие, как: учебное издание, учебник, учебное пособие, практикум, пособие, справочное издание, технологическая документация, натуральные объекты, изображение и отображение материальных объектов и технические средства обучения.
Существуют различные классификации средств обучения:
1. Печатные пособия. К ним относятся учебники и учебные методические пособия, хрестоматии, рабочие тетради настенные карты, магнитные доски и настенные иллюстрации;
2. Электронные образовательные ресурсы. К ним относятся мультимедийные учебники и энциклопедии, компьютерные программы и игры познавательного обучающего характера, различные образовательные ресурсы глобальной сети Интернет. А также слайды, презентации, учебные и образовательные видеофильмы.
3.Ученные и исследователи в области использования интерактивных технологий в образовании, сделали следующие выводы. Интерактивные методы и формы обучения позволяют:
Программно-методическое обеспечение процесса использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»
Для повышения уровня образования и достижения лучших педагогических результатов на факультете музыки Дагестанского государственного педагогического университета нами разработан электронный учебно-методический материал (ЭУММ) «Традиции и культура народов Дагестана», используемый при изучении дисциплин регионального компонента: «Народное музыкальное творчество», «Музыкально-фольклорный практикум», «Современные музыкальные технологии» и «Компьютерные технологии в музыкальном образовании». ЭУММ размещен на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» (http://skif.donstu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет». Данный электронный учебно-методический материал направлен на изучение нового материала, творческую работу поисково-исследовательского характера, самопроверку знаний. Целью изучения данных дисциплин является повышение профессиональных компетенций будущих бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» на основе изучения традиционных видов искусств.
Наиболее лучшие результаты в этом достигаются при использовании интерактивных средств обучения, представленные в ЭУММ. Нами установлено, что использование ЭУММ данным дисциплинам позволяет: привить интерес будущих бакалавров к традиционной культуре; повысить мотивацию самостоятельного изучения народного творчест ва; развивать и повышать активность и инициативу у будущих бакалавров; обеспечить творческую атмосферу, за счет интерактивности, наглядно сти, и занимательности; Важную роль в ЭУММ играет гиперссылка, основным преимуществом которой является переход для расшифровки специальных терминов в глоссарий, просмотр на раннее описанный теоретический материал, возможность перехода в нужный раздел, не «листая» на экране весь текст. Использование в ЭУММ гиперссылок дает следующие преимущества: 1. Возможность формирования нескольких иерархических структур электронного издания. 2. Быстрый переход к объекту ссылки и ее источнику. 3. Возможность ссылаться на один фрагмент из разных мест текста. 4. Приблизить электронный учебник к автоматизированной обучающей системе, благодаря ссылкам на информационные, демонстрационные, обучающие элементы. Аналогичными свойствами обладает «гипермедиа», позволяющая сделать ссылку не только на текст, но и анимацию, видео, рисунок, фотографию и т.д.
Введение инновационных методов обучения, в нашем случае электронных средств обучения, позволяет решить поставленную нами задачу – создание условий сохранения преемственности в освоении традиционной культуры народов Дагестана. Электронный учебно-методического материала «Традиционная культура народов Дагестана» состоит из следующих модулей: 1. Введение. 2. Национальные костюмы Дагестана. 3. Национальные музыкальные инструменты Дагестана. 4. Праздники народов Дагестана. 5. Поэзия народов Дагестана. 6. Хореографическое искусство Дагестана. 7. Промыслы народов Дагестана. Данный продукт разработан в программной среде Macromedia Flash, позволяющей создавать анимированные объекты (изображения, музыкальное видео и т. д.). Модули данного ЭУММ созданы в программной среде MS РowerРoint. Мультимедиа презентация позволяет создавать не только наглядные средства обучения, но и интерактивные материалы. РowerРoint обладает широкими возможностями, легкими для освоения, помогающими учителю творчески подготовить электронные материалы к уроку за оптимально короткое время.
PowerPoint является эффективным средством для создания презентации с наглядным и информативным представлением материала. использование PowerPoint не заменимо в учебном процессе для подготовки электронных показов слайдов, создания Web-страниц.
Основной потенциал программы PowerPoint заключен в мультимедиа и интерактивности создаваемых в ней учебных презентаций, имеющие большой набор инструментов. Для создания методического ресурса данная программа представляет определенное удобство, позволяя собрать материалы в учебный комплект, близкий к пособию. В самом общем плане возможности программы PowerPoint заключаются в следующем: 1. Экспонирование на экране текста с множеством вариантов; 2. Демонстрация нотных страниц и других изображений; 3. Размещение на слайде значка видео и аудио, который является ссылкой для прослушивания или просмотра заготовленного видеофрагмента; 4. Сочетание изображение и текста; 5. Возможность одновременно с обзором текста и изображения прослу 91 шивать музыку.
Рассмотрим модуль «Национальные музыкальные инструменты Дагестана» данного ЭУММ. Актуальной проблемой современности является исчезновение из народного музицирования национальных инструментов и приемов игры на них. Поэтому изучение и систематическое описание, введение в практику забытых или неизвестных инструментов, а также технологии их изготовления представляет большой научный и практический интерес. Музыкальные инструменты изучались в нескольких аспектах: историко-этнографический, археологический, искусствоведческий, инженерно-технологический (вопросы изготовления хранения, ремонта и т.д.). Однако изучение дагестанских национальных инструментов при помощи средств ЭОР позволяет выйти на новый уровень образования.
Организация и анализ опытно-экспериментальной работы
Схема 3. Опытно-эксперементальное исследование Целью первого этапа эксперимента, проводимого с 2011 по 2012, было изучение научной и методической литературы по данной теме. Проведен анализ использования новых технологий в условиях современной педагогической среды.
Выдвинута гипотеза, обозначены цели и задачи экспериментального ис 128 следования. Составлен план исследования, а также разработана технология констатирующего и формирующего эксперимента.
Второй этап, обозначенный нами как диагностический, проводился с 2012 по 2014г. был посвящен выявлению уровня готовности бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура» к использованию интерактивных средств обучения. Основное назначение данного этапа состояло в выявлении эффективности обучения будущих бакалавров с внедрением экспериментального фактора.
Третий этап эксперимента – формирующий, проходил в 2014-2015 гг., и был направлен на обработку, анализ и сравнение данных. Полученных в результате экспериментального исследования, а также на формулировку выводов. В определении критериев существуют различные подходы. На основе множества подходов к определению критериев мы выделили следующие: 1. Уровень использования интерактивных средств обучения; 2. Экспертные оценки; 3. Уровень обученности с использованием авторских ЭУММ. Для оценки эффективности использования интерактивных средств обучения был проведен сравнительный эксперимент. Для начала студенты бакалавриата были разделены на две группы: контрольной – где изучение материала проходит по традиционной системе и экспериментальной с использованием интерактивных средств обучения (электронный учебно-методический комплекс, дисциплина по выбору, мультимедийные презентации и т.д.). Главной задачей формирующего эксперимента является анализ эффективности студентов обучающихся с применением интерактивных средств обучения, а также контрольной группы, где занятия ведутся без экспериментального фактора.
Согласно научной теории Л. В. Выготского, И. Ф. Гербарта и др., любая деятельность будет тем успешнее, чем прочнее ранее усвоенная им информация.
Представим четыре уровня усвоения знаний. 1. Репродуктивный – деятельность, выполняемая с подсказкой. Узнавание объектов при повторном восприятии ранее усвоенной информации. 2. Самостоятельный – деятельность, воспроизводимая по памяти или алгоритму. 3. Эвристический – основанный на самостоятельной репродуктивной деятельности выполненная по типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. 4. Творческий, где информация добывается самостоятельно и объективно. Для апробирования и выявления эффективности использования интерактивных технологий на основе методических рекомендаций был организован и проведен педагогический эксперимент, целью которого явилось изучение использования интерактивных технологий в подготовке бакалавра по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Основными задачами опытно-экспериментальной работы были следующие: апробация модели использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавра по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура», выявление эффективности программно-методическое обеспечение по использованию интерактивных средств обучения.
Педагогический эксперимент проводился на музыкальном факультете Дагестанского государственного педагогического университета, где участвовали две группы: контрольная и экспериментальная. Анализ эксперимента проводился методом сравнения полученных результатов в контрольной и экспериментальной группах.
В ходе экспериментального исследования мы проанализировали изменения по отдельным критериям, характеризующие уровень использования интерактивных средств обучения: знания в области информатики (практические навыки, содержание и объем интерактивных знаний), опыт в решении информационных задач, соотношение творческого подхода использовании интерактивных средств обучения.
Экспериментальные и контрольные группы были подобраны по принципу идентичности исходных данных (общий уровень развития и успеваемости учащихся).
При планировании и осуществлении программы педагогического эксперимента мы руководствовались следующими правилами: использовать возможности мультимедийной аудитории, чтобы разнообразить и обогатить учебную программу на основе целостного подхода; широко использовать музыкально-теоретический материал как среду общения; разрабатывать индивидуальные занятия с соответствующим порядком знаний, формируя творческое и критическое мышление у студентов; способствовать и поощрять самостоятельное решение поставленных проблем и задач; оценивать успехи студентов в компьютерном классе, используя соответствующее программное обеспечение. Студенты третьего курса, охваченные экспериментом, изучали дисциплину по выбору «Интерактивные средства обучения в музыкальном образовании», что привело к решению следующих задач: 1. Усилить мотивацию в изучении музыкально-теоретических дисциплин за счет насыщения основного курса информацией и включения студентов в творческую деятельность; 2. Вовлечь студентов в систему социально-культурных связей на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств, глобальных и интерактивных систем коммуникации; 3. Обеспечить прочность музыкально-теоретических знаний, умений и навыков за счет увеличения инструментальной практики; 4. Обеспечить вариантность заданий, реализацию принципов индивидуализации дифференциации и следствии этого большую гибкость в получении знаний, умений и навыков;