Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа» (на примере Республики Южная Осетия) Жуйкова Наталья Андреевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуйкова Наталья Андреевна. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа» (на примере Республики Южная Осетия): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Жуйкова Наталья Андреевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»], 2019.- 166 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования профессиональной готовности педагога - хореографа 17

1.1 . Социально-экономические предпосылки формирования профессиональной готовности педагога и её структурно функциональное содержание как объект педагогического исследования 17

1.2.Особенности формирования и становления сценического танца и хореографического образования в зарубежной и отечественной педагогике .39

1.3. Генезис и современное становление хореографической педагогики в национально-образовательном пространстве Республики Южная Осетия 59

Выводы по первой главе 71

Глава II. Проектирование педагогических условий формирования профессиональной готовности педагога-хореографа в системе образовательного пространства Республики Южная Осетия 75

2.1. Модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога – хореографа как основа построения образовательного процесса 77

2.2. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в образовательном пространстве Республики Южная Осетия .96

2.3. Динамика сформированности педагогической компетентности студентов и результаты опытно-экспериментальной работы 113

Выводы по второй главе 144

Заключение .148

Список использованной литературы .155

Социально-экономические предпосылки формирования профессиональной готовности педагога и её структурно функциональное содержание как объект педагогического исследования

Политические события и социально-экономические изменения, происходящие в Южной Осетии, оказали существенное влияние на все сферы жизнедеятельности населения республики.

В связи с этим руководство республики поставило перед образовательной системой одной из приоритетных задач - подготовить проект программы в области воспитания духовно-нравственного, профессионально-подкованного и эстетически развитого поколения.

Постановлением Правительства Республики Южная Осетия от 28.04.2011г. №6, Министерством образования РЮО и Министерством культуры РЮО была принята Государственная комплексная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Республики Южная Осетия» на 2011-2016 годы. Ее цели и задачи обеспечение необходимых кадровых и других условий для развития воспитательных систем по формированию духовного мира личности, возрождение и обеспечение социально-психологической реабилитации подростков и молодежи, развитие и поддержка национальной культуры и искусства в молодежной среде, государственная поддержка талантливой молодежи, отбор и подготовка молодых кадров, способных качественно решать поставленные задачи в современных условиях [70, с.3].

Государственная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения определила новую проблему в образовательной системе – это отсутствие профессиональных кадров в сфере дополнительного образования. Поэтому комплексная программа предполагает изучение осетинской хореографии во всех школах республики.

В соответствии с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года и Соглашением между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Южная Осетия в области культуры от 6 июля 2010 года, а также руководствуясь взаимным стремлением к всестороннему развитию и сотрудничеству, стороны договорились о создании новых условий для творческой молодежи республики, получающей образование в вузах культуры России. Данные договоренности предельно важны для поднятия уровня художественного образования молодого государства, но учитывая условия, в которых росла молодёжь Осетии на протяжении 20 лет, возникают противоречия между актуальными задачами практикующих специалистов и требованиями, которые им предъявляют в процессе профессиональной подготовки. Нормативные документы, выработанные на данный период времени государством, не дают возможность определить социальные требования, предъявляемые к современному специалисту в работе с молодежью, особенно на таких поствоенных территориях и конфликтных государствах, как Республика Южная Осетия, Абхазия, Армения, Приднестровье, Молдова и др. С этой целью перед Министерством образования национального региона и опытными профессионалами стоит задача по подготовке педагогических кадров широкого профиля к работе с детьми, родившимися в военных и поствоенных условиях с надломленной и травмированной психикой, а также в условиях, когда учебно-воспитательный процесс отстает от требования времени. И здесь система среднего профессионального и дополнительного образования РЮО должна занять приоритетное место в решении образовательных проблем и удовлетворении образовательных потребностей общества, стать одним из главных механизмов ее развития. Отсюда следует, что актуальной задачей среднего звена становится подготовка специалистов новой категории, отвечающих современным потребностям общества.

С этой точки зрения, научная задача диссертационного исследования сводится к тому, чтобы проследить, выявить и сформировать основные компоненты становления и развития специфики профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов в системе образовательного пространства Республики Южная Осетия, ибо важной составляющей профессионального становления педагога является его профессионализм.

Имеющиеся в настоящее время научные исследования в области формирования будущего педагога-профессионала требуют усовершенствования процесса подготовки его профессионализма с педагогической точки зрения, что объясняется не разработанностью сути данного понятия, недостатком теоретических исследований и недооценкой реформирования учебно-воспитательного процесса среднего звена. Из сказанного вытекает, что на современном этапе основная задача, стоящая перед средне-профессиональным образовательным пространством национального региона, – это профессиональная подготовка педагога хореографа, формирование его профессионализма как педагога, обоснование и совершенствование педагогических сил и средств преподавания дисциплин хореографической направленности, которые бы содействовали повышению уровня подготовленности профессионалов для работы с учащимися, учитывая психофизиологические возможности детей.

Термин «профессиональная готовность» в различных источниках рассматривается по- разному, «однако, это прежде всего перечень функций, необходимых для данной профессиональной деятельности, на основании такого перечня определяется профессиональная пригодность и производится профотбор» [83, с.57]. Идеи формирования компетентности педагога-хореографа рассматривались в трудах таких ученых, как М.М. Бахтина, Н.А. Бердяев, Н.А. Данилевский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др. Они считают, что профессиональная готовность – «это не только результат или оценка деятельности человека, но и сам ход его мышления и деятельности» [69, c.40].

Различные аспекты формирования профессиональной готовности будущего педагога нашли отражение в исследованиях Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, З.П. Плохий, И.А. Хайдуровой, В.А. Дрязгуновой, И.А. Комаровой, А.И. Васильевой и др., которые считают, что формирование профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в новых условиях развития должна отражать совокупность педагогических (индивидуальный и коррекционный подход), профессиональных (инновационные и традиционные знания, установленные из года в год методы), практических (творческих) качеств. Осмысленность собственного профессионализма определяет основу готовности будущего специалиста к профессиональной работе с детьми. «Она определяет деловую надёжность, способность успешно и безошибочно осуществить конкретную деятельность как в обычных условиях, так и в экстремальных нестандартных ситуациях» [65, с.17]. Мы солидарны с высказыванием Е. Бережной о том, что для становления профессионально подготовленной личности необходимо развитие профессиональной ответственности, компетентности и мышления.

Мы разделяем точку зрения отечественных педагогов, которые понятие «профессиональная готовность педагога-хореографа» отождествляют с обладанием специальных умений и знаний, через которых можно решать любые поставленные перед ним задачи. Профессиональная готовность педагога-хореографа включает в себя профессиональную, \социальную, дифференциальную составляющие» [9, с.26, 15, с.263].

Понятие «профессиональная готовность педагога-хореографа» [71,с.43] часто встречается в отечественной и зарубежной научной литературе, но его научное определение находится на стадии становления. В связи с этим данное выражение приобретает различный смысл в зависимости от области применения. Категория «профессиональная готовность» определяется главным образом «уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» [32, с.49].

В трактовке некоторых авторов понятие «профессиональная готовность» перекликается с понятием «компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности» (Н.В. Кузьмина, А.И. Панарин, В.А. Сластенин).

«Профессиональная компетентность как интегративное, социально-психологическое образование личности характеризуется фундаментальной общей культурой, глубиной профессионального мышления, установками на сотворчество с другими людьми, уровнем ответственности за результат своей деятельности» [9, с.29].

Генезис и современное становление хореографической педагогики в национально-образовательном пространстве Республики Южная Осетия

Генезис становления хореографической педагогики связан с орудийной деятельностью человека. Создавая хореографическое произведение, балетмейстер в первую очередь вслушивается в музыку, которая создаёт в его воображении будущие сценические образы, их действия и эмоциональный настрой. Музыка - как литературная первооснова, по ней сочиняется хореографический текст и, как правило, балетмейстер здесь выступает режиссером произведения. На разных этапах подготовки балетмейстер активно сотрудничает с композитором, художником, дирижером, с танцовщиками-исполнителями. Помимо сочинения новых хореографических произведений, хореограф восстанавливает ранее существовавшие постановки, сохраняя художественный стиль произведения, созданного много лет назад.

Под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни формируется один из древнейших видов человеческой культуры – танец. Необходимо соблюдение двух вытекающих друг из друга условий для плодотворной и результативной интеграции народных традиций в современную хореографическую культуру. Во-первых, необходимы серьезные теоретические исследования с точки зрения генезиса и современного состояния самобытного танцевального искусства, которые будут способствовать сохранению культурного наследия и этого вида народного творчества.

Во-вторых, в рамках профессиональных хореографических коллективов необходима практическая деятельность по освоению фольклорного танца, без чего деятельность коллектива на современном этапе носит характер далекий от самобытной народной сути.

Органичные балеты Чайковского, Петипа-Иванова, Глазунова, рожденные на основе синтеза хореографии и музыки, обладают новыми достоинствами, что заставило пересмотреть не только цели, задачи хореографического искусства, но и всю его поэтику. Все шедевры хореографического искусства были созданы благодаря слиянию этих двух родственных видов искусств.

После Октябрьской революции руководство страны уделяет большое внимание идеологическому воздействию на массы через культуру и искусство и соответственно подъему культурного уровня народа. В 20-30-е годы - период «культурной революции» - появляются первые ростки советской драматургии, влияние которой на развитие театрального искусства неоспоримо. В советский период на государственном уровне большую поддержку получают профессиональные ансамбли песни и танца, самодеятельные театральные коллективы, а также народные хоры. Понятие «художественная самодеятельность», появившееся в 30-е годы, вызвано большой заинтересованностью и желанием масс заниматься творчеством и искусством. Любительские коллективы, возникающие повсеместно, сумели поднять и развить огромные пласты народного танцевального и песенного искусства, вывести танец на большую сцену. В рамках художественной самодеятельности выросли настоящие звёзды танцевального искусства, мастера сцены, ставшие истинными наследниками традиций народной хореографии. Наиболее яркие и талантливые артисты пополнили ряды первых народных профессиональных исполнительских и театральных коллективов. Хореография на протяжении многих веков шлифует и разрабатывает выразительные танцевальные движения, используя многообразие и большие возможности пластики человеческого тела. Так возникла система хореографических движений, имеющая свой индивидуальный и выразительный язык пластики, составляющий основу танцевального образа. Идёт чёткий отбор характерных выразительных движений, пластически осмысливается, приобретает многозначность и широту выражения. «Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность» [87, с.35].

Процесс развития системы выразительных средств российской хореографии регулярно проходил через призму установившихся норм и правил и вызывал страстные споры как среди профессионалов, так и в широком кругу зрителей.

В 20-х годах известными искусствоведами Ф. Лопуховым, К. Голейзовским, в пластическую языковую структуру были введены элементы акробатики и художественной гимнастики. В балете “Ледяная дева” Ф. Лопуховым на сцене используется шпагат, который ранее воспринимался лишь на эстраде и в цирке. Вся пластика этого балета угловатая и резкая, никак не перекликающаяся с устоявшимися эстетическими нормами классического танца, но тем не менее она прекрасно раскрыла образ, созданный и представленный на суд зрителя балетмейстером.

Ни в каком искусстве нет художественных приемов, годных на все времена, и хореография не является исключением. Любой художественный прием служит для раскрытия танцевальной образности. Современность искусства - современность его хореографического мышления, как образного, так и практического, в котором изобразительность и выразительность неделимы.

Значимую роль в пропаганде танцевальной культуры сыграл Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана. Танцевальные постановки становятся гвоздём многих концертных программ, выездных концертов, театральных постановок, придавая им эмоциональную окраску. Марийский национальный танец в сценическом исполнении зрители впервые увидели в постановках Маргостеатра. В начале 30-х годов этот театр был единственной культурно-зрелищной организацией, пропагандирующей национальную культуру и её традиции. Как правило, в программу выездных концертов включались танец, художественное слово и музыка. Но танцу отводилась особая роль [интернет ресурс].

В середине ХХ века в СССР отмечается высокий подъём преподавания детской хореографии и её творчества. Этому способствовали следующие факторы:

создание сети внешкольных учреждений и культурно-досуговых центров;

систематическое проведение фестивалей, смотров художественной самодеятельности, олимпиад детского творчества;

изучение основ классического танца, что означало стремление к профессиональной школе танца;

создание и организация методических служб и широкой системы государственных учреждений по руководству детским хореографическим творчеством;

создание детских студий, руководимых специалистами -профессионалами;

научно-исследовательская и экспериментальная работа по теории эстетического воспитания подрастающего поколения средствами танцевального искусства;

поощрение и государственная поддержка деятельности детских творческих коллективов, а также отдельных исполнителей:

освещение в средствах массовой информации концертной деятельности детских хореографических коллективов.

Результатом систематического проведения смотров хореографических коллективов, конкурсов и фестивалей стало создание государственных ансамблей народного танца, поразивших мир профессионализмом, разнообразием репертуара и красотой русского танца. Это ансамбль «Берёзка» (1948) под руководством Надежды Надеждиной и Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева (1937).

Модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога – хореографа как основа построения образовательного процесса

Независимо от специализации педагог-хореограф должен соответствовать общепрофессиональным, педагогическим и идеализированным человеческим качествам. Профессионализм педагога-хореографа – своеобразная модель, которая включает в себя необходимую и обязательную степень профессиональной готовности педагога, определяет его функции, перечень основных педагогических знаний, умений и навыков.

Проанализировав проблемы формирования профессиональной готовности педагога-хореографа и учитывая мнение учёных, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать модель индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога-хореографа с учётом традиций национального регионального аспекта РЮО.

Установлено, что формирование профессиональной готовности педагога-хореографа в условиях национального региона - это комплексный процесс, требующий системного воздействия на формирование и самореализацию будущих специалистов.

Процесс подготовки педагога-хореографа в Республике Южная Осетия является необходимым условием сохранности образовательного потенциала среднего профессионального образования, совершенствования его программного содержания, форм и методов обучения для формирования профессиональной готовности педагога-хореографа. Задачами второй главы являются:

построение модели формирования профессиональной готовности педагога-хореографа;

разработка методики системного подхода к формированию профессиональной готовности педагога-хореографа;

выяснение структурных и функциональных особенностей моделирования процесса формирования профессиональной готовности педагога-хореографа;

определение качественных и количественных показателей;

выявление педагогических условий эффективности функционирования модели в национально-региональном образовательном пространстве Республики Южная Осетия.

В научной литературе понятие «модель» имеет три значения.

Во-первых, модель - это практически или теоретически созданная структура, воспроизводящая действительность в наглядной и упрощённой форме.

Во-вторых, модель воспринимается более изученной микро- или макросистемой.

В-третьих, модели это важный промежуток между практикой и теорией, так как:

модель отражает качественную сторону процесса и является наиболее ярким и точным изложением теории в рисунке;

без конкретного специального анализа невозможно раскрытие специфики применения модели;

модель выполняет функции теории и является связующим звеном между теорией и практикой;

модель индивидуальной траектории формирования (ИТФ) профессиональной готовности педагога-хореографа является этапом к созданию строгой теории.

При моделировании учитывалась система взаимосвязанных компонентов, которые влияют на процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа.

Компоненты представлены в виде блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативного, которые были подвергнуты анализу.

Цель модели - развитие творческих профессиональных способностей и возможностей будущих специалистов. Она состоит из двух блоков: «сотрудничество» и «выбор», которые при правильно созданных условиях обеспечивают положительные результаты образовательного процесса (схема 1).

Задачи модели создать условия для интеграции педагогического цикла дисциплин с профессиональными (хореографическими) предметами; активизировать стремление студента к совершенствованию профессиональных качеств, пробудить в нём желание заниматься педагогической деятельностью.

Принципы проектирования модели актуальность, целостность, креативность, приоритетность, перспективность, результативность. Содержание модели интеграция общепедагогических дисциплин и спецкурса «Профессионализм руководителя детского хореографического коллектива». Технологии модели интеграция методов организации учебных и внеучебных видов деятельности (игра, имитация, дискуссия и т.д.).

Результат модели проявление профессиональной готовности, личностное становление и развитие.

Формирование профессиональной готовности будущих специалистов мы представляем как структурированную систему взаимозависимых и взаимосвязанных компонентов, активно изменяющуюся и развивающуюся во времени.

Главным компонентом, согласно проведенной работе, на наш взгляд, является деятельностный компонент. К его движущим силам мы отнесли:

внутренние профессиональные противоречия студента;

деятельность студента по созданию и разрушению этих противоречий;

объективные и субъективные условия деятельности студента.

Сознательное разрешение внутренних профессиональных противоречий студента - необходимая черта личности педагога творческой среды, в том числе и будущего хореографа. В данной интерпретации нас интересует развитие и саморазвитие личности субъекта, начиная с первого курса, в процессе его взросления и становления как профессионала в сфере жизнедеятельности и социума.

Уровень профессиональной деятельности студента определяется границами знаний студента, его творческими способностями, степенью осознанности своего места в обществе.

Изложенное свидетельствует о необходимости разработки и реализации модели индивидуальной траектории формирования профессиональной готовности педагога-хореографа (ИТФ) как систему развития педагогических и творческих способностей студентов, обучающихся в училищах творческой направленности. Для определения перспектив реализации данной модели изучен опыт подготовки педагогических кадров творческой среды на территории Республики Южная Осетия по разным направлениям развития их творческих и педагогических способностей.

Анализ накопленного опыта в республике по подготовке будущих педагогов-хореографов позволил нам разработать и опробовать на базе Цхинвальского музыкального училища модель индивидуальной траектории формирования педагогических и творческих способностей студентов, включающую в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный и личностно-ориентированный компоненты. В модели индивидуальной траектории формирования представлен пошаговый ход действий для достижения поставленных перед нами задач и результатов. Учебный процесс, построенный по данной модели, увеличит степень организованности, самостоятельности, осознанности, ответственности. Всё это способствует формированию у студента способности управлять собственной творческой деятельностью.

Особенность разработанной модели заключается в преемственности образовательных ступеней по интеграции педагогического цикла дисциплин с профессиональными предметами в образовательной среде музыкального училища, используемых средств, приемов и способов трансформации педагогического потенциала различных хореографических жанров в практическую реальность. Блочно-модульная система обучения студентов обладает мощным педагогическим потенциалом, позволяющим осознать и интериоризировать сущность профессии педагога-хореографа, овладеть выработанным в ней теоретико-практическим знанием.

Динамика сформированности педагогической компетентности студентов и результаты опытно-экспериментальной работы

В результате теоретического анализа педагогической литературы и показателей, полученных нами в процессе эксперимента, были определены показатели, критерии профессиональной готовности будущего педагога-хореографа и методы их диагностики.

Диагностирование педагогического эксперимента проходил в три этапа.

Первый - теоретическое обоснование объекта исследования и выбор методов и критериев диагностики современного состояния изучаемого предмета. Для решения первой задачи этого этапа нами была разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа, что было представлено в первой главе диссертации.

Второй – теоретический анализ показателей и критериев. При рассмотрении второй задачи мы чётко определили понятия показателей и критериев. На основе исследования различных точек зрения (В.А. Беляков, Т.Е. Климова и др.) определили сущность и свойства исследуемого объекта, его уровень состояния и развития. Для каждой составляющей профессиограммы мы определили наиболее полно его характеризующие критерии, используя принцип реального и адекватного сопоставления.

Третий – перевод качественных показателей и критериев в количественные единицы для полной математической статистики полученной информации.

Рассматриваемые критерии определяют теоретический уровень изучаемого объекта – профессиональной готовности будущего педагога-хореографа. Стремясь к точным результатам, мы переходим от абстрактно-теоретического уровня к конкретизации наблюдений. Для проведения этой операции мы воспользуемся точными математическими единицами, т.е. показателем измеряемого критерия.

«Показатель – это количественная или качественная характеристика выбранного критерия изучаемого объекта. Количественными называют показатели, значения которых выражаются числами. Качественные – это описательные показатели, значения которых выражаются не числовой, а словесной характеристикой» [51, с.35].

В процессе профессиональной подготовки будущего педагога-хореографа у студентов определился интерес к педагогической деятельности, оценивались педагогические знания, умения и навыки студентов, определились методы экспертной оценки, которые бы позволили осуществить проверку самостоятельной творческой работы студентов (исследование какого-либо направления или темы).

Для результатов оценки была использована пятибалльная система. Творческие задания состояли из теоретической и практической частей, каждая часть оценивалась определённым количеством баллов, которые в результате суммировались. При совпадении оценки двух экспертов в процессе рассмотрения одной и той же работы данная оценка принималась.

Показателями теоретических знаний рассматривались: прочность и полнота знаний педагогических ситуаций и проблем, умение использовать их в практической деятельности, устанавливать сходства и различия усвоенных понятий. Уровень усвоенных знаний педагогической сферы выявлялся с помощью тестов-вопросов с вариантами ответов.

Профессиональная готовность студентов к практической деятельности оценивалась по сформированности коммуникативных качеств, мотивации успеха, эмоциональной устойчивости, противостоянию различного рода профессиональным и жизненным трудностям.

Важный показатель сформированности профессиональной готовности студентов – это их внутренняя личностная позиция. Поэтому следующая позиция эксперимента - это готовность к участию в педагогической практике и опыт в этой области.

Среди студентов была проведена серия опросов и тестов с вопросами и заданиями, определяющими уровень владения будущих специалистов практическими педагогическими навыками и значимость этих навыков в профессиональной деятельности. В данном направлении мы использовали «метод воспитывающих ситуаций» [81,с.116], который решает одновременно два вопроса – это диагностика и качество.

«Воспитывающая ситуация – естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой студент вынужден действовать и искать выход из создавшейся ситуации» [39, с.65], тем самым показав уровень своего профессионализма. Поведение студентов в созданных ситуациях может соответствовать их внутреннему миру. Ситуации могут быть и остроконфликтными. Так, в выборе оптимального метода педагогического воздействия в предполагаемой острой педагогической ситуации студент будет отстаивать перед сокурсниками свои убеждения, взгляды, которые бы указывали на предметно-практическую деятельность будущего специалиста, способствовали выявлению разнообразных методических подходов и продуктивного решения поставленной задачи. Результаты диагностирования приведены в таблице 10.

Примечание: в качестве результатов второй графы таблицы мы обозначили вышеуказанные критерии профессиональной готовности будущего специалиста.

Данный метод диагностики профессиональной готовности будущих специалистов позволил нам определить динамику её сформированности у студентов.

Выявив и зафиксировав в предыдущем параграфе признаки и особенности формирования педагогического профессионализма, предусмотренные в модели и технологии ИТФ, описав эксперимент по осуществлению педагогического процесса, дальнейшую работу мы направили на:

анализ роста формирования профессиональной готовности студентов;

анализ характера взаимосвязи динамики успешности самореализации студентов в условиях региона;

апробацию и внедрение в образовательные системы училища разработанной модели и технологий ИТФ.