Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы искусства игры на гитаре в мировой музыкально исполнительской практике (аспектный подход) 26
1.1. Художественно-исторические предпосылки становления гитарного исполнительского искусства в мировой музыкальной 26
культуре
1.2. Сущность понятия «исполнительская компетентность» в зарубежной и отечественной школах игры на гитаре 46
1.3. Оптимизация процесса формирования исполнительской компетентности как фактор профессионального и личностного 68
развития будущих гитаристов
Глава 2. Методика формирования исполнительской профессионального музыкального образования 92
2.1. Диагностика проблемы формирования исполнительской компетентности гитаристов в организации и содержании профессиональной подготовки гитаристов в вузе 92
2.2. Экспериментальная методика формирования исполнительской компетентности у гитаристов в вузе 118
2.3. Реализация и проверка эффективности экспериментальной методики формирования исполнительской компетентности у гитаристов в системе высшего профессионального музыкального образования 140
Заключение 163
Список литературы 169
- Сущность понятия «исполнительская компетентность» в зарубежной и отечественной школах игры на гитаре
- Оптимизация процесса формирования исполнительской компетентности как фактор профессионального и личностного
- Экспериментальная методика формирования исполнительской компетентности у гитаристов в вузе
- Реализация и проверка эффективности экспериментальной методики формирования исполнительской компетентности у гитаристов в системе высшего профессионального музыкального образования
Введение к работе
Актуальность исследования. Начало третьего тысячелетия совпало с активными процессами реформирования системы высшего профессионального образования, продиктованного, как глобальными социальными задачами, так и личностной, индивидуальной ориентацией выпускников вузов на полноценное включение в социально-культурный контекст деятельности общества, то есть во все сферы социальной практики людей, в том числе культуру и искусство.
Сегодня вузами, факультетами художественно-творческой направленности, обладающими значительными ресурсами для осуществления профессиональной подготовки специалистов, успешно преодолен синдром «усовершенствования», склонность к частным реформам конструктивных преобразований в содержании их обучения. Этим процессам способствовали принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (2008-2015 годы), Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и плана мероприятий по ее реализации и др.
Однако при всей объективности оценки преобразований в системе высшего
профессионального образования, все структурные компоненты содержания
обучения будущего специалиста требуют процесса его дальнейшей оптимизации,
что будет способствовать эффективности процесса формирования
профессиональной компетентности личности выпускника, включающей комплекс общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций.
Актуальность исследования методологических аспектов всесторонней
подготовки выпускников вузов, факультетов, осуществляющих подготовку
музыкантов-исполнителей, педагогов-музыкантов, руководителей творческих
коллективов по видам музыкально-исполнительской деятельности, определяется возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам
личности будущего музыканта, специфике его будущей практической деятельности. Профессиональная подготовка будущих гитаристов в вузах строится на основе исторически обоснованных многовековых традиций музыкального искусства, объективно функционирующих законов мастерства интерпретации музыкальных произведений, а также достижений зарубежных и отечественных исполнительских и педагогических школ, которые эволюционируя во времени и пространстве, продолжают совершенствовать традиционные формы музицирования, технологии, методы и средства обучения, инициируя процесс развития творческих потенций молодого поколения музыкантов.
Однако, несмотря на то, что в теоретических исследованиях, посвященных
различным аспектам формирования исполнительской компетентности обучающихся
в вузах культуры и искусства, имеется ряд важных, ценных предложений, автор
данного исследования вынужден констатировать, что педагогические и
содержательно-методические грани формирования исполнительской компетентности будущих музыкантов-гитаристов изучены недостаточно. В зависимости от уровня и особенностей процесса обучения будущего гитариста, педагогические условия формирования его исполнительской компетентности, деятельности и образе мышления могут меняться во времени, в конкретных видах и сферах концертно-исполнительской, педагогической, культурно-просветительской практиках. Их скоррелированность выступает условием развития личности обучающегося, определяемого, в первую очередь, качеством процесса подготовки будущих специалистов в вузе.
Проблема формирования исполнительской компетентности у гитаристов в вузе сегодня рассматривается музыковедами, исполнителями, педагогами-практиками с позиций разных категорий обучающихся, их подготовленности к получению данной профессии, так как данный вид компетентности в зависимости от степени ее актуальности приобретает для каждого из них различные смыслы. В то же время исполнительскую компетентность гитаристов необходимо рассматривать в контексте непрерывно обогащающегося опыта исполнительской и педагогической практики, обновления подходов к интерпретации музыкального наследия,
формирования основ и способов самоутверждения в избранной профессии. Однако
векторы научных исследований в области педагогики и психологии
художественного творчества, музыкально-исполнительского искусства убедительно доказывают разрозненность педагогических усилий по определению сущности понятия «исполнительская компетентность гитариста».
Критериями сформированности исполнительской компетентности гитаристов
выступают те компоненты ее структуры, положительная динамика которых
свидетельствуют о наличии предпосылок включения в процесс освоения
обучающимися новыми специальными профессиональными (музыкально-
исполнительскими) компетенциями, позволяющими ему преодолеть проблему вхождения в профессиональную (педагогическую, концертно-исполнительскую) среду как объективную необходимость жизнесуществования. Сформированный в вузе высокий уровень исполнительской компетентности гитариста можно рассматривать как основу его профессиональной идентичности и профессиональной самореализации.
Актуальность исследования оптимальных педагогических условий
формирования исполнительской компетентности гитаристов в вузе обусловлена следующими противоречиями между:
- соотнесением жизненных социально-культурных потребностей людей,
общества в целом, в профессионально компетентных специалистах, в том числе,
музыкантах-гитаристах и отсутствием теоретически обоснованных научных
исследований по проблемам повышения их конкурентоспособности и успешной
адаптации к современным социальным и профессиональным ситуациям как новой
парадигмы результата высшего профессионального музыкального образования;
- потребностью внедрения в образовательный процесс методологически
обоснованной и практически выверенной методики формирования исполнительской
компетентности гитаристов в вузе, основанной на оценке их профессионально-
личностных качеств, мотивации к достижению высокого уровня комплекса
компетенций (в том числе специальных (музыкально-исполнительских)), к
карьерному росту и отсутствием теоретических, методических работ, выявляющих
необходимость определения педагогических условий по формированию
структурных элементов этого вида будущей профессиональной деятельности обучающихся в вузе;
необходимостью исследования проблемы формирования исполнительской компетентности будущего гитариста, заключающейся в мастерстве интерпретации репертуара для электрогитары в структуре этого процесса (личностно-содержательный компонент), выборе исполнителем-гитаристом обоснованности выбора исполнительских средств в процессе интерпретации репертуара (профессионально-технический компонент), психофизиологических особенностей гитариста в процессе музыкально-исполнительской деятельности и отсутствием теоретических и методических трудов по решению данной проблемы (когнитивный-регуляторный компонент);
имеющимися в образовательных учреждениях высшего профессионального музыкального образования современных технологий обучения гитаристов и недостаточно активным включением их в процесс формирования исполнительской компетентности для успешной реализации в различных видах будущей практической деятельности, определенных ВГОС ВО в области культуры, искусства и художественно-творческого образования.
Научные изыскания в отношении решения проблемы формирования исполнительской компетентности гитаристов в вузе необходимы для дальнейшего развития современных педагогических систем в вузах творческой направленности, оптимизации внедрения современных технологий музыкально-исполнительского искусства в процесс интерпретации гитарного репертуара и расширения культурного, художественно-эстетического пространства для дальнейшей эволюции современного гитарного искусства.
Степень изученности проблемы. В различные периоды к проблеме становления творческой личности, интерпретации произведений искусства обращались Аристотель, Демокрит, Пифагор, Платон, Цицерон, Боэций, Ш. Баттё, А. Данте, Р. Декарт, Н. Кузанский, Д. Локк, Н. Орема, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шиллер, А. Шлегель, Ф. Шеллинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Ортега-и-Гасет,
Дж. Дьюи, М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лосев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, А.Н. Лук, Б.С. Мейлах, С.С. Хоружий и др.
Успешному ориентированию в эстетике художественного творчества способствовал анализ наиболее значимых концепций И. Канта, З. Фрейда, Д.Н. Овсянико-Куликовского и др.; публикаций с изложением их критического разбора Л.А. Андреева, М.Н. Афасижева, Г.А. Беляева, В.П. Бранского, А.И. Бурова, В.В. Бычкова, В.В. Ванслова, Г.Д. Гачева, М.С Кагана, Н.И. Киященко, Ю.А. Кремлева, Б.С. Мейлаха, С.Х. Раппопорта, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. Обращение к проблеме становления и развития творческой личности с историко-культурологических позиций происходило на основе трудов Аврелия Августина, А.Н. Арнольдова, А.А. Аронова, М.М Бахтина, Н.А. Бердяева, Д.Д. Библера, Ю.В. Борева, Г.Д. Гачева, А.А. Григорьева, Е.П. Варламовой, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачева, Ю.М Лотмана, Л.В. Рапацкой, С.Ю. Степанова, К. Ясперса и др.
Анализ проблем музыкально-исполнительского искусства проводился на основании трудов А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, И.П. Благовещенского, М. Вайсборда, Л.Е. Гаккеля, Е.Г. Гуренко, И. Гофмана, В.Ю. Григорьева, К.Н. Игумнова, Ю.М. Капустина, Г.М. Когана, И.П. Корыхаловой, Е.Я. Либермана, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.И. Николаевой, С.Х. Раппопорта, В.Г. Ражникова, М.С. Старчеус, Е.М. Тимакина, С. Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина, В.Л. Яконюка и др. Исследование процесса совершенствования системы высшего профессионального образования проводилось на базе научных изысканий А.С. Белкина, В.А. Бодрова, Д.И. Варламова, А.А. Вербицкого, В.И. Горлинского, С.С. Гриншпуна, А.Я Данилюка, Е.Е. Зеера, А.Г. Казаковой, М.В. Кларина, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Е.В. Николаевой, В.П. Подвойского, В.А. Сластенина, Б.А. Сосновского, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова и др.
Проблема формирования и совершенствования мастерства интерпретации произведений музыкального искусства изучалась в процессе ознакомления с трудами Л.А. Баренбойма, В.П. Бобровского, Л.П. Бочкарева, В.Ю. Григорьева, А.Б. Гольденвейзера, В.Г. Касимова, Б.JI Кременшнейна, А. Маккинона, А.В.
Малинковской, Я. И. Мильштейна, И.Т. Назарова, Г.Г. Нейгауза, Н.Е. Перельмана, Г.П. Прокофьева, С.И. Савшинского, Б.Н. Талалая, М.Э. Фейгина, Е.О. Федорова, Г.М. Цыпина, Ф.Р. Штейнгаузена, О.Ф. Шульпякова и др.
Задачи по формированию профессиональной компетентности и пути реализации ее структурных элементов в практике обучения будущих специалистов вузов культуры и искусства были проанализированы в исследованиях Е.А. Ануфриева, А.С. Базикова, В.А. Бодрова, Ю.И. Галкиной, Ю.В. Ганичевой, Л.С. Зориловой, Е.А. Есакова, Н.Н. Илларионовой, И.А. Корсаковой, А.Н. Малюкова, Г.В. Маяровской, Е.А. Мелешкиной, К.А. Полянского, И.В. Прокофьевой, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, Н.С. Ющенко и др. В расширенных временных границах и тематических рамках искусство игры на гитаре рассматривалось в исторических очерках, монографиях и методических работах, выполненных П.С. Агафошиным, Р.Ж. Видалем, Б.Л. Вольманом, В.Р. Ганеевым, М.Ф. Ивановым, А.М. Ивановым-Крамским, К.В. Ильгиным, Л.В. Карповым, Ф. Карулли, М. Каркасси, М. Касха, В.П. Машкевича, Л. Менро, В.М. Мусатовым, Э. Пухолем, М.И. Пыляевым, Д.Р. Рогаль-Рогавицким, С.И. Рудневым, В.А. Русановым, Н.М. Самусем, А.О. Сихра, М.А. Стаховичем, А.В. Субботой, А.В. Тихонравовой, А.И. Фаминцыным, А.С. Фоминым, Э. Шарнассе, А.В. Ширялиным, М.С. Яблоковым, Н.С. Якименко и др.
Технические, музыкально-акустические особенности электрогитары были проанализированы по публикациям Б.А. Брылина, А.А. Володина, В.И. Волошина, Г.И. Гидони, О.Н. Гузевича, А.Г. Дзюбенко, П.И. Исакова, И.М. Красильникова, Б.Я. Меерзона, Д.С. Медведовского, И.В. Орлова, И.Д. Симонова и др. Технологии обучения гитаристов освещены в научных исследованиях А.Д. Бережного, Б.Г. Борисевича, В.Р. Ганеева, А.Ф. Гитмана, Н.Н. Дмитриевой, К.В. Ильгина, Л.В. Карпова, Н.Г. Кирьянова, В.И. Козлина, Д.И. Крутикова, Е.Д. Ларичевой, А.А. Петропавловского, М.А. Самохиной, А.А. Скрынникова, Н.С. Якименко и др.
Однако, несмотря на всесторонний анализ различных аспектов заявленной темы исследования процесса формирования исполнительской компетентности гитаристов в системе высшего профессионального музыкального образования,
следует констатировать, что теоретически и методологически аргументированной модели подготовки данного специалиста в современных научных исследованиях пока не выявлено.
Объект исследования: профессиональная подготовка гитариста в системе высшего профессионального музыкального образования.
Предмет исследования: процесс формирования исполнительской
компетентности гитариста в вузе.
Цель исследования: теоретико-методологический анализ и обоснование процесса формирования исполнительской компетентности гитариста в вузе; разработка и внедрение в учебный процесс экспериментальной методики по формированию исполнительской компетентности гитариста в вузе.
Задачи исследования:
- на основании методологического анализа научных и методических трудов по
заявленной проблеме конкретизировать сущность понятия «исполнительская
компетентность» применительно к специфике искусства игры на гитаре, педагогики
художественного творчества, к личности будущего гитариста - концертного
исполнителя, педагога-музыканта, просветителя;
- определить основные параметры и критерии к уровням сформированности
исполнительской компетентности гитариста в вузах, осуществляющих подготовку
будущих специалистов в области музыкального искусства и педагогического
образования;
- создать авторскую структурно-функциональную модель формирования
исполнительской компетентности гитариста в вузе;
- разработать и апробировать экспериментальную методику формирования
исполнительской компетентности гитариста в условиях творческой, музыкально-
образовательной среды вуза;
- доказать эффективность созданных педагогических условий для
формирования исполнительской компетентности гитариста в условиях
образовательного процесса вуза.
Гипотеза исследования: процесс формирования исполнительской
компетентности гитариста в вузе будет успешным, если:
- категория «исполнительская компетентность» будет рассматриваться как
качественно личностное новообразование гитариста, формирующееся в процессе его
профессиональной подготовки в вузе в контексте сформированного комплекса
общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций,
которые взаимопроникая и взаимодействуя друг с другом, находятся в постоянном
обогащении и обновлении;
- будут определены основные параметры и критерии к уровням
сформированности исполнительской компетентности у будущего гитариста и
выявлена степень сформированности комплекса компетенций, определенных ФГОС
ВО третьего поколения, направленных на формирование способности к
исполнительской, педагогической, культурно-просветительской видам
самостоятельной профессиональной деятельности;
- в образовательной практике вузов, реализующих профессиональные
программы по подготовке гитаристов, будет применена авторская структурно-
функциональную модель формирования исполнительской компетентности у
будущего гитариста, в основе которой заложены составляющие данного вида
компетентности: способность к ценностно-смысловому восприятию и анализу
произведений гитарного репертуара; оперативное применение музыкально-
теоретических знаний в процессе работы над произведением; свободное владение
различными игровыми технологиями, а также навыками адекватного прочтения и
передачи художественно-образного содержания произведения; способность к
анализу и самоанализу исполняемого репертуара; сформированные артистические
навыки и др.
- эффективность разработанных в ходе проведения экспериментальной работы
педагогических условий по формированию исполнительской компетентности
будущего гитариста будет продиктована требованиями ФГОС ВО третьего
поколения к профессиональной компетентности выпускника, соответствующей
направленности и профилю обучения и выступит основой авторской методики.
Методологическая база исследования. Формирование исходных
теоретических постулатов в методологической базе исследования осуществлялось на основе идей, концепций выдающихся российских и зарубежных исследователей относительно формирования творческого потенциала личности музыканта и специфики музыкально-исполнительского процесса И.В. Арановской, Л.А. Баренбойма, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, Г.М. Когана, Я.И. Мильштейна, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпина, А.И. Щербаковой, И.М. Ямпольского и др.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды, освещающие:
- становление творческой личности (З.Г. Апресян, А.А. Аронов, А.И.
Арнольдов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Г. Волков, Г.В. Иванченко, Э.В.
Ильенков, М.Ю. Казарян, И. Кант, М.В. Кларин, Н.В. Кошелева, А.Н. Леонтьев,
А.Н. Лук, В.Ф. Овчинников, О.Л. Орлов, Н.В. Петроченко, А. Пуанкаре, В.В. Рыжов,
В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, М.С. Старчеус, Г. Уоллес, Б.М. Целковников,
А.Г. Чухно и др.);
- направления оптимизации системы высшего профессионального образования
художественно-творческой сферы на современном этапе (Э.Б. Абдуллин, Н.И.
Ануфриева, А.С. Базиков, А.И. Борисов, Б.П. Валукин, Е.В. Зеленкова, Л.С.
Зорилова, Л.С. Майковская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, В.М. Сайгушкина, М.Ю.
Самакаева, Л.А. Хакимова, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков, А.И. Щербакова и др.);
компетентностный подход в высшем профессиональном образовании применительно к формированию личности музыканта-исполнителя (И.С. Аврамкова, А.В. Андреев, Н.В. Васильева, Е.В. Зеленкова, Ю.А. Калинина, С.В. Каркина и др.):
музыкальное исполнительство как феномен (И.В. Арановская, Л.А. Баренбойм, Г.Н. Бескровная, Д.И. Варламов, Е.С. Виноградова, Е.В. Галкина, Л.М. Гинзбург, Л.В. Карпов, Г.М. Коган, К.И. Лохов, С.Х. Раппопорт, Ю.А. Толмачев, И.М. Ямпольский и др.);
- место исполнительской компетентности в исполнительской культуре
гитаристов (П.С. Агафошин, В.Г. Борисевич, Ч. Дункан, К.В. Ильгин, Л.В. Карпов,
А.В. Тихонравова, А.П. Черватюк и др.).
Методы исследования:
- теоретические (отбор, анализ, изучение философской, культурологической,
психологической, педагогической, искусствоведческой, музыковедческой
литературы по исследуемой проблеме);
- аналитико-синтетические (обобщение российского, зарубежного опыта,
сопоставительный анализ, синтез конститутивных теорий, идей, концепций,
официальной нормативной документации);
- эмпирические (наблюдение, создание экспериментальных ситуаций,
анкетирование, беседы, оценка экспертная, эксперимент);
- статистические (построение динамических рядов, табличного, графического
представления данных).
При написании работы был использован эмпирический материал, полученный в процессе общения с известными российскими исполнителями, педагогами системы высшего профессионального образования, дополнительного образования по классу «гитара».
Этапы исследования.
В рамках первого этапа, протекавшего в границах 2011-2012 годов,
вербализована проблема исследования, осуществлен анализ массива источников,
сформирован понятийный аппарат исследования, определена структура
исследования. В границах второго этапа, протекавшего в 2013-2014 годах,
определяемого как основной, была инициирована, реализована авторская
структурно-функциональная модель формирования исполнительской
компетентности гитаристов, проведены констатирующий и формирующий
компоненты экспериментальной деятельности. Результаты первого и второго этапов
исследования подтвердили приоритетность, эффективность, объективность и
целесообразность использования компонентов учебного процесса при
формировании исполнительской компетентности гитаристов в комплексе с учетом
соблюдения дидактического закона сопряжения целей, содержания, технологии и методик обучения. Реализация третьего этапа исследования, протекавшего в границах 2014-2015 годов, позволила решить задачи, ориентированные на проверку устойчивости экспериментальной части исследования, уточнены основания, послужившие для выработки критериев, показателей уровня сформированности исполнительской компетентности гитаристов, обобщить результаты исследования, сделать выводы и подвести итоги пятилетней работы. В экспериментальной части исследования участвовали 260 респондентов, из них в пилотажной части исследования - 30 человек, непосредственно в процессе эксперимента - 40 человек. Научная новизна исследования:
-
Предложена конкретизированная формулировка понятия «исполнительская компетентность», под которой подразумевается интегративное, качественно личностное новообразование личности гитариста, имеющее сложную многоуровневую структуру и выступающее как совокупность сформированного в образовательной среде вуза комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, степень сформированности которых позволяет выпускнику эффективно осуществлять все виды профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВО третьего поколения.
-
Определены основные параметры и знаниевый, деятельностный, личностный критерии оценки уровней исполнительской компетентности гитариста при осуществлении различных видов профессиональной деятельности, определенных ФГОС ВО в области музыкально-исполнительского искусства и педагогического образования.
-
Доказана многоуровневость, многомерность, целесообразность выделения промежуточных ступеней в ходе реализации процесса формирования исполнительской компетентности гитаристов, что позволило достаточно наглядно определить качественные и количественные изменения уровня сформированности данного вида компетентности.
-
Выявлена зависимость между знаниевым, деятельностным, личностным критериями оценки и творческим, трансформирующим, воспроизводимым уровнями
исполнительской компетентности гитариста. Оценивание уровня исполнительской
компетентности будущего гитариста осуществлялось с учетом её
«сложносочиненного» характера, вытекающего из набора «технологических» приемов, обусловленных художественно-эстетическими потребностями музыканта, стремящегося к адекватной передаче содержания образа произведения.
5. Разработана, внедрена и проверена в ходе экспериментальной работы
эффективность созданной автором исследования структурно-функциональной модели формирования исполнительской компетентности гитаристов, отражающей целостность целевого, содержательного, организационно-технологического и оценочно-результативного компонентов творческой образовательной среды вуза.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявленных и
доказанных в ходе проведения экспериментальной работы педагогических условий
по формированию исполнительской компетентности гитаристов в вузе,
определенных в основных параметрах и критериях к уровням сформированной
исполнительской компетентности; в разработанной и апробированной в ходе
экспериментальной работы структурно-функциональной модели формирования
исполнительской компетентности гитаристов, созданной на основе
сформированного в образовательной среде вуза комплекса компетенций, определенных ФГОС ВО третьего поколения, а также совокупности личностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов данного вида компетентности выпускника.
При проведении данного исследования был сделан упор на выявление статуса,
степени развитости таких составляющих исполнительской компетентности
будущего гитариста, как способность к ценностно-смысловому восприятию и
анализу произведений гитарного репертуара; оперативное применение музыкально-
теоретических знаний в процессе работы над произведением; свободное владение
различными игровыми технологиями, а также навыками адекватного прочтения и
передачи художественно-образного содержания произведения; способность к
анализу и самоанализу (слуховой контроль и самоконтроль за качеством исполняемого репертуара); свободное владение навыками чтения нотного текста с
листа, эскизного прохождения репертуара; сформированные артистические навыки во время концертного исполнения.
Практическая значимость исследования. Доказана эффективность
апробированной экспериментальной методики формирования исполнительской
компетентности гитаристов, основой которой выступают совокупность внутренних
и внешних характеристик проявления данного вида компетентности. В основе
реализованной авторской методики по формированию исполнительской
компетентности гитаристов лежат педагогические условия творческой
образовательной среды вуза, обеспечивающие формирование комплекса
компетенций в совокупности личностного, когнитивного, деятельностного,
рефлексивного компонентов, направленных на успешное осуществление концертно-
исполнительской, педагогической, культурно-просветительской и других видов
деятельности. Материалы исследования будут востребованы практикующими
педагогами-музыкантами образовательных учреждений системы дополнительного, среднего и высшего профессионального образования при составлении учебно-методических комплексов дисциплин, рабочих учебных программ, методических рекомендаций, презентаций и др., преподавателями и слушателями в системе повышения квалификации работников сферы культуры, искусства и художественно-творческого образования, а также концертными исполнителями.
Теоретические и экспериментальные результаты исследования проходили проверку посредством:
- обсуждений в Российском государственном социальном университете
(кафедра социологии и философии культуры);
- проведения учебных занятий таких дисциплин, как «Инструменты
эстрадного оркестра (гитара)», «Музыкально-исполнительское искусство»,
«Инструментальный ансамбль» и др.;
- подготовки статей для научных, профессиональных изданий, а также
выступлений в рамках:
- XII Международного социального конгресса «Демографическая реальность и
демографическая политика: проблемы, пути решения» (Москва, 2012);
- Межвузовской научно-практической конференции «Современное
пространство российской культуры: поиски и направления» (Москва, 2013);
- XIII Всероссийского социально-педагогического конгресса
«Профессиональное социальное образование: уровни, опыт и перспективы
развития» (Москва, 2013);
- Межвузовской научно-практической конференции «Современное
пространство российской культуры: поиски и направления» (Москва, 2013);
- XIII Международного социального конгресса «Сплоченность общества и
социальная справедливость: мировые тренды и российская реальность» (Москва,
2014);
- ХIV Международного социального конгресса «Стратегии социального
развития современного общества: российские и мировые тренды» (Москва, 2015);
- XV Международного социального конгресса «Качество жизни человека в
нестабильном мире» (Москва, 2015);
- XV Социально-педагогического конгресса «Качество и
конкурентоспособность российского профессионального образования: современные
подходы и условия обеспечения» (Москва, 2015);
- Ежегодных научных чтений факультета искусств и социокультурной
деятельности РГСУ «Музыкально-исполнительское искусство: история и
современность» (Москва, 2012, 2013, 2014, 2015) и др.
В качестве базы исследования был использован Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский государственный университет культуры и искусства, Московский институт музыки им. А. Шнитке.
Основная экспериментальная площадка: факультет искусств и
социокультурной деятельности РГСУ.
В процессе проведения экспериментальной работы по проверке
эффективности авторской структурно-функциональной модели формирования
исполнительской компетентности гитаристов верифицировались целеполагание
принципы формирования исполнительской компетентности гитаристов; подбор
диагностического материала для измерения уровня исполнительской
компетентности гитаристов. Валидность заключительных положений обеспечена выбранными методологическими позициями, опорой на методологический аппарат, отвечающих предмету и задачам исследования, запрограммированностью результатов разных этапов эксперимента, количественными, качественными результатами исследовательской деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Исполнительская компетентность - это интегративное, качественное новообразование гитариста, обладающего сформированным комплексом компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных (в том числе, специальных - музыкально-исполнительских)), которые объективно отражают личностные, технические, художественные, эмоциональные стороны мастерства интерпретации выпускником вуза гитарного репертуара, детерминированного совокупностью индивидуальных музыкально-творческих способностей, профессионально-исполнительских качеств, приобретенного концертно-исполнительского опыта. Исполнительская компетентность гитариста является главным признаком достижения воспроизводимого, трансформирующего, творческого уровня профессиональной подготовки студента.
-
Исполнительская компетентность гитариста определяется взаимодействием основных параметров, критериев к уровням ее сформированности, проявляющихся в ценностно-смысловом восприятии и анализе произведений гитарного репертуара, оперативном применении музыкально-теоретических знаний в процессе работы над произведением, свободном владении игровыми технологиями и навыками адекватного прочтения и передачи художественно-образного содержания произведения, способности к анализу и самоанализу исполняемого репертуара, артистическим навыкам и др.
3. Применение в учебной практике вузов авторской модели формирования
исполнительской компетентности гитариста, представленной целевым,
содержательным, организационно-технологическим и оценочно-результативным
компонентами, обосновано целостностью процесса формирования данного вида
компетентности, позволяющего корректировать его в соответствии с достигнутыми
на определенном этапе целью и задачами профессиональной подготовки будущего специалиста.
4. Основой экспериментальной методики по формированию исполнительской
компетентности гитариста выступают совокупность личностного, когнитивного,
деятельностного, рефлексивного компонентов, направленных на успешное
осуществление концертно-исполнительской, педагогической, культурно-
просветительской и других видов деятельности.
5. Эффективность реализации структурно-функциональной модели
формирования исполнительской компетентности гитаристов отражает целостность
целевых, содержательных, организационно-технологических и оценочно-
результативных составляющих творческой, музыкально-образовательной среды
вуза.
Структура диссертации: состоит из введения, двух глав, шести параграфов заключения, списока литературы и приложения.
Сущность понятия «исполнительская компетентность» в зарубежной и отечественной школах игры на гитаре
Сквозной идеей в организации и содержании профессиональной подготовки гитаристов в вузе, как теоретической, так и практической ее частях, сегодня является ориентир на формирование исполнительской компетентности музыкантов-гитаристов. Указанная тенденция определяет вектор научного поиска нестандартных, оригинальных способов решения данной проблемы в условиях современной российской системы вузовского музыкального образования.
Существенными характеристиками педагогического процесса формирования исполнительской компетентности гитаристов являются непрерывность, длительность, системное развитие индивидуально-творческих способностей и личностных качеств будущего музыканта, которые обеспечивают высокий уровень овладения исполнительским мастерством, понимание студентами закономерностей процесса становления исполнительских и педагогических школ, интерпретации музыкального сочинения, искусства музицирования в целом. Следовательно, в рамках профессионального музыкального образования исполнительская компетентность будущего гитариста выступает основой их исполнительского мастерства, исполнительской культуры в целом, служит своеобразным мерилом индивидуального исполнительского стиля.
«Приращение», переход на каждый последующий виток уровня сформированности компетентности будущих музыкантов позволяет преподавателям вуза более точно определять, корректировать векторы индивидуального роста каждого студента, а самому обучающемуся иметь ориентиры в проецировании успешности выстраивания пути поэтапного совершенствования своего профессионализма. Безусловно, границы этапов, стадий и фаз формирования исполнительской компетентности музыкантов не имеют четких очертаний, учитывая многокомпонентную структуру подготовки выпускника вуза в целом и «ступенчатый» рост технической и художественной сторон исполнительской компетентности, целью которых является переход на «ступень технического мастерства и ступень творчества» (Т.А. Докшицер).
Мастерство интерпретации, техническая и эмоциональная виртуозность будущего гитариста базируется на овладении необходимыми для свободы исполнения техническими приемами, то есть способами игровых действий с одной стороны, с другой стороны предполагает приобретение знаний гуманитарных наук, теоретических, методических положений, правил в области музыкально-исполнительского искусства.
Содержание процесса формирования исполнительской компетентности включает педагогические, музыкально-теоретические, специальные, культурологические знания, поэтому при исследовании проблемы, связанной с культурным явлением в музыкальном социуме искусства игры на гитаре, следует принимать во внимание, что все виды художественно-творческой деятельности человека осуществлялись и изучались научным сообществом в единстве социального и культурно-исторического контекстов. Данная позиция соизмеряется с мнением известного ученого А.И. Щербаковой, которая отмечает необходимость осознания современным музыкантом своей профессии как «способа постижения мира в его целостности, как возможность проникновения в «универсальную информационную систему» (Н. Бекетова)». При этом исследователь утверждает, что эта система была создана человечеством на протяжении столетий и хранит память «о высших ценностях Бытия» [302, с.21]. Это предположение соотносится с мыслью Б. Асафьева, который считал, что вне общественного интонирования музыки в социально-культурном обмене не существует.
Для выявления и уточнения источников и условий, придавших неповторимый колорит музыкально-инструментальному исполнительскому искусству в целом, в том числе и гитары, необходимо провести анализ художественно-исторических предпосылок его становления и последующей эволюции: «Культура - живое, а не искусственное образование. Ее никто специально не создавал. Она является результатом творческих усилий людей и общества в целом... С одной стороны, она вбирает в себя стереотипы, традиции и нормы жизни, которые были характерны для большинства людей в их обычной жизни. С другой - в культуре вырабатывается такой вид деятельности и такие продукты этой деятельности, которые далеко стоят от стандартных жизненных стереотипов и представлений...» [168, с. 143].
Обращаясь к научным исследованиям эволюции музыкально-исполнительского искусства, следует остановиться на мнении А.А. Сохора, который определяя границы музыки, пишет о ее «бесконечном» характере и утверждает, что «невозможно установить, где и когда «начинается» музыка, нельзя точно определить, где и когда она «кончается»» [227, с.9]. Отсюда можно сделать вывод о том, что эволюцию мастерства гитарного исполнительства в мировом культурном пространстве нельзя отнести к группе имманентных процессов, а позицию А.А. Сохора вполне можно «перенести» на эволюционный путь его возникновения, становления и перспективы развития.
Оптимизация процесса формирования исполнительской компетентности как фактор профессионального и личностного
Весьма любопытным представляется исторический факт, что из музыкальной исполнительской традиции игры на гитаре Средневековья до современных исполнителей дошел и, по-прежнему, используется репертуар, исполняемый практически на всей европейской территории - в Испании, Германии, Чехии, Англии, Италии и др. странах. Доказательством этому факту может служить книга французского архитектора, историка, искусствоведа Э.Э. Виолле-ле-Дюка, который весьма подробно описывает жизнь и развлечения представителей как высшего, так и низшего сословий в этот период.
Активно развивающееся в эпоху Средневековья светское времяпрепровождение, музицирование на различных инструментах формирует вкусовые предпочтения общества, которые становятся все более изысканными и элегантными. Игра на музыкальных инструментах в этот период переходит в род постоянных занятий, как мужчин, так и женщин. Струнно-щипковые инструменты все еще продолжают совмещать в себе черты, выражаясь современным языком, «uni». Только в эпоху Возрождения начинается «размежевание» их общих видовых черт: между виолой, виуэлой, гитарой. Активно происходит процесс отделения приемов звукоизвлечения и техники игры на них, а также использование или отказ от медиатора. Наряду с вышеперечисленными инструментами, средневековые музыканты играли на оргаструме - инструменте, весьма похожем на гитару с тремя струнами.
Искусствоведы, историки музыки, в том числе Э. Шарнассе, считают, что, начиная с 70-х годов XV века, гитара приобретает внешний облик, похожий на современный инструмент. В подтверждение этому историческому факту исследователи обращаются к целому ряду произведений живописи, скульптуры, и, в первую очередь, к произведениям итальянских мастеров. Изображение гитары, дошедшей до наших дней, относится к эпохе творения титанов Возрождения. Например, изображение гитары, выполненное в технике «мозаика», украшающее стены студии итальянской ценительницы искусства и покровительницы знаменитых художников Изабеллы д Эсте (Isabella d Este), или гитары на фресках, выполненных Бернардино ди Бетто, прозванного Пинтуриккьо, около 1492-1495 гг. в апартаментах Борджиа в Ватикане.
Элен Шарнассе отмечает парадокс XVI века: это период в эволюции гитары называют знаменательным, при том, что в строении самого музыкального инструмента не произошло ни одного существенного изменения. Исследователь подчеркивает, что гитара находилась в почетной близости от таких востребованных публикой инструментов, как виола, ребек, арфа, лютня, псалтерион.
В XVI веке гитара занимает лидирующие позиции среди самых популярных музыкальных инструментов. Такого рода «взлет» происходит около 40 года XVI века. Упоминание об этом нашло отражение на страницах труда Пуатье. Элен Шарнассе подчеркивает то, что его автор пишет о том, как еще в его раннем детстве горожан больше привлекала лютня, нежели гитара. Тогда как в последние двенадцать-пятнадцать лет публика массово обращалась к гитаре, в результате чего во Франции исполнителей на гитаре стало даже больше чем в самой Испании. Как известно, «модные тенденции» в этот период быстро распространяются во всем странам Западной Европы -Англии, Италии. Парадоксально, что сама прародительница - Испания, в приведенный выше список не попала» [292, с.16].
Появление гитары с пятью рядами кардинальным образом повлияло на стили, жанры и приемы гитарного искусства. Так, гитарный прием «rasgueado», привнесенный испанскими музыкантами, в последующем становится одним из основных гитарных приемов игры flamenko. Однако этот период отмечается также утратой превалирующих позиций гитары как сольного инструмента. Об этом в предисловии книги «Метод» (Париж, 1626) упоминает Луи де Брисено. Гитара функционирует для того чтобы «петь, забавляться, плясать, скакать…топать ногами» [292, с.36].
Французский теоретик Пьер Трише в книге «Трактат о музыкальных инструментах» (ок. 1640) замечает: «Гитара, или гитерна, - широко применяемый инструмент у французов и итальянцев, но особенно у испанцев, которые пользуются ею так безудержно, как никакая другая нация». Далее П. Трише продолжает… Она служит музыкальному сопровождению танцев, которые пляшут, «дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой… Во Франции дамы и куртизанки, знакомые с испанской модой, стараются ей подражать. В этом они напоминают тех, кто, вместо того чтобы добротно питаться в своем собственном доме, идет к соседу есть сало, лук и черный хлеб» [292, с.36].
Парадоксально, что уже в начале XVII в е к а популярность у простонародья позволили гитаре сохранить главенствующее место в Европе среди классических инструментов именно французские композиторы, а также постановщики балетных спектаклей «Фея Сент-Жерменского леса», «Богатая вдова» и др. XVII век отмечен творчеством исключительных по силе дарования композиторов и музыкантов-виртуозов, поднявших гитарное исполнительское искусство на очень высокий уровень, среди которых итальянец Франческо Корбетта и его ученик Робер де Визе. Исключительно одаренная личность, Робер де Визе был известен как композитор, придворный гитарист королей Испании, Франции, Англии, а также как автор трех сборников пьес для гитары, изданных в конце XVII века (1682, 1686, 1689 гг.) Сочиненным Р. Де Визе произведениям для гитары присуща тонко выстроенная композиционная форма, яркие по своей эмоциональной насыщенности художественные образы и непреходящая современность мелодической линии.
Экспериментальная методика формирования исполнительской компетентности у гитаристов в вузе
Экспериментальная часть исследования включает аналитико-обзорный, констатирующий, формирующий и итогово-результативный этапы. В рамках аналитико-обзорного этапа был проведен анализ нормативных документов подготовки бакалавров (направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Музыкальное образование»), образовательных программ. Выявлены, уточнены, окончательно определены структурные компоненты исполнительской компетентности будущих гитаристов. Разработаны оценочные показатели и их критериальный аппарат, отобраны основные методы диагностики комплекса компетенций с ориентиром на исполнительскую компетентность, сами диагностики для включения в диагностический инструментарий.
В рамках констатирующего и итогово-результативного этапа педагогического эксперимента проводились два диагностических среза, позволившие, во-первых, осуществить оценку исходного уровня сформированности изучаемого явления, а, во-вторых, при переходе к формирующему этапу внести необходимые коррективы в авторскую структурно-функциональную модель. В процессе итогово-результативного этапа педагогического эксперимента, во-первых, оценивалась эффективность проведенной работы, применяемой методики и результативность модели, во-вторых, доказывалась возможность практического использования предложенных теоретических посылов и практических компонентов модели в других вузах, осуществляющих профессиональную подготовку гитаристов.
При проведении данного исследования был сделан упор на выявление статуса, степени развитости таких составляющих исполнительской компетентности будущего гитариста, как способность к ценностно-смысловому восприятию и анализу произведений гитарного репертуара; оперативное применение музыкально-теоретических знаний в процессе работы над произведением; свободное владение различными игровыми технологиями, а также навыками адекватного прочтения и передачи художественно-образного содержания произведения; способность к анализу и самоанализу (слуховой контроль и самоконтроль за качеством исполняемого репертуара); свободное владение навыками чтения нотного текста с листа, эскизного прохождения репертуара; сформированные артистические навыки во время концертного исполнения.
В процессе организации и проведения экспериментальной части работы были использованы структурные элементы образовательного процесса формирования исполнительской компетентности гитариста, а именно, цели (текущие, промежуточные, конечные), содержание, педагогические технологии (формы, методы, средства).
В ходе исследования была определена следующая последовательная этапность формирования исполнительской компетентности будущих гитаристов: начальный этап, базовый этап, обобщающий этап. Начальному этапу формирования исполнительской компетентности соответствуют 1-2 курсы обучения будущих гитаристов; базовый этап осуществляется в рамках реализации 3 курса; обобщающий этап имеет место на 4-м курсе обучения.
Перечисленным этапам соответствуют следующие стадии формирования исполнительской компетентности будущих гитаристов: первичная, вторичная, профессионально-творческая (по В. Керберу, «жизненная компетенция»). Анализ процесса становления исполнительской компетентности будущих гитаристов позволяет выделить в нем три фазы: становления (формирования), развития и углубления. Такого рода многоуровневость, многомерность, выделение достаточно большого числа этих промежуточных ступеней в ходе реализации процесса формирования исполнительской компетентности гитаристов, представляется вполне оправданным и целесообразным, так как достаточно наглядно характеризует положительные качественные и количественные изменения уровня сформированности данного вида компетентности.
Начальный этап формирования исполнительской компетентности студентов-гитаристов был определен как этап профессиональной адаптации. Обобщающий этап следует охарактеризовать как этап творческого, профессионального самоопределения обучающихся. В качестве персональных диспозиций (уровней) сформированности исполнительской компетентности будущего гитариста были взяты такие критерии, как знаниевый, деятельностный, личностный. В таблице 1 представлены связи, зависимости и обусловленности этапов, целей, содержания и уровней сформированности исполнительской компетентности гитариста.
Реализация и проверка эффективности экспериментальной методики формирования исполнительской компетентности у гитаристов в системе высшего профессионального музыкального образования
При ответе на данный вопрос выпускниками вуза, практикующими педагогами-музыкантами, преподавателями вуза, было выявлено, что для них важны: возможность применять полученные профессиональные знания в вузе, на практике, сложившиеся позитивные отношения в коллективе, творческая и педагогическая самореализация, удобный, гибкий график работы (около 86% опрошенных). Только 1% студентов и 3% практикующих гитаристов выбрали в качестве важных характеристик «возможность учиться постоянно новому, повышать свою квалификацию». Не вошли в число значимых характеристик деятельности гитариста «достойная вкладу в развитие социума оплата труда», «возможность карьерного роста». При ответе на вопрос «Планируете ли Вы связать (продолжать) свою профессиональную деятельность в качестве гитариста?», более 80% респондентов из студенческой среды ответили положительно, почти 17% ответили отрицательно, около 3% затруднились с ответом. При ответе на данный вопрос выпускниками вуза, практикующими педагогами-музыкантами, преподавателями вуза почти 92% респондентов ответили положительно, около 6% ответили отрицательно, около 2% затруднились с ответом.
При ответе на вопрос «На Ваш взгляд, в деятельности гитариста каково соотношение педагогической и музыкальной составляющей?» - в ответах 93% студентов на первый план выдвигается музыкально-исполнительская деятельность педагога, в ответах 4% респондентов превалирующей является роль педагога, и только 3% опрошенных поставили знак равенства между этими двумя составляющими. При ответе на данный вопрос выпускниками вуза, практикующими педагогами-музыкантами, преподавателями вуза, подавляющее число респондентов (97%) написали о разумном балансе педагогической и музыкальной деятельности, многие из респондентов указали на важность индивидуального стиля деятельности гитариста, благодаря которому любые виды деятельности педагога имеют успешно результативный характер. Большинство респондентов из обеих групп отметили исполнение музыки как необходимый элемент профессиональной деятельности гитариста. Формирование готовности специалиста к исполнительству предполагает параллельное освоение педагогического профиля в деятельности будущего, начинающего, практикующего гитариста. Анализ ответов на вопрос «Как Вы считаете, для гитариста имеет значение высокий уровень исполнительской компетентности и в целом исполнительского мастерства?» выявил высокий статус сформированной исполнительской компетентности уже на этапе выпускного курса (около 80%), 16% опрошенных не отрицают важность исполнительского мастерства в целом для гитариста, около 4% респондентов затруднились в оценке уровня сформированности исполнительской компетентности. При ответе на данный вопрос выпускниками вуза, практикующими педагогами-музыкантами, преподавателями вуза, подавляющее число респондентов (98%) высоко оценили необходимость развитости таких составляющих исполнительской компетентности, как владение (специальными) исполнительскими компетенциями, различными технологическими приемами звуковедения, звукоизвлечения, артикуляции; способность к анализу и самоанализу исполнительской деятельности, слуховому контролю и самоконтролю за качеством звукоизвлечения; владение гитарным репертуаром; развитые навыки чтения с листа, эскизного разучивания; концертно-исполнительские артистические качества. Около 2% респондентов указали на необходимость постоянной самоактуализации исполнительской компетентности практикующего гитариста. Большинство респондентов из обеих групп отметили важность сформированности исполнительской компетентности на достаточно высоком уровне для успешной реализации всех остальных видов деятельности гитариста.
Следовательно, в настоящее время необходимо осмысление имеющегося в вузе опыта подготовки специалистов с позиций обновления принципов и содержания обучения, обусловленных внедрением ФГОС ВО третьего поколения. Вторым результатом проведенного опроса можно считать мысль о том, что понятие «компетентность» гитариста не противопоставляется комплексу компетенций, так как первое становится базисом апробации сформированных в вузе личностных качеств, обучающихся для успешной профессиональной деятельности. Важным итогом анкетирования можно считать практически единодушное мнение относительно творческого характера деятельности гитариста, ибо творчество, как новаторство, позволяет по-новому интерпретировать имеющиеся специальные (исполнительские) компетенции как более высокий уровень формирования личности студента вуза. Проведенный опрос упрочил уверенность автора работы в утверждении, что исполнительская компетентность гитариста относится к системообразующим компонентам структуры, формирующейся в процессе профессиональной подготовки исполнительской компетентности будущего гитариста. Анализ полученных результатов стал основанием для корректировки процесса формирования не только исполнительских, но и общекультурных и общепрофессиональных компетенций, внедрения в образовательный процесс научного и методического обеспечения, так, как только постоянный поиск результативных методов, трендов образования и воспитания студента-музыканта становится залогом сформированных компетенций выпускника вуза на творческом уровне. Обобщение результатов анкетирования в определенном отношении отразилось на выборе состава методического инструментария для диагностики проблемы формирования исполнительской компетентности гитаристов в организации и содержании профессиональной подготовки гитаристов в вузе.