Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как фактор развития этого вида искусства Лапина Юлия Евгеньевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лапина Юлия Евгеньевна. Особенности содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как фактор развития этого вида искусства: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Лапина Юлия Евгеньевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторический и теоретический аспекты профессионального образования в области киришского художественного кружевоплетения 13

1.1. Киришское кружевоплетение в комплексе регионально-исторических видов художественного кружевоплетения 13

1.2. Становление профессионального образования в области киришского художественного кружевоплетения 38

1.3. Научные основы современного обучения технологии киришского художественного кружевоплетения в подготовке бакалавров 58

Вывод по первой главе 79

Глава 2. Содержание обучения бакалавров технологии киришского художественного кружевоплетения 81

2.1. Современное содержание обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как основа его развития 81

2.2. Апробация содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения 111

Вывод по второй главе 144

Заключение 146

Список литературы 149

Приложения 166

Киришское кружевоплетение в комплексе регионально-исторических видов художественного кружевоплетения

Для изучения профессионального образования в области киришского художественного кружевоплетения необходимо проведение глубокого анализа этапов его развития и современного состояния самого искусства художественного кружевоплетения, поскольку профессиональное образование и его содержание базируется на сущности этого вида традиционного прикладного искусства.

Общие сведения об истории художественного кружевоплетения представлены в работах следующих авторов: С.А. Давыдовой, Н.Ю. Бирюковой, В.А. Фалеевой, М.Н. Левинсон-Нечаевой, Д.А. Горб, Н.Т. Климовой, Рехачёва, А.Л. Рашковского, Л.И. Вороновой, Л.В. Ведерниковой.

Для данного исследования выбраны основные регионально-исторические факты развития художественного кружевоплетения, так как они являются ключевой информацией аналитического характера для определения места и роли киришского художественного кружевоплетения в традиционном прикладном искусстве России.

Проведённый исторический анализ показал, что художественное кружевоплетение зародилось в Италии и Фландрии в XVI в., постепенно получило распространение в европейских странах, и только в начале XVII в. появилось на территории России.

В России термин «кружево» не сразу получил то значение, которое известно сейчас. Изначально в русском быту этим словом могли называться абсолютно любые отделки, украшающие края одежды или вещей из ткани.

Большая потребность в кружеве, выполненном на коклюшках, возникла в связи с реформами Петра I, предписывавшими русской знати носить западноевропейский костюм. Импортное кружево было очень дорогим, и для его производства представители высших слоёв общества приглашали мастериц из заграницы для обучения крепостных крестьянок кружевоплетению.

Первые кружева, выполняемые русскими мастерицами, являлись подражанием иностранных образцов и выполнялись в царских, боярских, княжеских и помещичьих мастерских. Постепенно умение выполнять кружево перешло в народную среду и распространилось по семнадцати губерниям России. В первой половине XIX в. кружевоплетение приняло форму промысла. Кружево реализовывали во всех крупных и небольших городах России и вывозили во многие страны мира.

В разных центрах кружевоплетения исполняли штучные изделия и мерное кружево численной, сцепной, парной (многопарной), парно-сцепной техниками плетения. В нескольких губерниях выполнялось кружево только парной и численной техниками плетения, но в большинстве художественных центров кружевоплетения мерное кружево выполнялось как парной, так и сцепной техниками. В создании и сохранении традиции русского сцепного плетёного кружева принимали участие представители всех сословий российского общества.

Художественное кружевоплетение на территории России бытует уже пятый век, однако, многие центры кружевного производства перестали существовать, так как спрос на кружево снизился в связи с изменением моды и образа жизни.

Основными центрами производства русского кружева в XVIII – начале XX в. были: в Нижегородской губернии – г. Балахна, Балахнинский и Городецкий уезды (балахнинское кружево); в Вологодской губернии – г. Вологда, Кадниковский, Тотемский, Усть-Сысольский уезды (вологодское кружево); в Вятской губернии – г. Кукарка и уезды: Глазовский, Слободской, Малмыжский, Уржумский, Яранский (вятское кружево); в Орловской губернии – г. Орёл, г. Мценск, г. Елец и Елецкий уезд (елецкое кружево); в Рязанской губернии – г. Рязань, г. Михайлов и Михайловский уезд, г. Скопин и Скопинский уезд (кружево рязанского региона); в Тульской губернии – г. Белёв и г. Одоев (белёвское кружево). С 1870-х гг. в Санкт-Петербургской губернии, в Новоладожском уезде сформировался промысел по производству кружева (киришское кружево) [152, с. 295].

Ассортимент исполняемых изделий в перечисленных районах кружевоплетения был разнообразен. Выполняли полосы мерного кружева для декорирования концов полотенец и простыней, оплёты носовых платков, вставки в наволочки, накидки на подушки, салфетки, покрывала, скатерти. Плели аксессуары: наколки на причёску, перчатки, воротники, манжеты, косынки, кокетки с рукавами. Изготавливали и отдельные предметы одежды: кофты, платья, пальто. Орнаментальные мотивы и композиционные ритмы кружевных изделий перекликались с узорами народной вышивки, узорного ткачества, резьбы и росписи по дереву и бересте [100, с. 4].

В каждом центре кружевоплетения России, в том числе и в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии, на протяжении нескольких столетий формировались технологические, колористические, композиционные, стилистические особенности [77, с. 144].

Анализ, структурирование регионально-исторических и технологических особенностей киришского художественного кружевоплетения проведён с использованием исследовательского материала по основным видам художественного кружевоплетения России.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что основные приёмы создания кружева для всех техник кружевоплетения (численной, парной (многопарной), сцепной, парно-сцепной) одинаковые – состоят из действий «перевить» и «поменять».

Основными профессиональными терминами художественного кружевоплетения являются:

- плетешок – туго сплетённый шнурок в виде косички, выполняется двумя парами коклюшек. Плетешком выполняются фоновые решётки и заполнения. В киришском кружеве плетешком плетут «зубчики» по краям полотнянки;

- насновка – небольшой элемент плотного плетения овальной, прямоугольной, подковообразной, треугольной и квадратной форм, выполняется двумя парами коклюшек. В парной технике плетения насновки выполняются теми парами коклюшек, которые подошли по ходу плетения к месту её выполнения; в сцепной технике плетения фоновые решётки и заполнения внутри орнаментальных форм выполняются ходовой и крайней долевой парами коклюшек. В киришском кружеве насновки имеют только овальную форму;

- сетка – более ажурный элемент плетения, в котором нити переплетаются в определённой последовательности (одна нить проходит по горизонтали, остальные нити по диагонали). В киришских кружевных изделиях данный элемент кружевоплетения не встречается;

- полотнянка в изделиях сцепной техники плетения – лента полотняного переплетения, которой выкладываются все орнаментальные формы кружевного узора. В изделиях парной техники плетения полотнянкой выполняются разные по форме и сюжету элементы: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и другие.

Всё разнообразие узоров складывается из сочетания элементов: плетешка, насновок, разных видов полотнянок, сетки и дополнительных элементов («денежка», «плетёнка», «агромантики», «сливка» и др.), а также осуществляется различием в технологии их выполнения.

Особое внимание в исследовании уделяется сложившимся технологическим особенностям киришского художественного кружевоплетения в сравнении с художественным кружевоплетением других регионов России.

Проведение сравнительного анализа необходимо для разработки содержания учебных программ, так как студенты должны отчётливо понимать различия в технологии выполнения киришских кружевных изделий, в сравнении с технологией плетения вологодских, балахнинских, белёвских, одоевских, вятских, елецких кружевных изделий и кружева рязанского региона.

Самым известным центром по производству кружева являлись г. Вологда, а также Вологодская губерния, где кружево выполняли крепостные мастерицы зажиточных помещиков. В 1820 г. в селе Ковырино открылась первая мастерская по кружевоплетению, в которой выполняли тончайшее кружево парной техникой плетения по заимствованным западноевропейским образцам, по моде того времени из льняной пряжи домашнего изготовления.

Научные основы современного обучения технологии киришского художественного кружевоплетения в подготовке бакалавров

Технологию киришского художественного кружевоплетения в подготовке бакалавров по профилю художественное кружевоплетение направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» необходимо выделить как отличительную от подготовки по другим видам кружевоплетения и значимую при формировании технологической деятельности.

Данная технология является базовой учебной дисциплиной, включающей все необходимые теоретические знания и начальные практические умения.

В рамках проводимого исследования рассмотрим формируемую технологическую деятельность художника киришского кружева как целеполагание, планирование, организацию, выбор материалов, приёмов и средств, наиболее соответствующих целям создания произведения киришского кружева в соответствии с технологией выполнения и традиционного содержания его орнаментов.

Сохранение и развитие технологии киришского художественного кружевоплетения возможно на основе регионально-исторических, художественно-технологических, колористических особенностей, характерных только для данного вида традиционного прикладного искусства. Это может быть обеспечено через развитие профессионального образования в этой области.

Высшее образование в области традиционного прикладного искусства дало возможность подготовки бакалавров в области технологии киришского художественного кружевоплетения. Для осуществления обучения высокопрофессиональных художников, владеющих технологией изготовления киришских кружевных изделий, возникла необходимость разработки содержания обучения, учебных программ по дисциплинам, формирующим весь спектр художественно-технологической деятельности будущих выпускников. Принципы педагогики искусства, такие как концептуальность, ассоциативность, традиционность и художественность – являются научной основой для разработки содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения.

Концептуальность выражается в системе взглядов на истоки зарождения киришского художественного кружева, как уникального и самобытного вида традиционного прикладного искусства, отличающегося особым способом построения композиции, стилистической спецификой орнаментальных форм, разновидностью технологических приёмов и операций.

Ассоциативность – важнейший компонент эстетического восприятия окружающего мира и формирование предпосылок творческого воображения.

Традиционность заключается в способе передачи от одного поколения к другому опыта кружевоплетения, выражающейся в сохранении орнаментальных мотивов, технологических приёмах и операциях, упорядоченной системе чередования технологических действий. Отличительной чертой технологии является варьирование орнаментальных мотивов и фактурности переплетений, с сохранением веками выработанного способа технологической очерёдности выполнения элементов.

Художественность характеризуется культурной значимостью, и эстетической ценностью произведений киришского художественного кружевоплетения [160, 161].

У выпускника, освоившего учебные профильные образовательные программы бакалавриата, содержание которых включает технологию выполнения киришского кружева, формируются специальные профессиональные компетенции, распределённые по учебным дисциплинам и разработанные автором данного исследования в соответствии с сущностью данного вида искусства. Для того чтобы выявить логику процесса формирования технологических знаний и умений у будущих художников киришского кружева, необходимо рассмотреть ход обучения согласно учебному плану и учебным программам дисциплин бакалавриата.

Современный план учебного процесса подготовки бакалавров по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественное кружевоплетение)» разделён на базовую и вариативную части. В базовую часть плана учебного процесса входят дисциплины общекультурного, художественного (учебные дисциплины «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Декоративный рисунок»), организационно-управленческого, педагогического, научно-исследовательского модулей. В вариативную часть плана учебного процесса помещены дисциплины художественного («Цветоведение и колористика», «Декоративная живопись»), исполнительского («Академическая скульптура и пластическое моделирование»), («Технический рисунок», «Материаловедение», «Технология киришского художественного кружевоплетения», «Исполнительское мастерство») и проектного («Проектирование», «Общая композиция») модулей.

Учебные дисциплины вариативной части плана учебного процесса художественного, исполнительского и проектного модулей в своем содержании несут наибольшую нагрузку в формировании у студентов особенностей технологической деятельности в киришском художественном кружевоплетении и в целом в кружевоплетении. Как было отмечено ранее, при раскрытии профессиональных компетенций технологическая деятельность формируется при изучении художественного, исполнительского и проектного направлений вариативной части учебного процесса, это обуславливает её широкое рассмотрение с выделением содержания учебных дисциплин.

Содержание учебных дисциплин с точки зрения дидактической основы подчиняется закономерностям и принципам профессиональной педагогики [3, 116, 142]. Под содержанием обучения технологии киришского художественного кружевоплетения понимается в исследовании изложенная система, раскрывающая опыт отношения человека к окружающей действительности, выраженный в исконно русских видах народных художественных промыслах, и предающийся из поколения в поколение.

Формирование специальных профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств личности позволит квалифицированному специалисту реализовать свой творческий потенциал в выбранной сфере деятельности [3, 58, 125].

Содержание учебных дисциплин является частью информационно-дидактического обеспечения учебного процесса и представляется в виде учебных программ, учебников, учебных пособий, учебно-методических комплектов, дидактических наглядных средств обучения [142, с. 24]. Именно с этих позиций раскроем содержание обучения технологии в киришском художественном кружевоплетении.

Согласно дидактике профессионального образования, закономерность – это объективные, существенные, всеобщие и устойчивые взаимосвязи, которые обеспечивают и обуславливают устойчивую тенденцию в изменении систем обучения конкретным видам традиционного прикладного искусства [4, с. 22].

Выделенными в дидактике профессионального образования закономерностями являются взаимосвязь формирования личности с профессиональным обучением, взаимодействие теоретического и практического обучения, взаимосвязь социализации и профессионализации личности в процессе обучения единство интеграции и дифференциации в обучении, взаимосвязь общезначимого и профессионально значимого образования, [142, с. 29].

Перечисленными закономерностями будем руководствоваться при разработке содержания и образовательного процесса подготовки художников в области киришского художественного кружевоплетения как основополагающими теоретическими положениями.

Отметим также, что ведущими закономерностями для исследования являются те, что открыты современными учеными-педагогами, исследующими профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства [4, 19, 82, 89, 155] и характеризующими исследование с позиций регионально-исторического, деятельностного и технологического подходов.

При этом регионально-исторический подход ориентирует изучение технологии обучения киришскому художественному кружевоплетению с учетом технологических, композиционных, колористических, стилистических, орнаментальных особенностей кружева, появившегося в конкретном регионе и в определенный исторический период.

Деятельностный и технологический методологические подходы являются в данном исследовании основными, так как устанавливают зависимость между обучением технологии киришского художественного кружевоплетения и профессиональной деятельностью в этой области.

Современное содержание обучения технологии киришского художественного кружевоплетения как основа его развития

Разработанное содержание обучения технологии киришского художественного кружевоплетения базируется на сохранении технологических, стилистических и композиционных особенностей именно этого вида кружевоплетения. Одновременно эти особенности являются основой разработки содержания профильных дисциплин «Технология киришского художественного кружевоплетения», «Исполнительское мастерство», «Технический рисунок», «Общая композиция», «Проектировании». При этом, технический рисунок определяет художественно-выразительные средства графического изображения каждого элемента технологии; проектирование как дисциплина интегрирует графически элементы технологии в кружевное изделие, являясь художественно-графическим воплощением творческого замысла; исполнительское мастерство – рукотворная технологическая деятельность – регулирует процесс исполнения кружевного изделия по разработанному графическо-технологическому проекту на основе полученных на занятиях технического рисунка, проектирования и технологии киришского художественного кружевоплетения базовых знаний, умений и навыков.

Изучение содержание учебной дисциплины «Технология киришского художественного кружевоплетения» осуществляется студентами на первом курсе обучения, это необходимые теоретические сведения взаимосвязанные с темами всех профильных дисциплин.

При обучении техническому рисунку у студентов формируются навыки графического исполнения технологических элементов киришского кружева. Основной целью учебных занятий по дисциплинам «Общая композиция» и «Проектирование» является практическое применение полученных умений при разработке общей композиционной структуры изделия и его изображения в виде чистового художественно-графического проекта. Навыки технологического процесса выполнения всех элементов осваиваются студентами на дисциплине «Исполнительское мастерство».

Система обучения технологии киришского художественного кружевоплетения в подготовке бакалавров представлена на рисунке 19.

Обучение технологии киришского художественного кружевоплетения осуществляется по разработанным авторским программам учебных дисциплин: «Технология киришского художественного кружевоплетения» (Приложение А), «Исполнительское мастерство» (Приложение Б), «Технический рисунок» (Приложение В), «Проектирование» (Приложение Г), «Общая композиция» (Приложение Д).

Базовая и профильные учебные дисциплины имеют дидактическое сопровождение. Классификация дидактических средств обучения, представленная в таблице 6, даёт полное представление обо всех материалах, которые используются для сопровождения содержания профильных учебных дисциплин. Таблица классификации дидактических средств обучения технологии киришского художественного кружевоплетения была составлена на основании таблицы «Классификация средств обучения», предложенной П.И. Пидкасистым [119, с. 273-275].

В соответствии с данной классификацией автором разработана учебная дисциплина «Технология киришского художественного кружевоплетения». Каждая тема имеет дидактическое сопровождение: графические схемы, отражающие технологическую последовательность выполнения учебных заданий, сколки, технологические карты, материальные образцы, фотографии, художественно-графические таблицы и проекты кружевных изделий.

Изучая историю традиционных центров кружевоплетения России, студенты узнают: о сущности терминов «кружево» и «кружевоплетение»; об исторических предпосылках возникновения кружевоплетения в странах Европы и России; о видах кружева по способам их выполнения; об ассортименте кружевных изделий; о центрах кружевоплетения России (киришское, вологодское, балахнинское, вятское, елецкое, михайловское и др.); о технологических, колористических и художественно-стилистических особенностях изделий, выполненных в данных регионах; о выдающихся художниках и значимых произведениях в их творчестве; о современном состоянии кружева в традиционных районах его исполнения; об учебных заведениях, в которых осуществляется обучение специалистов в области кружевоплетения на разных уровнях подготовки.

Более подробно студенты изучают: историко-региональные особенности бытования киришского кружева; его современное состояние; две техники (численная, сцепная); ассортимент изделий; применяемые нити для плетения; орнаментальные, стилистические и колористические особенности; творческие работы художников, народных мастеров, преподавателей. Далее студенты знакомятся с характеристикой профессиональных инструментов, оборудования, материалов с описанием их внешнего вида и назначением. Немаловажным значением в практической работе является соблюдение студентами правил личной гигиены и техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, а также применения валика, подставки, коклюшек, булавок, крючка, ножниц и правил ухода за ними.

Для выявления технологических отличий киришского художественного кружевоплетения необходимо сопоставить его с другими видами кружевоплетения. Для сравнительного анализа технологии выполнения киришского художественного кружевоплетения наш выбор остановился на вологодском художественном кружевоплетении, так как в основном в этих центрах народного промысла самой распространённой является сцепная техника плетения. Решающим фактом при выборе центра кружевоплетения для сравнения технологии выполнения явилось то обстоятельство, что технология выполнения кировского, елецкого, рязанского кружева имеет много общего с выполнением вологодского кружева. Результаты сравнения технологии плетения киришского кружева и вологодского кружева представлены в таблице 7.

Следующим этапом освоения технологии киришского кружева является изучение традиционно-технологических особенностей выполнения, которые необходимо знать студентам для последующей творческой деятельности. Студенты получают знания о том, как выполнить подготовительные операции перед началом плетения учебных образцов или кружевного изделия: изготовить рабочий сколок, навить нити на коклюшки, выполнить закрепку нити на коклюшке, а также какое количество пар коклюшек принимают участие в работе, изучают приёмы плетения и последовательность операций при исполнении учебных образцов.

В период изучения технологии киришского художественного кружевоплетения студенты усваивают способы выполнения основных приёмов плетения: «перевить» и «поменять», операций: «ползаплёта», «полный заплёт» и «полотняное переплетение» (рисунок 20), «заплёт», «оплёт булавки»; сущность профессиональных терминов: «линия заплёта», «точка накола», «ходовая пара», «долевая пара», «крайняя долевая пара»; правила, которым надо следовать при кружевоплетении: следить за чистотой нитей, навитых на коклюшки, выявлять брак на нити и уметь его удалять, равномерно распределять и подтягивать нити долевых пар, подтягивать нити ходовой пары, своевременно увеличивать длину нити; применять варианты замены закончившейся или оборвавшейся нити.

Апробация содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения

Апробация содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения бакалавров проводилось на базе ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» на кафедре художественного кружевоплетения. Особенностью организации апробации содержания обучения являлось то, что численный состав групп по годам обучения не одинаков. Для повышения достоверности исследования изучался весь процесс обучения технологии киришского художественного кружевоплетения на профильных учебных дисциплинах, включающий 1-4 курсы бакалавриата.

Ранее обучение технологии выполнения киришского кружева в системе высшего образования (уровень бакалавриат) не осуществлялось, что вызвало определённые трудности в процессе оценки результативности апробации. Это, прежде всего, касалось профильных учебных дисциплин вариативной части учебного плана.

Цель апробации содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения: экспериментальная проверка созданного содержания для подготовки художников-бакалавров в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и нахождение условий его реализации в учебном процессе. Это означает, что в эксперименте проходили апробацию созданные учебные программы дисциплин, методы, средства, формы и критерии обучения технологии киришского художественного кружевоплетения. В апробации содержания обучения принимали участие студенты бакалавриата и преподаватели кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) в Санкт-Петербурге (в течение 6 лет).

Для проведения апробации содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения были выбраны основные методологические подходы: системный, критериально-оценочный – и составлена общая методика исследования, содержащая цель, задачи, методы, инструментарий исследования.

Системный подход позволил исследовать содержание профессионального обучения технологии киришского художественного кружевоплетения и выявить необходимость создания и внедрения учебников и разработанного дидактического обеспечения.

Критериально-оценочный подход необходим в данном экспериментальном исследовании для того, чтобы систематизировать сложный процесс оценки усвоения содержания профессионального образования в области технологии киришского художественного кружевоплетения на уровне высшего образования (бакалавриата).

Задачами апробации содержания обучения представленной технологии являлись:

1) Выявление эффективности разработанных учебных программ по дисциплинам «Технология киришского художественного кружевоплетения», «Технический рисунок», «Исполнительское мастерство», «Проектирование», «Общая композиция», учебников и учебных пособий в области обучения технологии киришского художественного кружевоплетения.

2) Установление необходимых методов, форм, средств, среды обучения как условий апробации разработанного содержания данной технологии.

3) Использование критериального оценивания освоения студентами разработанного технологического содержания в учебных дисциплинах: «Технология киришского художественного кружевоплетения», «Технический рисунок», «Исполнительское мастерство», «Проектирование», «Общая композиция».

4) Определение уровня освоения технологических знаний, умений и навыков у студентов, обучающихся по дисциплинам технологической направленности.

5) Анализ и сравнение экспериментальных данных, обобщение результатов исследования, формулирование выводов.

Нормативную методическую основу апробации содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения составили: учебные планы; учебные программы по профильным учебным дисциплинам.

В апробации содержания обучения технологии киришского художественного кружевоплетения применялся комплекс методов исследования: протоколы наблюдений ведения учебных занятий по освоению студентами технологии киришского художественного кружевоплетения, в которые входили результаты письменных и устных опросов, бесед со студентами, результативность вопросов и заданий для студентов в двух авторских учебниках и двух учебных пособиях; анализ и оценивание выполненных студентами текущих, семестровых и выпускных квалификационных работ; промежуточный и итоговый контроль успеваемости, критериальное оценивание освоения студентами содержания образования; оценочные средства освоения учебных программ.

Для проверки знаний, полученных студентами на учебных занятиях по дисциплине «Технология киришского художественного кружевоплетения», проводились: беседы, устные и письменные опросы и зачёт (Приложение А). Полученные результаты позволили проанализировать содержание и дидактические условия обучения и дать им оценку, а также выявить причины трудного освоения учебного материала. В ходе бесед и устных опросов на учебных занятиях преподаватель выявлял у студентов знания пройденного учебного материала и готовность их к освоению новой информации.

Апробация содержания технологии киришского художественного кружевоплетения проводилась с 2011 г. по 2019 г. в несколько этапов. На первом (2011-2013 гг.) был зафиксирован ряд недостатков, связанных с последовательностью изложения учебного материала, его сложности в освоении, недостаточной эффективностью методов, средств и критериев оценивания.

Следующий этап (2014-2019 гг.) был связан с дополнением и корректировкой содержания учебной программы «Технология киришского художественного кружевоплетения», раскрытием основных терминов, обозначающих технологическую последовательность выполнения базовых переплетений, проведением письменных опросов по освоению терминов, видов операций и технологических отличий плетения кружева в разных районах его бытования.

В экспериментальном исследовании было определено, что недостаточное владение профессиональной терминологией в определённых технологических операциях создает трудности со взаимопониманием между студентом и преподавателем и в выявлении необходимых действий при плетении кружевных элементов. Это было устранено введением в комбинированные учебные занятия большого количества времени на практическую часть. Доказано, что изучая основные термины, применяемые при плетении киришского кружева: «перевить», «поменять», необходимо преподавателю продемонстрировать способ их выполнения, называя производимые действия соответствующими им терминами.

Кроме того, выявлено, что эффективной запланированной последовательностью занятий по темам учебной дисциплины «Технология киришского художественного кружевоплетения» является сопровождение изложения учебного материала демонстрацией преподавателем практических действий с использованием печатных и объёмных дидактических материалов.

Повторение технологических терминов и операций на учебных занятиях по дисциплине «Технология киришского художественного кружевоплетения» оказалось эффективным приёмом обучения при освоении данной технологии. При обнаружении частично усвоенных знаний на учебном занятии, существует необходимость дополнительных объяснений и показа базовых приёмов плетения, значимых для понимания следующей темы учебной программы. Например, без знания базовых способов переплетения нитей «перевить» и «поменять» невозможно выполнить: плетешок, оплёт булавки, переплетения ходовой и долевых пар коклюшек в полотнянке.

Вопросы используемых на занятиях по профильным дисциплинам письменных опросов составлены в той логике, в которой студенты изучают учебный материал по дисциплине «Технология киришского художественного кружевоплетения».

Первый письменный опрос на учебных занятиях по данной дисциплине соответствует её темам: «Технологический процесс плетения кружева», «Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в кружевоплетении», «Общие сведения о киришском художественном кружевоплетении», он необходим для проверки первичных знаний о киришском художественном кружевоплетении, таких как: основные приёмы и операции, ассортимент, технологические особенности выполнения, техники и элементы кружевоплетения, виды и цвет нитей, применяемые в киришских изделиях, названия орнаментальных мотивов.