Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве Колобов Василий Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колобов Василий Николаевич. Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Колобов Василий Николаевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические основания содержания профессионального образования в области косторезного искусства 18

1.1. Историко-региональные особенности косторезного искусства и генезис профессионального образования в этой области 18

1.2. Современная система профессионального образования в области косторезного искусства 52

Выводы к главе 1 67

Глава 2. Реализация непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства 70

2.1. Преемственность содержания профессиональных учебных дисциплин в непрерывном образовании в области косторезного искусства 70

2.2. Организационно-педагогические условия реализации непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства и их экспериментальная апробация 122

Выводы к главе 2 154

Заключение 157

Список литературы 162

Приложение А 176

Приложение Б 183

Приложение В 186

Приложение Г 195

Историко-региональные особенности косторезного искусства и генезис профессионального образования в этой области

Косторезное искусство – один из наиболее древних видов деятельности человека. Еще до использования металла люди научились обрабатывать кость кремнием и твердыми материалами. Этот промысел прошел долгий путь развития, в ходе которого менялись технологические приемы резьбы, совершенствовались инструменты, ассортимент изделий, организационные формы существования промысла, а главное, сформировались регионально-исторические и художественно-стилистические особенности оформления произведений из кости.

В косторезном искусстве существует несколько самобытных, отличных по своей художественно-образной системе, материалам, технологиям, композициям, декоративным приемам региональных промыслов резьбы по кости: холмогорская, якутская, тобольская и чукотская художественная резьба. Все они основываются на канонах народного искусства, аккумулируют в произведениях глубокое духовное содержание, являются эталонами признанных традиционных народных художественных промыслов.

По мере развития и совершенствования косторезного промысла в России, формирования художественных особенностей резьбы в разных регионах, происходит эволюция процесса обучения молодых резчиков, а в XIX в. – закладываются основы системы их профессиональной подготовки.

В исследовании периодизации системы образования в области традиционного прикладного искусства, проведенном И.И. Куракиной, выделено пять основных этапов, универсальных для всех его видов [56, с. 42-53], раскрыты отличительные особенности каждого. В классификации формирования системы обучения и профессиональной подготовки косторезов мы будем опираться на предложенную периодизацию.

В контексте данного диссертационного исследования необходимо выявить этапы развития косторезного искусства, проанализировать особенности формирования промысла, обозначить достижения. Другая важнейшая задача – скоррелировать эти этапы с основными типами подготовки будущих резчиков по кости к профессиональной деятельности.

Анализ научных исторических исследований и результатов археологических данных позволил раскрыть историю становления косторезного искусства в России, обозначить ключевые этапы его развития. Сводные данные представлены в таблице 1. Проанализируем каждый этап, определим соответствующие типы обучения.

Первый этап. С древнейших времен до середины II тыс. н.э.

Начало формирования промысла на территории России. Сведения о данном этапе основаны на изучении артефактов, обнаруженных во время раскопок на Чукотке. Археологи нашли многочисленные изделия: бытовые предметы, украшенные рельефной резьбой и криволинейным гравированным орнаментом, примитивные анималистические скульптуры. Возраст наиболее древних изделий из моржового клыка – несколько тысяч лет. Самое раннее древнеэскимосское косторезное изделие обнаружено на о. Врангеля (стоянка «Чертов овраг») – наконечник поворотного гарпуна из моржового клыка. Возраст находки три с половиной тысячи лет. Остальные косторезные изделия датируются концом I тыс. до н.э. – началом I тыс. н.э. [117, с. 15].

Обучение резьбе по кости у эскимосов и чукчей было связано с их повседневной жизнью, костные останки животных использовали в качестве жилищных укреплений, украшений одежды, оберегов, в различных ритуальных целях. Обучение техникам резьбы было органично соединено с жизненным укладом. Наблюдая с детских лет за работой взрослых, ребенок постепенно приобщался к ней. Сначала наблюдал за процессом изготовления изделий, потом в игровой форме повторял работу взрослых. По мере взросления ему давали инструменты и материалы, обучали приемам резьбы по кости. Так формировался семейный тип обучения, который, наряду с другими типами, будет существовать и сохранять свое значение до XX века.

Второй этап. IX – XIII вв.

Основной источник сведений о косторезном искусстве – результаты археологических раскопок. Большой массив информации представлен в трудах Б.А. Рыбакова, который в 1930-1950 гг. исследовал поселения жителей Древней Руси. К наиболее значимым относятся раскопки в Киеве (близ Десятинной церкви), Витичеве, Шаргороде, Белгороде, Княжей Горе, Донце, Сарском городище, Старой Рязани, Смоленске. В ходе раскопок обнаружены многочисленные изделия из кости: рукояти ножей и мечей, гребни («чесало»), пуговицы, игральные кости, шашки, шахматные фигуры, и художественные резные коробочки [107, с. 413-414]. Хорошо сохранились костяные изделия в дружинных курганах IX – X вв. на территории современной Украины (Шестовицкие курганы и курган «Гульбище» в Чернигове) [107, с. 414].

В 1950-1960 гг. масштабные археологические раскопки проходили в Новгороде на территории Славны и Ярославовом Дворище; Псковском Кремле, Старой Рязани, Москве, Ярославле, Сарском городище, Переславле-Залесском, Белгороде, на Княжей Горе [115, с. 414]. Обнаружены косторезные изделия, дающие основание утверждать, что резьба по кости была широко распространена не только в Новгороде, Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске, но и почти на всей территории Древней Руси. Художественное оформление изделий из кости в Древней Руси имело сакральный смысл, магическую символику. Считалось, что в орнаменте зашифрованы представления о жизни и потустороннем мире, символы имеют духовную силу, способную заклинать любое зло. На костяных изделиях также встречались рельефные изображения животных, птиц, фантастических зверей; использовался плетеночный орнамент.

С развитием художественных особенностей резьбы по кости, появлением более сложных форм и методов декорирования, меняется и система обучения. На данном этапе, по-прежнему, преобладал семейный тип. Его значение состояло в образовании системы, дающей возможность усваивать специфику ремесла, бережно сохраняя традиции, остававшихся практически неизменным на протяжении длительного периода времени [56, с. 43].

Вместе с тем, по свидетельству археолога и исследователя культуры Древней Руси Б.А. Рыбакова, формируется новый тип – ученичество, который многие столетия существовал наряду с семейным обучением. Детей отдавали на обучение мастерам, передающим художественно-технологические приемы ремесленного дела во время совместного труда [56, с. 43-44]. Мастера косторезы обычно занимались резьбой на дому или в собственных мастерских, куда набирали подмастерьев-учеников. Исторические секреты обучения резьбе по кости передавали от поколения к поколению, от мастера – к подмастерью. У каждого мастера были свои секреты и методы обучения, которые он не раскрывал.

Третий этап. XIV – XVI вв.

В XIV в. сохраняется репертуар основных декоративных мотивов в произведениях резьбы по кости: продолжали изображать зверей и единорогов, людей с птичьими и лошадиными головами в переплетающихся орнаментах с использованием приемов рельефной и ажурной резьбы, круглой скульптуры и гравировки.

С XV в. значительно расширяется ассортимент костяных изделий, он обогащается взаимодействием с другими видами искусства: резьбой по дереву и камню, ювелирным искусством, книжной миниатюрой. Особое место занимают предметы религиозного культа и вещи для богатых феодалов: костяные иконки, резные кресты, посохи, а с XVI века – ларцы и оружие с вставками из кости и перламутра. Фигуры на костяной иконе плотнее, чем на живописной, весомее, более приземисты и больше головы; в них нет удлиненных пропорций и плавных линий [115].

На данном этапе по-прежнему преобладают семейное обучение и ученичество.

Четвертый этап. XVII – XIX вв.

Отличительная особенность периода – формирование и развитие четырех главных центров косторезных промыслов России, существующих и в настоящее время: Холмогоры (Архангельская область) XVII в.; Якутск (республика Саха, Якутия) XVIII в.; Тобольск (Тюменская область) XIX в.; Чукотка XIX в. Проанализируем историю формирования художественно-стилистических особенностей промыслов в каждом центре.

Современная система профессионального образования в области косторезного искусства

Анализ истории становления и развития системы профессиональной подготовки художников-косторезов в различных центрах традиционных художественных промыслов, результаты которого представлены в 1.1, позволил сформулировать вывод: подготовку в области косторезного искусства на современном этапе можно разделить на две категории. Первая – образовательные учреждения, в программу обучения которых входят учебные дисциплины, необходимые для формирования профессионального художника-костореза или резчика по кости. Вторая – обучение на производстве (фабрика, цех, мастерская), направленная на узкоспециализированное обучение, ориентированное на становления мастера резьбы по кости или ремесленника.

Необходимость возрождения регионально-исторических традиций косторезного искусства в условиях современности потребовала формирования системы непрерывного многоуровневого профильного профессионального образования в области традиционных народных художественных промыслов.

Проанализируем понятия «непрерывность» и «многоуровневость» в контексте системы образования в целом и по отношению к профессиональной подготовке художников традиционного прикладного искусства в области художественной резьбы по кости в частности.

Идею непрерывности образования как системообразующего фактора развития образовательной сферы обосновали отечественные и зарубежные ученые прошлого и настоящего. На отдельные аспекты рассматриваемой теории их точки зрения, в частности на время формирования системы, различны. Так А.В. Даринский, X. Гуммель, Г.А. Ягодин высказали мнение, что непрерывное образование существовало еще в древности [38, 134-135]. Ученые О.В. Купцов и В.Г. Осипов относят формирование системы непрерывного образования к современной эпохе, связывая этот процесс, как с научно-технической, так и с духовной составляющими жизни общества. А.П. Владиславлев, Г.П. Зинченко, В.Г. Онушкин – приверженцы теории, суть которой в том, что непрерывное образование существует давно, но на практике реализуется в последние десятилетия [44-45, 92].

В 1980-х гг. появились исследования, посвященные концепции непрерывного образования, а в 2000-х гг. теоретически и практически сформировалась современная система непрерывного образования, которая была поддержана ЮНЕСКО. А.П. Владиславлев проанализировал значение индивидуальности и системности как ведущих методологических принципов непрерывного образования, В.Г. Онушкин – разработчик теории непрерывного образования – определил и обосновал его функции и задачи. Различные аспекты теории непрерывного образования представлены в трудах Н.А. Тоскиной, С.И. Змеева, С.М. Климова, И.А. Колесниковой, Т.А. Кононыгиной, С.Г. Вершловского, М.Т. Громковой [38].

На основании анализа положений исследований можно сформулировать определение непрерывного образования, под которым понимается последовательный рост общего и профессионального образовательного потенциала личности в течение жизни. Непрерывное образование – это система, при которой человек может пройти каждую ступень (начального, среднего, высшего) образовательного уровня, в соответствии со своими потребностями и возможностями в любое время.

Система непрерывного образования и особенности ее формирования в настоящее время определяются изменившимися парадигмальными установками. Концепция «Образование на всю жизнь», которая была основополагающей до 1980-х гг., уже изжила себя. Ее место заняла концепция «Образование через всю жизнь». Она предполагает обучение на протяжении всей жизни в формах формального (школа, колледж, институт, университет и др.), неформального (различные образовательные курсы без подтверждающих сертификатов) и информального образования (различные формы альтернативного образования). Последняя является самой современной и инновационной т.к. в ней отсутствует жесткая структура и организация, и она может осуществляться как на индивидуальном уровне, так и в группе, происходить внутри учебного заведения так и вне его стен.

Если в логике концепции «Образование на всю жизнь» человек, получив однажды образование может пользоваться им в течении всей жизни, то идея «Образование через всю жизнь» предполагает постоянное саморазвитие по причине стремительно меняющейся ситуации в обществе и на рынке труда. В связи с ускоренным темпами технического прогресса, инновациями в различных сферах науки и промышленности, появлением новых профессий, услуг, а также скорости изменения потребностей в обществе, ускоряется процесс старения знаний. Это обуславливает потребность в профессионалах нового типа – сотрудниках, настроенных на обучение в продолжение жизни, готовых постоянно получать новую квалификацию, обновляя и совершенствуя знания. Таким образом, поговорка «Век живи, век учись» точно определяет суть современного образования.

Другая феноменологическая характеристика системы профессионального образования – многоуровневость, представляет совокупность основных образовательных программ разного уровня, длительности и назначения. Многоуровневость – организация образовательного процесса в несколько этапов, на каждом из которых достигается уровень образованности, соответствующий способностям и интересам человека (школа, СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура, ДПО). Многоуровневая система образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики.

Мы опираемся в понимании многоуровневости на определение, представленное в работах М.М. Зиновкиной [46]. Многоуровневая система непрерывного креативного образования может включать все уровни образования, начиная с дошкольного образовательного учреждения – до высшего вузовского и послевузовского повышения квалификации. В такой системе ведущими факторами организации образовательных программ являются непрерывность и преемственность творческого развития личности, а элементом этой системы – активная творческая деятельность. Особенностью системы является упор на становление творческого мышления и развитие творческих способностей студентов, заключающаяся в том, что студент из объекта обучения превращается в субъект творчества (креативности), а учебный материал (знания) из предмета усвоения – средством достижения созидательной цели. Таким образом, можно сделать вывод: понятия «непрерывность» и «многоуровневость» в педагогической науке являются основными методологическими концептами образования в настоящий момент. Вместе с тем, несмотря на многочисленные научные работы в современной педагогике долгое время отсутствовало специальное исследование, в котором обозначенные характеристики системы образования были бы рассмотрены применительно к системе подготовки художников традиционного прикладного искусства. Этот пробел был заполнен исследованиями В.Ф. Максимович, в которых конкретизированы понятия многоуровневости и непрерывности, впервые разработаны теоретические основы и практически реализована многоуровневая непрерывная система подготовки художников традиционного прикладного искусства.

Непрерывное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства понимается В.Ф. Максимович как «процесс роста образовательных и профессиональных возможностей личности, организационно обеспеченный системой последовательного образования с целью реализации потребностей этой личности и общества» [72, с. 28]. «В системе непрерывного профессионального образования разрабатываются и внедряются инновации, имеющие ценность для развития профессионального образования в традиционном прикладном искусстве, а также развития этого искусства в центрах народных художественных промыслов» [31, с. 5].

Сущность многоуровневой непрерывной системы подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства в том, что она базируется на исторически сложившемся опыте российской художественной и профессиональной педагогики, сохранении и развитии сущности и традиций народного искусств, изучении истории каждого из конкретных направлений традиционных художественных промыслах.

Преемственность содержания профессиональных учебных дисциплин в непрерывном образовании в области косторезного искусства

Разработка и реализация многоуровневой системы непрерывного профессионального образования в целом и в области косторезного искусства в частности связана с решением комплекса проблем. Наиболее значимая и глобальная – государственная политика мер поддержки и развития народных художественных промыслов как неотъемлемой части национального культурного наследия.

Федеральный закон «О народных художественных промыслах» (1999), направлен на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов. В 2017 г. в закон были внесены дополнения: о поддержке организаций народных художественных промыслов [1]. Однако, несмотря на принятый закон, меры оказались недостаточными. В начале XXI века стало очевидно, что важнейшим гарантом сохранения народных художественных промыслов, фактором их стабильного развития является профессиональное образования в данной области.

Традиционные для художественных промыслов, в том числе косторезного, проблемы усугубились в 1990-е. гг., когда многие предприятия и мастерские закрылись или оказались на грани банкротства. Огромный урон, нанесенный косторезному искусству в этот период, невозможно быстро ликвидировать, восстановить все связи и обеспечить воспроизводство кадров. Это длительный и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания и финансовой поддержки со стороны государства. Если до 1990-х гг. мастера-косторезы, которые работали в структуре промысла, находились в зависимости от коллективной художественной и производственной системы, ощутимой поддержки государства, то в настоящее время условия диктует рынок сбыта. Низкий уровень оплаты труда, сложное материально-техническое положение предприятий отразились на качестве выпускаемой продукции и привело к сокращению кадров. Мастера, вынужденные искать самостоятельный канал сбыта изделий, объединяются в небольшие частные мастерские или работают как фрилансеры. Их творчество становится все более индивидуализированным и нехарактерным для художественных регионально-исторических традиций, сложившихся в косторезных центрах.

Другой комплекс проблем связан с организацией системы профессиональной подготовки кадров и качеством обучения, состоянием системы образования в косторезном искусстве. Не в каждом историческом центре косторезного искусства есть образовательные учреждения, готовящие мастеров по профилю. Например, в п. Уэлен (Чукотка), Тобольске, п. Варнавино (Нижегородская область) есть действующие предприятия художественной резьбы по кости, но нет специальных образовательных учреждений, а обучение осуществляется на предприятиях (на фабриках и мастерских). Но если в некоторых регионах есть учебные заведения по профилю, то стоимость обучения остаточно высока. Педагогические кадры, на которых лежит ответственность за качество подготовки, часто имеют низкую квалификацию, иногда без педагогического специального образования, что неизбежно сказывается на уровне и качестве обученности студентов. Например, в училище № 27 им. Н.Д. Буторина, два мастера производственного обучения, преподаватели профессиональных дисциплин «Технологии резьбы по кости и рогу» не имеют высшего профессионального образования.

Полноценному образовательному процессу серьезно мешает неукомплектованность учебно-методического фонда, в том числе учебно методической литературой, пособиями, учебниками, методическими рекомендациями для преподавателей. Третий комплекс проблем – трудоустройство. Молодые специалисты, даже получившие место на предприятии, имеют низкий уровень оплаты, что обусловлено тяжелым материальным положением предприятий. Но эта проблема имеет и другой аспект – недостаточно высокий уровень профессиональных практических навыков, неудовлетворяющий работодателей частных предприятий. Производство требует быстрого изготовления изделий высокого качества, умения работать с дорогими материалами, которым выпускники не обладают. Такая ситуация ограничивает приток молодых специалистов на производство, приводит к старению кадров и сокращению количества мастеров.

Решить обозначенные проблемы можно только в комплексе. Тем не менее, очевидно, что одним из ведущих факторов модернизации является разработка системы профессионального образования в области косторезного искусства, которая была бы способна подготовить новое поколение художников – творческих интеллектуалов, обладающих широтой взглядов и устойчивой системой ценностей.

На основании анализа процесса формирования системы профессионального образования в области косторезного искусства был сделан вывод об общих тенденциях ее развития. В 1.1 главы 1 было выявлено, что и в настоящее время в России существует всего шесть образовательных учреждений, специализирующихся на обучении будущих косторезов. Сводные данные представлены в таблице 3 (исключены сведения об обучении косторезов, которое осуществляется на фабриках и мастерских в процессе производственной деятельности). Четыре образовательных учреждения осуществляют обучение на уровне среднего профессионального образования; одно (Чукотский северовосточный техникум), фактически, на уровне начального, приравненного к среднему профессиональному образованию, т.к. начальное по закону уже не существует. Исключение – Высшая школа народных искусств – единственное в России образовательное учреждение, реализующее, помимо среднего, высшее образование: бакалавриат, магистратура и специалисты высшей квалификации.

В контексте данного диссертационного исследования представляется необходимым проанализировать содержание образования в этих учебных заведениях, определить главную цель подготовки. Для этого были изучены отбор и содержание учебных дисциплин профессионального цикла в учебных заведениях среднего профессионального образования (по материалам официальных сайтов).

Основная часть средних профессиональных образовательных учреждений осуществляют обучение по ФГОС (2014 г.) специальность 54.02.02, что предполагает подготовку студентов с квалификацией «Художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» (базовая подготовка) и «Художник-мастер, преподаватель» (углубленная подготовка). Выпускники, имеющие подобную квалификацию, приоритетом которой является владение базовыми основами исполнительского мастерства, готовы к исполнению массовой продукции, копий произведений, а также созданию изделий индивидуального и интерьерного назначения. Помимо этого, они могут преподавать в творческих кружках, детских художественных школах.

Обучение по специальным дисциплинам направлено на то, чтобы студенты научились выполнять копии с образцов, создавать конструктивно упрощенные изделия. Исключение – выполнение выпускной квалификационной работы: студенты разрабатывают графический проект, по которому выполняют художественное изделие в материале (цевка, рог лося или оленя). Задача подготовки высококвалифицированных художников, готовых и способных создавать сложноконструктивные высокохудожественные изделия музейного уровня, выполненные по собственным авторским проектам, не ставится.

Реализация образовательной цели поддерживается выбором комплекса основных профессиональных учебных дисциплин, необходимых для формирования базовых компетенций. Все образовательные программы среднего профессионального образования учреждений включают (в разном объеме) рисунок, живопись, цветоведение, технологию и материаловедение, скульптуру, технологию исполнения изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, художественное проектирование изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, формирующие профессиональные знания и навыки.

Некоторую специфику образовательная программа имеет только в профессиональном училище № 27 им. Н.Д. Буторина (с. Ломоносово). В основе ее образовательной деятельности стандарт 2015 г. 072612.01 «Резчик», обучение 2 года, 5 месяцев. Это обусловлено характером подготовки выпускника с квалификацией «Резчик» и «Резчик по кости и рогу». Данное учебное заведение – исторически сложившийся центр художественной резьбы по кости, который тщательно сохраняет традиции подготовки резчиков, ориентированных на специфику образцов, изготавливаемых на местной фабрике художественной резьбы по кости. Выпускники могут заниматься резьбой художественных изделий по камню, кости и рогу, что также диктуется особенностями деятельности косторезной фабрики, куда они трудоустраиваются.

Организационно-педагогические условия реализации непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства и их экспериментальная апробация

В данном параграфе раскрыты организационно-педагогические условия, необходимые для реализации разработанного содержания непрерывного профессионального образования подготовки художников в области косторезного искусства: уровни среднего профессионального и высшего образования (бакалавров).

Организационно-педагогические условия реализации разработанного содержания непрерывного профессионального образования, соотнесенного с сущностью и регионально-историческими особенностями холмогорского косторезного искусства, в условиях преемственности уровней обучения, включают:

- комплекс учебно-методической документации обеспечивающий эффективность процесса обучения: учебные программы, учебники и учебные пособия, дидактические материалы, мультимедийные презентации;

- методический фонд высокохудожественных учебных образцов изделий косторезного искусства, в том числе, выпускных квалификационных работ студентов среднего профессионального и высшего образования, как компонент процесса эффективной организации освоения профессиональных дисциплин;

- единство художественно-творческой (методический фонд произведений традиционного прикладного искусства, художественно-графические проекты, стенды с инструментами и различными видами материалов, используемых в косторезном искусстве, наглядные примеры произведений ведущих специалистов) и образовательной сред (материально-техническая база и оборудование мастерской; библиотечный фонд, ВЭБР – внутренний электронный библиотечный ресурс).

Перечисленные компоненты необходимы для реализации разработанного содержания непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства, что подтверждено результатами проводимого эксперимента. Проанализируем каждый из компонентов, раскрыв его роль и значение в процессе профессионального обучения косторезному искусству.

Комплекс учебно-методической документации

Учебно-методическое сопровождение профессиональных дисциплин включает авторские учебные программы дисциплин, учебники, учебные пособия, специальную литературу, дидактические материалы, мультимедийные презентации, документальные учебные фильмы. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального и высшего образования, впервые разработанная для подготовки художников-косторезов в Высшей школе народных искусств, отражает взаимосвязь профессиональных учебных дисциплин как внутри каждого уровня образования, так и преемственность в последовательном изучении на двух уровнях (среднее профессиональное – высшее образование).

Междисциплинарная связь учебных дисциплин представлена двумя типами: первый – взаимосвязь формирования профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков) или определенных качеств профессионала, отвечающих квалификационным требованиям на одной учебной дисциплине, которые влияют на развитие профессиональных компетенций в области художественной резьбы по кости в рамках другой дисциплины. Например, в бакалавриате содержание дисциплины «Технология и материаловедение» дает представление о поделочных материалах и технологиях изготовления изделий, а на дисциплинах «Исполнительское мастерство» и «Совершенствование мастерства» студенты реализуют приобретенные знания на практических занятиях, овладевая необходимыми профессиональными компетенциями и обогащая собственный практический опыт. Дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование» и «Декоративная мелкая пластика» формируют чувство объема и художественно-пластических форм и пропорций, умение создавать объемно-пространственные композиции; эти навыки особенно важны в художественной резьбе по кости, при проектировании и создании произведений косторезного искусства на профильных дисциплинах («Исполнительское мастерство», «Совершенствование мастерства»).

Второй тип – взаимосвязь содержания тем и заданий разных дисциплин. Например, на дисциплине «Проектирование» студентам предлагается разработать на планшете графический проект художественных изделий «Женский гарнитур украшений». На дисциплине «Моделирование и художественное конструирование» производится анализ конструктивных особенностей его создания и выполняется пластическое решение художественной резьбы будущего изделия, продумывается специфика соединения деталей и модулей украшений, формы замков и фурнитуры. В материале по разработанному проекту изделие изготавливается на дисциплинах «Исполнительское мастерство» и «Совершенствование мастерства».

Таким образом, в системе среднего профессионального образования междисциплинарный комплекс составляют «Общая композиция», «Проектирование», «Исполнительское мастерство», «Художественное пластическое моделирование», «Технология исполнения лепных изделий», «Совершенствование мастерства», «Технология исполнения изделий косторезного искусства», «Материаловедение».

В высшем образовании комплекс профессиональных дисциплин состоит из: «Основ композиции», «Проектирования», «Исполнительского мастерства», «Совершенствования мастерства», «Академической скульптуры и пластического моделирования» и «Декоративной мелкой пластики», «Технологии и материаловедения», «Моделирования и художественного проектирования».

Преемственность среднего профессионального и высшего образования в области подготовки художников-косторезов в академии может быть представлена на примере анализа содержания профессиональных дисциплин, входящих в учебные планы соответствующих уровней образования.

Дисциплина «Технология и материаловедение» в высшем образовании – логическое продолжение базовой дисциплины «Материаловедение» среднего профессионального образования, на которых ведется освоение основных знаний о материалах, используемых в художественной резьбе по кости и технологиях художественной обработки и изготовления изделий. Продолжением базовых дисциплин «Основы композиции» и «Проектирование» среднего профессионального образования являются «Общая композиция» и «Проектирование» в бакалавриате. В среднем профессиональном образовании содержание посвящено изучению основных законов композиции, базовых принципов проектирования художественных изделий косторезного искусства, а программы дисциплин «Общая композиция» и «Проектирование» в высшем образовании связаны с новым уровнем сложности, освоением специфики проектирования качественно иных, сложноконструктивных и высокохудожественных изделий.

Практическая дисциплина «Технология исполнения изделий косторезного искусства» в среднем профессиональном образовании предлагает самостоятельную работу студента под руководством преподавателя и ориентирована на освоение технологии и выполнение заданий с использованием различных приемов обработки кости и изготовления изделий. Данный курс относится к той же группе практических занятий, что и «Исполнительское мастерство» и «Совершенствование мастерства». Их логическим продолжением в высшем образовании являются «Технология и материаловедение» и «Исполнительское мастерство», но с более усложненным содержанием.

Дисциплина «Моделирование и художественное конструирование» в высшем образовании – новая, так как в среднем профессиональном образовании нет аналогов. Она ориентирована на формирование профессиональных компетенций, связанных с навыками создания конструктивно сложных произведений косторезного искусства из различных ценных видов кости, что не является целью подготовки художника в среднем профессиональном образовании. Содержание данного курса посвящено практическим занятиям по работе с пластическими материалами (картон, дерево, воск, пластик, пластилин, бумага и др.) по изготовлению форм моделей косторезных изделий, а также освоению технологий соединения частей, деталей конструкции и макетов.

Анализ существующего учебно-методического обеспечения системы среднего профессионального образования в области косторезного искусства показал, что обучение осуществлялось преимущественно с использованием материалов историко-искусствоведческих работ и каталогов произведений косторезного искусства России. В данных трудах, раскрывающих художественно-стилистическое своеобразие произведений, естественно не были раскрыты аспекты, связанные с вопросами материаловедения, спецификой обучения технике и технологии резьбы по кости. Единственным учебным пособием, касающимся данных проблем, является «Художественная резьба по дереву, кости и рогу» (авторы Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б.), опубликованная в 1984 г. и несколько раз переиздававшаяся. В настоящий момент его содержание не в полной мере отвечает требованиям современного процесса обучения в среднем профессиональном и, тем более, высшем образовании.