Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Традиционный художественный институт как педагогическое явление 20
1.1. Традиционный художественный институт как этнопедагогический феномен 20
1.2. Этнопедагогические особенности традиционного художественного института и принципа его обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) в Таджикистане 37
1.3. Эволюция типологических форм локальных традиционных художественных институтов в Таджикистане и их социально педагогическая характеристика 66
Выводы по первой главе 98
Глава 2. Особенности учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры и искусств Таджикистана и традиционной методики художественного образования мастер-подмастерье (устод-шогирд) 103
2.1. Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы традиционного художественного института 103
2.2. Интеграция методики обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) с инновационными образовательными технологиями в колледжах культуры и искусств Таджикистана 117
Выводы по второй главе 128
Заключение 131
Список литературы 140
Приложение 1. Учебно-ориентационный словарь 152
Приложение 2. Таблицы с результатами экспериментальной работы 162
- Традиционный художественный институт как этнопедагогический феномен
- Эволюция типологических форм локальных традиционных художественных институтов в Таджикистане и их социально педагогическая характеристика
- Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы традиционного художественного института
- Интеграция методики обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) с инновационными образовательными технологиями в колледжах культуры и искусств Таджикистана
Введение к работе
Актуальность исследования. Возрождение исконных
художественных традиций образования, использование их в современном процессе обучения и воспитания для педагогической науки и практики представляются актуальными и требуют всестороннего исследования ученых. Традиционный художественный образовательный институт («Таълимгохи хунарии бадеии суннати»), его принцип и методика обучения - мастер-подмастерье (устод-шогирд) в таджикской этнопедагогике и культурологии являются тем феноменом, которые веками выполняли функцию носителя художественного наследия и опыта предков, творческого мышления народа и передавали самый лучший образовательно-воспитательный опыт из поколения в поколение.
Исходя из этого, в работе актуализируется тезис о целесообразности решения вопросов национального среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства не введением чего-то извне, а осмыслением своих основ изнутри.
Актуальность исследования обусловлена тем, что:
«традиционный национальный художественный институт» и сегодня остаётся востребованным в современном таджикском обществе как система обеспечивающая связь и преемственность поколений, бережное сохранение национальной культуры и её системы образования;
данный институт продолжает оставаться устойчивым образовательным звеном в системе начального, среднего профессионального и высшего художественного образования;
традиционный художественный институт как культурно-образовательный феномен, вовлекает в свои ряды всё большую часть сельской одаренной молодёжи;
данный институт реализует принципы культурной политики Республики Таджикистан, направленные на сохранение и развитие духовного (нематериально-культурного) наследия;
традиционный художественный институт является социально функциональным институтом и мощным сектором традиционного художественного образования, внося целенаправленный вклад в процесс социализации личности;
значимость данного феномена исходит из того, что традиционный институт до сегодняшнего дня не исследован и не осмыслен в педагогической науке как тип национального образовательного учреждения;
традиционный художественный институт играет ведущую роль в сохранении и передаче наилучшего художественного опыта образования и воспитания предков от наставника к ученику, тем самым сохраняет уникальную модель института, порожденную еще в глубокой древности таджикской этнопедагогикой.
Степень разработанности темы. В целом, в советское время вопрос традиционной системы образования как художественно-педагогического явления не ставился и не исследовался. Лишь в период государственной независимости Таджикистана данное явление удостоилось внимания педагогов-исследователей. Ей были посвящены специальные проекты, имеющие цель практического возрождения её основ.
Теоретические вопросы таджикской этнопедагогики («этнической педагогики», «народной педагогики») более широко и углубленно рассматриваются в фундаментальных работах академиков М. Лутфуллоева, И. Каримовой, Ф. Шарифзода, ученых-педагогов Р.Изаттулоева, Б. Рахимова, А. Нурова, Д. Латипова и др.
Исследование традиционного художественного института в Таджикистане - мактаби хунари актуализировалось в конце 90-х годов прошлого столетия в трудах и активной практической деятельности искусствоведов Центральной Азии и России (Ф. Кароматов, Н. Нурджанов, М. Ашрафи, С. Галицкой, Н. Шахназаровой, М. Дубровской) и дальнего
зарубежья (Ю. Эльснер, Л. Саката, Т. Левин), а также в начале XXI века в трудах Ф.Азизи, С. Худойбердиева, Н. Хакимова, С. Рахимова.
В то же время приходится констатировать, что этнопедагогические аспекты становления и развития образовательных учебных заведений, основанных на традиционных моделях и методиках, передающих культурное наследие, в частности навыков и умений, воспитываемых методикой мастер-подмастерье (устод-шогирд), на которой веками базировалось развитие традиционных искусств, народных промыслов и ремесел не становились объектом специального исследования в педагогической науке.
Анализ вышеотмеченных исследований позволили нам выявить ряд
противоречий:
между возрастанием роли традиционных социально-культурных институтов в обществе и недостаточным их использованием в подготовке специалистов в области традиционного исполнительства и ремесел;
между потенциальными возможностями использования принципов личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, гуманизации обучения и недостаточной их реализацией в деятельности мастеров-наставников по подготовке специалистов традиционных искусств и художественных ремесел;
между требованиями к учебно-воспитательной деятельности традиционного художественного института, сформировавшихся его школ, эффективной методикой обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) и его преимуществами перед классно-урочной системой обучения.
Объект исследования - подготовка национальных кадров в
учреждениях среднего профессионального художественного
образования.
Предметом исследования являются этнопедагогические особенности подготовки национальных кадров в условиях традиционного художественного института.
Целью исследования является выявление и обоснование этнопедагогических особенностей традиционного художественного института, как условие повышения эффективности подготовки национальных кадров среднего профессионального художественного образования.
Гипотеза исследования исходит из того, что эффективность подготовки национальных кадров среднего профессионального образования в условиях функционирования традиционного художественного института будет обеспечена если:
будут учтены возросшие образовательные потребности нации в профессиональном образовании при широком использовании народных художественных традиций;
будут выявлены и реализованы особенности традиционного художественного института как своеобразного национального учебно-воспитательного заведения, которое интегрирует в себе выработанные веками национально-культурные ценности, методику художественного образования и современные технологии обучения искусству и народным ремеслам;
этнопедагогическая деятельность мастеров-наставников, будет опираться на принципы личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, гуманизации, использование народных традиций в обучении и воспитании, а также интеграции методики обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) в традиционный процесс обучения.
Поставленная цель для своей реализации потребовала постановки и решения ряда взаимосвязанных, и, в то же время, относительно самостоятельных исследовательских задач:
б
-
Осмыслить и, опираясь на уже имеющиеся разработки ученых и понимания мастеров-носителей, дать определение сущности, видам и специфике традиционного художественного института в Таджикистане.
-
Выявить и систематизировать педагогические особенности, принципы и методику, созданные в рамках традиционного художественного института.
-
Разработать и доказать в ходе опытно-экспериментальной работы концептуальную модель формирования традиционного художественного института как национального учебного заведения, основанного на принципе и традициях методики обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд).
-
Определить и обосновать педагогические условия функционирования национального художественного института и его традиционной методики в современных условиях.
-
Разработать научно-методические рекомендации по эффективному использованию традиционного художественного института и его методики мастер-подмастерье (устод-шогирд) в подготовке специалистов в среднем профессиональном художественном образовании.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
комплексное исследование феномена традиционного художественного института как сегмента этнопедагогики;
выявление этнопедагогических особенностей традиционной методики обучения музыкальному искусству и ремёслам;
обоснование типологии, принципов функционирования и концептуальной модели традиционного художественного института, его методики мастер-подмастерье (устод-шогирд), педагогических условий организации и совершенствования их деятельности;
интеграция традиционной методики мастер-подмастерье (устод-шогирд) в систему современного среднего профессионального художественного образования Республики Таджикистан.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследование традиционного художественного института, новые педагогические грани этого феномена даёт возможность осознания его роли и значения в отечественной этнопедагогике. Работа обогащает методику этнопедагогики знаниями практической теории, подробными учениями о типах, видах и формах традиционного художественного института и возможности их применения в системе среднего профессионального художественного образования в Таджикистане.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что позволяет:
ясно представить сеть различных традиционных художественных институтов, его типологических форм и в полной мере отразить их живучесть в современном Таджикистане;
собранный материал может быть использован для учебных курсов «Этнопедагогика», «Таджикское народное творчество», лекционных курсов «История таджикской культуры», «История педагогической мысли в Таджикистане», «Культуроохранные и культуротворческие технологии» и т.д.;
работа позволяет активизировать и использовать в полной мере в современной системе образования принцип и методику мастер-подмастерье (устод-шогирд).
Методологическая основа исследования базируется главным образом на теоретической базе достижений отечественной и мировой педагогики и этнопедагогики, на методологических положениях исследователей М. Арипова, М. Лутфуллоева, И. Каримовой, М. Рахимова, Х. Рахимзода, Ф. Шарифзода, К. Кадырова, А. Нурова, Д. Латипова, С. Салимова, М. Сулаймони, М. Давлатова, М. Юлдашевой, а также на теоретических разработках искусствоведов М. Ашрафи, Н. Нурджонова Ф. Кароматова, Ф. Азизи, С. Рахимова.
Теоретическую основу исследования составили идеи национально-ориентированного образования, опирающие на принцип народности в
педагогике (К.Д. Ушинский) и принцип регионализации образования, выражающие право народа выбирать свою стратегию с учетом социально-экономических, культурно-демографических условий региона (И. Халиуллин); идеи личностно-ориентированного образования, опирающиеся на психологические концепции развивающего обучения (В. Давыдов, Л. Выготский, Л. Занков), теоретические положения об индивидуализации и дифференциации обучения (А. Кирсанов), активизации познавательной деятельности учащихся (В. Гайфуллин), саморазвития и самореализации учащихся (П. Осипов).
Сложность рассматриваемой проблемы обусловила необходимость освещения междисциплинарных знаний; обращение к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания: искусствоведения, этики, истории, философии, филологии и культурологии. Установление взаимных отношений и раскрытие при этом существующих связей между различными описываемыми фактами вызвали необходимость комплексного исследования данного вопроса.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования были использованы: статистический; структурно-типологический; сравнительно-исторический; диахронические методы, предполагающие полевое экспедиционное исследование; опросные методы исследования, наблюдение и беседы; анализ эмпирических описаний; картографирование; инвентаризация, каталогизация. Важную часть исследования составила опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе традиционных художественных институтов в основном профессионально ориентированных колледжей, функционирующих в стране.
Организация исследования и основные этапы его проведения. Источниками диссертационной работы стали собственные материалы авторских полевых этнографических экспедиций и педагогические наблюдения периода 2008-2017 гг.; изучение опыта работы колледжей
культуры и искусств республики, их традиционных художественных отделений.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе исследования (2008-2012 гг.) осуществлялся сбор материала, составлен банк данных путем проведения наблюдений, опросов, анкетирования.
На втором этапе (2012-2014 гг.) было проведено поисково-констатирующее исследование и знакомство со спецификой функционирования локальных традиционных художественных институтов; дальнейший анализ при инвентаризации, создании аналитических схем и карт были осуществлены под руководством и консультировании опытной организации «Одам ва Олам» (работающей в этом направлении с 1999 г.), использованы вопросники, составленные этой организацией; обобщен передовой опыт мастеров-подмастерьев (устод-шогирд) по профессиональной подготовке будущих специалистов традиционного музыкального искусства, мастеров народных ремесел; проанализированы их учебные планы, программы, учебно-методические материалы.
На третьем этапе исследования (2014-2017 гг.) был осуществлен педагогический эксперимент, в ходе которого в практику работы колледжей культуры и искусств была внедрена концептуальная модель функционирования национального художественного института и её традиционной методики. Этот опыт был успешно внедрен и применен в системе среднего профессионального образования сферы культуры и искусств Таджикистана. Это позволило колледжам культуры и искусств сочетать традиционные методы обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) с инновационными технологиями, что значительно улучшило освоение предметов традиционного, в частности, музыкального, искусства и художественных ремесел. Также на этом этапе исследования обобщены собранные материалы, проведено их аналитическое осмысление, подведены итоги опытно-экспериментальной работы.
Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования в Республики Таджикистан», «Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан», Государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования, Концепция и программа этнокультурного развития в Республике Таджикистан, Программа эстетического воспитания населения Таджикистана и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов художественного образования, а также Концепция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Теоретическое обоснование развития традиционного художественного института как сегмента этнопедагогики, определяющегося особенностями природных, географических, демографических, экономических, социальных условий жизни народа, культурным уровнем и традиционной деятельностью и осуществляющего подготовку национальных кадров в области традиционного исполнительства и художественных ремёсел.
-
Концептуальная модель формирования традиционного художественного института как структурного звена системы образования и неотъемлемая часть единого образовательного пространства Республики Таджикистан, которая:
реализует генеральную цель национального художественного образования - формирование личности национальной общечеловеческой культуры в этнической среде на основе удовлетворения широкого спектра образовательных потребностей в области музыкального искусства и народных ремёсел;
использует принципы гуманизации, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в учебно-воспитательной деятельности, сохраняя народные традиции в обучении и воспитании обучающихся;
и
определяет базовые компоненты содержания художественного образования и подходы к разработке стандарта национального художественного образования и специфике учебного плана, содержания обучения и воспитания;
сочетает исторически сложившиеся традиционные методики и инновационные технологии обучения в подготовке специалистов в области традиционного исполнительства и художественных ремёсел.
-
Своеобразная методика и принципы обучения специалистов данного профиля, основывающиеся на методике мастер-подмастерье (устод-шогирд) и учитывающие особенности их применения в колледжах культуры и искусств Республики Таджикистан, выявленная его специфика и преимущество перед классно-урочной системой обучения традиционному музыкальному искусству и художественному ремеслу.
-
Научно-методическая система и рекомендации мастерам-наставникам традиционного художественного института по эффективному использованию традиционных методик обучения, основанных на интеграции методики мастер-подмастерье (устод-шогирд) и инновационных технологий в системе среднего профессионального художественного образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
исследования обеспечена применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам диссертационного исследования, целостным подходом к проблеме; этнопедагогическим анализом объекта и предмета исследования; фактической и научной доказательностью и объективностью собранного фактологического материала, представленного в диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений на заседаниях кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (2012-2017 гг.), и обсуждений на конференциях профессорско-преподавательского
состава Педагогического университета Таджикистана в г. Пенджикенте (2010-2017 гг.)
Существенным фактором апробации результатов исследования явилась оценка результатов на международном уровне - института 2-й категории ЮНЕСКО, Центра нематериального культурного наследия Азии и Тихоокеанского региона - Intangible Cultural Heritage Centre in the Asia-Pasific (ICHCAP), отразившаяся в публикации «Intangible Cultural Heritage Safeguarding Efforts in Tajikistan in collaboration with Odam va Olam».
Опытно-экспериментальной базой исследования послужили: педагогический колледж г. Пенджикента, республиканский колледж культуры им П.Буйдокова, Душанбинский колледж искусств им. А.Бобокулова, колледж народных художественных промыслов г.Истаравшана, система традиционных объединений обучения музыкальному искусству и ремёслам в регионе Пенджикент, Педагогический университет Таджикистана в г. Пенджикенте, а также организация «Одам ва Олам» (работающей в этом направлении с 1999 г.). Предметом научного анализа было охвачено около 2024 локальных школ, 354 занятий по обучению художественному ремеслу и музыкальному искусству у более 220 учителей.
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 173 страницах и состоит их 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 158 наименований и 2 приложений.
Традиционный художественный институт как этнопедагогический феномен
После приобретения независимости усилился интерес к изучению вопросов национальной идентичности, национального самосознания, национальных традиций и национальных образовательных структур. Это интерес вызван тем, что в существования СССР были преданы забвению исконно национальные ценности. Не являются исключением эти процессы и для Таджикистана.
В этой связи в педагогике также ученые стали уделять внимание вопросам этническим вопросам образования и воспитания. Об этом говорит тот факт, что в последние десятилетия ученые исследователи сильно продвигают этнопедагогику новыми теоретическими разработками. В данном процессе участвуют не только ученые-педагоги, но и культурологи, искусствоведы и другие специалисты, так или иначе занимающиеся духовно-нравственным воспитанием, конкретными сферами культуры и искусств, другими гуманитарными дисциплинами. В результате этого, предметы, касающиеся этой сферы, во многом расширили круг охватываемых вопросов. Так, конкретизировались и актуализировались новые ракурсы, к которым исследователи и авторы новых учебников относят
- материальную культуру народов;
- ритуалы, обычаи, верования различных народов;
- системы родства и семейно-брачных отношений;
- социальные и политические структуры жизнедеятельности народов;
- традиционные типы и формы поведения, присущие разным народам;
- системы воспитания, принятые у разных народов;
- сравнительные исследования культурных черт разных народов;
- психологические особенности различных народов;
- специфические особенности межэтнических и межкультурных контактов;
- этногенез и историческое прошлое отдельных народов и всего человечества в целом;
- демографические процессы, происходящие в этносах;
- сущность этичности и этнической принадлежности.
На такую отрасль как этнопедагогика сильное влияние оказывают исторические периоды, связанные со становлением и восстановлением народов. После распада СССР и последовавшего за ним гражданского конфликта в Таджикистане, как известно, начался глубокий процесс самопознания. В ходе него проблематика этнонационального интереса выходит на первый план как никогда раньше. В сфере социально-политического развития страны она актуализировались в новом типе праздников как чествование древних городов таджикского народа (2700 летие Истаравшана, 2500-летия Куляба (2006), 1100 - летие образования таджикской государственности Саманидов, познание основ религиозной идеологии таджиков, религиозного деятеля Имоми Аъзама, древнейших пластов исторической цивилизации касающийся таджикского народа -год Арийской цивилизации и т.д. Празднование этих знаменательных дат послужило формированию исторического самосознания, возрождению исторического прошлого, возвращение к национальным истокам. О том, что именно эта проблематика ясно проявилась и при адаптации к новым жизненным условиям и новым историческим взаимоотношениям, в воспитании нового типа личности. Естественным образом, самопознание было направлено на разум, осознанное изучение своих корней, пробуждение и активизацию самосознания. Данный процесс особенно ярко обнаружился в сфере культуры, искусства и образования. Именно эти сферы совмещает в себе традиционная художественная школа. Неудивительно, что в качестве ведущего направления в педагогической науке проявилась этнопедагогика. По справедливому замечанию исследователей Б. Рахимова и А.Нурова «…. определяющая сила этнической и народной педагогики в том, что они непосредственным образом берут своё начало из жизни самого этноса и народа и выражают духовность и чаяния того же этноса и народа». Следовательно, это не чуждая, извне привнесенная культура, данная наука формировалась внутри своего рода морального кодекса этноса и народа. Отсюда придание почётной значимости основным посылам этнопедагогики в будничной жизни таджикского народа. Мораль и воспитание - две следующие друг за другом директивы, одна вытекает из другого» [64, с. 8-9]. Таким образом, основные тенденции и категории этнопедоагогики способствовали в жизни таджикского народа формированию такого института как мактаби хунари - художественная школа. Именно она вобрала в себе в качестве руководств основы этнопедагогики, создав на её основе практическую теорию, на которой функционирует ТХИ как система обучения ремеслу посредством методики «мастер-подмастерь» (устод-шогирд) или наставник-ученик. Целесообразность построения этот вида учебной деятельности ТХИ на практической теории, разработанной (стихийно или осознанно) этнопедагогикой таджикского народа возрастает со временем.
Одно из форм проявления традиционного института является «Мактаби унарї»: школы мастерства и мастеров - это такое объединения или учебное заведение, вобравшее в себя систеу наставник-ученик и направленная на формирование профессии, освоения ремесла в той или иной сфере художественного народного творчества и народных художественных ремесел. Ремесло давало возможность зарабатывать.
Относясь к системе начального, среднего и высшего профессионального художественного образования она способна дать обучающемуся профессию в области определенного ремесла, искусства, которая поможет ему включиться в производственную деятельность (государственную, негосударственную, частную, коммерческую и т.д.) и производить продукцию и другие художественные ценности.
Таким образом, школы профессионального мастерства - это своеобразные ПТУ, профессиональные колледжи способствующие овладению профессией и ремеслом и восполняющие дефицит специалистов в начальном и среднем звене профессионального образования. Кроме того, происходит социологизация личности в общество.
И так, ТХИ следует обозначить как систему начального, среднего и высшего профессионального образования, которая решает задачу социализации личности в общество, восполняет дефицит кадров в области культуры и искусств, используя все богатство культурного наследия таджикского народа. Тем самым отчасти решается вопрос занятости населения на производстве. И это ремесло, искусство даёт возможность зарабатывать себе на жизнь.
С другой стороны, решаются вопросы духовно-нравственного и массового эстетического всеобуча, формирования эстетической культуры.
Таким образом, то что ТХИ и её школы, в том числе «мастер-подмастерье» (устод-шогирд) есть образовательный институт, ориентирующий на приобретение профессии не вызывает никакого сомнения.
В аспекте института художественной образования директивным остаётся этнопедагогика - наука, занимающаяся исследованием особенностей воспитательного и образовательного процессов народа. И говоря о локальной художественной школе нельзя не упомянуть о таком явлении как этническая культура. Как утверждают исследователи, «..специфика и многообразие этнических культур определяются самыми различными факторами, при этом значение этнических культур имеет общий характер и состоит в том, что через специфику своей культуры каждый этнос может наиболее полно выразить себя, обеспечить преемственное развитие поколений и внести свой вклад в мировую культуру. Однако главное значение этнических культур в историческом процессе заключается в обеспечении органического единства человека и природы» [109 с.83]. Разумеется, сегодня, в начале XXI века, никакой этнос не может ограничить себя лишь своей этнической культурой. Вот как объясняет данный процесс наука этнологии, адекватно рефлектирующий практические реалии в теоретических разработках: «….разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» вызвано тем обстоятельством, что для своего нормального существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфическими способами жизнедеятельности. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному (этническая культура), с особенностями, распространенными среди многих этносов или свойственными всему человечеству в целом (культура этноса)» [109, с.240].
В поисках особенностей традиционной школы таджикские ученые более склонны рассматривать такой тип школы в связи с нематериальным культурным наследием, то есть с духовностью народа. В качестве основных ингредиентов, формирующих этническую педагогику исследователи, как известно, наряду с устным народным творчеством (1), традициями, ритуалами, обрядами (2), дидактическими произведениями письменного и устного происхождения (3), демонстрирующих мудрость и нравы народа, называют и локальное народное творчество (4), [109, 240]. Все эти виды источников этнопедагогики перекликаются с нематериальным культурным наследием народа, то есть с его духовным наследием.
Эволюция типологических форм локальных традиционных художественных институтов в Таджикистане и их социально педагогическая характеристика
В ходе поисково-констатирующего исследования было выявлено, что на разновидность и типологию локальных традиционных художественных институтов непосредственное влияние имеют разновидности нематериального культурного наследия. Этим объясняется наличие в опытно-педагогической работе таких форм работы как инвентаризация, каталогизация, описания форм и содержания деятельности представителей отдельных школ. Поэтому автором диссертации проанализировано и выделено свойство локальных традиционных институтов, определены и взяты на учёт (инвентаризированы) носители традиционного художественного творчества -«мастера» («устоды») традиционного духовного творчества.
Опытно-педагогическая работа проведена в характере констатирующем. Структурно она проходила в два этапа: первый этап -создание банка данных по видам ремесел, создание банка данных по локальным традиционным школам и по устодам/ носителям нематериального культурного наследия. Второй этап - определение типологических форм локальных традиционных школ. В результате данной работы диссертантом инвентаризирована и молодёжь, входящая в эти школы и занимающаяся традиционным художественным творчеством сегодня. Подобная работа имела и целью собрать как можно большей информации о каждом представителе локальной традиционной школы. Совершенно очевидным стала необходимость поиска наиболее целевых и эффективных методик и в традиционной художественной школе. Мотивы касались не только сугубо образовательного фактора, но и не в меньшей мере социального.
Выявлено, что на разновидность и типологию локальной традиционной школы непосредственное влияние имеют разновидности нематериального культурного наследия. Этим объясняется наличие в опытно-экпериментальном процессе таких форм работы как инвентаризация, каталогизация, описания форм и содержания деятельности школ. Поэтому автором диссертации проанализировано и выделено свойство локальных традиционных школ, определены и взяты на учёт (инвентаризированы) носители традиционного художественного творчества - мастера-устоды традиционного духовного творчества.
Автором охвачено более 60-ти видов ремесел и искусств, которые составляют учебную программу локальной традиционной школы. Вкупе эти виды ремесел и искусств представлены около 61 локальной школой различных типологических форм. (Проведение большей части работы в городе Панджикенте обусловлено с местопроживанием диссертанта. Этим объясняется выбор диссертанта в качестве базовых локальных традиционных школ города Панджикента и его окружения. Однако, диссертантом взята в оборот анализа таджикская локальная традиционная школа вообще).
Во всех уголках Таджикистана функционируют локальные традиционный школы в зависимости от жанрово-видовой структуры художественного наследия. Их цель сохранить всевозможные виды народных художественных ремесел, музыкальных традиций, устного народного творчества посредством социально-художественного опыта предков новому поколению.
Современная сеть и типы локальных традиционных художественных институтов на основе этого разнообразия. При этом учитываются локальные художественные традиции региона.
Как воспитательная система традиционные художественные институты, основанные на принципе «устод-шогирд» «Мастер-подмастерье» получили широкое распространение в Республике Таджикистан.
Посредством них эти виды нематериального культурного наследия сохраняются, распространяются, развиваются, социологизируются, актуализируются и культивируются. Таким образом «наследие» превращается в устойчивую деятельность современного общества.
Будучи носители этого наследия обогащают духовность общества, сохраняют художественное творчество таджиков, и тем самым заслуживают глубокое почтение и уважение своих отважных цивилизованных предков.
Для местного населения является хорошей традицией приобщать детей уже с малого возраста к различным видам художественного творчества. Это обеспечивает по их мнению, во-первых, нерперывную нить преемственности опыта предков и богатых традиций, во-вторых, молодое поколение обеспечивает свою жизнь занятиями, позволяющими достойное проживание, в-третьих, таким образом, каждое поколение местного населения занимается творческой деятельностью, то есть созидательной деятельностью. Благодаря приобретению независимости Республикой Таджикистана многие виды богатых традиций предков, которые находились на грани исчезновения, заново возрождены и к ним привлечена местная молодёжь. Активная роль в данном процессе современной молодёжи объясняется ее огромным желание перенять опыт, обучатья традиционному делу и воспитаться в духе культурных традиций и морали своих предков.
Одним из существенных особенностей традиционного художественного воспитания является принцип добровольности воспитания - обучающийся приходит в школу за тем, чтобы освоить художественное ремесло или искусство и в ходе освоения этих ценностей его обучили и воспитали. Очень важно, что его подготавливают его к этому выбору семья и социальная среда.
Правомерно выделить в этом процессе так называемые семейные ремесленнические школы, которые со временем превращаются в своего рода династические школы, которые на уровне семьи стараются веками не дать угаснуть делу рода. Для этой цели представители семьи/рода привлекают к избранному делу своих детей (племянников и др.). Живучесть художественных традиций настолько велика, что в сельской местности Таджикистана трудно найти семью, не занимающейся тем или иным видом ремесла. В особенности это касается женщин, многие из которых овладевают сразу несколькими видами вышивки, шитья, вязания и др.
Сеть творческих кружков, объединений, семейных и частных школ на дому - это все, по сути же дела, и есть локальные традиционные институты, удовлетворяющие потребности детей в творчестве. Они образуют костяк культурно-образовательной сети местности. Они становятся двигателями художественного образования региона.
В настоящее время в Таджикистане функционируют следующие виды локальной традиционных институтов:
- семейно/ родовая;
- частная;
- звено государственного дополнительного образования;
- школа ранней профессионализации;
- детские школы искусств, музыки, народного изобразительного искусства;
- система среднего профессионального образования, опирающаяся на принципы «маcтер-подмастерье», «устод-шогирд».
Поскольку типологические формы локального традиционного художественного института обусловлены различными видами нематериального культурного наследия, а последние, в свою очередь, своими разветвлениями, каждая форма количественно увеличивается за счет последних. Так, семейный локальный институт может быть музыкальным, ремесленническим, каллиграфическим, сказательским и пр., каждая из которых может включать, в свою очередь, свои разновидности. К ремесленным, в частности, относятся локальные традиционные школы по кузнечному делу (1), резьбе по дереву (2), гахворасози / гахворачумбони /гахворапушдузи (3), ремесло сандуксози(4), заргари (ювелирное дело, 5), пупаксози(6), яккабандузи / миёнбанддузи (7), турбофи(8), курокдузи(9), сурмасози(10), канноди: парвардапази / нишаллопази / халвопази (11), гончарное дело - танурсози (12), сабадбофи (13), лухтаксози / лухтакбози (14), шеърхони / нутки буррову равон (15), охангари / мисгари (16), резьбе по ганчу (17) и т.д. Например, ювелирное дело в свою очередь включает свои разветвления, и т.д. И каждую из них правомерно считать типологической формой локальной традиционной школы, потому что у каждой этой школы свои особенности в методике, технологии ведения предмета, в физиологических данных обучающихся и пр., что приводит к различным формам обучения.
Все виды локальной традиционных институтов проявляют себя на нескольких уровнях:
- одной школы;
- школы села/ района / города;
- профессионального колледжа региона, созданного с учетом развитых видов и жанров народного художественного творчества и ремесел региона
- национальном, получающем развитие в специальных системах среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, если даже все локальной традиционные институты по типу деятельности разнятся друг от друга, то вкупе они представляют на разных уровнях один район, регион, национальной идентичности. Но все они составляют единую традиционную художественную школу (в переносном смысле этого слова), которую возглавляет устод - мастер, наставник, готовящий учеников.
Обогащение содержания и форм учебно-воспитательной работы традиционного художественного института
Национальная образовательная политика Республики Таджикистан закреплена в ряде документов: в Законах Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», в «Концепции национальной школы», в «Национальной концепции образования в Республике Таджикистан», в «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан», в «Концепция этнокультурного образования и программа её реализации в Таджикистане, в государственных стандартах разных направлений общего и профессионального образования, в различных программных документах об образовании и воспитании в Республики Таджикистан на перспективу, и т.д., где одной из задач, поставленных перед образованием в условиях создания гражданского общества, является формирование личности, имеющей сформированное национальное самосознание.
На современном этапе развития Республики Таджикистан одной из актуальных является поиск путей и средств национальной самоидентификации и культурного самоопределения личности на основе возрождения этнических ценностей.
Базой сохранения национальной культуры и важнейшим фактором национально-этнической самоидентификации народов, проживающих на территории республики, должна стать национальная общеобразовательная школа. Традиционная система художественного образования и их институты являются именно той формой проявления национальной идентичности, где всесторонне профессионализируются обучающиеся как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях.
В отличие от сложившейся системы образования эти институты имеют свои специфические особенности, принципы, способы обучения и воспитания, особые отношения между «мастерами и подмастерьями» (устодами и шогирдами).
В содержании этих институтов важное место отводится творческому применению классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей Балъами, Ар Рази, Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Носир Хусрав, Хафиз и Саади, Камол Худжанди и Абдурахмана Джами, Ахмад Дониша и Садриддина Айни, которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов этнопедагогической науки и практики. В основе содержания их деятельности этнокультурные и общечеловеческие ценности.
В процессе опытно-экспериментальной работы, мы попытались разработать и реализовать концептуальную модель функционирования традиционного художественного института по совершенствованию процесса учебной и вне учебной деятельности, показать специфику и методику работы этих институтов в отличие от сложившейся классно-урочной системы образования в республике.
При этом мы опирались на функции национального самосознания, которые проявляются в жизни нации: - эмоционально-ценностной -(формирование у нации ценностного отношения к себе); - регулятивной -(воля нации в достижении поставленных целей); - адаптационной -(обеспечивает передачу национальных традиций, других явлений национальной жизни); - защитной (проявляющаяся как защитная реакция, когда возникает необходимость сохранять культурные национальные ценности или чувство национального достоинства) и функции самоконтроля (чувство ответственности и целесообразности в решении межнациональных вопросов).
Концептуальная модель традиционного художественного института реализует генеральную цель национального художественного образования - формирование человека национальной культуры в этнической среде - на основе удовлетворения широкого спектра образовательных потребностей, использования принципов гуманизации, народных традиций в обучении и воспитании обучающихся; определяющая базовые компоненты содержания художественного образования и подходы к разработке стандарта национального традиционного образования.
На формирующем этапе исследования в целях обогащения содержания и форм работы традиционного художественного института и совершенствования обучения художественному ремеслу/ искусству, а также педагогической работы с мастерами - педагогами были организованны и проведены курсы повышении я квалификации.
Нами была обоснована и разработана концептуальной модель традиционных художественных институтов Таджикистана и предложена для обсуждения слушателям курсов. При её разработке мы исходили, из что разработанная нами концептуальная модель традиционного художественного института Мастер-подмастерье (устод-шогирд) это относительно исторически сложившаяся, но относительно новый тип национального учебного заведения, цель которой обучение традиционному искусству и ремеслу. Он имеет сложную структуру, в его деятельности реализуется принципы демократизации, вариативности, многоуровневости, и национальной идентичности.
Эта система реализует на практике принцип субъектно-объекных отношений между мастерами и подмастерьем и опирается на принципы гуманизации образования.
Предлагаемая нами концептуальная модель реализует три ведущие идеи, согласно которым, традиционный художественный институт является:
- во-первых, учебным заведением, объединением или школой, осуществляющим национально-ориентированное художественное образование;
- во-вторых, школой реализующий принципы добровольности, общедоступности, дифференцированного подхода, (который был еще обоснован Авиценнной) в обучении искусству и ремеслу;
- в - третьих, - национальным учебным заведением традиционного типа, опирающийся на принципе личностно-ориентированного художественного образования, основывающегося на принципе и методике обучения мастер-подмастерье (устод-шагирд).
Первая идея связана с ростом национального самосознания идентичности, возрастанием роли национальной культуры, широким использованием народной педагогики в обучении и в воспитании порастающего поколения. Именно национально-ориентированное образование определяет назначение, смысл функционирования традиционного художественного образования посредством «национальных художественных школ» отдельных мастеров.
Вторая идея связана с гуманитаризацией образования, национально-гуманистическим характером художественного образования, а также гуманными отношениями между мастерами и подмастериями « устодами и шогирдами), основанные на кодексах морали и народных традициях, реализации принципа гуманизма.
Исторически сложилось так, что духовность и нравственность -были неотъемлемыми чертами наставников и подмастерьев (устодов и шогирдов). В этой системе предполагалось также создание оптимальных педагогических условий и наиболее полный учет индивидуальных особенностей в целях всестороннего развития личности обучающегося и его таланта.
Мастер сам отбирал учеников, проводил экспертизу способностей его данных, уделял должное внимание его воспитанности. Ибо он становился составной частью его семьи, где проходят индивидуальные занятия, более того, иногда проживая в доме мастера выполняет работу по хозяйству..
Третья идея, основана на реализации личностно-ориентированного художественного образования с учетом дифференцированного подхода к обучающимся и их природным задаткам, отборе учащихся на такие профессии, для которых важны индивидуальность, неповторимое умение и мастерство в области искусства и ремесла.
В целом, социальное предназначение этого национального образовательного учреждения - формирование человека национальной культуры в этнической среде и признание личности и её свободного творческого развития, раскрытие его индивидуальных творческих способностей.
Сущность концептуальной модели материализуется в содержании, формах и методике обучения, организационно-управленческих условиях и её функционировании на педагогическом принципе дифференцированного подхода.
Определяя общие требования к содержанию образования, закон Республики Таджикистан «Об образовании» на одно из главных мест поставил задачу обеспечить:
- адекватное мировому уровню общей и профессиональной культуры общества;
- интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры.
Традиционный художественный институт является именно тем институтом, который реализует эти задачи образования. При этом его развитие определяется особенностями природных, географических, демографических, экономических, социальных условий жизни народов Таджикистана, общекультурным и профессиональным уровнями и традиционной деятельностью.
Интеграция методики обучения мастер-подмастерье (устод-шогирд) с инновационными образовательными технологиями в колледжах культуры и искусств Таджикистана
Метод обучения, по мнению И.Я. Лернера, представляет собой «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся». Метод обучения характеризуется тремя признаками: «цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия способов обучения» [96, с.566]. Выбор метода всегда является творчеством, поскольку в практике преподавания рождаются уникальные способы решения методических проблем. Д. Пойа принадлежат слова: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
В 30-х - 40-х годах в СССР урок принял слишком твердую форму, постоянную и потому шаблонную. Самостоятельная деятельность учеников (шогирдов) развивалась слабо. Заметим, что даже в вузе перед студентами ставилась задача знать, а не думать. С 1958 года, урок оставался ведущей формой организации учебно-воспитательной работы, не снижая значения других форм: практических занятий, экскурсий; более гибким становится и сам урок. Хотя уроки разных типов, в том числе и по искусству, часто включают общие элементы: объяснение, беседу, выполнение заданий, отдельными обучающимися, сообщение понятий, показ и начала демонстрацию (разучивание, прослушивание) и т.д., все же различают уроки по их основному содержанию: объяснение, заключение, работа с учебником и литературой, выполнение заданий (устных и письменных).
В музыкальной педагогике, попытка укрепить положение урока музыки доказыванием, того что он такой же, как и все другие уроки, вело к штампу, к снижению эмоциональности занятий.
Рассмотрим коротко методику проведения урока, основанного на принципе устод-шогирд, в изучении музыки.
Он начинается с беседы о музыке, её задачах, содержании, сообщении понятий, определения программы, учебного репертуара. При выборе программы учитываются склонности и способности каждого обучающегося.
В начале занятия (устод) мастер объясняет характер произведения. Если это народная мелодия, или песня, поясняется смысл и содержание данного произведения, его размер, темп, ритм.
Излагая материал, наставник (устод) проводит опрос шогирда, (ученика) чтобы материал получил системность и прочность освоения, постижение художественного образа (замысла, содержания, характера произведения). Потом можно добиваться его технического воплощения. В этом процессе необходимо добиваться единства художественного и технического начал, когда художественное (цель) все время освещает техническое (путь к цели), когда работа с техникой вместе с тем есть и работа над художественностью (выразительностью, образностью).
Затем при помощи или педагога концертмейстера, если это исполнитель - инструменталист и только педагога, если это исполнитель-вокалист принципом «из уст в уста» передаётся ученику текс данного произведения. При этом текст может быть музыкальным или музыкально-словествным. Наиболее сложные моменты многоразово повторяются. Данный процесс продолжается до достижения определенного результата. Обучение проводится в индивидуальной форме и строгому принципу следования ученика (шогирда) за учителем (устода).
Проведение такой формы урока позволяет точь в точь передавать шогирду (обучающемуся) все тонкости изучаемого произведения, особенности которые могут быть только восприняты через слушания.
Заметим, что в художественных ремеслах особенности передаются визуальным способом и в этом отличие методики музыкальной от ремесел.
Вместе с тем, это же отличие имеет место между традиционными методикой обучения устод-шогирд и классно-урочной системе обучения музыке. В последнем случаи в качестве визуального объекта выступают ноты (книги).
При затруднении в процессе обучения принципом устод-шогирд устод сам, подпевая и играя на народном инструменте, показывает в собственном исполнении способ обретения навыка. Поэтому в традиционной форме обучения в форме устод-шогирд, учитель - мастер находится в постоянной профессиональной форме исполнительского мастерства. Этот уровень позволяет называть его мастером. Таким образом, в сознании шогирда (ученика) складывается особое отношение к своему учителю как к мастеру высокого ранга. И он старается во всем следовать ему. Таким образом достигается безоговорочное соблюдение принципа следования за учителем, что в свою очередь способствует сохранению целостности данной исполнительской школы.
Этот же принцип действует в ремесленнических школах путем сохранения специфики узоров и рисунков.
В результате данного творческого процесса в сознании ученика отчетливо вырисовывается структура музыкального произведения ( узора, рисунка), и он получает полную информацию о путях достижения навыка и умения (технологии в ремесле). Так в музыке изучение произведения достигается путем его неоднократного исполнения и обретение навыков его воспроизведения. В художественном ремесле через освоение технологий визуальным способом.
В процессе выполнения домашнего задания ученик самостоятельно, многократно играет или поёт, (в ремесле выполняет в ручную), подкрепляет те знания и умения, которые он приобрел у устода (мастера) на уроке.
При необходимости ученик-музыкант он прослушивает записи этого произведения, обращает внимание на музыкальные оттенки, правильность исполнения, соблюдение динамики, недопущении «фальши» в исполнении.
Поэтому ученик музыкант обучающиеся по методике традиционной активно использует на занятиях современную технику компьютер , планшет, мобильный телефон и прочие. си магнитофон, ком(м).
На уроках по обучению ремеслу в большей мере используется компьютерная графика, посредством чего выполняются чертежи различных узоров орнамента, рисунка, графика.
Таким образом, по такой обогащенной методике производятся занятия проводятся занятия в колледжах культуры и искусств Республики Таджикистан. Это подтверждается проведением занятий на отделениях традиционной музыки или обучение ремеслу, в учебных заведениях, которые нами были избраны в качестве баз исследования.
Анализ традиционной системы обучения устод-шогирд и обучение народному художественному творчеству по классно-урочной методике обучения показывает, что оба эти принципы и методики обучения («устод-шогирд» и классно-урочная система обучения традиционной музыке), имеют свои особенности, и вместе с тем, как предмет изучения эти методики имеют сходство.
Эти сходства и отличия проявляются в следующем:
- все предметы, входящие в учебный план, объединяет общая цель: формирование целостной личности. Хотя в каждом случае - цель реализуется различными средствам;
- одним из принципиальных положений обучения в колледжах культуры и искусств является то, что они готовят профессионалов- музыкантов и певцов, ремесленников в той или иной сфере; профессионального специалиста в области того или иного ремесла. Эти профессионалы обладают практическим навыками своей специальности. В отличие от выпускника вуза, они являются лишь специалистами-практиками.
- общими являются психолого-педагогические закономерности и принципы обучения. Например, учитываются возрастные особенности учеников (шогирдов), проявляющиеся в своеобразии их внимания, памяти, воображения, способности к творчеству, и т.д., то есть в их физиологических данных;
- все преподавание строится на основе дидактических принципов, которые реализуются по - разному, индивидуально в соответствии с учетом восприятия каждого обучающегося. Так, обоим методикам присущи принципы воспитательного характера обучения (в методике устод-шогирд очень ярко проявляется принцип гуманистических отношений между мастером и подмастерьем). Для учеников имеет большое значение изучаемые ими тексты песен, смысл музыки, предмета ремесла. Важны также другие принципы дидактики обучения: систематичность, доступность, дифференцированный подход, наглядность процесса преподавания, использование ТСО в процессе преподавания, которыми руководствуется преподаватель классно-урочной системы обучения.