Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Бесшапошникова Юлия Авенгеровна

Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше
<
Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бесшапошникова Юлия Авенгеровна. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бесшапошникова Юлия Авенгеровна;[Место защиты: Высшая школа народных искусств (институт)].- Санкт-Петербург, 2015

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические и профессиологические основания отбора содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 14

1.1. Исторический анализ и современное состояние профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 14

1.2. Художественно-технологическая деятельность как профессиологическая основа содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 34

1.3. Обоснование и отбор содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 54

Выводы по главе 1 74

Глава 2. Разработка и реализация содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 75

2.1. Педагогическая модель системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 75

2.2. Дидактические условия реализации художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи 95

2.3. Ход и результаты экспериментальных исследований по внедрению модели системы содержания профессионального образования холуйской лаковой миниатюрной живописи 119

Выводы по главе 2 140

Заключение 142

Литература 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшей задачей высшего образования в области традиционного прикладного искусства является сохранение и развитие каждого направления этого искусства, одним из которых является холуйская лаковая миниатюрная живопись, основанная на живой связи с многовековой национальной регионально-исторической культурой и отражающая миропонимание и эстетические воззрения нашего народа.

Изучение всех видов темперной лаковой миниатюрной живописи -холуйской, палехской, мстёрской показало, что их основное отличие заложено в художественно-технологическом аспекте профессиональной деятельности. Именно особенности холуйской лаковой миниатюрной живописи положены в основу содержания высшего образования в области искусства холуйской миниатюры.

До XXI века профессиональное образование в области холуйской лаковой миниатюрной живописи осуществлялось только на уровне начального и среднего профессионального образования, что естественно отражалось на качестве выпускаемых изделий с лаковой миниатюрной росписью. В 2003 году было открыто впервые профильное высшее учебное заведение - Высшая школа народных искусств в Санкт-Петербурге, осуществляющее подготовку студентов в том числе, по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль - «Холуйская лаковая миниатюрная живопись».

Произведенный анализ педагогической и методической литературы показал исторически отсутствие учебников и недостаточность специальной литературы, раскрывающей специфику содержания обучения в области холуйской миниатюрной живописи. Исключение составляло методическое пособие В.Т. Фиськова «Спецтехнология и материаловедение лаковой миниатюры» для преподавателей и мастеров производственного обучения, изданное в 1990 году. В настоящее время для дидактического обеспечения учебного процесса диссертантом разработаны учебное пособие «Пропедевтика» и учебно-методическое пособие «Основы производственного мастерства».

В содержании обучения учебным дисциплинам профессионального цикла превалируют дидактические материалы, которые представляют собой произведения холуйской лаковой миниатюрной живописи лучших мастеров и студентов, а также технологические образцы, раскрывающие последовательность выполнения художественно-технологических операций, разработанные преподавателями. Отсутствие современного научного и методического сопровождения учебного процесса обусловило необходимость изучения содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи с целью создания педагогической модели системы профессионального образования для эффективной подготовки художников.

Актуальность исследования также подтверждается наличием следующих противоречий между:

- государственной задачей сохранения и развития регионально-исторических
традиций холуйской лаковой миниатюрной живописи и недостаточной
разработанностью содержания профессионального образования в этой сфере,
отсутствием современного дидактического и методического сопровождения
учебного процесса;

- высокими требованиями художественного рынка и достаточно низким
качеством конструктивно-художественных, композиционных, колористических
решений произведений холуйской лаковой миниатюрной живописи;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта,
диктующего высокий уровень формирования художественных и технологических
видов деятельности и компетенций выпускника по направлению подготовки
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «Холуйская
лаковая миниатюрная живопись») и отсутствием системных научно-педагогических
и методических исследований по изучению профессиональной художественно-
технологической деятельности высокопрофессионального художника,
соотнесенной с содержанием профессионального образования в исследуемой
области искусства.

Поиск разрешения противоречий позволил сформулировать проблему исследования: разработка содержания обучения будущих художников, отражающего специфику этого искусства и позволяющего подготовить высококвалифицированных художников для дальнейшего возрождения, сохранения и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Тема исследования «Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше».

Цель исследования: разработка педагогической модели системы художественно-технологического содержания и ее реализации в высшем образовании - подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных художников холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Объект исследования: профессиональное образование в области холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.

Предмет исследования: художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Гипотеза исследования: эффективность высшего профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи будет обеспечена при условии, если

- изучены регионально-исторические особенности холуйской миниатюрной
живописи на папье-маше и соотнесенное с этими особенностями содержание
профессионального образования в этой области;

- определены методологические и профессиологические основы разработки
художественно-технологического содержания высшего образования в области
искусства холуйской миниатюрной живописи;

- обоснованы условия создания и реализации педагогической модели
системы художественно-технологического содержания высшего образования в
холуйской лаковой миниатюрной живописи;

-найдены оптимальные дидактические условия внедрения педагогической модели системы художественно-технологического содержания высшего образования в области искусства холуйской миниатюры.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить анализ регионально-исторической сущности искусства холуйской лаковой миниатюрной живописи и содержания современного профессионального образования в этой области.

  2. Выявить специфику художественно-технологической деятельности в области холуйской лаковой миниатюрной живописи как профессиологическую основу отбора содержания образования.

  3. Разработать и апробировать педагогическую модель системы художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи.

  4. Выбрать и обосновать дидактические условия реализации высшего образования в исследуемой области искусства.

  5. Экспериментально проверить эффективность педагогической модели системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи и на этой основе скорректировать дидактические условия подготовки высокопрофессиональных художников.

Научная новизна диссертационного исследования:

Установлена взаимосвязь историко-региональных художественных и технологических особенностей холуйской лаковой миниатюрной живописи, определяющих профессиональную интегрированную художественно-технологическую деятельность художника и являющихся профессиологической основой художественно-технологического содержания профессионального образования в этой области искусства.

Разработана педагогическая модель системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, основанная на деятельностном и системном подходах, комплексе специфических особенностей как самого искусства, так и требований к художественно-технологическому содержанию профессионального образования в этой области искусства.

Раскрыты дидактические условия реализации разработанной педагогической системы художественно-технологического содержания профессионального образования - методы, средства и формы обучения, художественно-творческая эстетическая образовательная среда.

Разработан программно-методический комплекс с учетом специфики профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи.

Теоретическая значимость исследования.

В логике проблематики данного исследования конкретизирована сущность понятий «художественно-технологическая деятельность в холуйской лаковой миниатюрной живописи», «система художественно-технологического содержания профессионального образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи», «художественно-творческая эстетическая образовательная среда», соотнесенных с особенностями самого искусства холуйской лаковой миниатюры и спецификой профессионального образования в этой области.

Построена система взаимозависимости содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи и формируемой художественно-технологической деятельности выпускников; соотнесены виды художественно-технологической деятельности с конкретным содержанием специальных учебных дисциплин не только в высшем, но и среднем профессиональном образовании как необходимой базы для получения высшего образования в системе непрерывного профессионального образования в этой области искусства.

Установлены и раскрыты компоненты педагогической модели системы художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, определены общие принципы отбора содержания, а также принципы разработки учебных планов, программ учебных дисциплин и отбора содержания практического обучения.

Обоснованы и выбраны методы преподавания и методы обучения студентов в соответствии с содержанием дисциплин, натуральные и изобразительные средства обучения, компоненты специфической образовательной среды.

Практическая значимость исследования.

Проведены экспериментальные исследования по внедрению педагогической модели художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, получены позитивные результаты.

Разработан и внедрен в учебный процесс комплекс учебно-методических пособий: «Пропедевтика (материаловедение и технология)», «Основы производственного мастерства» и учебные программы по предметам «Основы производственного обучения», «Проектирование», «Совершенствование

б

мастерства» и «Специальная композиция» с учетом профессионального образования соотнесенного с сущностью холуйской лаковой миниатюрной живописи.

В образовательный процесс внедрены дидактические условия реализации художественно-технологического содержания системы высшего и среднего профессионального образования.

Результаты научного исследования могут быть использованы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования художественного профиля, в том числе мстёрской и палехской лаковой миниатюрной живописи при условии необходимой корректировки в соответствии со спецификой этих направлений искусства.

Методологическими основами исследования являются использование следующих подходов: историко-регионального к исследованию становления и развития холуйской лаковой миниатюрной живописи и профессионального образования в этой области (А.А. Каморин, У.А. Кукулиев, Л.К. Розова, Л.Н. Соловьева, В.В. Стариков, Г.В. Яловенко), деятельностного и компетентностного (Н.М. Александрова, Э.В. Балакирева, А.В. Батаршев, Н.М. Борытко, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.П. Заводчиков Э.Ф. Зеер, А.В Карпов, А.А. Кирсанов, А.Н. Леонтьев, Е.Г. Лопес, Л.В. Львов, A.M. Новиков, О.Н. Олейникова, П.К. Платонов, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Радионова И.П. Смирнов, А.Д. Урсул), системного (Н.Д. Андреева, А.С. Ахиезер, А.П. Беляева, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, Н.Н. Коваленко, Н.Б. Кузьмина, Ю.А. Кустов, М.Ф. Пак, Н.В. Садовский, Э.Г. Юдин), критериально-оценочного (И.А. Ивлиева, Н.В. Лободенко, В.П. Панасюк, М.А. Петухов, О.Б. Читаева), а также раскрытие важных для исследования понятий «художественно-технологическая деятельность», «художественно-технологическое содержание профессионального образования», «художественно-творческая образовательная среда» и др.

Теоретическую базу исследования составили:

теория профессионального художественного образования в традиционном прикладном искусстве (А.В. Бакушинский, М.А. Некрасова, В.Ф. Максимович, A.M. Новиков и др.);

теория дидактики профессионального образования (Н.М. Александрова, Э.В. Балакирева, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.А. Дитяткина, С.Н. Чистякова и

др);

- теоретические основы разработки принципов отбора содержания
профессионального образования (В.Ю. Борисова, Д.М. Гвишиани, П.В. Гусева,
С.Н. Денисова, И.Я. Лиепа, И.Б. Новик, С.А. Пегов, И.В. Поселенова, П.Е. Серов и

др);

теория моделирования содержания обучения профессионального образования (С.Я Батышев, М.В. Кларин, Б.А. Лагоша, В.П. Мизинцев, A.M. Новиков, Т.М. Носань и др.);

- теория обеспечения дидактического содержания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (В.Ю. Борисова, Е. И. Васильева, С.Н. Денисова, Н.Ю. Дунаева, Л.П. Калинина, СЮ. Камнева, В.Ф. Максимович, Т.М. Носань, Е.В. Сайфулина, П.Е. Серов, О.В. Федотова и др.).

Экспериментальная база исследования - ФГБОУ ВПО Высшая школа народных искусств в Санкт-Петербурге и Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств.

Этапы исследования:

На первом этапе (2009-2010 гг.) проведено изучение и анализ сущности искусства холуйской лаковой миниатюрной живописи и истории профессионального образования в области подготовки художников искусства холуйской миниатюры; анализ исторической, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, а также архивных источников по теме исследования; обоснована актуальность исследования, определены гипотеза, цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2011-2012 гг.) разработаны основные теоретические положения исследования, определены виды профессиональной деятельности и компетенции студентов, являющиеся фундаментом конструирования содержания высшего образования; произведен отбор содержания высшего образования; сформирован комплекс образцов учебных материалов для содержания учебно-методической литературы; разработана педагогическая модель системы художественно-технологического содержания профессионального образования.

На третьем этапе (2013-2015 гг.) систематизированы результаты теоретического и экспериментального исследования с целью проверки выдвинутой гипотезы и поставленных задач исследования, апробирована и внедрена педагогическая модель системы художественно-технологического содержания профессионального образования, скорректированы основные положения и выводы исследования.

Рекомендации к исследованию: материалы диссертации могут быть использованы в реализации содержания профессионального образования и в педагогическом процессе как высшего, так и среднего профессионального образования для осуществления художественно-технологической деятельности и разработки дидактического материала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Холуйская лаковая миниатюрная живопись как уникальное направление традиционного прикладного искусства России отличается от других видов лаковой миниатюрной темперной живописи (Мстёры и Палеха) собственно

художественно-творческой идеей, основанной на регионально-исторических
конструктивных, технологических, эстетических, колористических,

композиционных и исполнительских традициях холуйского письма, что является не только сущностью профессиональной художественно-творческой деятельности будущего художника, но и основным условием содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, способствующего возрождению, сохранению и современному развитию искусства холуйской лаковой миниатюры.

2. Специфика содержания художественно-технологической деятельности,
характерной только для холуйской лаковой миниатюрной живописи, выражена в
соединении художественных особенностей данного искусства, к которым
относятся конкретность изобразительного языка, ярусность и кулисность
изображения, живописная декоративность, вписанность живописи в фон
композиции, повествовательность композиции, отраженной в многоклеймовости,
орнаментальное обрамление и технологических особенностей, включающих
разработку конструктивных форм изделий, подготовительные и основные работы
для выполнения росписи, является профессиологической основой для отбора
художественно-технологического содержания профессионального образования.

3. Разработанная педагогическая модель системы художественно-
технологического содержания профессионального образования в области
холуйской лаковой миниатюрной живописи включает внешнюю среду,
содержание художественно-технологической деятельности, методологические и
политеоретические основания отбора художественно-технологического
содержания образования, этапы его разработки, пути и результаты реализации
художественно-технологического содержания в высшем образовании.

4. Дидактическими условиями реализации содержания высшего образования
в области холуйской лаковой миниатюрной живописи являются:

соответствие сущности содержания профессиональных учебных дисциплин «Основы производственного мастерства», «Пропедевтика (материаловедение и технология)», «Проектирование», «Основы композиции» «Специальная композиция», «Технический рисунок» сущности самого искусства лаковой миниатюрной живописи и его технологическим, колористическим, композиционным, стилистическим, историко-региональным особенностям;

художественно-творческая эстетическая образовательная среда,
насыщенная дидактическими материалами, которые содержат

высокохудожественные образцы - подлинники холуйской лаковой миниатюрной живописи, программно-методический комплекс (разработанные автором учебные программы, учебное пособие «Пропедевтивка», учебно-методическое пособие «Основы производственного мастерства») и внедренные результаты научно-

исследовательской деятельности преподавателей и студентов (выставки, мастер-классы, научные семинары);

- интегрированная учебно-образовательная деятельность преподавателя, как
художника-носителя сущности искусства холуйской лаковой миниатюрной
живописи и студента как заинтересованного в изучении холуйской лаковой
миниатюрной живописи и способного на создание высокохудожественных
произведений реализуется через: методы преподавания (информационно-
сообщающий, объяснительный метод, инструктивно-практический,
объяснительно-побуждающий, побуждающий метод) и методы учения
(исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-
поисковый, поисковый); средства обучения (натуральные, изобразительные и
технические); индивидуальную и индивидуально-групповую форму организации
обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением методологических подходов и теоретических положений, установленных и используемых в профессиональной педагогике; комплекса методов педагогического исследования, адекватных объекту, предмету, целям и задачам диссертационной работы; анализа полученных результатов экспериментального исследования; сравнения гипотезы исследования и педагогической модели системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи с результатами эксперимента.

Обоснованность полученных выводов и рекомендаций исследования обеспечивается анализом педагогической и специальной литературы по обозначенной проблеме; теоретическим раскрытием и эмпирическим подтверждение положений гипотезы; анализом результатов исследования и формулированием выводов.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры лаковой миниатюрной живописи в Высшей школе народных искусств, а также в научных статьях и докладах на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Санкт-Петербург 2009 - 2014 гг.); Российских научно-практических конференциях «Культура России в 21 веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург 2011 - 2015 гг.); 3 Международном Фестивале ремесел и фольклора «Матренина неделя» (Санкт-Петербург 2011 г.); в Московском филиале ВШНИ (Москва 2014 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в Холуйском филиале им. Н.Н. Харламова и ФГБОУ ВПО «Высшей школе народных искусств (институт)».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 136 наименования и включает 7 приложений. Общий объем рукописи с приложениями составляет 227 стр.

Художественно-технологическая деятельность как профессиологическая основа содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи

Холуйская лаковая миниатюрная живопись - это вид художественной росписи, выполняемой на лаковых изделиях из папье-маше темперными красками с применением сусального золота и серебра. Данный вид русской лаковой миниатюрной живописи зародился в Холуе в 1934 г. В основу этого искусства были заложены богатые традиции иконописи. Холуй - село, расположенное в Ивановской области Южского района. В документах начала XII века встречаются упоминания о холуйских-мастерах иконописцах, как высокопрофессиональных изографах. Живописные мастерские существовали до 20-х годов XX века.

Холуйская лаковая миниатюрная живопись выполняется темперными красками на изделиях из папье-маше. Тематика искусства холуйской миниатюры отображает исторические события, литературные произведения, русский народный фольклор, архитектурный пейзаж, быт человека. Произведениям лаковой миниатюрной живописи Холуя свойственна живописная декоративность, однако сохраняется конкретность изобразительного языка, приближенного к реалистическому изображению. В цветовой гамме преобладают теплые (охристо-оранжевые) или холодные (сине-зеленые) оттенки, которые оживляют контрастные дополнительные тона. Для росписи характерна ярусность и кулисность в построении пространства, обобщение дальнего плана, тщательная проработка всех элементов переднего плана, повествовательность композиции (многоклеймовость), выявление главных персонажей художественной росписи. Холуйская лаковая миниатюрная живопись выполняется на живописном фоне, но иногда используется черный фон изделия для большей выразительности образов. Особую роль в лаковой миниатюрной живописи Холуя занимает пейзаж, он придает большую выразительность художественной росписи, способствует передаче общего эмоционального настроя, поэтизации лаковой живописи. Миниатюрная роспись мягко вписывается в фон предмета и обрамляется орнаментом. Орнамент в искусстве холуйской миниатюры выполняется металлом, а именно твореным сусальным золотом и серебром, которые художники сами приготавливают в определенном соотношении с необходимыми компонентами. В орнаменте часто используют цвет. Золото применяют в живописи при изображении металлических элементов, таких как военные доспехи, купола церквей, орнаменты на парчовых тканях и других. Конструктивные формы для росписи изделий разнообразны: шкатулки разных форм и размеров, декоративные тарелки, броши, пеналы, ларцы, письменные наборы и другие.

Л.К. Розова отмечает, что Холуй в XVII- XIX веках являлся одним из центров иконописания, где оно было наследственным занятием местного населения [100, с. 7].В 1809 году в Холуе была осуществлена попытка создания учебного заведения. Директор училищ Владимирской губернии Д.И. Дмитревский открыл приходское училище в доме священника Тихвинской церкви Ивана Яковлева. Но ввиду резкого сокращения числа обучающихся училище закрылось [10, с. 18].

В 1861 году в Холуе открылось двухклассное приходское училище, первое во Владимирской губернии. Обучение иконописному мастерству начиналось методом подсадничества с 9-10 лет. Мастер брал себе сразу несколько учеников. Первое время они выполняли подсобные работы, часто не связанные с иконописанием, учились приготовлять краски, наблюдали за работой мастера. Важно было, чтобы ученик уловил художественные особенности выполнения росписи, вплоть до движения кистью рукою мастера. Иконописцы делились на личников - тех, кто писал лики, открытые части тела, и доличников - они писали все остальное, например, драпировки, архитектуру, орнаменты. Так ученики, попав к доличнику, начинали работу с какой-либо части драпировок, а к личнику - рук, ног, головы. Мастер требовал от ученика, чтобы тот внимательно наблюдал за всеми действиями художника: перевод рисунка на доску, золочение иконы, выполнение роскрыши, росписи, нанесение бликов (пробелов) и т. д. Первые попытки росписи иконы ученик выполнял на особой доске. Когда рука ученика начинала работать более уверенно, ему разрешали писать иконы для продажи. С этого времени наступал второй этап ученичества - ученик становился подмастерьем. По итогам обучения ученик выполнял «дипломную работу», так называемую «отходную» икону, и представлял ее своему учителю, который выявлял, может ли ученик называться мастером. Для поощрения учеников мастер делал подарки (рубаха, штаны) в праздники (Пасху, Рождество) [93, с. 6].

В 1882 году Владимирским Братством Благоверного Великого Князя Александра Невского по почину высокопреосвященнейшего Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского, в Холуе открылись рисовальные классы, через год в 1883 году - школа иконописи. Учебная программа представляла собой упрощенный вариант класса православного иконописания [93, С. 9].

С 1892 года иконописной школой стал руководить выпускник Петербургской Академии художеств Николай Николаевич Харламов. При нем значительно вырос уровень обучения мастеров иконописцев. Было расширено содержание учебного плана, введены такие учебные дисциплины, как перспектива, анатомия, иконография; налажено сотрудничество с Академией художеств. Вице-президент Академии граф И.И. Толстой принял на себя звание почетного попечителя [93, С. 10]. А.А. Каморин отмечает: «Он предоставил школе наглядные пособия, гипсовые скульптуры, образцы графических и живописных работ, программы обучения и др.» [56, с.8]. Императорская Академия оказывала финансовую поддержку иконописной школе. Это позволяло закупать необходимое оборудование для учебных классов и расширять помещение. Курс обучения длился шесть лет. Занятия проходили с 9 часов утра до восьми вечера. Основными дисциплинами были иконописание, рисунок и живопись по программе Академии художеств. Кроме этого в школе обучали золочению, чеканке, композиции и технологии темперной живописи. Н.Н. Харламов преподавал рисунок и живопись, создавал образцы для учащихся. Большое влияние на художника оказывало творчество В.М. Васнецова, подражание его работам было очень явно, но постепенно Харламов нашел свой художественный стиль, в поисках которого помогли традиции древнерусского искусства. В этом ему помогла совместная работа с одним из лучших иконописцев Холуя Иваном Дмитриевичем Шаховым-Абрамовым, который преподавал в иконописной школе, был прекрасным знатоком иконописного искусства, мастером, умеющим выполнить икону от начала до конца.

В 1896 году во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде принимал участие Николай Николаевич Харламов, представивший иконы Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, двунадесятых праздников, служившие образцами для учеников Холуйской школы. После выставки Н.Н. Харламову поступило предложение от Комиссии по постройке храма Воскресения в Санкт-Петербурге (Спаса на Крови) принять участие в конкурсе эскизов для мозаик главного купола [42, с. 156]. Николай Николаевич создал 42 картона для мозаик интерьера храма Воскресения Христова.

Н.Н. Харламов организовал артель, в которую набирал своих учеников. Артель активно работала в России и за рубежом. Велась работа над иконами для Тихвинской церкви в Холуе, исполнены росписи в Никольском храме села Тейково Шуйского уезда, в Кунгуре Пермской области, Белевском духовном училище города Тифлиса, в Соборе святого Александра Невского в Варшаве, в Русской посольской церкви в Вене, в православных соборах Кракова и Кишинева и других церквях многих российских городов [93, 13].

Обоснование и отбор содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи

Моделирование является универсальным методом научного исследования. Главная особенность его состоит в том, что этот метод опосредованно познает предмет исследования с помощью предметов заместителей. В этом случае модель выступает как своеобразный инструмент исследования. Процесс моделирования включает: субъект (исследователь), объект исследования, модель, опосредствующая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Именно эта особенность определяет специфические формы исследования аналогий, гипотез других категорий и методов исследования [57, 68, 80].

Моделирование - это метод [31]. Отсюда модель - это дополнительный или вспомогательный объект, который находится в соответствии с познаваемым оригиналом и является способным замещать его на определенных этапах его познания. В соответствии с этим считаем, что построение модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи будет являть собой интегрированные сведения о содержании образования, выявлять их неточности и определять новые аспекты разработки и реализации содержания образования. Моделирование художественно-технологического содержания высшего образования в области искусства холуйской миниатюры имеет ряд специфических особенностей:

- моделирование дает возможность изучать процесс создания содержания до его осуществления. Изучение процесса выявляет возможные отрицательные последствия, что в дальнейшем позволяет ослабить или ликвидировать их. Моделирование позволяет прогнозировать последствия создания и реализации содержания, что чрезвычайно важно для успешного внедрения его в практику профессионального образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи; - моделирование в виде системы позволяет не только целостно изучить процесс отбора содержания, но и выявить связи между компонентами модели и рассмотреть образовательную ситуацию с различных сторон; процесс разработки, художественно-технологического содержания, представленный моделью выглядит технически строго, рельефно, что в целом облегчает анализ компонентов, а отсюда и обоснование направлений его реализации и совершенствования; - сознательное упрощение в целях исследования при моделировании процесса разработки художественно-технологического содержания образования позволяет применять качественные и количественные методы анализа и на их основе получать обоснованные данные о процессе.

При построении модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи главной для нас задачей являлось создание модели достаточной полноты. Для этого мы учитывали следующие факторы, влияющие на рассматриваемый процесс: - установленные виды художественной и технологической деятельности выпускника учебного учреждения профессионального образования; - требования Федеральных государственных образовательных стандартов к компетенциям на уровне среднего профессионального и высшего образования по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; - содержание компетенций выпускников по профилю «Холуйская лаковая миниатюрная живопись», установленные в исследовании на основе анализа видов деятельности; - найденные в процессе экспериментального исследования интеграционные зависимости художественной и технологической деятельности, а отсюда и тесные взаимосвязи художественного и технологического содержания образования, что влияет на его распределение по учебным дисциплинам. - внимание наличию в модели противоречивых компонентов как одного из признаков целостности и полноты модели и учет возможностей появления новых условий и факторов для дополнения разрабатываемой модели новым компонентом. Отметим, что моделирование художественно-технологического содержания в области холуйской лаковой миниатюрной живописи является для нас средством совершенствования разработки данного содержания.

При создании модели мы руководствовались принципами и этапами моделирования, установленными Э.М. Хакимовым [124], И.Я. Лиепой [71], Д.М. Гвишиани, И.Б. Новиком, С.А. Пеговым [39], а также выделенными в диссертационных исследованиях по профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства В.Ю. Борисовой [29], П.В. Гусевой [43], И.В. Поселеновой [96], С.Н. Денисовой [45]. Изученные материалы по моделированию позволили определить принципы, которыми будем руководствоваться в исследовании: - принцип противоречивости, который отражает противоречивые единства интуитивно-содержательного и формального методов изучения отбора художественно-технологического содержания; - принцип аксиоматизации, который определяет без доказательств, свойства и отношения компонентов модели по степени общности и конкретности; принцип ограничения, диктующий множественность отношений художественно-технологического содержания с иным содержанием и со средой профессионального образования; - принцип аналогии, когда разрабатываемая модель художественно технологического образования аналогична объективной его модели.

Принимая во внимание принципиальные требования к построению модели, выделим требования к описываемым компонентам модели: точность и полнота, отсутствие лишних функциональных характеристик, четкость и лаконичность, содержащая достаточную степень детализации; приемлемость, доступность в использовании, то есть соответствие компетенциям тех, кто будет их использовать.

В нашем исследовании мы будем использовать идеальную модель, представляющую собой описание оригиналов в словесной форме и с помощью символов, отражающих особенности художественно-технологического содержания.

Дидактические условия реализации художественно-технологического содержания высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи

Моделирование является универсальным методом научного исследования. Главная особенность его состоит в том, что этот метод опосредованно познает предмет исследования с помощью предметов заместителей. В этом случае модель выступает как своеобразный инструмент исследования. Процесс моделирования включает: субъект (исследователь), объект исследования, модель, опосредствующая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Именно эта особенность определяет специфические формы исследования аналогий, гипотез других категорий и методов исследования [57, 68, 80].

Моделирование - это метод [31]. Отсюда модель - это дополнительный или вспомогательный объект, который находится в соответствии с познаваемым оригиналом и является способным замещать его на определенных этапах его познания. В соответствии с этим считаем, что построение модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи будет являть собой интегрированные сведения о содержании образования, выявлять их неточности и определять новые аспекты разработки и реализации содержания образования. Моделирование художественно-технологического содержания высшего образования в области искусства холуйской миниатюры имеет ряд специфических особенностей: - моделирование дает возможность изучать процесс создания содержания до его осуществления. Изучение процесса выявляет возможные отрицательные последствия, что в дальнейшем позволяет ослабить или ликвидировать их. Моделирование позволяет прогнозировать последствия создания и реализации содержания, что чрезвычайно важно для успешного внедрения его в практику профессионального образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи; - моделирование в виде системы позволяет не только целостно изучить процесс отбора содержания, но и выявить связи между компонентами модели и рассмотреть образовательную ситуацию с различных сторон; процесс разработки, художественно-технологического содержания, представленный моделью выглядит технически строго, рельефно, что в целом облегчает анализ компонентов, а отсюда и обоснование направлений его реализации и совершенствования; - сознательное упрощение в целях исследования при моделировании процесса разработки художественно-технологического содержания образования позволяет применять качественные и количественные методы анализа и на их основе получать обоснованные данные о процессе.

При построении модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи главной для нас задачей являлось создание модели достаточной полноты. Для этого мы учитывали следующие факторы, влияющие на рассматриваемый процесс: - установленные виды художественной и технологической деятельности выпускника учебного учреждения профессионального образования; - требования Федеральных государственных образовательных стандартов к компетенциям на уровне среднего профессионального и высшего образования по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; - содержание компетенций выпускников по профилю «Холуйская лаковая миниатюрная живопись», установленные в исследовании на основе анализа видов деятельности; - найденные в процессе экспериментального исследования интеграционные зависимости художественной и технологической деятельности, а отсюда и тесные взаимосвязи художественного и технологического содержания образования, что влияет на его распределение по учебным дисциплинам. - внимание наличию в модели противоречивых компонентов как одного из признаков целостности и полноты модели и учет возможностей появления новых условий и факторов для дополнения разрабатываемой модели новым компонентом. Отметим, что моделирование художественно-технологического содержания в области холуйской лаковой миниатюрной живописи является для нас средством совершенствования разработки данного содержания. При создании модели мы руководствовались принципами и этапами моделирования, установленными Э.М. Хакимовым [124], И.Я. Лиепой [71], Д.М. Гвишиани, И.Б. Новиком, С.А. Пеговым [39], а также выделенными в диссертационных исследованиях по профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства В.Ю. Борисовой [29], П.В. Гусевой [43], И.В. Поселеновой [96], С.Н. Денисовой [45]. Изученные материалы по моделированию позволили определить принципы, которыми будем руководствоваться в исследовании:

- принцип противоречивости, который отражает противоречивые единства интуитивно-содержательного и формального методов изучения отбора художественно-технологического содержания; - принцип аксиоматизации, который определяет без доказательств, свойства и отношения компонентов модели по степени общности и конкретности; принцип ограничения, диктующий множественность отношений художественно-технологического содержания с иным содержанием и со средой профессионального образования; - принцип аналогии, когда разрабатываемая модель художественно технологического образования аналогична объективной его модели.

Принимая во внимание принципиальные требования к построению модели, выделим требования к описываемым компонентам модели: точность и полнота, отсутствие лишних функциональных характеристик, четкость и лаконичность, содержащая достаточную степень детализации; приемлемость, доступность в использовании, то есть соответствие компетенциям тех, кто будет их использовать.

В нашем исследовании мы будем использовать идеальную модель, представляющую собой описание оригиналов в словесной форме и с помощью символов, отражающих особенности художественно-технологического содержания. Моделирование является универсальным методом научного исследования. Главная особенность его состоит в том, что этот метод опосредованно познает предмет исследования с помощью предметов заместителей. В этом случае модель выступает как своеобразный инструмент исследования. Процесс моделирования включает: субъект (исследователь), объект исследования, модель, опосредствующая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Именно эта особенность определяет специфические формы исследования аналогий, гипотез других категорий и методов исследования [57, 68, 80].

Моделирование - это метод [31]. Отсюда модель - это дополнительный или вспомогательный объект, который находится в соответствии с познаваемым оригиналом и является способным замещать его на определенных этапах его познания. В соответствии с этим считаем, что построение модели художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи будет являть собой интегрированные сведения о содержании образования, выявлять их неточности и определять новые аспекты разработки и реализации содержания образования. Моделирование художественно-технологического содержания высшего образования в области искусства холуйской миниатюры имеет ряд специфических особенностей: - моделирование дает возможность изучать процесс создания содержания до его осуществления. Изучение процесса выявляет возможные отрицательные последствия, что в дальнейшем позволяет ослабить или ликвидировать их. Моделирование позволяет прогнозировать последствия создания и реализации содержания, что чрезвычайно важно для успешного внедрения его в практику профессионального образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи; - моделирование в виде системы позволяет не только целостно изучить процесс отбора содержания, но и выявить связи между компонентами модели и рассмотреть образовательную ситуацию с различных сторон; процесс разработки, художественно-технологического содержания, представленный моделью выглядит технически строго, рельефно, что в целом облегчает анализ компонентов, а отсюда и обоснование направлений его реализации и совершенствования;

Ход и результаты экспериментальных исследований по внедрению модели системы содержания профессионального образования холуйской лаковой миниатюрной живописи

В соответствии со второй задачей экспериментального исследования -определение дидактических условий реализации художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, а также согласно необходимым компонентам (методам, средствам, формам, стадиям) подсистемы «Реализация художественно-технологического содержания профессионального образования» системы художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, остановимся на применении в эксперименте тех или иных условий.

Используя критерии оценивания условий внедрения модели системы содержания профессионального образования холуйской лаковой миниатюрной живописи, такие как эффективность использования методов обучения, эффективность использования средств и форм организации обучения, создание художественно-творческой образовательной среды обучения, в ходе эксперимента было определено, что все в совокупности дидактические условия, создаваемые для эффективного обучения студентов холуйской лаковой миниатюрной живописи, являются важными. Нельзя, например, выбрать эффективные методы обучения и сопровождать учебный процесс отсутствием творческой, дружественной среды, так как это приводит к ухудшению освоения разработанного художественно-технологического содержания образования. Для его успешного освоения студентами процесс реализации должен быть разбит преподавателями на три стадии: установление знаний об обучающихся, проведение занятий теоретического и практического обучения в соответствии с разработанным содержанием и его корректировкой, детальный анализ результатов освоения. Эта стадийность обязательна, как показал эксперимент, для каждой учебной дисциплины. Не освоение какой-либо части художественно-технологического содержания студентом всегда влечет за собой корректировку преподавателем содержания и процесса обучения, в этих условиях преподавателю важно своевременно определить отставание в усвоении художественно-технологического содержания студентом и принять меры к его ликвидации.

Высокая педагогическая и художественно-технологическая квалификация педагогов, а также владение ими в совершенстве индивидуально-групповой формой наставничества и понимание роли междисциплинарных связей являются необходимыми требованиями к успеху освоения художественно-технологической деятельности студентами.

Выделенная для освоения художественно-технологического содержания классификация методов преподавания и соответствующим им методов учения и раскрытая на примерах в параграфе 2.2 в экспериментальных условиях подтвердила свою актуальность и может быть применена в учебном процессе эффективного формирования художественно-технологической деятельности в среднем профессиональном и высшем образовании. Необходимо отметить, что явной четкой последовательности применения тех или иных методов обучения на занятиях по конкретной учебной дисциплине не обнаружено в ходе эксперимента. Это объясняется различием целей и задач занятий, индивидуальным ходом обучения студентов. Хотя присутствует общее направление использования методов - от информационно-сообщающего к побуждающему (методы преподавания) и от исполнительского к поисковому (методы учения).

Как показал эксперимент, активизирует творческую художественно-технологическую деятельность студентов (а это приводит к успешному и быстрому усвоению художественно-технологического содержания образования) использование исследовательского метода, исследовательской работы студентов. При этом в Высшей школе народных искусств был успешно проведен эксперимент по включению студентов среднего профессионального образования в эту деятельность. Студенты под руководством преподавателей учились проводить самостоятельные исследования по отдельным вопросам в области художественной и технологической деятельности в области Холуйской лаковой миниатюрной живописи, выступали с докладами о своей работе на всероссийских и международных научно-исследовательских конференциях студентов колледжей. Например, в 2014 году студентка Е. Власова участвовала в Российской научно-практической конференции «Культура России в 21 веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» с докладом «Символичное письмо в холуйской лаковой миниатюре» и была награждена грамотой.

Студенты же высшего образования в Высшей школе народных искусств уже с первых курсов обучения включены в научно-исследовательскую работу и к третьему курсу обучения могут представлять результаты своих исследований на внутриинститутских, региональных, всероссийских и международных конкурсах научных работ. Так, в 2013 году студентка Латышева Татьяна участвовала в конкурсе грантов для студентов и аспирантов с работой «Михаил Васильевич Ломоносов», по результатам конкурса студентка получила премию Правительства Санкт-Петербурга.

Экспериментальные исследования доказали, что такие средства обучения, как: натуральные объекты (художественно-графические образцы, пигменты, эмульсия и др.), изображения (фотоизображения миниатюрных росписей Холуя, каталоги выставок холуйских художников, альбомы с иллюстрациями лаковой миниатюрной живописи Холуя, проекты творческих работ студентов и учебных и дипломных работ), описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами (учебно-методические пособия, дидактические материалы и др.) эффективны и используются преподавателями активно, начиная с первого курса обучения и практически по всем учебным предметам, формирующим художественно-технологическую деятельность. Это объясняется большой информативностью таких средств, которая решает множественные задачи обучения. Например, на первых курсах обучения задачу профессиональной ориентации и формы интереса к будущей профессии художника, а на старших курсах - глубинное понимание стилистических особенностей именно холуйской лаковой миниатюрной живописи и совершенствование студентами технологического мастерства. В этой связи все средства обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи ежегодно должны пополняться как дидактико-методический фонд. Так в Высшей школе народных искусств существует собранный преподавателями методический фонд, насчитывающий 275 экземпляров проектов курсовых и квалификационных работ студентов высшего образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи. В данный фонд отбирались высокохудожественные творческие работы студентов, которые могут быть использованы преподавателями как образцы выполнения художественно-технологической деятельности предшествующих студентов, что важно для образования в настоящее время.

Эксперимент показал, что выдвинутая в параграфе 2.2 индивидуальная организационная форма обучения, как основная для успешного освоения художественно-технологического содержания профессионального образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, действительно имеет место и наиболее значима при проведении практических занятий по учебным дисциплинам профессионального цикла, когда вырабатываются базовые основы будущей художественно-технологической деятельности художника.