Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое обоснование формирования визуальной кульуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств 25
1.1 Система профессиональной подготовки студентов колледжей художественного профиля 25
1.2 Сущность визуальной культуры и пути ее влияния на студентов 48
1.3. История искусств - одно из важнейших средств формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля 62
ГЛАВА 2. Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств 93
2.1. Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля 93
2.2. Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств и пути её эффективного внедрения 130
Заключение 166
список литературы
- Сущность визуальной культуры и пути ее влияния на студентов
- История искусств - одно из важнейших средств формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля
- Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля
- Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств и пути её эффективного внедрения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем
современного общества, существующего в условиях глобализации, высоких
технологий и инноваций, постоянно меняющихся культурных и
образовательных ориентиров, усугубленных интенсивным информационным
потоком, выступает ценностное освоение действительности. Ситуация общего
информационного хаоса негативно влияет на восприятие и анализ
социокультурного пространства в его общечеловеческом и личностном смысле.
В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность или
эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные
переживания и формирующая общую культуру личности. Вопросы
комплексного преподавания дисциплины «История искусств» в
профессиональных образовательных организациях художественного профиля в педагогической практике изучены недостаточно. Поэтому разработка самой методологической основы комплексного обучения и формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля средствами дисциплины «История искусств», с учетом компетентностного подхода ФГОС по специальности, является своевременной и актуальной, точно также, как актуальна необходимость систематизации и структурирования отдельных аспектов методологии преподавания «Истории искусств» в условиях информатизации общества, пересматривающего отношение к преподавателю как к основному источнику информации, но оставляя за ним право урегулирования процесса обучения.
Изучение научной литературы и практического опыта в области
методики преподавания дисциплины «История искусств» в современной
системе интегративного образовательного пространства позволило выявить ряд
противоречий между: с одной стороны, необходимостью в современных
педагогических условиях развития экспериментальных и инновационных
методов обучения, а с другой - алгоритмизацией педагогического процесса,
опирающегося на репродуктивную деятельность обучающихся. А также
ключевыми изменениями технических возможностей преподавания,
возможностями широкого использования компьютерной техники,
коммуникационных средств и отсутствием специальных работ по внедрению, использованию и популяризации компьютерных технологий в области обучения истории искусства. Принципиальным изменением социально-психологических характеристик обучающихся, как субъектов обучения, для которых виртуальное пространство становится средой обитания и психолого-педагогическими основами, базирующимися на репродуктивном способе познания.
На основе представленных противоречий можно сформулировать проблему настоящего исследования - формирование визуальной культуры у студентов профессиональных образовательных организаций.
Степень научной разработанности проблемы.
В исторической ретроспективе философское осмысление эстетической сущности искусства и вопросы эстетического воспитания личности представлены в работах Сократа, Платона, Аристотеля, А.Г. Баумгартена, Г.С. Батищева, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, Н. Буало, Ф.-М.А. а, Г.В. Гегеля, А.И. Герцена, Д. А.Ф. Лосева, Е.И. Рерих, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Б.А. Успенского, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого и др. В настоящее время этой проблеме посвящены труды Ю.Б. Борева, В.В. Ванслова, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича и др.
С точки зрения психологии художественного образования и
эстетического воспитания особый интерес для нас представляют работы
ученых: Б.Г. Ананьева, Г.В. Беды, Е.В. Волковой, Л.С. Выготского,
И.Е. Даниловой, М.С. Жирова, С.Е. Игнатьева, Н.И. Киященко,
Т.С. Комаровой, О.П. Котиковой, Б.Т. Лихачева, Н.Я. Маслова, Б.C. Мейлаха,
Б.М. Неменского, Е.В. Ольшанской, Н.И. Пьянковой, С.Л. Рубинштейна,
С.Д. Смирнова, И.Ф. Смольянинова, М.Д. Таборидзе, Б.М. Теплова,
А.А. Унковского, А.С. Хворостова, В.Н. Шацкой, Е.В. Шороховой,
Г.И. Щукиной, С.Г. Якобсона, А.П. Яшухина и др.
Педагогический аспект формирования художественно-образного
мышления, наряду с другими проблемами художественного образования,
рассматривался в исследованиях А.А. Аронова, Н.К. Баклановой,
Н.Д. Булатовой, К.К. Григорян, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, Б.Т. Лихачева,
Т.П. Прусаковой, Н.Ф. Спинжар, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова,
С.К. Ткалич, Т.В. Христидис, В.В. Чижикова и др.
Методическое обоснование процесса обучения и учета специфики
изучения истории искусств и отдельных художественных дисциплин
представлено в работах: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, В.П. Зинченко,
Е.Ф. Кузнецова, А.И. Козлякова, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева,
Ю.В. Новоселова, А.С. Пучкова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева,
А.В. Триселева и др.
Значительный вклад в исследования психологии зрительного восприятия
внесли российские исследователи Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, Т.Г. Бетелева,
Е.В. Волков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ю. Зенкова, Е.И. Игнатьев,
В.С. Кузин, С.П. Лавлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов,
Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, Д.П. Узнадзе, Д.А. Фарбер, П.М. Якобсон и др., а
также западные исследователи Р. Арнхейм, Г. Вёльфлин, Дж. Гибсон,
Р.Л. Грегори, Р. Д'Андраде, М. Картер, М. МакЭдори, Н.Ч. Мейер,
В.Дж.Т. Митчелл, С.А. Хорн и др.
Современные инновационные методы преподавания дисциплины «История искусств», формирующие визуальную культуру студентов, представлены в работах западных педагогов М. Бартела, Д. Грепперад, Р.Ж. Лерх, А.Л. Макмичела, К. Осборн, М. Расселл, М. Уилбур, А. Шобер, Р. Шустерман, Ю Бонг Ko и др.
Проблемы и сущность преподавания дисциплины «История искусств» в средней и высшей школе отражены в диссертационных исследованиях
Л.С. Романовой (1997), Г.В. Лебедевой (1998), Л.Г. Дьячковой (2006),
С.А. Муртазиной (2012); феномену визуальности и эволюции визуальной
культуры посвящены диссертационные работы О.В. Мехоношиной (2011),
В.В. Колодий (2011), Е.В. Сальниковой (2012), Г.В. Петровской (2013);
формированию образного восприятия действительности художественного
мышления и художественно-творческих способностей на учебных занятиях по
изобразительному искусству – В.А. Еркова (2002), С.А. Сатаровой (2006),
А.Ш. Амиржановой (2009), М.Г. Талля (2009), Т.И. Атамалян (2010),
И.М. Полынской (2010), О.И. Олонцева (2010), С.В. Ерохина (2010);
формированию профессиональной культуры художника декоративно-
прикладного искусства в вузе – А.В. Духовного (2010), С.А. Сазоновой (2011), И.В. Поселеновой (2011).
Что касается специальных исследований по рассматриваемой проблеме
в условиях среднего профессионального образования, то работ, посвященных
строго данному аспекту, нам обнаружить не удалось. В разное время к
проблеме эстетического воспитания и формированию нравственно-ценностной
среды средствами изобразительного искусства у учащихся старших классов и
профессиональных технических училищ обращались: А.Е. Ларин (1969),
И.И. Зарецкая (1973), О.И. Рыбникова (1977), Т.А. Бакшиева (1979),
И.Е. Мешалкина (1980), А.Ю. Гончарук (1984), Е.П. Чернова (1984),
В.Р. Мосина (1995), И.В. Бурцева (1996), А.Г. Дериновская (1996),
В.А. Романова (1997), Е.С. Асылханов (2002), Т.А. Суханова (2002),
Л.М. Архинова (2004), Т.В. Жиркова (2004), Е.П. Кабакова (2005),
Т.М. Дмитриева (2006), В.К. Кононова (2006), к восприятию зрительной культуры старшеклассников на уроках МХК - Л.М. Некрасова (2001).
Специфике и методике реализации профессиональной подготовки
студентов в условиях среднего профессионального образования посвящены
диссертации: А.Г.Казаковой (2000), Е.Г. Ростовской (2005), Г.Н. Рогожиной
(2006), С.А. Бизяевой (2007), С.В. Пронько (2007), И.Н. Кулезневой (2008),
Н.В. Цегельной (2008), Н.М. Снопко (2008), Л.Ш. Абдуловой (2010),
Е.С. Богачевой (2011), Н.Н. Двуличанской (2011), В.А. Абакумова (2012),
А.В. Бучкина (2012), Г.В. Завгородней (2012), Т.В. Лазаревой (2012),
Т.С. Калиновской (2013), Н.А. Березовой (2014), Л.Б. Карабановой (2014),
А.Ф. Казаковой (2014), Н.А. Морозковой, А.А. Мошакова (2014),
М.Н. Прозоровой (2014), Е.В. Родиной (2014) и др. Тщательная проработка вышеназванных диссертаций привела нас к выводу о том, что на фоне, казалось бы, широкого рассмотрения проблемы формирования визуальной культуры у студентов профессиональных образовательных организаций, аспект изучения в ней роли истории искусств недостаточен. Все это и обусловило выбор нами рассматриваемой темы исследования.
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов колледжей художественного профиля.
Предметом исследования выступает процесс формирования
визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств.
Цель исследования: Теоретико-методологическое обоснование
процесса формирования визуальной культуры у студентов колледжей
художественного профиля; разработка экспериментальной методики
преподавания дисциплины «История искусств» и проверка эффективности ее внедрения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить систему профессиональной подготовки студентов
колледжей художественного профиля. 2. Определить сущность визуальной культуры. 3. Выявить роль и значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. 4. Диагностировать современное состояние проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля. 5. Разработать экспериментальную методику преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля и определить пути ее эффективного внедрения.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том,
что формирование визуальной культуры у студентов колледжей
художественного профиля станет эффективным, если будет: уточнена система
профессиональной подготовки студентов колледжей художественного
профиля; определена сущность визуальной культуры; выявлены роль и
значение дисциплины «История искусств» в формировании визуальной
культуры у студентов колледжей художественного профиля; диагностировано
современное состояние проблемы формирования визуальной культуры у
студентов колледжей художественного профиля; разработана
экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств» и осуществлены пути ее эффективного внедрения.
Методологической основой исследования явились концептуальные основы диалектико-материалистической философии о теории познания (Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.), о диалектическом единстве теории и практики, о единстве общего, особенного и единичного в развивающемся объекте (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Я.А. Коменский. И.Т. Огородников и др.); идеи гуманизации образовательного процесса и развития творческого потенциала как основы целостного становления личности (В.П. Зинченко, Л.В. Брушлинский, B.C. Швырев и др.); общенаучные принципы системного подхода к проектированию государственных образовательных стандартов (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнева, Л. Г. Семушина, В.Е. Сосонко, М.А. Чекулаев и др.)
Теоретической основой исследования выступили следующие
концепции: о человеке как субъекте деятельности и обучения (К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); о развитии личности и её способностей в
процессе творческой деятельности (JI.C. Выготский, О.М. Дьяченко,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о роли взаимодействия визуального и
эстетического опыта человека (О.И. Генисаретский, М.С. Каган,
Н.И. Киященко, Л.О. Лосский, П.А. Флоренский); о психолого-педагогических
и социокультурных аспектах формирования визуальной культуры в
художественном образовании и воспитании (A.B. Бакушинский,
М. Диковицкая, В.П. Зинченко, Н. Мирзоефф, Т. Митчелл, Б.М. Неменский,
В.М. Розин, К. Фридман, Дж.Д. Херберт, Б.П. Юсов); о проблеме
художественного мышления при создании и восприятии художественного
образа (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, A.A. Мелик-Пашаев и др.); теоретические
концепции исследования основ и специфики профессионального образования
(А.А. Аронов, Н.К. Бакланова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,
Н.И. Думченко, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, А.С. Каргин, А.М. Коптяев,
В.Г. Кузнецов, И.Я. Лернер, А.Я. Найн, Л.А. Рапацкая, В.С. Садовская,
П.А. Черватюк, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко и др.); о психологических
основах образовательного процесса системы профессионального образования
(К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М. Балабан, Е.Д. Божович,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.Б. Голубева, В.В. Давыдов, Л.В. Занков,
И.А. Зимняя, В.Г. Казаков, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, А.В. Петровский,
Н.Ф. Талызина, A.И. Щербаков, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.); о единстве
теории и практики в профессиональной подготовке специалистов
(Ю.К. Бабанский, Г.С. Батищев, С.Я. Батышев и др.); о формировании профессиональных компетенций в образовательной среде (А.И. Ахулкова, В.И. Байденко, А.В. Баранов, О.М. Бобиенко, А.А. Вилкова, И.Б. Гладкова, Л.И. Гурье, И.А. Зимняя и др.)
Для реализации поставленных задач были использованы следующие
методы исследования: общетеоретические методы – анализ и изучение
научных источников по исследуемой проблематике, в том числе, нормативно-
правовая база и материалы сети Интернет; анализ и обобщение передового
педагогического опыта по теме диссертационного исследования; изучение
рабочих программ по дисциплине «История искусств»; сравнительно-
сопоставительный анализ контрольных работ и тестов по дисциплине;
индукция, дедукция, систематизация, обобщение, контент-анализ;
эмпирические методы - методы тестирования, мониторинга и педагогического
наблюдения за динамикой формирования визуальной культуры, визуальной
эрудиции, культуры идентификации и восприятия художественных
произведений у студентов колледжа художественного профиля; анализ учебно-практических и художественно-творческих работ студентов колледжа художественного профиля с целью выявления индивидуальных личностных особенностей, духовного потенциала, динамики и своеобразия творческого самовыражения; проведение психолого-педагогического эксперимента с последующим количественно-качественным анализом результатов работы по авторской программе и методике преподавания дисциплины «История искусств» студентам колледжа художественного профиля, разработанным диссертантом; беседы, опрос, анализ и систематизация собственного педагогического опыта.
Экспериментальными базами исследования выступили:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Московской области «Московский областной
колледж искусств»;
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего
профессионального образования города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс».
Этапы исследования. Исследование проходило в пять этапов.
В ходе первого этапа (2010-2012 гг.) была разработана
экспериментальная методика комплексного преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля, а также элементы матрично-обобщающей методики оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов средствами Microsoft Excel.
В ходе второго этапа (2013 г.) проведена пилотажная
диагностическая работа, были определены: цель и задачи констатирующего эксперимента; базы; методы исследования; разработан, проведен и апробирован в качестве пилотажной диагностической работы Мониторинг оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств» у обучающихся специальностей (070301) 52.02.04 Актерское искусство (по видам) и (031601) 42.02.01. Реклама после обучения дисциплине «История искусств» с целью определения позитивных и негативных сторон в обучении при формировании визуальной культуры студентов. Мониторинг проводился на факультетах, где не применялась экспериментальная методика преподавания данной дисциплины и не являющихся экспериментальной площадкой. Также на данном этапе была завершена разработка матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel.
На третьем (констатирующем) этапе исследования (2013-2014 гг.) были проведены: диагностика посредствам Мониторинга оценки общего уровня визуальной культуры по дисциплине «История искусств» уровней визуальной культуры экспериментальных групп (специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), для определения современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля; диагностика посредством Мониторингов оценки первичного уровня визуальной модальности по дисциплине «История искусств» по модулям курса с целью оценки первичного уровня визуальной модальности по темам, для последующей учебно-корректирующей деятельности на всех этапах обучения; осуществлена проверка правильности формулировки гипотезы; составлена программа формирующего эксперимента.
На четвертом этапе (2013-2015 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого определены: цель и задачи формирующего эксперимента; авторский подход и экспериментальный инновационный элемент - экспериментальная комплексная методика преподавания, основанная на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике. Респонденты исследования – группы специальностей (072601) 54.02.02
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), участвующие в формирующем эксперименте на разных этапах исследования (с 2013 по 2015 гг.) и симультанно являющиеся контрольными и экспериментальными. На данном этапе были утверждены критерии измерения уровня визуальной модальности и визуальной культуры, основанные на определении коэффициента зрительной памяти. Были проведены повторные (дефинитивные, т.е. после внедрения экспериментальной методики преподавания дисциплины «История искусств») мониторинги и мониторинги «остаточных знаний» по модулям курса (через 1-2 месяца) экспериментальных групп с целью выявления динамики развития визуальной модальности и особенностей процесса формирования визуальной культуры студентов, а также была проведена апробация экспериментальной методики и выявлены пути её эффективности.
На пятом, обобщающем этапе (2015 г.) проводилась систематизация, обобщение и анализ материалов, полученных на всех этапах эксперимента, уточнялось подтверждение гипотезы. Следует отметить, что вследствие пролонгированности эксперимента, инновационная работа на факультете «Культура и искусство» 1-ого МОК продолжается, корректируясь и совершенствуясь на разных этапах проводимого эксперимента.
Общее число респондентов, принявших участие в констатирующем эксперименте 174 человека, в формирующем – 142 человека.
Научная новизна исследования заключается в том, что с помощью сравнительно-сопоставительного анализа диссертационных исследований последнего десятилетия по данной теме, были определены и проанализированы основные позиции, наиболее полно отражающие ключевую проблему современного образования – формирование профессиональных компетенций у студентов СПО с применением инновационных педагогических технологий:
- Были выявлены и сопоставлены психолого-педагогические и средовые
характеристики студентов, например: недостаточный уровень образования и
профессиональной мотивации, негативное влияние ближней среды, социальная
неустроенность, но, в то же время, высокую сензитивость и способность к
дивергентному мышлению.
- Определена сущность визуальной культуры, как область собственно
культуры человека, которая отвечает за способность восприятия, анализа,
интерпретации и сопоставления визуальных образов, а также возможного
последующего создания на основе эстетического опыта индивидуальных
художественных образов. Раскрыто понятие визуальности как одного из
важнейших перцептивных психофизиологических составляющих современного
человека. Проанализирована культурная ситуация нового века как переходящая
из вербальной парадигмы в визуальную. Доказано, что данный аспект
необходимо учитывать в современных педагогических реалиях, так как
студенты колледжей, высших учебных заведений художественных профилей в
будущем призваны создавать авторские произведения и, таким образом,
формировать вкусы общества.
- Выявлена важность истории искусств как средства формирования
визуальной культуры у студентов художественного профиля. А именно,
неограниченные возможности дисциплины при грамотном комплексном
педагогическом воздействии на обучающихся. Проанализированы возможности
вариативного преподавания дисциплины с помощью различных комбинаций
инновационных педагогических технологий на основе дивергентного
мышления.
- Диагностика современного состояния проблемы формирования
визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля
показала, что максимальная учебная нагрузка по дисциплине «История
искусств» позволяет реализовать основные требования ФГОС по
специальности в части профессиональных умений и знаний, а также общих и
профессиональных компетенций, но является не вполне достаточной для
формирования визуальной культуры. Было выявлено, что общие дефинитивные
(итоговые) значения показателей визуальной культуры снижены из-за
отсутствия открытости и доступности новых теоретических, а в особенности,
практических исследований в данной области. При активном внедрении в
образовательный процесс отдельных инновационных элементов преподавания,
в целом отсутствует комплексная система, позволяющая системно решать
проблему визуальной эрудиции.
- С целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей
художественного профиля и вузов искусств была разработана авторская
методика преподавания дисциплины «История искусств», основанная на
личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике, и
матрично-обобщающая методика оценки эффективности формирования
визуальной культуры студентов средствами Microsoft Excel с целью уточнения
системы последующих педагогических мероприятий, направленных на
эффективное формирование визуальной культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены основные понятия визуальности, визуальной модальности и визуальной культуры в системе профессиональной подготовки студентов колледжей и вузов художественного профиля, а также инновационные подходы, средства и методы преподавания дисциплины «История искусств» с целью формирования у студентов визуальной культуры. В контексте проводимого психолого-педагогического эксперимента и поставленных задач проанализированы основные современные методологические ориентации и подходы к воспитанию и обучению: личностно-ориентированный, философско-антропологический, деятельностный, развивающий, синергетический и сформулированы рекомендации по их интеграции в процесс изучения дисциплины «История искусств».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования позволят определить комплекс требований к методике преподавания дисциплины «История искусств» в колледжах художественного профиля, удовлетворяющих современным реалиям образования, а также в разработке авторской матрично-обобщающей методики
оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов
колледжей художественного профиля по дисциплине «История искусств»
средствами Microsoft Excel. Материалы данного исследования могут быть
полезны для модернизации образовательной деятельности не только в рамках
специальностей 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам), но и других
специальностей художественной направленности, быть основой методических
и учебных пособий по методике преподавания истории искусств не только в
колледжах, но и в высших учебных заведениях, а также в системе
дополнительного профессионального образования преподавателей различных
учебных образовательных организаций. В свою очередь, матрично-
обобщающая методика электронных таблиц Microsoft Excel, основанная на
совокупности зависимостей, универсальна, имеет практически неограниченные
возможности, высокую вариативность и адаптивность к любому
педагогическому процессу и может быть использована в качестве основ для составления как фондов оценочных средств, так и контрольно-измерительных материалов не только по данной дисциплине, но и по всем предметам профессиональных программ и модулей, включая технические специальности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система профессиональной подготовки студентов колледжей
художественного профиля. Профессиональное образование в России за
последние десятилетия проходит сложный путь реформирования и интеграции
в мировое образовательное пространство. Федеральный Закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» определяет приоритетность решения
задач интеллектуального, культурного и профессионального развития
специалистов среднего звена, а новые Федеральные Государственные
Образовательные Стандарты среднего и высшего профессионального
образования по специальностям ориентируют на компетентностный подход,
принятый в Европейском пространстве высшего образования. Модернизация
методического обеспечения в области изучения искусства с целью
приобретения общих и профессиональных компетенций, знаний и умений, а
также формирования визуальной культуры должна осуществляться с помощью
ухода от монологичности обучения, усиления проблемности и
интерактивности, внедрения современных педагогических технологий -
традиционных и инновационных. Активное использование IT-технологий и
Интернета в области формирования визуальной культуры, техническое
сопровождение обучения посредством компьютерных программ и редакторов,
стимулирует адаптивность и саморазвитие студентов, реализует принципы
вариативности и интегративности образования, необходимые для становления
будущего специалиста XXI века.
2. Сущность визуальной культуры. Начиная с античности,
визуальность воспринималась и интерпретировалась как философская
парадигма, зрение декларировалось как наиболее авторитетный способ
восприятия мира. Визуальность – одна из важнейших перцептивных
психофизиологических составляющих. Современными антропологами,
культурологами и педагогами визуальности уделяется пристальное внимание,
вследствие стремительного перехода культурной ситуации нового века из
вербальной парадигмы в визуальную. Ситуация общего информационного
хаоса негативно влияет на восприятие и анализ социокультурного
пространства в его общечеловеческом и личностном смысле. В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность или эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные переживания и формирующая общую культуру личности.
3. Роль и значение дисциплины «История искусств» в
формировании визуальной культуры у студентов колледжей
художественного профиля. Представления о природе эстетического и его
многообразии в действительности и в искусстве, представления о законах
восприятия, функционирования и развития художественной культуры
необходимо формировать посредством комплексного, системного подхода в
процессе обучения дисциплине «История искусств». Комплексное
педагогическое воздействие на обучающихся в области истории искусства
является не только эффективным путем формирования визуальной культуры,
но и обязательным условием развития полноценной личности в духовном и
нравственной аспекте.
4. Современное состояние проблемы формирования визуальной
культуры у студентов колледжей художественного профиля. Отечественная
педагогика, поставленная в условия компетентностного подхода к
образованию, активно развивается в рамках современных требований к
образовательному и воспитательному процессу. Степень открытости и
доступности новых теоретических и практических исследований в области
развития визуальной модальности и культуры ограничена в силу разных
социокультурных обстоятельств. Недостаточный уровень информационной
компетентности преподавателей истории искусства в области IT-технологий,
недостаток технического оснащения, сложность перехода на новые требования
и стандарты в области преподавания теории искусства ограничивают
возможность передачи практического педагогического опыта, что сказывается
на общей системе коммуницирования профессионального педагогического
сообщества в данной области. Необходимость активного развития новейших
образовательных технологий обусловлены новой педагогической культурой
мышления.
5. Экспериментальная методика преподавания дисциплины
«История искусств». В разработке экспериментальной методики комплексного
курса преподавания истории искусств, разделенной на аудиторные
(теоретические и практические) и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, с
целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей
художественного профиля и вузов искусств, были учтены традиционные
принципы дидактики, инновационные и вариативные составляющие учебного
процесса. Определена системная совокупность психолого-педагогических
технологий в области формирования визуальной культуры средствами истории
искусств. Экспериментальная методика способна конструировать оптимально
эффективные обучающие системы, востребованные современным обществом. Техническое сопровождение обучения осуществлялось с помощью авторской матрично-обобщающей методики оценки эффективности формирования визуальной культуры по дисциплине средствами электронных таблиц Microsoft Excel.
Многовариативная и функциональная матрично-обобщающая методика
электронных таблиц Microsoft Excel, имеющая в основе анализ разных
системных зависимостей, может быть использована для осуществления
промежуточного и итогового контроля визуальных знаний студентов и с целью
уточнения системы последующих педагогических мероприятий, направленных
на эффективное формирование визуальной культуры. Совокупность
экспериментальной методики преподавания истории искусств и матрично-обобщающей методики Microsoft Excel имеет неограниченный педагогический потенциал.
Апробация работы: теоретические и практические положения
диссертации нашли отражение в 3-х статьях автора в журналах, рецензируемых
ВАК, отражающих суть исследования, а также в материалах и статьях к
Всероссийской научно-практической конференции «Наука и искусство в
социокультурном пространстве современной России» 2014 г.; Региональной
научно-практической конференции «Искусство современной России:
этнокультурное образование» 2014 г.; Московскому форуму культуры «Культура как стратегический ресурс России в XXI веке: Региональная политика» 2014 г.; выступлениях на конференциях и семинарах, в частности, в ГБПОУ СПО г. Москвы «Первого Московского Образовательного Комплекса». Разработанная экспериментальная методика преподавания дисциплины «История искусств», а также матрично-обобщающая методика электронных таблиц Microsoft Excel, уточняющая систему последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры, апробировалась в течение 5 лет и продолжает осуществляться на базе ГБПОУ СПО г. Москвы «Первого Московского Образовательного Комплекса». Отдельные элементы экспериментального материала апробировались на базах ГАОУ СПО Московской области «Московский областной колледж искусств» и ГБПОУ СПО г. Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова». Результаты диссертационного исследования были также представлены и обсуждены на заседании кафедры педагогики и психологии Московского государственного института культуры, где была дана рекомендация к защите по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования.
Достоверность и объективность результатов исследования
обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок исследования, совокупностью современных методов анализа научной и методической литературы, нормативной документации и теоретическими познаниями автора, а также разнообразием источников информации по формированию визуальной культуры средствами истории искусства в России и за рубежом. Пролонгированность эмпирического материала, его многоэтапность и систематичность позволили осуществить
сравнительно-сопоставительный анализ первичных, дефинитивных и
«остаточных» полученных данных. Достоверность результатов выполненного исследования подтверждается также соблюдением общепедагогических условий эксперимента с участием студентов разных специальностей художественного профиля и возможностью практической реализации наработанных материалов и технологий в системе среднего профессионального образования. А также обоснованностью используемой комплексной методики преподавания дисциплины «История искусств» и матрично-обобщающей методики электронных таблиц Microsoft Excel, направленных на эффективное формирование визуальной культуры, практическим подтверждением гипотезы исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету.
Лично соискателем была осуществлена организация и проведено само исследование на всех вышеуказанных базах.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами
Сущность визуальной культуры и пути ее влияния на студентов
Профессиональное образование в России за последние десятилетия проходит сложный путь реформирования и интеграции в мировое образовательное пространство с целью гуманизации и гармонизации отечественного законодательства в этой области с учетом международных стандартов и положений. Корреляция исторического опыта профобразования и инновационных научно-педагогических знаний в этой области предоставляет возможность сохранить лучшие традиции отечественной педагогической мысли, а также вырабатывать новые подходы к оптимизации образовательной деятельности на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Заданный вектор модернизации профобразования соответствует объективному подходу к осмыслению ментальных, социально-культурных, теоретико-методологических, организационно-педагогических и других условий его развития (этому вопросу посвящены работы П.Л. Атутова, С.Я. Батышева, Е.П. Белозерцева, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, В.К. Розова, В.Н. Сагтовского, В.А. Сластёнина и др.).
Современные проблемы профессионального образования отражены в работах А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, В.И. Байденко, В.П. Беспалько, Е.Д. Божович, А.В. Брушлинского, Е.И. Гарбер, Э.Б. Голубевой, В.В. Давыдова, Н.И. Думченко, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, Л.С. Зориловой, М.С. Кагана, А.Г. Казаковой, И.Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, В.М. Мельникова, Р.С. Немова, А.В. Петровского, С.И. Самыгина, Н.А. Селезнева, Л.Г. Семушиной, В.Д. Симоненко, С.Д. Смирнова, И.В. Страхова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Сосонко, М.А. Чекулаева, П.А. Черватюка, В.И. Черниченко, В.А. Якунина, Н.Г. Ярошенко и многих других. В рамках работ по стандартизации среднего профессионального образования в 1994 - 1998 гг. была разработана совокупность документов, составляющая Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части общих требований к структуре и содержанию среднего профессионального образования (ГОС СПО), образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему [65]. Таким образом, в среднем профессиональном образовании стали существовать два основных вида профессиональных образовательных программ двух уровней среднего профессионального образования (базового и повышенного). ГОС СПО определил требования к ним и установил возможность введения различных форм обучения для выпускников разного уровня среднего профессионального образования. Законодательной основой для принятия ГОС СПО первого поколения стал принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании»[80].
Постановлением от 25 мая 1994 года N 4 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования», наряду с другими, утверждаются специальности 0515 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы и 0512 – Живопись [155]. В целях приведения Классификатора специальностей среднего профессионального образования в соответствие с перспективами развития экономики и социальной сферы и потребностями рынка труда, а также выполнения Программы развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы, Приказом «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования» специальности 0515 и 0512 были окончательно закреплены [158]. ГОС СПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вводился в действие с 1997/98 учебного года. Для этого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации готовился комплект учебно-методического обеспечения ГОС СПО по специальностям, который включал собственно стандарт, примерный учебный план, пояснения к примерному учебному плану, перечень лабораторий и кабинетов [150].
Следующим этапом развития государственного регулирования образовательного процесса в СПО был переход к образовательным стандартам второго поколения. Переход к этим стандартам был связан с принятием Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» [215] и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [213], дополнившего положение о том, что государственные образовательные стандарты, включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты еще одним компонентом – компонентом образовательного учреждения. Это положение расширило возможность образовательных учреждений в формировании собственных образовательных программ. В ГОС СПО по рассматриваемым специальностям утверждены такие позиции, как требования к уровню подготовки выпускников по специальности и по дисциплинам, которые отражали широкий спектр общих требований к специалисту во всех областях предоставляемых знаний: от понимания сущности и социально-культурной значимости своей профессии, до обладания экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, а также элементарным умением общения на иностранном языке и знанием компьютерной техники. В части требований уровня подготовки цикла общеобразовательных дисциплин по специальности 0515 можно констатировать, что позиций, определяющих знания и умения непосредственно в области дисциплины «История искусств» не выявлено; по специальности 0512 можно отметить только то, что в соответствии с ГОС выпускник должен был иметь представления о разнообразных техниках живописи и истории их развития, основных фактах и закономерностях историко-художественного процесса, о принципах анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики и т.д. Должен был уметь использовать основные изобразительные техники и материалы; проводить анализ цветового строя произведений живописи; осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры, ее художественной интерпретации средствами рисунка и живописи.
В Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (базовый уровень среднего профессионального образования), квалификации художник-мастер, который был введен в действие с 1 сентября 2002 года [64], дисциплина «История искусств» являлась компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.05), на которую отводилось 128 часов учебных занятий. ГОС СПО определил и содержание дисциплины. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0512 Живопись (базовый уровень среднего профессионального образования) [66], квалификации выпускника художник-живописец, преподаватель для специализации 0512.01 Станковая живопись, дисциплина «История изобразительного искусства» также являлась компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.07), на которую отводилось 230 часов учебных занятий. ГОС СПО также определил содержание дисциплины.
История искусств - одно из важнейших средств формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля
Неоспоримый факт приоритета передачи информации с вербального способа на визуальные образы должен учитываться в художественном образовании. С поиском и выбором методов формирования визуальной культуры, на наш взгляд, должно быть связано преподавание дисциплины «История искусств» в учреждениях среднего профессионального образования художественного профиля и вузах искусств. Стимулирование мотивации профессиональной деятельности и развитие способности к самостоятельной интерпретации действительности в художественных образах позволят максимально эффективно осуществлять образовательную деятельность, направленную не только на необходимое овладение общими и профессиональными компетенциями специалиста, но и на формирование общей визуальной культуры.
Одной из важнейших задач подготовки высококвалифицированных специалистов в области искусств является формирование эстетического и художественного вкуса обучающихся, который, в свою очередь, является элементом визуальной культуры. Формирование и развитие визуальной культуры студентов в процессе изучения истории искусств, приобщение к культурным ценностям, которые накопило человечество, должно исправить те отрицательные моменты, которые в результате глобализации социально-культурного пространства несет массовая попкультура, оказывающая огромное влияние на подрастающее поколение, в том числе на тех, кто решил посвятить себя искусству и пришел в образовательное учреждение среднего профессионального образования для овладения разными видами художественного творчества.
Следует отметить, что специфика развития визуальной культуры студентов при изучении истории искусств в современных условиях перехода от постиндустриального к информационному обществу заслуживает тщательного анализа и систематизации, с учетом: - принципиального изменения общих подходов к подготовке обучающихся: перехода от обучения по государственным образовательным стандартам (ГОС), в которых основное внимание уделялось конкретному содержанию образовательных программ, к обучению по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ставящим во главу угла компетентностный подход при подготовке обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности; - принципиального изменения технических возможностей преподавания, широкого использования компьютерной техники и коммуникационных средств; - принципиального изменения самих обучающихся, для которых виртуальное пространство становится средой обитания.
Вопросам теории и истории изобразительного искусства, как доминанте зрительного образования, уделялось большое внимание еще со времен античности, об этом свидетельствуют труды по эстетике и педагогике выдающихся мыслителей своего времени - Гераклита, Пифагора, Демокрита из Абдеры, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Вопросам теории художественного наследия предшествующих поколений уделялось внимание такими выдающимися творцами прошлого и настоящего времени, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрером, Д. Вазари, JI. Комбеазо, П. Сезанном и другими.
Основополагающее значение для осмысления роли преподавания эстетических дисциплин имеют научные труды и учебные пособия ведущих современных ученых в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования - В.Ф. Асмус, B.C. Кузина, Г.Б. Смирнова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.А. Унковского. Вопросам визуальной культуры личности большое внимание уделяется современными исследователями Б.М. Бернштейном, Ф. Уэбстером, А.В. Костиной, Н.Б. Маньковской, В. Могилевским. В диссертационных исследованиях за последнее десятилетие освещены проблемы в области методики преподавания художественных дисциплин и формирования образного мышления (работы С.А. Еркова [77], И.Н. Полынской [152], В.А. Романовой [176], Л.А. Сатаровой [182], И.Б. Ческидовой [226] и др.) или вопросы преподавания истории искусств в общеобразовательных школах и вузах (работы Л.Г. Дьячковой [67], Г.В. Лебедевой [117], Л.С. Романовой [175], С.А. Муртазиной [134]), но проблема методики преподавания истории искусств в системе СПО недостаточно освещена.
В области художественного образования именно визуальная культура может выступить ретранслятором формирования не только художественного вкуса, но и эстетической культуры современного подрастающего поколения. Художественный вкус как основополагающая составляющая визуальной культуры, формирующийся средствами искусства, способен консолидировать современное общество, интегрируя в современное социокультурное пространство вечные культурные и нравственные ценности. Толковые словари дают определение прилагательному «художественный», как связанному с искусством и деятельностью в области искусства, изображению действительности в образах, отвечающему требованиям искусства, эстетическому. «Коль скоро идея, выраженная образом, неконкретна, ложна, неполна, то и образ по необходимости не художественен». В. Белинский [33, C.7].
Художественное образование в контексте визуальной культуры мы рассматриваем скорее не как профессиональную категорию, а как эстетическую. Неоспоримая преференция художественного образования – формирование художественного вкуса, а, значит, и визуальной культуры студентов. Немецкий эстетик и педагог эпохи Просвещения И. Зульцер, рассматривая вкус как категорию эстетическую, считал его главным органом художественного творчества, ставя в один ряд с разумом и нравственностью. В своих трактатах великий немец настаивал на необходимости воспитания художественно-эстетического вкуса, считая наличие оного общенациональной задачей и главным двигателем прогресса: «Воспитание вкуса является большой национальной задачей. Вкусу мы обязаны больше, чем высшим наукам. Последние непосредственно мало влияют на смягчение характеров и нравов, о вкусе же можно с полной правдивостью утверждать, что он ничего не оставляет в человеке от его первобытной грубости и делает его восприимчивым ко всему хорошему» [87, C.383]. Еще один выдающийся представитель эпохи Просвещения, шотландец Дэвид Юм, рассуждая о механизмах формирования художественного вкуса, решение данной проблемы сводит к воспитанию «изысканного знатока-критика», способного «формулировать нормы вкуса и в готовом виде преподносить их эстетически неразвитому большинству» [239, C.230].
Определяя пути влияния визуальной культуры на студентов СПО, следует подчеркнуть, что объективная основа визуальной культуры как эстетической доминанты, несмотря на своеобразие ментальности, социальной и духовной составляющей жизни любого общества – всеобща. В воспитании визуальной культуры визуальными образами следует учитывать, что принципы восприятия определенных отношений гармонии, симметрии, пропорциональности, цветности, ритма, движения, композиции «настроены» самой природой и в организуемых искусством изобразительных образах эти отношения универсальны. Визуальная культура есть некое эстетическое переживание - звучание в унисон субъективного, внутреннего камертона с объективным, вне личностным. Одной из главных задач истории искусств как дисциплины, наряду с профессионально-образовательными, можно считать мотивацию привнести эстетические переживания, формируемые культурными и нравственными ценностями, в повседневность, в восприятие и интерпретацию повседневной действительности.
Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля
ГБПОУ ПК им.Н.Н. Годовикова – новая образовательная организация, реализующая преемственность и взаимосвязь всех ступеней образования. Реорганизация путем слияния трех образовательных учреждений ГБОУ СПО «Московский колледж книжного бизнеса и информационных технологий», ГБОУ «Московский авиационный техникум имени Н.Н. Годовикова», ГБОУ СОШ №225 позволила создать современный образовательный комплекс, транслирующий идеи нового времени, инновационные подходы к обучению, которые подразумевают широкие возможности и вариативность обучения [137]. Каждая из вошедших в политехнический колледж организация имеет свою уникальную историю и традиции, насчитывающие 60-80 лет.
Первый Московский Образовательный Комплекс был реорганизован в форме слияния четырех московских колледжей: Технологического колледжа №14, Техникума художественных ремесел №59, Колледжа предпринимательства №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна и двух общеобразовательных школ №274 и №1380 на основании приказа ДОгМ №489 от 29.06.12 «О реорганизации». Сегодня «1-й МОК» - самый крупный образовательный комплекс в Москве - 15 зданий, 800 педагогов, 7000 учащихся. В нынешнем учебном плане – 7 факультетов подразделения «Колледж» и 20 специальностей, 2 средних школы и 5 профильных классов, 4 детских сада с разнообразными программами развития – все, что позволяет обеспечить с ранних лет максимально широкий выбор направлений и индивидуальную траекторию развития, опыт самостоятельного творчества и положительную социализацию. Комплекс активно участвует в исследовании запросов индустрии и рынка, формировании образовательных стандартов и новых профессий [136].
Факультет «Культуры и Искусства», расположен в центре Москвы, по адресу 2-й Спасоналивковский переулок, дом 3, строение 6 и был сформирован на базе Техникума художественных ремесел №59, имеющего давние традиции профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, ведущие свое начало с основания в 1925 году Художественной школы ФЗО №2. Сейчас это многоуровневая, непрерывная, интегрированная образовательная организация, имеющая социальных партнеров и обеспечивающая реализацию основополагающих принципов модернизации образования: эффективность, качество, открытость и доступность образования.
С нашей точки зрения, прежде чем переходить к анализу констатирующего эксперимента, следует уделить внимание психолого-педагогическим характеристикам респондентов. На момент проведения констатирующего эксперимента, обучающиеся (17-19 лет) в соответствии с возрастной периодизацией, находятся в стадии молодости (до 20 лет – древнекитайская классификация), в периоде становления («весна» - классификация возрастов жизни по Пифагору VI в. до н.э.), в третьем жизненном периоде (14-21 год) -классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.), в периоде кризиса (Л.С. Выгодский 1929 г.), в периоде отрочества и юности (психосоциальное развитие личности по Э. Эриксону 1950 г.), в юношеском возрасте (Периодизация Дж. Биррена 1964 г., возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.) [59, C.221]. И.А. Зимняя в качестве социально-психологического аспекта развития студентов данного периода отмечает активное потребление культуры, высокий уровень познавательной мотивации и социальной активности в рамках личностно-деятельностного аспекта - студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия [73, C 183]. У Э. Эриксона данный возрастной период характеризуется высокой степенью самоопределения и бинарностью (идентичность личности-непризнание) онтогенеза индивида [228, С.15]. Следует подчеркнуть, что данные исследования были направлены на выявление психолого-педагогических характеристик обучающихся высшего звена, на инновационный резерв и потенциальную элиту общества в целом, характеризующуюся высоким уровнем учебной мотивации и потенциально высокими возможностями рефлексии.
Респонденты, участвующие в пилотажной работе и констатирующем этапе, являются студентами системы СПО и по своим психолого-педагогическим характеристикам имеют ряд принципиальных отличий от будущих специалистов высшего звена. Принимая во внимание специфику СПО художественной направленности, следует отметить, что большинство поступающих в данные учебные заведения, как правило, уже профессионально ориентированы и мотивированы на получение определенной профессии. Тем не менее, на наш взгляд, процент внемотивированного контингента, поступающего по территориальному принципу, принципу удобства коммуницирования или принципу «домино» («за компанию») значительно выше, чем в вузах. К сожалению, в условиях жесткой рыночной конкуренции, образовательные организации не всегда имеют возможность повышения минимальных проходных баллов для поступающих, установленных Рособрнадзором, что, безусловно, сказывается на качестве профессионального потенциала абитуриентов. Также следует констатировать, что значительное число поступающих в образовательную организацию СПО, в которой проводился эксперимент, формируется из числа с трудом освоивших учебную программу основного общего образования (9 классов), что, несомненно, влияет на уровень учебной мотивации в последующем. Поступившие после окончания среднего общего образования (11 классов) составляют в среднем 13% от общего числа обучающихся на курсе и формируются из числа не прошедших по конкурсу в вузы. Следует отметить также и влияние ближней социальной среды респондентов. При проведенном опросе кураторов курсов нами было выявлено, что большой процент обучающихся воспитывается в неполных семьях, имеет пьющих родителей и общую социальную неустроенность.
Итак, вернемся к проведению и анализу констатирующего эксперимента. Отправной точкой проведения констатирующего эксперимента стала пилотажная диагностическая работа, направленная на определение реального состояния проблемы. На этом этапе мы должны были доказать состоятельность дисциплины «История искусств», как одного из важнейших средств формирования визуальной культуры у студентов художественного профиля. Целью пилотажной диагностической работы явилась разработка и апробация мониторинга визуальной культуры студентов после обучения дисциплине «История искусств» на факультетах, где не применялась экспериментальная методика преподавания, задачами - поиск оптимальных решений по его составлению, а также формирование прогностический и когнитивной составляющей мониторинга, отражающих суть диссертационного исследования.
Экспериментальная методика формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств и пути её эффективного внедрения
Оценка уровня визуальной культуры по результатам общего мониторинга, так же как и в констатирующем эксперименте, сформировалась на основании совокупности результатов всех трех блоков мониторинга, для которых был установлен единый критерий определения с учетом психолого-педагогических характеристик респондентов - студентов среднего профессионального образования: 0%-40% правильных ответов –низкий уровень визуальной культуры; 41%-69% правильных ответов - средний уровень визуальной культуры; 70%-100% правильных ответов - высокий уровень визуальной культуры. Средний показатель (ОБ1) по Блоку №1 высчитывается по формуле: ОБ1=ОЖ+ОВ+ОВ1+ОК/4, где: ОЖ - всего ошибок при определении жанра (%), ОВ -всего ошибок при отнесении к 10 -20в. (%), ОВ1 - всего ошибок при отнесении к 21в. (%), ОК - всего ошибок при отнесении к китчу (%).
Средний показатель (ОБ2) по Блоку №2 высчитывается по формуле: ОБ2=ОН+ОВ+ОК/3, где: ОН - всего ошибок при определении направления живописи (%), ОВ - всего ошибок при отнесении к 19-20в./21в. (%), ОК - всего ошибок при отнесении к китчу (%). Средний показатель (ОБ3) по Блоку №3 высчитывается по формуле: ОБ3=ООК+ОУН/2, где: ООК - всего ошибок при определении оригинал/копия (%), ОУН - всего ошибок при определении удачная/не удачная копия (%). Общий средний показатель по мониторингу определяется по формуле: ВК = 100%-(ОБ1+ОБ2+ОБ3/3).
Следует отметить, что оценка уровня визуальной модальности, как и визуальной культуры в целом, не только в рамках констатирующего, но и в рамках формирующего эксперимента, не является видом промежуточного и итогового контроля общетеоретических знаний по дисциплине «История искусств». Проведение подобных мониторингов - это возможность параллельно с основными задачами учебного процесса определить динамику ценностного освоения действительности студентов, интерпретирующего зрительные переживания и формирующего визуальную культуру личности.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами были применены общетеоретические методы: сравнение (сравнительный анализ первичного уровня визуальной модальности студентов разных групп и специальностей с дефинитивным и «остаточным» уровнями); аналогия (сходство явлений и процессов при оценке первичного уровня визуальной модальности студентов разных групп и специальностей с дефинитивным и «остаточным» уровнями); формализация (отображение первичного содержательного знания студентов разных групп и специальностей с дефинитивным и «остаточным»); анализ (выделение и изучение отдельных частей объектов исследования); синтез (построение единой системы результатов исследования); индукция и дедукция.
В предлагаемых педагогических условиях нами были применены эмпирические методы исследования, такие как наблюдения и беседы со студентами, а также мониторинг оценки дефинитивного и «остаточного» уровня визуальной модальности и математический анализ полученных данных с помощью разработанных нами электронных таблиц программы Microsoft Excel.
В ходе формирующего этапа были определены следующие данные оценки дефинитивных и «остаточных» (2-3 месяца после обучения по теме раздела) уровней визуальной модальности студентов:
Студенты 2-х курсов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) и 071001 Живопись (по видам) в ходе
Мониторинга №1а «Оценка первичного, дефинитивного и «остаточного» уровней визуальной модальности по теме «Искусство Древнего мира», показали следующий уровень визуальной модальности:
Данные таблицы демонстрируют тот факт, что группа «21 ДПИ» (12 чел.) при дефинитивной и «остаточной» оценке визуальной модальности показала высокий уровень - 100%, улучшив первичный показатель на 50%. В ходе эксперимента было установлено, что среднее количество ошибок, допущенных группой, составляет 0,8 и 4 ошибки соответственно, что говорит об их сокращении в два раза в сравнении с первичным показателем. Самый хороший результат в группе – 29 правильных ответов, самый плохой – 27/24 правильных ответов. При дефинитивной оценке было установлено значительное сокращение ошибок в искусстве Китая и Японии – до 30% в сравнении с первичной. При оценке остаточных знаний этот процент увеличился на 10%. Количество респондентов, не определивших файлы, содержащие референты со скульптурой, при дефинитивной оценке составило 8%, тогда как при первичной равнялось 75%. Оценка остаточных знаний по идентификации референтов по скульптуре значительно выше - 50%. В свою очередь, группа «22 ДПИ» (8 чел.) показала – 100% дефинитивный уровень визуальной модальности и в части оценки остаточных знаний – 12% средний и 88% высокий уровни. В сравнении с первичными показателями это на 76% и 64% выше соответственно. В ходе эксперимента было установлено, что среднее количество ошибок, допущенных группой, составляет 6 ошибок. Лучший результат в группе – 30 правильных ответов, худший – 21 правильный ответ. Количество всех ошибок группы пришлось на референты с искусством Китая и Японии, а также на такой вид искусства, как скульптура – 60% и 70% соответственно. Уровень визуальной модальности у группы «23 ДПИ» (11 чел.) – дефинитивно 100% высокий и остаточно 13% средний и 87% высокий, тогда как при первичной оценке был 100% средний. В ходе эксперимента было установлено, что среднее количество ошибок, допущенных группой, составляет 1,8/5 ошибок соответственно. Дефинитивно/остаточно лучший результат в группе – 30/26 правильных ответов, худший – 26/24 правильных ответа. Половина респондентов, допустивших ошибки, не определили референты с искусством Китая – 54%/56%, что на 46%/44% ниже, чем при первичной оценке. Дефинитивно/остаточно 50%/55% не определили скульптуру, что на 35%/30% ниже первичной оценки. Дефинитивный и остаточный уровни визуальной модальности у группы «21 ЖИВ» (17 чел.) – 100% высокий; 6% средний и 94% высокий соответственно. Это на 71%/65% выше, чем при первичной оценке