Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни Мукуев Магомед Ахмадович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мукуев Магомед Ахмадович. Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Мукуев Магомед Ахмадович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет], 2017.- 186 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально художественной культуры Чечни

1.1. Понятие «эстетический вкус» как историко-философская и педаго гическая проблема 17

1.2. Современные требования, предъявляемые к эстетическому вкусу студентов техникума моды и дизайна как составной части их профессио-нальной подготовки

1.3. Структурные компоненты, критерии и уровни сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна 48

1.4. Локусы национально-художественной культуры Чечни как воспита тельный потенциал формирования эстетического вкуса у студентов техни кума моды и дизайна

Выводы по первой главе 83

ГЛАВА II. Организация эстетико-педагогических условий в деле формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни

2.1. Программа и методика опытно-экспериментального исследования по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса (констатирующий этап)

2.2. Создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса (формирующий этап) .

2.3. Содержательный анализ динамики сформированности у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса (заключительный этап) 118

Выводы по второй главе 136

Заключение 138

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Актуальность проблемы формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обусловлена требованиями к специалисту художественно-эстетического профиля с широкими эстетическими запросами, высокой культурой художественных способностей, потребностью в активной творческой деятельности, стремлением к творческой реализации, самостоятельным освоением образцов культуры и искусства своего региона и их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимость развития эстетического вкуса студентов техникума моды и дизайна на материалах национально-художественной культуры вызвана тем, что при сохраняющейся общности политических и экономических процессов Российской Федерации, существуют определенные различия между регионами России в структуре экономики, в характере хозяйственной деятельности людей, в культурно-историческом наследии, в профиле образовательно-воспитательных учреждений. Данное обстоятельство делает необходимым усиление гуманной направленности художественного образования, особое внимание уделить формированию у молодежи эстетического вкуса, выраженного в активной жизненной позиции, что требует приобретение студентами знаний о своем регионе и национальной культуре, в которых заложены большие воспитательные возможности. В профессиональном образовании современного студенчества каждого региона России наблюдается тенденция возврата интереса к своим истокам, национальным ценностям, утверждению гуманных взглядов и идеалов, поиску методов и форм их усвоения, полноценного «присвоения» оставленных предками культурных артефактов. Сформированный эстетический вкус средствами национальной культуры - важнейший критерий понимания личностью не только красоты родного края, истины и добра, но и отражение уровня культурной самоидентификации чеченской молодежи. Гуманистическая ориентация обучения и воспитания студентов техникума моды и дизайна г.Грозного, их обращение к национальному искусству, забытым народным локусам (национальным костюмам, священным камням, древним башням, предметы народной утвари и домашнего быта), в корне меняет их профессиональную и художественно-эстетическую подготовку - цели, содержание образования, механизмы обучения, акцент на трансляции национальной культуры, на понимании и оценки народных локусов молодежью.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования эстетического вкуса личности – не нова, к ней в разное время обращались ученые разных поколений и национальностей от Бальтасара Грасиан-и-Моралеса (автор термина «вкус») и Умберто Эко до наших дней - Ю.Б. Борев, Баркова Е.В., Богуславский В.М., Б.Т. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Н. Липский, Б.Г. Лукьянов, М.Ф. Овсянников, А.А. Радугин, В.А. Сухомлинский, Н.Н. Суворов, А.И. Шахова и др. Вопросы воспитания эстетического вкуса, эстетической культуры относятся к числу наиболее актуальных проблем педагогической науки и практики. В эстетике сложился ряд подходов, отражающих определенные традиции в понимании эстетической культуры (Жирмунский В.М., Лясковская Т.П., Мозгот В.Г., Рома-ненко Н.М., Смирнова Г.Р., С.Т. Шацкий и др.). Ученые, анализируя и обобщая опыт предшественников, представляют эстетическую культуру личности как

единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. С.Т. Шацкий утверждал, что все сферы жизни человека должны быть пронизаны эстетическим элементом. Ряд исследователей (Е.В. Баркова, Л.М. Баткин, Б.М. Бернштейн, В.П. Шестаков, Е.Н. Устюгова и др.) считают категорию «вкус» пограничным термином по отношению к эстетической и художественной сфере. Центральное место в формировании эстетического вкуса личности педагогика отводит воздействию на субъект средствами искусства, национально-художественного искусства, в том числе, так как, будучи формой художественного освоения действительности, искусство – это средство эстетического познания (М.М.Байрамбеков, Валиева Р.З., Г.Д. Гачев, Е.С. Громов, В.Г. Грязева, М.С. Каган, О.А. Кривцун, З.А.Мадаева, Марковин В.И., А.А. Мелик-Пашаев, И.М.Раджабов, С.-М. Хасиев и др.).

Несмотря на значительный ряд исследований, освещавших проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста «Художника по костюму», можно заключить, что вопросы формирования эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры, не получили должного отражения в научных исследованиях. Предпринятые попытки в решении проблемы формирования эстетического вкуса студента художественно-эстетического профиля не в полной мере учитывали возможности использования воспитательного потенциала народной культуры, национальных локусов в личностно-нравственном становлении личности, способной возрождать и пропагандировать забытые шедевры народного эпоса и фольклора, элементы которых в дальнейшем будут использованы в собственной художественно-эстетической деятельности.

Объективная необходимость разработки проблемы формирования у студента эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обуславливается также особенностями работы среднего специального учреждения в связи с переходом на новые образовательные стандарты, модернизацией задач профессиональной подготовки будущего «Художника по костюму» посредством национально-региональных возможностей.

Проблемой данного исследования является выявление воспитательного потенциала чеченской национально-художественной культуры, народных локу-сов с целью формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса.

Все выше изложенное позволило выявить ряд сложившихся противоречий между:

неизменно растущими требованиями общественно-государственного заказа к профессиональной подготовке специалиста художественно-эстетического профиля, определяющих проведение мер по укреплению профилактики и поддержанию эстетики внешности различных групп населения, правил профессионального поведения, духовно-нравственных идеалов, ценностей профессии художественно-эстетического профиля, и недостаточной технологической разработанностью процесса воспитания данных качеств у студентов на должном уровне;

потребностью педагогической теории и практики в формировании у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национальной культуры и слабой разработкой эстетико-педагогических и организационно-методических условий, которые призваны обеспечить результативность процес-

са.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы эстетико-педагогические условия в реализации воспитательного потенциала национально-художественной культуры Чечни в деле формирования у студентов эстетического вкуса, обеспечивающие высокий эстетический запрос, культуру художественных способностей, потребность в активной творческой деятельности, самостоятельное освоение образцов культуры и искусства своего региона и их использование в профессиональной деятельности.

В соответствии с представленной проблемой определена тема исследования: «Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни».

Цель исследования - определить ведущие теоретические основы, эстети-ко-педагогические условия, механизмы и технологии, предопределяющих сущность и эффективную реализацию процесса формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов техникума моды и дизайна.

Предмет исследования - процесс формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественного искусства Чечни.

Гипотеза исследования. Результативность использования воспитательного потенциала национально-художественной культуры, народных локусов чеченского народа выступает основанием формирования эстетического вкуса. Эффективность процесса формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обеспечивается при условии, если:

- процесс формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетиче
ского вкуса средствами национально-художественного искусства Чечни базиру
ется на требованиях государственно-общественного заказа, предъявляемых к
уровню специалиста «Художник по костюму», способного к глубокому воспри
ятию народных локусов, умение понимать и сопереживать народному искусству
во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической опреде
ленности;

- методологически раскрыт воспитательный потенциал национально-
художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирова
ния у студентов эстетического вкуса;

- определены структурно-содержательные компоненты эстетического вку
са студента техникума моды и дизайна, его критерии, показатели и уровни;

- определен комплекс эстетико-педагогических и организационно-
методических условий: разработка и методика опытно-экспериментального ис
следования по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетиче
ского вкуса; создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической
среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у
студентов эстетического вкуса;

- выявлена эффективность предложенных форм и методов по формирова
нию эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна и динамики

данного процесса.

Согласно установленной цели и положениям гипотезы исследования, нами были поставлены задачи исследования:

- выявить современные требования государственно-общественного заказа,
предъявляемых к профессиональной подготовке выпускников средних образова
тельных учреждений художественно-эстетического профиля и специфику про
фессиональных качеств студентов техникума моды и дизайна;

раскрыть воспитательный потенциал национально-художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирования у студентов эстетического вкуса;

определить структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности у студента направления «Художник по костюму» эстетического вкуса;

- разработать комплекс эстетико-педагогических и организационно-
методических условий.

Методологическая база исследования. Исследование базируется на ос
новных положениях философии профессионального образования и воспитания,
на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, со
циологов, педагогов по проблеме эстетического воспитания, на методологиче
ских принципах исследования роли национально-регионального искусства, на
родных локусов в формировании у студентов эстетического вкуса; определяется
концепцией непрерывного профессионального образования профессиональных
кадров среднего звена, положениями системно-структурного (Ананьев Б .Г.,
Б.М. Бернштейн, Платонов К.К.) средового (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Ф.
Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В.
Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин Р.Х. Уолтер, С. Уотсон, Б. Хоскен, Дж.
Гудленд), Э. Нигермайер, Ю. Циммер, Б. Бло, Л. Порше, П. Ферра); личностно-
деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин
штейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), гуманистического (Ш.А.Амонашвили,
А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, З.А. Малькова, Д.М.Маллаев,
Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов), этнокультурного

(Ф.Н.Алипханова, Б.Ш.Алиева, Ш.М.-Х.Арсалиев, М.М.Байрамов, Т.Ю. Бурми-строва, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов,Д.М.Маллаев, А.М.Магомедов, Ш.А.Мирзоев, И.В.Мусханова, И.М.Раджабов, М.Г. Тайчинов, Н.У.Ярычев и др.) подходов к формированию у студентов техникума моды и дизайна специальности «Художник по костюму» эстетического вкуса, позволяющими в системе среднего профессионального образования усовершенствовать процесс профессиональной готовности будущего специалиста-эстета.

Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение и классификация, моделирование и проектирование и др.); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент), а также методы математической статистики.

Теоретические основы исследования базируются на культурно-исторической концепции национально-региональных этносов в условиях различных социально-политических систем (А.В. Авксентьева, Т.Ю. Бурмистрова, З.Т. Гасанов, Н.Н., Л.М. Дробижева и др.); этнологические и этнокультурные

теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и др., позволяющие глубже понять и осмыслить сущность воспитательного потенциала чеченской национально-художественной культуры и народных чеченских локу-сов и выявить особенности данного процесса; теории и концепции педагогов о развитии способностей и качеств личности в процессе обучения и развития средствами изобразительного искусства (С.С. Аверинцев, С.С. Алексеев, В.Ф. Асмус, A.B. Бакушинский, Г.В. Беда, Т. Брилл, H.H. Волков, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, М.С. Каган, B.C. Кузин, Г.В. Ла-бунская, С.Х. Раппорт, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, П.М. Якобсон и другие); теоретические положения в искусствознании, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народных локусов в национальной культуре (М.М. Бахтин, Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и другие); теория деятельности и развития личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.С. Рубинштейн и др.).

База исследования. Разработка программы опытно-экспериментального исследования и его проведение проходило с 2013 год по 2016 год на базе ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна». Ценность формирования у студентов эстетического вкуса в рамках художественного образования ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна» определяется их способностью ориентироваться в проблемах национальной культуры, осмыслением своего места в мире, самостоятельного освоения образцов культуры и искусства и их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. «Грозненский техникум моды и дизайна» был создан как Профессиональное училище № 26 в 1966 году (в 2016 году отметил свой юбилей) в рамках подготовки специалистов для службы быта и швейной отрасли Чеченской республики.

Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить три основные этапа.

  1. этап (2013 - 2014 гг.) - анализ философской, психолого-педагогический литературы, диссертационных исследований в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования; формулировки рабочих гипотетических положений, конкретизации целей и задач исследовательской работы; осмысление проблем формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса, выявление теоретических подходов к разработке программы и методики исследования на базе техникума моды и дизайна, первичный анализ воспитательного потенциала национально-художественной культуры Чечни и народных локусов; построение понятийного аппарата, разработки гипотетических положений.

  2. этап (2014 - 2015 гг.) - определялись структурные компоненты, критерии и уровни сформированности эстетического вкуса; проводился констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности эстетического вкуса студентов; проводился формирующий эксперимент - проверялась эффективность разработанной программы опытно-экспериментального исследования эстетического вкуса студентов; осмысление итогов первого этапа педагогического эксперимента, наполнение новым качественным содержанием программы формирования эстетического вкуса студентов,, апробация, корректировка и внедрение исследовательских методик; организация и осуществление опытно-экспериментальной проверки положений гипотезы. Проведение формирующего

эксперимента, связанного с проверкой и уточнением критериев, показателей и уровней сформированности эстетического вкуса студентов, публикация методических рекомендаций.

  1. этап (2012 - 2013 гг.) - обработка полученных данных, корректировка содержания, форм и методов формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса, за счет изучения мнения расширившегося круга воспитательных кадров (эксперты, администрация техникума моды и дизайна), использующих рекомендации, основанные на выводах исследования.

  2. этап (2015 - 2016 гг.) - осуществлены систематизация и обобщение исследовательского материала, сформулированы теоретические выводы, практические рекомендации, завершено литературное оформление диссертационного исследования, определены перспективы дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблеме. В исследовании отражен личный многолетний опыт преподавательской и научно-педагогической работы соискателя в системе сред-неспециального образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в соответствии с постоянно возрастающими требованиями общественно-государственного заказа к профессиональной подготовке специалиста художественно-эстетического профиля, разработаны и научно обоснованы:

выявлены и дополнены современные требования государственно-общественного заказа, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников средних образовательных учреждений художественно-эстетического профиля и специфику профессиональных качеств студентов техникума моды и дизайна специальности «Художник по костюму»;

раскрыть воспитательный потенциал национально-художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирования у студентов эстетического вкуса определены критерии, показатели и уровни сформированности эстетического вкуса студентов;

определены структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности у студента направления «Художник по костюму» эстетического вкуса;

разработан комплекс эстетико-педагогических и организационно-методических условий.

Для проверки положений выдвинутой гипотезы и поставленных задач использовались методы: теоретические (анализ и синтез психолого- педагогической, философской литературы, изучение и анализ нормативной-правовой (ФГОС 3) и учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и сравнительный анализ документов); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, ранжирование; интервьюирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, статистический, сравнительный анализ результатов эксперимента, математические методы обработки экспериментальных данных).

Теоретическая значимость исследования определяется дополнением теории профессиональной подготовки будущих специалистов художественно-эстетического профиля «Художник по костюму» путем разработки содержательно-технологического обеспечения данного процесса; внесением вклада в развитие теории воспитания и профессиональной подготовки специалиста на-

правления «Художник по костюму» среднего звена; обогащением концепции использования воспитательного потенциала национально-художественной культуры Чечни и ее народных локусов в формировании эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан и внедрен в практику элективный курс «Народные чеченские локусы как фактор формирования эстетического вкуса»; созданы и внедрены в практику работы техникума моды и дизайна элементы художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса. Реализованы практические материалы исследования, которые способствовали эффективному формированию у студентов специальности «Художник по костюму» хорошего эстетического вкуса – глубокое восприятие студентами народных локусов, умение понимать и сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности; проявление не только эмоциональной оценки, но и нравственной направленности творчества, умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и находить нестереотипные способы их решения; проявляет активный интерес к народному искусству, сформированное чувство любви к Чечне, ее истории, природе; знать алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере ознакомления с новыми предметами народного творчества и народных локусов; умение высказывать эмоциональные суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Полученные практические результаты могут быть использованы: при моделировании процесса профессиональной подготовки специалистов художественно-эстетического профиля среднего звена; педагогами техникумов художественно-эстетической направленности при организации воспитательной работы для совершенствования стандартов и программ профессионального воспитания будущих специалистов.

Был разработан критериально-оценочный комплекс в деле выявления уровней сформированности эстетического вкуса у студентов: Опросники когнитивно-эмоционального содержания; Методика «Q-сортировка В. Стафансона; Методика «Исследование незаконченного предложения» Сакса и Леви, «Алгоритмы анализа произведений архитектуры», «Алгоритм анализа произведений скульптуры» А.А. Мелик-Пашаева, Алгоритм анализа Национального вайнах-ского костюма (женский и мужской), Алгоритм анализа средневекового замка Пхакоч недалеко от села Итум-Кала, построенный в XI-XII веках; Методика условных обозначений средней величины Адольфа Кетле.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается
опорой на современные теоретико-методологические основы профессиональной
педагогики; многообразие фактического материала исследования; использова
ние комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссер
тационного исследования; личным участием автора в опытно-
экспериментальной работе процесса формирования у студентов техникума моды
и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной куль
туры.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические и практические выводы исследования были апробированы и

представлены на международной научно-практической конференции: «Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях «Модернизация профессионального образования» (Махачкала, 2015), «Проблемы и перспективы» (Махачкала, 2016), «Дни науки » (Прага, 2017), «Новейшие научные достижения» (София,2017) , а также нашли отражение в публикациях автора, три из которых опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК РФ. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на методологических семинарах кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета. Материалы диссертационного исследования, учебные программы по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры в учебный процесс ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна».

Положения, выносимые на защиту:

1. Сформированный эстетический вкус студента – это интегративное каче
ственное образование, выражающееся в глубоком восприятии студентами на
родных локусов, умение понимать и сопереживать народному искусству во
всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определен
ности; проявление ими не только эмоциональной оценки, но и нравственной на
правленности творчества, умение ставить в творческой деятельности нестан
дартные оригинальные задачи и находить нестереотипные способы их решения.
Эффективное формирование эстетического вкуса у студентов техникума моды и
дизайна специальности «Художник по костюму» возможно только в рамках на
циональной ориентации, с учтом психолого-этнических особенностей чечен
ского народа, изучения воспитательного потенциала национально-
художественной культуры и народных локусов, созданных на протяжении веков.

  1. Воспитательный потенциал национально-художественной культуры и народных локусов Чечни – это не только эстетические, но и духовно-нравственные, этические идеалы чеченской истории и культуры. Народные ло-кусы - предметы национального быта, национальные феномены произведения традиционной национальной культуры создают благоприятные условия для приобщения студентов к культурному наследию народа, выступают важным фактором в воспитании эстетического вкуса, в гуманизации художественного образования студентов учреждений эстетического профиля (народная скульптура, национальный костюм, священные камни, боевые башни, музыка, национальный эпос и др.).

  2. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности эстетического вкуса студента: когнитивно-эмоциональный (глубокое восприятие народных локусов, умение наслаждаться ими, способность студента понимать, сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности); нравственно-поведенческий (проявление нравственной направленности творчества для духовного самосовершенствования, тесная связь этической и эстетической форм эстетической деятельности); деятельностно-креативный (умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения); оценочно-результативный (демонстрация студентом способности к оценке произведений народного творчества; умение воспринимать и

анализировать содержание различных произведений искусства).

4. Комплекс эстетико-педагогических и организационно-методических условий: разработка и методика опытно-экспериментального исследования по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса; создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса; выявление эффективности предложенных форм и методов по формированию эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна и динамики данного процесса.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Современные требования, предъявляемые к эстетическому вкусу студентов техникума моды и дизайна как составной части их профессио-нальной подготовки

Одной из потребностей человеческой личности является ее потребность в красоте, гармонии, созвучии, целостности. Красота воспитывает в человеке доброту, открытость, возвышенные чувства. Она облагораживает человека и наполняет его жизнь определенным смыслом. Каждый человек, наделенный пониманием красоты, чувством гармонии, стремится не только увидеть красивое в любом предмете, природном явлении, но и старается жить в красивой среде, украшая свой дом, свое рабочее место, место отдыха в соответствии с собственным эстетическим вкусом.

Сам термин «вкус» происходит от латинского слова «gustus» и от французского «le guste», обозначающие одно из физиологических чувств человека, относящееся к еде. Постепенно, эволюционируя, слово «вкус» принимает иное значение и интерпретируется как способность человека тонко чувствовать прекрасное в природе, в искусстве, включая в данное понятие такие смыслы как «удовольствие», «наслаждение», «восторг», «восхищение». Таким образом, заключает Б.М. Бернштейн, вкус в XVII–XVIII веках «становится предметом эстетического разгадывания». [11; С. 63.]. «Сформированный эстетический вкус - важнейший критерий понимания личностью не только красоты, истины и добра, но и отражение уровня самоопределения человеческой индивидуальности. Эстетический вкус, как специфический духовный механизм, возникает и формируется в процессе взаимоотношений двух главных способностей - рассудка и чувственности [57]. Другими словами, эстетический вкус не должен сводится к способности личности понимать и грамотно оценить окружающие предметы или природные явления. Результатом сформированности эстетического вкуса должно быть присвоение и опредмечивание личностью целой совокупности эстетических ценностей. То есть, эстетический вкус, как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, способствует ее саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию.

А.Ф. Лосев отмечает, что «эстетический вкус, как категория эстетики, появился в философской литературе, научных трактатах ученых еще в XVII веке». [57; С. 258]. Однако тот же В.П. Шестаков отмечает: «Есть основания предполагать, что появление эстетического вкуса в работах мыслителей XVII-ого столетия способствовало появление определенных художественных предпочтений в привилегированном обществе, художественного вкуса как социокультурного феномена (заказы придворным художникам, появление первых частных коллекций и галерей и т.д.)». [121;. С. 317].

В словаре С.И. Ожегова термин «вкус» определяется как «чувство, понимание, оценка изящного, красивого». [81; С.85]. В словарях русского языка Д. Ушакова и В. Даля понятие «вкус» также определяется как способность к оценке прекрасного, изящного. Другими словами, «эстетический вкус является критерием художественных оценок, системой не только оценок, но и «типом отношения человека к объективной действительности, преобразуемый практикой» [12; С.59]. В европейской культуре, пишет Девид Майерс, среди определений термина «вкус» есть некоторая закономерность, определяющая его аксиологическую составляющую при восприятии человеком. На немецком языке понятие «вкус» (Geschmac) - это эстетическое состояние человека, его способность оценивать явления общественной жизни, природы, искусства как прекрасное, безобразное. [136; с. 612]. Формирование эстетического вкуса напрямую отражает марксистские категории «опредмечивание-распредмечивание». Если термин «опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом». Деятельность опредмечивается проявляется не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя. Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему способности развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью». [68 с. 121].

Первым, кто использовал термин «вкус» в моральном и эстетическом контексте, стал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. В его творчестве находят отражение многие ценностные аспекты культуры барокко, где человек, получая свободу в своей деятельности, осуществляет поступки, ориентируясь на свой вкус как удачный, счастливый выбор. В своих произведениях Бальтасар Грасиан-и-Моралес часто использует термин «вкус» как показатель духовной глубины и зрелости личности. Он пишет: «три качества делают из человека чудо – и это высшие дары Верховной Щедрости: плодовитый талант, глубокий ум, тонкий и счастливый вкус. Велико преимущество – понимать, еще большее – хорошо продумать и оценить хорошее». [7; С. 16.]. И далее, «… для вкуса, как и для ума, необходима культура. Кто тонко чувствует, тот острей жаждет лучшего. Глубина понимания узнается по высоте устремления. Чтобы наполнить большой сосуд, требуется большое количество; что для ненасытных обзор обильная еда, то для возвышенных натур – высокие материи…вкусы прилипчивы, передаются общением и по наследству; посему общество людей хорошего вкуса – великое счастье. Но не следует и брать себе за правило все осуждать – это одна из нелепых крайностей…». [там же, С.88-100].

Ряд исследователей (Е.В. Баркова, Л.М. Баткин, Б.М. Бернштейн, В.П. Шестаков, Е.Н. Устюгова и др.) считают категорию «вкус» пограничным термином по отношению к эстетической и художественной сфере, где эстетический вкус, с одной стороны, является критерием совершенства, с другой - это качество личности, необходимое для ее полноценного эстетического развития. Е.В. Баркова продолжает мысль о том, что «эстетический вкус, как существенное качество личности, имеет значение для любого человека, независимо от того, занимается он искусством или нет». [8; С.99-100]. Исходя из данного положения философа можно заключить, насколько тогда важным является формирование эстетического вкуса человека, который занимается искусством, связан с эстетической и художественной деятельностью, занимается творчеством, дизайном, созданием предметов эстетического содержания.

Структурные компоненты, критерии и уровни сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна

На территории Чечни довольно часто можно встретить лабиринты, которые символизировали у древних племен ритуал инициации или посвящения юношества во взрослую жизнь. Инициация свидетельствовала о том, что молодые люди становились на равных со взрослыми мужчинами – защитниками, хранителями племени. Лабиринт всегда вызывал у молодежи особые чувства, когда они проникались атмосферой прошлых столетий, воображали себе, как проходили состязания, инициации, какое мужество проявляли молодые люди, чтобы заслужить статус взрослого человека.

Петроглиф в виде руки или раскрытой ладони нередко встречается в наскальных росписях на всех чеченских боевых башнях. Изображение человеческой руки символизировало силу, власть, созидающее начало. Одним из значений ладони предполагало владение чем-либо, собственность, а сам оттиск представлял собой древнейший вид личной печати собственника. Ма-даева З.А. пишет: «В чеченском языке с ладонью – «ка» связаны названия внешних атрибутов собственности: ков – ворота, керт – огороженное владение». [62; С. 109].

Рассказывая студентам о чеченских петроглифах на башнях, мы наблюдали особые эмоции молодых людей от увиденного петроглифа, изображающий охотника или сцену охоты на стене жилой башни в ущелье Тазбичи. К сцене охоты часто добавляется изображение лука со стрелой - Чеберлой, Майста. Не менее эмоционально реагировали студенты на наскальные изображения коня, поскольку он считается у чеченцев священным животным и до середины XX века чеченцы вообще не употребляли в пищу конину, хотя конина не является табу для мусульманской веры. Согласно исследованиям (Далгат У.Б., Мадаева З.А., Хасиев С.-М. и др.), изображение быка является самым распространенным тотемным животным не только на Кавказе, но и в Средиземноморье. Священный бык у чеченцев - символ плодородия, связанный с культом Великой Матери. Наряду с этим, студенты узнали, что в чеченском языке сохранилось понятия родства, имеющих отношение к слову «сту» – бык, это «сте» – женщина, жена, «стунцхой» – родственники жены, «стунана» – теща и т.д.

Особый интерес вызывают у студентов петроглифы, изображающие сразу множество рисунков, образующих единый сюжет. К ним можно отнести целую группу разных диких животных, найденных в Моцарое, где рядом с животными изображен охотник с луком и со стрелой, который целится в животное. Данный сюжет вызывает особый интерес потому, что рядом с охотником изображена собака. Известно, что не все виды животных способны уживаться с человеком, немногие смогли преодолеть страх перед людьми. Собака была приручена человеком еще в конце каменного века. Уже в то время она бегала на охоту рядом с первобытным охотником. Сила ее обаяния заключается в глубокой преданности своему хозяину и крепости духовной связи с ним. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака. Собака призвана не только охранять человека от хищников, но и не давать пасущимся животным отбиваться от стада и приводить их под родной кров. То есть данные наскальные рисунки демонстрируют единение человека и животного, показывают взаимную дружбу и взаимопонимание.

Особую гордость у студентов вызвали петроглифы с изображением точного календаря. Известно, что у чеченцев с древнейших времен существовал календарь, подвергшийся в Раннем Средневековье некоторому влиянию со стороны христианства.

У.Б. Далгат пишет, что, если башни являлись семейной собственностью, на них обязательно были фамильные знаки, или тамги. Надписи наносились на арочные камни нижних дверных проемов или просто на стены фасада. Фамильными знаками могли служить любые изображения, в том числе буквы грузинского или греческого алфавитов, стилизованные фигуры животных, различные символы». [27; С.70 с.].

Воспитательный потенциал народных локусов национально художественной культуры вайнахов, созданного им народного фольклора, базируется, в большинстве своем, на устных традициях. Известно, что практически все жанры национально-художественной культуры зарождались в различных фольклорных формах - мифология, театр, музыкальная и танцевальная культуры, обычаи, традиции, традиционная одежда и культура.

Одежда во все времена была и остается неотъемлемой частью материальной культуры любого народа, поэтому национальный костюм мы рассматриваем в тесной связи и обусловленности с историческим развитием этноса, с его географической средой, местным ландшафтом, традициями и обычаями. Народный костюм несет в себе главную специфику и особенности представлений народа об идеале, выполняет эстетическую функцию для улучшения внешнего облика человека. «Особенности национального вайнах-ского костюма складывались на протяжении веков, пишет З.Э. Алиева, который говорит о сформированном эстетическом вкусе его создателей, представляет их эстетические идеалы». [3; С.40-44]. Есть нечто важное в вайнах-ском традиционном костюме - это принцип единого ансамбля, что относится и к подобранному материалу, и к покрою, и цветовым соотношениям в рисунке и орнаменте.

Создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса (формирующий этап)

На территории Чечни довольно часто можно встретить лабиринты, которые символизировали у древних племен ритуал инициации или посвящения юношества во взрослую жизнь. Инициация свидетельствовала о том, что молодые люди становились на равных со взрослыми мужчинами – защитниками, хранителями племени. Лабиринт всегда вызывал у молодежи особые чувства, когда они проникались атмосферой прошлых столетий, воображали себе, как проходили состязания, инициации, какое мужество проявляли молодые люди, чтобы заслужить статус взрослого человека.

Петроглиф в виде руки или раскрытой ладони нередко встречается в наскальных росписях на всех чеченских боевых башнях. Изображение человеческой руки символизировало силу, власть, созидающее начало. Одним из значений ладони предполагало владение чем-либо, собственность, а сам оттиск представлял собой древнейший вид личной печати собственника. Ма-даева З.А. пишет: «В чеченском языке с ладонью – «ка» связаны названия внешних атрибутов собственности: ков – ворота, керт – огороженное владение». [62; С. 109].

Рассказывая студентам о чеченских петроглифах на башнях, мы наблюдали особые эмоции молодых людей от увиденного петроглифа, изображающий охотника или сцену охоты на стене жилой башни в ущелье Тазбичи. К сцене охоты часто добавляется изображение лука со стрелой - Чеберлой, Майста. Не менее эмоционально реагировали студенты на наскальные изображения коня, поскольку он считается у чеченцев священным животным и до середины XX века чеченцы вообще не употребляли в пищу конину, хотя конина не является табу для мусульманской веры. Согласно исследованиям (Далгат У.Б., Мадаева З.А., Хасиев С.-М. и др.), изображение быка является самым распространенным тотемным животным не только на Кавказе, но и в Средиземноморье. Священный бык у чеченцев - символ плодородия, связанный с культом Великой Матери. Наряду с этим, студенты узнали, что в чеченском языке сохранилось понятия родства, имеющих отношение к слову «сту» – бык, это «сте» – женщина, жена, «стунцхой» – родственники жены, «стунана» – теща и т.д.

Особый интерес вызывают у студентов петроглифы, изображающие сразу множество рисунков, образующих единый сюжет. К ним можно отнести целую группу разных диких животных, найденных в Моцарое, где рядом с животными изображен охотник с луком и со стрелой, который целится в животное. Данный сюжет вызывает особый интерес потому, что рядом с охотником изображена собака. Известно, что не все виды животных способны уживаться с человеком, немногие смогли преодолеть страх перед людьми. Собака была приручена человеком еще в конце каменного века. Уже в то время она бегала на охоту рядом с первобытным охотником. Сила ее обаяния заключается в глубокой преданности своему хозяину и крепости духовной связи с ним. Так от прирученных волков и шакалов произошла домашняя собака. Собака призвана не только охранять человека от хищников, но и не давать пасущимся животным отбиваться от стада и приводить их под родной кров. То есть данные наскальные рисунки демонстрируют единение человека и животного, показывают взаимную дружбу и взаимопонимание.

Особую гордость у студентов вызвали петроглифы с изображением точного календаря. Известно, что у чеченцев с древнейших времен существовал календарь, подвергшийся в Раннем Средневековье некоторому влиянию со стороны христианства.

У.Б. Далгат пишет, что, если башни являлись семейной собственностью, на них обязательно были фамильные знаки, или тамги. Надписи наносились на арочные камни нижних дверных проемов или просто на стены фасада. Фамильными знаками могли служить любые изображения, в том числе буквы грузинского или греческого алфавитов, стилизованные фигуры животных, различные символы». [27; С.70 с.].

Воспитательный потенциал народных локусов национально художественной культуры вайнахов, созданного им народного фольклора, базируется, в большинстве своем, на устных традициях. Известно, что практически все жанры национально-художественной культуры зарождались в различных фольклорных формах - мифология, театр, музыкальная и танцевальная культуры, обычаи, традиции, традиционная одежда и культура.

Одежда во все времена была и остается неотъемлемой частью материальной культуры любого народа, поэтому национальный костюм мы рассматриваем в тесной связи и обусловленности с историческим развитием этноса, с его географической средой, местным ландшафтом, традициями и обычаями. Народный костюм несет в себе главную специфику и особенности представлений народа об идеале, выполняет эстетическую функцию для улучшения внешнего облика человека. «Особенности национального вайнах-ского костюма складывались на протяжении веков, пишет З.Э. Алиева, который говорит о сформированном эстетическом вкусе его создателей, представляет их эстетические идеалы». [3; С.40-44]. Есть нечто важное в вайнах-ском традиционном костюме - это принцип единого ансамбля, что относится и к подобранному материалу, и к покрою, и цветовым соотношениям в рисунке и орнаменте.

Содержательный анализ динамики сформированности у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса (заключительный этап)

Результаты приведённой таблицы свидетельствуют, что исходный уровень сформированности эстетического вкуса у студентов и ЭГ и КГ значительно отличается друг от друга на заключительном этапе. Если высокий уровень у студентов ЭГ 38,5 %, то этот же уровень у студентов КГ составил всего 11,7%. Средний уровень и у ЭГ и у КГ достаточно близкие показатели у КГ оказался несколько выше, чем у студентов ЭГ (43,3% и 48,0 соответственно). Зато число студентов низкого уровня сформированного эстетического вкуса у ЭГ гораздо снизился по сравнению со студентами КГ 18,2 и 40,3. (Диаграмма 4).

Сравнение данных 2-х диаграмм сформированности эстетического вкуса у студентов ЭГ и КГ на констатирующем и заключительном этапах исследования свидетельствуют об эффективности предложенных диагностических инструментов и эффективности внедренного элективного курса на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

Итак, в процессе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы поставленные задачи - определить контрольную и эксперименталь 136 ную группы для выявления начального уровня сформированности у будущих специалистов эстетического вкуса и осуществить их показатели – нами были успешно решены с помощью специально подобранных диагностических методик: Опросники когнитивно-эмоционального содержания; Методика «Q-сортировка В. Стафансона; Методика «Исследование незаконченного предложения» Сакса и Леви, «Алгоритмы анализа произведений архитектуры», «Алгоритм анализа произведений скульптуры» А.А. Мелик-Пашаева, Алгоритм анализа Национального вайнахского костюма (женский и мужской), Алгоритм анализа средневекового замка Пхакоч недалеко от села Итум-Кала, построенный в XI–XII веках; Методика условных обозначений средней величины Адольфа Кетле.

Поскольку мы получили достаточно идентичные данные диаграмм (№1 и №2) сформированности у будущего специалиста эстетического вкуса у студентов ЭГ и КГ, то было решено создать в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрить в ее рамках эффективные формы и методы по формированию у студентов эстетического вкуса; в учебно-воспитательный процесс или во внеучебную деятельность студентов внедрить дополнительные элективные курсы, актуализирующие в перспективе качественное изменение предварительных показателей на констатирующем этапе.

Разработанный и внедренный элективный курс «Народные чеченские локусы как фактор развития хорошего эстетического вкуса» (32 часа) способствовал эффективному формированию хорошего эстетического вкуса у студентов экспериментальной группы, в отличие от студентов КГ, которые не были задействованы в работе данного курса и проводимых теоретических и практических занятий. Внедрение данного курса способствовало формированию художественного и духовно-нравственного развития студентов ЭГ, формирование у них качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности окружающего мира, глубокого восприятия ими народных локусов, умение наслаждаться ими, понимать и сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности. Студенты ЭГ научились эмоциональному сопереживанию в познании продукта народного искусства, проявляли эмоциональный отклик, их творчество в конструировании и пошиве костюмов стали носить нравственную направленность, стали активнее изучать продукты народного локуса для собственного духовного самосовершенствования. Студенты ЭГ научились адекватно оценивать эстетические достоинства произведений народного искусства, узнали алгоритм анализа художественного произведения, который все более стал расширяться по мере ознакомления с новыми предметами народного творчества и народных локусов. Результаты приведённой таблицы свидетельствуют, что исходный уровень сформированности эстетического вкуса у студентов и ЭГ и КГ значительно отличается друг от друга на заключительном этапе. Если высокий у студентов ЭГ 38,5 %, то этот же уровень у студентов КГ составил всего 11,7%. Средний уровень и у ЭГ и у КГ достаточно близкие показатели у КГ оказался несколько выше, чем у студентов ЭГ (43,3% и 48,0 соответственно). Зато число студентов низкого уровня сформированного эстетического вкуса у ЭГ гораздо снизился по сравнению со студентами КГ 18,2 и 40,3. (Диаграмма 4). Сравнение данных 2-х диаграмм сформированности эстетического вкуса у студентов ЭГ и КГ на констатирующем и заключительном этапах исследования свидетельствуют об эффективности предложенных диагностических инструментов и эффективности внедренного элективного курса на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.