Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования компетенций у студентов театральных специальностей 20
1.1 Система профессиональной подготовки студентов театральных специальностей в ВУЗах искусства и культуры 20
1.2 Сущность и содержание профессиональных компетенций 35
1.3 Художественное чтение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей 55
Глава 1. Выводы 82
Глава 2. Методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей 83
2.1 Диагностика студентов театральных специальностей региональных ВУЗов искусства и культуры 83
2.2 Экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей .99
Глава 2. Выводы 138
Заключение 139
Список публикаций автора по теме диссертационного исследования 143
Список литературы
- Сущность и содержание профессиональных компетенций
- Художественное чтение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей
- Диагностика студентов театральных специальностей региональных ВУЗов искусства и культуры
- Экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей
Введение к работе
Актуальность исследования. Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с качественно новым уровнем образованности, от которых в значительной мере будет зависеть развитие социально-культурной сферы, обеспечивающей повышение уровня социальной и гражданской активности населения. Статья 69 Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ) целью высшего образования ставит «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Реформирование и модернизация системы отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России, потребовали изменения профессиональной подготовки студентов театральных специальностей на научно-теоретическом, научно-методическом и социально-педагогическом уровнях. Ценностные доминанты высшей школы, актуализированные в профессиональной и социальной деятельности, предполагают преобразующую деятельность педагогов, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, нравственное воспитание личности; приобретение ею знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для жизни в обществе, осознанного получения профессионального образования. Инновационность образования на данном этапе развития общества в том, что оно нацелено не на передачу знаний, а на овладение, предписанными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, компетенциями, обеспечивающими профессионально-практическую деятельность в динамично изменяющихся условиях. Информатизация образования инициировала совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и форм обучения, воспитания в соответствии с поставленными задачами, ориентированными на познавательную деятельность в течение всей жизни. Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, по-разному влияют на профессиональное и культурное становление личности. Проведённые исследования показали снижение общей, и в частности речевой, культуры молодёжи, которая отражает образованность, культуру, духовность, неповторимость, индивидуальность человека; его бытие. Актуальность исследования в том, что именно художественное чтение,
выступающее как средство формирования профессиональных компетенций, может совместить требования федерального государственного образовательного стандарта и специфику подготовки студентов театральных специальностей. На основании изучения опыта преподавания дисциплины «Сценическая речь», анализа психолого-педагогической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме были конкретизированы объективно сложившиеся противоречия:
-между потребностью общества и отрасли культуры и искусства в личности качественно нового уровня образованности и недостаточно теоретически и методологически обеспеченным образовательным процессом;
-между требованиями государственного стандарта к формированию компетенций у студентов театральных специальностей и недостаточной разработанностью реализации этого процесса;
-между потребностью студентов проявить свои творческие возможности в профессиональной деятельности и применяемыми методами и средствами обучения, не дающими полно удовлетворить эту потребность.
Необходимость разрешения противоречий определила проблему
исследования: дидактические особенности формирования
профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.
Степень научной разработанности проблемы. Основой для изучения состояния профессиональной подготовки студентов театральных специальностей послужили трактаты философов, культурологов, педагогов, теоретиков и практиков художественного слова и художественного чтения в которых утверждалась идея гармонии словесного выражения и содержания, воспитания нравственности и вкуса.
В трудах М.М. Бахтина, НА. Бердяева, B.C. Библера, А.Ф. Лосева и др. образование рассматривается в логике культуры. Основу культурологической модели образования заложили В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Взаимосвязь культуры и образования исследовали С.С. Аверинцев, А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, П.С. Гуревич, Л.Б. Соколова, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.
Вопросы совершенствования педагогической деятельности в вузах рассматривались в трудах В.В. Анисимова, М.В. Булановой-Топорковой, В.И. Загвязинского, И.А. Колесниковой, В.В. Краевского, С.А. Смирнова и др. Теорией и практикой развития высшей школы занимались А.А. Андреев, М.В. Буланова-Топоркова, Ю.Г. Фокин, Ю.И. Щербаков и др.
Модернизация образования в направлении освоения и владения компетенциями представлена в работах В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской,
Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.В. Серикова, А.В. Хуторского, Г.П. Щедровицкого.
Учёные А.И. Арнольдов, Л.Н. Коган, К. Левин, Г.К Паринова, В.В. Чижиков, О.Н. Шахматова и др. рассматривали культурно-образовательную среду организации высшего образования как фактор формирования профессиональной компетентности студентов. Влияние культурно-образовательной среды учебных заведений на личность изучали: К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский.
Психолого-педагогические особенности профессионального
становления личности рассматривали А.А. Аронов, П.М. Ершов, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, В.И. Черниченко, С.Н. Чистякова, Ю.И. Щербаков, Н.Н. Ярошенко и др.
Обучению сценической речи, и в частности художественному чтению, посвящены труды В.Н. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, М.А. Чехова и их последователей: Л.Д. Алфёровой, A.M. Бруссер, Ю.А. Васильева, В.Н. Галендеева, М.О. Кнебель, И.П. Козляниновой, З.А. Масленниковой, А.Н. Петровой, И.Ю. Промптовой, Я.М. Смоленского.
Исследование опирается на технологии обучения в вузах культуры и искусств, разработанные Т.П. Баклановой, А.Д. Жарковым, Л.С. Жарковой, Т.В. Разенковой и др.
В кандидатских и докторских диссертациях последних лет
рассматривались вопросы преподавания сценической речи («Сценическая речь
в контексте культурологического знания», СВ. Петровская, 2009 г.),
формирования компетенций («Формирование профессиональных
компетентностей в условиях контекстного обучения», Е.М. Попова, 2009 г.);
обосновывались «Теоретические и методологические основы преподавания
сценической речи» (Е.О. Багрова, 2005 г.). Учёные, педагоги, исследователи-
новаторы значительно обогатили педагогическую науку новыми системами
обучения и воспитания; научным обобщением передового педагогического
опыта; прогнозированием тенденций и перспектив развития образования в
стране и мире. Тем не менее, на сегодня специальных исследований по
формированию профессиональных компетенций средствами
художественного чтения у студентов театральных специальностей в течение всего образовательного процесса не найдено.
Актуальность проблемы, обозначенные противоречия, вопросы использования в образовательном процессе при формировании компетенций художественного чтения и послужили основанием для выбора темы научного исследования: «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей».
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов
театральных специальностей в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.
Цель исследования - обосновать теоретически и методологически формирование профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей; разработать и апробировать экспериментальную методику формирования компетенций средствами художественного чтения.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи.
- сформулировать теоретические основы профессиональной
подготовки студентов театральных специальностей;
-раскрыть сущность и содержание профессиональных компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для студентов театральных специальностей;
- обосновать необходимость владения теорией и практикой
эмоционально-смыслового анализа произведений художественной
литературы при формировании профессиональных компетенций средствами
художественного чтения;
- создать дидактическую модель формирования профессиональных
компетенций у студентов театральных специальностей;
-разработать, апробировать и доказать эффективность экспериментальной методики формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей.
Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что формирование профессиональных компетенций у студентов театральных вузов станет более успешным, если будут теоретически и методологически обоснованы основы профессиональной подготовки студентов театральных специальностей; раскрыты содержание профессиональных компетенций и пути их освоения; выявлена целесообразность введения эмоционально-смыслового анализа произведений художественной литературы; доказана эффективность разработанной и апробированной экспериментальной методики формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей вузов искусства и культуры.
Методологическую основу исследования составили:
> философские концепции, определяющие роль образования в социальном, нравственном и экономическом развитии общества -Б.С. Гершунского; Э.Н. Гусинского, В. Дильтея, Ю.И.Турчаниновой, Д.Н.
Уайтхода, К. Ясперса и др.;
> работы по диалоговому общению, духовно преобразующему
педагогическое взаимодействие - М.М. Бахтина, Б.С. Братуся, Т.А.
Флоренской;
>- материалы по гармонизации и интеграции различных методологических подходов и парадигм в образовании - Е.В. Бережновой, П.С. Гуревича, Т. С. Куна, B.C. Степина, Ю.И. Щербакова, Е.А. Ямбурга;
>- труды по теории и методике профессионального образования в вузах культуры и искусств - Н.К. Баклановой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, Т.В. Христидис, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова;
> концептуальные положения различных подходов в образовании:
системного - А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, А.А. Богданова, А.А. Кирсанова, В.П. Кузьмина, И.Т. Фролова и др.;
деятельностного - Н.Г. Алексеева, В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, B.C. Кузина, Н.Ф. Талызиной, Г.П. Щедровицкого и др.;
личностного -Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.;
культурологического - А.А. Аронова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, Н.Б. Крыловой, Н.Е. Щурковой;
компетентностного - В.И. Байденко, B.C. Безруковой, И.А. Зимней и др.
Теоретической основой исследования являются:
философские идеи русских учёных М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского о развитии России; о сохранении русской культуры, сущности человеческой деятельности;
дидактические основы образования в исследованиях А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Э.Д. Днепрова, В.Г. Разумовского, В.Д. Шадрикова;
основы теории и практики художественного чтения, заложенные мастерами сцены: Г.В. Артоболевским, Д.Н. Журавлёвым, А.Я. Закушняком, И.В. Ильинским, В.И. Качаловым, В.В. Максимовым, И.М. Москвиным, В.К. Сережниковым, Я.М. Смоленским, М.С. Щепкиным, В.Н. Яхонтовым и др.;
-работы учёных-педагогов по вопросам профессионального образования В.И. Байденко, В.А. Болотова, М.Т. Громковой, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др.;
-концепции преподавания дисциплины «Сценическая речь» Л.Д.
Алфёровой, A.M. Бруссер, Ю.А. Васильева, В.Н. Галендеева,
И.П. Козляниновой, К.В. Куракиной, М.П. Оссовской, А.Н. Петровой, И.Ю. Промптовой и др.;
-научные труды по теории и методике театрального искусства, психологии в творческой деятельности: В.Н. Аксёнова, В.И. Андреева,
Е.Б. Вахтангова, П.М. Ершова, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, М.О. Кнебель, КС. Станиславского, Г. А. Товстоногова, М.П. Чехова и др.
Решение поставленных задач, проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью:
-теоретических методов, изучения философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; разработки инструментария педагогического исследования и т.д., что позволило выявить проблему, сформулировать гипотезу, цель, задачи исследования, оценить собранные факты;
эмпирических методов, анкетирования, педагогического наблюдения, тестирования; изучения личностных характеристик студентов; педагогического эксперимента, подтверждающего правильность гипотезы исследования, эффективность предлагаемых нововведений;
математико-статистических методов, выявляющих количественные связи между исследуемыми явлениями, обрабатывающих информацию.
Базы исследования. В исследовании были задействованы Пермская государственная академия искусства и культуры, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; приняли участие 457 студентов, 15 преподавателей, 7 членов государственной аттестационной комиссии, 8 работодателей. Формирующий эксперимент проводился на базе Пермской государственной академии искусства и культуры; были выделены две контрольные группы (53 чел.) и две экспериментальные (54 чел.).
Этапы исследования. Первый этап (2006-2007 гг.) - изучение и анализ искусствоведческой, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования; российского и зарубежного опыта преподавания дисциплины «Сценическая речь»; инноваций в учреждениях образования и культуры; диссертационных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности студентов. Исходные позиции исследования определили противоречия между потребностью общества и отрасли культуры и искусства в личности качественно нового уровня образованности и реально существующим образовательным процессом; проблемные аспекты - снижение культурного уровня молодёжи, потерю интереса к чтению художественной литературы.
Второй этап (2007-2008 гг.) - выяснение актуальности и разработанности проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей в психолого-педагогической и театральной теории и практике. Проведение среди преподавателей, работодателей,
выпускников и студентов анкетирования по вопросам удовлетворённости результатами обучения, трудоустройства. Констатирующий эксперимент подтвердил наличие противоречий между требованиями федерального государственного образовательного стандарта к формированию компетенций у студентов театральных специальностей и недостаточной теоретической и методологической разработанностью образовательного процесса, что потребовало поиска новых путей в подготовке специалистов.
Третий этап (2009-2013 гг.) - экспериментальная работа, моделирование собственной методики формирования компетенций; выбор форм и способов оценивания работы студентов, критериев уровня владения компетенциями. Апробирование коллегами методики формирования компетенций средствами художественного чтения; выступления на научно-практических конференциях; публикация материалов по теме исследования.
Обобщающий этап (2014 г.) - подведение итогов эксперимента, уточнение результатов, выводов; оформление научно-квалификационной работы - кандидатской диссертации.
Личный вклад автора: опубликованы 25 статей по теме исследования, в том числе 9 в журналах, рецензируемых ВАК; монография «Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи» ISBN 978-3-659-18603-5. Работы диссертанта находятся в фондах научных библиотек, внесены в сводный каталог библиотек России. Опыт работы соискателя в качестве профессионального актёра академического театра драмы позволил, опираясь на теорию и практику, стимулировать деятельность студентов, выявить проблемы каждого студента, помочь осмыслить пути их решения.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
-установлена зависимость качества профессиональной подготовки студентов театральных специальностей от состояния культурно-образовательной среды вуза, которая сочетает в себе традиции и новации; создаёт условия для применения новых технологий, развития профессиональной и общей компетентности, культуры специалистов;
-раскрыта функционально-содержательная сущность общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, обеспечивающих единство теории и практики, формирующих у студентов театральных специальностей профессиональную и общую компетентность, позитивное мировоззрение, определенный уровень культуры;
-введён эмоционально-смысловой анализ литературного текста, дающий возможность средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса планомерно осваивать компетенции, развивающие «дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую
культуру речи; умения работать с авторским словом, образной, содержательной, действенной, стилевой природой драматурга»; активизирующий восприятие, творческое созидательное переосмысление текста литературного произведения;
- создана дидактическая модель формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей средствами художественного чтения, координирующая действия участников в соответствии с поставленной целью, определяющая условия осуществления образовательного процесса, формы, методы, средства, критерии оценки освоения компетенций;
-разработана и апробирована экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей, объединяющая теоретический курс освоения компетенций и практическую составляющую -индивидуально-компетентностные задания, тренинги, художественно-творческие показы, самостоятельную работу; эффективность методики подтверждена результатами, полученными в ходе эксперимента.
Теоретическая значимость диссертационного исследования в том, что в нем на основании изучения и обобщения идей, концепций и гипотез, существующих в педагогике, разработана методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей, представляющая собой целостную систему, включающую в себя теоретическое, практическое и личностное развитие. Художественное чтение, применяемое в течение всего образовательного процесса, направленное на освоение компетенций, специальных знаний, профессиональных умений, приобретение опыта, формирует общую и профессиональную компетентность личности, определённое мировоззрение. Уточнена взаимосвязь состояния культурно-образовательной среды вуза и качества формирования профессиональных компетенций, общей и профессиональной компетентности. Введено понятие «эмоционально-смысловой анализ художественного произведения, текста». Разработана теоретико-методическая модель, целостно описывающая образовательный процесс познавательной и творческой деятельности студентов; воспитания, всестороннего развития личности.
Практическая значимость исследования. Методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения применяется в образовательном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений Пермского края. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения,
основанное на активности самого формирующегося субъекта, позволяет
выпускникам проявить себя в профессиональной деятельности, определяет
направление творческого самосовершенствования, саморазвития,
самореализации; обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда.
Достоверность результатов исследования подтверждается обоснованностью теоретических и методологических позиций, опирающихся на современные достижения педагогики, психологии, философии, филологии, эстетики; концепция выдержана методологически и аргументирована результатами научного поиска. Репрезентативность эмпирического материала, его апробация позволили осуществить сравнительный анализ полученных результатов, сопоставить их с теоретическими и опытно-экспериментальными данными, опубликованными в работах по проблеме исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в выступлениях и опубликованы в сборниках: IV Всероссийской научно-практ. конф. «Диалоги об искусстве», октябрь 2014, Пермь; IV Межд. науч. конф. «Педагогическое мастерство», февраль 2014, Москва; Межд. научно-практ. конф. «Современное общество, образование и наука», июль 2013, Тамбов; Всероссийской научно-метод. конф. «Молодёжь и театр», ноябрь 2009, Тюмень; Межрегиональной научно-прак. конф. «Актуальные проблемы проф. подготовки специалистов для системы образования», октябрь, 2009, Пермь; Всероссийской научно-прак. конф. «Формирование этики гражданственности - важнейшего компонента культуры общества», февраль, 2008, Пермь; семинаров: «Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов», ноябрь, 2008, Пермь; «Гражданственность как приоритетная стратегия воспитания», февраль, 2007, Пермь; «Гражданин России: отечественные традиции и современность», август 2006, Пермь.
Эффективность формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения подтверждается использованием методики коллегами (документально удостоверено); успешной работой выпускников актерами и режиссерами в профессиональных театрах Пермского края и других российских регионов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система профессиональной подготовки студентов театральных специальностей, реализуемая в культурно-образовательной среде вуза, нацелена на применение новых образовательных технологий. Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения является инновационной технологией, позволяющей выполнить социальный
заказ общества - подготовить конкурентоспособных специалистов с качественно новым уровнем образованности.
-
Содержание и функции общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций обеспечивают единство теории и практики обучения, обязательный минимум образования. Компетенции развивают природные социальные начала в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность. Обязательное междисциплинарное взаимодействие открывает возможности для личных инициатив студентов, позволяет им создавать собственные артефакты, творческие продукты на основе культурных традиций и инноваций.
-
Формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций средствами художественного чтения потребовало нововведений при работе с литературными произведениями -основой творчества студентов театральных специальностей. Разработанный эмоционально-смысловой анализ художественного текста способствует освоению профессиональных компетенций, формированию личности, приобретающей помимо умений и навыков, жизненный и эстетический опыт, индивидуальный стиль.
-
В теоретико-методической модели формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения представлены общность, последовательность, взаимосвязанность действий, позволяющих чётко поставить цель, определить методы, формы и средства достижения, выделить критерии освоения компетенций; обозначить уровни владения компетенциями. Модель формирования профессиональных компетенций, реализуемая в культурно-образовательной среде вуза, культурном пространстве региона, даёт студентам возможность раскрыться художественно, эмоционально, духовно; приобрести культурные, профессиональные и личностные качества, которые помогут им найти своё место в профессии, психологически подготовят к сложностям и трудностям предстоящей деятельности, обеспечат конкурентоспособность на рынке труда.
-
Преобразующий, практический характер экспериментальной методики формирования компетенций средствами художественного чтения обусловлен:
-разработанными групповыми и индивидуальными тренингами, дающими студентам возможность развиваться интеллектуально, художественно, эмоционально, физически;
- компетентностно-ориентированными творческими заданиями, учитывающими индивидуальные особенности студентов;
-разработанными комплексами упражнений по коррекции регионального произношения и постановке голоса;
эмоционально-смысловым анализом художественного текста;
обучающей программой формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса.
Эффективность подготовки специалистов достигается установлением социального партнёрства студентов, педагогов вуза и специалистов учреждений искусства и культуры.
Диссертационное исследование на тему «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей» соответствует пунктам 4,5,13,19,22,29,31,35,36 паспорта научной специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.
Структура диссертации подчинена логике изучения предмета исследования, его целям и задачам; диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Сущность и содержание профессиональных компетенций
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» предусматривает «развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий»; призванных обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России». Согласно Доктрине цель деятельности организации высшего образования осуществлять «подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий». Система профессиональной подготовки студентов театральных специальностей объединяет процессы обучения, воспитания, вхождения в мир культуры; обеспечивает сохранение и развитие духовных общечеловеческих ценностей; синтез абстрактно-теоретического и системно-практического познания. Культура и образование смягчают возникающие противоречия между человеком и природой, человеком и человеком - гуманистическая функция; развивают творческие способности человека через создание им художественных ценностей -эстетическая; осуществляют преемственность традиций и новаторства, сохранения и передачи социально-значимой информации - коммуникативная; расширяют горизонты познания - гносеологическая; формируют мировоззренческие ориентиры и нравственные ценности личности -воспитательная. «Профессиональная подготовка специалиста в области культуры - уникальное комплексное явление. Осуществляемое обществом, оно является образным отражением социальных отношений, показателем духовной культуры общества, его мировоззрения и творческого интеллекта», - подчёркивает доктор культурологии профессор Л.С. Зорилова. Образовательный процесс профессиональной подготовки студентов театральных специальностей проектируется с учетом особенностей формирования компетенций, профессиональной и общей компетентности, развития творческого потенциала, становления жизненной позиции. Инновационная парадигма образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, обладающего «способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать свои результаты в художественно-творческой деятельности» -требование профессиональной компетенции ПК-3 образовательного стандарта [162]. Образование можно отнести к сфере духовного производства, уникальность которого в том, что, с одной стороны, психика, сознание и деятельность студента являются специфическим предметом профессионального труда преподавателей, направленным на развитие студента как специалиста, члена общества и гражданина. С другой стороны, студент развивает свои личностные качества, общие и профессиональные способности, овладевает знаниями, приобретает опыт, активно сотрудничая с преподавателями. Сегодня востребовано образование, базирующееся на культурном наследии, духовно-нравственных ценностях и предшествующем опыте, осуществляемое в течение всей жизни.
Исследования Б.С. Гершунского, Е.И. Казаковой, Б.Т. Лихачёва, А.П. Тряпициной рассматривают систему образования как: -социокультурный институт, способствующий социальному, культурному и экономическому функционированию и совершенствованию общества; - «процесс обучения, воспитания, развития и саморазвития личности»; - результат освоения духовного и материального потенциала, накопленного человечеством.
«Образование - процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс
включает в качестве ведущих компонентов обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, социальную адаптацию» [114, с.21].
Е.В. Бондаревская определяет образование - как социокультурную систему, обеспечивающую культурную преемственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности, позволяющей успешно существовать в социуме и культуре.
Польский дидакт В. Оконь рассматривает обучение как «совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации»[109, с.61].
По В.И. Загвязинскому обучение «это систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путём вооружения их знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утверждённых программ и в результате собственной активной деятельности» [114, с.22].
Идеи непрерывного профессионального обучения, преемственности в профессиональной подготовке заложили: СМ. Годник, В.В. Кузнецов, В.Д. Путилин, Ю.В. Шаронин и др.
Особенностям образовательного процесса в ВУЗах искусства и культуры, применяемым технологиям, культурным контактам педагогов и студентов, большое внимание отведено в трудах Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, Т.П. Баклановой, Н.Ю. Бутенко, С.С. Герасименко, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Л.С. Зориловой, B.C. Кузина, Т.В. Разенковой, Т.П. Рейзенкинд.
Единую систему художественного образования предложил Ю.П. Азаров, назвав её трансцендентальной педагогикой, в которой наука, культура и искусства, соединяются с психотерапевтическими духовными практиками. Функции образования и обучения едины и тесно взаимосвязаны. Они обеспечивают преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности, что воплощается в расширении умственного кругозора (собственно образование) и приобретении того или иного рода знаний, навыков, в усвоении чужих мыслей, накоплении опыта (обучение).
Художественное чтение как средство формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой мы тесно связали художественное чтение, средствами которого формируем профессиональные и профессионально-специализированные компетенции в течение всего образовательного процесса, с задачами каждого года обучения студентов театральных специальностей в ВУЗах искусства и культуры. Первый год обучения. Развитие общекультурных компетенций в контексте профессиональной подготовки, освоение компетенций: общепрофессиональных: - ОК-5, требующей свободного «владения литературной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; умения создавать и редактировать тексты профессионального назначения»; - ОК-7, предусматривающей способность «создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций»; призывающей «к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре»; - ОК-8 , обеспечивающей владение «культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения», умение «анализировать логику рассуждений и высказываний»; профессиональных: - ПК-5, «самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения сценических навыков». Второй год обучения. Становление профессиональных компетенций на основе общекультурных; «погружение» в профессию: профессиональные компетенции: - ПК-14 - свободное владение «государственным языком Российской Федерации - русским языком; искусством речи как национальным культурным достоянием»; - ПК-15 - способность «к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой»; - ПК-25 - умение «работать с искусствоведческой литературой, анализировать произведения литературы и искусства, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией.
Третий год обучения. Интеграция теории и практики; сочетание профессиональных и профессионально - специализированных компетенций: - умение «органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры», способность «вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово стилистическом ансамбле с другими исполнителями» - профессиональная компетенция- ПК-16; -способность «профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями» - профессионально-специализированная компетенция - ПСК-1.2.
Четвёртый год обучения. Усвоение, развитие профессионально-специализированных компетенций, приобретение опыта практической деятельности путём выполнения творческих заданий, театрализованных показов, постановки учебных спектаклей: - готовность «к созданию художественных образов актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, художника, музыкального руководителя, балетмейстера) в драматическом театре, в кино, на телевидении, используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению» - профессионально-специализированная компетенция - ПСК-1.1; - владение « теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии» -профессионально-специализированная компетенция - ПСК-1.3; - готовность «к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» -профессиональная компетенция - ПК-9.
Для формирования компетенций необходимы условия, обеспечиваемые культурно-образовательной средой ВУЗа: - дидактические - оптимизация форм и методов обучения; - коммуникативные - творческое сотрудничество преподавателей и студентов; - индивидуально - креативные - создание ситуаций, позволяющих проявить личностные и профессиональные качества.
Компетенции предполагают отход от привычного восприятия предметов и явлений, развивая при этом природные социальные начала в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность. «Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом» [162, ст.6.2], что влечёт за собой обязательное междисциплинарное взаимодействие; при этом дисциплины, которые будут использованы для формирования данной компетенции, можно постоянно менять, ориентируясь на требуемые результаты обучения, которые студенты должны продемонстрировать по завершении обучения. Опора на компетенции не означает установления жёстких рамок в деятельности педагога и студента; напротив, открываются возможности для их личных инициатив, позволяющих создавать собственные артефакты, творческие продукты на основе культурных традиций и инноваций. Формулирование результатов обучения в виде профессиональных компетенций охватывает мотивационную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную, поведенческую стороны деятельности; способствует точному пониманию преподавателем необходимого для освоения объема программного материала; осознанный выбор студентами уровня владения компетенциями для дальнейшей профессиональной деятельности. Перенос акцента с оценки знаний на чётко обозначенный результат в виде демонстрирования владения компетенциями обеспечивает обязательный минимум образования, активизирует обучающегося субъекта, позволяет удовлетворить требования к качеству образования со стороны общества.
Диагностика студентов театральных специальностей региональных ВУЗов искусства и культуры
Литература как бы очеловечивает изображаемое; природа, вещи, животные в её изображении, имея своё самостоятельное значение, в то же время входят как слагаемые в создаваемые ею картины человеческой жизни, отражаясь не изолированно, а через человеческое восприятие. Неповторимость художественного произведения предполагает вариативность работы с ним, при этом эмоциональное восприятие художественного произведения студентами всегда связано с предшествующими литературными представлениями и знаниями. Каждое новое поколение прочитывает произведение литературы по-своему; это связано с тем, что художественное произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным опытом, обретая новые свойства.
Художественное чтение направлено на понимание содержательной стороны, смысловой рецепции литературного произведения, оно выразительно, эмоционально, способствует более точному восприятию литературных образов и развитию воссоздающего их воображения. Глубокое проникновение в текст, его понимание зависят от культурной и языковой подготовки, общего кругозора, приобретённого практического опыта. При формировании профессиональной компетенции ПК-15, требующей от студентов выработать в себе способность «к овладению авторским словом, образной системой драматурга, его содержательной, действенной, стилевой природой», мы рассматриваем литературный источник и как художественное произведение и как художественный текст. Не вдаваясь глубоко в литературоведение, лингвистику, культурологию, постараемся выяснить различие понятий «литературное произведение», «художественный текст». Литературное произведение воспринимается не столько информационно, сколько эмоционально, незаметно оказывая познавательное, эстетическое, воспитательное воздействие; оно часто не имеет чётко обозначенных границ, разрешения конфликта, развязки, но всегда тесно связано с реальной действительностью, представляя собой целостную картину жизни (в эпических и драматических произведениях) или какое-либо целостное переживание (в лирических произведениях). Художественный текст имеет границы, обладает относительной автономией (главы), целостностью, диалогичностью, законченностью, оформленной структурой; для него характерны изобразительно-выразительные средства русского литературного языка, точность, яркость и доступность образов, индивидуально-авторские новшества. Прочтение и восприятие художественного текста всегда многозначно, индивидуально; образы, описываемые в тексте, возникают в воображении нередко самопроизвольно, но если поставить перед собою задачу закрепить в памяти эти наглядные представления, то они будут способствовать лучшему проникновению в текст, точности его понимания. Как эстетический объект художественный текст «никогда не дан как готовая вещь. Он всегда задан, задан как интенция, как направленность художественно-творческой работы и художественно-творческого созерцания» (М.М. Бахтин, В.Н. Волошин). «Термин «текст» обозначает результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определённой структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством» [115,с. 239]. Мы рассматриваем текст как единый, неделимый, эстетически и духовно значимый продукт, вырабатывающий, передающий и хранящий информацию; формирующий мировоззрение, личностное отношение к событиям. Тексты живут нескончаемо долго; ценность их в том, что, разделённые пространством или историческим временем, они соединяют людей, лишенных возможности общения с глазу на глаз; позволяют потомкам узнать мысли людей предшествующих эпох, осуществляют преемственную связь поколений, порой обретая значимость для всего человечества.
В 80 годы прошлого столетия текст стал рассматриваться как процесс, не только формирующий его событийное содержание, но и воплощающий мирознание, мироощущение автора и читателя, которое практически никогда не оказывается тождественным. «С одной стороны, любое высказывание (...) представляет собой текст, то есть некий языковой артефакт, созданный из известного языкового материала при помощи известных приемов... С другой стороны, для того чтобы осмыслить сообщение, которое несет в себе текст, говорящий субъект должен включить этот языковой артефакт в движение своей мысли»[38,с.318,319]. Общее, что объединяет все тексты, это система языка; и в тоже время, каждый текст неповторим, имеет индивидуальные черты, так как он продукт творчества, созданный конкретной языковой личностью с определенной целью, и обращен к другой языковой личности. Об индивидуальном и общем в тексте одним из первых написал М.М. Бахтин. «За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует всё повторимое и воспроизводимое; всё, что может быть дано вне данного текста (данность). Но одновременно каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным естественным и неповторимым, и в этом весь смысл его (ради чего он создан)» [10,с.299]. Актёр Игорь Ильинский, большой мастер толкования художественных текстов, подчеркивал: «Занимаясь живым словом, человек невольно начинает больше ценить, практически понимать и ритмический строй стихов, и построение литературных произведений. Он начинает ценить и любить красоту живой, образной речи». При формировании профессиональных компетенций средствами художественного чтения «художественный эффект в целом возникает из сопоставлений текста со сложным комплексом жизненных и идейно-эстетических представлений» [91с.24,25]. Точность и конкретность характерных деталей жизни персонажей литературного произведения создают эффект соприсутствия, но при этом художественный текст как произведение словесного искусства предлагает нам картину мира, не накладываемую абсолютно на реальную жизнь. Перед нами открывается «другая жизнь», «другая реальность», в которой наша отражается как «способ существования истины» (Н.А. Бердяев), как «свидетельство бытия» (Х.Л. Борхес). Студент соотносит свои впечатления от прочитанного текста с теми, которые получил от реальных, произошедших лично с ним событий, «погружаясь» в текст он постигает каким образом, какими средствами и приёмами удаётся автору добиться именно такого, а не иного понимания текста. При работе с произведением как с художественным текстом, студент, в первую очередь, обращает внимание на языковые средства, с помощью которых автор реализует свой замысел. Восприятие художественного текста зависит от степени понимания таких характеристик текста, как: - внутренняя связность, обеспечиваемая единством содержания и законченностью формы, а также различными типами связи, логическими, грамматическими, лексическими, стилистическими, ассоциативными;
Экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей
Диалог выражает интеллектуальное, духовное и эмоционально-чувственное взаимодействие партнёров: «обмениваемые мысли неотрывны друг от друга, взаимно отражают друг от друга» (феномен двуголосовости слова по М.М. Бахтину). Диалог само действие, а не преддверие к нему; не средство раскрытия уже готового характера, а средство его формирования; «когда диалог кончается, всё кончается» (М.М. Бахтин). Это взаимное отражение пронизывает и предметно-смысловую, и композиционную, и, в особенности, стилистическую сторону высказываний. Работая над диалогами, студенты осваивают ПСК-1.2- специализированную компетенцию - «профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями».
Технически гораздо сложнее, чем диалог, монолог, так как он по своей языковой и структурно-композиционной организации практически не связан с другими действующими лицами; его задача раскрыть предысторию события; сообщить о событиях, произошедших за сценой; выразить отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. На сцене монолог (от rpe4.monos -один и logos - речь - «речь, обращенная к самому себе, к слушателям или - в пьесе - к зрителям» [107, с.309]) звучит более естественно, чем в жизни, при этом он требует высокой техники владения сценической речью, для того, чтобы удержать внимание зала. Сопоставляя литературный и разговорный язык, Л. В. Щерба подчёркивал, что в литературном языке всякий монолог есть «литературное произведение в зачатке», а в разговорном языке чаще присутствует - неподготовленный диалог. Монолог мы советуем студентам выбирать по содержанию такой, в котором идёт «сражение мыслью, сосредоточенное думанье» (по П.М. Ершову) и словесное действие, а не перевоплощение в образ; это своего рода «заготовка» будущей роли, подход к образу для дальнейшего сценического воплощения. Наша задача помочь выбрать такой текст, в котором студент, опираясь на выработанные ранее качества, даст возможность «заговорить» тем «струнам», что до сих пор ещё не звучали, поможет выявить «амплитуду, октаву актёрской заразительности» (К. С. Станиславский), сосредоточив всё внимание на речевых процессах, выразительности слова, подтексте. Работая над монологом, студенту надо чётко определить проблему, поставленную жизнью перед героем, проанализировать логику развития действия, путь созидания или разрушения личности. Ориентируя студентов на то, что «только как сосредоточенное «думанье вслух» монолог на сцене может быть подлинным действием» (П.М. Ершов), мы предлагаем им выполнить следующие действия: - прочесть и проанализировать пьесу, из которой выбран монолог, уяснив, какое место занимает монолог в линии всей роли, как связан с идеей пьесы; - определить проблему (теоретический или практический вопрос), требующую своего разрешения; оценить силу внешнего раздражителя; - найти в монологе конфликт и, не смотря на множество предположений, доводов, утверждений, отрицаний, попытаться найти выход из конфликта; - уточнить объекты внимания, общения, воображения, картины внутреннего видения; перевести монолог в диалог с самим собой или с воображаемым партнёром; следить за изменением своего сознания (диалог ума и сердца); - добиваться мышечной свободы тела, ног, рук и особенно кистей рук (ПК-17), при этом, помня слова КС. Станиславского «мышца - услужливый дурак актёра»; - следить за логикой развития действия от начала монолога до его завершения, учитывая сдвиги в эмоциональном состоянии героя; - составить сравнительную таблицу особенностей монологической и диалогической речи.
В монологах и диалогах у студентов развиваются умения: - органично думать и действовать, преодолевая возникающие препятствия, выражать словами видения, возникающие в процессе активного обдумывания; - «профессионально воздействовать словом на партнера в сценическом диалоге, используя разнообразные средства, приемы и приспособления речи, способностью создавать яркую речевую характеристику персонажа, вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями» - ПСК-1.2»; - удерживаться от излишнего накала страстей, стараясь пусть не очень ярко и темпераментно, но верно жить в предлагаемых обстоятельствах, «от верного можно придти к настоящему» (К.С. Станиславский); - распоряжаться выразительными средствами голоса, речи, тела; на практике почувствовать силу законов словесного действия; «органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способностью вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями -ПК-16».
Таким образом, средствами художественного чтения достигается интеграция теории и практики: раскрытие индивидуальной выразительности слова в монологе, диалоге; в создании сценического образа.
Умело использовать средства художественного чтения, продемонстрировать владение компетенциями позволяет композиция. При создании литературно -музыкальной композиции, объединяющей многие виды искусств, студент может овладеть «теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы, драматургии, прозы, поэзии» -профессионально-специализированная компетенция ПСК-1.3; уметь «свободно ориентироваться в творческом наследии выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра - ПСК-1.4; «самостоятельно или в составе группы вести творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения сценических навыков» - профессиональная компетенция ПК-5. Теории построения композиции уделяли внимание Г.В. Артоболевский, Е.В. Вановская, И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. Студент, создавая композицию, выступает как сценарист - постановщик - режиссёр - актёр, сводя воедино всё, что узнал за годы обучения. Иными словами, осуществляет художественный перевод с языка литературы на язык действия, которое предполагается разыграть. Восприятие событий литературного произведения настолько обостряется при создании композиции, что во вновь созданном тексте, голоса писателя - читателя -исполнителя звучат на равных. В результате выстраивания текста; сочетания логики с образами; перспективы возможного звучания текста; музыкального оформления; декорирования пространства - произведение оживает, история и её герои обретают удивительное полнокровие и жизненность, становятся яснее связи прошлого и современности, четко проявляются нераздельность жизни каждого и всех. В композиции, за счёт некоторого сокращения, изменения акцентов, но при сохранении смысла материала, произведение может зазвучать современно, свежо, получить новую жизнь