Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Профессиональная компетентность в классическом танце и модель ее формирования у учащихся колледжа .
1.1. Профессиональная компетентность в классическом танце в системе подготовки артистов балета, ее сущность и содержание 13
1.2. Факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа .32
1.3. Модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце учащихся и технология ее реализации в колледже .58
Выводы по первой главе .80
Глава 2. Экспериментальная проверка технологии реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество».
2.1. Организация экспериментальной проверки технологии реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество»..84
2.2. Реализация технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе констатирующего эксперимента .99
2.3. Анализ становления профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе формирующего эксперимента 124
Выводы по второй главе 149
Заключение .154
Список литературы
- Факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа
- Модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце учащихся и технология ее реализации в колледже
- Реализация технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе констатирующего эксперимента
- Анализ становления профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе формирующего эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа в рамках специальности «Народное художественное творчество».
Ведущие российские балетные школы, такие как Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, наряду со старейшими балетными школами за рубежом, используют апробированные технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся – будущих артистов балета. Русская школа классического танца базируется на методических постулатах прославленных практиков педагогики балета - Н.П.Базаровой, А.Я.Вагановой, В.С. Костровицкой, В.П. Мей, А.А. Писарева, Н.Н. Серебренникова и др. Классический танец как учебная дисциплина в системе подготовки артистов балета занимает центральное место и логично вписывается в ее исторические традиции, которые обеспечивают эффективность процесса формирования профессиональной компетентности. В результате – неизменно высокое качество исполнительского мастерства танцовщиков, являющегося доминантой русской школы классического танца.
Сложившаяся система хореографического образования, кроме балетного, включает в себя множество учебных заведений разного уровня. Прежде всего, это колледжи, академии и университеты культуры и искусства - учреждения, где представлены направления подготовки, в программу которых включен классический танец, как базовый компонент профессиональной подготовки. По данным Министерства образования и науки РФ таких учебных заведений в настоящее время насчитывается более 70, среди них более половины - колледжи.
Именно в колледже ведется подготовка специалистов по специальности «Народное художественное творчество (специализация – «хореографическое творчество»)» (далее – «НХТ»), присваиваемая квалификация – «руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель».
Сфера деятельности выпускников данной специальности – детское дополнительное образование и любительское хореографическое творчество, где они выступают в качестве исполнителей и преподавателей классического танца. На современном этапе наблюдается активное развитие этой сферы, что выражается в росте количества любительских хореографических коллективов, центров и школ искусств, а также расширения возрастного диапазона и количества вовлеченных в эту сферу детей и взрослых.
Как следствие, очевидна необходимость формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Степень научной разработанности проблемы. Идеи и положения в
области профессионального образования, а также профессиональной
компетентности широко раскрыты в трудах В.М. Журавского, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Курбушко, Л.В. Моисеева, Г.М. Романцева, В.А. Федорова и др.
Различные теории профессионального образования, личностного развития и профессионального становления специалиста исследовали А.С. Белкин, С.Я.
Батышев, В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, А.К. Маркова, А.М. Новиков, В.В. Сенриков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.
Исследованием структуры профессиональной компетентности в
педагогической науке занимались такие ученые, как О.В. Акулова, И.П. Ариадни, Н.В. Баграмова, Э.Н. Гусинский, В.А. Наперов, Дж. Равен, Ю.И. Турчанинова, С.Ф. Шатилов и др.
В современной педагогической науке определены основные положения компетентностного (В.А. Болотов, В.В. Сериков, Е.Е. Федотова, А. Хуторской), программно-целевого (А.Н. Аверьянов, А.Г. Аганбегян, В.Г. Афонасьев, Л.Г. Евланов, И.С. Ладенко, Б.З. Мильнер, Н.Н. Моисеев, М.М. Поташник, С.А. Репнин, П.И. Третьяков и др.) и системного (В.Г. Афонасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, А.Д. Урсул) подходов в профессиональном образовании.
Процесс формирования профессиональной компетентности в классическом
танце достаточно глубоко раскрыт в трудах А.Я. Вагановой, М.А. Ильичевой,
В.С. Костровицкой, Ю.И. Слонимского и др.; структура и содержание этого
процесса отражены в программах учебных дисциплин и сборниках учебных
планов, учебных пособиях и учебниках Н.П. Базаровой, А.Я. Вагановой, Н.П.
Ивановского, А.В. Лопухова, В.П. Мэй, В.С. Костровицкой, Н.Н.
Серебренникова, А.В. Ширяева и др. Однако проведенный анализ позволяет
утверждать, что теоретико-методические основы формирования
профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» не получили в литературе достаточного отражения.
Изложенное определило сложившееся противоречие между
необходимостью формирования профессиональной компетентности в
классическом танце у учащихся колледжа и его недостаточным теоретико-методическим обеспечением в профессиональной подготовке по специальности «НХТ». Это противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «НХТ». В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа (на примере специальности «НХТ»)»
Объект исследования: профессиональная подготовка учащихся колледжа специальности «НХТ».
Предмет исследования: содержание и технология формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце и технологию ее реализации у учащихся специальности «НХТ» в колледже.
Гипотеза исследования. Профессиональная компетентность в
классическом танце выпускника колледжа определяет перспективы его
самореализации в сфере любительского хореографического творчества, что диктует необходимость ее формирования. Эффективность ее формирования в колледже может быть обеспечена, если:
- исполнительская подготовка выступает основой профессиональной
компетентности в классическом танце;
- качественный уровень исполнительской подготовки в классическом танце
обеспечивается этапностью в формировании технических навыков;
- профессиональная подготовка носит индивидуально-ориентированный
характер, определяемый индивидуальным образовательным маршрутом каждого
студента, с учетом уровня развития его специальных физических кондиций и
здоровья.
Задачи исследования:
-
Раскрыть сущность и содержание профессиональной компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета.
-
Выявить факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа.
-
Разработать модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся и технологию ее реализации в колледже.
-
Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Теоретико-методологической основой исследования явился системный
междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические
положения педагогической науки и других наук (философии, психологии,
социологии, физиологии, анатомии, статистики). Методологическую основу
исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых,
разрабатывающих проблемы профессиональной педагогики, а также
исторические источники, архивные документы, философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; документация: образовательные программы, учебно-методические материалы, документы планирования и контроля.
В процессе решения задач исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, классификация, прогнозирование, проектирование и моделирование); эмпирические (включенное наблюдение, опрос, беседы, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент), методы математической статистики (критерий Манна-Уитни).
Научная новизна исследования:
- раскрыто понимание сущности и содержания профессиональной
компетентности в классическом танце артиста балета;
- выявлены характерные уровни проявления профессиональной
компетентности в классическом танце в системе подготовки артистов балета, а
также критерии их оценки;
- определены факторы, существенно влияющие на процесс формирования
профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «НХТ»;
- разработана модель формирования профессиональной компетентности
учащихся колледжа и технологии ее реализации в рамках специальности «НХТ»;
- определены пути формирования профессиональной компетентности в
классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ»;
- выявлены условия, необходимые для реализации модели формирования
профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Теоретическая значимость исследования определена тем, что полученные в ходе исследования материалы обогащают теорию педагогики среднего профессионального образования в разделе формирования профессиональной компетентности учащихся в классическом танце: расширено понимание сущности и содержания профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета, выявлены уровни ее проявления и критерии оценки; выявлены и проанализированы факторы, существенно влияющие на процесс формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «НХТ»; разработана модель формирования профессиональной компетентности у учащихся, а также технология ее реализации в колледже; определены условия, необходимые для реализации технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Практическая значимость состоит в том, что разработанная технология реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся успешно реализована в БОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры» по специальности «НХТ»; разработаны: дополнительный образовательный компонент исполнительской подготовки по классическому танцу – «Введение в практику классического танца»; методика развития специальных физических кондиций обучаемых классическому танцу; программа обучения и учебно-методическое пособие «Партерная гимнастика», а также рекомендации преподавательскому составу по обеспечению качества исполнительской подготовки обучаемых классическому танцу; программа обучения и учебно-методическое пособие «Введение в практику классического танца первого года обучения», программы обучения «Введение в практику классического танца второго года обучения», «Введение в практику классического танца третьего года обучения». Результаты исследования смогут быть использованы в хореографическом образовании специальности «НХТ», а также в системе детского дополнительного образования и в сфере любительского народного художественного (хореографического) творчества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная компетентность в классическом танце, как
качественная характеристика подготовленности артиста балета, представляет
собой единство теоретико-методического знания, исполнительского
мастерства, опыта его воспроизведения и развитого восприятия классического танца. Основными компонентами профессиональной компетентности в классическом танце являются: когнитивный - теоретико-методическое знание теории и методики классического танца, а также базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнительской деятельности; технологический – владение техникой танца и исполнительским мастерством; эмоционально-личностный –
богатство эмоционального проявления в танце, способность и готовность к его самовыражению; физическая и психосоматическая развитость; опыт исполнительского мастерства.
Уровнями проявления профессиональной компетентности являются: начальный, средний и высокий, критериями оценки их проявления: уровень знаний; качественный уровень техники танца, уровень развития физических и психосоматических кондиций, владение техникой и выразительностью танца в объеме, соответствующем начальному, среднему и высокому уровню исполнительского мастерства, установленным в системе подготовки артистов балета.
2. К факторам, существенно влияющие на формирование
профессиональной компетентности в классическом танце учащихся колледжа
относятся внутренние и внешние. К внешним относятся: множественность
качественных оценок профессиональной подготовки выпускника, что
сказывается на целевых установках отдельных учебных дисциплин, реализации
их по своему назначению; недостаточный учет ведущей роли классического
танца в профессиональной подготовке по специальным дисциплинам;
недостаточная обеспеченность знаниевого компонента, направленного на
сохранение здоровья обучаемых в условиях специфических физических
нагрузок, связанных с осуществлением исполнительской подготовки по
классическому танцу; недостаток условий для индивидуализации
исполнительской подготовки обучаемых по классическому танцу; недостаточная
методическая подготовленность отдельных педагогов обучению студентов
колледжа классическому танцу («иллюстративность» в обучении, формальность
в оценке, и пр.). К внутренним факторам относятся: несоответствие заданных
физических и психосоматических возможностей обучаемых к овладению
техникой классического танца; слабая мотивированность и активность
обучаемых в овладении классическим танцем; отсутствие системности в
занятиях классическим танцем отдельных обучаемых.
3. Модель формирования профессиональной компетентности в
классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ» представляет
собой комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих достижение
прогнозируемого результата в процессе становления профессионального
мастерства. К основным компонентам модели относятся: целевой,
содержательный, технологический и результативный компоненты. Целевой
определяет формирование профессиональной компетентности в классическом
танце учащихся колледжа. Содержательный - теория классического танца, а
также основы методики развития специальных физических кондиций, включая
навыки формирования техники классического танца. Технологический - наиболее
целесообразная последовательность образовательной деятельности,
обеспечивающая овладение и развитие техники танца, профессиональной
компетентности в классическом танце. Эта последовательность обеспечивается
совокупностью модулей, каждый из которых обеспечивает становление, развитие
и накопление опыта самореализации обучаемого в классическом танце.
Мониторинговый – оценка динамики овладения профессиональной
компетентностью классического танца обучаемых. Результативный - результат формирования профессиональной компетентности в классическом танце выпускника колледжа специальности «НХТ».
4. Пути повышения эффективности формирования профессиональной
компетентности в классическом танце у учащихся колледжа: повышение
качества отбора абитуриентов с учетом их физических и психосоматических
возможностей, необходимых для овладения профессиональной компетентностью
в классическом танце; упорядочение целевых установок в профессиональной
подготовке обучаемых с учетом потребностей становления и развития техники
классического танца обучаемых; обеспечение целесообразной
последовательности в профессиональной подготовке по специальности «НХТ»; повышение методического и исполнительского мастерства в классическом танце педагогического состава колледжа.
Условиями, необходимыми для реализации модели формирования
профессиональной компетентности в классическом танце обучаемых колледжа
являются: качественный отбор абитуриентов с учетом их физических и
психосоматических возможностей, необходимых для овладения
профессиональной компетентностью в классическом танце; упорядоченность
целевых установок в профессиональной подготовке обучаемых с учетом
потребностей становления и развития техники классического танца;
обеспеченность знаниевого компонента, направленного на сохранение здоровья
обучаемых в условиях специфических физических нагрузок, связанных с
осуществлением исполнительской подготовки по классическому танцу; учет
ведущей роли классического танца в профессиональной подготовке по
специальным дисциплинам; целесообразная последовательность в
профессиональной подготовке обучаемых колледжа по специальности «НХТ»;
методическое и исполнительское мастерство в классическом танце
педагогического состава колледжа; мотивированность и активность обучаемых в овладении классическим танцем; системность в занятиях классическим танцем обучаемых.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе состоялся выбор темы, определена методология и логика
диссертационного исследования; выявлены факторы, оказывающие
существенное влияние на формирование профессиональной компетентности в
классическом танце у учащихся колледжа; проанализирован опыт колледжей в
подготовке выпускников специальности «НХТ» и разработана модель
формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся, а также технология ее реализации в колледже по специальности «НХТ».
На втором этапе проведена опытно-экспериментальная проверка
технологии реализации модели формирования профессиональной
компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ» на базе БОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», которая осуществлялась поэтапно.
На третьем - проанализированы полученные в ходе исследования
материалы, сделаны выводы, литературно оформлена диссертация.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность, определена методология;
представлены теоретические и методологические основы исследования; раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; описаны этапы, методы и база опытной работы; приводятся данные об апробации и внедрении результатов исследования в практику.
Первая глава «Профессиональная компетентность в классическом танце и
модель ее формирования у учащихся колледжа» состоит из трех параграфов. В
первом параграфе представлен теоретический анализ проблемы
профессионального образования артистов балета. Во втором параграфе выявлены внешние и внутренние факторы, оказывающие существенное влияние на формирование профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «НХТ». В третьем параграфе представлена модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «НХТ».
Во второй главе «Экспериментальная проверка технологии реализации
модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце
у учащихся колледжа по специальности «НХТ» представлены: основные
направления опытной работы, состояние проблемы становления
профессионального мастерства в классическом танце у учащихся колледжа
специальности «НХТ» в разрезе экспертного мнения и анализа деятельности
образовательных учреждений соответствующего профиля и качественной
характеристики собственно обучающихся по данной специальности, технология
реализации модели формирования профессиональной компетентности в
классическом танце у учащихся колледжа. В первом параграфе представлено
обоснование и процедура проведения диагностических мероприятий, описана
логика констатирующего и формирующего эксперимента, методики
экспериментальной работы, заявлены критерии и показатели эффективности
модели формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа
специальности «НХТ», а также дана характеристика контингента испытуемых.
Во втором параграфе представлены результаты экспериментального
исследования пространства опытной работы по трем диагностическим направлениям на этапе констатирующего эксперимента: выявление мнения экспертов; анализ деятельности образовательных учреждений соответствующего профиля, а также готовности к профессионализации абитуриентов и подготовленность по классическому танцу учащихся выпускных курсов колледжей; диагностика учащихся БОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», вошедших в состав экспериментальных и контрольных групп. В третьем параграфе представлена технология реализации модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа и дана оценка ее эффективности.
Факторы, существенно влияющие на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа
Контроль за точностью усвоения действенно-мышечного механизма элементов классического танца в системе «преподаватель-ученик» традиционно осуществляется через самоощущения исполнителя и педагогическое наблюдение. Одной из педагогических задач в формировании профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета является трансляция не только знаний и умений, но и системы самоощущений исполнителя, связанных с самоконтролем в процессе исполнительства. Отсюда артист балета должен обладать не только знаниями о теории и методике классического танца, но и оценивать результативность процесса своего исполнительства, видеть и чувствовать ошибки и фазы их появления, знать методические приемы их исправления и т.д, т.е. владеть системой самоощущений, связанных с самоконтролем в процессе исполнительства. Это также становится возможным только в процессе исполнительской подготовки. [62]. Таким образом, в когнитивном компоненте профессиональной компетентности артиста балета выделяется не только знание теории и методики классического танца, но и комплекса самоощущений, направленных на самоконтроль в процессе исполнительства. Анализ содержания балетного образования позволил выделить еще одну составляющую когнитивного компонента профессиональной компетентности в классическом танце артиста балета - базовых основ сохранения здоровья в условиях исполнительской деятельности.
На протяжении длительного времени вопрос сохранения здоровья в процессе исполнительской деятельности не подвергался серьезным исследованиям. Влияние занятий классическим танцем на формирующийся двигательный аппарат ребенка, энергетические затраты обучающихся, профилактика травм в процессе сценической деятельности и другие вопросы здоровьесбережения в процессе обучения классическому танцу с научной точки зрения до настоящего времени в полной мере не рассматривались.
В ракурсе нашего исследования эти вопросы целесообразно рассмотреть в двух направлениях: 1) физическое воспитание как пространство укрепления и сохранения здоровья в процессе обучения; 2) дисциплины профессионального цикла, направленные на защиту и адаптацию двигательного аппарата к специфическим физическим нагрузкам в процессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу.
До 1917 года в содержании балетного образования не зафиксировано учебных дисциплин, напрямую связанных с сохранением и укреплением здоровья обучающихся. В учебном плане Единой трудовой школы и Государственного Петроградского Театрального (балетного) училища 1918 г. впервые встречается дисциплина «физическое воспитание». Анализ учебной документации 1927-1928 гг. ярко демонстрирует поиск новых направлений в подготовке танцовщика, стремление поднять балетное образование на новый качественный уровень в соответствии с веяниями времени. Об этом говорит большое количество новых дисциплин программы обучения, в числе которых «пластическая анатомия и основы биомеханики» на исполнительском отделении техникума. В этот же учебный план включены и «специальные занятия по пластической анатомии» и «методика обучения с пробными уроками», что свидетельствует о зарождении осмысленного подхода к изучению классического танца с точки зрения особенностей строения и функционирования двигательного аппарата человека. В период 1928-1934 гг. дисциплина «физическое воспитание» или «физическая культура» в учебной документации не встречается. С 1934 г. в общеобразовательный цикл дисциплин предмет «физкультура» включен вновь, также указана дисциплина «анатомия и физиология». В учебном плане 1954-1955 гг. физкультуры нет. Скорее всего, необходимость физкультуры с ее традиционным содержанием в учебных заведениях балетного образования периодически ставилась под сомнение в связи со спецификой профессиональной подготовки. В результате, физкультура была заменена на предмет «гимнастика» для девочек и «атлетика» для мальчиков (впервые – экспериментальный учебный план 1993 г. как факультатив), в 1994 г. физкультура присутствует в общеобразовательном цикле 1 и 2 года обучения, затем ее заменяет дисциплина «гимнастика и атлетика» (3-5 классы и I курс), целью которых стало развитие физических данных учеников, необходимых для освоения классического танца [285], (Приложение 1.1.1, 1.1.4, 1.1.5).
Названия предметов, связанных со строением человеческого тела, не отражают прямую связь с классическим танцем, но, на наш взгляд, учитывая специфику балетного образования, она подразумевалась. В период 1927-1983 гг. необходимость разработки специальных адаптивных мер не была осознанной необходимостью. Можно расценивать появление в учебных планах таких дисциплин как «Анатомия», за попытку более глубоко подойти к вопросу обучения танцу и обосновать его с точки зрения строения и функционирования двигательного аппарата (Приложение 1.1.1, Приложение 1.1.4, Приложение 1.1.5). Интерес этот прослеживается и у А.Я. Вагановой, которая разрабатывая свою методику, глубоко изучала анатомию и физиологию движения. Знакомство А.Я. Вагановой с биомеханикой и анатомией проявилось при написании ею книги «Основы классического танца» (1934) [41].
По замечанию И.А. Баднина, в течение длительного времени труд артистов балета долгое время находился вне врачебного контроля. Но, тем не менее, попытки осветить проблемы здоровьесбережения в сфере обучения хореографии и труда артистов балета периодически возникали в нашей стране еще в первой половине ХХ века. К этим попыткам относится труд Н.А. Дембо «Основы медицинского отбора в хореографическое училище» (1941) [245]. И.А. Баднин отмечает, что травматизм среди артистов балета в нашей стране стал детально исследоваться только с 1965 г. [16, 17]. В 70-80-е гг. ХХ века наблюдается повышение интереса к балетному образованию и труду артиста балета с точки зрения медицины. В 70-х годах ХХ века Министерством культуры и Министерством здравоохранения СССР предприняты попытки улучшения качества медицинского обслуживания артистов балета, разработаны рекомендации по созданию специальных поликлиник работников искусств, повышения качества преподавания в хореографических училищах, введению в учебную программу предмета по основам медицинских знаний для артистов балета. И.А. Тарасов выступает с предложениями о введении специального курса для студентов хореографических училищ – «Анатомические основы хореографии», так как простой курс анатомии не отвечает нуждам будущих артистов балета [16, 17].
Начиная с середины ХХ века, выходит ряд работ, рассматривающих вопросы анатомии хореографии и балетной медицины: Т.И. Васильева «Использование коррегирующих методик в профессиональном обучении артистов балета» [44], Е.Г. Котельникова «Биомеханика хореографических упражнений» [243], Е.А. Лукьянова «Дыхание в хореографии» [150], З.С. Миронова, И.А. Баднин «Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета» [16], М.Б. Цыкунов «Самомассаж для артистов балета» (1983), «Организация рационального питания учащихся хореографических училищ»: Методические рекомендации Минздрава РСФСР (1983) [17] и многие другие. За рубежом вопросами балетной медицины занимался Д.С. Хавилер [293].
Модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце учащихся и технология ее реализации в колледже
Для констатации воздействия негативных факторов, оказывающих существенное влияние на формирование профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество», на этапе констатирующего эксперимента были проведены: сбор и анализ мнений экспертов, характеризующих процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество»; установление выраженности специальных физических кондиций и качества подготовки по классическому танцу абитуриентов и студентов выпускных курсов некоторых образовательных учреждений (вузов и сузов) культуры и искусства, а также их соответствие заявленным требованиям в учебно-методической документации.
На этапе констатирующего эксперимента по проверке модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» в экспериментальных (А) и контрольных (В) группах студентов ГОУ СПО ВО «Вологодское областное училище культуры» были выявлены: оценка самочувствия, уровни выраженности специальных физических кондиций и исполнительской подготовки по классическому танцу. Данные представлены соответственно избранным критериям и показателям. Критерий 1 Самочувствие учащихся в процессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу. В соответствии с данным критерием на этапе констатирующего эксперимента выявлено мнение экспертов относительно состояния здоровья и самочувствия учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество» в процессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу.
В результате получены следующие данные. 72% респондентов считают существующую систему отбора абитуриентов колледжей специальности «Народное художественное творчество» малоэффективной с точки зрения выявления соответствия состояния здоровья будущих студентов особенностям выбранной специальности. Среди основных причин низкой эффективности называются: отсутствие полноценной конкурсной ситуации на фоне общего ухудшения генофонда и снижения рождаемости (93% респондентов); отсутствие законодательной базы, регламентирующей отбор со состоянию здоровья в соответствии с особенностями избранной специальности (67% респондентов).
Несмотря на то, что подавляющее большинство респондентов считают главной причиной неэффективности отбора абитуриентов с точки зрения соответствия состояния их здоровья особенностям избранной специальности неполноценную конкурсную ситуацию, связанную с ухудшением генофонда нации и снижением рождаемости, 2/3 опрошенных все-таки указали на недостатки нормативно-правовой базы, регламентирующей отбор. Последнее входит в круг педагогических проблем, поддающихся решению на уровне законодательства. 81,5% респондентов считают, что воздействие специфической физической нагрузки в процессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу на лиц, вовлекаемых в профессионализацию в подростковом, юношеском и взрослом возрасте недооценивается при составлении образовательных стандартов.
Таким образом, мнение экспертов свидетельствует о несовершенстве действующих ФГОС, не учитывающих всей специфики процесса формирования профессиональной компетентности в классическом танце у лиц, вовлекаемых в профессионализацию в подростковом, юношеском и взрослом возрасте. Следствием такого несовершенства становятся проблемы в состоянии здоровья обучаемых и трудности, возникающие у педагогов в процессе решения образовательных задач. 86% респондентов считают, что студенты, приступая к обучению, не осознают всей степени воздействия специфической физической нагрузки, связанной с занятиями классическим танцем на свой организм, и, в последствии, жалуются на трудности, болевые ощущения, вплоть до развития специфических заболеваний, которые иногда заставляют прерывать или оставлять учебу.
Мнение экспертов указывает на очень важную проблему, выходящую за рамки данного исследования - недостаточную осведомленность лиц, вовлекаемых в профессионализацию, о сущности и содержании профессиональной компетентности в классическом танце, а также особенностях процесса ее формирования. Поэтому студенты не могут заранее оценить всех последствий воздействия специфической физической нагрузки в процессе осуществления исполнительской подготовки по классическому танцу на свой организм, что влияет на вынужденность принять решение прервать или оставить учебу. 70,8% опрошенных преподавателей отметили, что слабое здоровье студентов и возникающие в связи с этим заболевания и травмы значительно снижают эффективность обучения и вызывают затруднения, связанные с невозможностью решения ими педагогических задач.
Эти проблемы имеют такой масштаб, что подавляющее большинство педагогов указывают на них, как на значительную помеху в работе. Среди них отмечаются не только прогрессирующие заболевания, но и травмы, полученные в процессе исполнительском подготовки по классическому танцу. Следовательно, заболеваемость и травматичность в процессе формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество» не являются редким явлением в педагогической практике экспертов. 63,2% респондентов указали на то, что в процессе своей педагогической деятельности им приходилось сталкиваться со случаями прерывания или прекращения обучения студентами в связи с приобретенным в процессе занятий классическим танцем заболеванием или травмой мышц, связок, крупных суставов или области позвоночника.
Реализация технологии формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе констатирующего эксперимента
Таким образом, с точки зрения развития ведущих специальных физических кондиций, результаты эксперимента позволяют выявить следующие тенденции.
В экспериментальных группах наблюдается значительный рост уровня развития физических кондиций в отличие от контрольных групп, где он значительно меньше, а по некоторым исследуемым позициям снижается или отсутствует. Общая выраженность ведущих специфических физических кондиций увеличилась на 55,95%.
Динамика развития уровня ведущих специальных физических кондиций в экспериментальных группах соответствует логике формирования профессиональной компетентности в классическом танце, следуя которой, с нарастанием специфической физической нагрузки должно происходить увеличение параметров ведущих физических кондиций учащихся, в динамике выявленной в контрольных группах, прослеживаются тенденции, противоречащие этой логике.
Результаты эксперимента по Критерию II проверены методом статистического математического анализа с помощью критерия U Манна Уитни [242, С.53]. Алгоритм анализа представлен в Приложении 2.3.9, результат в Таблицах 30 и 31. Таблица 30. Результаты проверки экспериментальных данных по исследованию ведущих специальных физических кондиций испытуемых методами статистического математического анализа (критерий U Манна Уитни) (специальные физические способности)
Результаты проверки экспериментальных данных по исследованию ведущих специальных физических кондиций испытуемых методами статистического математического анализа (критерий U Манна Уитни) (специфическая силовая выносливость)
Результаты проверки экспериментальных данных по исследованию ведущих специальных кондиций испытуемых методами статистического анализа с помощью критерия U Манна Уитни, показывают высокую степень достоверности различий между экспериментальной (А) и контрольной (В) группами. Это доказывает эффективность педагогических мер, направленных на компенсацию несоответствующих социально-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжей специальности «Народное художественное творчество». Критерий 3. Качественный уровень техники классического танца соответственно этапам обучения.
В процессе формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах производилась оценка уровня качества усвоения двигательно-мышечного механизма движений классического танца в соответствии с направлениями развития двигательных навыков (глава 1, параграф 1.1), а также уровень частоты допущения основных и второстепенных ошибок, соответствующих конкретному этапу обучения. Оценка производилась тремя экспертами по завершении каждого этапа обучения классическому танцу, соответствующего году обучения (классу) в исполнительском балетном образовании.
Таблицы оценки качественного уровня усвоения ДММ элементов классического танца и уровня частоты допущения основных и второстепенных ошибок, установленные методом педагогического наблюдения и экспертной оценки по завершении каждого этапа обучения классическому танцу представлены в Приложениях 2.3.7, 2.3.8.
Для оценки качественного уровня усвоения ДММ движений классического танца было выбрано 6 позиций, соответствующих направлениям развития двигательных навыков в методике преподавания классического танца А.Я. Вагановой: aplomb, натянутость ног при исполнении элементов классического танца, выворотное движение, исполнение элементов группы allegro, port de bras, навыки координации движений в классическом танце. Сложность соответствия требованиям техники классического танца на каждом этапе возрастает и поэтому эффективность процесса обучения должна быть выражена в стабильности качественного уровня его результативного итога. При соответствии процесса обучения классическому танцу логике методики А.Я. Вагановой, нарастание технических трудностей не должно негативно отражаться на качестве двигательных навыков, а должно совершенствовать их. Следовательно, показателем качества здесь выступит стабильность и уровень оценки независимо от этапа обучения.
Динамика оценки уровня качества усвоения ДММ в контрольных и экспериментальных группах по этапам обучения отражена в Таблицах 32 и 33. Как показывают приведенные данные, числовое выражение оценки качественного уровня освоения ДММ в экспериментальных группах с повышением уровня сложности не только не падает, но и по большинству позиций имеет тенденцию к незначительному увеличению, в среднем от 0,05 до 0,2 балла. Важно отметить, что при принятом нами нулевом исходном уровне, итоговый результат освоения материала первого года обучения был оценен экспертами как средний и высокий. Причем уровень оценки стабильно находится в этих пределах на протяжении всего процесса обучения. В этом случае можно говорить о стабильном уровне качества освоения элементов классического танца на каждом этапе, независимо от уровня его сложности.
Этапы обучения Aplomb Натянутостьног приисполненииэлементовкл. танца Выв. дв. Allegro Portde bras Кач. уровень развития навыков корд. в технике кл. танца Средний баллоценкикачественногоуровняусвоенияДММ / % отоптимального
Как следует из представленных данных, в контрольных группах прослеживается совсем иная тенденция. После прохождения первого этапа обучения классическому танцу, результативный итог обучения испытуемых в контрольных группах был оценен экспертами как низкий – 1,38 и в дальнейшем он неуклонно падает. При этом падение уровня оценки происходит на относительно значительные величины – 0,2, 0,33 балла с прохождением каждого нового этапа обучения. По завершении освоения материала классического танца 3-его года обучения (класса), оценка качественного уровня упала до 0,85 балла и может быть определена как очень низкая. В результате можно говорить о тенденции снижения качественного уровня освоения ДММ элементов классического танца с повышением уровня сложности.
Анализ становления профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа по специальности «Народное художественное творчество» на этапе формирующего эксперимента
Для проверки эффективности модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» разработана система критериев оценки ее эффективности и соответствующих им показателей.
Путями повышения эффективности формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа определены: - введение в систему отбора абитуриентов заданных физических и психосоматических критериев готовности к формированию профессиональной компетентности в классическом танце, а также критериев, выявляющих состояние здоровья. - устранение различия целевых установок в профессиональной подготовке; - обеспечение целесообразной последовательности в реализации этапов профессиональной подготовки по специальности «Народное художественное творчество»; - установление дидактических взаимосвязей между этапами освоения техники классического танца и других исполнительских дисциплин и обеспечение их реализации в процессе профессиональной подготовки; - создание условий для формирования полноценного знаниевого компонента о сохранении здоровья в условиях специфической физической нагрузки в процессе осуществления исполнительской подготовки. В экспериментальной работе приняли участие 31 образовательное учреждение, 540 человек, среди которых 83 – профессорско-преподавательский состав вузов и колледжей культуры и искусства, 138 студентов, 208 абитуриентов и 112 учащихся ГОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», ставших участниками опытно-экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных группах.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» проходила в несколько этапов - в ходе подготовительного (2001-2005 гг.); констатирующего (с 2005 г.); форматирующего (2005-2013 гг.) и заключительного (2013-2015 гг.). Результатом экспериментальной работы на подготовительном этапе стало осуществление практической разработки содержания и технологии реализации модели профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся ГОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», методик экспериментальной работы, критериев оценки эффективности и соответствующих показателей, а также процедуры эксперимента.
Полученные результаты констатирующего эксперимента подтвердили присутствие негативных следствий факторов, существенно влияющих на процесс формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество», а также выявили слабую готовность учащихся ГОУ СПО ВО «Вологодский областной техникум культуры», вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, к исполнительской подготовке по классическому танцу и их не информированность об особенностях ее осуществления.
На этапе формирующего эксперимента была осуществлена поэтапная реализация модели формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа, соответственно разработанной технологии ее внедрения. Эффективность модели проверялась на каждом технологическом этапе и подэтапе, согласно разработанной системе критериев оценки и соответствующих им показателей, накапливались, систематизировались и обобщались данные, уточнялись содержание, технология и методики экспериментальной работы.
На завершающем этапе эксперимента была проведена обработка и анализ полученных данных, выполнена их интерпретация, выявлены наиболее значимые тенденции и сделаны выводы.
Данные выводы позволяют сделать заключение об эффективности модели формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество».
Качественная характеристика профессиональной подготовленности по классическому танцу выпускника колледжа специальности «Народное художественное творчество, прошедшего обучение в рамках модели, более полно соответствует пониманию сущности и содержания профессиональной компетентности в классическом танце. Экспериментально доказано, что модель формирования профессиональной компетентности в классическом танце у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» способствует усилению значимости и повышению эффективности исполнительской подготовки по классическому танцу, так как восстанавливает целесообразную логику в осуществлении ее этапов, а также позволяет реализовать ее индивидуализацию, определяемую индивидуальным образовательным маршрутом каждого студента, с учетом уровня развития его специальных физических кондиций и здоровья. Она также позволяет прогнозировать ожидаемый результат обучения, компенсировать пробелы в содержании компонентов профессиональной компетентности в классическом танце за счет осуществления более эффективной исполнительской подготовки, а также направить на индивидуализацию процесс ее формирования.
Эксперимент также доказал, что пути повышения эффективности формирования профессиональной компетентности у учащихся колледжа специальности «Народное художественное творчество» обоснованы и целесообразны.