Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Воронцов Сергей Владимирович

Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами
<
Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронцов Сергей Владимирович. Формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Воронцов Сергей Владимирович;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Химки, 2016.- 222 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами . 18

1.1. Система повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов 18

1.2. Модель формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов . 34

1.3. Мультимедийные средства и их роль в формировании профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов . 74

Выводы по Главе 1. 95

Глава 2. Экспериментальная методика формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышение квалификации мультимедийными средствами 97

2.1. Диагностика современного состояния проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации (констатирующий эксперимент). 97

2.2. Экспериментальная методика формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами и пути её эффективного внедрения. (Формирующий эксперимент). 120

Выводы по Главе 2. 148

Заключение 151

Список литературы. 158

Введение к работе

Актуальность научного исследования. В многосторонней жанровой структуре музыкального искусства важную роль играет руководитель музыкального коллектива. Сегодня велика потребность в специалистах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность по управлению музыкальными коллективами.

Формирование профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов в системе дополнительного профессионального образования является чрезвычайно важной и насущной деятельностью. Именно поэтому в настоящее время возникла необходимость изучения методик и педагогических технологий формирования культуры управления музыкальными коллективами, выявления оптимальных педагогических условий этого управления, а также интерес творчески работающих руководителей и педагогов системы дополнительного профессионального образования к поиску инновационных педагогических технологий.

Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости разрешения следующих, объективно сложившихся противоречий между:

требованиями, которые предъявляют современное общество и профессиональная среда к личности руководителя музыкального коллектива и фактическим уровнем его мастерства;

потребностью в формировании профессионального мастерства у руководителей с помощью мультимедийных средств обучения в системе повышения квалификации и ориентацией преподавателей на традиционные формы и методы обучения;

наконец, с одной стороны, существует потребность профессиональных музыкальных коллективов в высококвалифицированных руководителях, имеющих мобильное инновационное мышление, с другой профессиональная педагогика высшей школы уделяет недостаточное внимание этому аспекту.

Необходимость разрешения представленных противоречий определила выбор проблемы исследования: формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации.

Степень научной разработанности проблемы.

Методологическую основу формирования личности нам удалось обнаружить в трудах отечественных и зарубежных философов (Аристотеля, Н.А. Бердяева, Платона, И. Канта, Ж. Руссо). Большое влияние на наше исследование, на его теоретико-методологические характеристики оказали труды известных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и др.

Бесспорный интерес для нас представили положения гуманистической психологии, признающие личность высшей ценностью (К. Роджерс, А. Маслоу); основные положения теории взаимодействия, взаимоотношений, восприятия и взаимопонимания (М.В. Гамезо, Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, В.А. Петровский); психология профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер).

Интересными для нас стали работы, посвященные рассмотрению феномена общения и его различным аспектам (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев).

Психолого-педагогические проблемы формирования личности профессионала, его профессионально важных качеств обсуждаются в специальных исследованиях Л.И. Анцыферовой, Н.К. Баклановой и др.

В основу решения поставленных задач легли идеи личностно-ориентированного обучения, обнаруженные нами в трудах о воспитании Я.А. Коменского, М. Монтессори, Г. Песталоцци.

Важными для нашего исследования являются и положения системного подхода, нашедшие отражение в работах В.П. Беспалько, В.А. Сластенина и др.

Интерес для нашего исследования представили также работы по психологическим основам образовательного процесса системы профессионального образования авторов: Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, Е.И. Гарбера, И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной.

Приступая к рассмотрению специфики работы высшей школы, мы в первую очередь обратили внимание на исследования и специальные работы С.И. Архангельского, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина и др.

Исследуя проблему профессиональной подготовки руководителей музыкальных коллективов, мы отталкивались от уже наработанного,

исследованного, имеющего место в теории профессиональной педагогики, а именно, трудов Б.А. Диева, Л.М. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, К.П. Кондрашина, Ким Ен Джу, А.Д. Попкова и др.

Проблемы электронного обучения и обучения с помощью мультимедийных средств обнаружены нами в работах А.А. Зубрилина, В.А. Куклева, В.А. Тестова, О.В. Шлыковой.

Большое влияние на наше исследование, на его методологическую основу оказали научные концепции, отражающие специфику дистанционного образования в системе дополнительного профессионального образования. В первую очередь, они составляют ключевое содержание диссертаций следующих авторов: Е.С. Комраковой (2004), С.В. Хачирова (2005), Л.В. Бендовой (2006), Н.А. Гаврилова (2007), М.В. Махмутовой (2008), И.А. Протасовой (2009), Н.Ю. Субботина (2011), К.Ш. Шарифзяновой (2011), В.В. Красина (2012).

Сущность дополнительного профессионального образования рассмотрена в диссертационных исследованиях: Р.Х. Калимуллина (1999), В.В. Кулинченко (1999); А.Г. Казаковой (2000); В.П. Исаенко (2002); Г.У. Матушанского (2003); Н.И. Вовчук (2004); А.А. Нагорняк (2005), С.Ю. Никифоровой (2005), P.C. Димухамедова (2006), Е.В. Решетникова (2006), Т.И. Боровковой (2007); Т.В. Матвеевой (2008); В.В. Марико (2009), Н.В. Машковой (2009), К.А. Шерстниковой (2009); Т.Г. Мухиной (2011); Н.Б. Кругловой (2012), А. Н. Никульникова (2012).

В рамках нашего исследования интересными для нас оказались также научные труды ученых, занимающихся проблемами непрерывного образования и повышения квалификации педагогических кадров: Р.С. Димухаметова, Л.З. Жемуховой, А.Г.Казаковой, Л.П. Луневой, А.Ю. Ляшенко, Е.В. Митракова, Е.А. Пановой, Л.В. Рагулиной, И.К. Степанян, И.В. Смирнова, О.И. Статировой, С.И. Чечениной.

На основе проведенного контент-анализа 96 диссертационных работ был сделан вывод об отсутствии специальных исследований по рассматриваемой теме, что и обусловило её выбор нами.

Объект исследования: повышение квалификации руководителей музыкальных коллективов.

Предмет: поиск эффективных путей формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами.

Цель исследования: Теоретико-методологическое обоснование проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами; разработка экспериментальной методики и выявление путей её апробации.

Задачи: Представить систему повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов; выявить психолого-педагогические особенности профессионального мастерства руководителя музыкального коллектива; уточнить дидактическую сущность мультимедийных средств и их роль в формировании профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов; продиагностировать современное состояние проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации; разработать экспериментальную методику формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами и выявить пути её эффективного внедрения.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что формирование профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами станет эффективным, если будет: представлена система повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов, выявлены психолого-педагогические особенности профессионального мастерства руководителя музыкального коллектива, уточнена дидактическая сущность мультимедийных средств и их роль в формировании профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов, продиагностировано современное состояние проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации, разработана экспериментальная методика формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения

квалификации мультимедийными средствами и выявлены пути её эффективного внедрения.

Методологической основой научного исследования выступают принципы: генетический, единства логического и исторического; концептуального единства исследования; системного, целостного подхода; принцип комплексного подхода; деятельностного (через теорию деятельности). Эти принципы составляют ядро методологической культуры педагога. Настоящее исследование реализует требования всех вышеназванных принципов.

Кроме того, методологическую основу исследования составляют: теория познания, философские положения о диалектическом единстве теории и практики, о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, о развитии личности И. Канта, Дж. Локка; концепции русских философов о духовном и нравственном начале в человеке, об общечеловеческих ценностях и значимости музыкального творчества, труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, а также основы диалектико-материалистической философии о теории познания (П.В. Копнин, Д.С. Лихачев, К. Поппер, Ф. Энгельс и др.),

В качестве теоретической основы исследования выступили следующие концепции: ведущей роли деятельности в развитии личности и многофакторном характере ее развития (Б.П. Есипов, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко и др.); общенаучные принципы системного подхода к изучению педагогических явлений (А.А. Аронов, В.П. Беспалько, Л.С. Зорилова и др.); непрерывного повышения квалификации в профессиональной деятельности (Р.С. Димухаметов, Л.З. Жемухова, В.В. Журавлева, В.В. Кобзенко и др.); ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Ю.К.Бабанский и др.); поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); развивающего обучения (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков и др.); организации работы системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических кадров (А.Н. Никульников, Н.Б. Круглова, О.Л. Березина, А.Г.Казакова, В.В. Кравченко и др.); использования мультимедийных средств в системе повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов (В.А. Куклев, В.А.

Тестов); использования мультимедийных средств в системе повышения квалификации (В.П. Карелин, О.В. Шлыкова); формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов (Б.А. Диев, Г.Л. Ержемский, Ким Ен Джу, К.П. Кондрашин и др.).

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общетеоретические - анализ и изучение литературных источников по исследуемой проблематике, в том числе, историография, нормативно-правовая база и материалы сети Интернет; анализ и изучение всего спектра программно-методических комплексов для формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов; сравнение, сопоставление, индукция, дедукция и др.

Ко второй группе методов отнесены эмпирические методы - педагогическое моделирование; диагностика, включая анкетирование, опросы, собеседования, наблюдение; педагогический эксперимент; анализ результатов творческой деятельности и итоговых работ обучающихся; статистическая обработка результатов.

В качестве экспериментальной базы исследования выступили кафедры оркестрового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных и Московский государственный университет культуры и искусств, а также институт дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств. В проводимом исследовании в 2012-2014 годах приняли участие преподаватели вышеуказанных учебных заведений и обучающиеся на курсах повышения профессиональной квалификации. Кроме того, на констатирующем этапе анкетированием были охвачены музыканты и певцы Кубанского казачьего хора, в котором работает автор диссертационного исследования, а также государственные коллективы России, такие, как: Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, русский народный оркестр «Душа России» Российской академии музыки имени Гнесиных, оркестр русских народных инструментов имени Н. Будашкина Московского Государственного университета культуры и искусств и др.

Этапы исследования. Исследование проходило в четыре этапа.

В ходе первого этапа (2011-2012 гг.) был проведен пропедевтический, пилотажный эксперимент, включающий в себя, кроме анализа теоретической разработанности проблемы, определения направлений исследования, цели и задач его, формулировки гипотезы и выработки методологии диссертационного исследования, разработку и проверку анкет, опросников, тестов.

На 2-ом этапе исследования – констатирующем (2011-2013 гг.):

продиагностировано современное состояние проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации; осуществлен мониторинг уровня сформированности профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами; осуществлена оценка готовности преподавателей системы повышения квалификации к формированию профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами; выполнена проверка правильности формулировки гипотезы; составлена программа формирующего эксперимента. На третьем этапе (2012-2013 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого были решены следующие задачи общей программы:

сформулированы цель и задачи данного этапа эксперимента; определены базы и респонденты исследования; подготовлен экспериментальный материал по формированию профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами; разработана экспериментальная методика формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами; определены контрольная и экспериментальная группы; подготовлен экспериментальный дидактический материал для проведения исследования в контрольной и экспериментальной группах; разработаны критерии эффективности формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами; разработана методика проведения сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов в

контрольной и экспериментальной группах; проведена апробация экспериментальной методики и выявлены пути её эффективности.

На четвёртом, обобщающем этапе (2013-2014 гг.) проводилась систематизация и обобщение материалов, полученных на ранних этапах эксперимента, и внедрение их в практику работы института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств, уточнялось подтверждение гипотезы.

Общее число респондентов, принявших участие в исследовании, составляет 374 человека в констатирующем, 16- в формирующем.. Научная новизна диссертации заключается в том, что:

представлена система повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов, ее содержательное своеобразие и иерархическая структура. Выявлены и систематизированы, качественно и количественно описаны компоненты мотивации профессионального становления руководителей и возможности их развития в системе повышения квалификации;

выявлена психолого-педагогическая специфика профессионального мастерства руководителя музыкального коллективов в соответствии с государственным образовательным стандартом (реализация требований принципов дидактики и развивающего обучения, принцип опережающего развития, культурологическая направленность); уточнено понятие «профессиональное мастерство», которое рассматривается как интегральная характеристика личности, представлена ее структура, показана необходимость усиления мультимедийного компонента в профессиональной подготовке руководителей;

уточнена дидактическая сущность мультимедийных средств и их роль в формировании профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов;

продиагностировано современное состояние проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов по двум основным направлениям: анализ доступной актуальной информации (в том числе, научных публикаций, концертной деятельности

известных коллективов, публикации в прессе и сети Интернет) и

непосредственная работа с респондентами с помощью анкет, опросников

для осуществления психолого-педагогического среза;

разработана экспериментальная методика формирования

профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов

в системе повышения квалификации мультимедийными средствами,

включающая несколько занятий в форме модернизированных лекций,

содержание которых представлено авторской программой спецкурса,

разработанного для слушателей разного возраста с учетом специфики их

коммуникативных проблем и выявлены пути её эффективного внедрения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

представленные в диссертации подходы к формированию профессионального

мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения

квалификации мультимедийными средствами могут использоваться в

дальнейшем при определении векторов повышения качества образовательных

технологий в данной сфере. Уточнена сущность понятия «мастерство

руководителя» музыкального коллектива. Разработано теоретическое

обоснование педагогических условий эффективного формирования

профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в

системе повышения квалификации мультимедийными средствами.

Практическая значимость исследования состоит в разработке авторского курса по формированию профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов. Практическая значимость прослеживается и в формулировке, практической апробации педагогических условий эффективного формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами. Основные материалы, идеи, положения, сформулированные педагогические условия могут использоваться в системе повышения квалификации не только в институте дополнительного профессионального образования Московского государственного института культуры, но и в других отечественных вузах культуры и искусств. В ходе проведения курсов обучения накапливается большая база проектных работ,

її

которые могут использоваться другими педагогами в педагогической деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических посылок исследования и теоретическими познаниями автора, разнообразием источников информации и реализации комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату. Репрезентативность эмпирического материала, многократность апробации его позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных. Достоверность результатов выполненного исследования подтверждается также возможностью практической реализации наработанных материалов и технологий в системе повышения квалификации, обоснованностью используемой методики эксперимента, практическим подтверждением гипотезы исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных предмету.

Лично соискателем была осуществлена организация и проведено само исследование на всех вышеуказанных базах.

На защиту выносятся следующие положения:

Система повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов рассматривается как открытая, устойчивая, самоорганизующаяся, андрагогическая структура, которая, тем не менее, имеет очень тесную связь с внешней средой.

Психолого-педагогические особенности формирования профессионального мастерства руководителя музыкального коллектива, как педагогически целенаправленная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, направленных на достижение конечной цели: подготовку конкурентоспособных специалистов.

Дидактическая сущность мультимедийных средств и их роль в формировании профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов заключается в том, что эти средства должны удовлетворять основным положениям педагогической технологии, решать профессионально-педагогические задачи.

Современное состояние проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов характеризуется известными, объективно сложившимися противоречиями между требованиями к уровню мастерства руководителя музыкального коллектива и фактическим его современным уровнем; потребностью в обучении с помощью инновационных средств обучения и ориентацией преподавателей на традиционные формы и методы обучения; потребностью музыкальных коллективов в высококвалифицированных руководителях, имеющих мобильное инновационное мышление, и профессиональной педагогикой высшей школы, уделяющей недостаточное внимание этому аспекту.

Успешность реализации экспериментальной методики формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами обеспечивают организационно-педагогические условия: образовательная потребность руководителей на личностном уровне; система реализации программы с помощью мультимедийных средств обучения; мониторинг формирования профессионального мастерства.

Положения и выводы диссертации были апробированы в Российской академии музыки им. Гнесиных и Московском государственном университете культуры и искусств. Основные положения и выводы излагались в научных докладах диссертанта на межвузовских, научных семинарах, научно-практических конференциях, проводимых в 2011-2013 годах, отчетами на кафедре педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. По теме исследования опубликовано 8 работ, в том числе, 3 публикации в изданиях, включённых в реестр Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования.

Модель формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов

Профессиональное образование в современном мире, особенно в нашей стране, выступает всё более значимой проблемой в сфере культурного, нравственного и интеллектуального совершенствования человека. Важным направлением деятельности высшей школы является воспитание высококвалифицированных специалистов в области профессионального музыкального образования.

Высококультурные и высокообразованные личности, музыканты профессионалы содержат в себе огромный потенциал для духовного и нравственного воспитания общества. В многосторонней жанровой структуре музыкального искусства важную роль играет руководство музыкальным коллективом, сама личность дирижёра руководителя. В отечественной музыкальной педагогике обобщён прогрессивный исторический опыт подготовки и переподготовки дирижёров. Нам известны имена замечательных дирижёров-руководителей, вписавших свой и музыкальный, и педагогический, и управленческий вклад в славные страницы истории музыкального образования. В первую очередь назовём такие имена, как Голованов Николай Семёнович, Диев Борис Александрович [64], Ержемский Георгий Львович [72], Захарченко Виктор Гаврилович, Иванов Виктор Леонидович, Кондрашин Кирилл Петрович [127], Мусин Илья Александрович [170], Полетаев Анатолий Иванович, Понькин Владимир Александрович, Светланов Евгений Фёдорович, Федосеев Владимир Иванович и др. Важную роль в формировании, совершенствовании мастерства руководителей музыкальных коллективов играет не только подготовка, но и их переподготовка, повышение квалификации.

Сегодня система повышения квалификации как целенаправленный процесс непрерывного образования специалистов выполняет развивающую, экспертную, обучающую, исследовательскую, информационную функции, содействует продуктивному самосовершенствованию и саморазвитию.

Модернизация российского образования, нацеленная на повышение его качества, актуализирует проблему более эффективного развития и использования человеческих ресурсов, поиска новых возможностей и, конечно, формирования специалистами высокого мастерства, профессионализма.

В связи с этим, исследование проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации выступает важным условием достижения более высокого качества и эффективности музыкального руководства.

И поскольку система повышения квалификации является частью дополнительного образования, а модернизация всей сферы образования происходит на законодательном уровне, необходимо обратиться к изменениям в Законодательстве, связанным с дополнительным профессиональным образованием. Для начала раскроем новые позиции этого Закона – изменение структуры образования, его принципов, понятий, содержания.

Так, правовые основы высшего образования заложены в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”, провозгласившего приоритетность образования. В нем говорится, что образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и выполняемый в интересах человека, семьи, социума и государства, (статья 2). [249] Этим законом, в частности в статье 3, правительство РФ установило основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. В частности, признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; свобода предпочтения получения образования, согласно устремлениям и надобностям человека, свободы в предпочтении форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с нуждами личности, особенностям развития, способностям и интересам человека; демократический характер управления образованием; непозволительность ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; совмещение государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. [249,ст.2]

Конечно, каждый из пунктов статьи Закона чрезвычайно важен для комплексного понимания сути правового поля сферы профессионального образования. Но, с учетом рассматриваемой темы, мы выделяем особо позицию восьмую, т.к. именно этим пунктом правительство РФ постановило права человека на образование в течение всей жизни.

Заметим также, что Закон РФ "Об образовании" объявил ценностное отношение к системе образования, поставив на первое место ее важность и значение для конкретной личности, а через неё для общества и государства.

На одно из главных мест в Законе поставлено качество образования: "Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы". [249,ст.2]

Мультимедийные средства и их роль в формировании профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов

Макаренко полагал, что влиять на отдельную личность можно, воздействуя на коллектив, членом которого является эта личность. Этот тезис он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» дополняется использованием «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного влияния педагога на отдельного воспитанника.

Одним из основных законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив добился назначенной цели, а свежих "перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели". [156] В соответствии с этим, Макаренко в первый раз в педагогике выдвинул и разработал значимый принцип, который он наименовал «системой перспективных линий».

Воспитание детского коллектива, по Макаренко, обязано совершаться постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который созидательно разыскивает наиболее действенные пути для его хода вперед. Учитель обязан уметь завлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников назначенной целью, достижение которой, требующее стараний, труда, борьбы, приносит полное удовлетворение. Добившись этой цели, надо не стопориться на достигнутом, а назначать дальнейшую задачу, более обширную, более общественно значительную, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога содержится в том, чтобы совмещать свое руководство, свои педагогические требования с действительными правами коллектива. Великий педагог был совершенно убеждён, что каждый член коллектива должен сознавать и ощущать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Более того, собственно он утверждал: "Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность". "Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины". [156]

Как видим, все обозначенные принципы и идеи Макаренко актуальны, практически значимы, жизнеспособны и приемлемы в условиях как студенческого оркестра, так и в условиях профессионального музыкального коллектива.

Таким образом, модель руководителя музыкального коллектива включает в себя все вышеозначенные компоненты.

В современной ситуации задача руководителей музыкальных коллективов в системе профессионального музыкального образования состоит не только в формировании конкурентоспособного специалиста, артиста оркестра, обладающего целым набором компетенций, но и социализации, воспитании дисциплинированной, развитой, патриотичной личности, высоконравственного и культурного человека.

Мы считаем, что необходимым условием развития является целеполагание руководителя, основанное на системном подходе, включающим в себя следующие компоненты: прогнозирование, проектирование работы коллектива и рефлексия деятельности руководителя, пропаганда народных традиций, национальной культуры; пополнение нотного материала через тесное сотрудничество руководителя с композиторами, аранжировщиками; инновационный подход в организации работы студентов/участников коллектива, мотивация через личный пример, воспитание музыкального стиля.

Возвращаясь к системе повышения квалификации, модель формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов, по нашему мнению, должна выглядеть следующим образом:

Формирование профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами Модель формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами мы изобразили как процесс. Мы уверены, что целью всего процесса является «требуемый уровень профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов» на данном этапе, зависящий от запросов общества, социального заказа и познавательных возможностей и потребностей самих руководителей.

Формирование этого уровня зависит от множества факторов, к числу которых мы относим цели, формы и средства обучения. Они же, в свою очередь, влияют на организацию процесса обучения и образовательного пространства, в котором происходит взаимодействие слушателей и педагогов факультетов повышения квалификации. Это взаимодействие будет настолько эффективным в целях формирования профессионального мастерства, насколько будут компетентны сами педагоги в этой области. И, наконец, формирование профессионального мастерства с помощью мультимедийных средств должно сопровождаться образованием у руководителей новых теоретических знаний, практических навыков и компетенций, связанных с мультимедиа.

В модели формирования профессионального мастерства руководителей музыкальных коллективов мультимедийными средствами в системе повышения квалификации мы видим взаимосвязь всех названных компонентов и факторов.

Преследуя цель диагностирования современного состояния проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации, мы ставили задачу обрисовать типичную картину того, какой стиль руководства приемлем сегодня.

Конечно, у каждого стиля есть свои особенности, плюсы и минусы. В наши дни психологи выделяют немало стилей общения, но обойдемся основными:

Авторитарный. При авторитарном стиле характерна тенденция на твердое правление и всеобъемлющий контроль. Этот стиль проявляется в том, что руководитель нередко прибегает к приказному тону, производит грубые замечания. Изобилие бестактных выпадов в адрес одних участников коллектива и беспочвенное превозношение других.

Диагностика современного состояния проблемы формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации (констатирующий эксперимент).

Как видим, в реальности пройти курсы повышения квалификации планирует примерно 1 из 10, а уже воспользовались подобными услугами еще меньшее количество респондентов, хотя понимание необходимости прохождения курсовповышения квалификации видно из диаграммы 2. Из индивидуальных бесед с музыкантами мы можем констатировать, что большинство из опрошенных не доверяет курсам повышения квалификации, а больше ориентировано на самообразование.

Об институтах повышения квалификации руководителям известно, а вот насколько заслуживают их доверия эти образовательные учреждения, насколько они будут приближены к их потребностям, неизвестно. Поэтому, создавая для руководителя пространство выбора, нужно обеспечить выбор не между плохим и очень плохим, а между хорошим и очень хорошим.

Возникает вопрос: как руководителю сориентироваться в изобилии программ и выбрать ту единственную, которая подходит именно ему?

Кроме того, нужно, чтобы руководитель сам захотел делать выбор. Ведь возможна и такая позиция: оставьте нас в покое, лучше дайте нам наличные деньги, мы купим на них книги или закажем программу в Интернете.

На рынке образовательных услуг должны появиться посредники – консультанты, эксперты. К ним будут обращаться управленцы, чтобы получить информацию о предложениях на рынке повышения квалификации и оценить качество программ, которые предлагаются на выбор руководителям. 108 Экспертную функцию могут выполнять сообщества и союзы деятелей искусства России, союзы музыкальных коллективов и пр. Уже сегодня через СМИ, через Интернет руководители, пресс-службы крупных коллективов заявляют о современных проблемах в этой области. Многие проблемы руководители решают самостоятельно, многие решают с помощью специализированной литературы. Очевидным остается то, что необходимо постоянное повышение уровня знаний и профессиональной компетентности руководителей.

В ходе анкетирования - 100% опрошенных ответили положительно на вопрос - «занимаетесь ли самообразованием?» Следующая диаграмма отражает подход респондентов к самообразованию.

Воздержались 35 25 15 5 39,3% 28,6% 10,7% 3,6% 10,7% 3,6% Подавляющее большинство (78,6%) анкетируемых занимается самообразованием. Очевидно, что подход в этом вопросе у каждого человека свой, и оценить эффективность этого обучения весьма непросто. Можем лишь предположить, что в большинстве случаев занятия самообразованием проходят стихийно и бессистемно. Мы же говорим о системном подходе в получении новых компетенций на курсах повышения квалификации.

Некое подобие системности может быть достигнуто посредством использования компьютера в качестве инструмента самообучения. И такой способ действительно используется респондентами. На вопрос, «Может ли компьютер способствовать самообучению?», 95% опрошенных ответили положительно, лишь 2,5% - отрицательно, 2,5% - воздержались. Весьма показательно, что эти 5% относятся к возрастной категории "более 60 лет". Что же касается самооценки респондентов по способности к обучению, то 49% заявили, что обучаются легко. 30% опрошенных имеют небольшие затруднения в обучении. 4% - обучаются с большим трудом и 17% затруднились ответить. Всех респондентов мы разделили на возрастные группы для оценки восприятия разными группами мультимедийных средств обучения. В этом вопросе молодежь (20-35 лет) показала более высокую восприимчивость, нежели люди старшего возраста. Среди респондентов старше 60 лет подавляющее большинство не видели в компьютерном обучении перспективы, отдавая предпочтение книгам, учебникам и пособиям.

Несмотря на практически тотальную комптьютеризацию, книги имеют большую популярность по сравнению с электронными аналогами - 80% и 30% соответственно. Мы склонны объяснять эту особенность тем, что специальной литературы по нашей тематике в электронном формате очень мало. Видеофильмы имеют несколько большее значение в самообучении - 37,5%.

Интернет занимает 2 место в диаграмме 5 - 62,5%, что и понятно: легкость и удобство поиска актуальной специальной информации привлекает респондентов. На последнем месте в ответах стоит "лекции, курсы и тренинги" -12,5%. Мы рассматриваем это как очередное подтверждение недоверия анкетируемых названным дефинициям. Причина такого выбора нами уже была озвучена выше. Следствием полученных данных должна стать адаптация авторской методики под разные категории слушателей, индивидуальный подход в педагогической деятельности.

Другое задание требовало от участников опроса выбора важных для руководителя личностных и профессиональных качеств. Например: лидерские способности, коммуникабельность, знание педагогики, личностный подход, музыкальное образование и др. В общей сложности, более 15 видов характеристик.

Результаты опроса условно представим в виде трех рейтинговых групп. Первая группа включает такие личностные качества руководителя как "лидер", "умение слышать, понять подчиненного", "талант" и "умение предъявить требования и проверить уровень их выполнения". Из ответов явственно следует, что респонденты видят руководителя строгим, справедливым, и, конечно, лидером от природы и талантливым человеком.

Во вторую группу качеств вошли "умение создать коллектив единомышленников", "мотивация на успех", "дружелюбие, гуманность, доброжелательность", "коммуникабельность" и "мотивация на успех". Коммуникабельность и мотивация на успех являются качествами, иметь которые следует современному руководителю, но не всегда мы можем их встретить в реальной жизни, особенно последнее. Респонденты эти качества поставили на 2 место возможно потому, что значительное количество испытуемых не имеют соответствующего этим понятия профессионального опыта. На наш взгляд, "мотивация на успех" должна входить в первую группу приоритетов руководителя. "Умение создать коллектив единомышленников" скорее находится на своем месте, и это умение приходит с опытом работы самого руководителя. Этот навык мы относим к категории целеполагания.

Экспериментальная методика формирования профессионального мастерства у руководителей музыкальных коллективов в системе повышения квалификации мультимедийными средствами и пути её эффективного внедрения. (Формирующий эксперимент).

Управление качеством повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов мы определяем как целенаправленное влияние на обеспечение значительной конкурентоспособности и соответствия современным запросам к профессиональной компетентности этих специалистов.

Важнейшими вопросами, которые мы подчеркиваем в управлении качеством образования взрослых, являются: критерии действенности качества, стандарты преподавания, содержание занятий, методическое обеспечение преподавания и формы контроля и конечной проверки (оценочные средства). Отталкиваясь от этих вопросов, мы установили цель, задачи и средства по разработке методики повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов.

Основываясь на выводах отечественных и зарубежных исследователей, в качестве экспериментального элемента мы определили мультимедийные технологии в обучении. Так, было выявлено, что обучение с использованием информационных технологий, частью которых являются мультимедиа, сегодня рассматривается как одна из успешных альтернатив традиционным методам.

При выборе мультимедийных технологий в процессе педагогического эксперимента мы руководились пониманием того, что умение пользоваться компьютером, в качестве базового элемента информационных технологий, есть показатель высокой квалификации любого специалиста, его прогрессивного, инновационного мышления.

Под предпосылками успешности использования мультимедийных технологий в процессе повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов автор имеет в виду наиболее рациональные условия, благодаря которым формируется организация учебного процесса, повышающего уровень подготовки слушателей. В качестве дидактических обстоятельств результативного применения мультимедийных технологий в процессе повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов автор особо подчеркивает следующие: соблюдение ответственного отношения педагогов дополнительного профессионального образования к своей деятельности и потребность применять новейшие учебные методы и технологии в своей работе; научно-методическая помощь преподавателям системы повышения квалификации в освоении инновационных форм работы со слушателями, методов и приемов, сформированных на основополагающих положениях андрагогики; осмысление преподавателями дидактической значимости методики применения мультимедийных технологий и понимание путей их эффективного использования; сформированность инновационного мышления у преподавателей системы повышения квалификации и формирование аналогичного мыслительного процесса слушателей в ходе осуществления экспериментальной методики; организация субъект-субъектного обучения, позволяющего осуществлять обратную связь, взаимодействие педагога и слушателей, слушателей между собой в диалоговом режиме.

Констатирующий и, в большей степени формирующий эксперимент, позволил нам подтвердить сначала правильность формулировки гипотезы, а затем и саму гипотезу. Он помог определить современное состояние подготовки руководителей в системе повышения квалификации (как его позитивную, так и негативную стороны) и подвести нас к выводу о предпочтении мультимедийных технологий как ядра экспериментальной методики.

Заметим, что вопрос повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов в современной научно-педагогической литературе анализируется с нескольких сторон: В ходе констатирующего эксперимента нами также была определена тесная связь роста качества образования и созидательной инициативности руководителей музыкальных коллективов, проявляющейся в первую очередь в сформированности особых умений и разработке структуры развития этих компетенций в системе повышения квалификации на основании мультимедийных технологий.

На этапе формирующего эксперимента осуществлялась апробация разработанной нами экспериментальной методики повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов с использованием мультимедийных технологий.

Представленная в исследовании экспериментальная методика формирования профессионального мастерства в системе повышения квалификации руководителей музыкальных коллективов базируется на мультимедийных технологиях. Разрабатывая методику, мы отталкивались от того, что наиболее действенным изучением мультимедийных технологий сообразуется прямое участие в среде мультимедиа. Задачами формирующего эксперимента являлась: