Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании Чуракова Марина Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чуракова Марина Владимировна. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Чуракова Марина Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория и исторический аспект формирования профессионального мастерства художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании 17

1.1. Генезис и понятийные основы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров 17

1.2. Теоретическое обоснование содержания формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров 48

1.3. Интегративно-модульная система формирования профессионального мастерства художника-ювелира 70

Выводы по первой главе 87

Глава 2. Дидактическое обеспечение интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании и результаты эксперимента 90

2.1. Реализация интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров 90

2.2. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию профессионального мастерства будущих художников ювелиров 133

Выводы по второй главе 160

Список литературы 166

Приложение А 182

Приложение Б 186

Приложение В 219

Приложение Г 224

Введение к работе

Актуальность исследования подтверждается необходимостью введения изменений в содержание формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров, обучающихся по образовательной программе среднего профессионального образования.

В этой связи возникает необходимость в разработке современного содержания профессионального обучения будущих художников-ювелиров, включающего систематизированные научно-теоретические и практические материалы, являющиеся дидактической базой для формирования профессионального мастерства в области ювелирного искусства и отражающие: тесную взаимосвязь теоретического и практического обучения; характеристики интеграции и последовательность изучения профессионально значимых дисциплин «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство»; преемственность содержания дисциплин профессионального цикла обучения; содержательную грамотность учебных программ по вышеперечисленным учебным дисциплинам как результат интеграции, рекомендации по формированию профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в системе среднего профессионального образования как к непрерывному процессу обучения.

Все это определяет практическую проблему, решение которой невозможно без опоры на соответствующую теоретическую базу.

Степень разработанности темы исследования. Анализ научных источников показал, что в профессиональной педагогике изучаются: вопросы методологии,

дидактической и методической теории профессионального образования

Н.М. Александровой, Ю.К. Бабанским, С.Я. Батышевым, В.Ф. Максимович,
С.М. Марковой и другими; интеграция содержания профессионального образования
А. П. Беляевой, В.В. Краевским, О.Б. Макаровой, М.С. Пак и другими; теоретические
и практические проблемы профессионального образования будущих художников в
области традиционного прикладного искусства Ю.А. Бесшапошниковой,

М.О. Ломакиным, П.Е. Серовым и другими; связи художественного образования с конкретными видами традиционного прикладного искусства В.Ф. Максимович, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной и другими; дидактические особенности формирования профессионального мастерства В.С. Безруковой, С.М. Вишняковой, В.Г. Власовой, П.В. Гусевой, А.А. Николаевой и другими учеными. Работы этих ученых послужили теоретическим основанием для данного исследования.

Однако до настоящего времени в области ювелирного искусства, несмотря на теоретические исследования Д.С. Дронова и Н.В. Севрюковой, не исследованы теоретико-методологические основания содержания и процесса формирования профессионального мастерства художников-ювелиров; не определено понятийное поле формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров; не выявлена специфика содержания обучения изготовлению высокохудожественных ювелирных изделий ручным способом в системе среднего профессионального образования; не рассматривались вопросы интеграции профильных дисциплин, формирующих профессиональное мастерство; не определены дидактические требования к отбору содержания обучения будущих художников-ювелиров на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей в учебных дисциплинах профессионального учебного цикла.

Это определило научную проблему данного исследования, которая состояла в том, чтобы исключить противоречия, существующие в теории и практике среднего профессионального образования в области ювелирного искусства между:

сложившейся дисциплинарной системой профессионального обучения с разрозненными знаниями и умениями по учебным дисциплинам и необходимостью их синтеза и системного применения в педагогическом процессе формирования профессионального мастерства;

требованиями, предъявляемыми к творческой деятельности художников-ювелиров, и отсутствием в образовательной практике теоретического и дидактического обеспечения формирования профессионального мастерства как интегрированной характеристики, влияющей на эффективность и качество обучения будущих художников-ювелиров;

- практикой разработки содержания учебных дисциплин профессионального
образования и положениями существующей интегративно-модульной теории
профессионального образования.

Поиск решения указанных противоречий обусловил выбор темы исследования – «Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически реализовать современную систему формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании.

Объект исследования: среднее профессиональное образование в области ювелирного искусства.

Предмет исследования: содержание формирования профессионального
мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном

образовании.

Гипотеза исследования состоит в том, что формированию профессионального мастерства будущих художников-ювелиров, основой которого является ручное художественное выполнение ювелирных изделий, способствует интеграция содержания обучения, позволяющая повысить эффективность процесса ручного исполнения уникальных художественных ювелирных изделий, что возможно при выполнении таких условий, как:

- анализ истории и современного состояния содержания формирования
профессионального мастерства в среднем профессиональном образовании в области
ювелирного искусства, выявляющий недостатки и направления его
совершенствования;

обоснование степени важности учебных дисциплин («Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство») и необходимости их интеграции в профессиональном учебном цикле;

необходимость разработки интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров;

выявление и обоснование дидактических условий реализации разработанной интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров.

Цель и гипотеза исследования обусловили следующие задачи:

  1. Проанализировать историю формирования и понятийные основы профессионального мастерства будущих художников-ювелиров.

  2. Обосновать необходимость интеграции учебных профессиональных дисциплин «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование» с дисциплиной «Исполнительское мастерство» как базовой основы формирования профессионального мастерства.

3. Разработать интегративно-модульную систему формирования
профессионального мастерства на основе междисциплинарной и
внутридисциплинарной интеграции содержания учебных дисциплин.

4. Разработать условия реализации интегративно-модульной системы
формирования профессионального мастерства.

5. Экспериментально проверить эффективность содержания формирования
профессионального мастерства будущих художников-ювелиров.

Научная новизна исследования:

- раскрыта интегративная сущность понятия «профессиональное мастерство
художников-ювелиров» на основе сравнительного анализа определений понятий
«исполнительское мастерство» и «профессиональное мастерство» и установленных
результатов исторического и современного развития содержания и процесса
формирования профессионального мастерства у будущих художников-ювелиров в
среднем профессиональном образовании;

- установлены учебные дисциплины – «Материаловедение в ювелирном
искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический
рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство»
как базовые в формировании профессионального мастерства у будущих художников-
ювелиров; раскрыто их содержание и междисциплинарные и внутридисциплинарные
интеграционные связи с выделением объединяющей роли учебной дисциплины
«Исполнительское мастерство»;

- определены и раскрыты характеристики интеграции содержания базовых
учебных дисциплин в формировании профессионального мастерства будущих
художников-ювелиров, а именно, результаты интеграции (система –
«Исполнительское мастерство» и конгломераты – «Материаловедение в ювелирном
искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический
рисунок», «Основы композиции», «Проектирование»), уровни интеграции
(междисциплинарный и внутридисциплинарный);

- разработана интегративно-модульная система формирования
профессионального мастерства художников-ювелиров, основными компонентами
которой являются выявленные системный и интегративный подходы, принципы
отбора содержания обучения, установленные технологический, художественно-
проектировочный, исполнительский модули содержания базовых учебных
дисциплин; дидактические условия их реализации, стадийная методика и результаты
формирования профессионального мастерства;

- выявлены методы, средства, формы организации, среда и критерии оценки
обучения будущих художников-ювелиров, которые являются основными
дидактическими условиями формирования их профессионального мастерства;

- разработана методика формирования профессионального мастерства,
представляющая собой результат интеграции различных частных методик на каждой
стадии – от технологической стадии до исполнительской и выпускной

квалификационной работы; методика предназначена для эффективного

последовательного освоения модулей содержания.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыто применение системного и интегративного подходов в логике темы исследования, выявлены отличительные признаки и конкретизирована сущность понятий «профессиональное мастерство художников-ювелиров» и «исполнительское мастерство художников-ювелиров»;

выявлено содержание базовых учебных дисциплин на междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях интеграционной взаимосвязи; установлены стадии (вертикальной) интеграции содержания формирования профессионального мастерства художников-ювелиров, раскрыто их наполнение учебными дисциплинами «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство», структурированными в модули содержания;

создана интегративно-модульная система формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров, для чего изучены все системообразующие междисциплинарные и внутридисциплинарные связи между содержанием учебных дисциплин как необходимой интегративной базы для создания системы;

установлены и раскрыты дидактические и методические условия реализации системы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров, важнейшими из которых явились: практическое обучение, упражнения по отработке приемов, операций и технологических процессов изготовления изделий, наглядные средства обучения, индивидуальная форма организации обучения, критериальное оценивание выполнения практических заданий с учетом выявленных признаков (особенностей) профессионального мастерства, системная методика формирования профессионального мастерства.

Практическая значимость исследования:

- проведен эксперимент по реализации в практике среднего профессионального
образования в области ювелирного искусства разработанной интегративно-модульной
системы формирования профессионального мастерства будущих художников-
ювелиров, получены положительные результаты;

разработаны и внедрены рабочие программы профессионального учебного цикла по дисциплинам «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство»;

создано и внедрено в образовательный процесс учебное пособие «Обучение реновации в ювелирном искусстве», как часть интегрированной учебной дисциплины «Исполнительское мастерство»; разработаны и внедрены наглядные средства обучения в соответствии с разработанными учебными программами для освоения теоретического и практического содержания базовых учебных дисциплин.

Результаты диссертационного исследования могут быть применены в учреждениях среднего профессионального образования художественного профиля условии корректировки в соответствии с особенностями видов искусства.

Методологической основой исследования являются: системный и
интегративный подходы (Л. Берталанфи, В.Н. Садовский, Г.В. Федорец, Н.К. Чапаев,
Э.Г. Юдин и др.), теория поэтапного формирования знаний, умений, навыков
(П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), теория оптимизации и
активизации обучения в профессиональном образовании (Ю.К. Бабанский,
М.И. Махмутов, О.Ф. Федорова, Т.И. Шамова и др.), интегративно-модульная теория
профессионального образования (В.С. Безрукова, А.П. Беляева, Е.О. Галицких,
А.Я. Данилюк, Э.Ф. Насырова, О.Б. Макарова и др.), теория интеграции и
дифференциации в педагогике среднего профессионального образования

(Г.Н. Варковецкая, Г.С. Гуторов, М.И. Махмутов, Л.В. Савельева и др.), а также раскрытие важных для исследования понятий «исполнительское мастерство», «профессиональное мастерство».

Теоретическую основу исследования составили: культурно-историческая теория художественного творчества (Л.С. Выготский, Г. Земпер и др.); теория народного искусства (В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.); теория художественного образования (А.В. Бакушинский, Н.И. Дружкова, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр и др.); история, теория и методика профессионального образования (Н.М. Александрова, К.Ж. Амиргазин, С.Я. Батышев, В.Д. Гатальский, В.С. Леднев, В.Ф. Максимович, В.В. Шапкин и др.); теория профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (П.В. Гусева, Т.Е. Лончинская, М.О. Ломакин, В.Ф. Максимович, А.А. Николаева, Т.М. Носань, Е.В. Сайфулина, П.Е. Серов и др.); теоретические положения разработки содержания и процесса профессионального образования в области ювелирного искусства (Д.С. Дронов, Н.В. Севрюкова и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы, решений поставленных задач
использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ
философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы и

нормативных документов по среднему профессиональному образованию,

сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение практики разработки
содержания среднего профессионального образования в области традиционного
прикладного искусства; междисциплинарный и внутридисциплинарный анализ и
синтез содержания учебных дисциплин, гипотетического предположения,

моделирование, абстрагирование, обобщение; эмпирические – системный анализ учебных планов, программ дисциплин, методов, средств, форм организации обучения; моделирование планов бесед, опросных анкет, протоколов наблюдений; мониторинг изучения педагогического опыта; эксперимент, критериальный анализ учебных работ обучающихся; статистические методы обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная база. Исследование проводилось в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» (г. Санкт-Петербург) и ее филиалах (г. Москва, г. Рязань). В эксперименте участвовали 58 студентов и 5 преподавателей.

Этапы исследования. Первый этап – информационно-поисковый (2013–2014 гг.) – изучение теоретико-методологических основ профессионального образования, определение научного аппарата исследования; изучение и анализ научных трудов по проблеме формирования профессионального мастерства, изучение педагогического опыта обучения будущих художников-ювелиров; обоснование актуальности темы исследования, формулирование гипотезы, выбор методологических подходов, теоретические положения и проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап диагностирующе-прогностический (2015–2016 гг.) –выявление понятийных основ исследования, разработка основных интегративно-модульных теоретических положений создания содержания учебных дисциплин; выбор дидактико-методических условий формирования профессионального мастерства будущего художника-ювелира, разработка методики формирующего эксперимента, проверка теоретических положений в ходе эксперимента, корректировка содержания учебных дисциплин, методов, средств и методики формирования профессионального мастерства, проверка достоверности рабочей гипотезы.

Третий этап – формирующий (2017–2018 гг.) – завершение экспериментального исследования, статистическая обработка результатов эксперимента, оформление и обобщение результатов исследования, оформление диссертации и автореферата.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ювелирное искусство характеризуется такими факторами, как:

художественная идея и художественный образ, целостность художественной
композиции, художественно-технологические свойства материалов – металла, камней
(цвет, фактура, пластичность); технологичность, эргономичность, эстетичность и
современность ювелирного украшения. При этом основой создания

высокохудожественных изделий ювелирного искусства является профессиональное мастерство художника-ювелира как исполнителя ювелирных изделий, которое рассматривается нами как высокая степень владения техникой ручного художественного выполнения уникальных ювелирных произведений, что требует обновления содержания обучения будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании.

Основываясь на сущности ювелирного искусства и соотнесенной с ним

сущности профессионального образования в этой области к признакам

(особенностям) профессионального мастерства относятся: знания структуры и

свойств материалов и умения применения их в изготовлении ювелирных изделий,

соблюдение технологических требований, культура графического представления

(форэскизирование и эскизирование) ювелирных изделий, композиционное и

проектное решение уникального художественного ювелирного изделия, эстетика

технологического процесса и произведения ювелирного искусства как его результата,

знания традиционных техник ювелирного искусства и умения их выполнения, а также ответственность художника-ювелира за качество выполненного художественного произведения ювелирного искусства. Именно эти особенности формируются при изучении профессиональных дисциплин, содержание которых необходимо рассматривать с позиции их интеграции в процессе среднего профессионального образования будущих художников-ювелиров.

2. Профессиональное мастерство представляет собой результат интеграции
профессиональных художественных дисциплин «Материаловедение в ювелирном
искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический
рисунок», «Основы композиции», «Проектирование» и дисциплины
«Исполнительское мастерство» как несущих основную смысловую наибольшую
учебно-профессиональную нагрузку, при этом учебная дисциплина
«Исполнительское мастерство», которая не может быть разработана без учета
содержания перечисленных выше дисциплин, аккумулирует в себе освоенные на
занятиях по дисциплинам знания, умения и навыки и обеспечивает выполнение
выпускной квалификационной работы – последней ступени обучения и как
результата сформированного профессионального мастерства. Содержание этих
базовых учебных дисциплин является фундаментальной основой разработанной
интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства
будущего художника-ювелира в среднем профессиональном образовании.

3. Разработанная интегративно-модульная система формирования
профессионального мастерства:

- основывается на междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции
содержания профессиональных учебных дисциплин «Материаловедение в ювелирном
искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический
рисунок», «Основы композиции», «Проектирование» и дисциплины

«Исполнительское мастерство»;

обуславливает применение системного и интегративного подходов, использование принципов отбора содержания обучения, иерархию интегративно-модульного объединения учебных дисциплин и их тем;

включает взаимосвязанные профессиональные учебные дисциплины, выпускную квалификационную работу, дидактические условия реализации содержания обучения;

определяет выбор практического обучения как основного в формировании профессионального мастерства и его методов, средств, форм, художественно-образовательной среды, а также критериев оценки;

формирует профессиональное мастерство будущих художников-ювелиров, способных на создание высокохудожественных произведений ювелирного искусства.

4. К разработанным условиям реализации интегративно-модульной системы
формирования профессионального мастерства относятся:

- интегративно-расширенное содержание обучения с включением реновации
произведений ювелирного искусства, обуславливающего опережающее усложнение

учебно-творческих задач, которые требуют не только глубоких знаний, но и умения анализировать, рассуждать, предлагать вариативные художественно-технологические, конструктивные, колористические и эстетические решения;

- методы теоретического и практического обучения от простых упражнений
освоения технологических приемов через художественно-технологические операции
выполнения ювелирного изделия к художественно-технологическому процессу
художественно-творческой деятельности как сущности профессионального
мастерства;

- стадийная методика обучения на основе разработанных маршрутно-
операционных карт выполнения практических учебных заданий и критерии оценки
освоения учебных работ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием
системного и интегративного подходов профессиональной педагогики; теоретических
положений интегративно-модульной дидактической теории; комплексом методов
теоретического и практического исследования, которые адекватны поставленным
цели и задачам; анализом и синтезом результатов исследования; статистической
обработкой экспериментальных данных; сравнением гипотетических предположений
с полученными результатами; эффективным внедрением достижений в

образовательную практику среднего профессионального образования в области ювелирного искусства. Полученные выводы и рекомендации обоснованы: сравнительным анализом исторической, производственной и педагогической литературы по проблеме подготовки художников-ювелиров и формированию их профессионального мастерства в среднем профессиональном образовании; раскрытием на уровне теории и дидактико-методическим подтверждением модулей содержания учебных дисциплин профессионального учебного цикла; анализом результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Экспериментальные исследования внедрялись в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» и ее Московском и Рязанском филиалах, где ведется подготовка художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании. Материалы исследования систематически обсуждались на аспирантских и научно-методологических семинарах в рамках научной школы академика РАО В.Ф. Максимович «Создание инновационной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в традиционном прикладном искусстве», заседаниях кафедры ювелирного и косторезного искусства, кафедры теории и методики профессионального образования, научных чтениях ВШНИ (2013–2018гг.). Результаты исследования излагались в научных статьях, докладах и выступлениях на международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2015 г., 2016 г.), всероссийской научно-практической конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2015 г., 2016 г., Владимирская область, п. Мстера,

Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ВШНИ 2017 г.).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 151 наименования и 4 приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 237 страниц.

Генезис и понятийные основы формирования профессионального мастерства художников-ювелиров

Формирование профессиональной деятельности на уровне исполнения и творчества занимает одно из ведущих мест в системе среднего профессионального образования. Этот вид деятельности как важнейший результат уровня среднего профессионального образования представляет собой освоение профессионального мастерства художника-ювелира, что осуществляется в настоящее время подготовкой по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [120].

В рамках этой специальности и в соответствии с анализом учебных планов и программ дисциплин учебных заведений среднего профессионального образования формирование профессионального мастерства у студентов в основном осуществляется при освоении ими следующих профессиональных модулей:

- «Творческая и исполнительская деятельность», включающий междисциплинарный курс «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства (художественный металл (ювелирное искусство)». При этом обучающийся согласно ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) должен освоить «практический опыт: разработки специальных композиций для декоративного оформления изделий декоративно-прикладного искусства; разработки графического и колористического решения декоративной композиции; пользования специальной литературой; составления аннотаций к разработанным проектам изделий декоративно-прикладного искусства; должен уметь: использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства; применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства; включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность; разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства; адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе; должен знать: особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства; основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства; происхождение, содержание и виды народного орнамента; специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству, профессиональную терминологию» [125];

- «Производственно-технологическая деятельность», содержащий междисциплинарный курс «Технология исполнения изделий декоративно прикладного и народного искусства (художественный металл (ювелирное искусство)». При этом обучающийся должен освоить «практический опыт: копирования и варьирования исторических и современных образцов декоративно прикладного искусства (по видам); материального воплощения самостоятельно разработанных проектов изделий декоративно-прикладного искусства; применения технологических и эстетических традиций при исполнении современных изделий декоративно-прикладного искусства; должен уметь: выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне; применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства; должен знать: физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); технологический процесс исполнения изделия декоративно-прикладного искусства (по видам); художественно-технические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); правила техники безопасности при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства (по видам)» [125].

Освоенные дисциплины профессиональных модулей реализуются на выпускной квалификационной работе как завершающей части формирования профессионального мастерства художника-ювелира в среднем профессиональном образовании.

Под профессиональным модулем в данном случае понимается часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным результатам образования по федеральному государственному образовательному стандарту, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках вида – художественный металл (ювелирное искусство). Структурно профессиональный модуль состоит из междисциплинарных курсов и учебной и производственной практик. Профессиональный модуль «Творческая и исполнительская деятельность» обязательно включает в себя содержание учебной дисциплины «Проектирование», а профессиональный модуль «Производственно технологическая деятельность» – содержание учебной дисциплины «Технология изготовления ювелирных изделий». Это объясняется смысловой нагрузкой названия профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Однако каждый междисциплинарный курс включает в себя и содержание иных учебных дисциплин, раскрывающих особенности творческой, исполнительской, производственно-технологической деятельности художника-ювелира. Как известно, набор этих учебных дисциплин, а также практик формируется учебным заведением самостоятельно.

Например, Красносельское училище художественной обработки металлов в содержание междисциплинарного курса «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства (художественный металл)» включает художественное проектирование изделий, законы композиции, основы орнамента, моделирование объемных форм [62]. На основании изучения профессиональной деятельности художников ювелиров и анализа учебных планов подготовки специалистов среднего звена различных учебных заведений: Высшая школа народных искусств (академия) [124], Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова» [2], Красносельское училище художественной обработки металлов [62] и других определено:

- базовым содержанием профессионального модуля «Творческая и исполнительская деятельность» являются учебные дисциплины «Основы композиции», «Технический рисунок», «Проектирование», а также учебная практика по творческой и исполнительской деятельности;

- содержание профессионального модуля «Производственно технологическая деятельность» включает в себя изучение таких учебных дисциплин, как «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Исполнительское мастерство», а также учебную практику по освоению первичных профессиональных навыков, производственную практику по профилю специальности.

Важно отметить, что освоение содержания учебных дисциплин профессионального учебного цикла при формировании профессионального мастерства художников-ювелиров в реальном учебном процессе проходит в основном на практических занятиях и самостоятельной работе, что занимает более 60% времени от обязательной аудиторной нагрузки. Это означает, что учебные дисциплины при формировании профессионального мастерства художника-ювелира в среднем профессиональном образовании имеют практико-ориентированное содержание.

Заявленные во ФГОС 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) профессиональные модули только отражают законченность части основной профессиональной образовательной программы и не несут в себе интегративно-модульный смысл обучения, раскрытый в интегративно-модульной теории профессионального образования, сформулированной А.П. Беляевой, А.А. Листвиным, О.Б. Макаровой, М.С. Пак, и другими [21, 67, 71, 93].

Теоретическое обоснование содержания формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров

Процесс формирования профессионального мастерства в учебном заведении среднего профессионального образования зависит от множества внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам отнесем запросы российского ювелирного бизнеса, который представляет собой совокупность различных по величине и объёмам производства ювелирных компаний и частных предпринимателей.

Одной из особенностей современного российского рынка ювелирных изделий является неудовлетворённость потребителя ассортиментом представленных на рынке товаров. В частности, речь идёт о том, что при видимом количественном изобилии отсутствует должное качественное разнообразие [49, 50, 51].

Ювелирная отрасль переживает не лучшие времена: продажи и производство падают, новая потребительская аудитория, характеризующаяся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии, интересует новый ювелирный продукт с набором обязательных свойств: новационность, функциональность, комфортность и эстетичность [50, 52].

Проведенный анализ рынка сбыта ювелирных изделий, ежегодных международных выставок ювелирных и часовых брендов «JUNWEX», проводимых в крупных городах – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи – позволяет сделать следующий вывод: пока известные ювелирные бренды в России выходили из спада продаж 2016 года, на рынке появился сильный конкурент – ювелирные изделия класса «Люкс».

В отличие от популярных ювелирных украшений для массового рынка, где однажды созданная модель тиражируется, пока на нее есть спрос, ювелирные изделия премиум-класса – это торжество индивидуального подхода, высокого художественного творчества и высокопрофессионального мастерства. Такие работы принято относить к сфере «ювелирного искусства» — в отличие от массового рынка, который чаще оперирует понятием «продукция».

Тенденция расширения потребности в выпуске высокохудожественных изделий ювелирной отрасли в свою очередь выдвигает перед формированием профессионального мастерства у будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании новые задачи:

- научить системному гармоничному видению ювелирных изделий, пониманию их функций и изменения свойств при их эксплуатации;

- снабдить высококвалифицированными умениями и навыками проведения ручных операций, обеспечивающих включение традиционных элементов и эксклюзивность ювелирного изделия;

- подготовить к рациональному применению современного оборудования и технологий изготовления ювелирных изделий;

- снабдить инновационным мышлением, которое дает возможность создавать новые формы, композиции, орнаменты ювелирных изделий и их комплектов.

К внутренним факторам процесса формирования профессионального мастерства в учебном заведении среднего профессионального образования отнесем: содержание профессионально ориентированных дисциплин, и прежде всего «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство», а также организацию учебного процесса, квалификации преподавателей и состояние материально-технической базы учебных аудиторий.

Отметим и тот факт, что среднее профессиональное образование в области ювелирного искусства является важным этапом в структуре непрерывного профессионального образования и от сформированности в нем профессионального мастерства зависит уровень освоения мастерства художников-ювелиров в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, призванных развивать творческую, научную, проектную направленность профессиональной деятельности выпускников.

Профессионально ориентированные дисциплины представляют собой совокупность и, согласно требованиям, к подготовке специалистов среднего профессионального образования должны входить в различные циклы и модули плана учебного процесса:

- в профильные учебные дисциплины общеобразовательного учебного цикла, например, «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;

- в общепрофессиональные дисциплины профессионального учебного цикла, например, «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение»;

- в профессиональный учебный цикл, а именно, его модули, например, «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Исполнительское мастерство».

Однако, как говорилось в параграфе 1.1 и в данном параграфе, наибольшую нагрузку в процессе формирования профессионального мастерства имеют учебные дисциплины модулей профессионального учебного цикла. Содержание именно этих дисциплин создает образовательную основу учебной, производственной практик и выпускной квалификационной работы. В этой связи в исследовании будет уделено большое внимание структуре и содержанию этих дисциплин.

В соответствии с теорией дидактики профессионального образования создание в области традиционного прикладного искусства совокупности учебных дисциплин, формирующих профессиональное мастерство, возможно с использованием системного и интегративного подходов [4, 5].

Используя системный подход, мы совокупность учебных дисциплин заведомо рассматриваем как систему. Это значит, что перечисленные выше учебные дисциплины, входящие в профессиональный учебный цикл, составляют систему и объединены системообразующими связями (рисунок 3).

Кроме того, применение системного подхода означает использование принципов теории систем в исследовании, то есть правомерно использовать системные принципы (принцип системности, принцип системной дополнительности, принцип обратной связи) к отбору содержания этих дисциплин. Остановимся более подробно на этом.

Использование принципа системности обеспечивает построение содержания базовых дисциплин, формирующих профессиональное мастерство, и его функционирование в обучении в виде образовательной системы. При этом принцип заставляет отбирать содержание дисциплин: во-первых, в виде логического синтеза дисциплин; во-вторых, как соединение теоретического и практического содержания обучения; в-третьих, как взаимосвязь процессов моделирования и проектирования; в-четвертых, как взаимодействие интеграции и дифференциации.

Принцип системной дополнительности выражается в том, что все отобранные для формирования профессионального мастерства базовые дисциплины, дополняя друг друга, составляют основу дисциплины «Исполнительское мастерство». При этом основой дополнительности теоретического и практического содержания дисциплин является системное усвоение студентами технических, технологических, исполнительских, проектировочных, композиционных и других знаний, умений и навыков.

Принцип обратной связи для отбора содержания учебных дисциплин означает, что обязательным и начальным требованием к отбору содержания является установление обратной связи между дисциплинами (она более подробно раскрыта в параграфе 1.3). Именно это во многом обуславливает системную прочность в дальнейшем формировании профессионального мастерства.

Системный подход применяется не только в отборе содержания учебных дисциплин, его действие продолжается в дидактическом обеспечении этого содержания, которое захватывает организацию учебного процесса, материально-техническую базу и квалификацию преподавателей.

Реализация интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров

Разработанная интегративно-модульная система формирования профессионального мастерства может быть успешно внедрена в учебный процесс подготовки художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании только при правильном выборе дидактических условий ее реализации. Этими условиями являются особенности процесса теоретического и практического обучения, включающие методы, методики, средства, формы, среду, критериальное оценивание этого процесса. Частично методы, средства, формы, среда, критериальное оценивание обучения были рассмотрены в параграфе 1.3 в связи с поиском компонентов учебного процесса адекватных созданному интегративному содержанию базовых дисциплин.

Остановимся на особых дидактических признаках реализации интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров.

Особенностью теоретического обучения является его форма. Так обычная лекция при формировании профессионального мастерства кроме устного изложения учебного материала и демонстрации приемов практических работ преподавателем содержит практические упражнения, которые выполняют студенты.

Например, на первом курсе обучения (реализация технологического модуля содержания) на теоретическом занятии «Первый этап изготовления обручального кольца плоского профиля» по учебной дисциплине «Технология изготовления ювелирных изделий» студентам предлагается выполнить несколько непродолжительных по времени репродуктивных упражнений по подготовке латуни для последующего изготовления обручального кольца плоского профиля по существующему образцу. При этом студенты рассчитывают параметры заготовки для кольца, отрезают требуемую заготовку от листа металла, вальцуют и термически обрабатывают ее в муфельной печи до определенной температуры, определяют точный размер заготовки и сгибают ее. Выполняя эти упражнения, обучающиеся учатся применять теоретическую информацию, полученную при работе с учебной литературой и устно изложенную преподавателем.

Примером творческого упражнения на теоретическом занятии «Выбор конструктивных элементов для проектирования браслета» по учебной дисциплине «Проектирование» (третий курс обучения, художественно-проектировочный модуль содержания) является выбор технологическо-конструктивной основы браслета. При этом студенты выбирают технологию и конструкцию подвижных соединительных элементов в глидерном браслете и вид замка. При выполнении этого творческого упражнения преподавателем организуется познавательная деятельность с включением определенных средств, форм и среды обучения. Упражнение, предложенное студентам, несет логическое осмысление конструктивного процесса, а обучаемые упражняются в изучении справочной и технической литературы.

Приведенные выше примеры упражнений одновременно доказывают, что студенты постепенно овладевают более сложными профессиональными умениями художника-ювелира, а содержание носит характер опережающего усложнения. У обучающихся формируется поэтапная организация постановки производственных задач, выбор способов их решения, диагностика хода выполнения и оценки результатов, что способствует становлению профессионального мастерства в части техники и технологии профессиональной деятельности и культура исполнения изделий.

Особенностью теоретического обучения является и то, что на занятиях часто используется стимулирование поисковой деятельности обучающихся, что направлено на воспитание творческой личности и умение решать проблемные ситуации в профессиональной деятельности художника-ювелира. При этом преподаватель (определено по результатам эксперимента) может успешно использовать проблемное изложение учебного материала, а обучающиеся совместно с ним могут осуществлять поиск решения заявленных проблемных ситуаций. Кроме этого важно использовать частично-поисковый (эвристический) метод проблемного обучения, когда обучающиеся активно вовлекаются в процесс решения выдвинутой преподавателем проблемы, которая им разбивается на задачи и вопросы. Теоретическое обучение при этом реализуется в виде проблемной лекции, рассказа или эвристической беседы и сопровождается анализом профессиональных ситуаций.

На теоретических занятиях (как показала практика) уместно использовать метод проективного обучения, когда совместно с преподавателем или в виде упражнений осуществляется усвоение не только готовых представлений и понятий, но и добыча информации и с ее помощью постройка проекта.

Проективный метод развивает способность у студентов создавать и извлекать нужные знания из противоречивой подчас учебной информации. При этом у обучающихся формируются навыки добывания личностных знаний, которые порождают собственное образное мышление и способствуют реализации в дальнейшем художественных проектов.

Примером использования проективного метода на теоретическом занятии по учебной дисциплине «Проектирование» (первый курс обучения, художественно-проектировочный модуль содержания) является разработка проекта женского кольца. Преподаватель на занятии предлагает студентам образцы различных шинок (нижних частей колец) для женских колец, шинки выполнены в различных исторических стилях ювелирного искусства. Студентам требуется подобрать соответствующие формы и виды оправ камней, декоративных накладок для части кольца.

Как известно, управление мотивационной деятельностью студентов направлено на активизацию познавательной и учебно-профессиональной деятельности [14]. Положительная мотивация студентов в учении способствует формированию профессионального мастерства и во многом зависит от содержания базовых учебных дисциплин. Однако содержание выказывает только предпосылки для мотивации обучающихся, и, как показали экспериментальные исследования, мотивация, прежде всего, вырабатывается в процессе учебно-профессиональной работы, в этой связи на занятиях теоретического и практического обучения важно преподавателю актуализировать знания и опыт обучающихся, например, увлекательным рассказом об истории ювелирных украшений или об открытии в настоящее время новых драгоценных камней.

Важное значение для формирования положительной мотивации будущего художника-ювелира оказывает применение методики успеха [48], когда преподаватель поддерживает веру у студента в успех его формируемого профессионального мастерства. Методика применяется на всех видах учебных занятий и в течение всего периода профессионального образования.

Практическому обучению, превалирующему по значимости и объему времени над теоретическим должно оказываться большое внимание преподавателями. От правильно выбранных форм занятий, методов, средств, оценивания практического обучения во многом зависит успех формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров. В этой связи, используемые на практических занятиях упражнения в соответствии с разработанным содержанием базовых учебных дисциплин, можно разделили на:

- упражнения в выполнении профессиональных приемов;

- упражнения в выполнении операций;

- упражнения в выполнении технологического процесса.

Выделенные упражнения характеризуют весь процесс формирования профессионального мастерства у будущего художника-ювелира как процесс с включением постепенно усложняющихся упражнений (процесс опережающего усложнения).

Важнейший признак упражнений – это постепенное алгоритмичное освоение новых более сложных учебно-профессиональных задач, что совпадает с процессом овладения профессиональным мастерством художника-ювелира. На начальном этапе формирования профессионального мастерства обучающиеся на практических занятиях отрабатывают правильность отдельных простых приемов, операций, достигают нужной точности в них и скорости выполнения. Далее студенты учатся выполнять комплексы приемов и операций в изготовлении ювелирных изделий. Это осуществляется на дисциплинах технологического и художественно-проектировочного модуля. Выполнение же целостного технологического процесса осуществляется студентами на занятиях по исполнительскому мастерству – исполнительский модуль.

Примерами последовательно выполняемых упражнений для освоения простых профессиональных приемов и операций служат упражнения по теме «Плоскостное гравирование» учебной дисциплины «Исполнительское мастерство» (2 курс обучения, исполнительский модуль). Перед тем как приступить к гравированию, студенты подготавливают поверхность металлической пластинки (она может быть глянцевой или матовой) – первое упражнение; для нанесения рисунка на поверхность пластинки обучающиеся покрывают пластинку тонким слоем белой гуаши и дают ей подсохнуть – второе упражнение; на подготовленную поверхность пластины остро отточенным карандашом наносят рисунок, фиксируют изображение прозрачным нитролаком – третье упражнение; подготовленную пластинку с рисунком крепят на деревянном бруске – четвертое упражнение, прорезают короткие и длинные линии тонким шпицштихелем – пятое упражнение.

Ход и результаты экспериментальной работы по формированию профессионального мастерства будущих художников ювелиров

Целью экспериментального исследования явилось практическое подтверждение идеи интеграции, интегративной методологии и интегративно-модульной системы формировании профессионального мастерства художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании. На основе изучения исторического опыта подготовки художников-ювелиров, а также применение системного и интегративного подходов, было создано современное интегративно-модульное содержание базовых учебных дисциплин «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий» (модуль содержания – технологический); «Проектирование», «Технический рисунок», «Основы композиции» (модуль содержания – художественно-проектировочный); «Исполнительское мастерство» (модуль содержания – исполнительский).

Базовым системообразующим стержнем интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства являлись стадии вертикальной интеграции содержания учебных дисциплин. Согласно выделенным стадиям разрабатывалось содержание этих дисциплин, которое впоследствии внедрялось в учебный процесс посредством установленных методов, средств, художественно-образовательной среды, форм организации, методик обучения и критериев оценивания.

Задачами экспериментального исследования были:

- выявить в соответствии с интегративно-модульным построением формирования профессионального мастерства будущих художников-ювелиров как на практике реализуются связи между базовыми учебными дисциплинами;

- откорректировать содержание с учетом междисциплинарной и внутридисциплинарной интеграции;

- раскрыть применение в учебном процессе выбранных методов, методик, средств, форм организации обучения, а также художественно-творческой среды и критериев оценивания как основных при формировании профессионального мастерства художника-ювелира;

- установить влияние разработанного интегрированного содержания учебных дисциплин на ход учебного процесса и его результаты и сравнить результаты освоения разработанных модулей содержания в группах студентов, которые участвовали в констатирующем и формирующем экспериментах; представить результаты стадийного формирования профессионального мастерства художников-ювелиров, доказывающие гипотетические предположения исследования.

Цель и задачи экспериментального исследования позволили выделить его приоритетные курсы – дидактический и методический.

Нормативной базой экспериментального исследования был федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [125]; а так же рекомендации по организации освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. С учетом нормативных документов определены базовые для формирования профессионального мастерства учебные дисциплины, входящие в профессиональные модули профессионального учебного цикла среднего профессионального образования и их структура. Предложены в соответствии с положениями интегративно-модульной теории, изучением сущности профессионального мастерства и исследованиями в области практики подготовки художников-ювелиров: новое количество (три модуля вместо двух), новые названия (технологический модуль содержания, художественно-проектировочный модуль содержания, исполнительский модуль содержания), и новое наполнение модулей учебными дисциплинами. Остановимся на этом более детально:

- технологический, художественно-проектировочный и исполнительский модули содержания представляют собой результаты – конгломераты междисциплинарной (первые два модуля) и внутридисциплинарной (третий модуль) стадийной интеграции, последовательно и структурно логично ведущей к формированию профессионального мастерства, тогда как выделенные в нормативных документах профессиональные модули «Творческая и исполнительская деятельность» (с междисциплинарным курсом «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства») и «Производственно-технологическая деятельность» (с междисциплинарным курсом «Технология изготовления изделий декоративно-прикладного и народного искусства») позволяли набирать учебные дисциплины в курсы и модули, разрывая логическую последовательность освоения мастерства и уводя формирование его от творческого художественного ручного труда в производственно-технологическую область;

- в формировании профессионального мастерства участвуют базовые учебные дисциплины «Материаловедение в ювелирном искусстве», «Технология изготовления ювелирных изделий», «Проектирование», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Исполнительское мастерство», при этом дисциплина «Исполнительское мастерство» концентрирует в себе все знания, умения и качества личности, достигнутые студентами на занятиях по другим дисциплинам. Дисциплина «Исполнительское мастерство» проявляется как системный стержень интегративно-модульной системы формирования профессионального мастерства, и только после ее освоения студенты допускаются к выпускной квалификационной работе, завершающей формирование мастерства. В то время как во ФГОС СПО по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) в структуре программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки представленные требования к содержанию профессиональных модулей не структурированы и не обладают научно обоснованной поддержкой для составления логики обучения учебным дисциплинам модулей.

В нормативную базу дидактического экспериментального исследования входило: учебные планы, учебные программы среднего профессионального образования, профессиональные компетенции, связанные с освоением профессиональных модулей; признанные в профессиональной педагогике методы практического обучения; установленное критериальное оценивание формирования профессионального мастерства по стадиям.

Экспериментальной базой исследования являлась ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» и ее Московский и Рязанский филиалы. Общее количество студентов, участвующих в эксперименте – 58 ч., преподавателей – 5ч. Внедрение результатов экспериментальных исследований было проведено непосредственно в учреждениях экспериментальной базы и в виде научных публикаций, выступлений с сообщениями и докладами на научно-практических конференциях, методологических семинарах и научных чтениях в (2015–2018) гг.

Для проведения экспериментальных исследований были выбраны группы студентов: три контрольные группы студентов, обучающихся по учебным программам до их изменения, и три экспериментальные группы студентов, обучающихся по разработанным автором программам в соответствии с интеграцией модулей содержания. Примерное количество студентов в группах – 9 человек.

В связи с необходимостью переосмысления содержания профессиональных модулей, в целях формирования значимых для профессионального мастерства знаний, умений и качеств личности у будущих художников-ювелиров, а также в соответствии с разработанной гипотезой и интегративно-модульным построением формирования профессионального мастерства было разработано содержание учебных дисциплин технологического, художественно-проектировочного и исполнительского модулей содержания, что представлено новыми авторскими программами по учебным дисциплинам «Технология изготовления ювелирных изделий», «Проектирование», «Технический рисунок», «Основы композиции», «Исполнительское мастерство» (Приложение Б).

Основными методами эксперимента являлись: специфические методы теоретического исследования – анализ учебных планов и программ учебных дисциплин, моделирование практических упражнений и заданий для студентов, сравнение и обобщение данных по эксперименту, формулирование выводов; а так же методы практического исследования – наблюдение, опросные методы, анализ выполненных заданий, проверка дневников выполнения практических заданий, демонстрационные просмотры (каждые пять недель процесса обучения и в конце семестров). Все используемые методы экспериментального исследования применялись при решении указанных выше задач, выявляли междисциплинарные связи, которые реализовывались на практике.

Самым используемым методом при формировании профессионального мастерства у художников-ювелиров являлся метод наблюдения. Среди всех разновидностей этого метода чаще использовали в ходе обучения включенное и систематическое наблюдение, то есть преподаватели участвовали в исследуемой ситуации и наблюдения проводили регулярно. Целью наблюдения на теоретическом и практическом занятии являлись получение фактических данных о ходе выполнения заданий обучающимися, определение ошибок педагогического процесса, возможность оценивания формирующихся качеств личности студента. Метод наблюдения во многом способствовал снижению использования метода индивидуальной проверки. Инструментарием метода наблюдения являлись его план, карта или схема, согласно которым проводили наблюдение. Результаты наблюдения обязательно фиксировались и обрабатывались.