Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры Губаренко Ирина Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Губаренко Ирина Викторовна. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Губаренко Ирина Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основания исследования проблемы формирования профессионально ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры 16

1.1. Профессионально-ценностные ориентации: понятие, структура, функции 16

1.2. Факторы и механизмы формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры 37

1.3. Педагогическая модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры в образовательном процессе вуза 59

Выводы по I главе 80

Глава II. Экспериментальная работа по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры в условиях высшего образования 82

2.1. Диагностика профессионально-ценностных ориентаций специалиста сферы культуры, результаты констатирующего эксперимента 82

2.2. Экспериментальная методика формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры 109

2.3. Динамика результатов экспериментальной работы по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры 123

Выводы по II главе 133

Заключение 135

Список использованной литературы 140

Приложение 161

Профессионально-ценностные ориентации: понятие, структура, функции

В условиях острых проблем социального характера, в особенности пропаганды индивидуалистической модели поведения, влекущей переосмысление духовно-нравственных ориентиров, в основе которых находятся ценности культуры, люди могут оказаться неспособными избрать те жизненные ориентиры, ценностные ориентации, которые способствуют их саморазвитию, самоактуализации.

Анализируя природу человека, его самосознание, выбор жизненного пути Э. Фромм писал «пустота и бездумность индивидуальной жизни, отсутствие плодотворности и, как ее следствие, отсутствие веры в себя и в человечество, обретя затяжной характер, ведут к эмоциональным и душевным нарушениям, которые, как правило, делают человека неспособным даже к достижению его материальных целей» [178, С. 118].

Он говорил о необходимости человеку такой системы жизненных координат, смыслов, цели, которая поможет ему не утратить способность действовать, быть, человечным, цельным, плодотворным.

Проблема формирования системы координат, ценностных ориентаций человека требует решения на уровне социокультурного развития всего общества, где значение приобретает система образования инновационной направленности и особенно гуманистической. Только такая образовательная система будет готова подготовить выпускника, у которого будет способность понимать механизмы развития и функционирования ценностных ориентаций социума и вместе с этим создавать условия для роста человека в личностном и духовном плане.

Несомненно, главная роль в функционировании данной системы образования отводится вузам искусств и культуры, где будущая профессиональная деятельность специалистов сферы культуры направлена на формирование духовно-нравственной и социокультурной сфер.

Необходимо отметить, что при осуществлении профессиональной деятельности специалист сферы культуры, являясь носителем ценностей, главным образом своим личным примером, воздействует на социум, преобразовывая его. Именно от сформированности профессионально-ценностных ориентаций у специалиста зависит, какой путь преобразования изберет общество.

В связи с такой постановкой проблемы формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры требует внимательного изучения. Перед переходом к теоретическому осмыслению проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры следует уточнить, кого мы имеем в виду, говоря «будущий специалист сферы культуры». Под будущим специалистом сферы культуры мы понимаем студента, будущего выпускника вуза искусств и культуры, осваивающего программу бакалавриата по направлению подготовки 51.03.02. народная художественная культура.

Направление подготовки в соответствии общими положениями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, предусматривающего установление профиля подготовки, представляет собой разветвленное образование, включающее несколько профилей, именно: теория и история народной художественной культуры, руководство хореографическим коллективом, руководство студией декоративно-прикладного творчества, руководство любительским театром. В текущий момент изучение профессионально-ценностных ориентаций личности - это непростая область исследований. В данной области встречаются науки, объектом изучения которых является человек, – философия, социология психология, педагогика. Однозначное понимание «профессионально-ценностные ориентации личности» в научном знании отсутствует.

В отечественных и зарубежных научных трудах ученые сделали попытки определить сущность, специфику рассматриваемой категории, ее структуру, что отразилось в многообразии их формулировки.

А.В. Лысенко считает, что «профессиональные ценностные ориентации можно рассматривать как систему установок и отношений личности к особенностям профессии, отражающим содержание и сущность профессиональной деятельности, которые определяют е цели и средства и регулируют поведение личности в профессиональной деятельности» [113, с. 55].

С позиции К.А. Абульханова-Славской: человек, не имея профессионально-ценностных ориентаций, не может реализоваться как личность. Человек нуждается в материальном поощрении за работу, признании социумом его индивидуальности, общественном признании [1].

Н.А. Вдовина считает, что в профессиональной деятельности индивид старается построить взаимовыгодные и избирательные отношения на основе стабильных установок, убеждений, предпочтений [40].

По мнению Н.Л. Перевезенцевой, «профессионально-ценностные ориентации это психологический ресурс личности во время получения профессии [144].

В качестве ценностных ориентаций в профессиональной направленности, которая выступает мерилом в определении отношения человека к профессии, по мнению Э.Ф. Зеера «актуальны для группы социометрических профессий типа «человек – человек» такие качества такие качества, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, ассертивность, коммуникабельность, социальный интеллект и др.» [72, С. 33].

В своих работах Е.А. Климов отмечает: «система ценностей вырабатывается в определенной профессиональной группе собственная со своими установками и характерными чертами» [90].

Л.Г. Дикая в свою очередь подчеркивает, что изменения в иерархии ценностных ориентаций, связаны с уровнем профессиональных качеств который зависит от нравственных качеств человека.

По мнению О.М. Краснорядцевой ценностные ориентации способствуют расширению содержания профессиональных притязаний, указывают их направление и ведут к достижению осмысленных профессиональных целей. В профессии, связанной работой с людьми ценностные ориентации имеют центральное значение [102].

Исходя из анализа научной литературы, интерес ученых обращен на исследование профессионально-ценностных ориентаций разных профессиональных сообществ: психологов, работников социальной сферы и сельского хозяйства, сотрудников полиции и военнослужащих.

Однако нас интересует научное познание профессионально ценностных ориентаций педагогических профессий, так как подробный анализ ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавров (будущих специалистов) сферы культуры и искусств, а если быть более точным, ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.02. - народная художественная культура, а также учебный план по данному направлению показал, что будущий специалист сферы культуры должен решать профессиональные задачи педагогической и творческой деятельности.

Педагогическая деятельность и ее особенности рассмотрены в научных работах В.А. Сластнина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова, И.Ф. Исаева.

Исследователи понятие «профессионально-ценностные ориентации», трактуют как систему, которая формируется на духовном начале индивида при этом отношение педагога являются достаточно устойчивыми к основам профессии. Ученые обращают внимание на то, что стержнем целостности личности, основой ее профессионального сознания, социальной активности являются профессиональные ценностные ориентации.

В рамках нашего исследования особый интерес представляют исследования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры, под которым, как было сказано ранее, подразумевается студент вуза, обучающийся по программе бакалавриата.

Так, профессионально-ценностные ориентации студента вуза Е.Л. Руднева видит «в виде элементов, которые выражают исключительно личную позицию к трудовой деятельности, ее ценностям, а также к будущей профессии» [154].

Н.А. Долгушина в диссертационной работе характеризуя профессионально-ценностные ориентации, дает следующее определение «профессионально-ценностные ориентации отражают направленность личности на ценности содержания профессиональной деятельности (внутренние) и ценности условий, в которых она осуществляется (внешние)» [61, С. 11]. По мнению автора, в основе формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов находятся педагогические ценности, именно им необходимо при изучении теоретических основ специальности уделять большое внимание [61].

Педагогическая модель формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры в образовательном процессе вуза

С целью обоснования эффективного пути формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры нами была построена теоретическая структурно-функциональная модель на основе принципа подобия.

Модель как аналог реально осуществляемого процесса, интегрируя различные элементы, этапы, блоки, принципы, позволяющие реализовывать поставленную цель, помогает проецированию и конструированию процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов сферы культуры. В.А. Сластенин, говоря о модели в науке, констатировал: «модель в науке – это любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели)» [162].

Под моделью А.М. Новиков подразумевал представляемую или материально выраженную упрощенную версию моделируемого объекта, предельно точно повторяемого существенные свойства, необходимые для цели конкретного моделирования, представляемый или материально выраженный объект [140].

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал наличие различных моделей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций, отличительными особенностями которых является структура и этапы формирования. Чаще всего ученые склоняются к формированию трехкомпонентной модели формирования, включающей когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, при этом этапы формирования отличаются много вариативностью.

В моделировании процесса формирования профессионально ценностных ориентаций будущих специалистов сферы культуры нами были определены цель и задачи моделируемого процесса, разработана его теоретическая основа, выявлены главные, на наш взгляд, факторы, влияющие на процесс формирования, определены педагогические условия, разработана система уровней и критериев оценки результатов моделируемого процесса и диагностический инструментарий.

Основу структурно-функциональной модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры на основе анализа психолого-педагогической литературы, как показано на рис. 1.3.1. определили основные блоки: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и оценочно результативный. Целевой блок модели включает цель, задачи, идеи, основные принципы и механизмы, способствующие функционированию модели и достижению поставленной цели – сформировать профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста сферы культуры.

Постановка цели в рамках нашего исследования требует реализации следующих задач: изучение, анализ и приобщение студентов к ценностям культуры и будущей профессии; овладение студентами механизмами ценностного выбора и формирования системных свойств профессионально-ценностных ориентаций в рамках учебно-профессиональной деятельности.

Реализация поставленных задач, безусловно, возможна только в опоре на серьезную методологическую основу, которая включает аксиологический подход (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова), позволяющий изучить профессионально-ценностные ориентации, отражающие содержательную сторону проблемы профессиональной подготовки; системный подход (А.Г. Асмолов, А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, Т.И. Ильина, Г.Е.Залесский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, и др.), помогающий в изучении и объяснении психолого-педагогических явлений, исходя из их понимания как сложно организуемых систем; деятельностный подход (П.Я. Гaльпeрин, А.Н. Лeонтьeв, C.Л. Рyбинштeйн, Д.Б. Эльконин и др.), позволяющий выделить факторы интегрирования профессионально-ценностных ориентаций в контексте ведущей деятельности; культурологический подход (В.С. Библeр, Б.С. Гeршyнский, М.С. Кaгaн, В.В. Краевский и др.), предполагающий гуманизацию образовательного процесса через понимание и присвоение общечеловеческих и национальных ценностей культуры; компетентностный подход (Э.Ф. Зeeр, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, А.В. Хутoрскoй, В.Д, Шадриков и др.), способствующий изучению инновационных педагогических технологий, процесса интериоризации профессионально-ценностных ориентаций, формированию профессиональных компетенций; средовой подход (В.И. Слободчиков, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин), позволяющий раскрыть проблему формирующего влияния среды на личность студента.

Построение модели формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры строилось на принципах проблемности, моделирования, субъектности, гуманизации, обратной связи, индивидуализации и рефлексивности.

Выбор принципа проблемности в моделировании продиктован необходимостью не просто получения теоретических абстрактных знаний, а получение знаний через индивидуальное смысловое понимание, преобразованное в личный опыт, побуждающий к самостоятельной практической деятельности.

Принцип моделирования предполагает в образовательном процессе моделирование ситуаций, которые могут сложиться в профессиональной сфере. Так, в рамках учебного занятия студенты могут продемонстрировать инвариантные формы поведения в моделируемых ситуациях в зависимости от уровня интегрированности и сформированности профессионально-ценностных ориентаций.

В принципе субъектности заложена форма включения студента в учебно-профессиональную деятельность через осознанную, активную, творческую позицию студента-субъекта своей деятельности.

Для управления механизмом взаимодействия аудитории и преподавателя используется принцип обратной связи. Он организует вхождение студента в учебный процесс путем включения его в так называемый творческий контакт обсуждения проблемы.

Включение принципа рефлексивности в процесс моделирования формирования профессионально-ценностных ориентаций продиктован социально-психологическими особенностями данного феномена. В основе принципа рефлексивности лежит очень сложное, многоаспектное понятие – рефлексия. Философская и психологическая трактовка понятия рефлексии дает право определить его как способность личности через осмысление, критический анализ осознавать самого себя, свой внутренний мир, взаимоотношение с другими людьми, собственную деятельность. Иными словами, это способность человека давать себе и своим поступкам достоверную, правдивую, объективную оценку.

Принцип индивидуализации формирования профессионально ценностных ориентаций предполагает учет склонностей, способностей, в том числе творческих, интересов, индивидуальных возможностей развития каждого студента, психологических особенностей, работоспособности; построение индивидуального маршрута формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры.

В основу моделирования процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры взяты механизмы интериоризации, идентификации и интернализации.

Процесс интеоризации А.В. Серый рассматривает как процесс своеобразного преобразования предметной структуры деятельности в внутренний план сознания личности. Процесс идентификации автор понимает как процесс включения ценностей, ценностных ориентаций, норм общества во внутренний мир личности и принятие их как собственных на основе эмоционального понимания и взаимодействия. Процесс интернализации рассматривается как не только как восприятие, но и как активное воспроизводство на уровне осознанных смыслов ценностей и ценностных ориентаций.

Выбор механизмов формирования ценностных ориентаций позволил определить содержание, формы и методы организации образовательного процесса, которые составили основу второго – содержательного блока.

Содержательный блок включает эффективный дидактический инструментарий, применяемый для формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов, будущих специалистов сферы культуры в процессе обучения в вузе, а также подбор приемов и методов, их последовательность и адекватность применения.

Диагностика профессионально-ценностных ориентаций специалиста сферы культуры, результаты констатирующего эксперимента

На основе изложенных в первой главе теоретических положений была организованна диагностика профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств, будущих специалистов сферы культуры. Все этапы исследования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры проводились в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Белгородском государственном институте искусств и культуры. В исследовании участвовали 162 студента третьего и четвертого года обучения нескольких факультетов, на кафедрах которых реализуются программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 51.03.02 – народная художественная культура по различным профилям. Программу подготовки бакалавров народной художественной культуры по профилям «Руководство хореографическим любительским коллективом», «Руководство любительским театром» реализуют кафедры факультета режиссуры, актерского искусства и хореографии.

Подготовка бакалавров по профилю «Теория и история народной художественной культуры» соответствующего направления ведется на кафедре общих и теоретических дисциплин факультета социально-культурной и библиотечно-информационной деятельности. Студенты, будущие специалисты сферы культуры по профилю подготовки «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» проходят подготовку на факультете дизайна и технологий.

В ходе диагностики решались следующие поставленные задачи:

1) выявить уровни сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств

2) определить факторы и механизмы формирования профессионально-ценностных ориентаций

3) проанализировать характер связи между профессионально ценностными ориентациями и удовлетворенностью учебной деятельностью у студентов с разной учебной мотивационной направленностью.

Для диагностики уровней сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов, будущих специалистов сферы культуры была выбрана авторская методика разработанная и апробированная Е.Б. Фанталовой для выявления соотношений ценности и доступности в различных жизненных сферах [Приложение 1].

Методика была нами адаптирована с учетом профессиональной деятельности будущих специалистов сферы культуры. Так, на основе анализа научной и учебно-методической литературы, требований к образованию уровня подготовки бакалавров Федерального государственного образовательного стандарта нами был дополнен и заменен список ценностей, ценностных ориентаций, отраженных в методике автором. В обновленный список методики, основанной на уровне соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах, вошли социальная активность, познание, творчество, общественная значимость, самоактуализация, гуманизм, толерантность, мировоззрение, духовность, альтруизм.

Важно отметить, что в основу перечня профессионально-ценностных ориентаций, будущего специалиста сферы культуры вошел классификационный принцип профессиональных ценностей, предложенный И.Ф. Исаевым. Так, в ценности-цели, раскрывающие социальный смысл профессиональной деятельности вошли: общественная значимость, самоактуализация. Список ценностей-средств, раскрывающих значение способов и средств осуществления деятельности составили – социальная активность, творчество. Смысл значения, отношения, заложенный в ценностях-отношениях, раскрывается в толерантности и гуманизме. Ценности-знания, раскрывающие значение и смысл знаний в процессе осуществления профессиональной деятельности представлены мировоззрением и познанием. Ценности-качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности будущего специалиста, его способность к творчеству, способность к проектированию своей деятельности были интегрированы в такие ценности, как духовность, альтруизм.

В перечень профессионально-ценностных ориентаций так же были включены в качестве ценностей материально-обеспеченная жизнь и любовь. Материально-обеспеченная жизнь, так же, как и любовь, – это ценности, доминирующие в период юности, который совпадает с периодом обучения в вузе. Поэтому включение этих ценностей в систему профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста было продиктовано необходимостью выявить, могут ли возрастные особенности личности студента влиять на уровень интегративности системы. Интегративность системы, вслед за Е.Б. Фанталовой и в опоре на системный подход, мы понимаем как гармонизацию, согласованность внутри профессионально-ценностных ориентаций всех ее элементов.

Применение методики по выявляющей уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах позволила анализировать следующие системные свойства: иерархичность внутри профессионально-ценностных ориентаций, содержание ценностного ядра и уровень дезинтеграции профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры.

На первом этапе в ходе применения методики были выделены три группы с различным уровнем интегративности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры (рис. 2.)

Высокий или интегративный уровень (0 – 36 б.) был отмечен у 26 % студентов, принявших участие в исследовании. Средний уровень (37 – 49 б.) интегрированности системы (рассогласованный) продемонстрировали 46 % испытуемых. Уровень интегративности с низким показателем или дезинтегрированный уровень профессионально-ценностных ориентаций (50 – 72 б.) выявлен у 28 % студентов.

Выявленное распределение по уровню интегративности профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры, с одной стороны вполне объяснимо возрастными особенностями юности, с другой стороны, подтверждает предположение о достаточно низком уровне сформированности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры. Попытка объяснить в целом недостаточный уровень сформированности профессионально-ценностных ориентаций с позиций возрастного развития продиктована такими особенностями периода юности, как развитие самосознания, формирование личностных смыслов, попытка саморефлексии.

Все это определяет внутреннюю напряженность, а как следствие внутренний конфликт. Неспособность разрешения внутреннего конфликта, по мнению Е.Б. Фанталовой, приводит к образованию внутреннего конфликта или внутреннего вакуума, которые и влияют на уровень интегрированности ориентаций. Исходя из содержания ценностной теории, которая нашла свое отражения в применяемой нами методике, порождение внутреннего конфликта связано с недосягаемостью определенной ценности или ценностной ориентации. Другими словами, для меня ценно, но не доступно. И чем категория доступности ниже, тем выше шкала конфликта. И наоборот, то, что для меня доступно, но не ценно порождает внутренний вакуум. Шкала внутреннего вакуума тем больше, чем ниже уровень ценности.

Более подробно категории ценности и доступности, влияющие в целом на сформированность исследуемых нами профессионально ценностных ориентаций, рассмотрим при выявлении системных свойств интегрированности и иерархичности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры. Профессионально-ценностные ориентации студента вуза искусств и культуры, будущего специалиста сферы культуры представлена нами в виде двенадцати профессионально-ценностных ориентаций: «Социальная активность»», «Любовь», «Материально - обеспеченная жизнь», «Познание», «Творчество», «Общественная значимость», «Самоактуализация», «Гуманизм», «Толерантность», «Мировоззрение», «Духовность», «Альтруизм» на рис. 3. в зависимости от интегративного показателя ценности и доступности по выборке в целом.

Динамика результатов экспериментальной работы по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры

На протяжении всего экспериментального исследования нами велся поиск наиболее эффективных путей формирования профессионально ценностных ориентаций будущих специалистов сферы культуры.

Сформированность профессионально-ценностных ориентаций определялась переходом на следующий уровень шкалы возрастания их интегративности, что определяло важность полученных результатов в ходе анализа и исключения недостоверности в подсчетах. Обратимся непосредственно к описанию динамики результатов экспериментальной работы по формированию профессионально-ценностных ориентаций специалистов сферы культуры.

В начале формирующего эксперимента для фиксации первичного уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры в экспериментальной (40 чел.) и контрольной (42 чел.) группах был проведен первичный срез.

Важно отметить, что результаты первичных уровней сформированности профессионально-ценностных ориентаций студентов послужили базовыми характеристиками с которыми и сравнивались результаты последующих срезов.

Проведенный первый контрольный срез позволил выделить три группы с различным уровнем интегративности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры.

Высокий или интегративный уровень (0 – 36 б.) был отмечен у 26 % студентов, принявших участие в исследовании. Средний уровень (37 – 49 б.) интегрированности (рассогласованный) продемонстрировали 46 % испытуемых. Уровень интегративности с низким показателем или дезинтегрированный уровень профессионально-ценностных ориентаций (50 – 72 б.) выявлен у 28 % студентов.

Целью проведения контрольного среза явилось выявление качественности процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры, а также мониторинг изменения в уровне сформированности компонентов профессионально ценностных ориентаций студентов вуза искусств и культуры в ходе поэтапного получения ценностно-значимых знаний, основ ценностно профессиональной деятельности, освоения ценностно-нормативных способов профессиональной деятельности, изменения уровня удовлетворенности учебной деятельностью, мотивационной профессиональной направленности, осознания социальной значимости профессии будущего специалиста сферы культуры.

Данные второго среза, представленные на рис. 2.3.1., показали изменения в уровне сформированности профессионально-ценностных ориентаций экспериментальной и контрольной групп в сравнении с предыдущими результатами. В экспериментальной группе с высоким интегративным уровнем сформированности выросло число студентов до 32% за счет процесса роста интегрированности среднего уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций, а процентное соотношение студентов с интегративным уровнем сформированности профессионально-ценностных ориентаций сохранило свои первоначальные значения.

Положительная динамика в экспериментальной группе наблюдается и у студентов со средним уровнем сформированности профессионально ценностных ориентаций, она составила 49 %. Такая динамика в изменении среднего уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций обусловлена изменением в сторону интегративности профессионально-ценностных ориентаций у студентов с низким уровнем или дезинтегративным уровнем профессионально-ценностных ориентаций. Количественный показатель студентов, имеющих низкий, дезинтегративный уровень сформированности профессионально ценностных ориентаций понизился на 9% и составил 19 % учащихся за счет динамики интегрированности до среднего уровня. Что касается контрольной группы студентов, то здесь низкий уровень сформированности профессионально-ценностных ориентаций остался на прежнем дезинтегративном уровне, что также говорит нам об отсутствии положительной динамики формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры.

Далее нам представляется необходимым раскрыть более подробно, за счет функционирования каких системных свойств произошли положительные уровневые изменения в профессионально-ценностных ориентациях. Полученные статистические величины измерения представлены в таблице 5.

Прежде всего, к таким свойствам отнесем интегративность и иерархичность. Интегративность рассмотрим через категорию соотношения ценности и доступности ценностной ориентации, а иерархичность через доминирование тех или иных ориентаций или их ядерность.

Интегральный показатель «ценность»-«доступность» в таких профессионально-ценностных ориентациях, как: «Гуманизм», «Толерантность», «Альтруизм» также не имеет значительного расхождения, то есть остается в так называемой нейтральной зоне.

Нейтральная зона – это показатель отсутствия внутренней рассогласованности, дисгармонии, введенный автором методики для того, чтобы дать объяснение ситуации, когда ценность и доступность фактически совпадают или в них наблюдается маленький разрыв не более четырех баллов.

Отсутствие внутренней рассогласованности стал наблюдаться и в ценностях, которые находились в зоне внутреннего конфликта, были значительно ценны для студента, но, к сожалению, не доступны. И чем категория доступности ниже, тем выше шкала конфликта. Такие изменения произошли в ценностях любви и материально обеспеченной жизни. Из зоны внутреннего вакуума вышли самоактуализация и мировоззрение, из чего мы делаем заключение, что усилился познавательный интерес к профессии и произошли изменения в ценностно-смысловом понимании будущей профессии.

Анализ результатов представлен на рис. 12. Выраженность соотношения «ценности» и «доступности» профессионально-ценностных ориентаций в экспериментальной группе.

Теперь обратимся к исследованию ценностного ядра профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры в экспериментальной группе. В ценностное ядро профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры экспериментальной группы вошли: «Любовь», «Духовность», «Мироваззрение», «Познание», «Самоактуализация», «Альтруизм».

Необходимым представляется указать и на зону состояния, в котором находятся перечисленные ценности. Они находятся в нейтральной зоне, значимы и доступны, что в свою очередь отражается на уровне интегративности профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста сферы культуры (Рис. 13.).