Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические аспекты формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 20
1.1. Сущность и содержание процесса формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 20
1.1.1. Историография проблемы формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 20
1.1.2. Современное состояние проблемы формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 29
1.2. Модель формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 55
1.2.1. Теоретико-методологические подходы к построению модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 55
1.2.2. Структура и содержание модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 66
1.2. Педагогические условия реализации модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 83
Выводы по 1 главе 95
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 98
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы 98
2.2. Реализация модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики и условий ее эффективного функционирования 119
2.3. Результаты формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики 132
Выводы по 2 главе 148
Заключение 149
Список литературы 153
- Историография проблемы формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
- Теоретико-методологические подходы к построению модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
- Реализация модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики и условий ее эффективного функционирования
- Результаты формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
Введение к работе
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики и выявить условия ее эффективного функционирования.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в колледже.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики будет проходить эффективно, если:
во-первых, он будет осуществляться в соответствии с моделью, которая:
разработана на основании системного, деятельностного и аксиологического подходов с использованием идей и опыта этнопедагогики, которые обогащают содержание, формы и методы обучения и воспитания;
- включает три взаимосвязанных компонента: нравственно-ориентационный;
нравственно-формирующий; нравственно-результативный;
характеризуется системностью, вариативностью, индивидуализированностью;
основана на принципах: этничности, межкультурного подхода, преемственности;
во-вторых, его реализовывать с учетом комплекса педагогических условий:
1) сотрудничество с национальными культурными центрами (НКЦ);
-
актуализация этнических особенностей студентов, обучающихся в колледже;
-
взаимодействие преподавательского состава и родителей в системе учебно-воспитательного процесса в колледже.
В соответствии с целью исследования и сформулированной гипотезой определены следующие задачи:
-
Представить историографию проблемы формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики.
-
Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике педагогики и определить пути ее решения.
-
Раскрыть возможности этнопедагогики в формировании нравственных качеств у студентов колледжа.
4. На основании системного, деятельностного и аксиологического подходов
разработать модель формирования нравственных качеств у студентов
средствами этнопедагогики.
5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия ее
эффективного функционирования.
6. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования
составляют: системный (В.Г. Афанасьев, В.И. Долгова, Г.Н. Сериков и др.),
деятельностный (П.Я. Гальперин, М.В. Демин, B.C. Швырев и др.);
аксиологический (А.В. Кирьякова, М.С. Коган, Н.С. Розов и др.) подходы;
исследования особенностей этнопедагогики как междисциплинарной отрасли
научного знания (Н.В. Адаева, Г.Н. Волков, Н.Л. Максимова, Г.В. Нездем-
ковская и др.); исследования процесса формирования нравственных качеств
средствами этнопедагогики (О.В. Аракелян, Б.Б. Даумова, И.Н. Полынская и
др.); положения, отражающие методологию и методики проведения научных
исследований (В.И. Загвязинский, Н.О. Яковлева и др.); теории формирования
понятий (Е.К. Войшпило, А.В. Усова и др.); профессиональной подготовки в
колледже (М.А. Баландин, В.Х. Джаббаров, С.А. Морозова и др.); исследования
проблем компетентно стной подготовки студентов профессиональных
образовательных организаций (П.Ф. Анисимов, Е.А. Гнатышина, Э.Ф. Зеер и
др.); личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Н.В. Уварина
и др.); применение моделирования в учреждениях профессионального
образования (З.М. Большакова, К.А. Рыбников, А.А. Самарский,
Н.Н. Тулькибаева и др.); педагогического эксперимента (Дж. Гласе, В.В. Краевский, Е.В. Яковлев и др.); организации самостоятельной деятельности студентов (М.Г Горунов, Н.Ф. Талызина, ТИ. Шамова и др.); социального и педагогического взаимодействия участников педагогического процесса (Р.А. Литвак, В.В. Щербина, В.А. Якунин и др.); сотрудничества субъектов деятельности (Г.М. Андреева, Н.Ф. Радионова и др.).
Исследование проводилось с использованием теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: историко-педагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ научной литературы по теме исследования, изучение нормативно-правовых документов, теоретическое моделирование. Эмпирические методы: эксперимент, социологический опрос, анкетирование, беседы, дискуссии, тестирование.
Экспериментальная база исследования
Исследование проводилось в Костанайском социально-техническом колледже, Костанайском гуманитарном колледже, в котором участвовали студенты дневной формы обучения, получавшие образование по специальности «Финансы», «Физическая культура», «Правоведение». В исследовании приняли участие 320 студентов и 36 преподавателей. Результаты были опубликованы в сборниках: «Мир науки, культуры, образования» (г. Горно-Алтайск, 2011), «Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования (г. Шадринск, 2010 - 2012), «Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы» (г. Челябинск, 2011 -2012), «Акмеология профессионального образования» (г. Екатеринбург, 2012), «Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении» (г. Астрахань, 2012), «Вестник ЮУрГУ» (г. Челябинск, 2012), «Системное управление как важнейшее условие повышения качества образования»
(г. Костанай, 2014), «Вестник Костанайского социально-технического университета имени Зулкарнай Алдамжар» (г. Костанай, 2015).
Этапы исследования:
На первом этапе (2009 - 2010 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, этнопедагогическая литература по проблеме исследования, на основании которых были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась гипотеза. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и определению возможностей ее решения.
На втором этапе (2011 - 2013 гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, обосновывался выбор методологических подходов, были выявлены и обеспечены условия успешной реализации модели, определялись особенности и принципы внедрения модели исследуемого процесса, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Экспериментальная часть включала апробацию и корректировку модели и условий, проверку полученных выводов, оценку итогов эксперимента, внедрение результатов в практику работы колледжа.
На третьем этапе (2014 - 2015 гг.) - обобщение результатов полученных данных экспериментальной работы, формулирование отдельных выводов и общих результатов исследования, разработка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов в колледже, оформление результатов диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Нравственные качества студента - это совокупность личностных свойств, обеспечивающих внутреннюю установку на деятельность во благо общества и поведение в социуме, в соответствии с общественной моралью.
-
Комплексное исследование процесса формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики и получение ожидаемого результата обеспечивается взаимодополняющей совокупностью системного, деятельностного и аксиологического подходов с использованием идей и опыта этнопедагогики.
3. Модель формирования нравственных качеств у студентов колледжа
средствами этнопедагогики разработана на основе системного, деятельностного
и аксиологического подходов, включает совокупность нравственно-
ориентационного, нравственно-формирующего, нравственно-результативного
структурных компонентов, основана на принципах этничности, межкультурного
подхода, преемственности.
4. Реализация модели обеспечивается комплексом педагогических
условий: 1) сотрудничество с национальными культурными центрами (НКЦ);
-
актуализация этнических особенностей студентов, обучающихся в колледже;
-
взаимодействие преподавательского состава и родителей в системе учебно-воспитательного процесса в колледже.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - научно обосновано использование взаимодополняющей совокупности системного, деятельностного и аксиологического подходов с учетом идей и
опыта этнопедагогики для обеспечения эффективности процесса формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики;
- разработана, научно обоснована модель формирования нравственных
качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики, включающая три
взаимосвязанных компонента: нравственно-ориентационный, нравственно-
формирующий, нравственно-результативный; структурообразующими
элементами модели являются этнопедагогические идеи, взгляды народа,
которые заключены в обычаях, традициях, обрядах, праздниках;
определен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, повышающий эффективность формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики: сотрудничество с национальными культурными центрами, актуализация этнических особенностей студентов, обучающихся в колледже, взаимодействие преподавательского состава и родителей в системе учебно-воспитательного процесса в колледже;
определены основные показатели и уровни сформированности у студентов нравственных качеств.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений о роли, содержании и особенностях формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики, а именно:
S разработана и представлена историография проблемы, определена роль этнопедагогики в формировании нравственных качеств, что расширяет знания теории данными по решению исследуемой проблемы в определенные исторические периоды и по настоящее время;
^упорядочен понятийный аппарат исследуемой проблемы: 1) уточнены понятия «нравственные качества», «патриотизм», «межэтническая толерантность», «ответственность»; 2) дана авторская трактовка понятий: «нравственные качества студента», «формирование нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики», что обогащает семантическое поле и способствует упорядочению терминологического аппарата современной педагогики;
S осуществлена реализация комплексной совокупности системного, деятельно стного и аксиологического подходов к решению исследуемой проблемы, дополняющая методологические основы теории формирования нравственных качеств у студентов колледжа;
S определена специфика процесса формирования, проявляющаяся в реализации нравственно-ориентационного, нравственно-формирующего и нравственно-результативного компонентов, что конкретизирует содержательный аспект исследуемого процесса;
S определены принципы реализации модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики, которыми являются: этничность, межкультурный подход, преемственность.
Практическая значимость исследования определяется:
апробированием и внедрением в учебно-воспитательный процесс модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопе-дагогики и условий ее результативности;
обогащением средствами этнопедагогики учебных дисциплин: «Русский язык и литература», «История Казахстана», «Всемирная история», «Культурология» и факультативных занятий по предмету «Самопознание», - отраженными в учебно-методических комплексах, рабочих учебных программах, календарных и воспитательных планах;
- определением и характеристикой уровней и критериев сформированности
нравственных качеств у студентов колледжа (эмоциональный, поведенческий,
ценностный, оценочный);
- разработкой методических рекомендаций (сценарии внеклассных
мероприятий, классных часов) по совершенствованию образовательного про
цесса в аспекте формирования нравственных качеств у студентов.
Материалы исследования могут быть полезны работникам профессиональных образовательных организаций и использованы в процессе осуществления учебно-воспитательной деятельности: они позволяют научно обосновать и отобрать содержание, формы и средства формирования нравственных качеств, произвести оценку уровня их сформированности в учебно-воспитательном процессе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются: использованием идей современных психолого-педагогических исследований, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью методов задачам исследования, разработкой модели и условий на проверяемых данных, масштабностью педагогического эксперимента и его результатами, согласованностью полученных в исследовании результатов с данными независимых источников по исследуемой проблематике, надежностью выполненного исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- участия в международных, региональных, научно-практических
конференциях: Актуальные проблемы профессионального педагогического и
технологического образования (г. Шадринск, 2010, 2012); Комплексная
безопасность объектов и субъектов социальной сферы (г. Челябинск, 2010);
Акмеология профессионального образования (г. Екатеринбург, 2012, 2015);
Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении
(г. Астрахань, 2012 и др.);
- публикаций результатов исследования в научных журналах, сборниках
материалов конференций: по теме исследования опубликовано 16 работ;
-ведения педагогической деятельности в качестве преподавателя общеобразовательного отделения Костанайского социально-технического колледжа; участия в конкурсе профессионального мастерства «Преподаватель года Костанайского социально-технического колледжа» (1 место);
- участия в региональных и международных форумах: Шестой
Международный Форум татарской молодежи, проводимый Всемирным
Конгрессом татар и Полномочным представительством Республики Татарстан
її
(Казань, 2009); зональный семинар-тренинг на тему «Эффективное управление этносоциальными и этноконфессиональными процессами в регионе», проводимый Центром по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (г. Астана; 2013); 21 сессия Ассамблеи народа Казахстана (г. Астана, 2014); областной форум «Бирлик-Единство (г. Павлодар, 2012); областной Форум «Многонациональная молодежь Зауралья» - «Энергию молодых - родному Зауралью» (г. Курган, 2013); встреча молодежного совета СВМДА в рамках международного лагеря молодежи с молодежных организаций стран участниц СВМДА «Молодежный межкультурный диалог как основа доверия в Азии» (г. Усть-Каменогорск, 2014); международная встреча «Приграничное сотрудничество: Россия и Казахстан» с участием областного государственного бюджетного учреждения культуры «Дом дружбы народов Челябинской области», Министерства культуры Челябинской области, Ассамблеи народа Казахстана (г. Костанай, 2014);
- выступления по теме исследования в средствах массовой информации.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 28 таблиц, 7 рисунков, списка цитируемой и использованной литературы, включающего 201 источник, общий объем - 170 страниц.
Историография проблемы формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
Историко-педагогические исследования в области формирования нравственных качеств дают возможность не только использования результатов педагогической мысли, но и решения вопросов современной молодежи, учитывая опыт предшествующих поколений.
Решение любой научно-педагогической проблемы основывается на определении социально-исторических предпосылок ее становления и развития, под которыми понимаются объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие эволюцию научных представлений о ее сущности, связях с культурой, производством и социальными институтами в историческом контексте [44]. Проблема определения предпосылок развития рассматривается в формате историографии.
СИ. Ожегов раскрывает историографию как «совокупность исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме» [142, с. 255]. Современный подход к построению предполагает раскрытие генезиса проблемы в науке и практике, что выражается в выделении этапов ее развития, а также в определении характеристических особенностей деятельности ученых на каждом из них, в описании методов их деятельности, хронологической систематизации успехов, определении социально и культурно-исторических, научно-теоретических и других условий становления проблемы, обеспечивающих ее развитие [196].
Центральным методом нашего изыскания в плане историографии явился метод историко-педагогического анализа. Главенствующими в применении данного метода послужили следующие положения, принципиально существенные для объективности исторического рассмотрения тематической дефиниции.
Во-первых, содержательная вариативность и сложность аспекта рассмотрения предмета исследования определила необходимость раскрытия в различных направте 21 ниях, определяющих перипетии становления и развития: 1) теории и практики учебно-воспитательного процесса; 2) нравственной парадигмы в учебно-воспитательном процессе. Эти направления, являясь на первый взгляд тождественными, содержательно различны по отношению рассмотрения искомой проблемы.
Во-вторых, учитывая неравномерность становления и развития изучаемой проблемы, возникла необходимость определения отправной точки в осознании ее генезиса. Понятие «формирование нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики» в современном рассмотрении появилось в синонимичной трактовке в начале 20 века, откуда мы и посчитали необходимым начать историографический анализ.
В-третьих, важность комплексного рассмотрения исторических характеристик и эволюции проблемы определила раскрытие предпосылок ее становления в трех взаимосвязанных аспектах: а) социально-историческая ситуация; б) состояние теории педагогического процесса; в) состояние практики воспитательного процесса. Сделав важные уточнения, рассмотрим результаты историографического анализа.
В догосударственную эпоху в основу воспитательного процесса был заложен принцип жизни древних славян в общине. Их педагогические взгляды основывались на подготовке молодежи к выполнению земледельческого, ремесленного труда. Особое внимание в данных позициях уделялось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, повиновению старшим членам общины, почитанию предков.
Процесс накапливания опыта воспитания, основанный на народной педагогике, был активным в древнерусской общине, в которой основным аспектом в плане трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания были традиции. При этом нужно отметить роль средств формирования нравственных качеств: колыбельных песен, поговорок, сказок - которые присутствовали в быту людей. Вопросы развития возможностей педагогической мысли, пристального внимания к проблемам обучения находят решение на Руси в 11 веке. Развиваются вопросы формирования патриотизма, осознания важности взаимоотношения образования и воспитания с жизненными ориентирами личности. Одним из свидетельств, в котором раскрыты возможности народной педагогики на Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха», в Казахстане была выпущена аналогия - трактат Юсуфа Баласагунского «Кутадгу билж» («Благодатное знание») и древнетюрский письменный памятник Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»).
Во временной промежуток 15-17 века в России быстрыми темпами формируется феодализм. В данный период на развитие воспитательного процесса как духовную жизнь общества оказала отрицательное влияние позиция угнетения в эпоху правления Ивана Грозного [85]. В это же время народы Средней Азии оказались под воздействием татаро-монгольского нашествия. В период существования Золотой Орды на воспитание нравственных качеств оказали влияние труды Дастана «О Бабыре», Хорезми «Мухаббатнама», Саифа Сарая «Гулистан».
Расширялись воспитательные задачи духовенства, которые активно оказывали влияние на формирование нравственных качеств, в частности патриотизма.
В системе раннего римского идеала выстроил деятельность Петр І в сфере воспитания, основной задачей которой было подготовить слуг царя и отечества. В Казахском ханстве в 15-17 веках вопросы воспитания в плане развития нравственных качеств рассматривали известные жырау, кочевые философы - Асан-Кайгы, Шалкииз, Жиембет, Бухар-жырау Основой, определяющей нормы в воспитании, был свод законов Тауке-хана «Жети Жаргы» (Семь кодексов).
В 18 веке была осуществлена реализация модели, воплощенная в Институте благородных девиц (Смольный институт), организованным И.К. Бецким, в деятельности которого пытались воплотить идеи Руссо [85].
Особый вклад в развитии теории воспитания внес К.Д. Ушинский, который разработал и внедрил методику использования новаторских идей в области этно-педагогики в образовательный процесс Гатчинского института и Смольного института благородных девиц [173]. Идеи формирования нравственных качеств, основанных на национальных традициях, внедрил в учебно-воспитательный процесс Яснополянской школы Л.Н. Толстой. В Казахстане особое внимание вопросам формирования нравственных качеств уделяли Ыбрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев. Формирование новых аспектов в социально-культурной политике, которая была бы основана на демократических принципах, потребовала Февральская революция 1917 года, активизировавшая вопросы создания демократической школы, организованной на этнических традициях. А.А. Мусин, В.П. Вахтерев и ряд других ученых исследуют данные аспекты в области этнопедагогики.
Но, несмотря на данные исторического исследования, описанный период является пропедевтическим для нашего исследования: первый период становления проблемы мы ограничили временными рамками: начало 20 века - середина 50-х годов 20 века
Этот период в ракурсе исследования характеризуется фундаментальным становлением изучаемой нами области педагогического знания.
Хронологические рамки исследования - начало 20 - середины 50-х годов 20 века - определены основным значением данного периода для развития научной теории, обозначившего переход от накопления эмпирических знаний к осмыслению их на теоретическом уровне: обосновывались понятия и определения.
Следует отметить, что марксистско-ленинская идеология в советский период играла большую роль в развитии педагогики: именно это учение о возможности достижения нравственного воспитания общества являлось основой положений теории формирования нравственных качеств. Именно в это время был внедрен этнический принцип в основу государственного деления: в основе такой политики было заложено «национальное строительство», в рамках которого открывались национальные школы. Но с принятием в 1936 году Конституции СССР наблюдается унификация народных культур. Необходимо уточнить, что в первый период не существовало понятия «нравственные качества», данная дефиниция была синонимична словосочетанию «нравственные отношения».
Теоретико-методологические подходы к построению модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
По мнению И. Калмыковой, деятельностный подход предполагает создание активной жизненной позиции, стимулирующей возникновение познавательных интересов, представление максимальной свободы в выборе рода занятий [82].
И. Кантом было введено научное понятие деятельности в философскую мысль, но только в методологии 19 века, начиная с работ Г. Гегеля, Л. Фейрбаха было представлено собственно содержательное толкование деятельности как категории. Однако до сих пор в науке нет четкого значения этого понятия, которое оказывает непосредственное воспитательное воздействие на формирующуюся личность [34].
А Н. Леонтьев указывал на предметность, целенаправленность, структурированность как важные признаки деятельности [107], в его концепции дея-тельность рассматривается как структурное образование (деятельность - действие - операция), которая связана с мотивацией личности (мотив - цель - условие): мотив определяет направленностью деятельности. Развитие личности осуществляется в деятельности - данное утверждение раскрывает сущность деятельностного подхода АА Арлановым [16]Д.А Леонтьевым [107], С.Л Рубинштейном [162].
Основные положения деятельностного подхода дают возможность сформировать нравственные качества у студентов, важных для профессионального становления специалиста.
Проведя анализ основных положений теории деятельности, определим методологические положения: - образование и развитие студентов происходит в процессе деятельности; -процесс формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики будет результативным при наличии предмета, цели, мотивов, действий, результата
Исходя из утверждения Н.О. Яковлевой, что деятельность является специфически человеческой формой отношения к миру», а внедрение деятельностного подхода при исследовании поставленной задачи предполагает, во-первых, обоснование его деятельностной сущности, а во-вторых, отражение его основных дея 62 тельностных характеристик (цель, объект, субъект, методы, средства и результат) мы решили возможным представить структуру подхода в нашем исследовании: - цель - идеальное представление конечного результата, направленное на пробуждение интереса студентов к этническим ценностям, адекватное их восприятие и усвоение; теоретическое осмысление обучающимися ответственности за свои поступки в полиэтническом мире и активное самоопределение в нём; - объект педагогической деятельности - процесс формирования нравственных качеств у студентов колледжа через образовательную деятельность; - субъект деятельности - кураторы, студенты и преподаватели колледжа; - методы деятельности - педагогическое моделирование, анализ педагогической ситуации, прогнозирование, диагностика результатов образовательного процесса, коррекция результатов; - средства деятельности - материальные и духовные объекты действительности. К материальным средствам относятся нормативные акты, ГОСО; к духовным: общие средства научных исследований, социальный заказ; - результат деятельности - сформированность нравственных качеств у студентов колледжа; Рассматривая формирование нравственных качеств как деятельность, мы определяем, что данный процесс так же, как и искомый вид действия: - имеет четко поставленную цель; - требует творческого подхода; - является предметным и субъектным; - представляет искусственный процесс, включенный в образование и воспитание. Основываясь на данных анализа деятельностного подхода, констатируем структуру процесса через особенности указанных характеристик (цель, объект, субъект, средства, методы, результат).
Аксиологический подход имеет довольно продолжительную историю становления. Основы аксиологии (дословно учение о ценностях), как детерминирующей теории подхода, были заложены еще Платоном и Сократом [194]. Аксиологический подход разрабатывали И.И. Докучаев [59], М.С. Коган [88], Д.А. Леонтьев [106], М. Шелер [184].
Под аксиологическим подходом понимается принципиальная ориентация исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей [194].
Основными понятиями подхода выступают ценность, ценностная ориентация, ценностное сознание.
Главный аспект аксиологического подхода - ценность, представляющая специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества [194], которое В.А. Сластенин характеризует как специфическое образование в структуре индивидуального сознания, являющееся идеальным образцом, ориентиром деятельности личности и общества [150].
По утверждению ВА. Ддова, ценностная ориентация - это сложная, многоуровневая система, которая включает когнитивный компонент, отражающий социальный опыт личности; эмоциональный компонент, характеризующийся наличием отношения личности к ценностям и раскрывающий содержание этого отношения; поведенческий компонент, содержащий планы действий относительно конкретной ситуации [193]. Данный аспект рассматривали НА. Журавлева [66], АГ. Трофимчук [167].
Резюмируем, что ценностные ориентации направляют на определенные ценности в деятельности и поведении, а в установленной ситуации личностью руководит ценностное сознание и отношение. В данном контексте, ценности ориентируют деятельность студента, если у него сформированы ценностное сознание и отношение.
Роль аксиологического подхода в образовательном процессе заключается в исследовании явлений и предметов с точки зрения ценности, которые позволяют определить и охарактеризовать систему важных в социуме ценностей и возможностей их целенаправленного формирования.
Реализация модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики и условий ее эффективного функционирования
В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что эффективное использование средств этнопедагогики в ходе формирования нравственных качеств у студентов дает положительные результаты. Реализация модели, построенная на основе системного, деятельностного, аксиологического подходов, состоящая из нравственно-ориентационного, нравственно-формирующего, нравственно-результативного компонентов, с учетом средств этнопедагогики способствует формированию нравственных качеств. Целевым компонентом модели является формирование нравственных качеств средствами этнопедагогики. Подробно рассмотрим реализацию содержательного компонента модели формирования нравственных качеств.
Эксперимент проводился в группах Костанайского социально-технического колледжа и Костанайского гуманитарного колледжа. В эксперименте приняли участие 356 человек, из них 320 - студенты, 36 - преподаватели общеобразовательного отделения.
Логика социально-педагогического управления образовательным процессом организационно выстраивалась от определения исходного состояния сформированное нравственных качеств у студентов до принятия специальных мер, направленных на формирование данных понятий в учебно-воспитательной деятельности колледжа, включающих совместное проведение мероприятий, изучение родного языка, закладывания основ через частичную передачу знаний преподавателя обучающимся. Приоритетной задачей на протяжении всех этапов являлось формирование нравственных качеств студентов.
В ходе исследования нами выявлено, что в учебных заведениях, где проводился эксперимент, воспитание осуществляется разными методами, но нет системы в формировании нравственных качеств средствами этнопедагогики, не охвачены все направления образовательного процесса колледжей.
Согласно плану проведения исследовательской работы эксперимент проводился через внедрение модели с реализацией выделенных нами условий.
Остановимся на полном описании этапов эксперимента. Нравственно-ориентационный компонент ставил решение задачи создания мотивации достижения цели формирования нравственных качеств у студентов. На данном этапе важная роль отводилась вопросу сотрудничества с национальными культурными центрами и актуализации этнических особенностей. Экскурсии в Дом Дружбы, встречи с председателями, руководителями молодежных крыльев, активистами центров, рассказавших о ценностях каждого этноса и деятельности организаций, повлияли на сознание студентов в плане интереса к национальным особенностям, мотивировали на целевую установку повышения интереса не только к нации, но и своей родине. Круглый стол с руководителями молодежных крыльев этнокультурных объединений (С.Мордановой, М. Ким и А.Мухамедовой), принявших участие в мо 121
лодежных форумах в г. Казань (Республика Татарстан), г. Сеул (Корея), г. Курган, международной встрече «Приграничное сотрудничество: Россия и Казахс-тан» (Россия), международном лагере в г. Усть-Каменогорск (Республика Казахстан), семинаре-тренинге «Эффективное управление этносоциальными и этноконфессиональными процессами в регионе» (Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан), конференции в Евразийском университете, затронули важные проблемы в формировании нравственных качеств. Данную задачу решал и целевой блок нравственно-ориентационного компонента модели: в образовательные программы (рабочие учебные, календарно-тематические планы по предметам «Русский язык и литература», «Всемирная история», «Культурология», факультативу «Самопознание») по результатам обсуждения ЦМК (цикловых методических комиссий) включили средства этнопедагогики, которые обеспечили персональную готовность к процессу формирования нравственных качеств в учебно-воспитательном процессе.
В обобщенном виде структура образовательной траектории вбирает: реализацию и контроль целевого компонента учебно-воспитательной деятель ности, в результате которых осуществляется системное взаимодействие препода вательского состава в вопросах составления планирующей документации; планирование управленческих действий в соответствии с организационно-педагогическим компонентом целевого блока, задачей которого является обеспечение активной включенности в деятельность через осознание принадлежности к определенному этносу; актуализацию необходимых знаний для осуществления содержательного компонента, реализация которой осуществляется через метод создания успеха в разрезе функции персональной готовности к нравственному развитию.
Студенты, являющиеся участниками образовательного процесса, в ходе внедрения нравственно-ориентационного компонента модели выступают в качестве пассивных деятелей, которые воспринимают требования педагогов и только при успешной организационной работе в совокупности препода вательского состава и актива НКЦ, деятельность которых мы раскрывали ранее, осознают причастность к истории своей страны и определенного этноса, что дает возможность перейти к реализации второго компонента нашей модели и включенных в нее условий.
В рамках исследования, в данном случае организационного блока нравственно-формирующего компонента, нами спроектирована Программа «Формирование нравственных качеств» и внедрена в учебно-воспитательный процесс Костанайского социально-технического колледжа.
В целях создания нравственно-развивающей среды в учебном заведении сложилась система: классные часы, внеклассные мероприятия, возрождение национальных праздников - использование средств этнопедагогики охватило все сферы образовательного процесса колледжа. В плане реализации воспитательной программы отражаются и учитываются этнические, культурные, бытовые особенности народов, проживающих на территории Республики Казахстан. Большую роль в данном контексте играет взаимодействие преподавателей, кураторов, студентов и родителей, в данном случае, мы можем говорить о реализации третьего условия - участвует большое количество обучаемых, чаще всего мероприятия приурочены к какому-либо событию или календарной дате (День Независимости, День национальной валюты, Наурыз, День Баян-Сулу и Козы-Корпеша). Необходимо уточнить, что родители выступают не в роли пассивных слушателей, а активных участников процесса, которые оказывают помощь в организации, проведении мероприятий в плане исторического народного ракурса, проведений обычаев и традиций: этнокультурная выставка «Семейная история в вещах», приуроченная к 20-летию Ассамблеи Республики Казахстан, на которой были представлены интересные фамильные реликвии, связанные с этническими корнями; конкурс «Мисс КСТК (Костанайский социально-технический колледж)», на котором конкурсантки должны были представить новую вариацию национального костюма, созданным представителями старшего поколения.
Результаты формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики
В ЭГ-1 констатирующего этапа эксперимента студентов с высоким уровнем сформированности нравственных качеств было 33%, ЭГ-2 - 31%, ЭГ-3 - 30%, в КГ - 29%; средний уровень в ЭГ-1 составил 15%, ЭГ-2 -14%, ЭГ-3 - 14%, в КГ - 15%; в ЭГ-1 - 52%, ЭГ-2 - 55%, ЭГ-3 - 56% студентов составили низкий уровень, в КГ - 56%. На констатирующем этапе исследования студенты проявляли слабый интерес к народным традициям и обычаям, в мероприятиях участвовали по требованию эдвайзеров (кураторов), недостаточно интересовались историей и культурой своего народа и других этносов. Как показал данный этап педагогического эксперимента, воспитание нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики требует специальных действий. Поэтому основной путь решения данной проблемы - создание модели формирования нравственных качеств у студентов колледжа средствами этнопедагогики и ее апробация в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
На формирующем этапе исследования после проведенной целенаправленной работы на основе построенной модели возрос интерес к народным традициям и обычаям, устному народному творчеству. Студенты принимали активное участие в мероприятиях, проводимых Домом Дружбы, интересовались историей, культурой, обычаями и традициями разных народов, усвоили значение нравственных категорий «ответственность», «патриотизм», «толерантность», включились в разные виды деятельности, овладели поликультурными, коммуникативными компетенциями, увеличилось количество обучаемых, овладевших государственным языком. Освоение нравственного опыта народа, интерес к истории, культуре своего и других народов содействовало формированию межэтнической толерантности, патриотизма и ответственности за свои поступки по отношению к представителям других национальностей - все это указывает на повышение уровня сформированности нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики.
Результаты формирующего этапа эксперимента показали, что в ЭГ-1 студентов с высоким уровнем сформированности нравственных качеств стало 58%, ЭГ-2 - 36%, ЭГ-3 - 32%, в КГ - 38%; средний уровень в ЭГ-1 составил 19% студентов, ЭГ-2 - 26%, ЭГ-3 - 18%, в КГ - 22 %; студентов с низким уровнем сформированности нравственных качеств в ЭГ-1 осталось 23%, ЭГ-2 - 38%, ЭГ-3 -50%, в КГ - 40%. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента показал на существенный рост уровня сформированности нравственных качеств у студентов на формирующем этапе эксперимента: в ЭГ-1 высокий уровень уве 144 личился на 25%, ЭГ-2 - 5%, ЭГ-3 - 2%, в КГ - на 9%, средний уровень в ЭГ-1 - 4 %, ЭГ-2 - 12%, ЭГ-3 - 4, в КГ увеличился на 7%; низкий уровень в ЭГ-1 снизился на 29%, ЭГ-2 -17%, ЭГ-3 - 6%, в КГ - 16%. В контрольной группе формирующего этапа эксперимента по определению уровня сформированности нравственных качеств средствами этнопедагогики незначительные изменения объясняются отсутствием целенаправленныхвоздействий, история народа, элементы традиций обычаев, устное народное творчество изучались фрагментарно, не использовалась модель.
Высокий уровень сформированности нравственных качеств студентов средствами этнопедагогики на итоговом этапе эксперимента показала ЭГ-1 -66% (на 30% больше, чем в КГ) - работа строилась на основе модели формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики с реализацией всех условий. Данные изменений итогового по сравнению с констатирующем этапом показаны в таблице 26.
В ходе экспериментальной работы сравнительный анализ итогов констатирующего и итогового этапов эксперимента позволил подтвердить положительную динамику, которая произошла в процессе формирования нравственных качеств у студентов средствами этнопедагогики (уровень нравственных качеств повысился в ЭГ-1 более чем на 33%).