Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Власова Юлия Анатольевна

Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности
<
Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власова Юлия Анатольевна. Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Власова Юлия Анатольевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы и проблемы формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности 17

1.1. Педагогико-правовые основы проблемы формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования

1.2. Принципы, отличительные признаки и этапы организации социоигровой деятельности в формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования .

1.3. Модель и организационно-педагогические условия формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности

Выводы по первой главе 106

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по применению социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования 111

2.1. Цель, задачи, характеристика экспериментальной работы по формированию креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности .

2.2. Реализация модели формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности и организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования 129

2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности

Выводы второй главе 175

Заключение 177

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальность научной задачи обусловила выбор темы исследования «Формирование креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности».

Цель - обоснование, разработка и реализация модели формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности и выявление совокупности педагогических условий эффективного функционирования данной модели.

Объект - профессиональная подготовка специалистов среднего звена в организациях среднего профессионального образования.

Предмет - процесс формирования креативности у студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования креативности студентов организаций СПО будет эффективным, если:

1) профессиональная подготовка специалистов среднего звена осуществля
ется на основе модели формирования креативности студентов организаций
СПО, которая:

реализуется посредством социоигровой деятельности, включающей организационные этапы: мобилизационный, мотивационный, целевой, мизансце-нический, реминисцентный;

предназначена для использования при профессиональной подготовке специалистов среднего звена организаций СПО;

разработана с учетом системного и полисубъектного подходов;

ориентируется на удовлетворение требований социального заказа, профессиональных стандартов, международных практик подготовки высококвалифицированных кадров;

включает в себя следующие блоки: нормативно-проектировочный, мотивационный, содержательно-организационный, диагностико-результативный;

учитывает специфические принципы - творческой наглядности, коллективного участия и эвристичности;

предусматривает использование программы по решению студентами профессионально-творческих задач.

  1. будут выявлены и обеспечены следующие педагогические условия: развитие студенческого коллектива; внедрение балльно-рейтинговой системы; привлечение семейных ресурсов в вопросе формирования у студентов креативности;

  2. процесс формирования креативности студентов СПО подкреплен нормативно-правовой базой, содержащей целевой компонент креативного развития студентов СПО;

  3. уточнен и определен понятийно-терминологический аппарат формирования креативности студентов организаций СПО.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучить теоретико-методологические основы и выявить педагогико-правовые проблемы формирования креативности студентов организаций СПО, уточнить понятийный аппарат данного исследования;

  1. обосновать и разработать модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, проверив эффективность модели экспериментальным путем;

  2. выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности;

  3. определить методическое обеспечение процесса формирования креативности студентов организаций СПО с применением социоигровой деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения системного (З. И. Тюмасева, Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева и др.) и полисубъектного (А. А. Петровский, И. В. Вачков, Т. Ф. Сергеева и др.) подходов, отечественные личностно-ориентированные теории развития и обучения личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), психологические теории развития творческих способностей (Д. Б. Богоявленская, М. М. Зи-новкина, Я. А. Пономарев и др.), идеи развития креативности личности (К. С. Айбатыров, В. В. Мороз, Л. Н. Харченко и др.), труды отечественных и зарубежных учёных по проблеме формирования креативности (Э. де Боно, А. В. Кирьякова, А. В. Хуторской и др.), концептуальные основы креативного развития личности в деятельности (В. И. Андреев, С. А., Новоселов, В. Г. Рындак и др.), идеи организации подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности (Е. А. Гнатышина, З. М. Большакова, Н. Н. Тулькибаева и др.), основные идеи гуманистической педагогики и психологии, (Ш. А. Амонашви-ли, С. Л. Соловейчик В. А. Сухомлинский и др.), основные идеи театральной педагогики (А. П. Ершова, А.К. Станиславский, А. И. Савостьянов и др.), со-циоигровая «режиссура урока» и драмогерменевтика (В. М. Букатов, А. П. Ершова, Е. Е. Шулешко и др.).

В ходе исследования для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы:

теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; изучение нормативно-правовых актов по проблеме исследования; сравнение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; систематизирование и проектное моделирование теоретических материалов исследования.

эмпирические: опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, самооценка, анализ продуктов деятельности обучающихся, статистическая обработка, полученных в ходе экспериментальной работы результатов.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» с сетью филиалов (г. Североуральск, г. Сухой Лог), ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж».

Всего в исследовании на различных этапах приняли участие 334 человека в возрасте от 16 до 19 лет. К участию были привлечены 28 преподавателей, работающих в контрольных и экспериментальных группах.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2009 по 2017 гг. в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2009-2012 гг.) - направлен на изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ, авторефератов и нормативно-правовых актов по научной задаче исследования. Рассматривалось состояние проблемы в контексте подготовки специалистов среднего звена и повышения эффективности обучения студентов организаций СПО. Проведенная подготовительная работа позволила сформулировать гипотезу, задачи исследования, разработать понятийный аппарат, модель социоигровой деятельности, которая структурно включается в модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, выделить педагогические условия, критериальный инструментарий оценки уровня креативности студентов организаций СПО, разработать программу экспериментальной работы, провести констатирующий этап экспериментальной работы.

Второй этап (2012-2015 гг.) - направлен на апробацию и уточнение организационно-педагогических условий, а также корректировку модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, подготовку и проведение формирующего этапа экспериментальной работы, анализ и систематизацию эмпирического материала, разработку по результатам исследования учебно-методических рекомендаций для проведения занятий с использованием социоигровой деятельности в организациях СПО.

Третий этап (2016-2017 гг.) - производился анализ, обобщение, систематизация и интерпретация результатов экспериментальной работы; формулировались выводы по теме исследования; подготавливались и публиковались научные статьи, оформлялись результаты исследования в виде рукописи кандидатской диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные понятия формирования креативности студентов организаций
СПО посредством социоигровой деятельности:

социоигровая деятельность в организациях среднего профессионального образования - это вид учебного взаимодействия, организуемого и координируемого преподавателем посредством реализуемых на протяжении всего занятия игр, которые предусматривают использование преподавателем совокупности интерактивно-двигательных приемов, обеспечивающих творческое решение профессионально направленных задач на основе как инициируемой смены социально-ситуативных ролей в малых группах, так и смены данных ролей естественным, случайным и интерактивным образом.

формирование креативности у студентов организаций СПО - это прак-тико-ориентированное обучение в организациях СПО, осуществляемое в целях развития умений решать нестандартные задачи, характеризующие творческие личностные качества студентов и отражающие специфику профессиональной деятельности специалиста среднего звена.

2. Педагогико-правовые проблемы обеспечения формирования креативно
сти студентов СПО в российском законодательстве об образовании: правовые

нормы на данный момент не всегда последовательны и согласованы в части требований к результатам разных уровней образования; нарушение целостности процесса формирования компетенций в профессиональном образовании вследствие несовпадения требований к образовательным результатам в общеобразовательной и профессиональной подготовке; не всегда четко прослеживается преемственность между ФГОС разных уровней образования по последовательному приращению креативности обучающихся; нет требования к непрерывности развития креативности при получении образования разных уровней.

3. Модель формирования креативности студентов организаций СПО по
средством социоигровой деятельности, которая реализуется благодаря социо-
игровой деятельности, включающей этапы ее организации: мобилизационный,
мотивационный, целевой, мизансценический, реминисцентный; предназначена
для использования при профессиональной подготовке специалистов среднего
звена организаций СПО; разработана с учетом системного и полисубъектного
подходов; ориентируется на удовлетворение требований социального заказа,
профессиональных стандартов, международных практик подготовки высоко
квалифицированных кадров; включает в себя следующие блоки: нормативно-
проектировочный, мотивационный, содержательно-организационный, диагно-
стико-результативный; требует учета специфических принципов – творческой
наглядности, коллективного участия и эвристичности; предусматривает ис
пользование программы по решению студентами профессионально-творческих
задач.

4. Педагогические условия эффективного функционирования модели фор
мирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигро-
вой деятельности: развитие студенческого коллектива; внедрение балльно-
рейтинговой системы; привлечение семейных ресурсов в вопросе формирова
ния у студентов креативности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Обоснована теоретико-методологическая основа формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, включающая совокупность системного и полисубъектного подходов.

  2. Разработана с позиций этих подходов модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, которая реализуется посредством социоигровой деятельности, включающей этапы ее организации: мобилизационный, мотивационный, целевой, мизансцени-ческий, реминисцентный; предназначена для использования при профессиональной подготовке специалистов среднего звена организаций СПО; ориентируется на удовлетворение требований социального заказа, профессиональных стандартов, международных практик подготовки высококвалифицированных кадров; включает в себя следующие блоки: нормативно-проектировочный, мо-тивационный, содержательно-организационный, диагностико-результативный; требует учета специфических принципов – творческой наглядности, коллективного участия и эвристичности; предусматривает использование программы по решению студентами профессионально-творческих задач.

  3. Выявлены и теоретически обоснованы следующие педагогические усло-

вия: развитие студенческого коллектива; внедрение балльно-рейтинговой системы; привлечение семейных ресурсов в вопросе формирования у студентов креативности.

Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в расширении научно-теоретических представлений о процессе формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности и заключается в следующем:

  1. сформулировано понятие «социоигровая деятельность в организациях СПО» и уточнено понятие «формирование креативности у студентов организаций СПО», что способствует обогащению терминологического аппарата профессиональной педагогики;

  2. выполнена комплексная реализация системного и полисубъектного подходов к исследованию проблемы формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, дополняющая положения методологических основ профессиональной педагогики;

  3. выявлены характерные признаки, принципы, этапы организации социо-игровой деятельности, обеспечивающие педагогические воздействия в рамках предмета исследования при формировании креативности студентов организаций СПО;

  4. определены и обоснованы этапы (мотивационный, информационно-ориентирующий, практический) и специфические принципы формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности (творческой наглядности, коллективного участия и эвристичности), отражающие теоретические требования к реализации исследуемого процесса.

Практическая значимость исследования подтверждается: результатами апробации модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности в совершенствовании содержания подготовки специалистов среднего звена при формировании креативности; реализацией социоигровой деятельности в организациях СПО применительно к процессу формирования креативности студентов; подбором и структурированием диагностического инструментария для оценки сформированной креативности; возможностью применения прошедших апробацию методических материалов по совершенствованию образовательного процесса у будущих специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях в аспекте формирования креативности; раскрытием проблемных аспектов нормативно-правовой базы российского законодательства, регулирующего преемственность и цели развития креативности и творческих способностей обучающихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена разработанностью его методологической базы, адекватной объекту, предмету, цели и задачам исследования; применением комплекса методов исследования, соответствующих цели и поставленным задачам; достаточным объемом выборки; анализом многолетней педагогической практики и положительного опыта; результативностью данных экспериментальной работы на всех ее этапах, опы-

том работы автора в качестве методиста и преподавателя в профессиональной образовательной организации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения
и результаты диссертационного исследования были получены в процессе про
фессиональной деятельности в качестве преподавателя и методиста Екатерин
бургского экономико-технологического колледжа и представлены к обсужде
нию в процессе выступлений на заседаниях предметно-цикловых комиссий
колледжа; на кафедре профессионального образования ГАОУ ДПО СО «Инсти
тут развития образования», кафедре методологии профессионально-
педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный про
фессионально-педагогический университет»; на научно-практических конфе
ренциях международного (Новосибирск, 2012; Пятигорск, 2013; Санкт-
Петербург, 2014; Челябинск, 2015; Екатеринбург, 2015), всероссийского (Вол
гоград, 2010, 2011; Екатеринбург, 2012, 2014, 2016), межрегионального (Екатерин
бург, 2011, 2012, 2013, 2015) и областного уровня (Екатеринбург, 2010; Реж, 2015).
Обобщенные результаты проведенного исследования представлены в 18 науч
ных статьях, включая 6 в научных изданиях, рекомендованных ВАК при МОиН
РФ: «Среднее профессиональное образование» (Москва,2013), «Новое в психо
лого-педагогических исследованиях» (Москва, 2014), «Образование и общест
во» (Орёл, 2015), «Право и образование» (Москва, 2016), «Научный диалог»
(Екатеринбург, 2016, 2017). Разработанные в исследовании методические мате
риалы используются в процессе подготовки специалистов среднего звена в
профессиональных образовательных организациях Свердловской области, что
подтверждается актами о внедрении.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, включающего 212 наименований. Текст изложен на 203 страницах, содержит 34 таблицы, 16 рисунков.

Принципы, отличительные признаки и этапы организации социоигровой деятельности в формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования

Система среднего профессионального образования в последнее время претерпевает существенные изменения, в ходе которых начинает уделяться должное внимание формированию креативной личности. Такая личность способна к выбору необходимых знаний, их эффективному применению в учебной и профессиональной деятельности, к ориентации в большом потоке информации, что способствует ее профессиональному развитию [5; 10; 26; 44; 48; 58; 72; 177]. Чтобы быть конкурентоспособным специалистом необходимо постоянно изобретать что-то новое, самому постоянно меняться, быть гибким, мобильным. Во времена, когда не наблюдалось такого стремительного развития производственных технологий, наличие качества личности как «креативность» предъявлялось только к представителям творческих профессий, людям искусства. На сегодняшний день креативность стала рассматриваться как одно из обязательных качеств успешного человека, востребованного на рынке труда. В настоящее время, в условиях глобализации и развивающейся конкуренции, во всех сферах деятельности становится необходимым творческий подход к организации любой профессиональной деятельности. Сегодня работодатели все чаще требуют от кандидатов на вакансию наличие креативности и творческого подхода к деятельности.

Потребность общества в креативных личностях актуализирует педагогическую проблему формирования креативности обучающихся. Впервые понятие «креативность» было употреблено в 1922 году Д. Симпсоном и определялось, как способность личности избегать стереотипного мышления. В отечественной психолого-педагогической литературе термин «креативность» начинает активно употребляться в начале 60-х годов XX века.

Проблеме формирования креативности посвящены диссертационные исследования в педагогических и психологических науках [5; 38; 49; 59; 96; 131; 142; 204; 205; 209]. Термин «креативность» прочно утвердился в психолого-педагогической литературе, несмотря на отсутствие до сегодняшнего дня его однозначной трактовки. Сложность и многоаспектность креативности обусловливает множественность подходов к пониманию ее природы, сущности, структуры, механизмов развития и методов изучения.

Анализ психолого-педагогической литературы, авторефератов и диссертационных исследований, посвященных формированию креативности, позволил выделить три основных направления в трактовке понятия «креативность»: 1. Провозглашение синонимичности понятий «креативность» и «творче ство» [89; 93; 200]. В психолого-педагогической практике сравнивать и разгра ничивать эти понятия представляется не совсем обязательным. 2. Рассмотрение «креативности» в качестве индивидуально-личностной ха рактеристики, определяющей для субъекта «потенциальный круг возможно стей», а «творчество» рассматривается как общественно-признаваемая креатив ность [42; 180; 194; 206; 210]. 3. «Креативность» и «творчество» как пересекающиеся понятия, второе как производное от первого [58, с. 106]. Креативность – это внутренний потенциал личности и рассматривается как способность к творческой деятельности [23; 61; 96; 132; 157; 163; 164].

В настоящее время множество подходов к выделению специфических черт понятия «креативность» обусловлено сравнительно недавней этимологией данного понятия. Каждый из подходов заслуживает научного внимания и соотнесения с педагогической практикой. В диссертационном исследовании креативность рассматривается в качестве одной из сторон творческой деятельности, что дает возможность исследовать креативность в связи с общими психологическими закономерностями, присущими творчеству. Изучение теоретических материалов показало, что креативность целесообразно рассматривать как профессионально-личностное качество, которое можно и необходимо формировать, чтобы оно закрепилось в центре сферы ценностей человека и могло бы эффективно обеспечить высокую результативность в будущей профессиональной деятельности.

Поисковыми ориентирами для уточнения речевого оборота «креативность» будут понятия «креативность» и «творчество».

Англоязычный термин «креативность» в переводе на русский язык обозначает «творческость». В русском языке данное понятие не употребляется, по-видимому, из-за неудачного созвучия. Чаще можно встретить перевод термина «creative» в научной литературе, звучащий на русском языке как «творческий». Однако необходимо разграничивать понятия «творчество» и «креативность». По своему содержанию данные термины не совпадают и имеют существенные различия.

У каждого понятия существует свое значение и их подмена может приводить к искажению смысла научного текста. Термины «креативность» и «творчество» в соответствии с логической структурой находятся в отношении частичного совпадения (перекрещивающиеся понятия). Если говорить о творчестве и творческой деятельности, то необходимо затрагивать и продукт этой деятельности (живопись, скульптура, музыка, литература и т.п.). Следовательно, термин «творчество» затрагивает не только свойства личности, но и качественную характеристику деятельности, а также результат этой деятельности.

Модель и организационно-педагогические условия формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности

Содержательная основа данного блока может быть реализована в процессе изучения дисциплин вариативной и инвариантной части учебного плана следующим образом:

1. Актуализация программ учебного плана (инвариантная и вариантная часть) на основе требований профессиональных стандартов и международных практик подготовки высококвалифицированных кадров, аккумулированных в стандартах компетенций WorldSkills, для наполнения и отбора учебных задач, свойственных современным требованиям предприятий.

2. Включение в содержание практических, лабораторных и теоретических занятий решения стандартных и нестандартных задач профессиональной направленности, желательно произошедших в реальных условиях работы предприятия. Решение таких задач будет производить воздействие на сознание студента организаций среднего профессионального образования, способствовать решению проблемы «мотивационного кризиса» на 1-2 курсе обучения, которая остро встает в любой профессиональной образовательной организации.

3. Включение студентов в конструкторскую, исследовательскую, самостоятельную деятельность, способствующих развитию творческого потенциала.

Организация процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности включает полисубъектное взаимодействие (субъект-субъектные отношения) преподавателя и студентов посредством социоигровой деятельности на основании поэтапной организации социоигровой деятельности (организация рабочего настроя студентов на обучение, целью которого станет мобилизация аудитории студентов единым тем пом и ритмом; организация целевой установки на изучение учебного материала путем открытия студентами дидактической цели самостоятельно; деление на малые группы по 4-5 человек; сочетание обучения со сменой студентами мизансцен) на основании выделенных принципов ее организации (организация ситуаций «живого общения» между малыми группами и одновременно в каждой из них; сочетание обучения с двигательной активностью студентов и сменой ими учебных мизансцен; смена темпа и ритма деятельности по ходу образовательного процесса; организация импровизации; организация импровизаций в учебной деятельности и в студенческой самостоятельности) с опорой на полисубъектный и системный подход.

Процесс педагогического взаимодействия преподавателя и студентов связан с рядом особенностей: — процесс познания организуется и координируется преподавателем, который выстраивает педагогическое сопровождение процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности в соответствии с выделенными принципами и этапами организации социоигровой деятельности; — преподаватель организует процесс вхождения специалиста среднего звена в квазипрофессиональную среду, используя социоигровую деятельность, направленную на «сопряжение» диалогов, рефлексии и творческого сотрудничества, тем самым позволяя профессионально самореализовываться и саморазвиваться; — происходит постоянный и непрерывный процесс саморазвития преподавателя. По мнению С. Я. Батышева и А. М. Новикова, деятельность студентов всегда продуктивна, на нее не может накладываться репродуктивная деятельность преподавателя, а только продуктивная деятельность на продуктивную деятельность [136]. На основании этого разработана программа повышения квалификации преподавателей «Формирование готовности преподавателей к методическому сопровождению формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности». Организация занятия с использованием социоигровой деятельности обеспечивается взаимосвязью методов, форм и средств обучения. Учитывая характер деятельности по формированию креативности студентов организаций СПО, ведущими методами в исследовании выступили эвристические методы решения нестандартных профессиональных задач (мозговой штурм, метод синектики, метод фокальных объектов, стулья Диснея, шесть шляп мышления Э. де Боно, метод Интеллект-карт Тони Бьюзена, методика CoRT и др), метод проблемного изложения. Средства обучения в исследовании используются в соответствии с классификацией Н. Е. Эргановой: знаковые системы, материальные объекты, логические регулятивы деятельности (эвристический уровень: социоигровая деятельность – совокупность дидактических действий) [193]. Что касается форм обучения, то в исследовании применяются групповые (малые группы по 4-5 человек) и фронтальные (лекции, практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа) формы.

Реализация модели формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности и организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования

На основе теоретических положений, представленных в первой главе, а также основываясь на результаты констатирующего этапа экспериментальной работы в профессиональных образовательных организациях необходимо провести формирующий этап экспериментальной работы, направления которого разработаны в соответствии с предложенной моделью и педагогическими условиями ее эффективного функционирования. Необходимо отметить, что разработанная модель и выявленные организационно-педагогические условия потребовали при реализации участия практически всех преподавателей колледжа, мастеров производственного обучения, методистов, специалистов-техников, лаборантов, задействование материальных, технических, методических и других ресурсов колледжа, а также возможности внеурочной работы в рамках преподаваемых дисциплин и внеурочной деятельности.

В формирующем этапе экспериментальной работы участвовали студенты Екатеринбургского экономико-технологического колледжа. Основываясь на полученные результаты констатирующего этапа экспериментальной работы, из общего количества респондентов были сформированы четыре группы: контрольная группа и три экспериментальные. В ЭГ-1 реализовывалась модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социо-игровой деятельности и все три условия; в ЭГ-2 – модель, первое и второе условие; в ЭГ-3 – модель, первое и третье условие. Контрольная группа проходила процесс обучения согласно учебному плану специальности на базе основного общего образования в традиционной форме. На указанной выборке респондентов проводился формирующий этап экспериментальной работы. На этом этапе были задействованы студенты специальностей: 15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок» (по отраслям) (ЭГ-1 в количестве 28 человек); 19.02.03 «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий» в количестве (ЭГ -2 в количестве 27 человек); 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (ЭГ-3 в количестве 29 человек и КГ 29 человек).

Формирование креативности студентов организаций СПО посредством со-циоигровой деятельности осуществлялось поэтапно в соответствии с разработанной моделью и педагогических условий ее эффективного функционирования. Рассмотрим практическую реализацию модели и условий ее эффективного функционирования с представлением основных мероприятий.

Реализация первого педагогического условия (развитие студенческого коллектива) предполагала деятельность в нескольких направлениях: основываясь на характеристиках студенческого контингента колледжей и техникумов на первых этапах необходимо проведение дополнительных занятий для первых курсов с целью безболезненного включения каждого студента в активную деятельность в рамках образовательного процесса; проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, театрализованных представлений, мероприятий спортивного характера, которые подразумевают главную цель – сплочение и развитие коллектива группы.

На подготовительном этапе работы в экспериментальной группе были организованы дополнительные занятия для первых курсов (на базе основного общего образования) за счет консультационных часов в соответствии с учебным планом по каждой специальности. В этих группах изначально был введен водный курс из 10 занятий, в процессе которого восстанавливались первоначальные знания по дисциплинам общеобразовательного цикла и отрабатывались навыки поведения межличностных взаимоотношений, которые характеризуются распределением ролей в группе и выдвижением формального и неформального лидера. Все это способствовало адаптации каждого студента, находящегося в коллективе, не ущемляя их достоинств и создавая наилучшие условия для реализации способностей и интересов, созданию условий при организации со 131 циоигровой деятельности с выполнением основных функций на высоком уровне.

В основу этого курса был включен разбор заданий, с которыми студенты справились хуже всего при ответе, в рамках проведения констатирующего этапа экспериментальной работы. На втором этапе занятия с членами групп проводились в соответствии с ранее разработанными учебно-методическими рекомендациями для проведения занятий с использованием социоигровой деятельности. В первом семестре чаще преобладали задания репродуктивного уровня. К концу семестра вводились задания, требующие интеллектуальной активности и творческой деятельности. Благодаря такому включению заданий закладывается основа для развития креативных способностей, чтобы они оказались в сфере ценностей студентов и могли в дальнейшем влиять на значимые для студента выборы в учебной и профессиональной деятельности. Особую роль в экспериментальной работе выполняли занятия с организацией социоигровой деятельности, включающие задания репродуктивного характера, приемы приобщение к общему делу, игровые разминки и другие. Такая работа позволяла организовать репродуктивную деятельность по изучаемой дисциплине, как нечто целостное, как собственное достижение и успех, развитие коллектива студентов.

Результаты экспериментальной работы по формированию креативности студентов организаций среднего профессионального образования посредством социоигровой деятельности

В качестве альтернативной гипотезы мы будем рассматривать гипотезу, сформулированную следующим образом: после окончания формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальных группах состояние уровня креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности будет существенно отличаться.

Основным направлением оценки эффективности процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности было выявление результативности реализации модели формирования креативности посредством социоигровой деятельности и педагогических условий ее эффективного функционирования.

Количественная оценка результатов процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности проводилась по количеству (процентному соотношению) студентов в каждой экспериментальной группе, которые находятся на каждом уровне в начале и в конце проведения формирующего этапа экспериментальной работы.

Для выявления уровня креативности студентов организаций СПО после проведения формирующего этапа экспериментальной работы использовались те же методики, что и в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы. Для оценки динамики процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности применялись следующие показатели динамических рядов: 1. Средний показатель (Ср) - количественный показатель роста уровня креативности студентов организаций СПО. г (УН+2УС+ЗУВ) 165 где Ун , Ус , Ув - количество студентов организаций СПО, находящихся на каждом выделенном уровне, выраженное в процентах [62]. 2. Темп роста (Z) - качественный рост уровня креативности; Уі+2у2+3у3 где уі, y2j уз -количество студентов организаций СПО, находящихся на каждом из выделенных уровней в процентном соотношении на констатирующем этапе экспериментальной работы; zb z2, z3 - количество студентов организаций СПО, находящихся на каждом из выделенных уровней в процентном соотношении на контрольном этапе экспериментальной работы [99]. 3. Показатель абсолютного прироста (G) - разность между начальным и ко нечным значением уровня креативности студентов организаций СПО: G = P к -Рп, где Р(к) -значение показателя уровня креативности студентов организаций СПО после окончания формирующего этапа экспериментальной работы, а Р(п) -значение показателя уровня креативности студентов организаций СПО на начало проведение экспериментальной работы [97]. 4. Показатель эффективного проведения экспериментальной работы (Кэфф) Ср(э) Кэфф = ттг г, Ср(к) где Ср(э) - эффективность работы в экспериментальной группе, Ср(к) - эффективность экспериментальной работы в контрольной группе. В качестве нулевой гипотезы Н0 с уровнем значимости =0,05 мы будем рассматривать гипотезу, что после окончания формирующего этапа экспериментальной работы, различие в уровнях креативности студентов организаций СПО будет вызвано случайными причинами.

Напомним, в экспериментальной работе принимали участие три экспериментальные группы и одна контрольная группа. В ЭГ-2 реализовывалась модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством со-циоигровой деятельности и первое и второе организационно-педагогическое условие, в ЭГ-3 – разработанная модель и первое и третье организационно-педагогическое условие, в ЭГ-1 внедрялась педагогическая модель все три организационно-педагогических условия. В контрольной группе обучение велось согласно учебному плану по выбранной специальности на базе основного общего образования в рамках традиционной парадигмы.

Для оценки результатов апробации педагогической модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности, организуемой в ходе формирующего этапа экспериментальной работы, был проведен повторный срез уровня креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности в контрольной и экспериментальных группах. Результаты итоговой диагностики и сравнительная характеристика уровня креативности студентов организаций СПО представлена ниже в соответствии с критериями и показателями.

В таблице 26 представлены результаты уровня креативности студентов организаций СПО по критерию направленности личности в соответствии с показателями (ПК-1, ПК-2, ПК-3), полученные в ходе формирующего эксперимента.

Результаты диагностики сформированнности критерия направленности личности в ходе формирующего эксперимента показали, что у студентов наблюдается положительная динамика по данному критерию. Наиболее явно она отслеживается в экспериментальных группах. Количество студентов с до статочным уровнем креативности в группе ЭГ-1 увеличилось на 11%, в ЭГ-2 на 9%, в ЭГ-3 на 2%. На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что реализация модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности и педагогических условий (даже не всего комплекса условий) дает положительные сдвиги. Необходимо отметить тот факт, что небольшие положительные сдвиги по мотивационно-поведенческому критерию могут свидетельствовать о постепенном, растянутом во времени формировании мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, волевых качеств, ценностей личности. Этот результат часто может быть отсроченным во времени, проявится в полном объеме уже после получения диплома специалиста в момент вступления в профессиональную деятельность.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили выявить уровень креативности студентов организаций СПО по когнитивному критерию в соответствии с показателями (ПК-4, ПК-5, ПК-6) (Таблица 28).