Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза как актуальная проблема теории и практики профессионального образования 18-19
1.1. Сущность и структура информационной культуры будущего педагога-музыканта 20-42
1.2. Теоретическая модель формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза 42-68
1.3. Проблемы и тенденции формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в массовой практике профессионального образования . 68-88
Выводы по первой главе 88-91
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза . 92-93
2.1. Анализ исходного состояния информационной культуры будущего педагога-музыканта и факторов образовательной среды вуза 93-113
2.2. Реализация модели формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза 114-137
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза 137-158
Выводы по второй главе 158-160
Заключение 161-166
Список литературы 167-193
Приложения 194-251
- Сущность и структура информационной культуры будущего педагога-музыканта
- Проблемы и тенденции формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в массовой практике профессионального образования
- Анализ исходного состояния информационной культуры будущего педагога-музыканта и факторов образовательной среды вуза
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном информационном обществе с характерными формами массовой коммуникации, социального взаимодействия, образа жизни, профессионально-трудовых отношений человек становится важным элементом информационной среды, ее активным субъектом. В свою очередь среда влияет на становление человека, творя его мировоззрение, систему отношений с внешним миром, формируя потребности, интересы, систему ценностей. Информатизация стала органичной частью современной культуры.
Изменения в обществе и его культуре закономерно влекут за собой изменения в системе образования. Тенденции современного общества отражает тезис «Образование через всю жизнь». Он составляет концептуальную основу развития многоуровневого интегрированного образования. Профессиональное образование с этой позиции является непрерывным процессом, необходимость которого обусловлена постоянным совершенствованием профессионализма специалистов. Сформированная система ценностей, совокупность знаний, умений, практических навыков, позволяющих ориентироваться в пространстве профессиональной информации и деятельности, открывают человека для нового опыта.
Другим приоритетным направлением модернизации системы образования, в том числе и музыкального, стала информатизация, что находит отражение в нормативных документах, в частности, федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования. Это актуализирует необходимость подготовки педагога-музыканта, владеющего информационной культурой, свободно ориентирующегося в информационно-коммуникационных технологиях, связанных с профессиональной деятельностью, умеющего постоянно расширять границы собственных профессиональных знаний, адекватно функционировать в системе социальных отношений.
В последнем докладе Римского клуба (2018) прослеживается настороженное отношение к «экспоненциальным технологиям», предвидится реальная опасность диджилизации, заключающаяся в неконтролируемом развитии и неэтичном использовании информационных технологий. Поэтому вполне закономерно, что авторы делают акцент на том, каким должно быть образование для формирования у молодежи futures literacy (грамотности в отношении будущего): базироваться на отношениях; использовать информационные технологии, способствующие связям между людьми; задействовать механизмы, активизирующие способности каждого студента учиться для себя и помогать учиться другим; иметь ценностный характер (опора на универсальные ценности и уважение к культурным различиям); обучать интегральному мышлению для достижения понимания реальности; исходить из плюрализма содержания с дополнением, а не исключением и отвержением одних форм знания другими и пр.
Действующая нормативно-правовая база в области образования создала условия для развития системы непрерывного профессионального музыкального образования в различных моделях взаимодействия среднего профессионального и высшего образования. Реализуемые ныне наряду с образовательными программами высшего образования программы подготовки специалистов среднего звена создают предпосылки для эффективного профессионально-личностного развития педагогов-музыкантов в ходе их поэтапной подготовки в вузе.
В условиях многоуровневого интегрированного образования в системе факторов формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта одним из самых влиятельных является образовательная среда учебного заведения,
что обусловлено целым рядом причин. Во-первых, изначальной предопределенностью миссии образовательной среды, ее целевой установкой, смысл которой состоит в ретрансляции студентам профессиональных знаний, умений, практических навыков и опыта социальных и профессиональных отношений, формировании общей и профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов, включая их мировоззренческие установки и ценностные ориентации. Во-вторых, образовательная среда выступает, по сути, моделью будущих социальных и профессиональных отношений, задавая студенту образец, нормативное представление о содержании, характере, способах социального и профессионального взаимодействия, некий «профессиональный стандарт» поведения, который может быть перенесен в его собственную профессиональную деятельность. В-третьих, пребывание студента в образовательной среде обеспечивает естественное освоение ее ценностей и нормативов, их интериоризацию будущим специалистом. Тем самым образовательная среда обеспечивает содержательную «наполненность» личности, меру ее «окультуренности», приобщенности к достижениям культуры. Но образовательная среда – не «пассивный продукт» образовательной системы, – она является результатом целенаправленных усилий всего педагогического сообщества образовательного учреждения, всех включенных в нее субъектов. От меры понимания каждым из них общей цели, собственных функций и содержания деятельности зависит общий результат их влияний – личность будущего специалиста. Однако анализ массовой практики показывает, что возможности образовательной среды как фактора формирования информационной культуры будущего специалиста образовательными учреждениями явно недооцениваются.
Степень разработанности проблемы. Изучение феномена информационной культуры характеризуется многогранностью подходов: исторического (А.А. Гречихин, К.К. Колин, А.И. Ракитов, Б.А. Семеновкер и др.), философско-мировоззренческого (А.П. Суханов, Э.П. Семенюк, В.Н. Михайловский и др.), культурологического (Н.И. Гендина, С.Д. Каракозов, М.Г. Вохрышева, И.Г. Хангельдиева и др.), информационного (А.П. Ершов, В.А. Каймин, Н.В. Макарова, В.М. Монахов и др.) и пр. Вопросы информационных перегрузок, возникающих вследствие постоянно растущих объемов информации, рассматриваются зарубежными исследователями (П. Ианнуззи, М. Купер, Л. Эйкин, Ф. Хэйлиген и др.). В отечественной психолого-педагогической литературе отражены вопросы восприятия, обработки и усвоения информации в условиях возрастания ее объемов, использования новых информационно-коммуникационных технологий в обучении, в том числе при подготовке специалистов (А.Г. Абросимов, С.Г. Антонова, Л.П. Гурьева, Е.В. Данильчук, Е.В. Ефимова, Е.В. Заика, К.К. Колин, В.Э. Меламуд, В.А. Минкина, И.В. Роберт, Е.В. Ширшов и др.). Информационная культура учителя представлена в исследованиях А.Н. Ходу-сова, И.В. Шевердина и др. В.П. Длуговольским рассматривался вопрос формирования информационно-библиографической культуры музыканта-исполнителя и педагога как проблемы музыкознания. Вопросы формирования информационной культуры будущих педагогов, получающих профессиональное образование, рассматривались в диссертациях А.Н. Афзаловой, Е.А. Горневой, Е.В. Данильчук, И.С. Казакова, Д.Н. Монахова и др. Но в этих работах проблема формирования информационной культуры будущих педагогов-музыкантов специально не рассматривалась.
Изучением образовательной среды с целью её эффективной организации для развития личности занимались многие поколения отечественных и зарубежных ученых. Воздействие среды на развитие человека, ее воспитательные возможности в разных аспектах рассматривались в трудах К.А. Гельвеция, Я.А. Коменского,
Ж.Ж. Руссо, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.; представителями педагогического средоведения А. Буземаном, Г. Каутцем, А. Вольфом и др.; в отечественной педагогике среды 20-х годов XX века (педагоги Н.Н. Иорданский, С.А. Каменев, С.Т. Шацкий и др., педологи и психологи М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.); в 70-е годы XX века Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным, Х.Й. Лийметсом и др., а также их последователями (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов, А.М. Сидоркин и др.). Проблематика образовательной среды нашла отражение в работах Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, А.Г. Асмолова, А.А. Леонтьева, Г.А. Ковалева, Н.Б. Крыловой, Н.И. Исаевой, В.И. Панова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др. Целостный взгляд на профессиональное образование будущего педагога представлен в исследованиях Л.Г. Арчажниковой, Л.В. Байбородовой, Е.П. Белозерцева, Л.Н. Волошиной, Б.З. Вульфова, М.А. Захаровой, И.Ф. Исаева, В.М. Меньшикова, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, А.Г. Пашкова, А.С. Петелина, А.В. Репринцева, В.А. Сласте-нина, А.И. Умана и др. Социально-профессиональному и личностному становлению специалистов в современных условиях посвящены работы Е.А. Александровой, Н.М. Борытко, В.П. Бедерхановой, И.Е. Булатникова, М.С. Жирова, И.Б. Игнатовой, И.В. Ирхиной, И.Ф. Исаева, В.И. Климова, В.И. Коваленко, В.Н. Кормаковой, Е.А. Корчагина, Е.Н. Кролевецкой, С.И. Курганского, П.Н. Осипова, А.А. Остапенко, М.И. Рожкова, А.А. Романова, Т.В. Самосенковой, М.И. Ситниковой, И.С. Шаповаловой, Н.Л. Шеховской, В.С. Шиловой, О.И. Тарасовой, Т.А. Хагурова, А.Н. Ходусо-ва и др. Концептуальные подходы к современному музыкальному образованию представлены в трудах А.Ю. Ахлестиной, И.Б. Горбуновой, О.В. Грибковой, В.И. Климова, А.С. Клюева, И.М. Красильникова, А.А. Панковой, А.С. Петелина, Т.В. Петриченко, Л.А. Пиджоян, И.Э. Рахимбаевой, З.В. Румянцевой, Л.Г. Суховой, Г.М. Цыпи-на, Л.В. Школяр, А.И. Щербаковой и др.
Таким образом, в литературе отражены основные идеи теории и практики профессионального образования будущих педагогов, однако, специальных научных исследований, посвященных формированию информационной культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательной среде вуза, не проводилось.
Знакомство с теоретической литературой, имеющимися диссертационными исследованиями, анализ массовой практики профессионального музыкально-педагогического образования позволяет сформулировать ряд противоречий, препятствующих успешному формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза:
между необходимостью интенсификации профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, интеграции влияний всех субъектов образовательной среды вуза на личностное и профессиональное становление будущих специалистов, формирование их информационной культуры и недостаточным научно-теоретическим и методическим обеспечением этой деятельности в современной педагогике профессионального образования;
между значительным развивающим потенциалом образовательной среды вуза и крайне низкой эффективностью его реализации в формировании информационной культуры будущих педагогов-музыкантов;
- между необходимостью активизации субъектности личности будущего
специалиста, его самостоятельности и инициативы, мотивационной готовности к
личностному и профессиональному саморазвитию и традиционной, пассивно-
репродуктивной практикой подготовки педагогов-музыкантов в системе профес
сионального образования.
Актуальность, недостаточная разработанность в науке и отмеченные противоречия позволили сформулировать основную проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза будет эффективным? Проблема исследования определила выбор темы: «Формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза».
Цель исследования: на основе анализа теоретической литературы и опытно-экспериментальной работы выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза.
Объект исследования – профессиональная подготовка педагога-музыканта, обучающегося в вузе по программе подготовки специалистов среднего звена. Предмет исследования – процесс формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза.
Гипотеза исследования: процесс формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза будет эффективным, если:
обеспечено реальное взаимодействие всех субъектов образовательной среды, интеграция их влияний в единой, общей логике личностного и профессионального развития будущих педагогов-музыкантов;
субъекты образовательной среды точно понимают общую логику, целевое предназначение своих влияний, специфику реализуемых функций и содержания деятельности в формировании информационной культуры будущих педагогов-музыкантов;
обеспечивается высокая степень самостоятельности, субъектности личности студента в поиске и освоении профессиональной информации, ее анализе и интерпретации;
образовательная среда вуза обеспечивает формирование мотивационной, ценностно-смысловой готовности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с информационной средой, поиску и анализу профессионально необходимой информации, ее практическому применению в собственной образовательной и профессиональной деятельности;
образовательная среда вуза и ее субъекты обеспечивают необходимый уровень сформированности конкретных навыков, профессиональных компетенций студентов в поиске, анализе и интерпретации информации, владение базовыми представлениями и опытом взаимодействия с информационной средой.
Задачи исследования:
-
Раскрыть сущность и структуру информационной культуры будущего педагога-музыканта, критерии и показатели ее сформированности.
-
Выявить проблемы и тенденции в формировании образовательной среды в вузах, осуществляющих профессиональную подготовку педагогов, степень ее влияния на формирование информационной культуры педагогов.
-
Разработать теоретическую модель формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза.
-
Выявить комплекс условий, обеспечивающих формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза.
Методологической основой исследования выступают идеи личностно-ориентированного (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), системного (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.З. Вульфов, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова и др.), средового (Е.П. Белозерцев,
Н.М. Борытко, Б.З. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов, Н.Е. Щуркова, В.А. Ясвин) подходов в педагогике и психологии.
Теоретической базой исследования выступили труды:
об изменениях в современном обществе значимости информации, информационных процессов и знаний в «постиндустриальной цивилизации» (Д. Белл, П. Бьюкенен, Г. Дебор, Р. Карц, М. Кастельс, Дж. Кьёза, Дж. Мартин, А. Пиччеи, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, М. Хайдеггер, К. Ясперс);
о социокультурной сущности информатизации общества (С.Г. Кара-Мурза, К.К. Колин, И.А. Негодаев, А.С. Панарин, А.И. Ракитов, Л.Д. Рейман);
отражающие феноменологические, онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты информационной культуры личности и общества (Г. Бехманн, Г.Г. Воробьев, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, Е.В. Данильчук, К.Л. Ерофеева, П.Н. Киричек, Е.С. Коноплев, Б.А. Семеновкер, Э.П. Семенюк, А.В. Соловьев, А.П. Суханов);
- о сущности, содержании и организации профессионального образования
(Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, В.И. Коваленко, Е.А. Корчагин, Т.Ю. Ломакина,
Л.И. Мищенко, А.М. Новиков, П.Н. Осипов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев,
П.Е. Решетников, Р.С. Сафин, М.Г. Сергеева, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов);
отражающие идеи средового подхода в образовании (Е.П. Белозерцев, Е.В. Боровская, Н.М. Борытко, М.В. Воропаев, Б.З. Вульфов, И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, И.И. Сулима, В.А. Ясвин),
концептуальные подходы к современному музыкальному образованию (Е.А. Бодина, И.Б. Горбунова, О.В. Грибкова, В.И. Климов, А.С. Клюев, И.М. Красильников, А.А. Панкова, А.С. Петелин, И.Э. Рахимбаева, Л.Г. Сухова, Л.И. Уколова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.).
Методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование. Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение результатов деятельности, тестирование, педагогический эксперимент. Статистические: G-критерий знаков, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, критерий * - угловое преобразование Фишера, коэффициент -Кронбаха, Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 353 студента на констатирующем этапе и 88 студентов на формирующем этапе, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена «Инструментальное исполнительство», «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство».
Этапы исследования:
первый этап (2007-2008 гг.): теоретическое осмысление проблемы исследования, методологических подходов к ее разрешению, анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, разработка научного аппарата исследования и его концептуальных положений; организация констатирующего эксперимента, в ходе которого изучались информационные запросы студентов, их ценностные ориентации, доминирующие способы получения музыкально-педагогической информации и обмена ею, включенность отдельных субъектов образовательной среды в информационное обеспечение профессиональной подготовки педагогов-музыкантов;
второй этап (2009-2014 гг.): разработка программы и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза, публикация материалов, отража-
ющих содержание и результаты исследования;
- третий этап (2015-2018 гг.): обработка и осмысление полученных результа
тов, формулировка выводов, текстовое оформление материалов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
определено содержание понятия «информационная культура будущего педагога-музыканта», охарактеризованы критерии, показатели и уровни её сформированности;
выявлены факторы образовательной среды вуза, оказывающие влияние на формирование информационной культуры будущего педагога-музыканта;
выявлены механизмы и способы влияния субъектов образовательной среды вуза на профессионально-личностное развитие студентов, формирование их информационной культуры;
разработана и обоснована теоретическая модель формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза;
выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза.
Теоретическая значимость исследования определяется углублением представлений о феномене информационной культуры педагога-музыканта, ее специфике; накоплением теоретических представлений о потенциале образовательной среды, ее субъектах и механизмах их влияния на профессионально-личностное развитие будущих педагогов-музыкантов, формирование информационной культуры студентов; приращением теоретических знаний о способах интенсификации взаимодействия субъектов в образовательной среде вуза, механизмах развития информационной культуры личности, детерминации развития информационной культуры студентов степенью активности субъектов образовательной среды вуза.
Практическая значимость исследования определяется тем, что автором разработаны программы по информатике и музыкальной информатике, адаптированные для будущих педагогов-музыкантов, программа практикума для преподавателей «Современные информационные технологии как инструмент повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателя», программа формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта; предложен инструментарий для диагностики уровня сформированности информационной культуры будущего педагога-музыканта. Полученные результаты могут быть использованы в процессе реализации потенциала образовательных сред вузов, в обеспечении процесса профессионально-личностного развития будущих специалистов сферы культуры и искусств. Использование полученных практических результатов исследования позволит повысить эффективность профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, формирования их информационной культуры.
Достоверность полученных результатов обеспечивается непротиворечивой совокупностью исходных методологических положений; применением методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение системы исследовательских задач; аргументированностью и логической непротиворечивостью выводов, положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Личный вклад соискателя состоит в разработке программы опытно-экспериментальной работы, участии в ее организации и научно-методическом обеспечении; сборе, обработке, анализе, интерпретации полученных экспериментальных данных; подготовке основных публикаций по выполненной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Информационная культура будущего педагога-музыканта – это профессионально-личностное качество специалиста, включающее в себя систему ценностей, совокупность знаний, умений, практических навыков, позволяющих ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической информации и деятельности, направленных на решение музыкально-педагогических задач и совершенствование профессиональной деятельности с помощью как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий.
-
Образовательная среда вуза как совокупность условий и возможностей для формирования информационной культуры будущих педагогов-музыкантов есть единство социального, пространственно-предметного и организационно-технологического компонентов. Содержание этих компонентов обусловлено спецификой образовательного учреждения. Социальный компонент представляет собой сообщество, члены которого (будущие педагоги-музыканты, кураторы студенческих групп, педагоги по специальности, преподаватели и сотрудники образовательного учреждения, члены профессионально-педагогических и культурно-просветительских организаций, творческих союзов, с которыми сотрудничает вуз) участвуют в создании, управлении и развитии образовательной среды. Важность социального компонента обусловлена субъектными функциями его членов, их ориентированностью на взаимодействие будущих педагогов-музыкантов с другими субъектами образовательной и социокультурной деятельности. Студенты, являясь полноправными субъектами своего развития, вместе с тем, – объекты воздействия культивируемых в коллективе ценностных отношений и норм поведения. Пространственно-предмет ный компонент включает в себя предметно-материальную среду (материально-техническую базу и информационное окружение студентов) и ориентирован на формирование у будущих педагогов-музыкантов профессионально значимых знаний, умений, практических навыков. Основу организационно-технологического компонента среды составляют совместная деятельность студентов с членами профессионально-педагогического сообщества и тех организаций, с которыми сотрудничает вуз, предоставляющая студентам возможность проявить себя в различных ситуациях и профессиональных сообществах. Данный компонент ориентирован на различные способы применения профессионально значимой информации, ее использование в социальном и профессионально-личностном развитии будущих педагогов-музыкантов.
-
Теоретическая модель формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза включает в себя: методологический блок (целевая установка образовательной среды вуза, задачи профессионального образования будущих педагогов-музыкантов, методологические подходы и принципы); содержательный блок (факторы образовательной среды, компоненты образовательной среды вуза и компоненты информационной культуры будущего педагога-музыканта); организационный блок (основные направления деятельности по формированию информационной культуры будущих педагогов-музыкантов, методики и технологии, условия эффективного влияния образовательной среды); оценочно-результативный блок (критерии, показатели, уровни).
-
Условиями эффективного формирования информационной культуры будущих педагогов-музыкантов в образовательной среде вуза являются: психолого-педагогические условия, которые обеспечивали благоприятную атмосферу психологического самочувствия и комфорта студентов; организационно-педагогические условия, которые предусматривали определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния образовательной среды вуза на социальное и профессиональное ста-
новление будущих педагогов-музыкантов; социально-педагогические условия, которые способствовали конструированию субъектами образовательной среды, активно влиявшей на становление отношения студентов к будущей профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета; докладывались на международных симпозиумах; международных, всероссийских научно-практических конференциях; XV – XX культурно-антропологических школах молодых ученых «Культура-Образование-Человек»; отражены в 44 статьях автора, в том числе в 5 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Сущность и структура информационной культуры будущего педагога-музыканта
Понятие «информационная культура» базируется на двух составляющих – «культура» и «информация», трактовка которых неоднозначна. В исследовании Н.Д. Марковой прослеживается динамика роста определений культуры: с момента, когда было опубликовано первое научное определение, с 1871 г., по 1919 г., то есть почти за 50 лет, дано всего семь определений, а за последующие 30 лет (1920-1950 г.г.) в научный оборот было введено еще 157 определений. В 1968 г. насчитывалось уже 250 определений, в 1987 г. это количество удвоилось, а в последующие 20 лет только в отечественной культурологии было дано около 50 определений культуры [123]. П.С. Гуревич объясняет это тем, что «культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. С другой стороны, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, аксиологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постигать феномен» [52]. В наиболее общих чертах культура определяется как материальный и духовный прогресс, причем как индивидов, так и всевозможных сообществ (А. Швейцер) [220].
Информация является основным объектом изучения многих наук. По утверждению Н.Н. Моисеева, информация, обладая множеством характеристик, представляет собой очень сложное и ёмкое явление. Причем «строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может, – пишет он. – Это понятие чересчур сложно» [135:98]. К.К. Колин объясняет наличие разных определений термина «информация» тем, что феномен информации представляет собой многоплановое явление, которое по-разному проявляет свои свойства в различных ситуациях, а, следовательно, представители различных научных дисциплин при проведении своих исследований, как правило, используют собственные определения понятия информации, характерные лишь для данной конкретной дисциплины [89:63-70].
С развитием представлений о мире, с развитием науки содержание понятия «информация» расширяется и углубляется, поскольку наука не может существовать без определения тех понятий, которыми она оперирует. Так, только в «Словаре трактовок понятия «информация»» Т.Н. Соснина и П.Н. Гончуков приводят семьсот определений, отмечая, что это наиболее важные, используемые в различных отраслях знания [201].
Каждое из определений культуры и информации раскрывает тот или иной аспект этих многозначных понятий. Таким образом, ни единого определения информации, ни единого определения культуры на сегодняшний день нет.
С точки зрения культурологии существуют грани взаимодействия культуры и информации. Глобальная информатизация еще больше подчеркнула разделение общественного сознания на две культуры: гуманитарную, представляющую собой систему духовно-нравственных ценностей, и технократическую, олицетворяющую сферу научно-технической рациональности. Как говорил Д. Белл, напряженность, существующая между технократией и культурой в равной мере является одной из основных проблем современного общества [14]. Поэтому задачей информационной цивилизации является достижение гармоничного равновесия между процессами гуманизации информационных технологий и формированием информационной культуры общества и каждой личности.
Нельзя воспринимать реальность только через призму информационно-технократических проблем. Техника и информационные технологии, с одной стороны, позволяют развивать культуру, а с другой стороны, они же порождают деградацию и уничтожение духовных ценностей. По этому поводу Н.А. Бердяев предупреждал: «… подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угашение духа, как это и происходит» [19:148]. Таким образом, только информация не может способствовать прогрессу человеческой ци 22 вилизации. «Сначала приходит культура», – пишет А. Турен [210:19].
По мнению зарубежных и отечественных ученых (Д. Белл, Ю.М. Лотман, А.И. Ракитов и др.), культура и информация представляют собой единое целое. Так, Ю.М. Лотман считает, что культура – «совокупность всей ненаследован-ной (негенетической) информации, способов ее организации и хранения» [116:56]. А информация, в свою очередь, утверждает А.И. Арнольдов, – общечеловеческая культурная, универсальная ценность, востребованная обществом, поскольку является и основой человеческого знания, и социальным институтом, организующим систему духовных ценностей [7]. А.И. Ракитов замечает, что «… вопрос об информатизации культуры имеет … фундаментальный характер. Здесь завязываются в один узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации» [163:15].
Таким образом, представляя собой органический синтез информации и культуры, информационная культура может быть представлена как результат взаимопересечения двух сфер – информации и культуры, в зоне наложения которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Понятие информационной культуры сформировалось в рамках информационного общества, для становления которого необходимо единство информации и культуры, когда информация стала его главным стратегическим ресурсом. Производство, хранение и распространение информации – основной вид экономической деятельности такого общества (У. Дайзард) [54:344]. А К.К. Колин пишет, что «роль информации при изучении как природных явлений, так и социальных процессов является определяющей и ранее явно недооценивалась» [90:5].
Информация как объект самостоятельного исследования была впервые рассмотрена в работах К. Шеннона по теории информации [222] и Н. Винера по кибернетике [32], относящихся к 40-м годам XX века. Начиная с этого времени можно говорить о зарождении анализа информационных процессов в культуре и понятия «информационная культура». Труды Д. Белла [14], М. Кастельса [78], Э. Тоффлера [209] и др. связаны с формированием нового, постиндустриального или информационного общества, в основе концепции которого лежат представления об изменении в современном обществе значимости информации, информационных процессов и знаний. Хотя в работах вышеупомянутых учёных не используется понятие «информационная культура», их гипотезы о новом качестве культурных процессов оказали влияние на тех, кто исследовал информационную культуру как этап в культурной динамике.
Вообще, обращая внимание на понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной подготовки человека, мы отметили, что в отечественной специальной литературе в центре терминологического поля находится термин «информационная культура», а в зарубежной практике – «информационная грамотность» [45:29]. В русском языке слово «грамотность», означает умение читать и писать, то есть связано лишь с начальным уровнем образования. Поэтому в отечественной практике использование термина «информационная грамотность» ограничено, чтобы сложному феномену взаимодействия человека и информации не придать оттенок элементарности, примитивности [45:53].
В отечественной науке термин «информационная культура» впервые появился в 1971 году в работе Г.Г. Воробьёва «Информационная культура управленческого труда», затрагивающей вопросы роли информации в управлении, организации и механизации информационной работы [34]. Г.Г. Воробьев вкладывал в это понятие знания, способности и практические навыки, способствующие повышению производительности труда, то есть, по сути, речь шла о культуре рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности. По его определению, «Культура информационная – умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [35:288].
Несколько иной подход у специалистов библиотечно-библиографической сферы, отождествлявших понятие информационной культуры с библиотечно-библиографической культурой и культурой работы с книгой [45:15]. Наиболее пристальное внимание информационной культуре стало уделяться в 90-е годы XX столетия в связи с глобализацией информационных процессов, происходящих как в нашей стране, так и в мире. Поэтому дальнейшее развитие представлений характеризуется увеличением подходов к изучению этого феномена.
Интерес к данной проблематике обозначился в разных областях науки. Мы согласны с М.Г. Вохрышевой, что в исследовании понятия «информационная культура» преобладает аспектологический подход. Следствием аспек-тологического подхода является возникновение обширной, но при этом мозаичной картины, «размывающей» сам объект, лишающей его целостности и качественной определенности [38:88-90]. «Библиотекари в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки. Специалисты по информатике связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества», – справедливо отмечает В.А. Минкина [130:21].
Проблемы и тенденции формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта в массовой практике профессионального образования
В исследовании любой педагогической проблемы важно выяснить не только то, какое место она занимает в научных теоретических поисках, но и каким образом решается в практике образования. Потребность профессионального образования в повышении информационной культуры будущего специалиста, в том числе и будущего педагога-музыканта, определяет поиск оптимальных путей решения данной проблемы на интуитивном уровне: педагоги понимают необходимость этой работы и предпринимают попытки ее выстроить на практике. Конечно, не всегда эти по 69 пытки удачны, но самое важное – видеть за ними перспективные идеи, находки, продуктивные решения, позволяющие качественно изменить образовательную деятельность.
Анализируя массовую практику формирования информационной культуры будущих педагогов, нам необходимо получить ответы на ряд вопросов: каково содержание процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в части формирования информационной культуры, какими педагогическими средствами осуществляется данная подготовка, насколько эффективны выбранные пути для достижения цели – подготовки специалиста, владеющего информационной культурой?
Нами проанализирован опыт работы ряда вузов. Основное внимание в ходе этого анализа обращалось на опыт формирования образовательных сред в этих вузах, обеспечение их продуктивного влияния на формирование информационной культуры будущих педагогов, выявление тенденций и проблем в организации этой работы, складывающиеся в ней противоречия. Нас особенно интересовали субъекты образовательной среды, механизмы и способы их влияния на профессионально-личностное развитие студентов, формирование их информационной культуры.
Так, в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского и в Армавирском государственном педагогическом университете ведется разработка концепции формирования информационной культуры будущих педагогов, выявление дидактических условий успешного формирования информационной культуры студента [48]. Эта работа строится на основе применения учебных материалов, электронных ресурсов и научно-методических рекомендаций в рамках преподавания специально введенного курса, причем участниками процесса формирования информационной культуры в вузе выступают преподаватели и студенты, которые решают образовательные задачи в рамках педагогического взаимодействия. В двух этих вузах идет поиск условий комплексного применения электронных образовательных ресурсов в формировании информационной грамотности и профессионально важных компетенций личности будущего педагога как субъекта информационной деятельности. На базе этих вузов проводилось исследование эффективности этого процесса, результаты которого были отражены в диссертационной работе Е.А. Горневой [48].
В Татарском государственном гуманитарно-педагогического университете (г. Казань) процесс формирования информационной культуры будущих педагогов осуществляется на основе применения информационных технологий, используемых в предметной образовательной сфере деятельности [13]. Процесс охватывает все этапы профессионального образования:
- на первом этапе осуществляется изучение углубленного курса математики и информатики, использование математических методов при обработке результатов предметных исследований. Не остаются без внимания изучение соответствующего программного обеспечения, совершенствование навыков работы в локальных и глобальных сетях;
- второй этап предполагает формирование знаний об информационных процессах с использованием специальных справочных систем, умений и навыков защиты информации;
- на третьем этапе решаются задачи развития устойчивых навыков работы со специальной информацией, формирования умений и навыков решения профессиональных задач;
- четвертый этап связан с получением знаний и навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями в области педагогической деятельности;
- пятый этап связан с умениями применять полученные знания и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями в области педагогической деятельности.
Взаимодействие осуществляется в рамках учебного процесса в процессе изучения как определенных дисциплин, так и специально введенного учебного курса. На факультете проводилось исследование эффективности этого процесса, результаты которого были отражены в диссертационной ра 71 боте А.Н. Афзаловой [13].
Аналогичным образом построена работа на кафедре информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета – процесс формирования информационной культуры будущих педагогов осуществляется в рамках курсов, предложенных вузом: «Математика и информатика», «Информатика и новые информационные технологии в образовании», а также специальных курсов [108].
На факультете информатики и математики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова реализуется методическая система формирования информационной культуры будущих педагогов, цель которой конкретизируется системой компетенций, отражающих технологический и мировоззренческий компоненты информационной культуры учителя. Эти компоненты с развитием средств информации изменяются в сторону расширения типов информационной грамотности и соответствующей компетентности. Система, описанная в диссертационной работе Д.Н. Монахова [136], базируется на междисциплинарной и межцикловой интеграции учебного материала в виде отдельных курсов, содержание которых меняется в зависимости от социального заказа.
Решение проблемы формирования информационной культуры студентов в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева показало эффективность консолидации усилий различных структур университета [187]. Благодаря значительному практическому опыту взаимодействия сотрудников библиотеки и кафедры информационных технологий обучения и математики был создан курс «Информационная культура», преподаваемый на всех факультетах педагогического университета.
Современная вузовская библиотека действительно занимает достойное место в научной, методической, учебной, воспитательной, информационной и культурной инфраструктуре образовательного учреждения. В эпоху информационного общества, естественным итогом которого стало ши 72 рокомасштабное внедрение новых информационных технологий, претерпели изменения внешний облик библиотеки, содержание и формы её работы. Так и в научной библиотеке этого университета новые ресурсы и возможности существенно расширяют рамки привычных информационных форм деятельности.
Опыт работы сотрудников библиотеки показывает, что студенты первого курса часто не имеют элементарных навыков самостоятельной работы с информацией, опыта её эффективного поиска. Поэтому ставшие традиционными со студентами первого курса занятия по библиотечно-библиографическим знаниям сменили занятия по «Основам информационной культуры». Для студентов третьего курса разработана программа занятий «Основы организации информационного поиска в сети Интернет». Для аспирантов и преподавателей с целью расширения спектра навыков, необходимых для самостоятельного поиска информации, реализации информационных потребностей проводятся обучающие тренинги и семинары [187].
Анализ опыта Красноярского государственного педагогического университета показывает, что в образовательной среде вуза библиотека при определенных условиях может выступать очень важным субъектом формирования информационной культуры будущего педагога, обеспечивающим существенное дополнение к комплексу формируемых в каждом студенте профессиональных и личностных качеств. Но, пожалуй, главное – активная, деятельная позиция этого субъекта в развитии общей культуры будущих педагогов, приобщение их к подлинным духовным ценностям, формирование представлений о нормах жизни педагогического сообщества.
Анализ исходного состояния информационной культуры будущего педагога-музыканта и факторов образовательной среды вуза
В структуре информационной культуры будущего педагога-музыканта мы выделили три компонента, которые тесно взаимосвязаны между собой – когнитивно-операциональный, мотивационно-ценностный и деятельностный.
Первый из них – когнитивно-операциональный компонент – связан с получением компьютерной грамотности, знаний об информационной среде, обеспечивающих будущему специалисту информационную деятельность и ориентирование в этой среде. Для успешной информационной деятельности и ориентации в информационной среде необходима сформированность информационных умений (формулировать запрос на получение информации, осуществлять её поиск, обрабатывать информацию, создавая на ее основе качественно новую, передавать информацию). Конечно, основы информационной культуры нынешние студенты получают в средней школе, осваивая курс информатики. Однако вызывает тревогу уровень развития логического мышления, способности к обработке и анализу больших объемов информации и пр.
Изучение школьного стандарта по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в разделе требований к уровню подготовки выпускников показало, что они соответствуют в большей степени содержанию когнитивно-операционального компонента информационной культуры. В целях выявления исходного уровня сформированности когнитивно-операционального компонента информационной культуры на основе когнитивного критерия студентам 1 курса был предложен разработанный нами тест (Приложение 1). В число студентов с низким уровнем сформированно-сти когнитивно-операционального компонента мы относим студентов, ответивших правильно менее, чем на 33% вопросов, со средним уровнем – студентов, имеющих количество правильных ответов в диапазоне от 33% до 67%, с высоким уровнем – студентов, имеющих количество правильных ответов более, чем 67%.
Согласно полученным нами данным, большинство студентов на этапе вхождения в образовательную среду вуза имеют средний уровень сформирован-ности когнитивно-операционального компонента информационной культуры.
Однако, информационная культура связана не только с информацией и информационными процессами. Важным ориентиром в формировании информационной культуры будущего специалиста является мотивационно 95 ценностная составляющая. Мотивационно-ценностный компонент информационной культуры будущего педагога-музыканта согласно личностно-смысловому критерию отражает сформированность мотивов учебной деятельности будущих специалистов, их ориентацию на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности; ценностное отношение к объектам и явлениям информационной среды, позволяющее ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической деятельности.
Нами были изучены мотивы учебной деятельности будущих специалистов, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности. За основу была взята анкета изучения мотивов учебной деятельности, разработанная Б.К. Пашне-вым [153]. Анкета сконструирована таким образом, что позволяет соотнести между собою восемь основных мотивов учебной деятельности и выявить наиболее и наименее предпочитаемые из них (Приложение 2).
Каждый мотив в анкете обозначен буквой алфавита: мотив внешнего принуждения, избегания наказания (А), социально-ориентированный мотив долга и ответственности (Б), познавательный мотив (В), мотив престижа (Г), мотив материального благополучия (Д), мотив получения информации (Е), мотив достижения успеха (Ж), мотив ориентации на социально зависимое поведение (З). Ранг мотива устанавливается по частоте его выбора (чем больше частота, тем выше ранг). Нами отлеживалась степень доминирования познавательного мотива и мотива получения информации над остальными мотивами.
По показателю «сформированность мотивов учебной деятельности, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности» к числу студентов со сформированными мотивами мы относили тех студентов, у которых познавательный мотив и мотив получения информации позиционируются в диапазоне от 1 до 3; к числу студентов с несформированными мотивами – тех студентов, у которых заявленные мотивы позиционируются на 7 и 8 местах; всех остальных студентов – к числу студентов с частичной сформированностью мотивов.
Согласно данным Таблицы 2.2 большинство студентов 1 курса 2009 и 2010 годов обучения имеют средний уровень сформированности мотивов.
Человек всегда испытывает потребность в притоке новой информации. Средством удовлетворения такой потребности является новое знание, новая информация. Поэтому потребность в получении новой информации, или информационная потребность есть, по сути, познавательная потребность.
Играя важную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом, в качестве определяющего стимула в деятельности человека проявляются его потребности. Не являются исключением и информационные потребности. Именно деятельность является исходным пунктом возникновения потребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они в свою очередь стимулируют новую деятельность. Осознанная определенная информационная ситуация, сложившаяся в деятельности, ведет к активизации субъекта и возникновению у него представлений о необходимой информации.
Информационная потребность есть осознанная потребность в информации, необходимая для получения недостающих знаний. Иначе говоря, это представление субъекта о неизвестной информации. Потребность в знаниях, без которых невозможно становление человека как личности, формируется у него под влиянием внешних социальных факторов. Эта потребность удовлетворяется на каждом этапе жизненного пути семьей, «улицей», школой, учреждением профессионального образования и пр. В условиях недостаточно 97 сти приобретенных ранее знаний возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях, отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. В рамках информационной культуры речь идет о получении компьютерной грамотности, знаний об информационной среде, обеспечивающих информационную деятельность и ориентирование в этой среде.
В системе ценностей человека информационные потребности занимают одно из приоритетных мест. Как отмечают авторы «Большого психологического словаря», «…легкость «перетекания» информационных потребностей от сложных, имеющих общественную пользу, к нейтральным и вредным как для самого человека, так и для общества представляет собой существенную опасность для развития молодежной и подростковой психики» [128].
На формирование потребностей оказывают влияние ценностные ориентации. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают вследствие противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (социальный опыт личности, ее этические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. У различных субъектов внешние условия могут вызывать неодинаковые потребности в зависимости от ценностных ориента-ций. Личность соотносит возникающие потребности с общественными. Степень и характер этого сопоставления также зависят от ценностных ориента-ций. Помимо этого, ценностные ориентации помогают субъекту определить место возникшей потребности в системе его потребностей. А значит, субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и др.). Таким образом, ценностные ориентации, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяют характер возникшей потребности, социально опосредуют ее и одновременно определяют место этой потребности в общей системе потребностей личности [6:116-129].
Ценностные ориентации, определяющие цели человека в жизни, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, в организации системы ценностных ориентаций в таких функциях, как принятие (или отрицание) и реализация определенных ценностей; усиление (или снижение) их значимости; удержание (или потеря) этих ценностей во времени, проявляется роль смысловых представлений [2].
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры будущего педагога-музыканта в образовательной среде вуза
Реализация разработанной нами программы опытно-экспериментальной работы осуществлялась на основе тщательного планирования деятельности всех субъектов образовательной среды, координации их действий. Это обеспечивало концентрацию их усилий на основных направлениях деятельности по формированию информационной культуры будущих педагогов-музыкантов. Обобщим результаты реализации программы опытно-экспериментальной работы. Выявим динамику сформированности информационной культуры будущих педагогов-музыкантов.
Когнитивно-операциональный компонент информационной культуры.
Изменения отслеживались по результатам аттестации студентов по курсам информатики и музыкальной информатики, которые были адаптированы для будущих педагогов-музыкантов Очевидна положительная динамика, указывающая на увеличение числа студентов с высоким уровнем сформированности когнитивно-операционального компонента информационной культуры. Согласно G-критерию знаков (Приложение 6, пункт 1) эта динамика значима (со значимостью на уровне р 0,05 и р 0,01).
Мотивационно-ценностный компонент информационный культуры.
Показатель личностно-смыслового критерия «сформированность мотивов учебной деятельности, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности».
Анкетирование, проведенное на начальном этапе, позволило соотнести между собою рассматриваемые основные мотивы учебной деятельности и выявило наиболее и наименее предпочитаемые из них. Повторное анкетирование (на заключительном этапе) выявило изменения в мотивации (Таблица 2.7). Нами была проведена проверка значимости изменений в мотивации студентов с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена (Приложение 6, пункт 2). Расчеты показали, что ранговые значения мотивов студентов 1 и 4 курсов как 2009-2013 г.г., так и 2010-2014 г.г. обучения изменились (rs rsкр).
Позволяет оценить значимость полученных результатов (то есть достоверность различий между процентными долями результатов на начальном и заключительном этапах) критерий Фишера. Проверка критерием Фишера также доказала положительную динамику, указывающую на увеличение числа студентов со сформированными мотивами учебной деятельности, направленной на получение знаний, умений, практических навыков, необходимых в музыкально-педагогической деятельности (Приложение 6, пункт 3).
Показатель личностно-смыслового критерия «ценностное отношение к объектам и явлениям информационной среды, позволяющее ориентироваться в пространстве музыкально-педагогической деятельности».
Обращая внимание на ранговые значения, присваиваемые студентами определенным терминальным ценностям (интересная работа, познание, продуктивная жизнь, развитие, уверенность в себе) и инструментальным ценностям (образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах), мы определили наличие положительной динамики в ценностном отношении к объектам и явлениям информационной среды. Положительные изменения проявились в перемещении указанных терминальных и инструментальных ценностей в иерархии на более высокий ранг.
Нами была проведена проверка значимости изменений рангов в иерархии ценностей с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена (Приложение 6, пункт 4). Расчеты показали, что ранговые значения перечисленных ценностей студентов 1 и 4 курсов групп как 2009-2013 г.г., так и 2010-2014 г.г. обучения значительно изменились (rs rs кр при уровне значимости р 0,05).
Подводя итог, необходимо заметить, что по каждому из показателей личностно-смыслового критерия очевидна положительная динамика, справедливость которой доказывают примененные методы математической статистики.
Деятельностный компонент информационной культуры.
Данные Таблицы 2.9 свидетельствуют о наличии изменений по показателям критерия результативности деятельности. Согласно критерию Фишера по показателю «Критическая оценка информации» присутствуют изменения ( 1,64) при критическом значении =Р (Р- -05). По показателям 12,31 (р 0,01)
«Активность информационной деятельности по расширению и обогащению профессиональных и общекультурных знаний, умений, навыков» и «Реальное и потенциальное использование информации в различных сферах профессионально-педагогической и социокультурной деятельности» согласно Т-критерию Вилкоксона (Приложение 6, пункт 6) эта динамика значима (со значимостью на уровне р 0,05 и р 0,01).
Данные Таблицы 2.10, Рис. 2.3. и Рис. 2.4 указывают на то, что не только уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированности информационной культуры, но и увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированности информационной культуры, что подтверждается критерием Фишера (Приложение 1, пункт 7). При этом, по оценкам студентов и преподавателей, источником произошедших изменений стала образовательная среда вуза, влияния ее субъектов.
Возникает закономерный вопрос о наличии зависимости этих изменений от позиции субъектов образовательной среды вуза. Для оценки эффективности влияний различных субъектов был применен анализ по отобранным группам факторов: социальным (ценностные ориентации и нормы поведения педагогов и сотрудников вуза, сотрудников профессионально педагогических организаций-партнеров), организационно-технологическим (работа фонотеки, работа библиотеки, работа лаборатории компьютерной обработки звука, курс информатики, курс музыкальной информатики, работа студенческих научных кружков и студенческого научного общества, работа музея, проектная деятельность, музыкально-педагогическая и социокультурная деятельность студенческого коллектива, музыкально-педагогическая деятельность студентов, профессиональная деятельность преподавателей с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе музыкальных, деятельность кураторов студенческих групп); факторам пространственно-предметной организации среды (источники информации, музыкальные информационно-коммуникационные технологии, технические средства, элементы дизайна помещений вуза искусств и культуры и организаций-партнеров). Основным методом сбора данных явился анкетный опрос (Рис. 2.5, Рис. 2.6).