Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Акиева Зарема Мурадовна

Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки
<
Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акиева Зарема Мурадовна. Формирование гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Акиева Зарема Мурадовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 150 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы проблемы формирования гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки 13

1.1.Гуманитарная культура как историко-философская и педагогическая проблема 13

1.2. Требования к профессиональной подготовке будущих учителей математики в рамках современного гуманитарного знания 27

1.3. Сущность и структура гуманитарной культуры будущих учителей математики 42

1.4. Модель формирования гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки 54

Выводы по первой главе 76

ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия формирования гуманитарной культуры будущего учителя математики в процессе профессиональной подготовки 78

2.1. Программа и методика процесса формирования гуманитарной культуры будущих учителей математики (констатирующий этап) 78

2.2. Разработка и реализация на практике спецкурса «Гуманитарная культура и ее место в профессиональной подготовке будущего учителя мате матики» (формирующий этап) 91

2.3. Содержательная интерпретация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманитарной культуры будущего учителя математики .104

Выводы по второй главе 116

Заключение 118

Библиография

Требования к профессиональной подготовке будущих учителей математики в рамках современного гуманитарного знания

Социально-экономические преобразования третьего тысячелетия имели существенное воздействие на дидактику высшей школы, ее методику, и, в целом, на содержание профессиональной подготовки будущих учителей математики.

Отдельные аспекты и вопросы гуманитаризации и гуманизации образования представлены в многочисленных работа и научных исследования, монографии, отраженные в работах Б.С.Еврасова, В.И.Кузнецова, Б.И. Спасского, М.С. Кагана, И.А.Колесникова, Ю.М.Лотмана, П.А.Флоренского. Наряду с этим проблемы высшего профессионального образования нашли отражение в работах И.А.Дементьева, Биджиева Д.У., С.М.Золина, В.Г.Кинелева, А.М. Новикова, Н.М.Пошняка. Культурологические теории об особенностях этнических обычаев и традиций были представлены в работах Б.Ш. Алиевой, А.А.Белик, П.С.Гуревич, П.К.Гречко, В.Е. Довидович, Ю.А.Жданова, А.С.Кармина, А.И.Кравченко, Д.М.Маллаева, Ш.А. Мирзоева, А.Н. Нюдюр-магомедова, Л.А.Орнатской, Б.Т.Лихачева, П.М.Якобсона, проблемы гуманитарного образования (С.С.Авернинцев, Ю.М.Антонян, М.В.Алпатов, В.В. Гульдман, В.П.Зинченко, А.А.Ивин, Г.А.Котельникова, С.Д.Лихачев, Г.В. Мухаметзянова, Г.Л.Тульчинский и др.

Рассмотрение сути у будущего учителя математики сформированной-гуманитарной культуры невозможен без хотя бы краткого рассмотрения таких определений, как «культура», «гуманитарная культура». Определение понятия «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. П.С. Гуревич в учебном пособии для студентов приводит такой факт: американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон подсчитали, что с момента введения данного понятия в научный оборот Эдуардом Тейлором в 1871 году по 1919 год было дано 7 определений культуры, с 1920 по 1950 – 157 [62, С. 19]. В.И. Полищук в монографии «Мировая и отечественная культура» отмечает, что отечественный исследователь Л.Е. Кертман (80-е годы XX века) насчитал уже более 400 таких определений [136, С. 12]. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? По мнению П.С. Гуревича, прежде всего тем, что культура может отражать демонстрировать глубокое понимание личностью окружающего мира и бытия. Вместе с тем, в той глубине, в какой многолика и разнообразна сама человеческая личность и его разнообразное проявление культуры» (П.С.Гуревич). С другой стороны, разными методологическими подходами к ее исследованию. «Культура нередко оказывается объектом изучения различных ученых – философов, культурологов, историков, социологов, педагогов. Относительно от представленной методической разработки, значительно возрастает и технология, способствующая понять такой феномен как «культура». [62, С.20].

Приведем некоторые определения понятия «культура». В.С. Степин пишет о том, что культура представляет собой геном общественной жизни личности. Если геном устанавливает, каким будет организм в будущем, то культура прогнозирует, какой будет, и как будет производиться деятельность человека [151, С. 35]. По утверждению В.М. Межуева: «Мир культуры представляет собой мир и мироощущения самой личности» [124, С. 60]. Другой ученый ставит знак равенства между культурой технологии воспроизводства и производством человеческого общества. В данном случае, культура представлена не как способ изучения, овладения окружающей действительности, а некоторый функциональный фактор, который нацелен на становление общественного богатства» [80, С. 60]. У ученого Ю.Н. Давыдова понятие «культура» является базой, которая способна делать гармоничными взаимоотношения и связи «человек-природа» [71, С. 51].

В тоже время, не смотря на различия в подходах к определению культуры, даже у представителей одной науки, а все выше представленные ученые – философы, можно констатировать, что, в каком бы контексте «культура» не рассматривалась, она всегда может быть отнесена к человеческой деятельности, является ее результатом, но, наряду с этим, культура, естественно, является условием и фактором развития человеческой личности. И именно поэтому представляет собой очень важную функцию творчества человека. Термин «гуманитарный» также не имеет однозначного толкования, о чем свидетельствуют и многочисленные научные дискуссии, особенно активные в 80-90-е годы XX века, материалы словарных статей. Суть проходивших дискуссий, чаще всего, сводилось к пониманию соотношения таких терминов, как «гуманитарный», «гуманность», «гуманизм», «человеколюбие», «духовность» и т.п. Мы не будем подробно вдаваться в содержание дискуссий, так как это не является предметом нашего исследования, а отметим только следующее: все эти термины тесно связаны друг с другом и характеризуют различные стороны жизни и деятельности человека; термин гуманитарный, чаще всего, понимается как человечность, гумманность, общечело-вечность, гуманитарное образование, которое имеет отношение к анализу человеческой истории, социальному сознанию, человеческому бытию [129]. В связи с этими дискуссиями в научной литературе появляется термин «гуманитарная культура», что, по мнению большинства исследователей, является следствием углубления разделения знания на «естественнонаучное» и «гуманитарное» – о природе и человеке. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что своими корнями понятие гуманитарной культуры уходит еще в эпоху Возрождения, когда было положено не только начало гуманитарной культуры обращенной к человеку, но и исходящей от человека, основной принцип которой был заключен в формуле: «человек – творец культуры». Поэтому, оценивая положение в культуре сегодняшнего дня В.М. Розин отмечает: «мы как бы оказались на переломе культур. Часто данную обстановку уподобляют с той ситуацией, которая наблюдалась при переломе античной культуры, когда наблюдалось жестокое противопоставление и гуманитарных и естественнонаучных взглядов. По этой причине издавна сложились два лагеря – лагерь «чистых» гуманитариев и лагерь технарей. Размежевание технической и гуманитарной культур становится все более невыносимым, поэтому важно постоянно, неустанно действовать в направлении их сближения, пытаться к формированию нового типа личности - неделимой гуманитарно-технической личности, к тому идеал, где наметились ростки новой культуры» [143, С. 10].

Модель формирования гуманитарной культуры будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки

Гуманистический подход в моделировании процесса гуманитарной культуры будущего учителя математики будет способствовать гуманистиче ской и гуманитарной нацеленности и формированию специфических, про фессионально ориентированных качеств личности, внедрению гуманистиче ских технологий педагогической деятельности; созданию учебно методических комплексов, обеспечивающих содержательное наполнение профессионально-педагогической подготовки специалистов. Профессио нальная подготовка личности будущего учителя математики на основе гума нистической направленности обучения будет обеспечивать формирование профессиональных компетенций, включающих комплекс общечеловеческих ценностей и концепций, гуманистические цели и ценности, сформирован ность профессионально-важных качеств личности обучающего, а также вла дение им гуманистическими технологиями в педагогической деятельности.

Гуманитарная культура специалиста определяет гуманистическую направленность его личности. Гуманистическая направленность один из важных критериев профессионализма, так как только гуманный математик способен воспитать нравственного человека. Использование гуманистического подхода будет способствовать изменения отношения педагога к личности воспитанника как субъекту деятельности, его обучению и воспитанию.

Под началом А.А. Бодалева, З.А. Мальковой, Л.И. Новиковой были выявлены основные черты гуманистического подхода, среди них: человек - це 59 лостное явление; формирование личности идет через всю жизнь. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений педагога и обучаемого следует рассматривать как показатель профессионального мастерства, его высокой гуманистической и профессионально-педагогической культуры.

Гуманистическая парадигма образования по В.А. Сластенину представляет собой следующие положения: гуманизация обучения; отношение к человеку как высшей ценности бытия; проявление гуманизма в педагогической деятельности; деятельностный подход; личностный подход; субъект-субъектные отношения; гуманистическое поведение; непрерывное самосовершенствование [149; С.19]. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений педагога и обучаемого следует рассматривать как показатель профессионального мастерства, его высокой гуманистической и профессионально-педагогической культуры.

Понятие «современное педагогическое сознание» включает в себя современные гуманистические приоритеты, истоки которого включены в общечеловеческие ценности духовно-нравственной жизни. Генеральной гуманистической идеей нового педагогического мышления должна стать идея развития личности, которая предполагает создание необходимых условий, обеспечение саморазвития и самой системы непрерывного образования. Проблема использования гуманистического подхода в формировании у будущего учителя математики, сцементирована с подготовкой профессионала, формирования его педагогической культуры, которые ориентированы на гуманистические ценности, педагогическое мышление, готового к инновационной творческой деятельности. С гуманистическим подходом напрямую связан другой подход – антропологический.

Основателем антрополого-педагогической науки был К.Д. Ушинский, который подчеркивал, что педагог должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в единстве общего, особенного и отдельного. Антропологический подход рассматривается как один из важнейших методологических подходов педагогики и изучения основ гуманитарной культуры личности. Антропология понимает процесс формирования гуманитарной культуры личности как процесс, который сохраняет гуманную природу общества, создает условия для развития социума, продуктивного существования личности.

Этнокультурный подход в процессе профессиональной подготовки будущего учителя математики обеспечит направленность этнокультурной профессиональной подготовки в вузе. Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются новым ФГОС, где оговорено, что учитель должен воспитывать у учащихся любовь к своему народу, к Родине, уважение к истории, собственным традициям, культуре других этносов, формировать критически мыслящую поликультурную личность (ФГОС нового поколения). Вместе с тем, среди задач, которые определяют профессиональную подготовку будущих математиков данных задач нет. Поэтому среди подходов обеспечивающих формирование гуманитарной культуры мы одним из важных определяем этнокультурный подход, который способен устранить пробелы в подготовке математиков в университете, но ориентированных на педагогическую деятельность в школе. Этнокультурный подход предполагает следующие задачи: - дать информацию студентам об основах этнофилософии, этнопсихологии, этноэтики, элементах народной педагогики; - воспитать уважение и интерес к этнической и народной педагогике, - сформировать у студентов желание изучать народную педагогику и т.д., гражданское самосознание; - способствовать у студентов этнической и этнокультурной толерантности, а также культуры межэтнического общения. Этнокультурный подход предполагает также осуществление профессиональной подготовки будущих специалистов на основе этнопедагогиче-ских традиций обычаев чеченского народа, которые ориентируют студентов на национально-региональные ценности, формирование целостного представления об этнической культуре своего народа, о теории и методике этнокультурного воспитания и образования.

Разработка и реализация на практике спецкурса «Гуманитарная культура и ее место в профессиональной подготовке будущего учителя мате матики» (формирующий этап)

Деятельность будущего учителя математики как разумное, ценностно-ориентированное действие. Активное проявление самостоятельной активности в практической деятельности, усвоение гуманитарно-нравственных ценностей и способов. Самостоятельная практическая деятельность. Типичные ролевые позиции (информатор, товарищ, советчик).

Тема 16. Деятельностно-рефлексивный компонент гуманитарной культуры будущего учителя математики. Активное проявление самостоятельной активности в практической деятельности, усвоение гуманитарно-нравственных ценностей и способов. Самостоятельная практическая деятельность. Типичные ролевые позиции (информатор, товарищ, советчик).

Внедрение спецкурса значительно улучшило профессиональную подготовку будущего учителя математики, потребовало новых, более эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, но и пересмотра структуры и содержания подготовки будущих учителей математики в направлении оптимизации ее фундаментального и гуманитарного компонентов, поднятия теоретического обоснования дидактических процессов на технологический уровень.

В результате внедрения спецкурса усилилась роль науки в гуманитарной подготовке будущего учителя математики, как средства гуманизации и социализации образования личности в современном обществе, как необходимого атрибута образовательной парадигмы личности XXI века. Студенты осознали, что математика как образовательный предмет может рассматриваться как гуманитарная, а не только естественно-научная дисциплина, что в совокупности улучило продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи студентов, появилась логическая полноценность аргументации и т.д.

Пути достижения эффективности формирования гуманитарной культуры описаны нами в первой теоретической главе. Но наиболее результативным, на наш взгляд, является внедренная нами технология гуманитаризации математического образовании в форме студенческих конференций. Суть которой в том, что сам процесс гуманитаризация полагает усиление взаимосвязи предметов естественно-математического цикла с предметами гуманитарной направленности – музыки, литературы, живописи и т.д. Поскольку данные предметы являются более понятным, близким личности студента, усиление практического и прикладного аспектов в ее преподавании. Внедренные технологии в профессиональной подготовке будущих учителей математики, в формировании их гуманитарной культуры акцент ставился на общее развитие студента, на развитие: - логического мышления, - математической речи, - пространственного воображения, - интуиции, - чувства прекрасного. Многие ученые работают сегодня над выявлением гуманитарного по тенциала математики и ее связи с другими гуманитарными науками (Н.Н. Костин, П.С. Петрова, Н.Ф. Усынина и др.), выбирая то историю, то литера туру, то поэзию, то живопись, то музыку. Базируясь на теории педагогиче ских технологий (В.П. Беспалько, И.П. Волков, М.В. Кларин), был разрабо тан понятийный аппарат, необходимый для раскрытия технологии гуманита ризации математического образования и формирования гуманитарной куль туры. Среди математических объектов – «все математические понятия, имеющие самостоятельный смысл и употребление». Утверждения о матема тических объектах и их свойствах, различные связи между объектами и ут верждениями будем называть логическими конструкциями. И гуманитарные объекты гуманитарной культуры – история, архитектура, скульптура, литера тура, музыка и т.д. При описании гуманитарной технологии в подготовке будущего учителя математики к педагогической деятельности, мы опирались на такие положения как: - общая характеристика технологии гуманитаризации в вузе будущих учителей математики, ориентированных на работу в школе; - цели и основные принципы; - дидактически обеспечение реализации гуманитарных технологий в подготовке в вузе будущих учителей математики, ориентированных на рабо ту в школе.

В связи с этим, нами были также опробованы педагогические технологии гуманитаризации подготовки будущих учителей математики на примере взаимосвязи математики и музыки. Силами студентов и преподавателей в течение 2011-2013 уч.г.г. были организованы и проведены конференции, посвященные связи искусства музыки и математики, музыки и алгебры, где были заслушаны доклады, выступления, презентации, свидетельствующие о правильности высказывания великого пианиста ХХ столетия Г. Нейгауза.

Содержательная интерпретация опытно-экспериментальной работы по формированию гуманитарной культуры будущего учителя математики

После игры баллы по составляющим качествам гуманитарной культуры обрабатывались, что давало числовое выражение сформированности диагностируемых качеств гуманитарной культуры по каждому студенту.

К примеру, проводя измерения по уровню формирования гуманитарной культуры по когнитивному критерию мы использовали методику В.П.Беспалько, по ценностному – методику Б.Т.Лихачева, по деятельностно-му – методики Леонтьева и т.д.

Структуру гуманитарной культуры личности студента мы даем в виде следующих четырех последовательных уровней усвоения () как способность решать различные педагогические, профессиональные и личностные задачи: = IIV – четыре уровня, отображающие развитие опыта студента в данном предмете в процессе обучения в вузе.

1 уровень(1). Если в задаче заданы цель, ситуация и действия по ее решению, а от студента требуется дать заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи, это деятельность по узнаванию. Студенты выполняли ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информа ции, то есть производили алгоритмическую деятельность при внешне задан ном алгоритмическом описании. В.П. Беспалько ее назвал «ученическим» уровнем деятельности.

2 уровень (2). Если в задаче заданы цель и ситуация, а от студента тре буется применить ранее усвоенные действия по ее решению, это репродук тивное алгоритмическое действие, когда испытуемые выполняют его, само стоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориен тировочной информации и воспроизводит данное действие. Данная задача имеет называние - «типовая», что соответствует алгоритмическому уровню сформированных качеств гуманитарной культуры.

3 уровень (3). Если в задаче задана цель, но неясна суть педагогиче ской ситуации, в которой цель может быть достигнута, а от студента требо валось дополнить (уточнить) педагогическую ситуацию и применить ранее усвоенные умении, знания, навыки для решения данной нетиповой задачи, то это продуктивное действие носит название - «Эвристический тип задачи». Студенты в ходе самостоятельной деятельности находились в поиске новой информации и строили субъективно новую гуманитарно ориентировочную основу действия для решения новой нетиповой задачи. Данная эвристическая деятельность выполнялась не по готовому заданному алгоритму или правилу, а по вновь созданному или преобразованному правилу, которое появилось в ходе самостоятельной деятельности.

К примеру, подготовка к студенческой конференции, решение студентом конкретной задачи по известному методу - путем самостоятельного решения (поиск материала, обработка материала, отбор необходимой информации, подготовка презентации, выступление, ответы на вопросы и т.д.), отвечает за эвристический уровень.

4 уровень (4). Если в задаче лишь в общей форме задана цель педаго гической или поисковой деятельности, то это продуктивное действие студен та оценивается как творческий тип, в результате которого создавалась объек тивно новая гуманитарная деятельность. Студент здесь действует «без пра вил», но в известной ему предметной области, создавая новые правила дейст вия, творческая (исследовательская) деятельность. Приведенные четыре уровня усвоения гуманитарной деятельности – последовательные фазы формирования педагогического мастерства, уровни усвоения гуманитарного опыта.

Каждый приведенный уровень усвоения опыта для выявления степени обладания гуманитарной культурой был разработан соответствующий тест. «Тест – тот инструмент, который позволяет выявить факт усвоения. Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т.е. образца полного и правильного выполнения действия» (Богданова Л.). По эталону определяется число (p) существенных операций, ведущих к решению теста. Срав 111 нение ответа студентов с эталоном по числу правильно выполненных учащимися операция () теста дало возможность определить коэффициент усвоения (K). Таким образом, K = / p. Определение K является операцией измерения (Из) качеств сформированности гуманитарной культуры личности.

При этом, коэффициент усвоения поддавался следующей нормировке (0 K1) и на этой основе соотносился показатель с любой шкалой оценки, а операция контроля усвоения автоматизировалась.

Коэффициент усвоения говорит о завершенности процесса формирования гуманитарной культуры личности студента. Полученные результаты свидетельствуют, что при K 0,7 процесс обучения и воспитания студентов можно считать завершенным, так как в последующей деятельности он способен в ходе самовоспитания, самообразования совершенствовать свои ЗУНы. При усвоении с коэффициентом K 0,7 испытуемый в последующей деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их исправлению.

Использование в опытно-экспериментальном педагогическом исследовании «Методики точного вычисления качества усвоения знаний и опыта учащимися с помощью коэффициента усвоения K» позволило сформулировать принципов педагогической технологии – принцип завершенности обучения.

В ходе итогового этапа были созданы тесты для контроля каждого уровня сформированности гуманитарной культуры. По 1 уровню усвоения (1) разработаны тесты на опознание, различение и классификацию изучаемых объектов.