Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методолого-теоретическое обоснование содержания обучения студентов вуза декоративному рисунку по видам традиционного прикладного искусства 15
1.1 Обоснование понятия «декоративный рисунок» в профессиональном образовании с позиций исторического и интегративного подходов... 15
1.2 Современное содержание обучения студентов вуза декоративному рисунку с учетом конкретных видов традиционного прикладного искусства.. 33
1.3 Разработка интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства 71
Выводы по первой главе 101
Глава 2. Дидактическое обеспечение содержания обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства 103
2.1 Дидактические особенности процесса обучения студентов декоративному рисунку 103
2.2 Методика обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства 129
2.3 Экспериментальная апробация интегративной модели содержания обучения студентов декоративному рисунку в высшем образовании по профилям традиционного прикладного искусства 156
Выводы по второй главе 183
Заключение 185
Литература
- Современное содержание обучения студентов вуза декоративному рисунку с учетом конкретных видов традиционного прикладного искусства..
- Разработка интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства
- Методика обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства
- Экспериментальная апробация интегративной модели содержания обучения студентов декоративному рисунку в высшем образовании по профилям традиционного прикладного искусства
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях художники
традиционного прикладного искусства призваны сохранять и развивать национальные художественные традиции, что предполагает высокий уровень их профессиональной подготовки по конкретным, абсолютно различным между собой, видам этого искусства - лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивке, художественной обработке кости, художественному кружевоплетению, декоративной росписи и т.д. Именно эти виды искусства являются профилями в подготовке бакалавров по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", а цель профессионального образования в этой области -развить у студентов способность к созданию высокохудожественного изделия, в котором бы традиции прикладного искусства обрели бы новое, современное звучание.
Основой традиционных художественно-технологических особенностей
указанных видов традиционного прикладного искусства является декоративность
композиционного и колористического решений и бакалавр должен владеть не
только профессиональными техническими приемами исполнительского
мастерства на высоком уровне, но и быть способным творчески мыслить,
понимать и выполнять декоративное решение натурного изображения, что
постигается при изучении декоративного рисунка, который являясь
универсальным инструментом условно-декоративного восприятия окружающего
мира, обладает образно-композиционными, тональными и колористическими
особенностями, уникальными художественно-технологическими приемами,
требует включения его в систему профессионального образования бакалавров всех профилей в области традиционного прикладного искусства.
Однако, до настоящего времени еще не дано педагогического определения понятия «декоративный рисунок", не определена специфика содержания обучения декоративному рисунку студентов вуза в области традиционного прикладного искусства.
При этом следует отметить недостаточную связь декоративного рисунка с
такими дисциплинами как "Пропедевтика (технология и материаловедение)",
«Основы композиции», «Проектирование» и «Совершенствование мастерства»,
которые являются определяющими сущность профиля – конкретного вида традиционного прикладного искусства.
Степень разработанности темы исследования. Проведенный анализ методологии и теории профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, используя труды В.В. Бабияк, Е.И. Васильевой, П.В. Гусевой, Н.Ю. Дунаевой, Е.А. Лапшиной, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасовой, Т.М. Носань, П.Е. Серова, И.Н. Ухановой, О.В. Федотовой, Н.Н. Шамрай и других ученых показал, что на сегодня не раскрыта сущность декоративного рисунка как
связующего звена в профессиональном образовании в этой области и как учебной
дисциплины, играющей важную роль в учебном процессе, не сформулированы ее
цель и задачи. Существующие учебные программы по академическому и
декоративному рисунку по этому направлению в подготовке бакалавров не имеют
четкой междисциплинарной связи с программами профессионального цикла,
призванными формировать у студентов способности к условно-
плоскостному, декоративному восприятию натурных объектов в художественно-
творческой деятельности. Нерешенной проблемой является вопрос о
взаимозависимости академического и декоративного рисунка в
профессиональном образовании художников, соотнесенной с конкретным видом
традиционного прикладного искусства.
В результате возникла потребность в дальнейшем изучении и разработке содержания обучения декоративному рисунку во взаимосвязи с освоением академического рисунка, проектированием, технологией и материаловедением, совершенствованием исполнительского мастерства. Одной из актуальных задач в преподавании декоративного рисунка является формирование у студентов понимания важности связи проектирования изделий традиционного прикладного искусства, становления их профессионального мастерства с глубоким освоением ими теории и практики декоративного рисунка.
Основным принципом работы студентов над художественным проектом по
видам традиционного прикладного искусства является движение от
реалистичности к условности, переработка реалистического изображения в
условно-стилизованное. Особые свойства декоративного рисунка, его
средства представляют собой практический способ достижения этой цели. Все это особенно очевидно при работе над эскизами декоративных решений. Декоративный рисунок как составная часть многих учебных профилирующих дисциплин объединяет их в единый комплекс и создает профессиональную базу для использования опыта в профессиональной деятельности. Все это подтверждает актуальность исследования, которая характеризуется следующими противоречиями:
- объективной необходимостью перспективных компетенций у студентов
вуза, формируемых изучением декоративного рисунка, и недостаточной
разработанностью содержания обучения декоративному рисунку в соответствии с
профилями (конкретными видами) традиционного прикладного искусства;
- высокими требованиями традиционного прикладного искусства к
подготовке профессионалов в этой области и слабой разработанностью дидактико-
методического обеспечения содержания обучения декоративному рисунку.
Поиск разрешения противоречий позволил сформулировать проблему
исследования и пути ее решения: на основе современных идей и
теорий интеграции, системности, вариативности, профессиональной деятельности,
компетентности, среды обучения и принципов профессиональной педагогики обосновать, определить и внедрить в учебный процесс содержание обучения декоративному рисунку, соотнесенного с конкретными видами традиционного прикладного искусства.
Тема исследования – «Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства».
Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить интегративную модель содержания обучения декоративному рисунку будущих бакалавров, соотнесенного с конкретными профилями традиционного прикладного искусства.
Объект исследования: высшее образование в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования: содержание обучения декоративному рисунку в подготовке бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства.
Гипотеза исследования: эффективность обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства будет обеспечена при условии:
проведения исследования по исторической и современной трактовке понятия «декоративный рисунок» и определения его места в подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
определения содержания обучения декоративному рисунку с учетом конкретных профилей традиционного прикладного искусства;
- разработки интегративной модели содержания обучения студентов
декоративному рисунку на основе выявленных теоретических положений
моделирования педагогических систем;
- установления методических особенностей обучения студентов
декоративному рисунку, соотнесенных с сущностью конкретных видов
традиционного прикладного искусства;
- проведения экспериментального внедрения интегративной модели
обучения студентов декоративному рисунку в реальный учебный художественно-
творческий процесс.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) провести методолого-теоретическое обоснование отбора и формирования
понятийного аппарата исследования декоративного рисунка в подготовке
бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства;
2) выявить особенности содержания и процесса обучения декоративному
рисунку студентов;
3) разработать интегративную модель содержания обучения декоративному
рисунку в соответствии с особенностями профилей традиционного прикладного
искусства;
4) определить специфику методики обучения декоративному рисунку
студентов вуза, соотнесенную с конкретными видами традиционного прикладного
искусства;
5) экспериментально проверить эффективность разработанной
интегративной модели обучения декоративному рисунку.
Научная новизна диссертационного исследования:
- научно обоснован, систематизирован и обобщен опыт преподавания
декоративного рисунка в профессиональном художественном образовании в
области традиционного прикладного искусства на основе исторического,
интегративного, системного подходов; выявлено современное понятийное поле
декоративного рисунка как важнейшей метадисциплины в подготовке бакалавров
по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по
конкретным профилям традиционного прикладного искусства;
- определены процесс создания и структура содержания обучения
декоративному рисунку, исходя из идей интеграции и дифференциации, и
установлены формируемые содержанием и процессом обучения
профессиональные компетенции будущих бакалавров, востребованные в
конкретных видах традиционного прикладного искусства;
- разработана интегративная модель содержания обучения декоративному
рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного
прикладного искусства и система методик, обеспечивающая внедрение
содержания и представляющая собой метаметодику;
- внедрена интегративная модель обучения декоративному рисунку в
учебный процесс подготовки бакалавров, связанный с конкретными видами
традиционного прикладного искусства, экспериментально доказана ее
эффективность.
Теоретическая значимость исследования:
определены и раскрыты исторические этапы формирования в высшем образовании понятия «декоративный рисунок» как учебной метадисциплины в структуре образования бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства на основании положений интегративной методологии профессионального образования;
установлены принципы отбора содержания и разработано содержание метадисциплины «Декоративный рисунок», которая является результатом интеграции двух разделов или направлений: «Декоративный рисунок для всех видов традиционного прикладного искусства» (инвариантная часть
метадисциплины) и «Декоративный рисунок по видам традиционного прикладного искусства» (вариативная часть метадисциплины);
- выявлены и раскрыты подготовительный, репродуктивный и
продуктивный этапы процесса освоения содержания метадисциплины
«Декоративный рисунок» и разработана методика обучения этой метадисциплине,
представляющая собой сложную систему методик, направленных на освоение
содержания ее инвариантной и вариативной частей;
- систематизированы художественно-технологические приемы и их
сочетания, используемые студентами для преобразования изображаемых объектов
в декоративную форму на занятиях по декоративному рисунку, в две группы:
первая – единые для всех образовательных профилей традиционного прикладного
искусства, вторая – единичные (индивидуальные, частные) для конкретного
профиля;
- разработаны методы, средства, формы и среда обучения декоративному
рисунку в условиях вуза для будущих бакалавров по конкретным профилям
традиционного прикладного искусства.
Практическая значимость исследования:
- внедрена интегративная модель содержания обучения декоративному
рисунку будущих бакалавров при подготовке бакалавров по направлению
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;
- разработана учебная программа «Декоративный рисунок», включающая
инвариантную и вариативную части и способствующая развитию умений
трансформировать натурные объекты в условно-плоскостную декоративную
форму в соответствии с видами традиционного прикладного искусства;
- разработана метаметодика обучения студентов декоративному рисунку,
обеспечивающая адресное методическое обеспечение учебного процесса.
Результаты научного исследования были использованы в Высшей школе народного искусства и ее филиалах, расположенных в центрах традиционного прикладного искусства.
Методолого-теоретическую основу исследования составили:
- концепции ученых, направленные на развитие традиционного прикладного
искусства в контексте сохранения общенациональной культурной традиции
(А.В. Бакушинский, Е.А. Лапшина, Д.С. Лихачев, В.Ф. Максимович,
М.А. Некрасова, Т.М. Носань, И.Н. Уханова, Н.Н. Шамрай);
- положения теории и истории изобразительного искусства, методика его
преподавания (Э.Л. Белютин, Б.Р. Виппер, Н.М. Молева, Б.А. Раушенбах,
Н.Н. Ростовцев, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов);
- традиции отечественной высшей школы в сфере профессионального
художественного образования (П.В. Гусева, С.Н. Денисова, А.А. Дейнека, В.В.
Кандинский, Н.П. Кардовский, С.П. Ломов, А.П. Сапожников, П.Е. Серов, П.П. Чистяков, В.А. Фаворский);
- теоретические работы по методологии, теории и методике
профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства,
специфике содержания образования специалистов и бакалавров в области
традиционного прикладного искусства (М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева,
Н.Ю. Дунаева, В.Ф. Максимович, Е.В. Сайфулина, О.В. Федотова).
Для решения поставленных задач использовали следующие методы: интеграция, дифференциация, анализ и синтез в области педагогики, контент-анализ, эксперимент, включенное наблюдение, тестирование, анкетирование студентов и преподавателей, анализ художественно-творческих работ студентов, метод экспертных оценок и др.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» в Санкт-Петербурге и ее филиалы - Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, Московский филиал.
Этапы исследования:
1-й этап исследования – научно-поисковый (2011-2012 гг.). Проблемный
анализ исторических и литературных источников по теме исследования,
всестороннее изучение исторической, учебно-методической, научной литературы
по теме преподавания декоративного рисунка, изучение истории преподавания
декоративного рисунка в системе профессионального образования, сравнительный
анализ учебных программ, анализ преподавательской деятельности при обучении
декоративному рисунку. Выбор методологических подходов, базовых
теоретических положений исследования и проведение поисково-констатирующего этапа эксперимента.
2-й этап исследования - научно-экспериментальный (2013-2014 гг.). Создание интегративной модели содержания декоративного рисунка, разработка методов и методик реализации модели, проведение формирующего эксперимента, написание текста первой главы диссертации.
3-й этап исследования - заключительный (2014-2016 гг.). Проверка в
эксперименте гипотезы исследования, внедрение интегративной модели,
обобщение данных эксперимента, корректировка основных положений
исследования с учетом полученных данных, формулирование основных положений и выводов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1) Развитие традиционного прикладного искусства, одной из главных регионально-исторических особенностей которого является декоративность, зависит от овладения обучающимися профессиональными компетенциями, формируемыми декоративным рисунком и являющимися одними из важнейших при интеграции знаний академической рисовальной школы в традиционное
прикладное искусство, что доказано использованием исторического и
интегративного подходов к выявлению сущности образовательного понятия
«декоративный рисунок», определением содержания и взаимосвязи учебных
дисциплин «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» и
установлением всего комплекса компетенций бакалавров, формируемых во время обучения декоративному рисунку по конкретным видам традиционного прикладного искусства.
2) Специфика содержания обучения декоративному рисунку состоит в
интегративности и одновременно дифференцированности, что предопределяет
подготовку студентов к профессиональной художественно-творческой
деятельности в конкретном виде традиционного прикладного искусства
(художественной вышивке, художественном кружевоплетении, декоративной
росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, художественной резьбе по
кости и др.). С этих позиций выделена и обоснована метадисциплина
«Декоративный рисунок» в структуре учебных дисциплин подготовки бакалавров
по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по
профилям традиционного прикладного искусства, которая является результатом
интеграции таких направлений как: «Декоративный рисунок для всех видов
традиционного прикладного искусства» (инвариантная часть метадисциплины) и
«Декоративный рисунок по видам традиционного прикладного искусства»
(вариативная часть метадисциплины), что способствует формированию
фундаментальных знаний и умений в декоративном решении рисунка будущим художникам.
3) Интегративная модель содержания обучения декоративному рисунку в
системе подготовки бакалавров в области традиционного прикладного искусства,
структурно включающая методолого-теоретические основания, цель и задачи
отбора содержания обучения, содержание инвариантной и вариативной частей
метадисциплины «Декоративный рисунок», дидактическое обеспечение
содержания обучения, особенности деятельности преподавателя по реализации
содержания, компетенции, формируемые содержанием обучения декоративному
рисунку:
- обусловила применение педагогических требований моделирования к
содержанию метадисциплины «Декоративный рисунок», определения и
использования дидактических закономерностей и принципов;
- способствовала установлению системных связей между целью, задачами,
вариативной структурой содержания, деятельностью преподавателей и
формируемыми компетенциями студентов.
4) Учебный процесс освоения содержания метадисциплины «Декоративный
рисунок», разделенный на этапы: подготовительный, репродуктивный и
продуктивный, – обеспечивается системой методик (метаметодикой) обучения.
Данная метаметодика объединяет в себе методику обучения, направленную на освоение содержания инвариантной части метадисциплины «Декоративный рисунок», и методику обучения, направленную на освоение содержания вариативной части метадисциплины «Декоративный рисунок», которая состоит из нескольких частных методик - методик обучения декоративному рисунку, соотнесенных с конкретным видом традиционного прикладного искусства, что является базовым условием обучения декоративному рисунку.
Достоверность результатов исследования обеспечивается применением
исторического, интегративного и компетентностного подходов, теоретических
положений дидактики профессионального образования; комплекса методов в
теоретическом и экспериментальном исследованиях, адекватных предмету, цели и
задачам диссертационного исследования; анализом и статистической обработкой
результатов экспериментального исследования; сравнением гипотезы
исследования с результатами работы; успешным внедрением полученных достижений в образовательную практику.
Обоснованность полученных выводов и рекомендаций исследования обеспечивается анализом педагогической и специальной литературы по обучению декоративному рисунку в художественном вузе; теоретическим раскрытием и экспериментальным подтверждением дидактических принципов и требований; анализом результатов исследования и формулированием выводов.
Апробация результатов исследования. Экспериментальные исследования
осуществлялись в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» и
ее филиалах. Результаты исследования были представлены на международных
научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и
образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития»,
(Санкт-Петербург,2006, 2008 - 2010, 2012 гг.), Всероссийских научно-
практических конференциях «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2012-2014 гг.), Межрегиональных годичных научных чтениях «Актуальные проблемы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства» (Санкт-Петербург, 2013-2015гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в Высшей школе народных искусств (Санкт-Петербург) и ее филиалах - Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова, Московском филиале.
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 175 наименований и четырех приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 252 страницы.
Современное содержание обучения студентов вуза декоративному рисунку с учетом конкретных видов традиционного прикладного искусства..
В образовательном направлении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» учебная дисциплина «Декоративный рисунок» (как показали исследования) не использовалась вузами в качестве интегрированной ступени в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства.
История возникновения и развития декоративного рисунка как выражения условного восприятия действительности уходит своими корнями в глубокую древность. Декоративный рисунок как искусство заполнения нефункциональных плоскостей зародился в самый ранний период истории человечества [141]. Первый осмысленный взгляд человека на природу был условным, в противном случае он не был бы осмысленным, поскольку осмысление есть обобщение, упрощение и стилизация. Первые образцы наскальной живописи, первобытные изображения животных, представляют собой примеры декоративной условности, доказывая, что сама художественная изобразительность возникла из условности стиля, обобщения видимой формы, способность к которому существовала у человека изначально, и знаменовала собой начало творческого мышления. Развитие художественного творчества началось с осознания необходимости условного обобщения [121, c.5, 59].
Проблема профессионального художественного образования была поставлена достаточно рано, однако подход к ней был иным и преследовал цели, кардинально отличающиеся от целей профессионального образования в наши дни. Художественные школы Древней Греции и Рима, развивали художественные представления о большой пластической форме в пространстве, развивалось учение о пропорциях (Фидий, Поликлет, Мирон). Деятельность художественных школ времен Римской Империи, Итальянского Возрождения XIV века, возглавляемые великими мастерами живописи (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль), архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Романо, А. Палладио), скульптуры и прикладных искусств (Б. Челлини), XIV-XVIII веков, художественные школы нового и новейшего времени продолжили это развитие. Сущностно следует различать понятия «декоративный рисунок» и «декоративная графика». В истории искусства есть понятия – «академический рисунок», «декоративная графика» и «декоративный рисунок» [85, 121].
Академический рисунок – вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка невозможно грамотно вести работу над художественным произведением [126, с.6].
Рисунок является технической базой изобразительных искусств, он глубоко изучается художниками, скульпторами и архитекторами (учебная дисциплина «Академический рисунок»). Рисунки создаются художниками в процессе изучения натуры (наброски, штудии), при поиске композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны), при разметке живописной картины (подготовительный рисунок под живопись). Рисунок как самостоятельное произведение – станковый рисунок (по аналогии со станковой живописью) – образует в истории изобразительного искусства отдельный вид графики. Под категорию станкового рисунка подпадают также исторически известные рисунки значительной эстетической ценности, независимо от первоначального предназначения. С живописью рисунок сближает его уникальность, тогда как такие произведения печатной графики, как гравюры и литографии могут распространяться во множестве равноценных экземпляров [96].
С помощью графического рисунка можно передать не только форму и степень прозрачности и освещенности тела (с помощью вышеназванных элементов), но и «передать» цвет – посредством черно-белого (в случае черно-белого рисунка) оттенка, соответствующего данному цвету [28].
Академический рисунок представляет собой единое целое, принципы которого выработаны реалистической академической школой. Этой школой созданы принципы, на которых непосредственно основывается рисовальная практика. Это теория об объемной пластической форме и ее изображении, в которой различаются «форма явления», «форма восприятия» и «форма изображения», движение от одного к другому составляют изобразительный процесс, который выражает закономерности художественного мышления. Художественное, профессиональное понимание формы основывается на трех этапах – существование предмета, его восприятие, его изображение. Ключевым моментом здесь является именно восприятие, то есть понимание, анализ формы, который превращает простого зрителя в художника.
Являясь вспомогательным средством для живописи или архитектурного проекта, статуи или декоративного украшения ювелирного изделия, рисунок вместе с тем имеет вполне самостоятельное значение.
Декоративная графика – это вид изобразительного искусства, основные изобразительные средства которого – линия, точка и пятно [28]. Декоративная графика – совокупность элементов графического решения рисунка, не имеющие функциональной нагрузки и которые наносят на поверхность изображаемых предметов для обеспечения эстетичности внешнего вида. Декоративная графика – один из главных видов графики (наравне с монументальной и станковой) [11]. Термин произошел от греческого глагола «grapho» – пишу, рисую. Слово «графика» предполагало письмо и каллиграфию, лишь в конце XIX века при появлении печатной отрасли и возрастанию популярности линейных контрастных рисунков, графику стали воспринимать как одну из разновидностей художественного искусства, которая имеет самостоятельное значение.
Разработка интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства
После того, как обучающиеся получили первоначальные знания о строении объемной пластической формы в пространстве, о применении на практике законов линейной перспективы, вводятся задания по рисованию несложных растений и веток с листьями, далее задания по рисованию простых цветов.
За этими заданиями следуют первые задания по метадисциплине «Декоративный рисунок», касающиеся декоративных переработок натурных рисунков в декоративные решения.
Таким образом, дисциплины «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» не просто взаимосвязаны, но с точки зрения содержания объединены в одну образовательную систему. На основе содержания «Академический рисунок» выстраивается содержание метадисциплины «Декоративный рисунок».
Следующий этап программы дисциплины «Академический рисунок» – задания по рисованию простых натюрмортов. После освоения студентами рисования простых натюрмортов в рамках программы метадисциплины «Декоративный рисунок» ими выполняются декоративные переработки этих рисунков. На всем протяжении обучения академическому рисунку и декоративному рисунку обе программы выстроены по принципу «от простого к сложному» (см. Приложение Б). После простых натюрмортов в дисциплине «Академический рисунок» студенты рисуют с натуры чучела птиц и животных, а на занятиях по метадисциплине «Декоративный рисунок» выполняют задания по их декоративному решению.
Далее, в рамках дисциплины «Академический рисунок» следует рисование несложных натюрмортов с включением чучел птиц и животных, а на метадисциплине «Декоративный рисунок» студенты проводят их декоративные переработки. Заключительным заданием для первого курса является рисование тематического натюрморта средней сложности с включением чучела животного (дисциплина «Академический рисунок») и его декоративное решение (метадисциплина «Декоративный рисунок»).
Занятия по двум рассматриваемым дисциплинам для второго курса начинаются со знакомства с законами изображения человека. По дисциплине «Академический рисунок» студенты поэтапно выполняют задания по: рисованию черепа человека, гипсовой анатомической головы, гипсовых частей лица статуи Давида Микеланджело, гипсовой головы античного слепка. Эти задания не имеют соответствия в программе метадисциплины «Декоративный рисунок» и являются инвариантными. В содержании метадисциплины «Декоративный рисунок» представлено в первом семестре второго курса выполнение зарисовок головы живой модели мягкими рисовальными материалами. Здесь программа по метадисциплине «Декоративный рисунок» ВШНИ соприкасается с программой по рисунку Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Разница состоит в том, что подход к декоративному изображению с применением мягких рисовальных материалов во ВШНИ играет вспомогательную роль, как метод формирования способности обучающихся к обобщенно-плоскостному восприятию видимого мира, которая в дальнейшем получает развитие при более углубленном изучении применения декоративно-орнаментальных изобразительных приемов. Второй семестр второго курса по программе дисциплины «Академический рисунок» студенты продолжают знакомство с принципами натурного изображения головы человека. Ими выполняются задания по рисованию сложной гипсовой головы портретного характера (Давид Микеланджело, Геракл Фарнезе, Вольтер), затем студенты переходят к изображению головы живой модели. Эти задания относятся к инвариантной части программы дисциплины «Академический рисунок». По программе метадисциплины «Декоративный рисунок» декоративных переработок этих заданий не проводится.
Задание «Рисунок головы натурщика в головном уборе» относится к вариативной части программы дисциплины «Академический рисунок». По программе метадисциплины «Декоративный рисунок» выполняется декоративное решение этого задания.
Разделы программ по дисциплинам «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» для третьего и четвертого курсов обучения является их вариативными частями. На занятиях по дисциплине «Академический рисунок» студентами выполняются рисунки сначала гипсовых слепков анатомической фигуры и зарисовки, затем длительные рисунки живой модели в театральных и народных костюмах. На занятиях по метадисциплине «Декоративный рисунок» студенты выполняют их декоративное решение.
Специфика отбора содержания по метадисциплине «Декоративный рисунок» определяется в соответствии с профилем и диктуется общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [157]. В то же время компетенции для бакалавров в образовательном стандарте не различается по профилям традиционного прикладного искусства. Образовательный стандарт в этом смысле предоставляет определенную свободу отбора содержания дисциплины, сообразуясь со спецификой профилей. В Приложении В продемонстрированы примеры декоративного решения натурных объектов, выполненных студентами во время обучения по метадисциплине «Декоративный рисунок» (инвариантная часть). Специфика отбора содержания учебной дисциплины «Академический рисунок» на 3-м и 4-м курсах в вариативной части для различных профилей по результатам исследования выражается следующими технологическими этапами: 1) отбор заданий для натурного изображения обусловлен требованием специфики содержания учебной метадисциплины «Декоративный рисунок» по профилям; 2) отбор предметов изображения (содержания заданий) обусловлен спецификой содержания метадисциплины «Декоративный рисунок»; 3) выбор изобразительного приема определяется содержанием заданий по каждому профилю; Программа метадисциплины «Декоративный рисунок» носит более углубленный вариативный характер, чем программа дисциплины «Академический рисунок». Задания вариативного характера имеются уже на 1-м и 2-м курсах (см. таблицу 3). Специфика содержания каждого задания определяется требованиями конкретного профиля традиционно прикладного искусства.
Методика обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства
В результате обучения декоративному рисунку у студентов – будущих бакалавров по различным профилям традиционного прикладного искусства будет сформировано условно-абстрактное восприятие наблюдаемых объектов. Для этого студенты должны обладать:
1) знаниями, понятиями и навыками в восприятии, переосмыслении и изображении объективной пластической формы и трансформации ее в условно-плоскостное изображение;
2) знанием технологии изобразительных материалов, графических возможностей и техники декоративного рисунка;
3) умением применить полученные знания на практике при создании декоративных решений в стилистике различных видов традиционного прикладного искусства;
4) приемами линейно-графического и силуэтно-пятнового декоративного решения, использованием их для повышения качества проектных работ при разработке технического рисунка (отрисовки) по программам дисциплин «Проектирование», «Совершенствование мастерства».
Ввиду того что содержание метадисциплины «Декоративный рисунок» включено в систему профессиональной подготовки бакалавра традиционного прикладного искусства, оно адаптировано к художественно-технологическим особенностям различных видов традиционного прикладного искусства и тем самым содержание обучения декоративному рисунку активно включено в создание общепрофессиональной базы для формирования профессиональных компетенций бакалавра по различным видам традиционного прикладного искусства.
В процессе обучения студент не только получает общехудожественную подготовку как основу для профессионального самосовершенствования, но практически овладевает декоративным рисунком, что позволяет решать конкретные изобразительные задачи, связанные со спецификой того или иного профиля.
Декоративно-графическое изображение создается на основе рисунка с натуры, выполненного на практических занятиях по дисциплине «Академический рисунок». Точно воспроизведенная, характерная форма изображаемого объекта, ясная конструкция, линейно-графическое и тональное решение, острый, выразительный силуэт, понимание студентами художественно-технологических, колористических и орнаментальных особенностей различных видов традиционного прикладного искусства дают возможность перейти к поиску условно-плоскостного, декоративного решения.
При этом общей целью выполнения декоративного решения во время занятий по метадисциплине «Декоративный рисунок» является нахождение убедительного композиционного, пластического и орнаментального решения изображения натурного объекта или группы объектов на картинной плоскости, сохранив, подчеркнув и усилив его характерность и выразительность.
Выдвинутая общая цель трансформируется в следующие задачи: - выявить структуру, силуэт и линейную форму изображаемых объектов как способ передачи их образа и характера; - на основе выявленного характера изображаемого, а также специфики изучаемого профиля традиционного прикладного искусства обосновать применение того или иного изобразительного приема; - в соответствии с выбранным изобразительным приемом выстроить технологический процесс выполнения декоративного решения, определить набор используемых художественных материалов; - поэтапно осуществить процесс выполнения декоративного решения от поискового эскиза до исполнения декоративной работы в заданном формате.
Особое значение приобретает точность рисунка, ввиду того что точный рисунок с натуры – необходимая часть декоративной переработки, так как изображаемый объект рисуется с проработкой важных деталей.
Декоративно-графическое изображение, созданное студентами в процессе его трансформации, сохраняет основной характер изображаемых объектов и остается узнаваемым.
Важным с дидактической точки зрения является овладение студентами приемами преобразования изображаемых объектов в декоративную форму Например, изменение пропорций, соотношений масштабов отдельных элементов студенты обязаны осуществлять сознательно в процессе поиска образной выразительности. С этой точки зрения подробнее остановимся на изобразительно-декоративных приемах выполнения декоративных решений, которыми должны постепенно овладеть студенты в процессе своего обучения декоративному рисунку.
Все приемы можно разделить на единые для всех образовательных профилей традиционного прикладного искусства и единичные (особенные, частные) для конкретного образовательного профиля.
Единым изобразительно-декоративным приемом выполнения декоративных решений является трансформация. Во всех изображаемых студентами объектах заложена геометрическая конструкция. Основная задача, которая ставится перед студентами в работе с натуры и в работе над трансформацией, состоит в том, чтобы увидеть эту геометрическую конструкцию и почувствовать ее характер. Как известно, существует множество основных форм. Это плоские геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, а также объмные формы – шар, цилиндр, куб, конус, пирамида, призма. Эти основные формы формируют сложносоставную форму любого объекта, их элементы хорошо просматриваются в основном силуэте формы. Использование условной геометризации, вписывание изображаемых объектов в геометрические формы позволяет трансформировать объемные формы в декоративно-графические, плоскостные. В декоративно-графическом изображении выявляется симметрия (центральная, осевая, зеркальная, а также симметрии преобразования: перенос, отражение, вращение) и асимметрия (отсутствие или нарушение симметрии) формы, ритм размещения элементов.
Экспериментальная апробация интегративной модели содержания обучения студентов декоративному рисунку в высшем образовании по профилям традиционного прикладного искусства
Целью экспериментальной работы было практическое подтверждение теоретических положений данного исследования, внедрение в образовательный процесс вуза интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров в области традиционного прикладного искусства. На основе интегративного подхода было сформировано современное содержание обучения метадисциплине «Декоративный рисунок». Основным системообразующим звеном экспериментальных исследований выступает интеграция, которая рассматривалась на нескольких уровнях: - интеграция содержания учебной метадисциплины «Декоративный рисунок»; - интеграция образовательных пространств общепрофессионального и профессионального уровней при освоении инвариантной и вариативной частей метадисциплины; - интеграция и дифференциация в создании и внедрении методик обучения декоративному рисунку.
Задачами экспериментального исследования были: - установить, согласно разработанной интегративной модели, каким образом осуществляются междисциплинарные связи в образовательной практике между учебными дисциплинами «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» и дисциплинами «Академическая живопись», «Декоративная живопись», «Основы композиции», «Технический рисунок», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Цветоведение и колористика», «Проектирование», «Специальная композиция», «Основы производственного мастерства», «Совершенствование мастерства»; - выявить и сравнить результаты освоения содержания обучения декоративному рисунку в группах студентов, участвующих в констатирующем и формирующем экспериментах; откорректировать содержание инвариантной и вариативной частей содержания обучения декоративному рисунку; - выявить, использование на практике смоделированных методов, средств, форм организации, среды и метаметодики обучения при внедрении разработанного содержания обучения декоративному рисунку; в какой мере выбор изобразительных приемов создания декоративного решения натурного изображения обусловлен конкретными видами традиционного прикладного искусства и специфическими требованиями учебных дисциплин «Совершенствование мастерства» и «Проектирование»; как воплощаются эти изобразительные приемы в специфике профилей традиционного прикладного искусства – «Лаковая миниатюрная живопись», «Декоративная роспись по металлу», «Художественная роспись ткани)», «Художественное кружевоплетение», «Художественная вышивка», «Ювелирное искусство», «Художественная резьба по кости»; - представить результат процесса формирования профессиональных компетенций при освоении содержания метадисциплины «Декоративный рисунок» по конкретному профилю Приведенные выше задачи определили следующие направления исследования: деятельностно-компетентностное, дидактическое и методическое. Экспериментальной базой исследования являлась Высшая школа народных искусств и е Мстрский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Ф. Модорова и Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова. Общее количество студентов, принявших участие в эксперименте, составило – 54 человека, преподавателей – 15.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены через публикации, выступления с сообщениями и докладами на научно-практических конференциях, семинарах и научных чтениях в (2005-2015 гг.).
Нормативной предпосылкой проведения эксперимента стало то, что во время проведения данного диссертационного исследования определен согласно федеральным нормативным документам переход высшего образования от подготовки по специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство», специализациям – видам традиционного прикладного искусства, к подготовке по направлению 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по квалификации «бакалавр». В этой связи были определены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции бакалавра [158]. Эти компетенции были вновь сформулированы, так как действующим Федеральным государственным стандартом [157] предъявлялись несколько иные требования. В связи с этим в структуре отбора и организации содержания обучения декоративному рисунку в высшем образовании по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» квалификации бакалавр по профилям традиционного прикладного искусства произошли изменения: - при подготовке бакалавра срок обучения составляет 4 года, для освоения содержания обучения академическому и декоративному рисунку отведено 3,5 года, в то время как срок подготовки специалиста составлял 6 лет, из них обучение академическому рисунку проводилось в течение 5-ти лет; - в подготовке бакалавров существуют две самостоятельных дисциплины «Академический рисунок» и «Декоративный, тогда как содержание обучения академическому рисунку для специалистов включало в себя комплекс заданий по декоративному рисунку и эти две составляющие – академическая и декоративная часть являлись единым учебной дисциплиной «Академический рисунок»;
В связи с требованиями действующего ФГОС возникла необходимость отбора и формирования содержания учебной дисциплины «Декоративный рисунок», определения ее специфики, выработки более эффективных методов ее освоения за более короткий срок обучения. Поскольку в течение 2011-2015 гг. часть учебных групп студентов, обучающихся по специальности «художник декоративно-прикладного искусства» направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство», продолжали обучение в Высшей школе народных искусств, а подготовка по квалификации «бакалавр» по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» уже началась в вузе, появилась возможность проведения сравнительного эксперимента, когда результаты освоению нового содержания обучения академическому и декоративному рисунку в бакалавриате могли быть сравнены в результатами обучения по специальности. Были определены контрольные группы студентов, обучавшихся по направлению «Декоративно-прикладного искусства» (модель А) и экспериментальные группы, обучавшиеся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» квалификации «бакалавр» (модель Б).
Нормативной дидактической основой экспериментального исследования являлись: учебные планы, учебные программы высшего образования, компетенции, связанные с усвоением содержания обучения декоративному рисунку; методы проблемно-развивающего обучения, критериальное оценивание учебно-творческих работ, показатели эффективности систем обучения.
Методы экспериментального исследования представляли собой систему определенных норм познания, правил, действий и приемов. Они включали в себя не только практические (компонентный анализ выполненных заданий обучающимися, просмотры семестровых работ, беседу, интервью и анкетирование, тестирование, экспертизу), но и специфические методы теоретического анализа (анализ программ учебных дисциплин, моделирование анкет для студентов и вопросника для преподавателей, сравнение экспериментальных данных и результатов).
В экспериментальной работе использовался компонентный анализ, который представляет собой способ анализа выполненной работы, направленный на выделение составных частей изобразительной системы знаков, или семантических компонентов, а также на выяснение принципов их выбора и соединения в структурной организации декоративного решения. Выявление предельных составляющих (компонентов) изобразительной единицы как дифференциальных признаков, позволяет отличать разные изобразительные единицы одного уровня друг от друга.