Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования испанского регионального автономизма 16
1. Регионалистское государство как специфическая форма политико-территориального устройства страны 20
2. Консенсусно-концептуальный базис испанского Государства Автономий 43
Глава 2. Государство Автономий: социология политических институтов 59
1. Институциональная асимметрия испанского регионалистского государства 65
2. Испанский регионализм и «Европа регионов» 91
3. Факторы конструирования толерантного общества 102
Глава 3. Испанский регионализм: социология политического сознания .120
1. Лингвистический плюрализм 125
2. Восприятие политико-территориального устройства 128
3. Этническая конфликтогенность 136
4. Дуализм в этническом самосознании испанцев 143
Заключение 155
Библиография
- Консенсусно-концептуальный базис испанского Государства Автономий
- Испанский регионализм и «Европа регионов»
- Факторы конструирования толерантного общества
- Восприятие политико-территориального устройства
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена важностью глубокого социологического осмысления причин происходящей в мире этносоциальной и этнополитической мобилизации, необходимостью поиска эффективных демократических мер предотвращения и противодействия агрессивному сепаратизму, националистическому радикализму, межэтнической розни. С этими феноменами столкнулись в недавнем прошлом СССР, Чехословакия, Югославия (специфика этнической конфликтогенности предопределила различия в формах их распада), а также Бельгия, Канада, Великобритания, Франция, Испания и другие страны, находящиеся на стадии постиндустриального развития.
Одним из инструментов устранения конфликтогенности межэтнических отношений все в большей степени выступает политико-территориальная децентрализация и автономизация, ориентированные на передачу дополнительных прав и полномочий регионам, расширение местного самоуправления. Процесс государственной децентрализации как одной из знаковых тенденций современного мира приобретает разнообразные формы, обнаруживает потенциальные возможности субнациональных образований. Всесторонний анализ региональной проблематики, с которой сталкиваются европейские демократические государства, обретает практическое значение. В этом контексте представляет актуальность социологическое исследование испанского опыта регионального автономизма, воплощаемого на практике в общетерриториальной и этнотерриториальной модели государственного устройства, именуемой Государство Автономий.
Одна из отличительных черт Испании - полиэтничность. Исследование проблематики регионального автономизма этой страны было бы односторонним без учета этносоциологических факторов, представляющих глубинные социальные связи и отношения внутри этнических и иных
4 социальных групп и между ними. Анализ этих факторов, включающих различные параметры коллективного сознания испанцев как одного из источников саморазвития государственной модели Испании, представляется важной составляющей данной работы. Государство Автономий способно служить междисциплинарным «исследовательским полем», где теоретические и практические обобщения выявляются именно на стыке этносоциологии, этнополитологии и правоведения. В этом междисциплинарном контексте особое внимание заслуживает изучение феномена двойственного (дуалистичного) национального самосознания испанцев и его влияния на устойчивость, стабильность испанского общества и государства.
Вместе с тем более чем двадцатилетний опыт существования испанского Государства Автономий подтверждает жизненность этой модели, способной, несмотря на концептуальные и практические изъяны, содействовать снижению этнической конфликтогенности и выходить на цивилизованные способы урегулирования межрегиональных споров и конфликтов. Государство Автономий как воплощение практики регионального автономизма пользуется широкой поддержкой населения Испании, о чем свидетельствуют изложенные в диссертации результаты социологических исследований.
Учитывая важность данной проблематики для России, анализ опыта зарубежных стран, в частности Испании, в решении этносоциальных и этнополитических проблем путем разумной и последовательной региональной автономизации представляется весьма важным и актуальным.
Хронологические рамки исследования: Выбор хронологических рамок исследования объясняется тем, что 70-90-е годы XX столетия - особо важный и ответственный этап современной истории Испании, период глубоких социально-политических реформ, утверждения демократии, высокой этнокультурной мобилизации национальных меньшинств, становления новой политико-территориальной модели государственного устройства.
1 См. подробнее: Данилович И.В. Автономизация ИспанииУ/Полис. - 1995.- №5.- С. 121-129.
Разработанность темы диссертационного исследования.
Проблематика регионального автономизма Испании привлекает внимание многих исследователей. Приоритетное место занимают работы ведущих отечественных историков, политологов-испанистов С.П.Пожарской1, Р.П.Прицкер2, И.В.Данилевич3, С.М.Хенкина4 и др. Речь идет об анализе начального периода строительства Государства Автономий, исторических корнях социально-политического консенсуса и проявлений толерантности плюралистического испанского общества5.
Исторический генезис полиэтничности Испании рассматривается Т.Б.Коваль; современная этническая проблематика представлена работами Б.Н.Нарумова и А.Н. Кожановского7.
Конституционные документы Испании проанализированы в работах российских юристов и государствоведов А.Г.Орлова, В.Е.Чиркина, Р.В.Енгибаряна и Э.В.Тадевосяна и др. Именно в правовой литературе последних лет было определено место Испании как «регионалистской модели»8 в типологии государств.
1 Пожарская СП. Особенности формирования национально-государственного комплекса на Пиренейском
полуострове (на примере Испании)У/Проблемы испанской истории. - М., 1984; ее" же: Испания.//Всемирная
история, т.ХШ. - М.,1993.
2 Прицкср Д.П. Национальная и региональная проблематика современной Испании. //Расы и народы. Вып 10. -
М., 1980.
3 Данилевич ИВ. Испытание властью: Испанская социалистическая рабочая партия в 80-е годы. - M., 1991. Ее
же: Автономизация Испании.//Полис, 1995, №5. Данилевич И.В. Церковь и политика//От нетерпимости к
согласию. - М., 1999; Витюк ВВ., Данилевич И.В. Испанская церковь и ее отношения с гражданскими
институтами в условиях перехода от авторитаризма к демократии//Гражданское общество: теория, история,
современность. - М., 1999.
4 Хенкин СМ. Испания после диктатуры. Социально-политические проблемы перехода к демократии. - М.,
1993. Его же: Политика пакта: испанские иллюстрацинУ/Полис, 1996, J65.
5 Фадеев ДА. Опыт политики переходного периода (Испания после Франко) //Полис, 1991, №5; Черкасова Е.Г.
Испания: переход к демократии и национальный вопрос//МэиМО, 1994, №4; Левошенко С.А. Регионализм в
Испании: проблемы децентрализации и государственного управления и создания «государства автономий»:
Автореф.дис. канд полит.наук. - М.. 1994.
' Коваль Т.Е. Испания: регионы, этносы, языкиУ/Расы и народы. Вып.14.- М., 1984; ее же: Две тенденции в
этносоциальном развития франкистской Испании: Дис.канд.нст.наук. -М., 1988.
7 Кожановский А.Н. Народы Испании во второй половине XX в. (Опыт автономизации и национального
развития). - М.,1983; его же: Испания: автономия для регионовУ/Федерализм и региональные отношения (Опыт
России и Западной Европы).-М., 1999; Нарумов Б П. Соотношение языка, этноса и государственности на
Пиренейском полуострове//Язык - культура - этнос. - М-, 1994.
* Конституционное право зарубежных стран. /Под общ.ред. М.В.Баглая. - M., 1999.-С602; Чиркин BE.
Государствоведение: Учебник.-М., 1999.-С. 191; Ентибарян P.B., Тадевосян Э.В. Конституционное право:
Учебник. - М, 2000.- С.287.
Особую группу составляют труды отечественных обществоведов,
которые через призму различных подходов раскрывают общие теоретические и
практические проблемы федерализма, регионализма, интеграции и
глобализации, проявляющиеся как в нашей стране, так и за рубежом. К ним
относятся работы Р.Г.Абдулатипова, Э.А.Баграмова, М.Н.Губогло, Л.М.
Дробижевой, М.С.Джунусова, А.Г.Здравомыслова, М.В.Ильина,
М.О.Мнацаканяна, Н.Е.Покровского, Э.В.Тадевосяна, Т.Т.Тимофеева, В.А.Тишкова, А.В.Шестопала и др.
Важными с информационной точки зрения представляются работы российских дипломатов, работавших в Испании в последние годы, в которых дается обстоятельный и высокопрофессиональный анализ «из первых рук» широкой проблематики двусторонних отношений. В первую очередь, это книга Ю.В.Дубинина (посол РФ в Испании в 1978-1986 гг.), а также аналитическая статья В.Г.Комплектова (посол РФ в Испании и Андорре в 1994-1999 гг.) и др.1
Научную литературу испанских ученых, проанализированную диссертантом по теме исследования, можно условно разделить на общую политико-социологическую2, общую историческую3 и специальную, посвященную проблематике регионов, опасности национализма и сепаратизма4.
В испанской социологической литературе выделяются, прежде всего, монография Л.Морено5 и работа профессора Наваррского университета
1 Дубинин Ю.В. «Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании». - М., 1999; Комплектов В.Г.
«Взаимодействие геофафнческих полюсов Европы»Шежлународная жизнь, 1997, №2. В этом выпуске
журнала все статьи и выступления посвящены 20-летию дипломатических отношений России и Испании.
2 Fundamentos de Ciencia Politica.-Madrid, 1994; Sistema Politico Espaflol.-Madrid, 1995; Soli Tura J. Autonomlas,
federalismo у autodeterminacidn.-Bilbao, 1990; Elorriaga G. La batalla de las autonomlas.- Madrid, 1983; Pasado,
presents у future de las Comunidades Autonomas/Martln-Retortillo S., Ballesteros A, Castells A.-Madrid, 19S9.
R. de la Cierva Historia total de Espafla-. Madrid, 1998; Tusell J., Soto A. (eds). Historia de la transicion (1975-1986).- Madrid, 1996; Gonzales Anton L. Espafla у las Espanas.- Madrid, 1997.
4 Rojo Salgado A. El significado у las posibilidades de la autonomla у de la regionalizacidn politica.- A Coruna, 1992; РІаІбп M. La amenaza separatista. Mito у realidad de los nacionalismos en Espafla.- Madrid, 1994; Rubiralta Casa F. El nuevo nacionalismo radical. Los casos gallego, Catalan у vasco (1959-1973).- Donostia, 1997; Agilerade Prat, C.R. Nacionalismos у Autonomlas.- Barcelona, 1993; Basida X. La пасібп espanola у el nacionalismo constitutional.-Barcelona, 1998.
3 Moreno L. La federalization de Espafla. Poder politico у territorio,- Madrid, 1997; era же:Сопсштепсіа multiple
etnotemtorial/ZCLAVES de Razon Practica, 1997, num.73, pp.24-31.
7 Ф.Гонсалеса1. Отметим также работы профессора кафедры политической теории Мадридского Университета Комплутенсе Р.Котарело2. В испанском научном подходе к исследованию политико-территориального устройства страны выделяется эмпирико-фактологическая составляющая, в частности обстоятельные социологические опросы3.
Объектом исследования является проблематика современной Испании в последние десятилетия XX века в плане политико-территориального устройства полиэтнической страны.
Предмет исследования - генезис и социальная сущность испанского регионального автономизма, его правовая и политическая оформленность в виде Государства Автономий; система внутренних связей и взаимозависимостей государственной модели с этнонациональным и региональным общественным сознанием Испании в 1970-90-е годы XX в.
Цель исследования — комплексно-системный анализ развития испанского регионального автономизма и отражение результатов этого процесса в политическом сознании испанского общества; раскрытие механизма функционирования Государства Автономий в контексте сложной региональной этносоциальной и этнополитической проблематики Испании.
Решение следующих задач предусмотрено диссертантом для достижения обозначенной цели: 1) рассмотреть исторические, социально-политические, этнокультурные и языковые предпосылки испанского регионального автономизма; 2) дать анализ возникновения, становления и функционирования Государства Автономий как особой политико-территориальной модели, обусловленной стремлением к политическому и законодательно-нормативному
1 Gonzales Navarro, F. Espafia, nacidn de nacknes. 1 modemo federatismo.- Pamplona, 1993.
1 Cotarelo R- Transition politic* у consolidation democratica en Espafia (1975-1986).- Madrid, 1992; его же. El
desgobiemo de U deredut-Barcclona, 1997.
3 Garcia Ferrando M. Regionalismo у autonomia en Espafia, 1976-1979//CIS.-Madrid,1982; Garcia Ferrando M,
Lopez-Aranguren F_, Bertran M. La conciencia national у regional en la Espafia de las autonomfas//C7S-Madrid, 1994;
Sangrador Garcia J. Identidades, attitudes у estereotipos en la Espafia de las autonomias, Madrid//CIS.-
Madrid,1996;Moral F. Identidad regional у nackmalismo en el Estado de las Autonomlas//ClS.-Madrid,1998.
8 упорядочиванию полиэтнической реальности страны, преодолению межрегиональных диспропорций, противодействию радикальному сепаратизму и агрессивному национализму/регионализму в рамках правового демократического государства; 3) выявить факторы толерантности испанского общества применительно к модели нового типа политико-государственного устройства Испании; 4) провести анализ проблематики испанского регионального автономизма и функционирования Государства Автономий на основе данных социологических опросов для более углубленного понимания природы и содержания этой реальности как объективного, так и субъективного толка; 5) выявить основные тенденции и наиболее вероятные перспективы развития испанского регионального автономизма, исследовать основные нерешенные проблемы по указанной теме.
Методологическая и эмпирическая база исследования диссертации.
Приоритетное место занимают классические и новейшие социологические интегральные подходы к исследованию реалий индустриального и постиндустриального общества, положения представителей мировой социологической мысли. В первую очередь к ним относим труды М.Вебера, Э.Дюркгейма, Ф.Тённиса, К.Маркса, Ф.Энгельса, П.Сорокина, П.Бергера, Т.Лукмана, П.Бурдье, Т.Парсонса и др., а также испанских классиков Х.Ортега-и-Гассета, Пи-и-Маргаля и др.
Категориальный аппарат общей проблематики федерализма, регионализма и автономизма рассматривался и изучался диссертантом по ряду материалов международных и региональных конференций,1 а также в статьях и монографиях известных зарубежных специалистов в области социологии федерализма. В первую очередь это - труды Д.Эласара,2 А.Д.Смита,3 Х.Линца и др. Относительно современных социально-политических процессов Х.Линц
1 Nacionalismos, migraciones, xenofobia у racismo en el mundo actual,- Sevilla, 1993; Jean D. Naciones у
nacionalismos.-Madrid, 1995;
2 Elazar D. Exploration del federalismo.- Barcelona, 1990. (Ed. orig., Exploring Federalism, 1987).
3 Smith A.D. Las teorias del nacionalismo.- Barcelona, 1976; Smith A. National Identity.-London, 1991.
9 утверждает, что «одной из наиболее сложных проблем многонациональных, полиэтнических обществ является сама природа государства, в т.ч. его легитимность независимо от политического строя»1.
В диссертации проведен анализ материалов ведущих социологических служб Испании, преимущественно Центра социологических исследований (ЦСИ). Дополнительным источником стали данные Института статистики Испании, информационного бюллетеня Министерства по делам Государственных Администраций Испании2, текущие материалы испанской периодической печати. В научный оборот введены результаты комплексных опросов ЦСИ по проблематике национального и регионального сознания, неоднократно (в 1979, 1990 и 1995 гг.) проводившихся на территории всей страны (в 240-245 муниципалитетах 48 провинций всех 17 Автономных Сообществ). Общее число респондентов составляло в среднем 6.600 человек. Минимально допустимое число респондентов в каждом Автономном Сообществе - 200. Опрос производился среди лиц старше 18 лет (с приблизительным равенством мужчин и женщин) «на дому» путем анкетирования с письменной фиксацией ответов и последующей компьютерной обработкой. Опросные листы содержали 57 вопросов.
Научная новизна диссертации заключается в следующем: 1) применительно к испанскому опыту проведено сопоставление концептуально-теоретических разработок с практическим функционированием Государства Автономий, анализируются новые социально-политических реальности, возникающие в ходе консолидации процесса регионального автономизма, раскрывается асимметрия в становлении новой национально-территориальной модели Испании;
1 Lira JJ. La tramicidn espaflola en perspectiva compared»// En: Tusell J., Soto A. Historia de la transition (1975-
1986).- Madrid, Alianza Universidad, 1996, p 34.
1 Conflktividad entre el Estado у las Comunidades Autonomas (Boletin Informativo).- Madrid, 1995.
2) выявлены и обоснованы основные тенденции развития национального
самосознания и политической модернизации испанского полиэтнического
общества в 70-90-е годы XX века;
3) предпринята попытка применить методологию различных
социологических парадигм, в первую очередь феноменологической теории, для
анализа национального и регионального самосознания испанцев как
двойственного мироощущения;
4) на основе данных социологических опросов исследована современная
проблематика испанского регионального автономизма и функционирования
Государства Автономий для более углубленного научного понимания природы
и содержания этих реальностей.
Практическая значимость диссертации.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы при решении вопросов, относящихся к совершенствованию институтов федерализма и регионализма в российском обществе. Как позитивный, так и по ряду параметров не совсем удачный опыт испанского регионального автономизма может быть критически учтен в становлении самоуправленческих региональных институтов, применен в организации деятельности государственных, общественных, религиозных учреждений по регулированию проблем национальной и региональной безопасности.
Положения и выводы диссертации могут служить подспорьем как в аналитической деятельности территориальных и функциональных подразделений МИД РФ, так и в учебном процессе МГИМО (У), других ВУЗов страны.
Апробация диссертации. По теме диссертации автор в 1999-2000 гг. выступила с рядом сообщений на научных конференциях различного уровня, а также в секции «Потенции и реалии государственного управления» в рамках Второго Всероссийского конгресса политологов. Общий объем
11 опубликованных и находящихся в печати статей в различных изданиях за этот период-2,8 пл.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Наличие графических схем и таблиц. Социологические данные и цифровой эмпирический материал представлен в работе в виде 29 схем и таблиц.
Консенсусно-концептуальный базис испанского Государства Автономий
Регионализм - это территориальная децентрализация публичной власти и управления, направленная на выделение и создание с высокой степенью самостоятельности крупных территориальных единиц, отличающихся природно-географическими, экономическими, историческими, этническими и другими особенностями и обеспечение их высокой самостоятельности в решении прежде всего внутренних вопросов .
Значение регионализма состоит в том, что он выступает как важное проявление демократизма в политико-территориальной организации современного плюралистического общества. Он позволяет разгрузить верхние эшелоны власти и управления, передавая решение многих вопросов на уровень региона, что способствует приближению власти и управления к местам и населению.
Как отмечают специалисты, «необходимо делать различие между регионализмом как политическим курсом или совокупностью курсов, регионализмом как идеологией государственного вмешательства в общественную жизнь и регионализмом как политическим или экономическим сотрудничеством государств, образующих, таким образом, региональные группировки»2. Историческая эволюция регионализма, по крайней мере, с конца 70-х годов, идет именно в «обращении» его к внутригосударственным проблемам.
В современном понимании регионализм - это деятельность страны в целом и её регионов, направленная на расширение прав последних (политических, экономических, культурных); это - теория, политика и практика осуществления территориальной децентрализации публичной власти и управления, направленные на выделение и создание сравнительно крупных территориальных единиц, отличающихся природно-географическими, экономическими, историческими, этническими и другими особенностями, и обладающих более высокой самостоятельностью, на учет их специфических интересов и существенное повышение места и роли этих единиц (регионов) .
Совокупная форма государства выступает в трех основных видах: 1) форма правления (монархия, республика); 2) форма политико-территориального устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная); 3) политический режим (демократизм, авторитаризм, тоталитаризм).
Специалисты утверждают, что унитаризм более эффективен в государствах, не имеющих больших территорий . Страна при этом может ограничиться одним уровнем власти, если нет существенных различий (национальных, религиозных, культурных, экономических) между регионами. В этом случае Центр может адекватно и своевременно реализовывать государственную политику как на общегосударственном, так и на региональном и местном уровнях. Крупные же унитарные государства чаще всего вынуждены прибегать к таким институтам, как автономии для того, чтобы избежать эксцессов крайней централизации3. Что касается федеративного устройства, то его отличительными признаками, по мнению большинства авторов (позиция, с которой нельзя не согласиться), являются следующие: 1) федерацию составляют государственные образования, имеющие статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством, собственной организацией власти, собственной компетенцией и властными полномочиями; 2) территория, в отличие от унитарного государства, состоит из субъектов и в этом плане не представляет собой монолитного целого; 3) субъекты федерации обычно не являются государствами в собственном смысле слова и не обладают суверенитетом (иногда последний формально декларируется); 4) в большинстве федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.) При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов (хотя есть федеративные государства, где субъекты не имеют собственных конституций); 5) в большинстве федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации (речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства); 6) отличительный признак - двухпалатная структура парламента; 7) наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации1.
Если говорить о преимуществах этой формы государственного устройства, то нужно заметить, что федерация чаще всего характерна для стран, обладающих значительной территориальной протяженностью, неоднородным этническим составом населения, сложившимися производственно-хозяйственными комплексами в определенных территориальных границах. Федерализм выполняет функцию децентрализации публичной власти и тем самым формирует полицентризм, служащий действенной гарантией от распада «сложного» государства. Подчеркнем, что ни одна федерация в мире не признает полного суверенитета своих субъектов, а законодательство не предусматривает, как правило, выхода субъекта из состава федеративного союза .
Само применение термина «федерализм» (лат. foedus - в пер.: договор, или союз) должно подчеркнуть тот факт, что основой федерации является соглашение между сторонами о приверженности определенному порядку . Традиционное федеративное устройство предполагало, прежде всего, добровольное (в истории были также случаи «добровольности», о которых можно говорить, только употребляя кавычки) объединение входящих в федерацию территорий в единое государство с разделением при этом государственного управления между центром и составными частями. В центре создавались общенациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из составных частей федерации также сохраняла самостоятельные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Между участниками достигалось соглашение о разделении полномочий центра и составных частей. Построенные на началах федерализма государства получили различные наименования. В некоторых случаях они назывались объединенными или соединенными (США), в других - именовали себя союзом (Австралия, СССР), в третьих - федеративной республикой (ФРГ) и т.д.
Испанский регионализм и «Европа регионов»
Для данной работы представляется важным различать юридическую и фактическую асимметрию государственно-территориального устройства Испании. Асимметрия юридическая предмет исследований правоведов, в то время как фактические аспекты асимметрии привлекают внимание преимущественно социологов и политологов. Испания представляет собой пример как юридической, так и фактической асимметрии. Ее юридическая асимметрия проистекает из соответствующих конституционных положений, а именно: 1) в Конституции отсутствует какое-либо упоминание о статусном равноправии регионов; 2) статьи 143 и 151 закрепляют разноуровневую процедуру достижения автономии и неодномерный объем компетенций у регионов; 3) ряд статей Конституции основываются на преимуществах регионов в силу исторических причин (фактическое признание т.н. исторических национальностей или провинций - Страна Басков, Каталония и Галисия) и средневекового форального права.
Фактическая асимметрия Испании проявляется в этнокультурных и этнотерриториальных различиях, межрегиональных социально-экономических диспропорциях, политических коллизиях между центром и региональными элитами, идеологическом противостоянии паниспанского и периферийного национализма, острой конфронтации между солидарным сознанием большинства испанцев и сепаратистскими устремлениями баскских экстремистов, что находит отражение в субъективных оценках и суждениях в ходе социологических опросов.
С самого начала процесса децентрализации асимметрия де-юре и де-факто были дополнительным стимулом откровенно соревновательной природы политических отношений внутри Государства Автономий. На первом этапе развития процесса децентрализации неожиданно предстала широкая статутно-территориальная асимметрия Это выразилось в различном самоопределении (самоназывании): «исторические национальности» - "nacionalidades historicas" (Каталония, Галисия, Страна Басков); «национальность» - "nacionalidad" (Андалусия, Валенсия); "регионы" - "regiones". Среди тех, кто прошел процедуру автономизации в соответствии со ст. 143 Конституции, самоопределились как «исторические региональные сущности» - "entidades regionales historicas" Балеарские о-ва, Кантабрия, Эстремадура, Ла Риоха и Мурсия. В других Статутах автономий делается ссылка на «историческую идентичность»- "identidad historica" (например, Арагон) или «историческую и культурную связь» - "vinculacion historica у cultural" провинций ее составляющих (Кастилия и Леон). Некоторые устранились от какой-либо квалификации (Астурия, Кастилия-Ла Манча, Мадрид) либо определились как «форальное сообщество» - "comunidad foral" (Наварра); «форальные депутации» - "diputaciones forales"; провинциальные депутации -"diputaciones provinciales"; кабильдос- "cabildos" (так называются правительственные органы Fuerteventura, Gran Canaria, Hierro, La Gomera, La Palma, Lanzarote, Tenerife); "островные советы"- "consejos insulares" или Consells на островах Майорка, Менорка и Ибица-Форментера; «муниципии» -"municipios"1.
В свою очередь, темп перехода компетенций и власти сделали неизбежной политическую практику в виде двусторонности соглашений между представителями центральной власти и автономных администраций. Эта практика получила импульс по инициативе каталонских и баскских периферийных националистов. В постфранкистский период процесса демократического перехода автономное строительство в Испании должно было идти по образцу децентрализации "снизу вверх" в соответствии с техникой, наиболее соответствующей доктрине федерализма. В конечном итоге произошло нечто иное, напоминающее заимствование черт федерализма, что допускало распределение государственной власти между рядом конкурирующих политических объединений1. Одновременно с этим в Испании не было осуществлено формирование многосторонних инстанций, ответственных за принятие политических решений или же организующих межправительственные действия на трех уровнях (центральном, автономном, муниципальном).
Асимметрия в уровнях компетенций между национальными властями и регионами усложнялась административной разнородностью между сообществами много- и однопровинциальными. Это породило перекосы во взаимоотношениях автономных и местных органов власти, с одной стороны, а также между ними и государственными органами центральной администрации, располагающимися на территории каждого АС, с другой стороны. Кроме того, в то время как "старые" однопровинциальные АС (Астурия, Балеарские о-ва, Наварра), так и нового поколения (Кантабрия, Мурсия, Ла Риоха) смогли легко привести предшествующую административную структуру в соответствие со своей автономной реальностью, остальные 10 АС имели 2 подуровня -политический и административный - в своих территориальных сферах (провинциальных и муниципальных). В случае Каталонии надо добавить 4-й -уровень администрации, утвержденный для т.н. комарок. В Каталонии "искусственность" провинциальных единиц1 традиционно чувствовалась как административное вмешательство государственных центральных инстанций. Попытка Женералитата свести Каталонию к однопровинциальной и централизованной властной структуре натолкнулось на противодействие как местных органов, так и положений Конституции 1978 г.
Обе административные инстанции конституционны и закреплены электоральными процессами четко дифференцированными от автономных, которые тем не менее что касается депутаций, не осуществляются в 7 АС. Депутации, кабильдос и островные советы, таким образом, составляют элементы разнородности, которые отражаются в некотором организационном дублировании административных органов на местном, автономном и государственном уровнях и в различных политико-институциональных оттенках. Например, в результате местных и автономных выборов в мае 1995 г. сложилась ситуация, когда в Депутации Севильи большинство депутатов составляли представители ИСРП, в то время как городской Совет возглавляли представители Народной партии и Андалусийской партии, что в дальнейшем стало причиной городских конфликтов в силу межпартийных разногласий.
В административно-территориальном отношении Испания делится на 50 провинций. Некоторые из АС состоят из одной провинции (Ла Риоха, Наварра, Мурсия, Мадрид), другие же включают несколько (Андалусия, Страна Басков, Каталония и т.д.). В историческом плане создание более 150 лет тому назад этих административных единиц (промежуточных между «историческими областями» и муниципалитетами/мэриями) было, по сути, заимствованием французского опыта деления страны на департаменты .
Факторы конструирования толерантного общества
Опыт Испании как в его историческом ракурсе, так и в проекции на современность может оказаться весьма иллюстративным в плане анализа проблем плюрализма в современных обществах и роли некоторых политических институтов в формировании адекватной субъективной реальности - плюрализма «жизненных миров». Ведь, согласно Т.Лукману, благодаря процессу легитимации традиционные институты способствуют выработке символических универсумов, тех «дорожных правил», позволяющих индивидам и социальным группам осуществлять свое повседневное существование без всеобъемлющей и разделяемой морали.
Процесс институционализации монархии в Испании пережил ряд исторических этапов и был связан с формированием как необходимых новых властных структур в ходе исторического развития, так и с приведением «жизненных миров» испанцев в соответствие с меняющимися объективными реальными политическими и социально-экономическими условиями. Одной из наиболее значимых черт институционального развития Испании XX века стало первоначальное свержение монархии (14 апреля 1931 г.) с последующим её формальным (1947 г.), а затем и фактическим воссозданием (ноябрь 1975 г.). Безусловно, что ныне существующая в Испании конституционная монархия как один из важных институтов современного демократического государства, качественно отличается от монархии времен Альфонса XIII (король Испании в 1902-1931 гг., дед нынешнего короля Хуана Карлоса I ) и, тем более, предшествующих правлений. Решение Ф.Франко и его окружения о воссоздании монархии было продиктовано не столько конъюнктурными политическими соображениями или желанием угодить "исторической ностальгии" испанцев, сколько стремлением сохранить преемственность власти, оградить общество от новых потрясений. В расчет при этом принималась главным образом долгосрочная традиционалистско-консервативная составляющая институтов власти. Отметим, что, делая ставку на консерватизм монархического института, Ф.Франко не в полной мере учел способность воссозданной королевской власти к демократической самотрансформации. Однако, осознавая это или нет (скорее, последнее), он фактически сберег субъективные "жизненные миры" испанцев от радикальных потрясений и от разрушений исторически сложившихся символических универсумов, производившихся самим институтом монархизма.
Тревога приверженцев франкистского режима и лично "каудильо" за будущее страны была не случайной: в 60-70-е годы росла оппозиция диктатуре, в обществе вызревали новые демократические силы, которые не обошли стороной даже католическую церковь, считавшуюся в 40 - 50-е годы оплотом тоталитаризма ; все более активным и сплоченным становился "периферийный национализм".
В силу исторического развития Испания представляла собой полиэтническую и полиязыковую страну с унитарным государством, которое, какой бы жесткой ни была его централизованная политика, не смогло стереть этносоциальные, территориальные и языковые различия. Именно отрицание плюралистического и ассиметричного характера Испании, по мнению испанских ученых, стало источником ряда политических ошибок и социальных проблем, с которыми страна сталкивалась в XX в.2
Слабость социального и экономического факторов в процессе формирования единой испанской нации была в значительной степени компенсирована чрезвычайно сильной ролью монархии (как центрообразующего государственного института) и католической церкви (как основного конфессионально-идеологического центра), которые, по существу, сообща отстаивали единые ценности и производили всеобщую мораль.
К своеобразию исторического развития Испании следует отнести и тот факт, что наиболее ущемленные в политическом плане периферийные провинции страны (прежде всего, Каталония и Страна Басков) оказались наиболее динамичными центрами экономического роста и становления капиталистических отношений. В то же время центральные регионы страны и, собственно, столица - Мадрид, оказались на протяжении всего XIX и начала XX века в стороне от индустриально-технического прогресса. Такая противоречивость и деформированность генезиса капитализма в Испании привела к тому, что параллельно с общей тенденцией интеграции и этнополитическои консолидации в рамках всего испанского государства развивались центробежные силы, поддерживавшие региональные традиции. Противоборство центробежной и центростремительной тенденций, столь отчетливо проявившееся в начальный период становления испанской государственности, продолжалось и в последующие века. Наличие этих двух тенденций, как нам видится, привело к формированию полиэтнического самосознания населения.
Данные социологических опросов подтверждают очевидный плюрализм «жизненных миров» и различия в самоидентификациях испанцев, которые способны мыслить себя в различных этнонациональных «ипостасях» (я -только испанец; я — больше баск, чем испанец; я — я в той лее степени каталонец, как и испанец и т.д.) (см. таблицу № 11).
Восприятие политико-территориального устройства
Субъективной формой проявления этничности является этническое самосознание, которое в общем виде можно определить как чувство принадлежности к тому или иному этносу, выражающееся в этнической самоидентификации, т.е. в отнесении индивидом себя к данной этнической группе1. Этническое самосознание складывается под влиянием как общесоциальных, так и культурных факторов, и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на социальную среду. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений, - С.99. Вопрос этнического самосознания чрезвычайно важен для правильного восприятия особенностей регионального автономизма Испании. Существенно, что закрепление этнического самосознания сопряжено со стремлением этнической группы (или значительной ее части) к созданию собственной государственности, т.е. этническое самосознание трансформируется в национальное. В известной мере этот процесс можно наблюдать на примере баскского, каталонского и галисийского этносов, у которых рациональный и эмоциональный компоненты подводят к осознанию (правда, в разной степени) их принадлежности к определенной нации, связанной исторической, территориальной, хозяйственной и этно-культурной общностью.
Одной из особенностей полиэтничности Испании является «исповедование» большинством граждан Испании двойной этнонациональной идентичности, т.е. самопричисляемости к двум пространственным средам: национальной / государственной (испанской) и региональной (баскской, каталонской, галисийской, андалусийской и т.д.), а также в проявлении ими раздельной лояльности (преданности, симпатии) к государственным и автономным институтам. Подобная дуалистичность явилась следствием двух одновременных и нераздельных процессов исторического развития Испании: государственного конструирования и этнонационального формирования. Если очевиден национальный характер испанского государства как итог унитаристского национализирования в течение XIX и XX вв., то не менее определенна остаточность существования глубочайших связей, затрагивающих принадлежность граждан в отношении национальностей и регионов . Подобный дуализм проявляется в «разделенной» лояльности к государственным и региональным институтам, в особом отношении к общему и особенному. Более того, в действительной жизни каждый человек также «ощущает» свою принадлежность к определенной местности (городу, муниципалитету) и одновременно - наднациональным образованиям, типа европейского или Евросоюза. Согласно опросам, проведенным в 1996 г. экспертами ЦСИ по 10-балльной системе (0 - минимальная соотнесенность, 10 - максимальная соотнесенность с ареалом), испанцы отдают предпочтение локальной (город, деревня) самоидентификации (8,45 балла) с последующим снижением степени соотнесенностей: провинция (8,36 балла), регион (8,27), Испания (8,23). Далее с существенным отрывом в сторону снижения следует европейская самоидентификация (6,39 балла) и испано-язычная (6,34 балла) (см. табл. №24).
Социологические данные свидетельствуют о существенной вариативности степени самоидентификации в зависимости от принадлежности респондентов к тому или иному АС. В 9 из 17 АС (Андалусия, Арагон, Кантабрия, Кастилия-Ла Манча, Кастилия-Леон, Валенсия, Эстремадура, Мадрид, Мурсия) главенствует соотнесенность с Испанией. В Каталонии и Астурии сторонники региональной самоидентификации несколько опережают "испанистов". Привязанность к родной провинции более всего проявляют респонденты с Балеарских и Канарских о-вов, Наварры и Ла Риохи. Вызывает некоторое удивление относительно низкая степень соотнесенности с родным регионом в Стране Басков и Галисии - двух т.н. "исторических областях" с традиционно сильными регионалистскими устремлениями. Обращает также на себя внимание низкая степень самоидентификации басков с Испанией (5,74 балла), в то время как во всех других АС соотнесенность со страной превышает 7 баллов. Высокую степень идентификации Кантабрии, Астурии и Канарских о-вов с испаноязычным миром можно отчасти объяснить исторической эмиграцией жителей именно этих регионов в Латинскую Америку (см. табл. № 24).