Введение к работе
Актуальность темы исследования. Резкое обострение нацио-іальньк проблем в СССР с середины 80-х годов обусловили уси-іение интереса к нации как субъекту общественного развития, 'ост межнациональных противоречий в условиях углубляющегося :оциально-экономического кризиса привел к распаду Союза ССР, юявлению независимых государств, нарушению и во многом раз-шву сложившихся на протяжении столетий связей между ними. )тношения братства и дружбы народов оказались в определенной :тепени подорванными межнациональными конфликтами, идеологией этноцентризма, политикой национального экстремизма. В этих сонфликтах важная роль принадлежит столкновениям так называе-шх коренных и некоренных национальностей. Массовый характер іриняла вынужденная миграция, в стране появились сотни тысяч беженцев. В Средней Азии начался отток русскоязычного населе-
1ИЯ.
В этой исторической обстановке ускорился процесс роста іационального самосознания коренных наций большинства союзных республик, в т.ч. в Средней Азии. В этом в целом исторически ірогрессивном процессе, однако, наблюдается рост националистических тенденций, обусловленных противоречиями обретения госу-іарстЕенности. Этому росту способствуют недостаточный уровень толитической и общей культуры населения, потеря традиционных ориентиров и, особенно, действия определенных политических :ил, сделавших националистические лозунги основой своих программ, и личных устремлений их лидеров.
Все указанные процессы имеют место и в Туркменистане со звоими особенностями. Изучение роста национального самосозна-тая туркменского народа, требует, во-первых, обращения к теории вопроса, выяснения содержания понятия "национальное самопознание" в его связи с теорией нации; во-вторых, к процессу Армирования национального самосознания как важнейшей стороне процесса формирования нации; в-третьих, современному этапу этого процесса, протекающему в совершенно особых условиях распада Союза ССР и становления национального государства.
Состояние научной разработанности проблемы.
Исследования национальных процессов в СССР на протяжении
-2-. длительного периода проводились под определяющим влиянием марксистско-ленинской теории по национальному вопросу, и носили во многом "лакировочный" характер. Это отразилось и на работах ученых Туркменистана, которые.основное внимание концентрировали на формах и методах социалистического преобразования хозяйственной и общественной жизни трудящихся. Вместе с тем, немало трудов было выполнено на основе глубокого этнографического изучения этнического состава, расселения, культуры и быта туркмен на основании рукописных документов, архивных и полевых материалов, народных преданий . Особенно следует отметить работы по истории и этнографии туркмен Г.И.Карпова , изучившего племенной состав туркмен, историю формирования и расселения многих родоплеменных групп, их культуру и быт, обряды и обычаи.
Внимание к проблемам национального самосознания в отечественной науке усилилось в 40-х-50-х и особенно в 60-х годах. Обо обусловливалось преядае всего повышением значимости наций как субъектов национальных отношений на фоне заметного отставания теории, абсолютизировавшей идеи расцвета и сближения наций, интернационального единства советских народов , от реально складывающейся практики межнациональных'отношений. Появле-. ние работ В.В.Мавродина, ЇЇ.И.Куішера, Д.С.Лихачева и других
-
См.: Немченко М.А. Динамика туркменского крестьянского хозяйства. Полгорацк (Асхабад) 1926; Карашхан-оглы Иомудский. Очерки туркменского быта. "Туркменоведение", 1928,Ю; Семенов А.А. Очерк поземельно-податного и налогового устройства б.Бухарекого ханства. Ташкент, 1929 и др.
-
См.: Карпов Г.И. Племенной и родовой состав, туркмен. Полто-рацк, 1925; он же. Туркмены (материалы к истории туркменских племен). "Туркменоведение", 1927, М; он же. Туркмении и туркмены. "Туркменоведение", 1929, ИО, II; он же. Очеркі по истории Туркмении и туркменского народа. Ашхабад, 1940
и др.
3. См.: Кравцов И.С. Развитие национальных отношений в СССР -
Киев, 1962; Дяунусов М.С. О диалектике развития национальна
отношений в период строительства социализма и коммунизма. -
М., 1963; Дкандильяин Н.И. Коммунизм и развитие националь
ных отношений. - М.,1964; Куличенко Л.И. Национальные отно
шения в СССР и тенденции их развития. - to.,1972;Калтахчан
СТ.Ленинизм о сущности нации и пути образования интернацис
нальной общности людей. - М., 1969 и др.
/сноска М на с.З/
ученых, в которых национальное самосознание бьяо представлено в качестве одного из основных признаков нации, вызвало широкие дискуссии о сущности нации, соотношении в национальном материальных и духовных факторов, этнического и социального .
.Дискуссии о национальном самосознании базировались не только на исследованиях этнографов, но и на работах философов, лингвистов, социологов, которые содержали некоторые обобщенля, важные для осмысления этнических процессов в области духовной культуры. Предметом самостоятельного изучения стали социально-психологические аспекты межнациональных отношений , значительное число работ появилось по этнопсихологическим проблемам, активно исследовались региональные особенности этнических про-цессов .
С 70-х годов изучение проблемы национального самосознания
все в большей степени опирается на социологические
исследования. Создаются программы исследований, проводятся массовые опросы, появляются аналитические работы и статьи по широкому кругу вопросов, социальной, культурно-бытовой жизни,
/сноска F4 со с.2/
4. См.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. -Л., 1945; Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический показатель // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. - 1949. УШ; Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. - М.-Л., 1945.
-
См.: Козлов В.И. О понятии этнической общности //'Советская этнография, 1967, 32; Шелепов Г.В. Общность происхождения -признак этнической общности // С.Э, 1968. М; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966 и др.
-
См.: Арутгонян СМ. Нация и ее психический с клад.-Краснодар, 1969; Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии, Алма-Ата, 197I; Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. - М., 1966.
-
См.: Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. Краткие оообщения института этнографии им. II.Я.Миклухо-Маклая. УШ. - 1949; его же. Этнические территс рки и.этнические границы. - М., І9&І; Гурнич И.С. Этническая история северо-востока Сибири. - М., 1966; Дданко Т.А. Этнографическое изучение процессов развития и сближения социалистически* -наций- в СССР. - М., 1964; Бромлей Ю.В-. Этнос и этнография. - м., 1974; Козлов В.И. Этнический демография. - М., 1977.
- 4 -взаимоотношениях различных национальностей .
Основное внимание исследователей этого периода было сосредоточено на национальных межличностных отношениях, условия; и факторах детерминирующих их; анализе мнений, настроений, оценок, установок, ориентации, поступков, связанных со взаим действием национальных общностей, их влиянии на национальное самосознание. Серьезные дискуссии развернулись по поводу определения этнических признаков, а отсюда основных характерне тик национального самосознания.
Определяя нацию как специфический субъект общественной жизни и развития советские философы и социологи рассматриваю обычно национальное самосознание как специфический феномен в структуре сознания нации, как исторически определенной общно ти людей, который содержит в себе совокупность идей и змоцио нальньк представлений о своей нации, осознание ее интересов, понимание роли и места данной нации в семье народов мира . В трудах представителей этносоциологического направления наци
-
См.: Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития сближения наций СССР (Программа, методика и перспективы v следования) // Советская этнография, 1972. №3; Социальное национальное. Опыт социологических исследований по MaTept лам Татарской АССР. - М., 1973; Клементьев Е.И. Развитие языков, процессов в Карелии (на материалах конкретно-социс гического исследования карельского городского населения) Советская этнография, 1974, И; Васильева Э.К., Пименов I Христалюбова Л.С. Современные этнокультурные процессы в I муртии (Программа и методика исследования) /У Советская : нография. 1970, ,2; Чистов К.В. Этническая общность, этш ское сознание и некоторые проблемы духовной культуры // ( ветская этнография, 1972, №3 и др.
-
См.: Ишимов М.Б. О национальном самосознании и его роли і социалистическом обществе. - Вест.МГУ. Серия научн.ком-мг 1974, Ш; Куличенко М.И. Национальное и интернационально! в социалистическом образе жизни. - М.,1960; Хабибулин" К.І Самосознание и интернациональная ответственность социали< тических наций. -Пермь, 1974; Дробикева Л.М. Духовная оі щность народов СССР. Историко-социологический оче^к межа циональных отношений. - Н., 1<1ысль,19Ы; Джунусов М.С. Об' щественный прогресс и национальные отношения. - Алма-Ата Казахстан, 1976.
-
Арутюнян Ь.В. Социально-культурное развитие и кациональн самесоэнание // Соц.исследования, 1990, Г-7; Абдулатипов Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991; Дробиж Д.{Д. О новом мышлении в межнациональных отношениях 7/ Чт
/продолжение на с.5/
- 5 -ильное самосознание расемагривалось как целостное образова-те в совокупности его структурных элементов, обосновывалось взаимосвязь этнических и социальных факторов в процессе его формирования и развития.
Значительное количество публикаций по различным аспектам іроблематики национального самосознания появилось в последние 1-3 года . Среди них следует отметить исследование туркменского ученого О.Б.Мухамметбердиева "Национальное самосознание городов Средней Азии на современном этапе их развития", в котором автор на основе комплексного анализа и тенденций развития самосознания коренных народов Средней Азии разрабатывает оригинальную концепцию национального самосознания.
Отмечая определенные позитивные результаты в исследовании іроблем национального самосознания в отечественной научной литературе, необходимо обратить внимание на недостаточную их разработанность применительно к конкретным народам и регионам.
Целью настоящего диссертационного исследования является изучение реального состояния и тенденций развития национального самосознания туркменского народа.
/продолжение сноски/
делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. - М., 1989,- Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // С.Э., 1991, Ш; Актуальные теоретико-методологические проблемы национальных процессов и национальной политики КПСС. - М.: Политиздат, 1989; Баграмов Э.В. Межнациональные отношения:поиски гармонии // Советы народных депутатов, 1989, №2; Жарников А. Этнический резонанс - парадокс XX века? // Диалог, 1990, 5; Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. Социально-философские очерки. - М.Советская Россия, 1989 и др.
[. См.: Атамуратов С. Национальное самосознание и национальная культура в процессе обновления общества (социально-философский аспект). Автореферат диссертации доктора философских наук.-Ташкент, 1992; Джендубаев А.Р. Религиозное и историческое в национальном самосознании (на материалах Северного Кавказа).- Автореферат диссертации канд.философ.наук. - М., 199І: Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Автореф. диссертации докт.социол.наук. - М.,1992; Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: сущность, противоречия, проблемы формирования. Автореф.диссерт.канд.философ.наук. -М., 1992; Латышев А.Н.Национальное и историческое в историческом самосознании.Автореф.диссерт.канд..философ.наук.-М.,1991 и др.
Исходя из этой цели, на основе анализа литературы, статистических данных, а также материалов обобщения ряда
социологических исследований диссертант видит задачи своей работы в следукщем:
определить сущность и функции национального самосознания вообще, его обусловленность объективными условиями и субъективными факторами;
исследовать процесс складывания и эволюции национального самосознания туркменского народа, его реальное состояние, противоречия функционирования и развития на современном этапе, его обусловленность социально-экономическим развитием и отношениями с другими национальностями, проживающими на территорш республики и региона;
выявить зависимость уровнг сформированное^ и различны проявлений национального самосознания от степени включенности туркмен в процессы межнационального общения в республике, ере; неазиатском регионе, СНГ;
изучить преявления в массовом национальном самосознании туркменского народа дружественных и недружественных установок и ориентации по отношению к другим народам, зависимость этих проявлений от ситуационных факторов в межличностных отно шениях.
Объект исследования - коренное население Туркменистана, его различные территориальные и социальные группы.
Предмет исследования - формирование и развитие националь ного самосознания туркменского народа.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследс вания,
В качестве теоретической базы исследования использованы труды отечественных и зарубежных социологов, этнографов, фил< софов, историков, психологов, разрабатывающих проблемы общественного сознания и национальных отношений, результаты
социологических исследований, проведенных в различны; регионах страны, в особенности в Туркменистане, в том числе автором. Были использованы работы туркменских ученых Вайрамсі хатова Н., Кулиева К., Мусаева О.М., Джикиева А., Рослякова
А.А., Дурдыева М.Б., Дннаклычева Ш., Кадырова Ш.Х. и других .
Эмпирическую основу диссертации составляют результаты сравнительного социологического исследования, проведенного по следующим программам: "Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи Туркменской ССР" (при участии автора, 1982 г.), "Национальное самосознание туркменского народа в условиях социально-экономических и политических преобразований" (1991 г.). Последнее проводилось на предприятиях, в уч-ревдениях и учебных заведениях Ашхабадской и Марыйской областей. Выборочная совокупность была распределена по объектам пропорционально представительству опрашиваемых в отраслях народного хозяйства. Было опрошено в 1982 году - около 2000 человек, в 1991 году - 121Ь. Привлечены также данные исследования, выполненного Институтом философии и права Академии наук Туркменистана при участии автора под руководством О.Б.Мухам-метбердиева по программе: "Национальное самосознание туркмен: состояние и тенденции" (1990 г.). Выборочная совокупность была репрезентативной по следующим параметрам: полу, национальности, социальному положению и месту поселения. Сведения были получены путем опроса, причем использовалось как анкетирование, так и интервьюирование (в зависимости от конкретной ситуг ции). Сравнение данных исследований в 1982 и 1991 гг. дают представление об изменениях, происшедших за 9 лет в знаниях, информированности и самосознании людей.
Данные указанных конкретных социологических исследований были дополнены анализом материалов из газет, журналов, других источников. Автором были использованы также материалы Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1979 и 1989 годов, статистика миграции населения, материалы государственного ар-
I. Байрамсахатов Н. Духовная культура народа и атеизм - Ашхабад, Туркменистан, 1981; Кулиев К. Опыт строительства социализма в республиках Средней Азии и его значение для развивающихся стран.-Ашхабад, Туркменистан, 1974; Аннаклычев Ш. Быт и культура рабочих Туркменистана. - Ашхабад, 1969; Джи-киев А. Очерки происхоидения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. - Ашхабад, Туркменистан,1991; Дурдыев М. Туркмены. - Аихабад, Харп, 1991; Кадыров Ш. Народонаселение Туркменистана: история и современность.-Ашхабад,Ылым.1986;Новое в традиционном быту туркменской сельской семьи. -Ашхабад, Ылым, 1987 г.
- 8 -хива. Автор опирался и на личный опыт работы в государственны и общественных организациях Туркменистана.
Научная новизна исследования.
Диссертация представляет одно из первых комплексных социологических исследований процесса формирования и развития национального самосознания туркменского народа.
Автором дана собственная трактовка феномена национального самосознания, его сущности с учетом особенностей процесса становления и развития туркменской нации. Выяснены условия формирования национального самосознания туркменского народа, степень и характер влияния на этот процесс экономических, политических, социальных, культурных факторов.
Исходя из результатов социологических исследо
ваний, автором определены основные доминанты, характеризущие национальное самосознание туркмен, при этом особое внимание уделено характеристике особенностей национального самосознания туркменского народа, его устойчивым чертам и стереотипам.
В диссертации дана характеристика современного состояния национального самосознания туркменского народа, его противоре чивости, которая проявляется, по мнению автора, в следующем:
стремление к национальному самовыражению в массовом сознании существенно ограничивается стереотипами традиционной обособленности и замкнутости;
позитивное восприятие курса национальной политики, прс водимого руководством республики, проявляется на фоне в целей весьма ограниченного представления большинства населения о задачах и перспективах ее реализации в конкретной жизненной среде;
нарастание предрасположенности к преувеличению значимости своеобразных черт национального характера сочетается с сохранением в основном позитивного отношения к дружественным межэтническим контактам;
процесс национальной самоидентификации в массовом созі ний тормозится слабым знанием истории Туркменистана и туркменского народа;
позитивное отношение к личностным межнациональным кон-
- 9 -тактам на уровне трудового коллектива сосуществует с сохране--шем негативных стереотипов в отношении межнациональных браков.
В диссертации выясняется взаимосвязь между степенью выраженности национального самосознания туркмен и установками на межнациональные контакты, рассматриваются пути гуманизации национального самосознания на современном этапе. Впервые в научной литературе рассмотрен вопрос о переориентации национального самосознания туркменского народа, сформировавшегося в условиях приоритета союзного управления всеми сферами общественной жизни республики, к состоянию, адекватному условиям независимого суверенного государства.
Практическая значимость диссертации. Теоретические выводи и рекомендации, сформулированные автором в результате исследования, могут быть использованы органами управления Туркменистана, в частности, при вырабйтке эффективных методов воз-аейетвия на процессы развития национального самосознания в целях его гуманизации, укрепления дружественных связей с другими народами, предотвращения возможностей усиления в национальном сознании националистических тенденций. Принятая автором методика социологического исследования рассматриваемых процессов может быть использована при дальнейшем их изучении, а это представляется одной из первоочередных задач общественных наук на этапе крутого перелома в истории туркменского народа. Представленный в работе материал может использоваться также в учебном процессе в вузах республики по проблемам национальных отношений.
Апробация работы. Диссертация обсуящена на заседании кафедры социологии Российской академии управления. Отдельные ее тезисы подверглись также обсуждению во время выступлений автора с циклом лекций на кафедре философии в Туркменском Государственном институте физической культуры, а также в других аудиториях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, грех разделов, Заключения, а также списка использованной литературы.