Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования консервативных ценностей 23
1.1.Теоретические подходы к исследованию политических ценностей 23
1.2. Политико-культурные традиции консервативных ценностей в России 58
1.3. Консервативные ценности в политической культуре современной России
1.3.1. Консервативные ценности в риторике партии «Единая Россия» 83
1.3.2. Консервативные ценности в структуре политического сознания российских граждан 96
Глава II Особенности консервативных ценностей российских граждан и членов партии «Единая Россия» 111
2.1 Характеристика эмпирического исследования 111
2.2 Консервативные ценности российских граждан 124
2.3 Консервативные ценности членов партии «Единая Россия» 146
2.4 Сравнительный анализ консервативных ценностей российских граждан и членов партии «Единая Россия» 163
Заключение 186
Библиография 192
- Политико-культурные традиции консервативных ценностей в России
- Консервативные ценности в структуре политического сознания российских граждан
- Консервативные ценности российских граждан
- Сравнительный анализ консервативных ценностей российских граждан и членов партии «Единая Россия»
Политико-культурные традиции консервативных ценностей в России
В философии категория «ценность» рассматривается с гносеологической стороны. Для исследований в рамках подхода характерна глобальность и рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном, этическом, эстетическом и т.д. Несмотря на то, что философский подход напрямую не рассматривает вопросы структуры, содержания и типологии политических ценностей, он заложил основу изучения ценностной проблематики в философских трудах на рубеже XIX-XX вв. В частности, речь идет об аксиологическом подходе к проблеме, представленном в трудах Г. Лотце, который рассматривал понятие «ценность» как категорию в метафизике и логике.
В целом изучение ценностей с точки зрения аксиологической проблематики было направлено на их объективное понимание. Теории ценностей разрабатывались в рамках различных течений и философских школ. Одним из наиболее известных является утилитаристское направление понимания ценностей, особенность которого заключается в том, что ценностями называют все то, что способствует реализации интересов и потребностей человека. Основной аспект - практическая полезность ценности, т.е. ценно все то, что полезно37.
В советской научной мысли до 60-х годов XX века проблема изучения категории «ценность» оставалась закрытой. Более того в силу идеологических убеждений, аксиология долгое время относилась к числу «буржуазных лженаук». Возврат ценностной проблематики в философию произошел благодаря публикации В.П. Тугариновым монографии «О ценностях жизни и культуры». В.П. Тугаринов одним из первых определил ценности как «суть предметы, явления и свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а так же идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала»38. В основу ценностной классификации ученым была заложена структура общественных явлений, в которой особое место занимали политические ценности. В.П. Тугаринов выделил следующие ценностные типы: материальные (предметы материального мира - деньги, одежда, недвижимость, транспортные средства, еда, мебель и др.); духовные (жизнь, мудрость, семья, милосердие, справедливость, красота, свобода и др.); социально-политические (свобода, равенство, справедливость, человечность, мир, безопасность, общественный порядок)39. Необходимо отметить, что ценностная проблематика философско-социального наследия В.П. Тугаринова приобрела новое значение в отечественной социологии.
В.П. Бранский в рамках философского подхода рассматривает политические ценности как синоним нормативно-правовых и нормативно-исполнительных актов (в первом случае речь идет о материальных и процессуальных нормах права, содержащихся в законных и подзаконных правовых актах, во втором - об актах применения и реализации права). Научный интерес ученого сфокусирован на «праворегулирующем» ракурсе, акцентирующим внимание на управленческом характере политических ценностей, что в свою очередь, также подпадает под утилитаристское понимание ценности. И.Н. Баркова в отличие от вышеперечисленных авторов занимается изучением проблемы методологического обоснования диагностики системы ценностей личности. С позиций философской науки И.Н. Баркова изучает системы ценностей в классическом и европейском либерализме. В ходе исследовательской деятельности автор пришла к выводу, что «ценность общественных групп измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов»41.
Изложенные выше позиции ученых отражают общую направленность и специфику подхода, особенность которого, на наш взгляд, ограничивает возможности и выбор инструментов измерения для изучения политических ценностей. Кроме этого у теоретиков общефилософского подхода отсутствует четко разработанная методология исследования ценностей, в связи с чем, мы остановились на кратком рассмотрении основных положений концепций вышеперечисленных авторов.
Консервативные ценности в структуре политического сознания российских граждан
В рамках структурно-функционального (ситуативного) подхода консерватизм является «ситуационной» идеологией, которая лишена стабильного субстрата, т.е. консерватизм есть ни что иное, как стремление сохранить существующее на данный момент положение вещей. С. Хантинктон, доработав теорию К. Манхейма, сформулировал наиболее развернутое определение политическому консерватизму, в котором признал консерватизм статичным по своему содержанию. Однако Хантинктон пишет о разорванности консервативной традиции, поскольку проявление консерватизма исторически изолировано и дискретно: «Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции. Консерватизм — этот призыв к истории, сам без истории». Позиция ученого основано на том, что консерватизм как идеология, представляет собой систему идей, служащих сохранению любого существующего порядка, отсюда и вытекает «институциональный» характер идеологии. Фактически данный вариант интерпретации превращает консерватизм в нарицательное понятие, лишая его собственной идеологической позиции. Несмотря на то, Хантингтон трактует консерватизм, как идеологию со своим набором ценностей, тем не менее данный набор является временным. Подобное определение консерватизма, на наш взгляд, имеет ситуативный характер, и в случае признания его справедливым, мы вынуждены будем признать советское прошлое нашей страны с социалистическими ценностями то же консервативным. Не вдаваясь в полемику о том, насколько ценности советского периода стали традиционными для современного российского общества, нельзя не признать того факта, что в плане своей интеллектуальной традиции – это все же ценности социалистического спектра, но не консервативной идеологии. Как верно отметил Руткевич: «К консерваторам нельзя относить всех тех, кто пытается сохранить любой порядок, иначе любой защитник существующего порядка будет консерватором»151.
В рамках данного диссертационного исследования мы придерживаемся идеационного (содержательного/ценностного) подхода, который рассматривает консерватизм в качестве самостоятельной исторически сложившейся политической идеологии. Таким образом, сущность консерватизма имеет вневременную, универсальную систему ценностей и модернизационный потенциал. Сторонники идеационного подхода рассматривают консерватизм в качестве идейно-политического учения, ориентированного на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, особенно ценностей, связанных с семьей, национальным характером, религиозным чувством, как основы духовности народа, соборностью, патриотизмом и собственностью. Консервативная идеология имеет свою специфику в зависимости от странновой принадлежности, во многом влияющей на содержание основополагающей консервативной ценности – традиций, и все же мы можем говорить о концептуализации ценностного ядра консервативной идеологии. По мнению политолога Б.В. Межуева, ценностное ядро идеологии связано с ценностными иерархиями и религиозной традицией. Самой главной характеристикой консерватизма, как политической идеологии, является то, что он выступает против тотального равенства и тотальной секуляризации. Все остальные характеристики, по мнению ученого, являются производными и зависят от того, что мы признаем в качестве ценностей иерархии и религиозной традиции или традиции вообще152.
Принято считать, что консерватизм в России оформился как идеология в начале XIX века, хотя зарождение ключевых ценностей идеологической платформы - сильного государства, патриотизма, религиозного чувства в контексте ценностей народа произошло гораздо раньше, уже в философских трудах русских мыслителей Средневековья и начала Нового времени. Генезис русского консерватизма и становление консервативных ценностей, при наличии общих системообразующих принципов консервативной идеологии, обладает значительной спецификой. В определенной степени на актуализацию консервативных ценностей в России повлияли революции Западной Европы. Идеи консерватизма выражали стремление не допустить разрушение ценностей, связанных с традиционным укладом жизни, сильным государством, потерей частной собственности, порядка и стабильности. Революция в Европе явилась ситуативным фактором формирования консервативной идеологии в России. Сами же ценности сформировывались уже на протяжении длительного периода времени.
Консервативные ценности российских граждан
Обращает на себя внимание четкое разграничение категорий центрального референта «страны», «Родины»/«Отечества» и «государства». Чувства любви, уважения, преданности и гордости, характеризующие ценностные представления патриотизма, можно испытывать к стране, но не к государству: «патриотизм – это любовь к Родине, а не к государству», «патриотизм – это любовь к стране за богатую культуру, историю, людей, но не к государству». Подобное восприятие референта объясняется стереотипным представлением о плохой власти в стране, которая ассоциируется с «государством». «Страна», «Родина»/«Отечество», наоборот, воспринимаются, как положительные категории, являющиеся собирательным образом духовно-нравственных, культурных и военно-исторических достижений русского народа.
Представления о ценности патриотизма у рядовых граждан связаны с проявлением чувства национальной принадлежности. Необходимо отметить, что выявленная категория «национального происхождения» относится к индикатору «гордость» и не содержит идей превосходства русской нации над другими. Националистический контекст ценностных представлений не связан с проявлением религиозной, этнической или культурной нетерпимости. Содержательно он раскрывается, как чувство гордости за принадлежность к своей национальной группе, поскольку российские граждане испытывают гордость за героическую историю Родины и исторический путь развития народа: «патриотизм – это когда ты рад, что ты русский, живешь в России, при этом это не что-то оголтелое, как у националистов».
Актуальность ценности в представлениях многих граждан связана с приписываемой ей ролью в создании сильного российского государства (39.8%). Реализация ценности воспринимается как реализация главной объединяющей идеи для народа.
Готовность совершать значимые действия является подтверждением приоритетности ценности для респондентов. Одним из наиболее распространенных вариантов ответов являлось признание себя патриотом, которое можно признать в определенной степени формальным. Выявленные категории относятся к личностному уровню проявления ценности, слабо выражают готовность личности к патриотическим социально-значимым действиям в интересах общества. Проявление поведенческого компонента на общегосударственном и социально групповом уровне сводятся к готовности служить в армии. Наиболее распространёнными установками к действию являются переживания чувства гордости и нежелание переезжать жить в другую страну. Однако данная ценность недостаточно активно регулирует политическое поведение граждан. Субъектная значимость ценности для человека выражается через принятие им ответственности за реализацию ценностной идеи. Форма реализации и уровень проявления ценности патриотизма не в полной мере соответствует выявленным кластерам функционального назначения. Фактически респонденты признали значимость ценности за счет того, что ее реализация способствует «процветанию страны», «сохранению русской культуры», «сохранению полноценности личности», при этом для достижения указанных ценностных результатов большая часть респондентов переживает чувство гордости и продолжает жить в России.
Функциональное назначение Установки к действию Процветание страны/создание сильного государства Переживание чувства гордости Сохранение русской культуры/сохранение языка Воспитываю детей/внуков патриотами своей страны Сохранение Истории Живу и буду жить в России Сохранение духовной полноценности личности Таким образом, представления о ценности патриотизма у российских граждан имеют положительное значение. Главные индикаторы представлений – «преданность», «готовность защищать», «гордость», «уважение», «любовь» имеют смежные референты ценностных представлений – «Родина»/«Отечество», «страна», «традиции». Значение ценности патриотизма для респондентов заключается в том, что патриотизм – это проявление любви и преданности, готовность защитить Родину, ценность чего заключается в благополучии страны и народа, сохранении культуры и истории нации. В представлениях отчетливо проявляется традиционалистическая составляющая: центральный референт ценности – Родина определяется национально-культурной идентификацией. Содержание центрального референта представлено как «культура, язык, верования, историческая память» (в отличие от «локального патриотизма», зафиксированного социологическими исследованиями 2000-х).
Сравнительный анализ консервативных ценностей российских граждан и членов партии «Единая Россия»
Ценностные представления указывают на сущность и степень значимости социального объекта и выступают в качестве ориентиров жизнедеятельности личности. Сравнительный анализ содержания ценностных представлений рядовых российских граждан и членов партии «Единая Россия» в рамках исследовательской модели основан на положении о том, что консервативные ценности данных групп взаимосвязаны настолько, насколько у них имеются сходные референты (предметы ценностных обращений) и кластеры функционального назначения. Успешность их реализации зависит от соотношения кластеров функционального назначения и типа установок к действию. Соответственно, для того, чтобы выявить общие тенденции и различия в ценностных представлениях рядовых граждан и членов партии «Единая Россия», нам необходимо: - сравнить индикаторы и референты ценностных представлений; - сравнить кластеры функционального назначения и типы установок к действию, включая проявление «субъективной значимости»; - сравнить валентность ценностных представлений. Патриотизм.
Ценностные представления как у рядовых граждан (80%), так и у членов партии (84.6%) имеют положительное значение. На это указывает в целом позитивное восприятие социально-политической и этнокультурной специфики страны, через которую происходит раскрытие эмоционального компонента ценностных представлений. Для обеих групп респондентов данная ценность имеет интегрирующее значение, на эмоциональном уровне ценностные представления связаны с проявлением чувства любви и сопричастности к Родине. Обобщенные представления о ценности имеют следующее содержательное значение: - рядовые российские граждане - патриотизм – это проявление любви и преданности, готовность защитить Родину, ценность чего заключается в благополучии страны и народа, сохранении культуры и истории нации (проявление общенародного патриотизма); - «Единая Россия» - это проявление любви, уважения к Родине, людям, истории России, а также готовность защищать и посвятить себя Родине, путем исполнения своего гражданского долга и своих профессиональных обязанностей.
В целом ценностные представления, как у рядовых граждан, так и у членов партии связаны с восприятием патриотизма, как «проявления любви – проявления уважения – готовности защищать». Данная ценность актуализируется в отношении «Родины – народа - истории - культуры». Общими и наиболее четко выраженными в ценностных представлениях обеих групп респондентов является индикатор «Любовь» и референт «Родина/страна». Вместе с тем, существуют определенные различия в представлениях о ценности патриотизма. Во-первых, для членов партии «Единая Россия» патриотизм – это не только проявление любви, но служение своей Родине. В отличие от рядовых граждан, данная ценность актуализируется также по отношению к семье, старшим поколениям, природе и особенно русской культуре. В свою очередь, для рядовых граждан ценностные представления связаны с проявлением гордости и преданности, дополнительным референтом обращения патриотических чувств является малая Родина и родной язык.
Диаграмма 1. Индикаторы ценности патриотизма в представлениях рядовых граждан и членов партии «Единая Россия»
Диаграмма 2. Референты ценности патриотизма в представлениях рядовых граждан и членов партии «Единая Россия» Во-вторых, существует четкое различие в восприятии главного референта. Ценность патриотизма для обеих групп респондентов связана с представлениями о любви к Родине, однако патриотизм российских граждан и членов партии «Единая Россия» будет проявляться в разных ситуациях, поскольку он обращен к различным объектам. Для рядовых граждан референт «Родина/страна» не включает в себя представления о государстве, более того «Родина/страна» и «государство» являются противопоставленными категориями. Для членов партии «Родина/страна» является синонимом государству, для них проявление любви к Родине, как выражение своего патриотического чувства, есть проявление любви к государству.
В-третьих, для рядовых граждан ценностные представления в большей степени определяются через нравственные, а не политические категории, для них патриотизм - это ценность духовно-идеологического порядка. Для членов партии ценность в большей степени связана с идеологически оформленными программными установками партии.
В-четвертых, главное функциональное назначение ценности для обеих групп респондентов заключается в обеспечении «процветания страны/создании сильного государства», однако члены партии имеют более четкие представления относительно того, что они ждут от реализации данной ценности. Патриотизм, по их мнению, это та ценность, реализация которой способствует сохранению истории и сбережению русской культуры. Для рядовых граждан данные кластеры функционального назначения являются менее выраженными. Кроме этого, уровень согласованности в ценностных представлениях относительно функционального назначения является выше у членов партии «Единая Россия».