Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Теоретические основы национальной политики КНР 15
Раздел 2. Эволюция национальной политики КПК: от права на самоопределение к самоуправлению этнических меньшинств 63
Раздел 3. Основные направления и методы обеспечения прав этнических меньшинств в современной государственной национальной политике КНР 100
Заключение 169
Список литературы 178
Приложения .202
- Теоретические основы национальной политики КНР
- Эволюция национальной политики КПК: от права на самоопределение к самоуправлению этнических меньшинств
- Основные направления и методы обеспечения прав этнических меньшинств в современной государственной национальной политике КНР
Введение к работе
Актуальность исследования. Исследование проблемы защиты и реализации прав этнических меньшинств представляется актуальным, по меньшей мере, по двум причинам. Одна из них состоит в том, что важнейшим проявлением гуманизма государственной национальной политики служит отношение к проживающим в стране этническим меньшинствам, которое выражается в оказании им всесторонней помощи с целью повышения уровня их развития и всесторонней интеграции в многонациональное общество.
Другая причина имеет более инструментальный характер. Положение этнических меньшинств непосредственно связано со стабильностью общества и целостностью государства. Наполненная гуманистическим содержанием национальная политика способствует предупреждению потенциальных противоречий и конфликтов в межэтнических отношениях и созданию в обществе атмосферы общенационального согласия.
Национальная политика – это целостная система мер, направленных на реализацию и защиту интересов и прав этнических групп в социально-экономической, политической, языковой, региональной, культурной и других сферах. Она является частью системы государственной политики, главным способом и методом урегулирования межэтнических отношений и разрешения национальных вопросов, выполняет функцию формирования устойчивых и добрососедских межэтнических отношений, сохранения территориальной целостности и обеспечения общественной стабильности.
Для выполнения возложенных на нее задач национальная политика разрабатывается и осуществляется с учетом положения этнических групп и состояния межэтнических отношений в разные периоды развития государства. С учетом необходимости воплощения в жизнь принципов справедливости и равноправия особенно принципиальное значение приобретает такая составная часть национальной политики, как сохранение и
защита прав национальных меньшинств, обеспечение условий для преодоления отсталости в социально-экономическом и культурном развитии национальных районов, подтягивания их до уровня доминантной нации на основе совершенствования всех сторон их жизни.
Чтобы быть эффективной, национальная политика должна опираться на прочные теоретические основы и учитывать национальные специфику и традиции страны.
За пятитысячелетнюю историю национальный вопрос Китая всегда был и еще надолго останется одним из самых сложных в жизни государства и народа. Несмотря на ассимиляцию и дискриминацию нацменьшинств в разные исторические периоды Великое Единство всегда остается главной целью национальной политики наряду с укреплением центральной власти и социальной стабильности, что является непременным условием успешного развития страны. Поэтому Коммунистическая партия Китая высоко оценивает принцип равноправия и сплочения всех народностей в целях создания гармоничной национальной атмосферы и достижения совместного процветания и прогресса.
Опираясь на китайские политические традиции и опыт, руководствуясь теорией государственного управления и марксистко-ленинской теорией национальной политики с учетом китайской специфики, правители Китая, принимая во внимание фактическое положение национальных меньшинств, выбрали систему национально-территориальной автономии для разрешения национального вопроса.
После образования КНР они разработали и проводили льготную
политику в отношении этнических меньшинств в социально-экономической,
политической и культурной областях, повысили заинтересованность
малочисленных народов в политике и участии в ней, особенно в период
проведения реформ. Благодаря этому, жизнь народов улучшилась,
межэтнический разрыв сократился, национальная политика Китая
обеспечивает реализацию и защиту прав человека и коллективных прав этнических меньшинств.
Многонациональные страны начинают переосмысливать важность национального вопроса для экономического развития и стабильности страны. Для таких государств остается актуальным изучение опыта формирования и проведения национальной политики Китая.
Существует мнение, что национальная политика Китая механически подражает СССР. В действительности она является самобытной, учитывающей специфические условия Китая, его традиционную и современную культуру. Современная национальная политика Китая является довольно централизованной, учитывая огромное по количеству население и его этническое многообразие.
Одной из важных проблем китайской национальной политики является соблюдение баланса интересов всех этнических групп, проживающих в стране. Нельзя, например, допускать, чтобы льготная политика в отношении нацменьшинств представляла собой обратную дискриминацию в отношении этнических ханьцев.
Несмотря на то, что в целом в Китае взаимоотношения между
малочисленными этническими группами являются гармоничными,
существует ряд нерешенных национальных проблем. К ним следует отнести нерешенность некоторых вопросов экономического и социально-культурного развития этнических меньшинств, отдельные проявления этнической нестабильности, противоречия, связанные с процессом ассимиляции этносов и др. Кроме того, в разработке и реализации национальной политики, общество не может должным образом повлиять на правительство. В этой связи важное значение приобретает задача научного анализа проводимой в Китае государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств и разработки рекомендаций по ее совершенствованию. Это
общая задача определяет выбор темы данного диссертационного исследования, ее главную цель и содержание.
Степень разработанности темы. Научные труды, в которых исследуются основные аспекты темы можно разделить на следующие группы.
К первой группе необходимо отнести труды китайских и российских исследователей, посвященные анализу взглядов древних мыслителей относительно национального вопроса и межэтнических отношений в Китае. Это такие исследователи, как О. Б. Бальчиндоржиева, А. В. Бояркина, В. Г. Буров, А. С. Васильев, Гэн Хайтянь, О. В. Евтихов, М. Б. Жамсав, А. А. Маслов, В. С. Нерсесянца, Н. М. Перелыгин, Д. А. Пивоваров, М. А. Сущенко, С. Ф. Ударцев, Л. Ф. Федотова, Цзэн Вэньфан, Чжан Цзянь, Н. И. Чуев 1 и др. Подобные исследования рассказывают о концепциях представителей разных школ по национальному вопросу.
1 Бальчиндоржиева О. Б. Социальная гармония в Китайской философии//Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. - С. 58-63; Бояркина А. В. Идеи конфуцианства в государственной идеологии КНР // Россия и АТР. - 2011. - №4. - С. 126-134; Бунов В. Г. Марксизм и конфуцианство // Вопросы философии. - 2011. - №6. - С. 144-147; Буров В. Г. В Китае возрождается культ Конфуция или о духовной составляющей социализма с китайской спецификой // Азия и Африка сегодня. -2011. - №4. - С. 8-14; Васильев А. С. История китайской философии - М: Прогресс, 1989. - 552 с; Гэн Хайтянь Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 23.00.02 / Гэй Хайтянь. - Владивосток, 2011. - 25с; Евтихов О. В. Принципы теории управления, описанные в древнекитайских трактатах // Вестник ТГПУ. - 2010. -Выпуск 5 (95), - С. 36-41; Жемсаев М. Б. Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филосф. наук: 09.00.11 / Жамеаев Михаил. Батожапович. - Улан-Удэ, 2005. - 24 с; Маслов А. А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». - Москва.: Логос, 2003. - 368 с; Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] / В. С. Нерсесянц - М: Норма. -2005. - 352с. - URL: (дата обращения: 23.12.2017); Перелыгин Н. М. Современность представлений о справедливости в древнем Китае // Человеческий капитал. - 2012. - № 12 (48). - С. 116-120; Пивоваров Д. А. Синергетика как средство социального управления в Китае: культурно-исторический опыт /Д. А. Пивоваров // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сб. Восточного центра. - Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. - С. 160-172; Сущенко М. А. Политическая модернизация в Китае: Роль Конфуцианских традиций Специальность 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии: автореферат. дисс. на соискание ученой степени канд. пол. наук: 23.00.02 / Сущенко Максим Алексеевич - Кемерово, 2015. - 22 с; Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (древний восток) / С. Ф. Ударцнв - СПб.: Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2007. - 389 с; Федотова Л. Ф. Философия Древнего Востока. [Электронный ресурс] / Л. Ф. Философия - М.: Спутник, 2015. - 142с. - URL: (дата обращения: 23.12.2017); Чжан Цзянь. Анализ национальной мысли Конфуция и его историческое влияние // Академика Конфуция. -1987. - №3. - С. 18-24. (на китайском языке: ШШШ11ШШШМЖШ'Вт//11Ш%\9юШзт 18-24 My, Цзэн Вэньфан. Идея о нациях и национальная политика в ранней династии Цинь: дис. канд-та наук. / Цзэн Вэньфан - Сиань, 2007. - 213с. (на китайском языке: ШХ% ШШШМШЖШМ / ШштШШ±Ш%
Вторую группу составляют работы китайских и российских авторов, в которых рассматриваются взгляды китайских руководителей и идеологов на национальный вопрос и межэтнические отношения в Китае. Это такие исследователи, как А. А. Алимова, В. А. Богословский, Ван Гэлю, Ван Дун, Гун Сюецзэн, Гун Чжисян, Г. С. Каретина, А. М. Кузнецов, Ли Вэйхань, Ли Годун, Ло Шуцзе, Лю Юйцюн, А. А. Москалёв, Е. Ю. Новикова, Оу Лижень, Сюй Цзешун, Хэй Цзянлинь, Цзинь Бинхао, Ши Чжисинь, Ян Цзиньцо2 и др.
В третью группу вошли научные исследования ученых, занимающихся изучением принципов национального самоопределения и самоуправления, а также их соотношения в Китае. Сюда относятся работы таких исследователей, как П. П. Баранов, Гай Шицзинь, Р. П. Зохрабян, В. А. Манько, А. Н. Палчаев,
2007 Ч 213 Шу, Чуев Н. И. Ранние даосы о проблемах войны и мира // Вестник Челябинского государственного
университета. - 2004. - Т. 10. - № 1. - С. 42-55.
2 Алимова А. А. Личность Сунь Ятсена в контексте советской и российской литературы // Евразийская интерграция: Экономика, право, Политика. - 2012. - №12. - С. 252-256; Богословский В. А., Москалёв А. А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). - М: Наука, 1984. - 260 с; Ван Гэлю О идеи о равноправии и сплочении народностей Мао Цзэдуна // Вестник гуансиского университета. - 1993. - №5. - С. 67-74. (на китайском языке: 1*1»: ШШШ^^Ж^т^Жт^&Ш //ГШ*Ш 1993 ЧШ ъ Ш 67-74 50; Гун Сюецзэн О китайзяции теории марксизма о национальном вопросе в течении 60 лет // научное исследование. - 2009. -№4. - С. 60-67. (на китайском языке: ШШ М^ШЦШзіШЖШ'їтік/ї+Ч // ШМ 2009 ЧШ 4 Ш 60-67 50; Гун Чжисян Процесс формирования национальной политики нового Китая: дис. канд-та. наук / Гун Чжисян. -Пекин, 2006. - 120 с. (на китайском языке: МШ М^тШШМШШШтЯ / Ф*ЕШ*^«±Ш гооб Ч 120 50; Каретина Г. С. Традиционная культура и процесс модеризации в Китае // Россия и АТР. - 2009. - №4. - С. 141-149.; Кузнецов А. М. Этнонациональная политика и современные проблемы нациестроительства в Китае: монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - 188 с; Ли Вэйхань. Вопрос о едином фронте и национальный вопрос. - Пекин: народное издательство. 1981. - 677 с. (на китайском языке: ШЇЇ. ЕШ^-ЙЩГчШізйМчШ ІШ-. АЙЖШ± 1981 Ч 677 Ж); Ли Годун. Изучение о национальном вопросе и национальной политике гоминьданского правительства: дис. кандидата наук / Ли Годун. - Ланьчжоу, 2006. - 200с. (на китайском языке: ^ШШ ШНМШЖШ^Ш&тШЖ&ШШЛ / ~№*Ш±Ш 2006 Ч гоо 50; Ло Шуцзе Начальное исследование о взглядах на национальный вопрос Ли Вэйханя // Вестник гуансиского социалистического института. - 1997. - №2. - С. 13-20. (на китайском языке: РШ^ттЖШтттііГт± ИХ^ЖШ 1997 ЧШ 2 Ш13-20 Ж); Лю Юйцюн, Ван Дун О взглядах Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэмина на кадровое стройтельство // Вестник гуансиского национального института. - 2003. - №2. - С. 143-145, 187 (на китайском языке: МШ, І* іМ#*. *Р/Ь. №ШЖ=їШШШ.т8і// ГШШШШ 2003^Hz2 Ш143-145, 187 50; Новикова Е. Ю. Социально-философские взгляды Мао Цзэдуна // Вестник академии. - 2012. - №2. -С. 77-79; Сюй Цзешун Мао Цзэдун и китайская теория наций // Журнал циньхайской социальной науки. -1987. - №2. - С.95-102. (на китайском языке: ШШ %Ш5^ШШЖШ$:// тШ?±^4* 1987ЧШ 2 Ш 95-10250; Оу Лижень Анализ о теории наций Ху Цзиньтао: дис. ... маг-ра / Оу Лижень. - Куньминь, 2012. - 50 с. (на китайском языке: ВШг ШШШШІЖШ і жШШШ±Ш 2012 Ч 50 Жу; Хэй Цзянлинь О национальном духе Дэн Сяопина // Вестник центрально-национального университета. - 1995. - №4. - С. 3-7. (на китайском языке: Щ-ЩЩ 'Ш>Ь TMRMttt // Ф*Й*^Ш995 ^314ЯН 3-7 50; Цзинь Бинхао, Ли Жуй, Чжан Цзюн Иделогия Дэн Сяопина о национальной работе / Кин Бинхао и др. - Хухэ-хото, 1996. - . (на китайском языке: ШЙ. $«. Ш-. W№ ШХШШ. йЖїїА^ШП 1996 Ч 338 50; Ши Чжисинь О эволюции взглядов Сунь Ятесна на внутренный национальный вопрос // Вестник цинхайского национального института. - 1997. - №3. - С. 50-55. (на китайском языке: 5.*г %№№ djxfflй КВёЙШАгЯЙМЗ? // ШШШШ1997 ЧШ з Ш 50-55 50; Ян Цзиньцо Идея о равноправии народностей Мао Цзэдуна // Форум народностей. - 1993. - №4. - С. 22-31. (на китайском
языке: тшш: шшшшш.т. її ш&т 1993 чш 4 т п-ъ\ жу
И. В. Сталин, Сюй Бинь, У Сяохуй, М. Х. Фарукшин, Т. Я. Хабриева, Яо Лайнь3 и др.
Отдельно необходимо выделить авторов, которые изучают конкретно китайскую систему национально-территориальных автономий. Это Ю. А. Будегечиева, Ли Гофан, А. Н. Мочалов, А. А. Муллова, И. Рафальский, Т. С. Супинсун, Цай Шэн, Чжан Кай, Чэнь Янюн4 и др.
Четвертая группа представлена работами ученых, занимающихся изучением проблемы соотношения индивидуальных и коллективных прав,
Палчаев А. Н. Взаимосвязь прав человека и коллективных прав в многонациональном государстве // Власть. - 2013. - № 1. - С. 90-94.; Баранов П. П. Местное самоуправление как форма публичной власти и институт гражданского общества // - 2008. - - С. 58-61.; Гай Шицзинь От национального самоопределения к национально-территориальной автономии — исторический выбор КПК о форме разрешения национального вопроса // Исследование о социализме с китайской спецификой. - 2004. -№1. - С. 71-74. (на китайском языке: ШШ&ІА "ШШ&"Ш “ШШё№'- ФИ«^:Ш&йМч1&-»7МШй#// + B#fctt^r±X№ 2004 4% і Ш 71-74 Шу, Зохрабян Р. П. Принцип равноправия и самоопределения народов: эволюция содержания в системе принципов международного права // Вестник московского университета. Сер. 11. Право. - 2009. - № 2. - С. 61-73; Манько В. А. Китайские традиции в подходе к принципу самоопределения народов многонационального Китая // Современное право. - 2010 - № 7. - С. 150-153; Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос; национальный вопрос и ленинизм. - Москва, 1959. - 81 с; Сюй Бинь От самоопределения к национальной территориальной автономии: дис. … канд-та. наук. / Сюй Бинь. - Ланьчжоу, 2007. - 240 с. (на китайском языке: Ш ШМ ШШШШ.Щ Ш » / ШШШ±їк% 2007 Ч 240 Жу; Xiaohui Wu From Assimilation to Autonomy: Realizing Ethnic Minority Rights in China’s National Autonomous Regions // Published by Oxford University Press. Advance Access publication. - 2014 - С.57-90; Фарукшин М. Х. Этнополитология: Учебник для студентов и аспирантов факультетов и отделений политологии ун-тов. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 280 с; Фарукшин М. Х. Этничность и федерализм. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 348 с; Фарушин М. Х., Зазнаев О. И., Беляев В. А. [и др]. Российская политическая регионалистика. - Казань: Отечество, 2011. - 246 с; Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов / Т. Я. Хабриева. - М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2010. - 288 с; Яо Лайнь От самоопределения к национально-территориальной автономии — большое изменение в национальной политике КПК // Вестник шаньсиского высшего университета. - 2003. - №6. - С. 38-41. (на китайском языке: №~ ШЖШШШШ-ЩШ№ - ФЯЙ^З^
тешшм—tJt^sefc// іііЩштШїк<м№Ш2шШбМзя-4і шу
4 Будегечиева Ю. А. Деревенское самоуправление в современном Китае: дис. … канд. историч. наук: 07. 00. 03 / Будегечиева Юлия Александровна. - Иркутск, 2011. - 208 с; Ли Гофан Фомирование института национально-территориальной автономии КПК (на примере устроения правительства ВнутриМонголиской автономного правительства) // исследование ближайшей истории. - 2012. - № 6. - С. 88-104. (на китайском языке: $Я5з $>ШЖШ-ШШ№ШШ)$. - ЫЖИШ^^ШЙМЩ // ШХШ% 2012 4% б Ш 88-104 Шу, Мочалов А. Н. Национально-Территориальное устройство Китайской Народной Республики: Конституционная модель и ее истоки // Академический юридический журнал. - 2016. - №3 (65). - С. 54-63; Муллова А. А. Проблемы автономии в КНР: История и современное состояние // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2017. - №7. - С. 661-665; Рафальский И. Феномен национального самоопределения и XXI век // Родина. - 2013. - № 12. - С. 19-20; Супинсун Т. С. Национальная автономия в Китайской Народной Республике как способ разрешения национального вопроса / Т. С. Супинсун // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: матер. 2-й междунар. научно-практич. конф. - Благовещенск: Изд-во Благовещенский государственный педагогический университет, 2012. - С. 137-139; Цай Шэн Трудность и выход институт национально-территориальной автономии: дис. ... канд-та. наук. / Цай Шэн. - Шэнян, 2016. - 144 с. (на китайском языке: Л^. ЙІШ«ей$'ШМіШ-1д№ / ІіШ±Щ^Ш±\^Х гоїв Ч 144 Ю ; Чжан Кай Национально-территориальная автономия в Китайской Народной Республике: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Чжан Кай. - Москва, 2009. - 186 с; Чэнь Янюн «общая программа» и утверждение института национально-территориальной автономии - о формировании политики национально-территориальной автономии в Китае // Исследование истории КПК. - 2009. - № 8. - С. 13-20. (на китайском языке: ШйЯ №Ш
шл шж\ктё-ттшл1 -мш^тшштші&іікшшш,// фййішй2оо9ш8ш п-юшу
возможностями защиты интересов этнических меньшинств. Права человека изучали такие исследователи, как Ао Хуймин, Го Даохуй, Е. В. Жукова, Ли Буюунь, И. И. Лукашук, М. Б. Напсо, В. Е. Регеда, А. И. Соловьев, Хуан Юаньшань, Ян Фэннин5 и др.
О китайской национальной политике в области экономики, образования, культуры, кадров писали Ао Цзюньдэ, Ван Чуаньфа, Г. Б. Валентина, Ю. А. Грачева, В. А. Клиновский, Т. В. Лазарева, Ли Цзихэ, Ли Чаньлин, Лю Аньчуан, Ма Жун, Н.А. Соловьева, И. В. Ставров, Хань Ган, М. П. Шабалов, Янь Лин6 и др.
5 Ао Хуймин, Хуан Юаньшань Цель строения конституционого правления в национальных районах - это
защита прав этнических меньшинств // Вестник центрально-национального университета. - 2007. - №5. - С.
1-5. (на китайском языке: ШШШ ШтШ Ш'ШША.ШМШШЖШ @ Й // Ф*ЕШ*^» 2007 4% 5 Ш 1-5 Ж); Го
Даохуй О коллективных и индивидуальных правах // Вестник шанхайской социальной академии наук. -
1992. - № 3. - С. 48-55. (на китайском языке: ШШЩ тМІШЯШ^ІЬШ // ±.т±&Щ№ЯШ 1992 4% з Ш48-55 Ж);
Жукова Е. В. Право кроренных малочисленных народов России на традиционное природопользование в
системе их экологических прав: дис. … кандид. юрид. наук: 12.00.06 / Жукова Елена Викторовна. – Москва,
2010 г. – 219 с; Ли Буюунь О индивидуальных и коллективных правах // Вестник аспирантуры китайской
социальной академии наук. - 1994. - №6. - С. 9-16. (на китайском языке: $^ж І&Л-АШ.ЩШШЩ и ФЯїШШ
%ШШ 1994 4% б Ш 9-16 Я); Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов
юрид. фак. и вузов [электронный ресурс] / И. И. Лукашук - М: Волтерс Клувер, 2005. - 544 с. - URL:
(дата обращения: 23.12.2017); Напсо М. Б. «Этнические» коллективные и
индивидуальные и индивидуальные права: выбор между правами народов и культурными правами индивида
// Известия российского осударственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - №50. -
С. 102-110; Регеда Е. В. Коллективные права этнических общностей в конституционном праве Российской
Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук 12.00.02 / Регеда Екатерина Владимировна. - Пенза, 2009. -
27с; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учебник для студентов
вузов. - М: Аспект Пресс, 2010. - 575 с; Ян Фэннин Гарантия прав этнических меньшинств с точки зрения
международных актов о правах человека // Гуансиское национальное исследование. - 2016. - №1. - С. 35-41.
(на китайском языке: %Rf ЯЫА№№Ш1:ШШШШШШ // ГШШШ% 2016 4% і Ш 35-42 51)
6 Ао Цзюньдэ Некоторые вопросы о избирательной системе в отношении нацменьшинств // Исследование
наций. - 2004. - №1. - С. 1-9. (на китайском языке: ШШШ ^Ш'ШШШШ&Ш^Ш// ШШ% 2004 «Ці-
9 51); Ван Чуаньфа Анализ о потере права автномии и способ его востания в национально-территориальной
автономии // Академия гуйчжоуская национальная академия. - 2005. - №5. - С. 20-25. (на китайском языке:
1#: Шё^ШЯё'ШШШШШШМШ^ // ттжт% 2005 Ш 5 Ш 20-25 50; Валентина Г. Б. Национальная
политика КНР в отношении малочисленных народов // Россия и АТР. - 2006. - № 4. - С. 77-81; Грачева Ю.
А. Национальная политика в городском округе Лицзян в 2010 - 2016 гг. и положение нацменьшинств (на
примере народа Наси) / Ю. А. Грачева // Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН: матер.
ежегод. науч. конф. - М: Изд-во Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт
Дальнего Востока Российской академии наук, 2017. - С. 206-220; Клиновский В. А. Конституциоанный
статус языка в китайской Китайской Народной Республике // Российский юридический журнал. - 2014. - №
5. - С. 118-125; Лазарева Т. В. кадровая политика в национальных районах КНР (1949-2001 гг.): дис. ... канд.
истор. наук: 07. 00. 03 / Татьяна Васильевна Лазарева. - Москва, 2002 г. - 203 с; Лазарева Т. В. Зигзаги
национальной зигзаги национальной политики Китая // Азия и Африка сегодня. - 2010. - №3. - С. 18-25; Ли
Цзихэ Янь Лин О характеристиках национальной политики КНР в новом веке // Вестник юго-западного
национального университета - 2013. -№ 5. - С. 23-27. (на китайском языке: Щ^ф э ШШЇ&ШШШМШІЇІ
Ш її ШПШШШ2Ш 4% 5 Ш 23-2750; Ли Чаньлин Обзор о проведении национальной политики в области
экономики // Вестник гуйчжоуского университета. - 2011. - № 3. - С. 80-86. (на китайском языке: mm Rift
Несмотря на то, что многие аспекты национального вопроса, национального самоопределения, прав человека, национальной политики и ее теоретических основ в Китае отражены в научной литературе, специальных монографических исследований политологического характера по избранной нами теме в России практически нет. Слабо представлена эта проблема и в научной литературе в Китае.
Таким образом, проблема защиты прав этнических меньшинств в национальной политике КНР является актуальной и малоисследованной. Это свидетельствует о необходимости дальнейших теоретических разработок относительно указанного аспекта национальной политики в КНР.
Объектом исследования является проблема прав этнических меньшинств.
Предмет исследования - защита и реализация прав этнических меньшинств в национальной политике КНР.
Цель исследования состоит в анализе государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств, выявлении существующих в данной области проблем и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели нужно решение следующих задач:
1) Рассмотреть основные взгляды китайских древних мыслителей на
национальный вопрос и отношения между этническими группами;
2) Проанализировать взгляды китайских руководителей и идеологов на
национальный вопрос и межэтнические отношения в Китае;
атЖШШтЙШШЛШШ и Ш>!М±Ш гон %-Ш з Ш 80-86 Ж); Лю Аньчуан Процесс развития национальной культурной политики КПК в отношении нацменьшинств // Вестник хубыского национального института. -2013. - №4. - С. 73-76. (на китайском языке: М%±-. $>т%)*%'ШШ%ШтШ!Ш: 1921-1949 //ШЬКЙМЖ^* 2013 4% 4 Щ 73-76 Жу Ма Жун С апекта социологии рамотрение двуязычного образования в современное время // Вестник юуньнаньского национального университета. - 2007. - №6. - С. 11-17. (на китайском языке: Ц% Л &&ШМШ.^Шжттії // ъШШШШ 2007%6М п-17My; Соловьева Н. А. К вопросу о взаимодействии национальных меньшинств и ханьского этноса в этнокультурном пространстве Западного региона КНР // Ученые записки ЗабГУ. - 2014. - №4. - С.168-174; Ставров И. В. Реализация экономической политики КПК в национальных районах северо-восточного Китая (1978-2005 гг.) // Россия и АТР. - 2009. - №3. - С. 29-41; Хань Ган Исследование о льготной национальной политике в Китае: дис. ... канд-та наук / Хань Ган. -Тяньцзинь, 2012. - 204 с. (на китайском языке: fffl'J ФЯШШШМШЯ/ШЯШШ±Ш2012^204Жу; Шабалов М. П. Основы культурной политики Китая // Стратегические приоритеты. - 2014. - №4. - С. 27-43.
3) Уточнить содержание понятий, которые используются в
политической науке при исследовании национальной политики КНР;
4) Охарактеризовать соотношение между принципами
самоопределения и самоуправления в процессе эволюции государственной
организации Китая;
-
Выявить соотношение коллективных прав этнических групп и индивидуальных прав в Китае;
-
Раскрыть направления и методы национальной политики КНР по защите и реализации прав этнических меньшинств.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Диссертационное исследование опирается на общетеоретические
представления о правах этнических групп, включая национальные меньшинства; концепции и теоретические разработки, содержащиеся в разработках российских и китайских ученых.
В основу данной работы были положены следующие научно-исследовательские методы:
– в рамках исторического подхода использовались историко-генетический и сравнительно-исторический методы. Использование данных методов помогло накопить и использовать исторические материалы о становлении и развитии в Китае теоретических взглядов на национальный вопрос и межэтнические отношения;
– использованный в работе диалектический метод был призван помочь раскрыть сложный и противоречивый процесс разработки политики защиты и реализации прав и интересов этнических меньшинств как составной части национальной политики Китая на разных этапах его истории;
– анализ документов направлен на раскрытие основного содержания национальной политики КПК, отражающейся в документах центральной власти;
– системный метод ориентирован на рассмотрение национальной политики в качестве определенного инструмента, направленного, в частности, на разработку и применение системы мер, необходимых для защиты и реализации прав этнических меньшинств;
– структурно-функциональный подход позволил рассматривать структуру и функции национальной политики, чтобы раскрыть истоки и механизм формирования национальной политики;
– сравнительно-сопоставительный метод использовался с целью проследить эволюцию теоретических взглядов на национальный вопрос в Китае, а также для сопоставления принципов государственного устройства, прав коллектива и индивида и выявления в них общего и специфического.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция КНР, Закон о национально-территориальной автономии и другие законы, подзаконные нормативные правовые документы и акты, а также международные правовые акты, в которых содержатся основные положения, касающиеся прав человека и национальной политики. Важную роль в сборе статистических данных сыграли официальные публикации, а также материалы с официального сайта правительства КНР, ряда информационных и статистических сайтов министерств Китая.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
Раскрыты преемственность и отрицание в процессе эволюции теоретических взглядов на национальный вопрос и положение этнических меньшинств в Китае от концепций древних китайских мыслителей до современных теоретических представлений.
-
Выявлены факторы, определявшие в разные периоды истории Китая отношение к этническим меньшинствам, созданию национально-автономных регионов.
-
Уточнен ряд понятий и их соотношение в процессе эволюции национальной политики Китая («самоопределение», «самоуправление»,
«коллективные права», «индивидуальные права», «этнические
меньшинства»).
-
Впервые введены в научный оборот ранее не известные или крайне малоизвестные в литературе на русском языке китайские источники и эмпирические данные по вопросам защиты и реализации прав этнических меньшинств, проживающих на территории Китая.
-
Охарактеризованы особенности формирования и реализации национальной политики КНР и эффективность защиты интересов малочисленных народов в настоящее время.
-
Выявлены основные нерешенные или недостаточно решенные проблемы государственной национальной политики в отношении этнических меньшинств и разработаны предложения по совершенствованию этой политики.
Основные положения, выносимые на защиту.
-
В идеологических представлениях китайских древних мыслителей по национальному вопросу отчетливо выделяются четыре главные школы, в рамках которых высказывались разные, порой противоречивые, взгляды на национальный вопрос и межэтнические отношения. Наряду с обоснованием ненасильственной ассимиляции (конфуцианство) оправдывалась и дискриминационная практика и даже завоевание малых народов (легизм). Но доминирующей тенденцией была устремленность к созданию единого государства, в котором обеспечивались бы мирное сожительство, равноправие и сотрудничество всех этнических групп.
-
Следуя демократическим принципам равноправия, солидарности народностей и др., китайские марксисты отбросили традиционный великий ханьнизм конфуцианства и легистов, сформировали социалистическую теорию национальной политики с китайской спецификой. На основе этой теории осуществляется и практика защиты и реализации прав этнических меньшинств.
-
До реформы 1978 года в Китае коллективные права имели приоритет перед индивидуальными правами человека. Позже индивидуальные и коллективные права приобрели примерно равный статус, что способствует более полному обеспечению прав человека и гражданина.
-
С учетом международной и внутренней обстановки и традиционной культуры Китая, идеологических и практико-политических причин, центральной властью разработана льготная политика в отношении нацменьшинств в социально-экономической, политической, культурно-образовательной сферах. Данная национальная политика направлена на обеспечение прав этнических меньшинств и сокращение межнационального разрыва в состоянии и развитии экономики, культуры, образования и др. Она способствует поддержанию государственного единства, общественной стабильности и процветанию всей китайской нации и одновременно сохранению национальной самобытности.
-
В связи с национальным вопросом в Китае государственной организации предстояло пройти минимум два этапа развития. Первый этап – это преодоление механического подражания советскому территориально-государственному устройству – самоопределению и федерации. Второй этап – это совершенствование института национально-территориальной автономии с учетом китайской специфики.
-
Система национально-территориальных автономий стала важной составляющей национальной политики КНР. Это национальная, территориальная и политико-административная единица государства, которая способствует разрешению национального вопроса, улучшению межнациональных отношений и развитию этнических меньшинств. Данная форма автономии разработана в сочетании с принципом самоуправления и национальным положением Китая.
-
В политическом плане национальное самоопределение включает право определять свой политический статус. Оно подразделяется на внешнее
и внутреннее. Внешнее самоопределение неразрывно связано с понятием
государственного суверенитета, а внутреннее самоопределение – с понятием
самоуправления. В Китае местное самоуправление, входящее в систему
государственной власти, является одной из форм выражения
самоопределения, частным случаем самоопределения, оно
эволюционировало из формулы «пяти сфер подчинения», сформированной в династии Ся, за более чем четырехтысячелетний период.
Теоретическое и научно-практическое значение диссертации.
Данное исследование в определенной мере восполняет пробелы в научном
изучении проблем этнических меньшинств, проживающих в Китае. Защита и
реализация их прав является составной частью национальной политики
современного Китая, теоретические основы которой разработала КПК.
Полученные результаты в перспективе могут быть использованы при
дальнейших разработках национальной политики как теоретического, так и
прикладного характера, а также рекомендаций для сотрудников
государственных органов, занимающихся вопросами защиты и реализации прав этнических меньшинств.
Результаты диссертации могут быть использованы в рамках преподавания целого ряда учебных политологических дисциплин, таких как этнополитология, государственная политика и управление, политика зарубежных стран и др.; при разработке учебников и учебных пособий.
Апробация результатов исследования. Выводы и основные
положения диссертации изложены автором в четырех статьях,
опубликованных в рецензируемых научных журналах перечня ВАК. Кроме этого, диссертант принимал участие в шести научных конференциях, по итогам которых были выпущены статьи и доклады в базе РИНЦ.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретические основы национальной политики КНР
Китай был и остается по сей день многонациональной страной, при этом национальный вопрос всегда занимал существенное место в его идейно-политической жизни. Истоки теоретических взглядов по данному вопросу можно обнаружить во взглядах прежде всего Конфуция и Лао-цзы.
В идейном наследии Конфуция по национальному вопросу, которое высоко ценится и в современном Китае, преобладают идеи ассимиляции наций.
Как мы ранее уже отмечали, в одной из своих статей8 по мнению Конфуция, в отношении народа И9 следовало проводить политику ассимиляции. Надо отметить, что Конфуций не призывал к насильственной ассимиляции, а желал, чтобы проводили ассимиляцию мирными средствами, в первую очередь, путем распространения более развитой культуры на народы И, относительно отставшие в своем развитии.
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе учения Конфуция, является «Жень» – человеколюбие. Поскольку в период жизни мыслителя войны между нациями приносили народу большое несчастье, он всю жизнь мечтал об идеальном обществе, где все люди были бы равноправны и любили бы друг друга. Конфуций считал, что человеколюбие – это главное качество великого мужа. Все его учение состоит в том, чтобы быть верными заложенному в человеке божественному началу и любить людей. Ведь преступников надо жалеть, потому что все люди братья10.
Конфуций также «рекомендовал государю быть мудрым, своим отношением к родственникам и друзьям подавать пример народу, развивая в нем и в себе справедливость и человеколюбие, придерживаться принципов морали, осуществлять «моральное правление». Он надеялся соединить политику, государственную власть со справедливостью и нравственностью. Человеколюбию, утверждал Конфуций, необходимо следовать, даже терпя неудачи»11. Такое идеальное общество «да тонг» ярко отражено в книге «Лунь юй».
В книге «Лунь юй» Конфуцием была предложена идея «хэ эл бу тонг», где «хэ» означает гармонию, равновесие или единство между различными элементами; при сопоставлении «хэ» и «тонг», где «тонг» – это абсолютная согласованность, значение «хэ эл бу тонг» приобретает особый смысл: «хотя люди или вещи разные, но они могут жить в гармонии, помогать друг другу». С философской точки зрения это означает единство в многообразии; с социальной точки зрения это означает общие законы развития общественных отношений. Таким образом, «хэ эл бу тонг» воплощает в себе основное требование гармоничного общества. Можно сказать, что «в конфуцианской культуре гармоничное общество будущего – это общество Великого Единения»12. Таким образом, конечной целью ассимиляторской политики в отношении народов И являлось устроение общества Великого Единения.
Также можно утверждать, что на формирование позиции Конфуция по поводу ассимиляции оказала влияние и проблема численности населения в стране. В эпоху жизни Конфуция не существовало ни стабильных и обширных границ государства, таких как у нынешнего Китая, ни такой многочисленной нации – Хань, которая занимала бы по численности первое место среди мировых наций. По словам Чжан Цзяня, «тогда китайская нация (Чжунхуа минцзу) находилась в процессе формирования»13. В своей статье он указал, что в результате ожесточенных войн в эпохи «Чуньцю-Чжаньго»14 постепенно определились географические границы каждого государства на Центральной равнине.
Каждая страна была малонаселенной, для повышения уровня производительности труда, укрепления государства и вооруженных сил стало необходимым увеличение численности населения.
Поскольку естественный прирост населения происходил очень медленно, самый быстрый способ увеличения его численности – ассимиляция других этнических групп. Конфуций негативно относился к политике принудительной ассимиляции. В связи с тем, что насильственное подавление национальных конфликтов не убедит народ, его необходимо убеждать другими способами, потому что «далекие народы не будут подчиняться силе и не придут, а государство не сможет удержаться и будет разваливаться» («Джиши»), что очень опасно.
Как-то Конфуций сказал чиновнику Джи Кан из государства Лу: «До тех пор, пока правители сами являются неподкупными и добрыми, в обществе, которым они управляют, будет процветать стабильность. Если правители следуют этикету, то все будут уважать их; если правители соблюдают мораль и справедливость, то все будут их слушать; если правители честны, то никто не сможет быть нечестным. Если так будет, то народ придет к ним со всех краев» («Цзылу»)15. Несомненно, здесь речь идет о том, что при управлении государством нужно соблюдать принципы морали и этикета (т. е. Правила Ли16), то же самое касается и национального вопроса. Конфуций выступал за уважительное отношение ко всем малочисленным народам.
Согласно программе ассимиляционной национальной политики, Конфуций выдвинул лозунг «развития и совершенствования культуры и системы образования, нравественности и морали». Он рекомендовал совершенствовать политику и повышать производительность труда, и тогда передовая культура, как магнит, сможет привлечь нацменьшинства, а это будет способствовать их естественной ассимиляции. «Раз они придут, то поселим их» («Джиши»), то есть их разместят, дадут им землю и другие средства производства, сведут к минимуму эксплуатацию, следовательно, они разбогатеют как можно быстрее, а их уверенность в жизни на Центральной равнине станет крепче. Эти меры олицетворяют политику «сделать их богатыми».
Наконец, что значит «учить их»? Конфуций как великий педагог обратил особое внимание на это. Он предложил принцип «любой человек может получить образование». Но для этого нужно разрушить прежнюю систему образования, которая строилась на иерархии, ведь при ней только аристократия могла получать образование. Данная система образования берет начало с династий Ся, Шан и Чжоу. Конфуций считал, что получать образование должны все независимо от национальности и социального положения. У Конфуция было 3000 учеников и семьдесят мудрецов, многие из которых принадлежали к национальным меньшинствам»17. Согласно его концепции, нацию можно интегрировать в другую нацию с помощью образования, передовой культуры и др.
Ряд ученых отмечает, что концепция Конфуция о нациях, очевидно, имеет тенденцию к возвышению этнической общинности Хуася (этот эндоэтноним с династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) изменился в этнос Хань) и дискриминации И, «поскольку Конфуций считал, что в отношении национальных меньшинств должна проводиться политика сдерживания их развития»18. Трудно согласиться с этим, потому что Конфуций выступал за развитие нацменьшинств, призывал дать им землю, образование, культуру, Конфуций одобрял политику поддержки нацменьшинств.
Таким образом, можно сказать, что в отношении малочисленных наций Конфуций придерживался идей ассимиляции, основанных на принципе «руководить народом с помощью правил этикета, морали, нравственности, добродетели «Жень» и образования.
При императоре Цинь Ши-Хуанди конфуцианство было под запретом. Однако во времена следующей Ханьской империи (206 год до н. э. - 220 год н. э.) идеи конфуцианства были восстановлены. Китай стал проводить политику последовательного присоединения территорий, на которых проживали неханские народы, и применять гибкие методы управления в отношении неханцев.
«При династии Тан (618 – 908 гг.), в китайскую политическую доктрину была включена идея многонационального государства, в котором проживали и хань-цы, и «варвары»19, что соответствовало идее Конфуция «хэ эл бу тонг».
По мнению У Ген-Ир, начиная с времена правления династии Хань вплоть до Синьхайской революции конфуцианство становится официальной государственной идеологией20. Однако на самом деле конфуцианство было запрещено при династии Цин, потому что в это время императоры были из малочисленной нации Ман, и поэтому для того, чтобы поддержать свою власть, запретили развивать и пропагандировать учение Конфуция.
Эволюция национальной политики КПК: от права на самоопределение к самоуправлению этнических меньшинств
Национальная (этническая) политика КПК всегда основывалась на приоритете общенациональных интересов китайского общества. Она отражала их на всех этапах истории партии. При этом конкретные положения политики и вытекавшие из нее лозунги менялись в зависимости от конкретно-исторических условий и целей, которые ставила перед собой Коммунистическая партия.
Так, в период борьбы против японской агрессии, когда стояла задача сплочения всех социальных групп, включая этнические меньшинства, партия взяла на вооружение положение о праве наций на самоопределение и выдвинула соответствующий лозунг. Цель заключалась в том, чтобы привлечь на свою сторону эти меньшинства, в том числе те, которые оставались на временно оккупированной Японией территории Китая.
Путь к формированию понимания принципов самоопределения и самоуправления в КПК был длинным, и этот процесс был тесно связан со становлением фактической национальной политики Китая. Одновременно изменения, происходящие в национальной политике КПК, отражали соотношение этих двух принципов относительно их статуса в политических планах партии.
«Самоопределение – право самостоятельно решать вопрос о своей судьбе, право определенных коллективов, социальных, этнических групп самостоятельно избирать формы своей организации»139. М. Х. Фарукшин пишет: «Самоопределение в самом общем смысле означает право самостоятельно определять свою судьбу, а в политическом плане оно включает право определять свой политический статус. Оно может выразиться в различных формах: создании отдельного суверенного государства; формировании национальной государственности в рамках федеративного государства, основанного на принципе добровольности объединения народов; согласии на какую-то иную форму политической автономии»140.
В начале XX века в контексте мировой борьбы угнетенных народов за независимость социалистическим интернационалом была выведена формула национального самоопределения: «Самоопределение нации понималось как политическое самоопределение, как самоопределение в направлении получения политической самостоятельности»141. Р. П. Зохрабян отметил, что «правовая формула принципа равноправия и самоопределения народов была создана в период деколонизации и в целом только для этих целей»142.
Относительно видов самоопределения А. А. Тащиян в своей диссертации143 выделял антиколониальное самоопределение, конфессиональное самоопределение, лингвистическое самоопределение, самоопределение национальных меньшинств и коренных народов, а также самоопределение дисперсных этносов. Однако, на наш взгляд, их содержания иногда пересекаются. В западноевропейской теории национальное самоопределение подразделяется на внешнее и внутреннее.
«В мае 1916 г. Вильсон высказывался о праве народов выбирать форму правительства. В данном случае предлагалась идея внутреннего самоопределения. Затем американский президент сформулировал принцип «внешнего самоопределения», согласно которому любой народ мог бы по желанию выбирать форму суве-ренитета»144.
Что касается внутригосударственного аспекта, то «... понятие «самоопределение» предполагает право, но не обязательность независимости и государственности. В результате некоторые думают, что термин «внутреннее самоопределение» тенденциозен и должен быть заменен на более нейтральный или объективный, например, «самоуправление» или, если мы включим экономические права, особенно в случае с коренными народами, и земельные права, – «саморазвитие» или «самосохранение»145.
Устав ООН не содержит понятия территориальной целостности государств. В нем речь идет о принципе «территориальной неприкосновенности», который увязан не с принципом самоопределения народов, а с принципом неприменения силы между государствами»146.
Тем не менее, существует противоречие между принципом самоопределения и территориальной целостностью, поскольку «оба принципа являются в международном праве равнозначными и не имеют приоритета друг перед другом»147.
Что касается внешнего самоопределения, то, прежде всего, надо упомянуть, что правом на «внешнее» самоопределение обладают народы, находящиеся в колониальной или иностранной зависимости, при этом М. А. Харраз видел в нарушении права на «внутренное» самоопределение, то есть участие на равных условиях в управлении государством148.
Некоторые считают, что «внешнее самоопределение неразрывно связано с понятием государственного суверенитета»149 . В соответствии с разъяснениями Комитета ООН, внешнее самоопределение подразумевает, что все национальности имеют право свободно определять свой политический статус и свое место в международном сообществе, основываясь на принципе равноправия. Также народы имеют право не подвергаться иностранному подавлению, господству и эксплуатации. Тогда внутреннее самоопределение означает самоуправление, то есть право всех народов свободно реализовывать свое экономическое, социальное и культурное развитие без вмешательства других государств
Взгляд большевиков на тезис о праве наций на самоопределение имел односторонний характер, как и концепция австро-венгерских социал-демократов. Большевики также признавали лишь территориальную форму самоопределения народов. Ведь СССР как первое коммунистическое государство соблюдал принцип самоопределения для поддержания процесса государственного строительства.
В процессе национально-освободительного движения под влиянием СССР принцип самоопределения наций был принят молодой коммунистической партией на рассмотрение, поскольку национальный вопрос Китая не был разрешен в переходный период развития китайского общества (1911 – 1949 гг.) от феодального, точнее полуфеодального и полуколониального, к современному.
«Самоуправление – это частичная независимость социальной общности в решении вопросов своей жизнедеятельности, которая регулируется государством в общих очертаниях»150. Она также именуется субнациональной независимостью. Наличие местного самоуправления является качественной характеристикой гражданского общества и его самосознания, а также «уровня национального согласия и единства в данном государстве»151.
М. Х. Фарукшин отметил: Местное (муниципальное) самоуправление – это особая форма власти, не создаваемая сверху и не входящая в систему государственной власти. Иными словами, это власть, избираемая непосредственно населением данной местности для решения вопросов местного значения, затрагивающих лишь жителей определенной территории152. По словам Ю. А Будегечиева, Сунь Ятсен в начале Республиканского периода осознавал важность местного самоуправления и устройство демократического правительства, идущее как снизу вверх. По его мнению, когда все уезды в провинциях начнут практиковать самоуправление, тогда можно говорить о процессе демократизации во всей провинции, и затем во всем государстве153.
Существует две теории местного самоуправления - это «государственная» и «общественная» теории. В рамках первой теории форма местного самоуправления «рассматривается как разновидность и одна из возможных форм местного управления, инкорпорированного в систему государственного управления страной в целом. Вторая точка зрения усматривает в местном самоуправлении одну из форм проявления общественной инициативы и сводится к необходимости минимизации роли государства в решении местных проблем»154. Анализируя данные теории, М. А. Бажинов доказывает, что «решение проблемы эффективного сочетания двух, часто противоречащих друг другу принципов организации общественной жизни -государственности и самоуправления, необходимо решать как путем практического опыта, основанного на здравом смысле и четко осознанных потребностях общества, так и путем концептуального осмысления и обобщения теоретических наработок в данной области»155.
Основные направления и методы обеспечения прав этнических меньшинств в современной государственной национальной политике КНР
В социалистическом Китае коллективные права этнических групп по отношению к индивидуальным правам находились в приоритетном положении, но в настоящее время оба типа прав обладают равным статусом, в то же время конечная цель реализации коллективных прав представляет собой достижение и защиту прав и свобод каждого человека. Для возрождения и развития китайской нации заметную роль играют: гарантия и реализация прав этнических меньшинств в экономической сфере; в сфере самоуправления автономных районов; подготовка кадров; поддержка национальных языков и образования путем совершенствования национальной политики и правовой системы.
Права индивида безусловно являются общепризнанными. Как отмечает А. И. Соловьев, «права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ»234 . М. Б. Напсо тоже полагает, что «традиционно международное право отдает предпочтение индивидуальным правам, правам, предоставляемым представителям народа, лицам, относящимся к определенным этническим общностям (коренным народам, меньшинствам и т. д.), а не самим этническим сообществам»235. Это неверно: право народа на самоопределение – это коллективное право, и оно закреплено в Уставе ООН.
Конечно, международное право, Устав ООН и другие международные документы ориентируются на права индивида. Так, Устав ООН в целях международного мира и безопасности требует от стран-членов этой организации уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии236.
Однако некоторые ученые считают, что коллективные права существуют. К примеру, «по мнению американского ученого Б. Дж. Сингера, коллективные права – это те права, которыми индивидуумы обладают в силу своей коллективной принадлежности к какому-либо подсообществу. Существуют права, которые могут быть только коллективными, например, право объединяться, чтобы совместно конституировать сообщества»237.
И. И. Лукашук отметил, что «подавляющее большинство прав человека носит индивидуальный характер, предназначено для отдельного человека. Вместе с тем, существуют и коллективные права, принадлежащие объединениям индивидов: народам, нациям, национальным меньшинствам, коренным народам. Порой такие права называют правами человека второго поколения»238.
Однако, вопрос о существовании коллективных прав и их соотношении с индивидуальными правами до сих пор является нерешенным в мире. Конечно, Китай не исключение. Китайский исследователь Чжан Вэньсянь считает, что субъект прав человека – это индивид, следовательно, индивидуальные права – это права отдельного человека, в то время как коллективных прав человека не существует. Лу Дэшань выражает противоположную точку зрения о существовании коллективных прав239. Китайские ученые Хуан Юаньшань и Ао Хуймин пишут: Права человека и гражданина включают в себя как коллективные, так и индивидуальные права. Коллективные права представляют собой права государства и этносов на международной арене, которые содержат в себе суверенитет, права на национальное самоопределение, существование, равноправие и развитие240. Здесь необходимо отметить, что коллективные права существуют как на международном, так и на внутригосударственном уровне.
На наш взгляд, коллективные права существуют. С одной стороны, субъектом использования прав человека могут быть как отдельный индивид, так и коллектив. Но бывает такой случай, что только коллектив обладает правом, таким как право на национальное самоопределение. Ло Миньда и Хэ Ханчжоу полагают, что в соотношении коллектива и индивида права человека являются правами индивидуального человека. Индивид – это субъект прав человека, но их реализация возможна только через гарантию коллективных прав. По этой причине можно сказать, что коллектив представляет собой носителя прав человека241.
С другой стороны, в некоторых сферах коллективные права служат предпосылкой защиты и реализации индивидуальных прав. Один человек не может жить без другого, а главное, что он не сможет использовать некоторые свои права, как право на общение на национальном языке, а также не сможет выражать свои желания и защищать свои права способом митинга, собрания и других коллективных действий.
Выяснение существования коллективных прав подводит нас к проблеме соотношения коллективных и индивидуальных прав. По мнению М. Х. Фарукшина, «коллективные права тесно связаны с индивидуальными правами. С одной стороны, осуществление коллективных прав не должно ущемлять индивидуальные права и свободы, С другой стороны, часто личный интерес и индивидуальное право могут быть реализованы только через осуществление коллективного права»242. Сходное мнение выражает и китайский ученый: Поскольку индивидуальные права служат основой коллективных прав, то коллективные права являются гарантией индивидуальных прав243. Исходя из этого мнения, можно ли узнать, какие права обладают приоритетом, индивидуальные или коллективные? По нашему мнению, они равны.
Ввиду этого важным является вопрос о понятии коллективных прав. Е. В. Регеда считает, что «коллективные права – это права, принадлежащие условному или статистическому множеству, реализуемые целым множеством как таковым, не являющимся простой суммой индивидуальных прав лиц, входящих в это множество, а имеющие качественно новые свойства (синергетический эффект), определенные целями и интересами данного коллективного образования»244.
По мнению китайского эксперта, коллективные права не являются суммой индивидуальных прав и по качеству и количеству не могут делиться на индивидуальные права. Они равно, взаимозависимо или противоречиво сосуществуют и не наступают друг на друга, но могут переходить друг в друга245. В связи с этим иногда между индивидуальными и коллективными правами не существует четкой границы. Однако согласиться с этим нельзя. С исторической и практической точек зрения их нужно различать.
Нельзя не отметить, что в связи с различными сферами жизни коллектива содержание коллективных и индивидуальных прав этнических групп изменяются. Например, в пределах многонационального государства все этнические группы равны и имеют одинаковые права.
Однако в Китае соотношение коллективных и индивидуальных прав рассматривается иначе. До реформы (1978 г.) коллективные права имели безусловный приоритет, а после ситуация постепенно изменилась.
В период 1949 – 1978 гг. считалось, что статус коллективных прав выше индивидуальных. Это объяснялось тем, что, во-первых, в эпоху плановой экономической системы индивидуумы являются объектами плана, индивиды становятся производственными и воспроизводственными материалами и инструментами общества. Взаимоотношение между правительством (или организациями) и индиви дуумом является принужденным типом, то есть плановая экономика заставляет человека присоединяться к правительству или коллективу Достижение личных интересов полностью зависит от подчиненного коллектива, который становится непреодолимой внешней силой для индивида, так что коллективный план определяет сущность и ценность индивида. У него нет свободы выбора. Таким образом, в рамках плановой экономической системы коллективные права и интересы являются высшими246. Каждый человек должен не только сознательно защищать и бороться за коллективные интересы, но и жертвовать личными интересами.
Во-вторых, для китайской культурной традиции в целом характерно иное представление о соотношении прав индивида и коллектива, чем в западной цивилизации: 1) ценятся обязанность и ответственность человека перед обществом, пропагандируется подвиг ради коллектива. Ценность человека состоит в том, что сначала надо работать над собой, повысить свое личное качество и уровень морали и нравственности, после самосовершенствования создать гармоничную семью и только потом можно управлять государством; 2) предлагается пренебрегать личными правами и их защитой. Конфуцианство поддерживает авторитет правителя и несопротивление господству императора на протяжении более двух тысяч лет, поэтому традиция веры правителю и подчинения его господству крепко формируется в идеологии китайского народа.
В-третьих, из благодарности и культа к Мао народ принял такую идеологию, что коллективные интересы и права выше индивидуальных. После образования КНР жизнь простого народа (рабочих, крестьян и др.) улучшилась по сравнению периодом до образования КНР, после реализации права на жизнь были обеспечены и другие права человека. Так в период 1949 - 1956 гг. КПК проводила политику демократии, аграрную революцию, пропагандировала равенство мужчин и женщин, наций, свободный брак и др. в целях преодоления феодального влияния (наследства).