Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические и социально-политические аспекты становления политических партий Афганистана 31
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования политических партий и партийной системы Афганистана 31
1.2. Социально-политические предпосылки зарождения политических течений и организаций Афганистана 61
ГЛАВА 2. Формирования и эволюция либерально-демократических и марксистских политических организаций Афганистана 80
2.1. Формирования либерально-демократических движений и организаций в Афганистане 80
2.2. Зарождение и эволюция марксистских политических организаций в Афганистане 100
ГЛАВА 3. Генезис партийной системы афганистана в условиях «демократического эксперимента» и «республиканизма» 128
3.1. «Демократический эксперимент» и генезис партийной системы Афганистана 128
3.2. «Республиканизм» и эволюция партийной системы Афганистана 144
Заключение 163
Библиография
- Социально-политические предпосылки зарождения политических течений и организаций Афганистана
- Формирования либерально-демократических движений и организаций в Афганистане
- Зарождение и эволюция марксистских политических организаций в Афганистане
- «Республиканизм» и эволюция партийной системы Афганистана
Введение к работе
Актуальность исследования. Исламская Республика Афганистан продолжает занимать важное место в международных отношениях современного мира. Общественно-политическая и военная ситуация в Афганистане несмотря на попытки навязать этой стране модель развития по английскому, советскому и американскому варианту кардинально не изменилась. Афганское общество, которое меняло свою политическую систему и идеологические ориентиры в результате неоднократных оккупации, так и не смогло обеспечить политику национального примирения и консолидировать заинтересованные политические сила. Поэтому анализ социально-политических процессов, происходящих в Афганистане, приковывает к себе пристальное внимание как политологов, так и мировую общественность.
В сложной и обширной проблематике общественно-политического развития Афганистана исследование трансформации политических партий и партийной системы в условиях традиционного общества занимает особое место и представляется научной, политической и практической задачей для исследования в современной политологии. Анализ генезиса политических партий позволит лучше понять и оценить перспективу и направление развития страны. В процессе эволюции афганского общества возникали и играли определённую роль разнородные политические партии и организации. Практика показывает, что стабильное развитие сложных традиционных обществ зависит прежде всего от своевременного регулирования проблемы консолидации политических сил, их пропорционального представительства в управлении государственными делами через их политические партии и организации.
Актуальность диссертационной темы заключается также в её недостаточной изученности в современной политологической науке. В многочисленных работах содержится анализ партийной системы стран региона, расстановки в них политических, сословно-классовых, религиозных, национальных и прочих сил. В то же время проблемы изучения трансформации политических партий и партийной системы традиционного афганского общества пока не стали объектом специального политологического исследования, что и определило научный интерес диссертанта в выборе данной темы. Данное исследование в политологической науке является одной из первых попыток проведении комплексного анализа проблемы трансформации политических партий и партийной системы Афганистана с учетом новых реалий XXI в.
Изучение генезиса политических сил позволит восполнить пробел в исследованиях проблем современного развития афганского общества, что по-
зволит проследить эволюцию в идеологических взглядах и практике политических партий и организаций изучаемой страны.
Актуальность исследования данной проблемы также диктуется необходимостью анализа воздействия внешних факторов на трансформацию политических партий и партийной системы страны, которая в свою очередь оказывала влияние на ее общественное развитие. Политические партии и организации в Афганистане формировались и вышли на политическую арену в довольно сложных геополитических условиях, что связано с противоборством мировых держав, которые «не любили Афганистан, но всегда хотели править им». В обществах, неустойчивых в военно-политическом, социально-экономическом, и культурно-идеологическом отношении и находящихся в переходном состоянии, политические партии и организации традиционно находятся под сильным влиянием внешнего фактора. Именно в таких условиях в начале XXI в. Афганистану предстоит решить задачу создания эффективных политических институтов с учётом национально-этнических, сослов-но-классовых, религиозных и других особенностей общества чтобы сохранить национальную независимость и территориальную целостность страны.
Степень научной разработанности проблемы. В современной политологической науке вопросами этимологии и методологии теории политических партий, определения условий их возникновения, места и роли партий в политической системе, классификации и типологизации партий уделяется достаточное внимание. Вместе с тем с одной стороны, большинство работ по теоретико-методологическим аспектам политических партий и партийной системы принадлежат зарубежным авторам, с другой, многие исследования посвящены анализу партийного строительства и формированию партийных систем западного образца.
Таджикские и афганские ученые тоже уделяли достаточно внимания вопросам возникновения и развития политических партий и партийной системы региона, в том числе исследованиям афганских политических партий и организаций. Но большинство исследований таджикской и афганской научной школы носят прежде всего исторический характер.
В связи с изложенным возникла необходимость политологического исследования проблемы трансформации политических партий и партийной системы Афганистана. Для выполнения поставленной исследовательской задачи и удобства анализа научной литературы автор классифицировал ее следующим образом:
В первую группу входит литература методологического характера, в которой анализируются методика изучения партий и партийных систем, модели
5 институционализация, конституционализация и типологизация политических партий и т. д.
Методологические основы теории партийного строительства были заложены в трудах таких исследователей как Д. Маккей, Э. Дауне, М. Дювер-же, М. Острогорский, Л. Эпштейн, К. Джанда, Р. Роуз и Т. М. Маки, Ф. Г. Кастлс и П. Мейр, Дж. Бадж, Д. Робертсон, Дж.Д. Хабер, С. Шарлот, Р. Янковский, К. Лоусон, М. Тейлор и др.1 Среди современных методологических исследований партийных систем нельзя обойти вниманием работы Л. Дюпре, П. Марсдена, Р. Н. Дикса, Д. Н. Келлей, М. Макфола, А. Рашида, О. Руа, Б. Рубина, А. Гиустоцци и др., в которых освещаются вопросы олигархиза-ции и бюрократизации партий, организационная структура современных партий, квазипартийные организации и т. д. Вместе с тем данные работы не анализируют вопросы трансформации политических партий и партийной системы Афганистана, и анализируются на западном теоретическом материале.
Во вторую группу включены работы советских и российских ученых-востоковедов и ученых-афганистов. Среди советских исследователей следует выделить труды выдающегося афганиста И. М. Рейснера, (1948 и 1949 гг.) в которых он рассматривает проблемы формирования идеологии панафганизма и приходит к выводу о том, что на основе этой идеологии начали склады-ваться первые общественно-политические организации в Афганистане .
1 СМ. : McKay D. Why is There a European Political Science? PS: Political Science and Politics. 1988; Downs A. An
Economic Theory of Democracy. N.Y.: Harper, 1957; Duverger M. Political Parties. N.Y. Willy, 1963; Ostrogorski M.
Democracy and the organization of Political Parties. Vol. 2. Ltd. The United States. Garden City. N.Y. : Anchor Books,
(1902) 1964; Epstein L. Political Parties in Western Democratic Systems, in Essays in Political Science I Indiana Universi
ty Press. 1966; Janda K. Cross-National Measures of Party Organizations and Organizational Theory II European Journal
of Political Research 1983. N 11; Janda K. Political Parties. A Cross-National Survey. N.Y. : The free Press, 1980;
RoseR, Т. M. Mackie. Do Parties Persist or Fait? The Big Trade off Facing Organization in Wear Parties Fail. 1988;
Castles F. G., P. Mair. Left-Right Political Scales: Some «Expert» Judgments II European Journal of Political Research.
1984. N 12; Budge J., Robertson D., Heart D. Ideology, Strategy and Party Change: Spatial Analyses of Post-War Elec
tion Programmers in 19 Democracies I Cambridge University Press. 1987; Huber J. D. Values and Partisanship in Left-
Right Orientations: Measuring Ideology II European Journal of Political Research. 1989. N 17; Chariot S. Political Parties
Towards a New Theoretical Synthesis II Political Studies. 1989. N 37; Iankovski R. Preference Aggregation in Political
Parties and interest Groups. A. Synthesis of corporatist and encompassing organization theory II American Journal of po
litical sciences. 1988. N 32; Lawson K., Merpl P. H. When parties fail I Emerging alternative organizations; Princeton
University Press. 1988; Taylor M., Lover M. Government Coalitions in Western Europe II European Journal of Political
Research. 1973. N1.
2 Dupree L. Afghanistan N.Y., 1980; Марсден П. Талибан: война и религия в Афганистане. М. : Городей, 2002.
173 с; Dix R. N. Democratization and the Institutionalization of Latin American Political Parties. Comparative Political
Studies. 1992. N 24; Kelley D. N. The Democratic Revolution in the USSR: Can the System Cope with Pluralism II
Midsouth Political Science Journal. 1992. N 13; McFaulM. Russians Emerging Political Parties II Journal of Democracy.
1992. N 2; Рашид А. Талибан, ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. Тегеран : Даниш, 2000.
400 с. (На яз. фарси); Roy О. Islam and Resistance in Afghanistan I Cambridge University Press. Cambridge, 1986; Ru
bin B. The Fragmentation of Afghanistan. State Formation and Collapse in the International System. Yale University.
1995; GiustozziA. Koran, Kalashnikov and Laptop. L., 2007.
3 Рейснер И. M. Реакционные идеи в современной историографии Афганистана // Вестн. АН СССР, 1948. № 5.
С. 108-110; Его же. К вопросу о складывании афганской нации // Вопросы истории, 1949. № 7. С. 66-85.
Фундаментальные труды советских и российских ученых посвящены проблем формирования и их эволюции разнородных политических партий и организаций Афганистана. В качестве примера приведем коллективную монографию под редакцией М. Р. Аруновой, В. В. Басова, В. Н. Пластуна1, в которой авторы дают анализ проблем возникновения многочисленных общественно-политических организаций и движений Афганистана. Однако указанная работа не лишена недостатков. Эта работа была выпушена под грифом «ДСП» (Для служебного пользования), и многие данные не имеют ссылок на первоисточники. Кроме того, в отдельных разделах допущены неточности, некоторые заключения авторов не подкреплены надежными аргументами.
Российская научная школа занимает одно из достойных мест в изуче-нии партийно-политической системы Афганистана , однако вопросам трансформации партийной системы Афганистана не уделено должного внимания.
Важный вклад в изучение проблемы формирования и трансформации политических партий и партийной системы Афганистана внёс российский афганист В. Г. Коргун , работы которого написаны на основе афганских источников, где даётся анализ возникновения и развития политических партий до конца 60-х гг. XX в. Ему принадлежит заслуга в освещении роли и места интеллигенции в создании различных политических организаций, особенностей возникновения и основных направлений леворадикального движения страны.
Третью группу составляют работы представителей афганской научной школы, монографии иранских и пакистанских авторов4. Особое внимание при исследовании вопроса трансформации политических партий и партийной системы Афганистана уделено работе М.Г.М. Губара5,
1 См. : Актуальные проблемы афганской революции : Коллектив, моногр. / под ред. М. Р. Аруновой, В. В. Басова,
В. Н. Пластуна. М. : Наука, 1984. 662 с. (Для служебного пользования).
2 См., например: СнесаревА. Е. Афганистан. М. : Русс, панорама, 2002. 272 с; Ганковский Ю. В. История Афга
нистана с древнейших времен до наших дней. М. : Мысль, 1982. 368 с; Басов В. К. К характеристике националь
ного состава чиновничества в Афганистане в 60-е годы // Спец. бюл ин-та востоков. М. : Наука, 1974. № 4. 181с;
Георгиев Г. О. О развитии демократического движения в Афганистане // Там же. М. : Наука, 1969. № 2. С. 5-11;
Зайцев П. Н. Внутриполитическое развитие Афганистана в 1919-1928 гг. М, 1970. 270 с;АруноваМ. Р. Афгани
стан, Иран, Пакистан: Время выборов и перемен. М. : ИВ РАН, 2006. 242 с; Тренин Д. В. Афганистан: взгляд с
севера /Д. В. Тренин, А. Малашенко. М.: Центр Карнеги, 2010. 35 с; Шило И. Обстановка в Афганистане: военно-
политическая ситуация и трансформация политического курса страны. М.: МГИМО-Университет, 2008. 40 с.
3 Коргун В. Г. Афганистан в 20-30-е годы XX в.: страницы политической истории. М. : Наука, 1979. 160 с; Его
же. Основные направления ультралевого движения в Афганистане // Спец. бюл. ин-та востоков. М. : Наука, 1979.
№ 6. С. 41-60; Его же. Интеллигенция в политической жизни Афганистана. М. : Наука, 1983. 196 с; Его же.
Сдвиги в классовой структуре ДРА / Спец. бюлл. ин-та востоков. М. : Наука, 1987. № 6. С. 14-25.; Его же. Исто
рия Афганистана. XX век. М. : ИВ РАН: Крафт. 2004. 527 с; Его же. Афганистана в начале XXI века. М. : ИВ
РАН, 2004. 134 с.
4 Сайид К. Будущее принадлежит исламу. М., 1993; Мотаххари М. Исламское мировоззрение. Душанбе : Посоль
ство ИРИ в Душанбе, 1995.
5 См. :Губар М.Г.М. Афганистан на пути истории. Кабул, 1346 (1967). (На яз. дари).
Эти авторы в контексте исследования интересующих их проблем затрагивали вопросы партийно-политической жизни Афганистана, эволюцию деятельности политических партий и организаций и этническую ситуацию в стране.
В четвертую группу включены работы таджикских политологов, историков, философов, которые внесли большой вклад в изучение проблемы политических партий и партийной системы в целом Афганистана и в частности. Например, здесь следует упомянуть труды таджикских политологов Г. Н. Зокирова, А. Н. Махмадова, М. У. Хидирова1.
В трудах X. Н. Назарова представлен фактический и теоретический материал, касающийся трансформации общественно-политической системы почти столетнего периода истории Афганистана: в частности, получили широкое освещение идеология основоположников первых прогрессивных груп-пировок — младоафганцев . В работах X. Н. Назарова наряду с исследованием социально-политических проблем Афганистана изучены вопросы становления и деятельности политических течений и организаций.
Работы Ш. Имомова3 и К. Искандарова4 посвящены анализу социально-политическим предпосылкам становления и развития основных течений и направлений афганской общественной мысли, их эволюции и трансформации в политической и социокультурной истории Афганистана. Ш. Имомов, изучая истоков зарождения общественной мысли во второй половине XIX — первой половине XX в., уделяет внимание вопросам становления общественно-политического движения в Афганистане и проблемам политического разрешения афганского конфликта.
1 См. : Зокиров Г. Н. Системаи сиёсй: масъалахои руз ва дурнамои инкишоф. Душанбе, 2010; Его же. Политиче
ская модернизация. Душанбе : Сино, 2001; Его же. Идеологияи сиёсй. Душанбе, 2008; Его же. Интихобот ва сис
темаи интихоботи. Душанбе : Андеша, 2003; Его же. Донишмаи сиёсй. Душанбе : Деваштич, 2007; Махмадов
А. К Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. Душанбе, 2000; Махмадов А. К, Хи
дирова М. У. Политическое поведение: некоторые аспекты структурного анализа. Душанбе, 2003; Махмадов
А. К, Хидирова М. У. Политические идеологии современного мира. Душанбе : Ирфон, 2006; Хидирова М. У, Ка-
биров М. Политические партии и общественные движения Таджикистана: история и современность. Душанбе,
2000.
2 Назаров X. Н. Роль таджиков в истории Афганистана (На таджикском языке). Душанбе : Дониш, 1998. 656 с;
Его же. Социальные движения 20-х годов XX века в Афганистане. Душанбе : Дониш, 1989; Его же. Народные и
просветите льско-антифеодальные движения в Афганистане. Душанбе, 1976; Его же. Сайд Джамалиддин Афгани
и его общественно-политическая школа. Душанбе : Дониш, 1993.
3 Имомов Ш. История общественной мысли Афганистана во второй половине XIX в. — первой половине XX в.
Душанбе : Дониш, 2001. 400 с.
4 Искандаров К. Молодежное движение в Афганистане (1945-1990 гг.). Душанбе : Дониш, 1992. 148 с; Его же.
Политические партии и движения Афганистана во второй половине XX века. Душанбе : Ирфон, 2004. 500 с.
Р. Ш. Нуриддинов1 в работах рассматривает вопросы идейной борьбы леводемократических и правоисламитских сил в Афганистане во второй половине XX в., и уделяет особое внимание внутриполитическим и внешнеполитическим факторам, влияющим на формирование различных политических коалиций.
Источниковедческая основа диссертации. Изучение вопроса трансформации политических партий и партийной системы Афганистана, основывается на изучении широкого круга оригинальных первоисточников. Проблемы, связанные с политическими партиями и партийными системами изучались в трудах и затрагивались в выступлениях Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона . В работах главы таджикского государства глубоко исследованы вопросы политического развития Афганистана и его влияния на процессы политической модернизации Республики Таджикистана.
Важным источником составляют официальные документы, которые дают возможность определить политическое содержание правящих режимов в Кабуле. Для нашего исследования большой научный интерес представляют изучение разных изданий Конституции Афганистана (1964, 1977, 1987, 2003), по которым можно проследить процесс трансформации политических партий и партийной системы Афганистана. К группу источников включены нормативные, правовые акты, касающиеся политических партий, партийной системы, свободной прессы, юридически регламентирующие деятельность политических организаций и функционирование их печатных органов. Большое значение для исследования представляют законы о печати, на основе которых начали издаваться частные газеты, служившие печатными рупорами политических партий и движений. Немалое источниковедческое значение имеют законы о политических партиях и законы о порядке их регистрации, при-нятые в Афганистане в рассматриваемый период .
1 Нуриддинов Р. Ш. Идейная борьба леводемократических и правоисламитских сил в Афганистане во второй по
ловине XX века. Душанбе : Ватанпараст, 2003. 384 с; Его же. Формирование левых демократических движений в
Афганистане. Душанбе : Ватанпараст, 2002. 203 с.
2 Рахмонов Э. Ш. Таджикистан — сильное государство // Вестн. МПА СНГ. 1994. № 1; Его же. Встречи в Нью-
Йорке: Э. Рахмонов на Генеральной Ассамблеи ООН // Народ, газ. 1994. 10 дек.; Его же. Таджики: вчера и сего
дня. Душанбе, 1997. 156 с; Его же. 1100-летие Государства Саманидов // Вестн. МПА СНГ. 1999. № 2; Его же.
Точикон дар оинаи таърих (Таджики в зеркале истории). Душанбе, 1999. 160 с. (Текст на таджикском, русском и
английском языках); Его же. Республика Таджикистан на пороге XXI века // Независимая газета. 2000. 8 дек.; Его
же. Доклад на первой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 1995; Его же. Бо рохи вахдат
ва бунёдкорй (По пути единства и созидания). Душанбе, 1996.
3 Осолнама-йе матбуат дар Афганистан. Кабул, 1329 (1951); Кануне ахзаб-е сияси-йе Джомхоре-йе Афганистан //
Хивад. 1987.8.06; Канун дар бара-йе сабте ахзаб-е сияси-йе Джомхори-йе Афганистан. Кабул, 1366 (1987); Кану-
ни ахзаб-е сияси // Расми джарида. № 26,1382 (2003). С. 1-13; Мокаррара-йе тарзе сабт-е ахзаб-е сия-си // Расми
джарида. 1382 (2003), № 26. С. 14-19.
Использованы основополагающие документы молодежных организаций, которые послужили ячейками различных афганских политических партий и общественных движений. Важность данных материалов заключается также в том, что в них была сделана попытка анализа причастности спецслужб заинтересованных стран по организационному сколачиванию разнородных политических партий и группировок Афганистана в борьбе против СССР1.
При написании диссертации использованы работ, интервью и выступления лидеров афганских политических партий. Среди них важными являются статьи и выступления лидеров указанных политических сил2. Следует отметить работу лидера политического течения «Ватан» («Родина») — М. Г. М. Губара. Автор в монографии «Афганистан на пути истории» анализирует причины формирования и распространения прогрессивных идей и как на их базе сформировались первые политические группировки в афганском обществе.
Ценным источником послужили печатные издания изучаемой страны, России и региона, в которых опубликовано большое количество статей, где затрагиваются проблемы формирования партийной системы Афганистана.
Таким образом, краткий обзор научной литературы и источников показывает, что советскими, таджикскими, российскими, региональными и западными учеными проделана значительная работа по изучению становления и развития политических партий и партийной системы Афганистана. Но большинство публикаций по исследуемым вопросам не являются полными и носят преимущественно справочный и информационный характер. Более того, проблемы трансформации политических партий и партийной системы Афганистана не получили в изученных трудах и источниках специального освещения и политологического исследования.
Ни одна диссертационная работа, не может охватить весь комплекс ис-
1 Лево-демократические партии и организации Афганистана // Информ. бюлл. Политупр. Туркест. воен. окр.
Ташкент, 1988. № 16. 8 с; Шиитская оппозиция Афганистана//Инф. бюлл. Политупр. Краснознам. Туркест. во
ен. окр. Ташкент, 1988. № 15. 5 с; Афганистан на пути национального примирения // Инф. бюлл. Политупр.
Краснознам. Туркест. воен. окр. Ташкент, 1988. № 1. С. 3-11.
2 «Системаи чандхизби ва хукумати иттилофи санги пояхои демократиза кардананд» // Кушони М. - муншии ав
вали кумита марказии С.И.З.А. - Хакикат-е инкилаб-е сур, 1988; 4 сентября; «Катъи чанг хости хама мардум аст»
// Гарон X. - муншии аввали кумита марказии С.З.А.; «Эхсоси масъулият дар баробари таърих» // Сират С. - раиси
Х.И.М.А.; «Бо имони комил ба суй сулх ва оромиш» // Нуристони С. - раиси Н.Х.М.А. (фидоиён); «Мусолихаи
милли: Омили мухими эхёи зиндагии саодатманд» // раиси Иттиходияи Ансарулла; Барнома ва асосномаи ахзоб
ва созмонхои мухталифи Афгонистон; «Баёнияи ихтитомия» // Хекматяр Г. - амири кулли Х.И.А, 1981; «Матни
баёнияи мучахид мавлави Мухаммад Наби Мухаммади» - амири умумии Х.И.И.А.; Раббони Б. «Рохи халли
масъалаи Афгонистон». Техрон, 1983.; «Афгонистон ва мусолихаи милли» // Раёсати умури сиёсии вазорати ам-
нияти давлатии ЧА, Кобул 1365, 23 с; «Хукумати чадид роховарди дигари сиёсати мусолихаи милли ва гоми бу-
зург дар рохи сулх ва демокроси аст»; «Нукоте дар бораи системаи чандхизби ва идораи иттилофи дар ЧА»;
«Системаи чандхизби бузургтарин дастоварди мусолихаи милли аст».
10 следуемых проблем, поэтому диссертант ограничивался анализом указанных узловых проблем, т. е. задача настоящего диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить и свести разбросанную, разную и порою противоречивую информацию в единое логическое целое. Данную работу можно рассматривать как одну из первых попыток создания политологического исследования, посвященного проблемам трансформации политических партий и партийной системы традиционного афганского общества. В работе не даются решения всех проблем партийной жизни такой сложной и противоречивой страны, как Афганистан, особенно если данная проблема в политологической науке рассматривается впервые.
Таким образом, данное диссертационное исследование может служить отправной точкой для дальнейшего изучения многих вопросов современного этапа политического развития Афганистана.
Объектом исследования являются политические институты, разнородные политические партии и партийные системы Афганистана.
Предметом исследования является политологический анализ трансформации политических партий и партийной системы Афганистана.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в выявлении важнейших направлений и особенностей трансформации политических партий и партийной системы современного афганского общества.
Достижение указанной цели логически и содержательно предполагает постановку и решение следующего комплекса исследовательских задач:
проанализировать базисные теоретико-методологические подходы к исследованию трансформации политических партий и партийной системы в современном Афганистане;
изучить социально-политические предпосылки зарождения политических партий и партийной системы Афганистана и влияние внешнего фактора на этот процесс;
определить условия формирования и развития либерально-демократических движений и организаций Афганистана;
раскрыть особенности организационного оформления политических партий и партийной системы Афганистана в период «демократического эксперимента» и «республиканского режима»;
исследовать проблемы зарождения марксистских политических организаций в Афганистане;
показать роль основных геополитических игроков мира и региона в процессе формировании политических партий и партийной системы
Афганистана.
Основная гипотеза исследования. Трансформация политических партий и партийной системы традиционного общества определяются универсальными факторами (глобализация, геополитический передел мира, трансформационные процессы), региональными факторами (общие традиции восточной политической культуры, приблизительно одинаковые социально-экономические и политические условия для традиционных обществ Востока) и социокультурными факторами (традиции, обычаи, личностные качества лидеров партий и групп), которые индивидуальны для Афганистана.
Автор полагает, что эволюция большинства афганских политических организаций неотделима от общего процесса политического развития стран Востока. В обстановке подъема политической активности партии выступали в роли не только интегрирующей силы, но и важного рычага политической мобилизации различных слоев и групп общества.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные положения, основы которых составляют теории политических партий (М. Вебер, А. Токвиль, Дж. Лапаломбара и М. Вайнер, Б. Констант, М. Дюверже, Ж.-Л. Кермонн, Д. Эптер, Г. Альмонд, Д. Пауэлла, Дж. Сартори, М. Острогорский и др.1), а также теории социально-политической трансформации (Т.О. Донелл, А. Пшеворский, С. Хантингтон, X. Линц, А. Степан, Д. Ростоу, Ф. Шмиттер, Т. Карл и др.)2
В основе методологии исследования лежит междисциплинарный подход, позволяющий объединить совокупность общенаучных и специальных политологических методов (системный анализ, конкретно-исторический метод, ситуационный метод, сравнительный анализ и исторический подход).
Эмпирическую базу исследования составляли партийные документы — программы и уставы политических партий и организаций, резолюции и материалы съездов, конференций, решения и постановления пленумов, сочи-
1 Вебер М. Исследования по методологии наук. М. : ИНИОН, 1980; Токвиль Алексис Де. Старый порядок и рево
люция. М. : Алетейя, 2008. 248 с; Лапаломбара Док., Вайнер М. Политические партии и политическое развитие.
М.; Дюверже М. Политические партии. М. : Академический проект, 2005. 540 с; Кермонн Ж.-Л. Западные поли
тические режимы. // Полис. 1991. № 2; Эптер Д. Политика модернизации. М. : Просвещение, 1993. 600 с; Аль
монд Г. Гражданская культура и стабильность демократии // Там же. 1992, № 4;Алмонд Г., ПауэллДж., Стром К.
и др. Сравнительная политология сегодня. М., 2002; Сартори Дж. Партии и партийные системы // Буржуазная
демократия: Теория и практика. М., 1978; Острогорский М. Демократия и политические партии. М. : РОССПЭН,
1997. 639 с.
2 См., например: ОДоннелл Г. Делегативная демократия // Пределы власти. 1994. № 2-3. С. 52-69; Пшеворский А.
Демократия и рынок : политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М. :
РОССПЭН, 2000. 320 с; Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX в. М, 2003; Линц X,
А. Степан. Государственность, национализм и демократизация // Полис. 1997. № 3; Ростоу Д. А. Переходы к
демократии: попытка динамичной модели // Полис. 1996; Шмиттер Ф., Карл Т. Что такое демократия, а что —
нет // Демократия: Теория и практика. М., 1996.
12 нения и трактаты идеологов указанных организаций, статьи и выступления их лидеров и активистов. Эти документы дали возможность проанализировать процессы идеологической и организационной трансформации политических партий и организаций, ознакомиться с их собственными оценками своего прошлого, с составом руководящих органов партий, выявить причины той или иной политики межпартийной интеграции или дезинтеграции, проводимой указанными партиями.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Закономерным явлением партийной жизни Афганистана является то, что основными носителями политико-идеологических взглядов оказались представители одних и тех же социальных слоев населения — мелкобуржуазная интеллигенция и средние городские слои. Именно мелкобуржуазные слои афганского общества как самые заинтересованные группы стремились к созданию собственных политических партий и организаций с целью защиты своих интересов в борьбе, с одной стороны, против крупного капитала, с другой, против левых сил. Данный фактор оказал серьезное влияние на формирование и трансформацию политических партий и организаций Афганистана и предопределил их разделение и обособление на долгие годы.
-
Из-за незавершённости процессов классообразования крестьянство в силу своей массовости оказалось тем социальным слоем афганского общества, который определял и определяет судьбу политических партий и организаций и страны в целом. От позиции, которую займёт афганское крестьянство, зависело и зависит сегодня, какая политическая сила одержит верх в борьбе за власть в данной стране.
-
Превращение Афганистана в арену военно-политической конфронтации, наряду с социально-экономической и культурной отсталостью страны, узкокорыстная и межэтническая борьба государственных деятелей, их нежелание пойти на уступки друг другу и разделить власть с политическими оппонентами также оказали огромное влияние на формирование политических партий и организаций.
-
Афганские политические партии и организации отличаются неиерархичностью системы контроля, характеризующейся рассредоточенностью власти и отсутствием жёсткого подчинения. Поэтому лидеры политических партий всегда считались относительными. Одно незначительное или неудачное замечание приводило к распаду партий и их расчленению на мелкие группировки и фракции. Это происходило в результате того, что афганская
партийная система была весьма слабо организационно. Политические партии и организации Афганистана можно считать политическими организациями с рассредоточенной властью, редко имеющими коалиционный характер руководства и с идеологической точки зрения они являются весьма разнородными, стремящимися к максимально узкому охвату населения в соответствии с национальной принадлежностью и лишёнными строго определённого членства.
5. Афганская партийная система формировалась в период подъёма
промышленной революции и демократических преобразований, расширения
избирательного права в развитых странах мира и ряде сопредельных госу
дарств таких, как Россия, Иран, Турция, Пакистан и др., опыта политической
борьбы и партийного строительства, который становился достоянием пере
довых сил афганского общества.
6. Афганские партии по мере выхода «афганского синдрома» или «аф
ганской трагедии» на каждый новый «качественный» уровень отличались
меньшей степенью сплоченности при выработке основных направлений
внутренней и внешней политики, по сравнению с партиями, действующими в
условиях парламентских режимов. В силу того, что они традиционно не яв
лялись «правящими» и не были представлены в парламенте страны, всегда
имели большее влияние на уровне отдельных относительно однородных на
циональных провинций, уездов и городов, чем на национальном уровне. В
афганских политических партиях уплата партийных взносов была необяза
тельна, что отличает их от подобных политических организаций и европей
ских и сопредельных странах, где существует ясное понимание партийного
членства, а факт уплаты взносов определяет принадлежность к той или иной
партии и организации. Более того, в силу необязательной регистрации членов
и с целью привлечения большего количества сторонников и получения выго
ды понятие «платящий взносы партиец» было им чуждо.
Таким образом, следует отметить, что природа афганских политических партий и организаций свидетельствует о том, что на «афганском материале» трудно определить границы политических партий. Более того, в деятельности отдельных афганских политических партий и организаций просматривается «железный закон олигархии» — тенденции к концентрации власти в руках партийной элиты.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в политологической науке впервые анализируется и обобщается комплекс про-
14 блем, связанных с трансформацией политических партий и партийной системы традиционного общества. В их числе:
изучены особенности формирований политических партий в политической системы Афганистана;
обобщены теоретико-методологические аспекты исследования политических партий и партийной системы традиционного общества;
проанализированы социально-политические предпосылки зарождения политических партий и партийной системы Афганистана;
раскрыто специфика формирования прогрессивно-демократических движений и организаций;
определены сущность «демократического эксперимента» и организационное оформление либерально-демократических организаций;
представлен генезис партийной системы Афганистана в условиях «республиканизма» ;
исследованы проблемы и перспективы развития партийных систем в современном Афганистане.
В работе также предпринята попытка рассмотреть взаимосвязь и взаимозависимость политических партий и организаций традиционного общества, истоки их неприятия друг друга, различие их политических, идейных и иных целей, а также попытка их классификации в соответствии с классовыми, политическими, религиозными и национально-этническими признаками.
Научная новизна работы состоит и в том, что в научный оборот вводится множество ранее не изучавшийся программных документов политических партий, активно участвовавших в политической судьбе страны, архивные материалы частных организаций и лиц.
Научно-теоретическая значимость исследования обусловлена его теоретической и практически-политической актуальностью, а также высокой востребованностью аналитических выводов и практических рекомендаций диссертации для разработки и проведения более эффективной внешней политики в обществах с традиционными укладами жизни.
Обобщение и выводы, предложения и рекомендации работы способствуют пониманию происходящих общественно-политических событий, сущности политических партий, их идейной основы, целей, стратегии и тактики, а также места и роли их лидеров в международном сообществе, внимание которого по-особому приковано к Афганистану в начале XXI в.
Материалы диссертации могут быть использованы политологами, историками и востоковедами при создании обобщающих трудов по генезису
15 партийно-политической жизни как Афганистана, так и региона в целом. Как представляется, работа будет полезна широкому кругу лиц, интересующихся проблемами трансформации политических партий и партийной системы традиционных восточных обществ, а также при чтении спецкурсов в высших и средних специальных учебных заведениях Таджикистана и Афганистана.
Вместе с тем настоящая диссертационная работа не претендует на полное раскрытие этой большой и актуальной темы, исследование которой будет, несомненно, продолжено автором. Она не может претендовать и на полную завершённость, поскольку события в Афганистане в начале XXI в. продолжают развиваться очень быстрыми темпами.
Практическая ценность исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в работе государственных органов, спецслужб и внутренних дел, администрации Президента Исламской Республики Афганистан. Это необходимо также для более полного представления эволюции политической системы Афганистана, осуществления радикальных реформ в общественно-политической жизни страны, формирования эффективной партийной системы и обеспечения ее прогрессивного развития.
Результаты работы могут быть полезными при анализе широкого круга проблем партийно-политической жизни мусульманских, многонациональных, многоукладных, отсталых, родоплеменных обществ. Одна из важных особенностей научного познания заключается в том, что многие явления и категории по мере накопления нового материала обнаруживают все новые черты. Нечто подобное наблюдается и в изучении трансформации политических партий и партийной системы Афганистана.
Вопрос транзита политических партий и партийной системы Афганистана не должен находиться в соответствии со строгими требованиями общей теории политических партий и организаций, а преподноситься с учётом национальных обычаев и традиций афганского народа.
Апробация результатов исследования. Результаты и положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора. Материалы исследования апробировались на международных, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, где автор выступал по проблемам Афганистана.
Структура и объем исследования определяется целью работы и ее исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы.
Социально-политические предпосылки зарождения политических течений и организаций Афганистана
Актуальность исследования методологических аспектов становления и трансформации политических партий и партийной системы Афганистана вытекает из того факта, что с конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. в Таджикистане, Узбекистане и южных регионах Российской Федерации стали возникать радикально-экстремистские политические течения под сильным влиянием аналогичных организаций Афганистана. Например, Партия исламского возрождения Таджикистана, Исламское движение Узбекистана и близкие по духу экстремистские движения на Северном Кавказе установили тесные контакты и получили финансовую, пропагандистскую и военную помощь от исламистских организаций сопредельной страны а, самое главное, перенимали их методы борьбы за вооруженный захват власти. Члены Партии исламского возрождения Таджикистана и Исламское движение Узбекистана прошли военную подготовку в лагерях указанных афганских военно-политических организаций и под их влиянием в конце XX в. вооруженным путем попытались захватить власть в этих республиках.
С другой стороны общность границ центральноазиатских государств с Афганистаном также обуславливает необходимость кросс сравнительного исследования политических партий и партийной системы изучаемой страны. Совокупность указанных факторов побудила автора обратиться к исследуемой теме с целью концептуализации современных представлений о политических партиях и партийных системах традиционных обществ.
Анализ имеющиеся литературы показывает, что большинство специалистов по Афганистану в своих работах концентрируют основное внимание на изучении более «сильных» афганских партий и организаций, оказавших решающее воздействие на развитие общественно-политической жизни афганского общества. Основная масса работы таджикских, афганских и зарубежных авторов посвящены в основном анализу деятельности младоафганского движения и Народно-демократической партии Афганистана как наиболее ярких представителей леворадикального и либерального течения, а также Мусульманской молодёжи и исламистские партии и организации с центрами в Пакистане, как выразителей интересов правоэкстремистских сил.
Исходя их этого, автор попытался преодолеть отмеченный дисбаланс прежних исследований, предложив изучение литературы по сравнительному анализу политических организаций с упором на концептуальные основы исследовательской теории и практики партийной деятельности. Мы исходили из того, что наряду с «основными» афганскими политическими партиями в общественно-политической жизни страны имели место многочисленные «не основные», слабоорганизованные организации, которые также оказали определенное влияние на развитие обстановки в исследуемой стране.
Необходимость анализа трансформации политических партий и партийной системы Афганистана диктуется также тем, что на сегодняшний день отсутствует специальные работы, посвященные данной конкретной проблеме с использованием достижений сравнительной политологии. Имеющиеся работы опубликовались главным образом в условиях непримиримого противостояния двух взаимоисключающих идеологий: социалистической и капиталистической, что оказало негативное влияние на объективный анализ проблемы. Так, научный этноцентризм американских и советских ученых приводил к тому, что значительная часть европейских фундаментальных исследований, изданных по сравнительному изучению политических партий и организаций традиционных обществ не попали в поле их зрения. Для устранения этих недостатков автор попытался по возможности шире использовать труды политологов и черпал необходимую информацию из ведущих американских и европейских журналов по сравнительной политологии .
Существует мнение, что сравнительный анализ не относится к числу сильных сторон американской литературы по политическим партиям и партийным системам традиционных обществ. Как заметил Д. МакКей, причину этого надо искать в том, что «американские ученые редко читают и потому редко цитируют европейские и другие издания»44. В отличие от американской, европейская наука в области сравнительной политологии отличается «систематическим изучением политических институтов и процессов на материале нескольких стран»45.
Хотя, американская литература в области компаративистики касается, в основном, собственных политических партий и сравнений с партиями других стран немного, это не помешало автору использовать их теоретическую базу при анализе партий и организаций традиционных обществ. Вместе с тем, следование исключительно американскому методу анализа ограничивает понимание афганской действительности и препятствует ее глубокому анализу. На наш взгляд, более перспективный способ понять особенности зарождения и генезиса афганских политических партий — это изучать их в сравнительном контексте, как между собой, так и с другими организациями традиционного общества.
Для зарубежных ученых афганские политические партии всегда были и остаются труднодоступным и загадочным объектом для глубокого и всестороннего исследования из-за того, что они без исключения были лишены монолитности и четкого руководства. Партии традиционно возникали как оппозиционные центры по отношению, не только к центральной власти, но и по отношению к другим политическим силам.
Формирования либерально-демократических движений и организаций в Афганистане
Если в критерии институционализации брать фактор охвата, то только после апрельского 1978 г. переворота и прихода к власти Народно-демократической партии Афганистана, была предпринята попытка превратиться в массовую организацию общегосударственного уровня. Но после объявления политики национального примирения, некоторыми местными и этническими авторитетами были созданы «собственные» персонационалистские организации, которые помещали этому процессу. «Сазман-е инкилаб-йе захматкашан-е Афганистан» («Революционная организация трудящихся Афганистана»), «Сазман-е захмакашан-е Афганистан» («Организация трудящихся Афганистана»), «Хезб-е ислами-йе мардом-е Афганистан» («Народная исламская партия Афганистана»), Крестьянская партия, Движение солидарности народов Афганистана, Союз Ансарулла явно не могли конкурировать с правительственной партией и не могли превратиться в общенациональные. Поэтому они заключили союз с НДПА по политическим или материальным соображениям. Аналогичные процессы также происходили в лагерях правых сил в Пакистане («Союз семерки») и Иране («Союз восьмерки») и т.д.
Существуют и другие способы измерения уровня институционализации партий. К примеру, Р. Н. Дике в качестве индикаторов применяет продолжительность существования партий, а также количество расколов и слияний66. Используется также сложная шкала, учитывающая, несколько параметров — «возраст» партии, электоральную стабильность, стабильность представительства, законодательного органа и смена руководства.
Политические партии Афганистана традиционно сталкивались с проблемой институционализации, формировались нелегально как оппозиционные и не имели возможности участвовать в парламентской борьбе. Большинство из них в силу своей оторванности от парламентской жизни так и не смогли формировать собственных партийных традиций, опытного руководящего аппарата, достичь организационного уровня общепринятых правил поведения. Более того, после апрельского переворота 1978 г. системная партия — НДПА захватила все правительственные посты и не допускала других политических сил к управлению государством. Таким образом, «институциональный плюрализм» в общественно-политической
Многопартийность обычно понимается как порядок, при котором партии служат проводниками политического конфликта, отражают взгляды определенных групп и принимают участие в деятельности правительства или оппозиции67, но такой уровень зрелости не наблюдается в эволюции афганских партий. Развитие партий в этой стране подрывалось вполне закономерным недоверием и отвращением простых граждан к ним, а также неготовности вновь образованных партий к отказу от старорежимных представлений о задачах и функциях политических организаций. В ограниченных рамках страны на определенных этапах его развития возникало слишком много политических партий, обществ, движений, что затрудняло выбор людей. Уместно вспомнить хотя бы создание многочисленных право-исламистских партий и организаций после апреля 1978 г., когда в Пакистане появилось более 100 политических структур на базе суннитского толка ислама. Если в этом лидеры правых и их покровители видели элементы реализации демократии, то прав был М. Макфол, когда заметил, что «изобилие демократии губительно для демократии»68.
Среди ученых, которые занимаются партиями, по сей день, нет единого мнения относительно факторов и условий, при которых шансы новообразованных партий на успешную институционализацию могли возрастать. Р. Роуз и Т. М. Маки считают, что из четырех факторов: 1) возникновение партий одновременно с проведением первых свободных выборов; 2) пропорциональная избирательная система; 3) опора на организованную группу и 4) первоначальный успех на выборах69, все, за исключением третьего, применимы к анализу европейских партий. В отличии от них, А. Панебьянко выделяет три важнейших фактора: 1) возникла ли партия из «центра» с тем, чтобы потом «проникнуть» на «периферию» или, напротив, выросла из местных организаций, которые затем объединились в общенациональную организацию; 2) была ли партия с самого начала поддержана каким-то другим, уже существующим институтом или она развивалась, опираясь лишь на собственные силы («внешняя» или «внутренняя» легитимация); 3) стоял ли у истоков партии харизматический лидер .
Таким образом, согласно А. Панебьянко, проникновение, внутренняя легитимация и отсутствие харизматического лидера способствуют успешной институционализации политических партий. Афганские партии вполне вписываются в указанные рамки, ибо почти все они возникли в Кабуле, а потом распространились по национальным «квартирам», то есть провинциям (или по религиозному пути) и опирались на внешние силы (бывший СССР, США, Китай, Пакистан, Иран, ряд арабских и европейских стран).
Далее, А. Панебьянко предлагает различать партии по «достигнутым ими уровням институционализации» . С точки зрения ученого, анализ уровня институционализации позволяет предсказать не только возникновение внутрипартийных групп (фракций), но и характер дальнейшего развития партий72.
Согласно М. Уэлфлину высокий уровень институционализации партийной системы смягчает социальные конфликты и способствует стабильности . А, по мнению Р. Дикса, институционализация партийных систем является важной составляющей перехода от автократии к демократии в большинстве странах третьего мира74.
Зарождение и эволюция марксистских политических организаций в Афганистане
Структура организации «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь») не была четко оформлена и не имела централизованного руководящего органа, руководство движением осуществлялось президиумом, заседания, которых проводились два раза в месяц163. А, по мнению М.Г.М. Губара, движение руководилось секретариатом. Каждый член организации был обязан платить ежемесячные членские взносы в размере 12 афгани164.
Ш. М. Хасин, опираясь на воспоминания участников «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь»), утверждает, что существовала книга, в которой содержалась программа движения, и были зафиксированы 300 подписей участников, принявших ее165.
На начальном этапе деятельность организации преимущественно имела просветительский характер, они старались уделить особое внимание привлечению молодежи на свою сторону. Но в условиях отсутствия независимой печати, неразвитости коммуникационной инфраструктуры борьба за ее активное участие в общественной жизни была трудной задачей166. Часть авторов, считает, что данная политическая организация не ограничиваясь призывами социально-экономического характера, ставила перед собой задачу вопросы политического воспитания молодежи167.
В национальном отношении «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь») в основном была пуштунской и в ее политических и идеологических установках немалое место занимали положения «афганизма»168. Это в большей степени способствовало тому, что представители непуштунских народностей неохотно вступали в эту организацию или после вступления, ознакомившись с ее программой и практической деятельностью, выходили из нее. Привлечение известных непуштунских общественных деятелей в организацию, несомненно, имело бы большое значение и способствовало бы росту ее авторитета среди непуштунских этнических групп169.
Правительство, сделав определенные шаги к либерализации общественно-политической жизни, стремилось уже на ранних этапах не допустить объединения оппозиционно настроенных политических сил. Одним из направлений такой работы стало включение в организацию своих людей, которые не только информировали власти, но и своей деятельностью могли способствовать ее расколу.
Существует и такое мнение, что целью либерального отношения властей к оппозиционным течениям, было выявление потенциальных оппозиционно настроенных лидеров, с тем, чтобы их вовремя нейтрализовать170.
«Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь»), несмотря на наличие президиума и секретариата, не смогла оформиться в структурированную политическую партию. Свидетельством тому может служить факт, что кандагарское крыло оставалось полунезависимым, а в 1951 г., по сведениям М.Г.М. Губара, оно объявило о своей полной независимости, и получило название «Ухуват» («Братство»), хотя кабульский «Виш зальмиян»
Этот факт дал некоторым исследователям основание считать, что в 1950 г. «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь») фактически прекратила свое существование и с выходом газеты «Ангар» сформировалась новая политическая организация, объединившая большую часть вишзальмияновцев. Все же, несмотря на идейный разброд среди участников «Виш зальмиян» («Пробудившаяся молодежь») и отсутствие четкой структуры, ее деятельность продолжалась до 1952 г. и «Ангар» была ее печатным органом. В это время шел сложный процесс становления их идейно-политической платформы, итогом которого стало формирование умеренного и левого радикального крыла, требовавшего проведения более радикальных реформ172.
Либеральный курс правительства, выборная компания и парламентская деятельность демократической оппозиции всерьез всколыхнули общественную жизнь страны. Одновременно продолжалась поляризация системы взглядов среди сторонников демократических реформ, что привело к формированию новых политических течений либерально-демократического характера.
Эволюция, которую претерпели либеральное течение, была тесно связана со сложными и противоречивыми тенденциями социального и политического развития Афганистана в 30-е и 40-е гг. XX в. Ужесточение репрессивного курса во внутренней политике, установление жесткого идеологического контроля, искоренение любого проявления демократических и либеральных идей крайне негативно сказалось на развитии левого движения. В стране начался процесс формирования оппозиционных движений, выступавших за проведение политики реформ, демократизацию государственного строя, защиту интересов растущей национальной буржуазии, средних городских слоев и верхушки афганского крестьянства.
«Республиканизм» и эволюция партийной системы Афганистана
Принятие конституции 1964 г., закон «О печати», закон «О политических партиях» 1967 г. и расширение функций парламента в сочетании с правом на создание политических организаций, ограничение сферы влияния ортодоксальных богословов, кризисное состояние экономики страны, неспособность правящей верхушки справиться с нарастающими социально-экономическими трудностями создавали благоприятные условия для нового подъема политической борьбы различных сил.
Конституцией была провозглашена новый политический курс страны, который известен как «демократический эксперимент» или «новая демократия»299.
По сути были заложены основы для формирования многопартийной системы в условиях, по выражению К. Г. Холодковского, «противоречиях или разлома общественного сознания»300. В Афганистане столкнулись идеи модернизма и традиционализма, западничество и почвенничество, демократии и авторитаризма, социальности и элитарности.
Инициатором политической модернизации страны оказался королевская власть для окружения, которого все более очевидной становилась необходимость расширения социальной базы режима за счет различных слоев мелкой и средней буржуазии. В Афганистане не существовало политических и общественных объединений, которые могли бы выдвинуть программу реформ. Да и сами условия авторитарного правления не давали возможности каким-либо демократическим или
либерально ориентированным силам проявить политическую инициативу. Исходя из вышесказанного вынашивая планы в отношении своего будущего, король осознавал необходимость глубоких перемен, расширения социальной и политической базы монархической власти.
Появление новой конституции явилось не только итогом борьбы буржуазно-демократических кругов, но и закономерным результатом самого процесса общественной эволюции страны, в условиях которого старая политическая система перестала соответствовать новым потребностям социально-экономического развития общества. Это осознавали не только представители оппозиционных сил, но и часть правящих кругов . Идеи конституционной реформы по своему значению выходили за рамки простой либерализации, поэтому на Западе они были восприняты как «мирная революция» .
Самым крупным демократическим достижением конституции следует признать предоставление права на создание и деятельность политических партий. Правда, вводились некоторые ограничения: а) «задачи и деятельность партий, идеи, на которых построены партии, не должны противоречить положениям конституции»; б) «организационная структура партий и источники их финансирования должны быть открытыми» (статья 32-я).
Конституционная реформа и «демократический эксперимент» в Афганистане связывалась со стремлением правящих кругов «опередить радикализм» и, «став ходатаем нововведений, обезоружить возможную оппозицию, укрепить свою собственную власть». Данный процесс также была направлена на то, чтобы «избежать революции улицы» путем преобразований «сверху» в условиях, когда «старая социальная структура изжила себя и начал заменяться новыми общественными формами» .
Как показали последующие события, монархический режим, опасаясь неконтролируемой политической инициативы «снизу», набросил узду на провозглашенную демократию, проявив нерешительности и непоследовательности в реформаторской политике, что привело к провалу «демократического эксперимента» и самой монархии .
В результате выборов в парламент, которые состоялись в августе-сентябре 1965 г., впервые депутатские мандаты получили четыре представителя леворадикальных политических организаций. Эти выборы стали первым испытанием для нарождающейся демократии в стране и явились индикатором расстановки политических сил в Афганистане. В противоборстве сторонников и противников реформации и проходил процесс «демократического эксперимента» или «мгновенной демократии» («instant democracy»)305.
Кабульский университет превратился в общепризнанный неофициальный центр политической активности молодых представителей различных слоев населения и стал барометром общественно-политических настроений на долгие годы. К тому времени в университете уже выкристаллизовались различные идейные течения, которые были оппозиционными по отношению к правительству и тяготели к крайне противоположным полюсам: к левому и правому радикализму306.
Вся политическая активность различных слоев афганского общества концентрировалась исключительно в городах, с их более высоким уровнем политического сознания, как современного, так и традиционного, хотя корни социальной напряженности находились в деревне. В деревне же с ее более высоким уровнем эксплуатации, притом преимущественно в традиционной форме, накапливался потенциал скрытого социального недовольства, который не мог там материализоваться. Этот потенциал канализировался в город, как через экономические, так и в большей степени кровнородственные связи города и деревни и стал основой формирования различных политических движений.
Особенно сильным оказалось воздействие на городскую политически активную среду обездоленной части крестьянства. Поэтому вряд ли можно считать неожиданным численное преобладание выходцев из деревни в рядах радикальных группировок и течении .