Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление институтов политического диалога в странах с этнокультурным многообразием Тимкук Джулфа Аарон

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимкук Джулфа Аарон. Становление институтов политического диалога в странах с этнокультурным многообразием: диссертация ... кандидата Политических наук: 23.00.02 / Тимкук Джулфа Аарон;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»], 2018.- 207 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Диалог как способ политической коммуникации в обществах с этнокультурным многообразием: теоретико-методологические предпосылки исследования . 22

1.1. Этнокультурное многообразие как фактор политического процесса: риски и возможности 22

1.2. Политический диалог как комплексный феномен многосоставного общества 45

1.3. Типология институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием 67

Глава II. Институциональные уровни политического диалога в странах с этнокультурным многообразием: опыт сравнительного анализа 83

2.1. Миротворческие институты политического диалога в плюралистических обществах: случай Мьянмы в сравнительной перспективе 85

2.2. Кооперативные институты политического диалога в многосоставных обществах: случаи России и Нигерии в сравнительной оценке материалов экспертных интервью 110

2.3. Интегративные институты политического диалога в строительстве гражданской нации: случай Нигерии как многосоставной политики 146

Заключение 172

Библиографический список 175

Приложение 1 200

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена
стремительным увеличением числа и масштабности этнополитических
конфликтов, дестабилизирующих внутреннюю жизнь государств и негативно
влияющих на международные отношения. Соответственно, проблема
этнокультурного многообразия является сегодня одной из ключевых проблем и
настоящим вызовом для политики и политической науки. Современные реалии
побуждают по-новому осмыслить проблематику “power sharing”1,

консенсуального способа принятия политических решений посредством

диалога, предлагающего альтернативы конфронтации или эскалации

конфликтов, особенно в странах с этнокультурным многообразием, где диалог является наиболее продуктивной формой политической коммуникации. Зачастую именно от эффективности диалога зависят политические решения и действия, обеспечивающие стабильность и жизнеспособность многосоставных политий.

Однако в последние десятилетия ХХ века ярко проявился барьер,
связанный с институциональными предпосылками ведения политического
диалога. В этой связи необходимо четко определить место политического
диалога в плюралистических обществах посредством моделей и теорий,

которые могли бы дать объективную оценку специфическим формам диалога и перспективам их институционализации. Необходимо также выяснить, как может и должна выглядеть удачная (оптимальная) констелляция формальных (правовые и организационные рамки) и неформальных (символы, ценности и т.п.) институтов политического диалога в странах с этнокультурным многообразием.

1 См.: Power Sharing. New Challenges for Divided Societies / I. O’Flynn, D. Russell (ed.) / D.L. Horowitz (Foreword). London - Ann Arbor, MI: Pluto Press, 2005.

Степень научной разработанности проблемы. Данное диссертационное
исследование опирается, прежде всего, на оригинальные концепции
многосоставных обществ, сформулированные в работах таких классиков
социальных наук, как Дж. Фернивалл, С. Моррис, Р.Т. Смит, М.Г. Смит, А.
Лейпхарт2 и др. В изучение возможностей и рисков этнокультурного
разнообразия в многосоставных политиях существенный вклад внесли работы
зарубежных и отечественных представителей социологической и

политологической мысли – А. Рабушка, А. Диаманта, С.М. Липсета, Г.

Алмонда и С. Верба, У. Кимлика, Р. Патнэма, Ю. Караулова, Э. Паина, В. Тишкова3 и др.

Для понимания проблемы политического диалога как комплексного феномена очень важны исследования зарубежных и российских ученых, среди которых следует отметить Дж.Г. Мида, А. де Токвиля, А.С. Ахиезера, В.С. Библера, М.Н. Грачева, А.В. Зайцева, А.Г. Пригожина, С.П. Поцелуева, В.М. Межуева4 и др.

2Furnivall J. S. Netherlands India. A study of plural economy. Cambridge: Cambridge University Press, 2010; Furnivall J. S. An introduction to the political economy of Burma. Rangoon: Peoples' Literature Committee & House, 1957; Furnivall J. S. Plural societies // Sociology of South-East Asia, 1980. P. 85-96; Smith R. T. Some social characteristics of Indian immigrants to British Guiana //Population Studies, 1959. Т. 13. №. 1. – P. 34-39; Morris H. S. The Indians in Uganda. Chicago: University of Chicago Press, 1968; Kuper L. & Smith M. G. Pluralism in Africa. California: University of California Press, 1969; Smith M. G. The plural society in the British West Indies. Berkeley: University of California Press, 1974; Lijphart A. Consociational Democracy // World Politics, 1969. №2. – P. 207-225; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс,1997; Lijphart A. The wave of power-sharing democracy //The architecture of democracy: Constitutional design, conflict management, and democracy. 2002. – P. 37-54; Lijphart A. Time politics of accommodation: reflections—fifteen years later //Acta politica. 1984. Т. 19. №. 1. – P. 9-18.

3 Rabushka A., Shepsle K. A. Politics in plural societies. Standford: Stanford University Press, 1972; Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. Политические исследования. 1992. № 4 – С. 122-134; Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014; Citizenship in diverse societies / Kymlicka W., Norman W. J. (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2000; Липсет С.М. Политический человек: социальные основания политики. М.: Мысль, 2016; Diamant A. Is there a Non-Western Political Process? Comments on Lucian W. Pye's 'The Non-Western Political Process' // Journal of Politics. 1959. № 1 (February). – P. 125-126; Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в современной России: лингвистический и культурный плюрализм // Мир русского слова, 2002. Т. 3. – С. 20-29.

4Mead G. H. Mind, self and society. Chicago: University of Chicago Press, 1934; Ахиезер А.С. Монологизация и диалогизация управления (опыт российской истории) // Общественные науки и современность. 2004. № 2. – С. 24-34; Библер В.С. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. М.: Прогресс. 1990. – С. 333-340; Пригожин А. Г. Диалогические решения // Общественные науки и современность. 2004. №. 3. – С. 51-60; Поцелуев С.П. Диалог и квазидиалог в коммуникативных теориях демократии. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010; Поцелуев С.П. Моральные диалоги в модели «отзывчивой демократии» A. Этциони // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2010. № 4. – С. 208-234; Поцелуев С.П. Ритуализация конфликта (По материалам «рельсовой войны» 1998 г.) // Полис. Политические исследования. 2004. № 3. – С. 83-94; Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции,

Вопросы форм, типологий и условий диалогового взаимодействия нашли отражение в трудах Ю. Хабермаса, А. Этциони, Б. Барбера, М.М. Бахтина, М.А. Радовеля, Ж. Бодрияйра5 и др. Интеракционистский концепт политического диалога представлен у нас, в основном, работами таких классических авторов, как Дж. Г. Мид, П. Бергер и Т. Лукман, Г. Моргентау6 и др.

При анализе институциональной специфики диалогических форм в политической практике многосоставных обществ нами использовались результаты исследований таких учёных, как Д. Норт, Т. Парсонс, Р. Патнэм, Дж. Марч, Й. Олсен, М. Олсон7 и др.

Для данной работы очень важным является развитие

неоинституциональных средств изучения диалогических форм общения политических акторов в контексте сетевого подхода. В нашей работе мы опирались на публикации ряда ученых, внесших большой вклад в изучение сетевой политической коммуникации: Т. Бёрцель, А. Бенца, Ф. Шарпфа, О.Зингера8 и др. При анализе сетевого взаимодействия формальных и

модели, векторы развития. М.: Прометей. 2004; Зайцев А.В. Диалог государства и гражданского общества как вид общественного диалога: компаративный анализ // Социодинамика. 2014. №. 11. – C. 1-25; Межуев В.М. Диалог между цивилизациями и Россия // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа / С.С. Сулакшин (ред.). М.: Научный эксперимент, 2006. – С. 11-60; Межуев В. М. Диалог как способ межкультурного общения в современном мире //Вопросы философии, 2011. № 9. – С. 64-75; Диалог политический // Политология: Энциклопедический словарь / Ю. И. Аверьянов (общ. ред. и сост.). М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – С. 98-99.

5Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия / Пер. с нем. Т.Тягуновой // Социологическое обозрение, 2008. Т. 7. № 1. – С. 3-24; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Рипол Классик, 1979; Etzioni A. The new golden rule: Community and morality in a democratic society. N.Y.: Basic Books, 1998; Радовель М.Р. Теория коммуникативно-диалоговых отношений. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010.

6Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Асайеггна-Центр, Медиум, 1995; Morgenthau H. Politics among nations: The struggle for power and peace. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1948.

7Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997; Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы / Р.К. Мертон, Л. Брум., Л.С. Котрелл (ред.). М.: Прогресс, 1965. – С. 25-67; March J.G., Olsen J.P. Institutional Perspectives on Political Institutions // Governance. Oxford, 1996. Vol. 9. No 3. – P. 247-264; Олсон М. Власть и процветание: перерастая коммунистические и капиталистические диктатуры. М.: Новое издательство, 2012; Democracies in flux: The evolution of social capital in contemporary society / R.D. Putnam (ed.). Oxford: Oxford University Press, 2002; Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004; March J.G., Olsen J.P. Institutional Perspectives on Political Institutions // Governance. Oxford. - 1996. Vol. 9. No 3. – P. 247-264.

8 Brzel T. What's So Special About Policy Networks? An Exploration of the Concept and Its Usefulness in Studying European Governance. European Integration online Papers (EIoP). 1997. Vol. 1. № 016. [Online]. Mode of access: (дата обращения: 5.12.2016); Benz A. Politiknetzwerke in der Horizontalen Politikverflechtung // Netzwerke und Politikproduktion. Konzepte, Methoden, Perspektiven / D. Jansen,

неформальных институтов политического диалога в условиях кризиса идентичности в Республике Мьянма мы обращались к работам таких авторитетных авторов, как Р.Д. Ренард, К. Киронска, М. Зин, А.М. Таумунг9 и др.

При изучении проблем этнокультурного взаимодействия в многосоставных политиях, включая перспективы сообщественного правления и становления гражданско-национальной идентичности, мы учитывали работы Г. Тэджфела, В.А. Тишкова, Л.М. Дробижевой, Э.И. Паина, А.В. Лубского, В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, И.С. Семененко, Е.М. Морозовой, Л.Б. Внуковой, А.З. Адиева10 и др. Различные аспекты этнокультурного многообразия в Нигерии, включая аспекты гражданского nation building, были проанализированы усилиями таких ученых, как М.Е. Ифаини, A. Икелебе, А. Джега, E.E Осаге11 и др.

K. Schubert (eds.). Marburg: Schren, 1995. – S. 185-204; Singer O. Policy Communities and Discourse Coalitions: The Role of Policy Analysis in Economic Policy-Making // Knowledge: Creation, Diffusion, Utilization. 1990. № 11. – Р. 428–445.

9Renard R. D. Minorities in Burmese history // Sojourn: Journal of Social Issues in Southeast Asia. 1987. T. 2. № 2. – P. 255-271; Zin M. Anti-Muslim Violence in Burma: Why Now? // Social Research: An International Quarterly. 2015. Т. 82. №. 2. – С. 375-397; Thawnghmung A. M., Robinson G. Myanmar's New Era: A Break from the Past, or Too Much of the Same? // Southeast Asian Affairs. 2017. Т. 2017. №. 1. – С. 237-257; Kironska K. The Rohingya Oxymoron: Stateless People Leaving their Home Country // Migration in East and Southeast Asia. 2016. – С. 200 -213.

10Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982; Тишков В.А. Понимание нациестроительства в России в мировом контексте // От Древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности. СПБ.: Алетейя, 2013. – С. 58-67; Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика и социальная практика // Россия: трансформирующееся общество / В.А. Ядов (ред.). М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. С. 199-221; Семененко И.С. Гражданская идентичность как ресурс национального развития. Доклад на V всероссийском конгрессе политологов. М., 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения 17.07.2017); Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М.: Новое издательство, 2004; Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Россияне: от гражданской к цивилизационной идентичности // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 31-37; Морозова Е.В. Сложносоставная идентичность как объект политического анализа // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. – С. 60-66; Семененко И.С. Дилеммы национальной идентичности: политические риски и социальные приобретения // Полис. Политические исследования. 2009. №. 6. – С. 8-23; Лубский А.В. Государство-цивилизация и национально-цивилизационная идентичность в России // Гуманитарий Юга России. 2015. №. 2. – C. 30-45; Лубский А.В., Посухова О.Ю. Проекты нациестроительства и модели национальной интеграции в России // Власть. 2016. № 8. – С. 39-47; Лубский Р.А. Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России // Социально-гуманитарные знания. 2014. №. 7. – С. 35-41; Внукова Л.Б. Распределение власти (Power sharing) как способ регулирования этноконфликтов // Роль конфликтологии в обеспечении сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества: материалы III международного конгресса конфликтологов. Т. 1. Казань: КГТУ, 2010 г. – С. 337-344; Адиев А.З. Земельный вопрос и этнополитические конфликты в Дагестане: Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.

11Ikelegbe A. The economy of conflict in the oil rich Niger Delta region of Nigeria // Nordic Journal of African Studies. 2005. Т. 14. №. 2. – P. 208-234; Jega A. Identity transformation and identity politics under structural adjustment in Nigeria. Stockholm: Elanders Gotab, 2000; Osaghae E. E. Federalism and the management of diversity in

Проблематика институционализации политического диалога в российской научной литературе представлена, прежде всего, работами, посвященными институциональным основам диалога власти и гражданского общества. Сюда можно отнести публикации А.В.Зайцева, Н.П. Игнатьева, В. Михеева, С.А. Шенгелая и др12. Однако перспективам институционализации политического диалога в многосоставных обществах до сих пор уделялось мало внимания13.

Помимо информации, почерпнутой из научных публикаций, в диссертационном исследовании были широко использованы материалы экспертных интервью. В интервью приняли участие ученые и общественные активисты из России и Нигерии. Общая численность интервьюированных экспертов составила 62 человека, из которых 30 – россияне и 32 – граждане Нигерии. Среди российских экспертов это были: В.П. Макаренко, А.В. Баранов, А.А. Вартумян, В.А. Авксентьев, В.Н. Коновалов, В.В. Черноус, И.Д. Коротец, И.П. Добаев, И.А. Иванников, Е.М. Морозова, Е.В. Галкина, Э.С. Муратова, М.А. Аствацатурова, М.М. Шульга, А.И. Бардаков, В.А. Колесников, Д.М. Бондаренко, Р.Ф. Патеев, Ю.М. Гусейнов и др. Среди интервьюированных нами нигерийских экспертов назовем таких, как Истифанус Касам, Кевин Давид, С.Н. Анале, Сирадж Мухаммед, Элаяс Ламле, Куре Никодемус, Ауди Гива, Джастин Малами, Давид Адениран, Битрус Лингус, М.П. Даток, Даниел Деин, Cурара

Africa //Identity, culture and politics, 2004. Т. 5. №. 1. P. 2-17; Osaghae E. E., Suberu R. T. A history of identities, violence and stability in Nigeria. Oxford: Oxford university press, 2005.

12 Игнатьев Н.П. Институциализация диалога власти и гражданского общества в совре менной России:
проблемы, перспективы // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. Т. 151, кн. 1. – С. 131–141; Зайцев
А.В. Институционализация диалога государства и гражданского общества: компаративный анализ.– Кострома:
КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014; Михеев В., Иванова А. Институционализация диалога власти и общества:
реалии и перспективы // Государственная служба. 2012. № 3. – С. 70-74; Шенгелая С.А. Общественный диалог в
российском социуме: методология институционального исследования // Гуманитарные и социально-
экономические науки. 2015. № 5 (84). – С. 95-99.

13 См., к примеру: Аствацатурова М.А. Общественный диалог в системе институтов гражданского общества
в полиэтническом регионе // Проблемы становления гражданского общества на юге России: материалы
Всероссийской научно-практической конференции (15-16 апреля 2005 г.). Ставрополь, 2005. – С. 310-316;
Авксентьев В.А., Степанов В.В., Аствацатурова М.А, Иванова С.Ю. и др. Межэтнические и конфессиональные
отношения в Северо-Кавказском федеральном округе: экспертный доклад / В.А. Тишков (общ.ред.). М.: ИЭА
РАН, Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013; Галкина Е.В. Гражданское общество и толерантность на Юге России //
Публичное пространство, гражданское общество и власть: Опыт развития и взаимодействия / А.Ю. Сунгуров
(отв. ред.). М.: РОССПЭН, 2008. – С. 56–81.

Иджаоба, Абдулхамим Сани, Евелин Бако, Л.Г. Гамбо, Джэйкоп Даще, Шедрак Бест, Мэри Хагай и др.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью

диссертационного исследования является концептуализация

институциональных типов политического диалога в обществах с

этнокультурной сегментацией, а также оценка – на основе сравнительного анализа конкретных случаев (России, Нигерии и Мьянмы) – миротворческого и интегративного потенциала данных типов.

В соответствии с заявленной целью в работе были поставлены следующие задачи:

  1. идентифицировать возможности и риски этнокультурного многообразия как фактора политических процессов в многосоставных обществах;

  2. определить сущность и виды политического диалога в коммуникативной практике плюралистических обществ;

  3. обосновать понятие института политического диалога и предложить типологию институтов политического диалога в многосоставных обществах;

  4. оценить становление миротворческих институтов политического диалога Мьянмы как общества с этнокультурной сегментацией;

  5. осуществить – на основе материалов экспертных интервью – сравнительный анализ кооперативных институтов политического диалога в России и Нигерии;

  6. рассмотреть особенности интегративных институтов политического диалога в современной Нигерии, а также оценить их потенциал для строительства нигерийской гражданской нации.

Объектом исследования выступает опыт политических диалогов в

странах с этнокультурным многообразием.

Предметом исследования являются институты политического диалога в многосоставных обществах с этнокультурной сегментацией.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили
два комплексных концепта: политического диалога и многосоставных обществ.
Концепт политического диалога трактуется автором в единстве традиций
символического интеракционизма (как форма символического обмена), теории
игр (как игра с ненулевой суммой) и неоинституционализма (как
взаимодействие формальных и неформальных институтов). Понятие

многосоставного общества, развитое в традиции политической антропологии, используется в работе, главным образом, в смысле соответствующей теории А. Лейпхарта, с акцентом на понятии гражданской культуры, предложенном Г. Алмондом и С. Верба. В трактовке институтов политического диалога автор, прежде всего, опирался на теорию социальных институтов, разработанную Д. Нортом, а также использовал некоторые смежные идеи сетевого подхода.

Эмпирическую базу исследования составили:

  1. Материалы авторского интервью с экспертами из России и Нигерии. Стандартизованные экспертные интервью были проведены в марте-июле 2017 года на основе разработанного автором вопросника «Перспективы политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием» (с преобладанием открытых вопросов). Вопросник был представлен в двух идентичных по содержанию русско- и англоязычных версиях.

  2. Нормативно-правовые документы, регулирующие этнополитические отношения в Российской Федерации, Нигерии и Мьянме, в частности: «Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года»14, Конституция Нигерии 1999 года15, «Общенациональное соглашение о прекращении огня в Мьянме (ОСПО)»16, Федеральная целевая программа Российской Федерации

14 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666). [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 16.12.2016).

15Nigerian constitution 1999 (Section 42). [Online]. Mode of access:

(Дата обращения: 16.12.2016).

16 Ceasefire and Peace Agreements // Рeacemonitor. [Online]. Mode of access:

(Дата обращения: 14.05.2017).

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие
народов России (2014-2020 годы)»17, «Стратегия национальной

безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009)»18, «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (2016) и др.

  1. Справочно-статистические и социологические данные по тематике межнациональных (межконфессиональных) отношений. В частности, в работе были использованы результаты социологических исследований, посвященных этнорелигиозной проблематике в Нигерии и Мьянме.

  2. Медийные материалы по вопросам межнационального взаимодействия в указанных трех странах. В частности, в ходе исследования были проанализированы новостные сайты и Интернет-ресуры, отражающие актуальные вопросы этнокультурного взаимодействия в России, Нигерии, Мьянме.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

обоснована необходимость разработки обновленной концепции мультикультурализма, в которой этнокультурное многообразие выступает не только объектом морального регулирования в рамках «политкорректности», но также ресурсом политического управления на основе политического диалога, учитывающего риски и шансы этого многообразия;

обоснована теоретико-методологическая целесообразность использования концепта «институт политического диалога», а также специфика данного концепта в обществах с этнокультурной сегментацией;

17 ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020
годы)». [Электронный ресурс]. Режим доступа: (Дата обращения: 17.12.2016).

18 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: (Дата обращения: 16.12.2016).

предложена оригинальная типология функциональных уровней и сообразных с ними институциональных типов политического диалога, отвечающая специфике многосоставных обществ;

выявлены особенности взаимодействия формальных и неформальных институтов миротворческого диалога в Мьянме, а также сформулированы рекомендации по оптимизации данного взаимодействия;

показано функциональное единство неформальных кооперативных институтов политического диалога, в связи с чем в российскую научную литературу был введен анализ африканской философии «убунту» с ее ключевым концептом «симунье»;

на основе сравнительного анализа результатов экспертного интервью идентифицированы факторы, способствующие либо препятствующие развитию кооперативных институтов политического диалога в России и Нигерии;

предложен и обоснован - с опорой на данные экспертных интервью -концепт интегративного институционального типа политического диалога, на основе которого сформулированы рекомендации для разработки стратегии построения гражданской нации в Нигерии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Для того чтобы увидеть шансы для стабильных политий (тем более,

демократий) в многосоставных обществах с этнокультурным многообразием, необходимо выйти за пределы пессимистической дилеммы многосоставных обществ, сформулированной в работах Джона С. Фернивалла и Майкла Г. Смита: либо в этих обществах устанавливается демократический режим, что неизбежно ведет к гражданской войне и распаду; либо гражданский мир обеспечивается, но только ценой перехода к авторитарным методам правления. Если подходить к этнокультурному многообразию многосоставных обществ в контексте обновленной концепции мультикультурализма, тогда необходимо преодолеть ограниченность либерального толкования толерантности как нормы

«политической корректности» и рассматривать ее (наряду с другими базовыми ценностями демократического порядка) в контексте институтов постоянно действующего политического диалога. Основная функция этого диалога состоит не в том, чтобы установить строй, соответствующий западному нормативному понятию демократии, а в том, чтобы обеспечить прочный гражданский мир и солидарность членов данного конкретного общества как основу его прочих социальных благ. Важной предпосылкой упомянутого диалога выступает взгляд на этнокультурное многообразие как на резервуар традиционных и неполитических элементов гражданской культуры. Такие элементы открывают возможность конструктивного взаимодействия на основе «сложно переплетенных аттитюдов» (Г. Алмонд и С. Верба) и «сбалансированных несоответствий» (Г. Экстайн). Соответственно, ведущим ресурсом политического диалога выступает смешанный характер гражданской культуры.

2. Сутью политического диалога как формы символического обмена

является не столько эмоциональный консенсус, сколько баланс между
согласием и раздором, который достигается через обсуждение проблем по
существу, когда различие и конфликт интересов проясняются, а не
камуфлируются. При этом участники общения развивают способность «принять
на себя роль другого» (Дж.Г. Мид) и стремятся совместными усилиями найти
путь к сделке либо компромиссу (по принципу игры с ненулевой суммой).
Такой концепт политического диалога требует для своего раскрытия сочетания
интеракционистского и игрового подходов. Сочетание этих подходов позволяют
ввести понятие института политического диалога как опыта спонтанного либо
целенаправленного создания (не-)формальных коммуникативных институтов,
– понятие, которое в традиции классического институционализма

представляется слишком рискованным расширением границ

институциональности. Напротив, неоинституционалистский концепт

политического диалога, акцентирующий укорененность дискурсивных структур

последнего в культурной, социальной и политической среде, образует методологическую связь с теорией гражданской культуры, важной для понимания комплексной природы политического диалога в многосоставных обществахх. Существенным дополнением неоинституционального концепта политического диалога выступает сетевой подход, позволяющий понять конфигурацию спонтанно выстраивающихся институтов диалога между политическими акторами плюралистического общества, а также способ, каким данным институтам (особенно неформальным) удается осуществлять функцию политического управления в условиях этнокультурного многообразия.

  1. С учетом неоинституционального подхода к политическому диалогу, а также предложенной М. Бахтиным классификации диалогических практик по степени сближения позиций их участников, целесообразно выделить три функциональных уровня политического диалога в многосоставных обществах: низкий (размежевание сегментов общества в процессе миротворчества и/или «бархатного» распада страны); средний (мирное сосуществование и кооперация территориально и культурно автономных сегментов многосоставной политии); высокий (слияние сегментов многосоставного общества в гражданскую нацию). Сообразно низкому, среднему и высокому уровням политического диалога в плюралистических обществах, мы выделяем миротворческий, кооперативный и интегративный институциональные типы политического диалога. В каждом из этих типов слабость формальных институтов может компенсироваться не только «дополняющими», но также «аккомодационными» и даже «замещающими» (по терминологии Г. Хелмке и С. Левитски) институтами неформального характера.

  2. Миротворческие институты политического диалога, отвечающие его наиболее низкому (по степени сближения сторон) уровню, уместны только в том случае, когда мирное разъединение сегментов многосоставной политии представляет собой единственную альтернативу гражданской войне. Пример Республики Мьянма дает основание предположить, как может выглядеть

относительно успешное сочетание формальных и неформальных институтов
политического диалога на уровне миротворчества. Случай Мьянмы
свидетельствует, насколько важно реализовать потенциал неформальных
акторов и неформальных институтов политического диалога в целях
повышения эффективности миротворческого процесса. Это подразумевает
использование, помимо «модели профессионального аутсайдера»,

акцентирующей нейтральность и внешний профессионализм при

посредничестве между конфликтующими сторонами, также модели «надежного инсайдера», которая успешно применяется в многосоставных обществах России и Нигерии. В качестве «надежных инсайдеров» в плюралистическом обществе Мьянмы могут выступать традиционные авторитеты как «лидеры мнения», пользующиеся доверием и признанием. Случай Мьянмы показывает также, что успешное функционирование миротворческих (в особенности, неформальных) институтов политического диалога может быть обеспечено только при наличии в них интенции политических игроков на кооперативные и интегративные институты диалога – независимо от того, насколько эта интенция реализуется в дальнейшем политическом процессе.

5. Основной функцией кооперативных институтов политического

диалога является обеспечение долгосрочной стабильности и мирного
сосуществования сегментов многосоставного общества. К важнейшим
формальным кооперативным институтам политического диалога здесь
относится институциональный дизайн сообщественной демократии, который –
в зависимости от специфики политического режима в данной стране – по-
разному организует сотрудничество между элитами отдельных сегментов
общества. Это сотрудничество реализуется в рамках института «большой
коалиции», которая необязательно принимает форму коалиционного

правительства, зато всегда строится по диалоговой модели как игры с ненулевой суммой (ибо игра с нулевой суммой сопряжена здесь со слишком большими политическими рисками). Сравнительный анализ кооперативных

институтов политического диалога в обществах с этнокультурным

многообразием (Россия и Нигерия) позволил диагностировать ряд общих
проблемных моментов и разработать соответствующие рекомендации. В

частности, экспертами была отмечена необходимость активизировать усилия по развитию социального доверия к органам государственной власти (как России, так и Нигерии), а также использовать, помимо государственных ресурсов, авторитет негосударственных медиа, НПО, политических партий, культурных, образовательных и научных сообществ и др.

6. Было установлено, что действие неблагоприятных (в формально-

институциональном смысле) факторов для реализации сообщественного
правления (большая территория страны, наличие доминирующего сегмента и
др.) может быть смягчено благодаря неформальным институтам политического
диалога. Причем неформальные институты на среднем (кооперативном) уровне
политического диалога выполняют не только эту компенсаторную функцию; не
менее важна воплощенная в них интенция на более высокий (интегративный)
уровень политического диалога. Если интенция на гражданскую нацию не
воплощена в структуре кооперативных институтов политического диалога,
тогда эти институты рано или поздно будут инвертированы и сработают на
распад многосоставной политии. Двуединство компенсаторной и

интенциональной функций неформальных кооперативных институтов

политического диалога обнаруживается при сопоставлении даже таких
логически разноуровневых феноменов, как философия (идеология)

коммунитаризма, философско-мировоззренческая система убунту, СМИ как коммуникативная площадка взаимодействия политических акторов и доверие как политическая основа развития социального капитала в условиях этнокультурного разнообразия. В частности, коммунитаризм позволяет акцентировать ценностное (моральное) измерение институтов политического диалога, что оказывается созвучным интеракционистским принципам философской системы «убунту» с ее ключевым концептом «симунье».

  1. Высший (интегративный) уровень институтов политического диалога в плюралистических обществах ориентирован на построение гражданской нации. Условием успешности этого проекта является отказ от стратегии ускоренного нациестроительства, организованного «сверху», поскольку такая политика может привести к распаду страны. Напротив, формирование национальной идентичности через длительное взаимодействие формальных и неформальных институтов политического диалога дает шанс для установления демократической формы правления даже в многосоставных политиях. Упомянутая стратегия ускоренного нациестроительства нередко совершается в плюралистических обществах в форме замены территориально-национального принципа на принцип национально-культурной автономии. Анализ соответствующего опыта постколониальной Нигерии и постсоветской России актуализирует вопрос о том, какая система федерализма (территориального или экстерриториального) является оптимальной в качестве формально-институционального уровня политического диалога, ведущего к формированию гражданской нации в условиях многосоставной политии. Опыт осмысления этой и смежных с нею проблем требует уточнения типа национальной идентичности, – по образцу «гибридной» (И.В. Кудряшова), «сложносоставной» (Е.В. Морозова) и т.п. идентичности – формируемой политическим диалогом в условиях стран с этнокультурным многообразием.

  2. Нигерия в трудах современных исследователей – и это подтверждается результатами проведенных автором экспертных интервью – характеризуется как глубоко разделенное общество, в котором основные политические проблемы активно и/или насильственно оспариваются по линии сложных этнических, религиозных и региональных разделений. Проведенное исследование позволяет сформулировать рекомендации для разработки институциональной стратегии построения гражданской нации в Нигерии. В сфере формальных интегративных институтов целесообразно подготовить законопроект о формировании общей нигерийской идентичности и нигерийской

гражданской нации, отчасти с опорой на аналогичный опыт в РФ. К формальным институтам относится также предложение о развитии общей системы социологического мониторинга оценки ситуации, складывающейся в сфере межэтнических отношений. В аспекте неформальных институтов гражданского нациестроительства в Нигерии рекомендовано продвижение философско-мировоззренческой системы убунту, заключающейся в стремлении к общему для всех жителей Африки благу. Это предполагает, помимо прочего, разработку специализированных курсов для образовательных учреждений, раскрывающих основы этнокультурной солидарности, близкие африканским духовным традициям.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы.

Научно-теоретическая значимость работы заключается в разработке – на основе анализа случаев России, Нигерии и Мьянмы – многоуровневой модели политического диалога, нацеленной на обеспечение социального мира и/или гражданского нациестроительства в странах с этнокультурной сегментацией населения.

Практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке стратегий гармонизации межэтнических отношений в многосоставных обществах, в частности, в России, Нигерии и Мьянме. Отдельные положения диссертационной работы могут быть полезны в подготовке учебных программ по политологии и другим разделам социогуманитарного знания.

Соответствие паспорту научной специальности. Объект данной
диссертационной работы относится к сфере исследования сущностных,
институциональных, процессуальных и технологических аспектов

политического пространства, характеризующих ключевые субъекты

политического процесса в современных условиях. Из областей исследований, отвечающих формуле специальности 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии, данной диссертационной работе наиболее близки следующие:

п. 8 - «Социокультурные основания политического процесса. Типология политических процессов. Субъекты и объекты политического процесса. Институированные и неинституированные политические процессы»;

п. 9 - «Статика и динамика в политической жизни: традиционные и модернизационные типы общества. Цивилизационные и национальные стили развития политических процессов. Принципы и механизмы взаимодействия общеисторических императивов и требований отечественной традиции в политическом развитии общества».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы были изложены автором в 11 научных публикациях общим объемом 5,00 п.л., в том числе в 4 статьях в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертационных исследований. Результаты диссертационной работы сообщались автором на одной международной и трех всероссийских научно-практических конференциях, с последующей публикацией материалов: «Феномен экстремизма, терроризма и ксенофобии на Северном Кавказе: факторы генезиса, пути и способы противодействия» (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Махачкала, 30 сентября -1 октября 2015 г.); «Этика и конфликт ценностей в современном мире» (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Ростов-на-Дону, 29 октября 2015); «Причерноморье в войнах и дипломатии российского государства: к 75-летию начала Великой Отечественной войны» (Всероссийская научно-практическая конференция, г. Севастополь, 25-26 апреля 2016 г.); «Fundamental and applied sciences today» (North Charleston, 26-27 December 2016). Сверх того, диссертант докладывал некоторые результаты своих исследований в рамках работы студенческого дискуссионного клуба

«Английский политический клуб», а также на мероприятиях VI и VII ЮжноРоссийских политологических конвентов в 2016-2017 гг.

Диссертация допущена к защите по итогам обсуждения на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета.

Структура диссертации определена задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, а также заключения, библиографического списка и одного приложения. Работа содержит 4 таблицы.

Этнокультурное многообразие как фактор политического процесса: риски и возможности

Вопрос этнокультурного многообразия в современных условиях, бесспорно, является наиболее значимым предметом научного исследования в социальных и гуманитарных науках, включая политологию. Так, начиная с начала 90-х годов прошлого века, одними из дискуссионных тем политической науки стали вопросы терпимости, аккомодации религиозных и этнических меньшинств, признания и осмысления культурного разнообразия как политического фактора в многосоставных обществах. Политическая дискуссия вокруг проблем этнокультурного многообразия, в целом, перешла от защиты специальных прав культурных меньшинств и сомнений относительно культурной, религиозной и гендерной нейтральности общественных сфер и институтов к таким вопросам, как необходимость формирования гражданской идентичности и гражданской нации, обеспечения социальной сплоченности и политической стабильности.

Важно отметить, что в политической науке этнокультурное многоообразие часто трактуется в сугубо проблемном ключе. Это выражается в том, что различные этнокультурные группы, проживающие на территории одного государства, рассматриваются преимущественно с точки зрения их конфликтогенного потенциала. Соответственно, в научной и публицистической литературе, а также в политическом дискурсе в целом, присутствуют негативные оценки обществ, отмеченных этнокультурным разнообразием. Это порождает сложности в подборе методологического инструментария для изучения позитивного потенциала таких обществ.

Однако, несмотря на преимущественно негативные прогнозы развития многосоставных политий, существуют иные, внушающие больший оптимизм теоретико-методологические подходы к рассмотрению данного феномена. В этой связи наиболее значимым нам представляется подход, согласно которому этнокультурное многообразие есть общезначимая ценность и позитивное состояние общества. Яркий представитель научной школы так понятого мультикультурализма, известный индийский политический теоретик Вхикху Парех, констатировал: если подходить к этнокультурному многообразию в контексте мультикультурализма, то оно может стать источником больших позитивных возможностей1. Именно из этого мы исходим в настоящем исследовании при всестороннем рассмотрении этнокультурного разнообразия как политического фактора в многосоставных обществах.

В настоящее время почти все человеческие общества рассматриваются как гетерогенные2. Языковая и/или культурная однородность больше не отстаивается в качестве политического или социального идеала в демократически ориентированных обществах, в отличие от этнонационалистических режимов, склонных к авторитарным формам управления. Тем не менее, не существует универсального или широко принятого – практического либо хотя бы теоретического – понимания того, что есть указанное разнообразие. Можно предположить, что общую черту почти всех подходов к описанию социальной гетерогенности отражает категория «группы». Другими словами, разнообразие обычно понимается (явно или неявно) в качестве сосуществования различных человеческих коллективов (народов, меньшинств, рас или наций), и это подразумевает существование границ между группами, а также внутригрупповую сплоченность.

С практической точки зрения расовые, этнические, национальные и лингвистические категоризации оцениваются по-разному в зависимости от конкретного социально-политического контекста, от страны или географического региона. Это выражается, например, в концепции плюралистического или многосоставного [plural society1] общества, которая была первоначально сформулирована в середине XX века британским колониальным чиновником и ученым Британской Бирмы и Голландской Индии Дж.С. Ферниваллом. Так, в его наиболее значимой работе «Колониальная политика и практика», плюралистическое общество определяется как общество, состоящее из двух или более социальных элементов или социальных порядков, при которых «различные группы живут бок о бок, но изолированно, в едином политическом образовании»2.

Отметим, что в своих дальнейших исследованиях Дж.С. Фернивалл развил данную концепцию, что нашло отражение в целом ряде его трудов, признанных классическими3.Основной тезис Дж. Фернивалла заключался в том, что каждое сообщество в период колонизации обладало определенным набором ценностей, несовместимых с интересами других культурных групп. Он охарактеризовал плюралистическое общество как общество, в котором отсутствует консенсус, как общество без «общего социального спроса»1. В таком обществе, согласно Ферниваллу, социальные потребности различных групп часто приводят к государственным расходам преимущественно для одного сообщества (социальной группы), а для других существуют только альтернативные издержки2. Соответственно, доминирующая в данном государстве группа имеет доступ к социально-экономическим благам и ресурсам, а другие группы лишь обеспечивают производство потребляемых благ. В таком случае плюралистическое общество изолирует требования отдельных его сообществ и не в состоянии объединить все этнокультурные группы.

Однако некоторые ученые, в частности, Стефан Моррис, Раймонд Т. Смит и другие, оспаривают тезис Фернивалла о том, что отдельные сообщества склоняются к конфликтному поведению из-за фатального отсутствия консенсуса между собой, так что только внешняя принудительная сила способна, в отличие от обоюдного стремления к консенсусу, обеспечить поддержание порядка. Однако американский антрополог Раймонд Т. Смит считает данный постулат заблуждением. По его мнению, нецелесообразно концентрировать внимание только на расовых и культурных различиях, на межгрупповых конфликтах, но необходимо также обращаться к процессам, обеспечивающим единство и интеграцию в обществе3. Это позволит в условиях этнокультурного многообразия использовать для достижения консенсуса в обществе не принуждение, а диалоговые формы коммуникации.

В 1957 году американский антрополог и социолог Стефен Моррис провёл исследование в таких восточноафриканских обществах, как Кения, Танганьика, Уганда и Занзибар. В ходе данного исследования Моррис зафиксировал, что число африканцев в этих странах составляет примерно 18 миллионов, арабов – 79 тысяч человек, европейцев – 50 тысяч, а индусов – 198 тысяч из общей численности населения свыше 18,3 миллиона жителей. Люди, находящиеся в этих этнических группах, как констатировал Моррис, обнаруживали абсолютно разные культурные привычки. Они говорили на разных языках, и где это было возможно, ограничивали свои социальные и политические контакты, взаимодействуя только внутри своей этнической и/или расовой группы1. Это было во многом обусловлено экономическим и социально-политическим положением членов данных сообществ, будучи напрямую связано с этнической или расовой принадлежностью людей. Европейцы контролировали при этом политический процесс, индусы образовывали коммерческий класс, африканцы же составляли большую часть городского рабочего класса и крестьянства. По таким параметрам восточноафриканские страны, казалось бы, соответствовали описанию многосоставного общества, в котором тон задает взаимодействие ценностей и установок, а не конфликтность. Между тем, многосоставное общество выше определялось нами (вслед за Дж. Ферниваллом) как общество, в котором отсутствует консенсус, как общество без «общего социального спроса». Однако, исходя из этого, можно предположить, что каждое общество имеет плюралистические аспекты в том смысле, что в любой функционирующей социальной системе производятся принципиально разные ценности и установки2.

В свою очередь, М.Г. Смит, известный ямайский социальный антрополог, имевший опыт работы в карибских и африканских плюралистических обществах, выступал против критиков Фернивалла и пытался «заострить» концепцию многосоставного общества, используя ее для теоретического осмысления природы этнического конфликта. Смит определяет культурный плюрализм как наличие двух или более разных культурных традиций в одном обществе. В таких условиях каждая из социальных субгрупп как носителей этих традиций обладает своей формой институтов брака, семьи, религии, собственности, и так далее1. Соответственно, культурно дифференцированные сообщества, как правило, отличаются друг от друга порядком социальной и политической организации, институциональной деятельности, системой убеждений и ценностей. Многосоставное общество, согласно М.Г. Смиту, характеризуется сосуществованием несовместимых институциональных систем и, следовательно, для поддержания в нем порядка должна быть использована сила, принуждение2.

Типология институтов политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием

Говорить об институтах политического диалога стало возможным благодаря двум пришедшим навстречу друг другу теоретико-методологическим тенденциям. С одной стороны, произошло расширение понятия диалога за пределы межличностного общения до взаимодействия индивидов и социальных институтов. С другой же стороны, в неоинституционализме концепт социального института был расширен за границы формально-юридических учреждений, привычных для политологии в традиции Staatslehre. О расширенном концепте диалога речь шла в предшествующем параграфе. В данной же части работы мы уточним понятие социального (политического) института, а также наметим типологию институтов политического диалога.

В самом общем смысле социальные институты представляют собой рамки, в пределах которых люди вступают друг с другом во взаимодействие. Другими словами, институты суть некоторые ограничения деятельности людей, сужение их поведенческих альтернатив. Институты определяют, что социальным акторам разрешено, а что запрещено делать. Но запреты/разрешения не следует понимать как сугубо внешнее ограничение деятельности людей, как ограду, за которой «всё позволено». В этой связи Д. Норт использует более удачную метафору, определяя институты как «правила игры», по аналогии с правилами игры в командных спортивных играх1. Эта метафора помогает американскому экономисту обосновать важную дистинкцию формальных и неформальных институтов – опять же по аналогии с формальными и неформальными правилами в командных играх.

Формальные институты суть писаные, формализованные правила игры в виде законов, конституций, регламентов и т.п., они определены строго и требуют формальной процедуры для своей ревизии. Напротив, неформальные институты как неписаные кодексы поведения (обычаи, традиции, привычки и т.п.) принимаются, реализуются и изменяются игроками по собственому усмотрению, однако это не значит, что для организации социального взаимодействия они менее важны, чем формальные институты. Напротив, как замечает Д. Норт, неформальные правила социального взаимодействия лежат глубже формальных правил, а не просто дополняют последние. И нарушение неписаных институциональных правил карается не менее строго, чем нарушение правил писаных. Сходное определение формальных и неформальных институтов дают западные политологи Гретхен Хелмке и Стивен Левитски2. Они также солидаризируются с Д. Нортом в проведении принципиального различия между институтами и организациями, соответственно, между правилами игры и стратегиями игроков3. И здесь опять работает метафора спортивной игры: хотя организации, как и институты, структурируют социальное взаимодействие акторов, они отличаются от институтов примерно в том же смысле, в каком стратегии игроков отличаются от правил игры. В нашей работе мы ограничимся данными дистинкциями, и не будем использовать усложненный вариант институциональной теории, различающий «институциональную среду», «институциональное соглашение» и «институциональную практику»1. Данная «институциональная лексика» (С.В. Патрушев), на наш взгляд, излишне релятивирует упомянутое выше различие между институтами и акторами (организациями).

Принципиальность различия формальных и неформальных институтов, как и различия институтов и организаций, не является очевидной для всех авторов. Так, по мнению американского политолога Б. Ротстайна, включение в разряд социальных институтов, пусть и неформальных, любых социальных норм, включая культуру, понятую как «набор неформальных институциональных правил» (Д. Норт2), «чревато тем, что само понятие институт станет слишком туманным и неопределенным». Как следствие, не будет «никакой возможности отличить формальные политические институты и другие социальные факты»3.

С учетом этого, Ротстайн предпочитает использовать концепт политического института в более узком смысле. Под политическим институтом он подразумевает, вслед за американским политологом Маргарит Леви, «формальные соглашения, достигнутые группами людей, поведение которых регулируется применением четко определенных правил и процессом принятия решений и подкрепленными полномочиями одного лица или группы лиц, формально обладающих властью»4. Сходным образом, американский политолог Джордж Цебелис понимает под институтом «формальные правила повторяющейся политической и социальной игры», противопоставляя институт обычаю как неформальным правилам1.

Нам такой подход представляется контрпродуктивным именно при идентификации институтов политического диалога. Гораздо лучше с этой задачей справляется неоинституциональный подход. По словам С.В. Патрушева, «специфика нового институционализма (по сравнению со старым ) состоит в том, что политические институты понимаются с точки зрения взаимосвязи формальных норм и неформальных правил игры, образующих в итоге сложные организационные отношения, формы взаимодействий и саму кооперативную деятельность людей, поддерживающих стабильность и воспроизводящих порядок в обществе»2.

Ключевым для нас в этом определении неоинституционализма является «кооперативная деятельность людей», формой которой выступает и политический диалог. Без расширения концепта института до ценностно символических аспектов политического процесса говорить об институциональном дизайне политического диалога вряд ли возможно, поскольку без указанных аспектов теряется смысл самого феномена диалога, как, впрочем, смысл любого коммуникативного феномена. Из того, что в новом институционализме «особое внимание уделяется социокультурным символам и ценностям»3, еще не вытекает иррационализация поведения политических акторов (по сравнению с их трактовкой в классическом институционализме). Скорее, напротив, расширяется и углубляется сам концепт рациональности, который учитывает теперь идейно символические формации в роли социальных институтов. Такого рода институты тоже – как замечает Норт относительно любых институтов – уменьшают неопределенность путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми1, и они тоже – как и прочие институты – превращают людей из индивидов, руководствующихся лишь собственными эгоистическими интересами, в сознательных акторов, стремящихся к сотрудничеству2.

Правда, не все авторы, придерживающиеся неоинституционализма, относят культурные ценности даже к неформальным институтам. К примеру, упомянутые выше Г.Хелмке и С.Левитски определяют такие институты «не через совместные ценности, а через совместные ожидания, которые могут быть никак не связаны с более широкими социетальными ценностями»3. Нам эта дистинкция представляется не очень убедительной. Если совместные ценности не просто декларируются, а реально управляют совместным поведением людей, тогда они принципиально ничем не отличаются от «совместных ожиданий» и от любых неформальных институтов как «принятых в обществе, обычно неписаных правил ... вне официально санкционированных каналов»4. Но независимо от того, как понимаются неформальные институты, они играют исключительно важную роль в организации политического диалога, понятого как комплексный феномен (см. предыдущий параграф).

Как в России, так и в Нигерии, формальные институты современной демократии суть во многом «импортированный продукт», а потому эффективность их функционирования зависит от того, насколько удается их адаптировать к местной политической культуре, ее неформальным институциям. Такая адаптация чревата институциональными ловушками, связанными с «деформализацией» институциональных правил игры, когда «формальные правила в значительной мере замещаются неформальными и встраиваются в неформальные отношения»5. Выстраивание институционального дизайна политического диалога в условиях многосоставных политий представляет собой, скорее, антипод такого рода практик. Формальные институты политического диалога должны так же максимально отвечать его задачам, как и неформальные институты. Внутри диалога не должно быть неформальных институтов, «конкурентных» его формальным институтам (к примеру, каким-то нормативным актам, регулирующим этот диалог)1.

Миротворческие институты политического диалога в плюралистических обществах: случай Мьянмы в сравнительной перспективе

Как уже отмечено нами в первом параграфе данной главы, консоционализм обладает четырьмя основными характеристиками; сотрудничество между различными слоями общества в большой коалиции, взаимный консенсус среди различных групп многосоставного общества, пропорциональное представительство различных сегментов общества и, наконец, автономия всех его сегментов. Консоциональная модель Лейпхарта гарантирует, что группы, в том числе группы меньшинства, справедливо представлены в политической и экономической сфере общества. Такая модель является основой социально-политической стабильности в многосоставных обществах, если она включает в себя высокое чувство интеграции посредством принципа разделения власти между гражданами («power sharing»). Высокий уровень интеграции и консоциональная модель демократии способствовали, к примеру, мирному переходу к демократии от режима апартеида в Южно-Африканской республике1. Однако в Чехославакии была другая ситуация, которая привела в 1990 году к так называемому «бархатному разводу»2. Это произошло вследствие низкой степени интеграции сегментов чехословацкой политии. Одновременно с событиями в Чехословакии начал развиваться и вооруженный конфликт в Югославии, но действия по его разрешению совершались уже по «силовому сценарию». В результате, ситуация остаётся до конца нерешенной и сегодня. Однако от подобного сценария не застрахованы даже так называемые страны «первого мира», построенные по принципу «нации-государства», где население когда-то считалось объединенным общей национальной идентичностью. Но именно культурный конфликт внутри этих государств становится сегодня их большой политической проблемой. В Европе это выражается, к примеру, в росте регионального сепаратизма и появлении множества правых антииммигрантских партий. Но во всем мире развивается следующая политическая тенденция: группы этнокультурных меньшинств становятся все более агрессивными, требуя признания и защиты своих прав, и одновременно с этим самые влиятельные группы, или «группы этнокультурного большинства», стремятся защитить свои позиции любым способом.

Таким образом, вопрос поддержания мира предполагает коллективные действия, направленные на то, чтобы привести враждующие стороны к согласию. В настоящее время выработан общий механизм урегулированию споров, зафиксированный в главе VI Устава Организации Объединенных Наций3. Отметим, что наряду с этими, существуют и других мирные инструменты политического решения конфликтов, созданы механизмы миротворчества. Миротворчество – это попытка, направленная на то, чтобы перевести насильственный конфликт в ненасильственный диалог, где различия между разными сторонами конфликта решаются через представительные миротворческие политические институты. Цель миротворчества – положить конец насилию между соперничающими сторонами. Миротворчество может быть достигнуто путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража.

Подчеркнем один принципиальный момент: мы предлагаем мирное разъединение сегментов в поликультурных обществах только тогда, когда гражданская война в них неизбежна, а другие мирные политические решения невозможны из-за низкого уровня интеграции сегментов. Если же уровень социальной интеграции в таких странах, в среднем, достаточно высок, тогда необходимо поощрять сотрудничество, терпимость и взаимное сосуществование сегментов многосоставной политии. Принципы сосуществования и толерантности важны как основы для построения взаимоприемлемых отношений между сообществами, которым присущ очень высокий уровнем этнокультурного разнообразия. Отметим, что в таком обществе должна быть создана интегративная система, роль которой – объединить разнообразные этнонациональные сообщества государства в единое целое, посредством общей, наднациональной идеи. Для этого нужен определенный уровень терпимости между различными религиозными, этническими и/или расовыми группами, проживающими в этом обществе. При дефиците толерантности и стремления к добровольному сосуществованию в одной политии будет иметь место постоянный конфликт между разными этническими и культурными группами. Причём каждая из сторон конфликта будет пытаться каким-то образом избавиться от других этнокультурных групп, либо вынудив их уйти (как беженцев), либо, прибегнув к доминированию, осуществлять по отношению к ним дискриминацию и даже геноцид.

По нашему мнению, мирное сосуществование в плюралистических обществах может быть достигнуто с использованием двух подходов: первый подход заключается в стремлении свести к минимуму или игнорировать различия между разными группами в обществе. Это происходит, например, в Соединенных Штатах Америки, где разные культурные, расовые и этнические группы якобы «тают вместе», то есть теряют интерес к своим этнокультурным корням, традициям, ценностям, для того, чтобы обрести общую, более значимую для себя идентичность – стать американцами. Второй подход предполагает признание существующих различий между этнокультурными группами, соответственно, отношение к каждой группе как самоценной и уникальной. В рамках нашего исследования мы будем опираться на второй подход, так как считаем его перспективным в плане достижения этнокультурной солидарности в многосоставных обществах вроде России и Нигерии.

В начале этого исследования мы отметили, что конфликты и кризисные ситуации весьма вероятны между этническими и культурными группами в многосоставных политиях. Например, Югославия, имевшая полиэтнический состав населения и стремившаяся, после распада СССР, к разъединению, пережила на этом пути ряд политических потрясений и конфликтов, что в начале 1990-х годов привело к кровавому разрыву между этнокультурными сегментами страны. Только военное вмешательство и миротворческие акции со стороны международного сообщества смогли привести враждующих сербов и боснийцев за стол переговоров. В данном случае с целью мирного разъединения сегментов многосоставных обществ была реализована идея миротворчества (peacemaking), оказано содействие в предотвращении конфликта и развала страны после гражданской войны. В контексте рассмотрения преимуществ политического диалога как способа урегулирования противоречий в многосоставных обществах следует подчеркнуть, что войны в Боснии и Герцеговине спровоцировали в этом регионе долгосрочный экономический и политический кризис, последствия которого сказываются до сих пор. В этой связи есть ещё один важный факт, заслуживающий внимания. Это – мирное соглашение, которое было достигнуто между оппозиционными группами в южном и северном Судане в январе 2005 года после длительных мирных переговоров и миротворческих миссий, что указывает на ведущую функциональную роль политического диалога.

Однако бывают ситуации, когда степень интеграции в многосоставных обществах очень низка. В таком случае разделение или разъединение сегментов остается лучшим вариантом для поддержания демократии и предотвращения кровопролития. Речь здесь идет о так называемом «бархатном разводе» Чехословакии в 1990-х годах1. После бескровной революции 1989 года, которая установила демократическое правительство, положив конец коммунистической партии Чехословакии, стало ясно, что чехи и словаки больше не хотят жить вместе в рамках общей федерации. Следовательно, стремление к мирному разъединению или разделению стало для них единственным выходом.

Посредством мирных демонстраций, миротворческих действий и диалога, разъединение произошло с принятием Конституционного Закона № 542 от 25 ноября 1992 года2, то есть, без насилия. Поэтому такой раздел и считается «бархатным», как и «революция», которая ему предшествовала. До сих пор Чехословакия, распавшаяся на Чехию и Словакию, является единственным из бывшим социалистических государств, в котором развод этнокультурных сегментов осуществился исключительно мирным путем3. В этой связи подчеркнем, что в политических ситуациях, возникающих в многосоставных обществах, бывали случаи, когда в ходе диалога не удавалось достичь консенсуса, а все возможности единения были исчерпаны. Тогда лучшим решением, как это очевидно на примере Чехословакии, является мирное размежевание. Добавим к этому, что Словакия, как и Чехия – это страны, которые на сегодняшний день отличаются устойчивым развитием, политической стабильностью и процветанием.

Интегративные институты политического диалога в строительстве гражданской нации: случай Нигерии как многосоставной политики

Одна из важнейших целей политического диалога в обществах с этнокультурным многообразием заключается в строительстве гражданской нации путем продвижения общей гражданских ценностей и укрепления легитимности демократических институтов, основанных на доверии и консенсусе. Это может обеспечить формирование общего видения будущего и установления предпосылок для нациестроительства1. Институты политического диалога способны создать общую объединительную идеологию, а также идентичность, которая необязательно должна заменить другие идеологии или идентичности (религиозные, этнические и т.д.), но которая, вместе с тем, может стать платформой для кристаллизации новой идеологии, объединяющей всех членов общества в единую гражданскую нацию с единой политической культурой2.

Ученые, изучающие вопросы этнокультурного разнообразия, считают, что источником силы многосоставных обществ является признание различных этнических и культурных групп как равноценных3. При этом основной принцип – взаимное уважение4. Так, известный африканский политический деятель Нельсон Мандела после выхода из тюрьмы, куда он попал из-за активной борьбы с апартеидом в ЮАР, создал «Комиссию правды и примирения» (Truth and Reconciliation Commission). Позднее, уже после падения режима апартеида в Южно-Африканской Республике, Мандела предлагал установить демократию не на основе расовой или этнической принадлежности, а на принципе инклюзивности. По его словам, «мы должны уважать разнообразие, но в то же время ценить единство»1. Аналогичное заявление сделал в 2012 году Президент России В.В. Путин. В своем обращении к Федеральному собранию РФ он констатировал, что красота и сила Российской Федерации всегда была и есть в ее разнообразии2.

Из приведённых выше высказываний известных политических деятелей следует, что этнокультурное разнообразие необходимо рассматривать не только как источник конфликтов, но и как предпосылку нового конструктивного политического развития. При этом особенности многосоставных обществ, включающие гетерогенность, фрагментацию и сегментацию, требуют, чтобы их гражданская политическая культура была культурой, в рамках которой различные национальные и другие субкультуры могут положительно взаимодействовать. В плюралистических западных обществах, где уровень интеграции высок, политический диалог может способствовать упрощению слияния различных этнических групп в единую гражданскую нацию с единой гражданской политической культурой. Такая культура, как утверждают Г. Aлмонд и С. Верба, характеризуется консенсусом в отношении легитимности политических институтов, направления и содержания государственной политики, терпимостью к плюрализму интересов, компетентностью и взаимным доверием между гражданами3.

Основываясь на данных особенностях многосоставных обществ, американский профессор социологии Калифорнийского университета Роджерс Брубейкер предлагает модель гражданской нации, в которой государство основано гражданами и для граждан, независимо от их этнической принадлежности1. Аналогичные идеи также продвигают профессор политологии Ратгрерса (г. Ньюарке) Александр Мотиль, а также российский академик Валерий Тишков. Они выступают за политическую, неэтническую модель нациестроительства, где гражданские ценности станут определяющей нормой политической жизни2. Важно отметить, что гражданский национализм, порождающий соответствующую нацию, как правило, появляется в демократических государствах, создавших прочные институты гражданского общества. Это требует сильных и жизнеспособных политических и социальных институтов3.

Учитывая сказанное, можно с уверенностью сказать, что в многосоставных обществах – в зависимости от степени его интегрированности – институты политического диалога выполняют коммуникативную функцию социального и политического контроля. Это помогает содействовать формированию общих политических и социальных ценностей, национальной политической идентичности, а также гражданской политической культуры. В качестве примера можно привести национальную стратегию гражданской нации в РФ и предлагаемый закон о гражданской нации в РФ, или национальный проект республики Мьянмы по становлению нации.

Упомянутые документы свидетельствуют о том, что достижение высокого уровня интеграции при формировании гражданской нации остается одним из приоритетов и российского правительства, и правительства Мьянмы, и ряда других стран, характеризующихся этнокультурным сегментированием. В Нигерии концепция нациестроительства также является важной для будущего нигерийского общества, причем уже в течение длительного времени. Однако призыв к формированию гражданской нации и так называемому «restructuring» (нигерийский термин, означающий «перестройка») стал еще более актуальным с оживлением вопроса о «Биафре» и в связи с угрозой сепаратизма со стороны различных этнических и социокультурных групп в Нигерии, особенно начиная с 2015 года и вплоть до сегодняшнего дня.

Как уже было сказано выше, этнокультурный плюрализм делает политический диалог необходимым и, по сути, неизбежным в любом многосоставном обществе. В данном параграфе мы остановимся на исторических предпосылках политического диалога в Нигерии как общества с этнокультурным многообразием. Будет также раскрыто место политического диалога и характер его ресурсов в нигерийском политическом пространстве, а также рассмотрены вопросы этнополитики с точки зрения их последствий для нынешнего кризиса идентичности, наблюдающегося в Нигерии.

Идентичность в условиях этнокультурного многообразия становится политической проблемой в том случае, когда есть возможность ее изменять и выбирать1. Чтобы избежать проблем, связанных с кризисом социальной идентичности, российские политологи, в частности И.В. Кудряшова и Е.В. Морозова, предлагают модель создания устойчивых сообществ, в которых люди могут стать активными участниками политического процесса в условиях «сложносоставной идентичности» или «гибридной идентичности».

Согласно Е.В. Морозовой, сложносоставная идентичность – это «соотнесение индивида с такой референтной группой, в социокультурных паттернах которой неразрывно слиты две или более разнопорядковые идентификационные характеристики»2. Российский политолог вводит это понятие с опорой на теорию кливажей (С. Роккан), причем именно «кумулятивных» кливажей, «когда линии нескольких разломов совпадают, а отдельные социальные отличия усиливают друг друга»1. Таким образом, «сложносоставная идентичность» (Е.В. Морозова называет ее также «многосоставной идентичностью»2) может трактоваться в наших терминах как воплощение интенции на строительство гражданской нации в условиях многосоставного общества.

В межкультурном взаимодействии – как считает И.В. Кудряшова – необходима «гибридная идентичность», которая «подразумевает мышление поверх исключающих бинарных понятий»3. По словам российского политолога, в структуре такой идентичности новые социальные формы не вытесняют старые, но соединяются с ними и взаимно переосмысливаются. К примеру, можно одновременно быть гражданином Великобритании, пакистанцем по происхождению, мусульманином по вероисповеданию. Сходным по смыслу, является, на наш взгляд, концепт «перекрывающихся идентичностей» (overlapping identities), используемый рядом западных политологов4. Данное понятие укладывается в контекст упомянутого нами (в параграфе 1.1.) феномена «overlapping memberships».

На первый взгляд, такие концепты, как «гибридная идентичность», «сложносоставная идентичность», «перекрывающиеся идентичности» и т.п. являются панацеей от кризиса идентичности в условиях обществ с этнокультурным многообразием. Возможно, этнические идентичности и бывают многосоставными или гибридными, но могут ли быть таковыми национальные идентичности? Мы считаем, что это вряд ли возможно, поскольку они суть идентичности политические, а это требует от человека действий, принятия решений; это, к тому же, вопрос партийной (национальной) лояльности, причем нередко в жесткой форме.