Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Заярный Владислав Владимирович

Русская Православная Церковь в современном политическом процессе
<
Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе Русская Православная Церковь в современном политическом процессе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Заярный Владислав Владимирович. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Ростов н/Д, 2003 230 с. РГБ ОД, 61:03-23/164-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в современной Росси 15

1.1 Совершенствование российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях 15

1.2 Сотрудничество Русской Православной церкви с официальными государственными институтами РФ 48

1.3 Участие Русской Православной Церкви в формировании системы новых национальных ориентиров и ценностей 77

ГЛАВА 2. Русская Православная Церковь как субъект гражданского общества 93

2.1. Взаимодействие Русской Православной Церкви с общественно-политическим организациями и перспективы христианской демократии в России 93

2.2 Основные направления социальной деятельности Русской Православной Церкви 139

2.3 Отношения Русской Православной Церкви с инословными конфессиями 164

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

БИБЛИОГРАФИЯ 178

ПРИЛОЖЕНИЯ , 202

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность темы диссертации обусловлена активизацией религиозного фактора в мировой политике в целом и в современной России в частности и усилением степени его воздействия на социально-политическую обстановку в различных странах и регионах.

Активное проникновение религии в массовое сознание и соответствующее повышение роли церкви в государстве не могло не сказаться на политической жизни в целом, а также на поведении политиков. Руководители государства начали снова, как это было до октября 1917 г., посещать церковные службы, а церковные иерархи - светские приемы. Священнослужители благословляют солдат перед боем, освящают бронетехнику и казармы, а светская власть награждает церковных иерархов высшими государственными наградами. Масштабы описываемого явления настолько велики, что вызывают серьезную обеспокоенность антиклерикальных кругов. Развертывание процессов десекуляризации в сфере образования, усиление участия церковнослужителей в социально-экономической жизни страны, а также укрепление взаимосвязей между светской и церковной элитами даже породили у некоторых аналитиков опасения относительно девальвации в России принципа отделения церкви от государства.

К XXI веку для многих политиков и православных священников стало очевидно, что взаимное самоопределение государства и церкви как субъектов культурно-политического пространства будет еще долго продолжаться, несмотря на успехи научно-технической революции. Особенно это касается Российской Федерации, где Русская Православная Церковь (РПЦ) Московского Патриархата (МП) стремится к максимально возможному восстановлению своих позиций, утраченных с 1918 года. Большая часть россиян проявляет интерес к религиозным вопросам. Однако слишком быстро наступающая

4 неподготовленная религиозность зачастую превращается в чистую формальность. Из проведенных исследований в середине 90-х годов можно сделать вывод о том, что религия и вера воспринимаются нашими современниками во многом по-новому и достаточно неоднозначно. Осуществляется процесс диверсификации позиций населения относительно религии.

Социологические исследования показывают, что сама религия понимается подавляющим большинством, в том числе и православных верующих, не с высоких нравственно-мировоззренчиских позиций, а социально-утилитарно. Несомненно, что в мотивах, по которым сейчас люди стали называть себя верующими, очень много от конформизма, следования за "модой". Другая тенденция состоит в том, что Россия становится все более религиозно-плюралистическим обществом.

Третья тенденция религиозности характеризуется тем, что большинство российских граждан согласно социологическим исследованиям пребывает и будет пребывать в мировоззренчески неопределенном состоянии. Несмотря на бурный рост числа лиц, идентифицирующих себя как верующих -православных, большинство определяет себя не как верующих или атеистов, а как колеблющихся между верой и неверием, верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы, и людей, религиозно индифферентных. Так, в частности, по данным ВЦИОМ, в июне 1991 г. соотношение людей, считавших себя верующими и неверующими, составляло 31,0% к 60,9%, а в ноябре 2000 г. оказалось уже обратным - 55,2% к 34,5%. (Эти данные коррелируют с данными ФОМ, согласно которым в августе 2000 г. соотношение верующих и неверующих составляло 64% к 31%)1.

В современном российском политическом процессе действуют различные субъекты: государство, отдельные личности, социальные группы, политические партии, политические движения, общественные организации, политические

! См. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам// ПОЛИС, 2001. №2. - С.79.

5 объединения и блоки и т. д., имеющие и реализующие свой социально-политический интерес. В политическом процессе функционируют также структуры, которые не являются по своей сущности политическими организациями, но, тем не менее, активно в нем участвуют. К числу таких общественных институтов относится и Русская Православная Церковь (РПЦ) Московского Патриархата (МП) (преемница Российской Православной Церкви Российской империи), которая сегодня является крупнейшей религиозной организацией осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации по количеству приходов, духовных образовательных учреждений и крещеных граждан. В настоящее время Русская Православная Церковь юрисдикции Московского патриархата насчитывает в своем ведении: 130 епархий в различных регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. В Русской Православной Церкви Московского Патриархата служат 150 архиереев, 17500 священников, 2300 дьяконов. В Учебный комитет Русской Православной Церкви входят 5 духовных академий, 30 духовных семинарий, 45 духовных училищ, 2 Православных университета и Богословский институт, 9 подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц, 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, - около 6000 человек2. Кроме того регулярного открываются и получают официальную регистрацию в Министерстве юстиции РФ новые приходы, выделяются новые епархии, это требует назначения епископов и священников, получают аккредитацию Патриархии создаваемые духовные учебные заведения.

В современных условиях наблюдается следующая тенденция - Русская Православная Церковь стремится оказывать свое влияние практически на все сферы жизни современного российского общества и на десятки миллионов верующих или сочувствующих граждан России, для которых мнение церкви по

2 См. Официальный Web-сайт Московского Патриархата Русской Православной церкви, www. Russian-orthodox-church, org. ru. I Раздел - Церковь сегодня.

вопросам устройства государства и общества является наиболее авторитетным. Изучение деятельности Русской Православной Церкви как субъекта гражданского общества в политическом процессе в условиях демократических реформ позволяет выявить место и роль церкви в этой сфере.

Сегодня можно отметить тенденцию политизации религии в России. Этот процесс опережает процесс десекуляризации политики, и его лидером можно назвать Русскую Православную Церковь, ставшую важным фактором общественной жизни. В начале 90-х гг. епископы и священники Русской Православной Церкви занимали депутатские места в парламентах различных уровней. В литературе подчеркивается, что политической поддержки Русской Православной Церкви ищут многие лидеры (особенно в регионах) и наоборот.

Степень научной разработанности проблемы

Интерес к социальной обусловленности и роли религии в обществе возник еще в эпоху Просвещения и буржуазных революций. Одним из первых, кто пытался найти ответ на этот серьезный вопрос, стал О. Конт. Вопросы взаимосвязи религии и политики поднимали в своих трудах К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.

В современной научной литературе имеется ряд работ, в которых прослеживаются те или иные попытки исследовать проблему места и роли Русской Православной Церкви в политическом процессе, в частности работы С.Г. Сафронова, Д.В. Поспеловского, Н.А. Трофимчука, Ю.П. Зуева, Т.А. Кудриной, СИ. Самыгина, Г.Н. Сердюкова, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонской3, а также публикации в научных периодических изданиях К.Н.

3 См.: Поспеяовский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М.: Республика, 1995; Сафронов С.Г. Русская православная церковь в XX веке: территориальный аспект. М.: Московский центр Карнеги, 2001.; Трофимчук Н.А. и др. История религии в России. - М.: Изд-во РАГС, 1998; Зуев Ю.П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность в современной России // Религия и политика в современной России. М., 1997; Кудрина Т.А. От политики государственного атеизма - к свободе совести. Материалы совещания. - М.: Изд-во РАГС, 2000; Самыгин СИ., Сердюков Г.Н., Нечипуренко В.Н. Религия и политика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Пегас», 1996; Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

7 Костюка, А.Б. Зубова, Б.С. Орлова, А. Тяхи4 и др., публикации церковных

авторов - протоиерея Владислава Ципина, игумена Вениамина (Новика), митрополита Кирилла (Гундяева), сегодняшнего Главы Русской Православной Церкви - патриарха Алексия II, митрополита Иоанна (Снычева), дьякона Андрея Кураєва, протоиерея Всеволода Чаплина5 и др., публикации, посвященные данной проблеме в различных печатных и электронных СМИ таких журналистов и публицистов, как А.Верховский, С.Чапнин, Н. Бабасян, М. Шевченко, Е. Комаров, А. Солдатов, А. Бессмертный-Анзимиров, А. Щипков6 и др.

Кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации издается специализированный информационно-аналитический бюллетень «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», который посвящен государственно-конфессиональным отношениям в России и зарубежных странах, социологии религии, религиозным движениям и т.д. Следует отметить ряд научных работ, посвященных современной ситуации в государственно-церковных отношениях. В них отражается проблема государственно-церковных отношений с узко правовой точки зрения. Ряд публикаций ангажирован у церковных (религиозных) авторов - это апологетика и отстаивание правоты Русской

См.: Костюк К.Н. Русская православная церковь и общество: нравственное сотрудничество или этический конфликт // ПОЛИС. 2002. №2; Костюк К. Русская православная церковь в гражданском обществе // Социально-политический журнал. 1998. №2. С.105; Тяха А. Политическое позиционирование церкви при Путине// Отечественные записки. 2001. №1. С.156.

5 См.: Протоиерей Владислав Ципин. История Русской церкви. - М, 1997; Алексий И,
Патриарх. Россия: Духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и
политических наук, 1999; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Что такое
социальная доктрина Церкви? Интервью гл. редактору НГ-Религии Максиму Шевченко // НГ-
Религии. 09.08.2000. С.4; Митрополит Иоанн (Снычев). Русь соборная. Спб.: Изд-во «Царское дело»,
1995; Кураев Андрей, дьякон. Откуда у церкви деньги. М., 1999; Чаплин Всеволод, протоиерей.
Миротворцы // Радонеж. 2001. №11-12.

6 См.: Бабасян Н. Батюшки на госслужбе // Новое время. 2001. №29; Бессмертный-Анзимиров
А. Искушение византизмом: Московская патриархия утверждает, что не занимается политикой
//Новое время, 2000. №2.; Верховский А. «Религиозный фактор» между двумя кампаниями // Русская
мысль. №4300, 13-19 января 2000.; Солдатов А. Священный «капитал» и его «олигархи» //
Отечественные записки. № 1. 2001; Чапнин С. Новые формы церковно-государственного диалога? //
Русская мысль. №4342, 23 ноября 2000; Шевченко М. Апокалипсис сегодня // НГ-Религии. №10.
23.01.2001.

Православной Церкви в тех или иных вопросах, у светских авторов это резкая критика церкви или ярко выраженное негативное к ней отношение.

Следует также отметить, что процесс позиционирования Русской Православной Церкви в современном российском политическом процессе и международных отношениях далек от завершения. И новые этапы развития политических процессов требуют выявления и анализа позиции Русской Православной Церкви в изменяющихся условиях. В частности, недостаточно освящены позиции Русской Православной Церкви в вопросах укрепления российской государственности, проведения политических реформ, межнациональных и федеративных отношений. Таким образом, в литературе заложена содержательная основа для изучения проблемы взаимодействия церкви и политики, однако эта тема полностью не исчерпана, в особенности ее политологический аспект.

Объектом исследования является система взаимоотношений «религия -государство - гражданское общество» в условиях демократических реформ.

Предметом исследования выступает механизм влияния Русской Православной Церкви как актора социально-политического процесса на формирование российского гражданского общества и позиции государства.

Цель исследования - осмысление реальной роли Русской Православной Церкви в современном социально-политическом процессе, анализ ее воздействия на государственную политику.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

- выявления механизмов взаимодействия Русской Православной Церкви
с официальными государственными институтами РФ;

анализа правовых механизмов в области государственно-конфессиональных отношений;

- изучения и анализа участия Русской Православной Церкви в
формировании гражданского общества в России;

- рассмотрения взаимодействия Русской Православной Церкви и

общественно-политических организаций России;

- определения значения Русской Православной Церкви и православия в
целом для формирования национальной идеологии как новой системы
ценностей;

разработки рекомендаций, направленных на улучшение законодательной базы в области государственно-церковных отношений.

Теоретико-методологическая база исследования. Для достижения
поставленной цели были использованы современные общенаучные методы
познания общественных процессов: эмпирический, рациональный, формально
логический, системный, исторический, структурно-функциональный - и
конкретно-научные: сравнительно-правовой, конкретно-исторический.

Основным методом из используемых в исследовании является метод системного анализа и подхода. Это связано с комплексным рассмотрением данной проблемы и описанием широкого спектра деятельности Русской Православной Церкви.

Теоретической основой исследования явились работы крупных отечественных и зарубежных исследователей: М. Вебера, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.Д. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Б.И. Новгородцева, Д.В. Поспеловского, СВ. Римского и др.

Особо следует подчеркнуть значимость для исследования идеи М. Вебера о том, что надстройка достаточно самостоятельна и действует независимо от базиса - это касается как политики, так и религии, а также работ русского православного философа И.А. Ильина, где подчеркивается, что существование России немыслимо без присутствия православия.

Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., а также официальные документы Русской Православной Церкви - Устав об управлении Русской Православной Церкви,

10 Устав Русской Православной Церкви 2000 года и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, выступления и интервью главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II, руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата Русской Православной Церкви - Митрополита Кирилла (Гундяева), других руководителей Русской Православной Церкви, речи и выступления руководителей Российского государства, лидеров политических партий и движений; программные материалы религиозных организаций, научные и публицистические публикации в средствах массовой информации и во всемирной компьютерной сети «Интернет», материалы социологических исследований по вопросам места и роли религии и церкви в современном обществе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- изучен процесс эволюции отношений Русской Православной Церкви и
государственных органов Российской Федерации и выявлены их этапность и
приоритеты на современном этапе реформ;

- охарактеризованы основные направления деятельности Русской
Православной Церкви как субъекта гражданского общества и латентного
актора политического процесса;

- проанализирована современная ситуация, складывающаяся в сфере
государственно-конфессиональных отношений, выделены недостатки в
структуре механизма регулирования взаимоотношений религиозных
объединений и государства;

- охарактеризована деятельность Русской Православной Церкви в области
формирования новой системы целей и ориентиров, поиска национальной идеи;

- предложены рекомендации по улучшению взаимодействия Русской
Православной Церкви и государства как для руководства церкви, так и для
органов государственного управления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эволюция отношений Русской Православной Церкви и
государственных органов современной России проходит в условиях уже
состоявшегося признания церкви полноправным институтом гражданского
общества, усиления сотрудничества и партнерства церкви и государства,
включая стремление церкви к максимально возможной реставрации своих
позиций, которые она занимала до 1918 года. Русской Православной Церкви
расширила свое влияние на все основные сферы жизни общества, активно
осуществляет поиск поддержки и покровительства на государственном уровне
с целью обеспечения привилегированного положения и устранения притязаний
со стороны конкурирующих конфессий. Принципиально важно желание
Русской Православной Церкви занять душепопечительные вакансии в
Вооруженных силах, МВД, ФСБ и других силовых министерствах и ведомствах
России.

  1. В процессе формирования политической системы постсоветской России были созданы основы законодательной базы в области государственно-конфессиональных отношений и начал складываться механизм регулирования церковно-государственных отношений. В то же время сохраняются пробелы в федеральном законодательстве, регулирующем имущественные и иные отношения Русской Православной Церкви и государства. В Правительстве РФ недостает структуры, отвечающей за взаимодействие с религиозными организациями и координирующей эти отношения. Отсутствует целостная концепция развития государственно-церковных отношений на перспективу, что ведет к противоречиям, непониманию и конфликтам в области государственно-конфессиональных отношений.

  2. Место и роль Русской Православной Церкви в формирующемся сегодня в России гражданском обществе определяется латентным участием Русской Православной Церкви в общественно-политической жизни, в различном взаимодействии с политическими партиями и общественно-политическими движениями. Русской Православной Церкви не стремится создавать свое политическое крыло (партию, движение, объединение) с целью

12 легитимации влияния на принятие политических решений, что частично

компенсируется контактами руководства Русской Православной Церкви с высшими политическими деятелями и центристскими политическими организациями России, отказом Русской Православной Церкви от сотрудничества с противостоящими действующему политическому режиму оппозиционными либеральными и коммунистическими политическими партиями. Позиция Русской Православной Церкви в отношении национально-почвеннических политических партий и движений характеризуется состоянием пассивного молчаливого одобрения, что в целом отвечает традиционализму и консерватизму менталитета клира и прихожан Русской Православной Церкви.

  1. Русская Православная Церковь заняла политически активную позицию в области формирования новой системы ценностей и ориентиров и собственного варианта т.н. «национальной идеи» современной России. В этих целях используются православные традиционные духовные ценности, отражающие русский менталитет и своеобразный путь развития России в русле мировой цивилизации; осуществляется работа по введению курса православной культуры в светских школах, также в этом русле находится канонизация последнего русского императора Николая II.

  2. Ключевым для Русской Православной Церкви направлением является социальная политика, в рамках которой церковь стремится внести элементы духовности в деятельность государственных и общественных организаций в образовании, воспитании, медицине, экологии и др., а также создать каналы своего влияния на население и тем самым увеличить число прихожан.

6. Борьба Русской Православной Церкви с конкурирующей Римско-
католической церковью и движением экуменизма, с одной стороны,
вписывается в направление внешнеполитической деятельности России по
защите своих национально-государственных интересов и зон влияния в СНГ, с
другой стороны - отражает нежелание Русской Православной Церкви менять
свою политику в области миссионерско-проповеднической деятельности, в

13 проведении реформ структуры самой церкви, отношении к реформам в современном обществе.

Научно-практическая значимость исследования. Данная работа содержит теоретический и практический материал, который может быть использован:

- при подготовке обобщающих работ по общей и прикладной
политологии, религиоведению, новейшей истории, истории русской церкви;

для разработки учебных курсов в рамках политологии, социологии, религиоведения, истории Отечества;

в подготовке спецкурсов по проблемам государственно-церковных отношений в современной России.

Кроме того, результаты исследования могут быть использованы органами
государственного и муниципального управления РФ с целью

совершенствования и повышения эффективности взаимодействия с религиозными объединениями и организациями.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного
исследования изложены в монографии и пяти научных публикациях автора
общим объемом 7,4 п.л. Отдельные положения диссертационного исследования
были представлены в докладах и выступлениях на следующих научных
форумах: научно-практической конференции молодых ученых СКАГС
«Актуальные проблемы современного российского общества и государства»
(Ростов-на-Дону, октябрь 2001 г.), международной конференции
«Региональные элиты в процессе современной российской федерализации»
(Ростов-на-Дону - Майкоп, ноябрь 2001 г.), научно-практической конференции
молодых ученых СКАГС «Актуальные проблемы современного

государственного строительства в России» (Ростов-на-Дону, октябрь 2002 г.).

Диссертация апробирована на заседаниях кафедры политологии и этнополитики Северо-Кавказской академии государственной службы.

14 Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, и приложений, содержит 177 страниц текста и список использованных источников и литературы, включающий 296 источников.

Совершенствование российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях

Как в прошлом, так и в настоящем, религия не только испытывает на себе заметное влияние политики, но и оказывает на нее значительное обратное воздействие. Взаимосвязь религии и политики многогранна. Она может проявляться в форме синхронизации присущих им социальных функций регулирования поведения больших масс людей. Часто религия выступает в качестве транслятора политических решений органов власти. И наоборот, религия может осуждать и критиковать те или иные политические программы, способствовать ограничению сферы действия установок политических институтов. В свою очередь и политика, регулируя общественную жизнь, воздействует на религию, определяя правовые границы ее функционирования, юридический статус религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести и т. д.

Взаимозависимость религии и политики доказывается тем, что они имеют общий объект воздействия и их носители одинаковы, ими являются социальные группы, классы, нации и другие массовидные образования.

Образ каждой крупной исторической эпохи определен направлением и формами взаимного позиционирования государства и церкви. Между ними всегда присутствует известное напряжение, поскольку для этих субъектов существует имманентная потребность находиться в диалектическом противостоянии и глубоко зависеть от самоопределения противников-партнеров. В истории были такие периоды, когда один из названных субъектов стремился полностью уничтожить или переконструировать противоположную сторону, но результат был прямо противоположным. За свою многовековую историю христианство накопило богатый опыт в области отношений с государством, которые принимали самые разнообразные формы. РПЦ в своей социальной доктрине так определяет их содержание:

- "Симфонические отношения" между церковью и государством, которые в православной традиции считаются идеальными и предполагают, что

государство ищет у церкви духовной поддержки, а та в свою очередь рассчитывает на помощь в создании условий для выполнения своей спасительной миссии.

- Совмещение церковной и государственной власти в руках высшего церковного иерарха (доктрина "двух мечей").

- Отношения, построенные на принципе территориализма, суть которого состоит в абсолютном государственном суверенитете, распространяющемся и на религию. При жестком соблюдении данного принципа государство насильственно превращается в моноконфессиональное. Смягченный вариант допускает деятельность других церквей при существовании одной государственной церкви.

Радикальное отделение церкви, предполагающее абсолютный нейтралитет государства по отношению ко всем конфессиям.

Церковь как корпорация публичного права. В данном случае ей делегируется ряд государственных обязанностей и привилегий при сохранении самостоятельного управления12. Религия становится важным фактором политических процессов в России. Об этом свидетельствует присутствие лидеров политических партий и государственных деятелей на богослужениях, религиозных форумах, встречи руководства страны с церковными иерархами для обсуждения возникающих проблем, в первую очередь, решения межэтнических и меконфессиональных конфликтов. Такое отношение к религии со стороны политических структур является следствием усиления социальной активности религиозных организаций, роста прорелигиозных настроений в обществе.

Заинтересованность государственной власти в поддержке религиозными объединениями объясняется и тем, что в экстремальных условиях развития общества политический режим нуждается в дополнительных источниках (даже и мистических) легитимации, санкционирования своего политического курса .

Нельзя согласиться с такой точкой зрения, что стремление властей к сотрудничеству являются попытками «заигрывания» государственных структур с Русской Православной Церковью, возродить принцип симфонии властей, обосновывающий по сути дела модель отношений между государственной церковью и конфессиональным государством14. Обосновывается это тем, что в современном демократическом обществе, важнейшей характеристикой которого является религиозный плюрализм, ориентация на реставрацию данной модели государственно-церковных отношений представляется сомнительной и бесперспективной.

Как показывает Государственный реестр Российской Федерации Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ «О религиозных организациях и объединениях зарегистрированных на 1 января 2001 г.» Русская Православная Церковь Московского Патриархата является крупнейшим действующим на территории России религиозным объединением. В реестре указано 10912 приходов, 374 монастыря и 46 духовных образовательных учреждений, находящихся в ведении РПЦ МП..

Участие Русской Православной Церкви в формировании системы новых национальных ориентиров и ценностей

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества. «Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов» 6 .

Можно определить государственную идеологию как конкретно-историческую интегральную систему философских, научных, эстетических, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о Вселенной, обществе, человеке, о месте и роли индивида в мироздании, о смысле жизни. Рїдеологические организации разрабатывают и внедряют в массовое сознание идеологическое учение, контролируют деятельность социальных структур и различных ветвей власти в обществе165.

В результате официально объявленной в ходе реформ деидеологизации в России была разрушена идеологическая структура общества. Конституция России 1993 года узаконила запрет на государственную идеологию. Такое решение вытекало из представления о том, что идеология есть ложное сознание. Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Рїдеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения. В каждом обществе существует система идей и взглядов, направленная на поддержание определенного порядка в обществе - это и есть идеология.

После 1991 года, когда рухнула коммунистическая идеология и само советское коммунистическое государство, обеспечивавшее психологическую, идейную и социальную стабильность, люди в поисках собственной идентичности обратились к своим этническим корням. Одним из таких «традиционных корней» выступило православное христианство, имеющее многовековую историю, организационно оформленное как Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ), которая является преемницей Российской Православной Церкви Российской империи. В создавшемся идеологическом вакууме многие общественные организации включились в процесс формирования российской национальной идеологии, в их числе и РПЦ МП. Вот как об этом говорил один из участников круглого стола посвященного месту и роли РПЦ в современной России - «Церковь участвует в политическом процессе как носитель консервативных ценностей» .

Согласно действующей Конституции РФ 1993 года (Ст.13 п. 1,2.)167 в России запрещена государственная или обязательная идеология, но т.к. любое общество без системы общепринятых ориентиров существовать не может, то в стране начался активный поиск таких ценностей. РПЦ в последнее время претендует на возрождение своей идеологически-направляющей роли, -превращение Православия в систему ценностей и ориентиров с целью широко распространять православную культуру, нравственность, традиции и утвердить православие как минимум в качестве национального символа.

РПЦ сегодня предлагает христианские - православные ценности в качестве политической идеологии. Вновь возрождается - на уровне идеологического стереотипа - формула: "русский - значит православный" .

«Паралич современного российского государства стал возможным только в результате проведения определенной государственной стратегии. Отличительной особенностью государственной стратегии последних 15 лет было отсутствие четких представлений о целях и идеалах, нерешительность и неопределенность проводимого курса. Единство православных ценностей, «православной державности» должно помочь обрести почву под стратегией государственного строительства. Если в идеал православной государственности включить круг современных представлений, то, очевидно, что с ним будут отождествляться такие понятия, как свобода, стабильность, могущество, активная и справедливая социальная политика, всеобщее процветание и благосостояние.. .».

По своему функциональному назначению эта концепция призвана консолидировать общество вопреки процессу критической социально-экономической дифференциации и инфляции прежней (действительно традиционной) советской системы ценностей (при всем бережном отношении к некоторым основным символам, вроде музыки гимна или мавзолея).

«Компромисс, найденный в предложенной Президентом России на рассмотрение Госдуме РФ символике государства, необходимо использовать для объединения нашего народа». Так об этом говорил глава РПЦ патриарх Алексий II, отвечая на вопрос журналистов о позиции Русской Православной Церкви в отношении государственной символики РФ.

Взаимодействие Русской Православной Церкви с общественно-политическим организациями и перспективы христианской демократии в России

Гражданское общество - понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние. Оно означает относительный результат исторического развития социальности, раскрывая открытую возможность присвоения личностью всей гаммы общественных отношений и являясь системой удовлетворения человеком непосредственных жизненных потребностей и интересов194. Таким образом, понятие «гражданское общество» в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества195. Принципы жизни гражданского общества — индивидуализация, конкуренция и сотрудничество. Главные его черты — неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству196. Гражданское общество носит исторический, открытый и этнорегиональный характер.

Отличаясь от политического и глобального обществ, гражданское общество неполитично, частноправно, индивидуализировано, активно. Показателем зрелости гражданского общества является наличие собственной структуры и массовидного характера. Основными элементами системы ставшего гражданского общества выступают: персонифицированные отношения собственности, делающие из подданного государства гражданина; общественные объединения и организации граждан, созданные без участия, финансирования и контроля со стороны государственных органов (они строятся на принципах самоуправления, самодеятельности и добровольности, причем самоуправление — сущностная характеристика гражданских отношений внутри подобных объединений, раскрывающая степень их свободы и альтернативности); механизмы и формы общественного и муниципального самоуправления; не ангажированные государством средства массовой информации и коммуникации; социальный договор как основной регулятор гражданской жизни; развитая частноправная сфера общества («частное право» и «частная жизнь»). Ткань гражданского общества, создавая структуры «малой политики» и «малой экономики» (существующих без потестарно-государственного давления), выполняет роль оберегающей «скорлупы», где наиболее органично созревает человеческая индивидуальность, получающая именно здесь первичные навыки межиндивидуального общения и социально-политической деятельности»197.

Гражданское общество - совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности, интересы и потребности членов общества. Это система экономических, социальных, политических, духовно-нравственных институтов, которые определяют государственную политику выражая волю всех граждан общества.

Исторический опыт показал, что зрелость и развитость гражданского общества базируется на определенной духовной атмосфере, состоянии общественного мнения, в основе которого лежат разделяемые большинством населения ценности индивидуализма. Как специфическая мировоззренческая основа гражданского общества индивидуализм на начальных этапах становления капитализма, в условиях формирования рынка был сродни эгоизму, заставлявшему человека игнорировать интересы других. И лишь постепенно конкуренция и нарастание рационализма превратили индивидуализм в систему ценностных ориентации, которые выражают не столько предпочтение частных интересов перед общественными, сколько понимание людьми своей гражданской ответственности за способы их достижения, а также невозможность нанесения ущерба правам других индивидов и обществу в целом. В настоящее время в развитых индустриальных странах наступил этап «нового индивидуализма», возвестившего органическое сочетание его принципиальных установок с коллективными ценностями, выводящими на первый план приоритеты всего социума в целом. Такая духовная подоплека массовых политических действий соответствует новому этапу развития правового государства, свидетельствующего не о власти абсолютной свободы, а о наличии сбалансированной системы прав и полномочий всех участников политического рынка (включая государство).

Одной из стратегических целей начавшегося десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства. В этом смысле гражданское общество - тот социальный заказ и та идея, которые во многом определяют путь развития России. Это означает нахождение того или иного минимума социальности, который бы не подпадал под тотальное огосударствление.

Похожие диссертации на Русская Православная Церковь в современном политическом процессе