Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы исламского фундаментализма в Египте Багдади Ахмад Махмуд

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Багдади Ахмад Махмуд. Проблемы исламского фундаментализма в Египте : диссертация ... кандидата политических наук : 09.00.02.- Москва, 1998.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 98-23/48-X

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы исламского фундаментализма в Египте обусловлена тем, что анализируя ее на примере данной арабской страны, можно, по аналогии, выявить общие тенденции для всего региона в целом, а также предпринять попытку прогнозирования относительно развития ситуации как на Арабском Востоке, так и в других мусульманских государствах.

Исламский фундаментализм - явление сложное и неоднозначное, привлекающее в последние годы к себе все больше внимания политологов и социологов. Столь повышенный интерес к данному феномену обусловлен, с одной стороны, укреплением позиций исламского фундаментализма на современном этапе исторического развития. В частности, в последнее время отмечено усиление его влияния в регионе не только Арабского Востока, но и многих мусульманских стран, включая среднеазиатские государства, входившие ранее в состав Союза ССР. С другой стороны, особое беспокойство вызывает исламский экстремизм, оказывающий дестабилизирующее воздействие на общественно-политическую жизнь исламских стран.

Отметим также, что по существу, исламский фундаментализм "заменил" собой прежнего для западной цивилизации идейно-политического врага - коммунизм, позиции которого значительно пошатнулись после распада социалистического лагеря в Восточной Европе и распада бывшего Союза ССР на ряд независимых государств.

По существу, исламский фундаментализм стал одним из субъектов политического мирового процесса, что обусловлено возрастанием значимости религиозной составляющей в рамках политической культуры стран Арабского Востока.

Исламский фундаментализм нельзя рассматривать однозначно и однобоко только в негативном контексте. Необходимо учитывать весь широкий спектр социально-психологических, исто-

рических и культурных особенностей цивилизации самого Арабского Востока, обусловленных религией ислама.

Ислам - одна из трех ведущих мировых религий. Около миллиарда людей на планете в настоящее время исповедуют ислам. Несмотря на то, что исламский мир очень разнороден, религия по-прежнему играет в нем одну из важнейших ролей.

В конце 70-х - начале 80-х годов мир столкнулся с усилением исламского фактора на международной политической арене. Так называемый "исламский бум" способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах, включая государства арабского региона. Одной из главных причин является тот факт, что ислам как религия традиционно претендует на тотальное регулирование всех аспектов жизни и деятельности мусульман. Соответственно продолжают действовать исторически сложившиеся закономерности и связи, закрепившие в массовом сознании стереотипы нераздельности ислама и политики, социального и духовного, ислама и всего образа жизни мусульман.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что активизация исламского фактора, расширение масштабов его воздействия - это следствие разрушительного внешнего воздействия на внутриполитические процессы в арабских странах, в том числе проявившиеся в форме неоправданных заимствований и часто неприемлемого механического копирования моделей развития западных стран. Отказ от такого рода стратегических установок при одновременном стремлении сохранения общественной отсталости (и понимания невозможности разрешить данную проблему в ближайшем будущем) привели к усилению ориентации на морально-нравственные ценности. Апелляция к морально-нравственным ценностям при попытке доказать превосходство исламского общества и аморальность современной западной технократической цивилизации закономерно связана и с особенностями самой исламской цивилизации. А именно: с момента возникновения исламу отводилась ведущая роль в общественно-политической организации мусульманской общины.

Исламский фундаментализм, будучи одним из идейных направлений данной религии, выступает за возвращение к "первоначальному, истинному" исламу, построение исламского государства в виде халифата и регулированию общественно-политической, социально-экономической и религиозно-культурной жизни мусульманских стран на основе Корана и законов шариата.

Вызывает закономерное опасение появившаяся в последние годы особенно в западной политической литературе тенденция смешения двух понятий - исламского фундаментализма и исламского экстремизма. На наш взгляд, между ними нельзя ставить знак равенства. Исламский фундаментализм - явление, присущее не только мусульманской религии, но и другим конфессиям: православию, протестантизму, иудаизму. Наличие фундаменталистских течений скорее всего свидетельствует об определенных культурных тенденциях в современном мире, обусловленных неприятием части населения слишком ускоренных темпов развития. По существу, это - яркий пример противоречий и конфликта между достаточно консервативным массовым сознанием и слишком быстрыми изменениями окружающей действительности.

Особое место исламский фундаментализм занимает в общественно-политической жизни Египта. Эта арабская страна пользуется значительным авторитетом в регионе и претендует на роль лидера в религиозно-политической жизни Арабского Востока. Социально-политические и идеологические процессы в Египте определяют наиболее важные тенденции в сегодняшнем развитии исламизма и фундаментализма. Следует также отметить и тот факт, что Египет - арабское, суннитское и светское (фактически) государство, характеризуется многопартийной структурой. Здесь достаточное влияние имеет христианское меньшинство. По многим показателям Египет опередил остальные страны Арабского Востока, и поэтому может служить уникальным индикатором форм и темпов исламизации собственно арабских, суннитских, светских, многопартийных и биконфессиональных обществ.

В целом история возникновения и развития исламского фундаментализма (равно как и последующего развития исламского экстремизма) тесно связана с Египтом, поскольку он оказал на политическую культуру данного государства значительное влияние. Именно отсюда начали распространять свое влияние и идеологические установки самые ревностные приверженцы учения о возврате к первоначальному исламу - Ассоциация "Братья-мусульмане". Здесь же наращивали свои темпы противоборства между официальными властями и исламскими фундаменталистами, были заложены основы для появления исламского экстремизма.

Степень разработанности проблемы. Проблемам исламского фундаментализма и его ведущих направлений (в частности, исламского экстремизма) посвящено значительное количество работ арабских, российских и зарубежных исследователей, теоретиков, политологов. И это не удивительно, поскольку проблемы ислама в течение многих десятилетий привлекают к себе самое пристальное внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все стороны общественно-политического и социально-экономического развития государств Арабского Востока и мусульманских стран в целом. Но конкретных работ, посвященных именно проблемам фундаментализма в Египте, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты ведущие особенности данного феномена, нет.

Проблема исламского фундаментализма, его истоков и идеологии разработана для арабского региона в целом. Прежде всего следует отметить труды самих идейных "отцов" данного религиозного течения в исламе - Хасана аль-Банны, Сейида Кутба, ал-Газали, Мустафы ас-Сибаи и др.1 Кроме того, для более полного понимания основных постулатов идеологов исламского фундаментализма, а именно - их призывов к возврату к первоначальному, "чистому" исламу, построению истинного исламского госу-

1 См.: X. аль-Банна. Ихйа 'улум ад-дин. Бейрут, 1987; Послание Пятому съезду Ассоциации "Братьев-мусульман" (1939). Каир, 1981; С.Кутб. Фи зыляли ль-Коран (б.г.); Маслим фи-т-тарик. Каир, 1964; М. ас-Сибаи. Социализм ислама. Дамаск, 1959.

дарства на основе шариата и по принципу халифата - мы обстоятельно ознакомились с самим первоисточником - Кораном и Достоверной Сунной. Особый интерес представляют труды представителей так называемой "исламской реформации" - Мухаммеда Абдо, аль-Афгани, аль-Кавикиби, которые касались не только религиозных вопросов в исламе, но и подробно рассматривали проблемы общественно-государственного устройства, соотношения светской и духовной власти и т.д.

Важное значение в работе над диссертацией оказали теоретические исследования ряда арабских авторов, посвященные проблемам ислама в целом и исламского фундаментализма в частности. Среди используемых нами трудов следует выделить работы А. аль-Мухафаза, Ф.Х. Ан-Наггара, А. Ат-тантаума, Камиля абд аль-Ару, М. Дакруба, М. Умара, У. абд эр-Рахмана, У. Махмуда, X. Мурвва, Ш. Мунира, посвященные собственно проблемам ислама, его основных направлений и течений1.

Среди работ арабских исследователей определенный интерес для нас представляли работы, посвященные исламскому фундаментализму и исламскому экстремизму в Египте. В частности, статья доктора Мухаммеда Ахмеда Халафалла, бывшего заместителя министра культуры Египта "Организации, вышедшие из Ассоциации "Братья-мусульмане": как они формировались, как распространяли свое влияние, каковы их цели и методы?"2 В данном исследовании автор подробно раскрывает особенности различных направлений в современном исламском фундаментализме, указывает на ряд важных различий между идеологическими установками и методами борьбы среди представителей "умеренного" и экстремистского крыла. Подобного рода исследования представлены

1 См.: А. аль-Мухафаза. Аль-итгиджахат аль-фикрия инда ль араб. Бейрут, 1980;
Ф.Х Ан-Наггар. Аль-ислам Ва-с-атаса. Каир, 1985; А. Ат-Тантаум. Тариф ам би-дин
аль-ислам. М.: Наутр. Пресс, 1993; К. абд аль-Ару. Аль ислам ва-ль-уруба. Кувейт,
1989; М. Дакруб. дирассат фи-ль-ислам. Бейрут, 1985; М. Умара. Адин ва-д-даула. Ка
ир, 1986; У. абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-муасира. Бейрут, 1987; X. Мурдва. Фи-т-
Турас ва-ш-шариа. Аден, 1984; Ш. Мунир. Аль-ислам фи мааракат аль-ходара и др.(на
арабском языке).

2 Статья опубликована в сборнике Центра изучения арабского единства при ООН
"Аль-харакат исламийя аль-муасер фи-аль-ватаи". Бейрут, 1989. - Изд. II (на арабском
языке).

в статьях 3. Абу-Амра, В. Мехты, Рубина В., Е. Серпа, М^Хуссейна, С. Рида и др.1

Наиболее полное исследование, посвященное исламскому экстремизму в Египте, было проведено Жилем Кеппелом, автором работы "Исламский экстремизм в Египте. Пророк и фараон"2. Данный исследователь достаточно подробно и обстоятельно рассматривает историю возникновения исламского экстремизма, с учетом всех внешних и внутренних факторов, исследует основные идеологические установки и методы борьбы экстремистов от ислама.

Исследования российских авторов, посвященных проблемам исламского фундаментализма и исламского экстремизма, касаются в целом всего арабского региона. В частности, следует отметить в данном контексте работу А.В. Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах" (1990), в которой подробно исследуются идейные истоки, причины распространения и усиления позиций исламского экстремизма, определяет основную социальную базу поддержки данного направления. Особый интерес в данной работе представляют также и размышления автора о природе экстремизма, его тесной связи с терроризмом.

Определенный интерес представляла также и работы Д.А. Трофимова, посвященные проблемам исламского фундаментализма, в частности те из них, где рассматривались оппозиционные религиозно-политические группировки (например, группа "Джихад")^.

1 См.: Абу-Амр 3. Исламский фундаментализм и его влияние на внешнюю политику
арабских стран. Индианаполис, 1994; Рубин Б. Исламский фундаментализм в политике
Египта. Вашингтон, 1990; Серпа Е. Рост политического влияния исламского фундамен
тализма на политическую жизнь стран Северной Африки. 1990-1991. - Африка изнутри,
1992. - Т. 22. - № 3; Рид С. Битва за Египет. - Зарубежные события. - Н.-Й., 1993. - Т. 72.

№ 4; Мехта И. Современный исламский фундаментализм. - Зарубежные события, 1993

Т.72. - № 2 (на английском языке); Хуссейн М. за завесой фундаментализма.- Курьер ЮНЕСКО. - Париж, 1995.

2 См.: G. Kepel. Muslim extremism in Egypt. The prophet and pharaoch. University of
California. Berkeley and Los-Angeles, 1993.

3 Трофимов ДА. Оппозиционные религиозно-политические группировки в Египте
(на примере организации "Джихад") // Современный ислам: политико-идеологические
и социально-экономические проблемы. Сб. науч. тр. М., 1990; Он же. Исламский фун
даментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток. - М., 1992. - № 1.

Проблемам политического экстремизма посвящен ряд работ российских исследователей. Среди них наибольший интерес для нас представляли работы А.С. Грачева1. Данная тема достаточно широко разрабатывалась и в российской периодической печати2, а также в качестве одной из тем в курсах политологии3.

Следует отметить, что на базе ИНИОН РАН в последние пять-шесть лет издается ежемесячный обзор "Россия и мусульманский міф", составленный из различных статей, появляющихся в российской периодике и посвященных проблемам ислама, исламского фундаментализма и исламского экстремизма. Здесь собраны материалы самого разного плана, знакомясь с их содержанием, можно в целом представить для себя всю картину сложившейся в настоящее время ситуации с исламом как на территории Российской Федерации и сопредельных с ней государств - членов СНГ, так и других мусульманских стран, включая арабский регион.

Диссертант в своих исследованиях опирался на ряд работ египетских и арабских авторов, посвященных проблемам ислама и политики. Следует в данной связи отметить тот факт, что специальных работ, посвященных данной проблематике, мало. Как правило, исследователи затрагивают отдельные аспекты. Среди шіх можно отметить работы Фарука А.З., Аль-Бишари Т., Баха эд-Дина А., эд-Дина Х.С., Хамруша А., Рагиба Н., Закария Ф., Захра А., Абдо И. и др.4

Диссертант в своей работе также опирался на исследования российских авторов, посвященных проблемам исламизации политики и политизации ислама, культурологическим особенностям

1 См., например: Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986.

2 См., например: Политический экстремизм. "Круглый стол" в журнале "Народный
депутат". - М., 1992. - № 6.

3 См., например: Введение в политологию (Политические идеи, политические док
трины, политическое действие) // Ушков A.M. и др. Политический экстремизм и тотали
таризм. - М., 1993. - СС. 83-119.

4 См.: Абу Зейд Ф. Кризис демократии в прессе Египта. Каир, 1976; Аль-Бишари Т.
Демократия и насеризм. Каир, 1975; Баха эд-Дин А. Мои диалоги с Садатом. Бейрут,
1987; Эд-Дин Х.С. Печали и горести свободы печати. Каир. 1994; Хамруш А. В поисках
демократии. Бейрут, 1982; Рагиб Н. Опыт демократизации Мубарака. Каир, 1995; За
кария Ф. Современное исламское движение: реальность и иллюзии. Каир, 1986; Захра
А. Оппозиционные партии и политика "открытых дверей" в Египте. Каир, 1986; Абдо
И. Факты египетской действительности (1838-1983 гг.). Каир, 1983.

современного мусульманского мира, социально-психологическим аспектам влияния ислама на массовое сознание и общую политическую ситуацию в странах арабского региона, включая Египет1.

Следует также отметить, что проблемы терминологии относительно понятия исламского фундаментализма, именуемого также "возрожденчеством", "ревайвализмом", исламизмом, до сих пор не разработаны точно. В данном аспекте большую помощь в работе над диссертацией оказала монография Ю.М. Павлова "Социально-философские проблемы общественного развития" (1982), где приводится подробный анализ понятия "ревайвализм", указывается его различия с термином "возрождение", обосновываются основные принципы нетождественности данных понятий.

В ходе работы над данной темой исследования автор также использовал различные российские материалы по истории Египта, в частности Е.М. Примакова, А.Б. Борисова, О.Г. Герасимова и А.Г. Князева, С.А. Кириллиной, Л.И. Климовича, и ряда других авторов2.

Рассматривая особенности мусульманского типа цивилизации, диссертант опирался на работы ряда российских авторов, в частности Ерасова Б.С., Гуревича П.С.3 и др., с тем, что более целостно представлять себе сложный комплекс всей религиозно-мировоззренческой композиции в исламе.

В ходе проведения исследования диссертанту пришлось также обращаться и к сопутствующим темам. В частности, рассмат-

1 См., например: Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах
современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80е годы. М.. 1991; Василь
ев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Политические отношения на Востоке: общее
и особенное. М., 1990; Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е годы). М.,
1991; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологии. М., 1982; Левин З.И. Ислам
и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М., 1988; Милослав-
ский Г.В. Интегральные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилиза
ции). М., 1991; Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся стра
нах Азии и Африки. М., 1984.

2 См.: Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982; Борисов
А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991; Герасимов О.К.,
Князев А.Г. Египет: 10 лет после Насера. М., 1980; Кириллина С.А. Ислам в обществен
ной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.).М., 1989; Климович Л.И. Ис
лам. М., 1965; Князев А.Г. Египет после Насера. 1970-1981. М.. 1986.

3 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996; Гуревич П.С. Культуроло
гия. М., 1996.

ривая отдельные положения, связанные с вопросами джихада ("священной войны" мусульман) и проблемой "правоверности" самих мусульман (в глазах тех же исламских экстремистов), были использованы труды специалистов по мусульманскому праву1 с тем, чтобы более точно представить себе общую картину в данном аспекте. Кроме того, диссертант подробно ознакомился с основными принципами духовно-религиозной и общесоциальной жизни мусульман на основе Исламской акиды и принципов запретов в исламе2.

Для более полного понимания проблемы исламского фундаментализма, диссертант на опирался на ряд политологических работ, посвященных вопросам значения религии в общемировом процессе, проблемы конфликтов, международных отношений и т.д.3

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ современных проблем исламского фундаментализма в Египте.

В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:

  1. определить идейные истоки исламского фундаментализма;

  2. рассмотреть основные концепции исламского фундаментализма;

1 См., например: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1989; Керимов Г.М.
Шариат - запретное и дозволенное //Диспут. М., 1992.- С. 204-212; Массэ А. Ислам.
Очерк истории (пер. с франц.). М., 1963; Давид Р. Правовые системы мира
(Сравнительное правоведение). М., 1969.

2 См., например: Ислам: халал и халам в общественной жизненной мусульманина.
Алма-Ата, 1994; Мухаммад ибн Джамия Зину. Исламская акида (вероучение, убежде
ния, воззрения) по священному Корану и достоверной Сунне. М., 1994.

3 См., например: Гаджиев К.С. О смене общественно-политических парадигм
//Вести. Моск. ун-та, 1993. - №1. - С. 30-46; Закономерности и законы политического
процесса. М., 1993; Иваненко С. религия и политика в современной России // Диалог.
М., 1993. - №4. - С. 17-24; Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Сб. ст. М.,
1993; Религия, общество и государство в XX в. (Материалы конференции). М., 1991;
Тихомиров В.Б. Взаимоотношения ведущих государств с позиции "нового мирового
порядка" //Социально-политические науки. М.. 1991. - №11. - С. 85-89; Беляев А.А.,
Бороздин А.Н. Основы политологии: Лекции. М., 1994; Мерченко Г.И. Этнополитоло-
гия как наука //Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-пол. науки. М., 1994. - №3. - С. 62-69;
Громыко АЛ. Политические режимы. М., 1994; Политический процесс: вопросы тео
рии. М., 1994 и др.

  1. рассмотреть соотношение содержания понятий исламского фундаментализма и исламского экстремизма и выявить их сходство и различия;

  2. выявить основные причины усиления позиций исламского фундаментализма и исламского экстремизма на современном этапе развития;

  3. дать характеристику ведущих направлений в исламском фундаментализме и оценить перспективу его развития.

Методологической основой исследования является структурно-системный анализ.

Автор исходил из комплексного рассмотрении проблемы в контексте мировоззренческих особенностей мусульманского типа цивилизации.

В ходе проведения настоящего исследования диссертант старался придерживаться объективной оценки истории возникновения и распространения идеологии исламского фундаментализма в Египте.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. определена специфика идейных истоков и содержания понятия исламского фундаментализма;

  2. выделены основные этапы развития исламского фундаментализма и исламского экстремизма;

  3. раскрыты особенности "умеренного" и "экстремистского" крыла исламского фундаментализма;

  4. даны прогнозы дальнейшего развития исламского фундаментализма и исламского экстремизма.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что она может быть использована в учебном процесс при чтении курсов лекций и спецкурсов по политологии и по проблемам мирового политического процесса, а также по религиоведению и социологии. Материалы, представленные в ней, могут быть использованы при разработке проблем исламского фундаментализма, его места в современном мировом процессе, а также при поисках путей борьбы с исламским экстремизмом, в практике международных отношений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Мирового политического процесса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в апреле 1998 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.