Введение к работе
Актуальность избранной темы состоит в том, что проблема перехода от полутрадипионного общества к современному, от индустриального - к постиндустриальному является насущной практической задачей для многих развиаащихся стран. Оообедяо остро параллельные задача стоят сегодня перед Россией.1'' И для российской действительности один из глаэ-йях конфликтов обозначен сегодня дилеммой "авторитаризм или демократия", выбором между экономических процветанием а политической яестабндьностью, кевду голодной свободой а безгласным благоденствием. Далее, опыт Чили позволяет до-яовому подойти к противоречию мевду наосгдавиоЗ идеологией и национальным самосознанием, к проблеме разрыва Mez-ду традицией я современностью, что снова выводит нао на вопросы о преодолении общественным сознанием авторитарного наследия, сохранения национальной самобытности и обретения необходимого коаоаноуоа. В тоспой связи с предыдущими вопросика находится и задача определеягя оубъекта модернизации предпосылок его возникновения, степени его поддержки 00-
$ На проводя пцямих аналогий, tat счатаем сопостави-ика в потовчу - паранлвльнии - исторический опыт России и Латинской АмерЕся.
тальной частью общзотва. Поэтому предметом настоящего мсолоі-дуваиия является идеішая и социальная эволюпия идеологический субкудьтури птвіде оил. как основного агента совершения в Чили неолиберальной модернизации, этапы деятельности политических цравых партии, их связь о оопжалыюй элитой, причині, її побуждения, обусловившие сотрудничество цравых о воєнним режимом, предпосылки перехода господствующих классов я ого политических агентов от идеологии этатизма к нелиберализму.
Хронологические рамки работы охватывают период с ыо-мента уста ношения в Чили авторитарного режима II оентября 1973 г. до окончания первого этапа перехода к политической демократии (декабрь 1983 г.). Для углублояия анализа и всестороннего освещения проблемы необходимое внимание уделено историческим предпосылкам правого неолиберализма, прослеженным о конпа ХП века.
Основной целью работы является исследование характерных особенностей правой идеологической субкультуры Чили и ее роли в процессе социально-экономической модернизации. Исходя из данного общего положения, автор ставил перед собой следующие конкретные задачи:
определить исторические условия, в которых шло формирование правой субкультуры;
показать специфику исторического, социально-экономического и политического развития Чили я ее воздействие на соъременныо условия и процессы;
проанализировать социальную структуру и механизмы власти господствующих клаосов отраяы;
дать характеристику основних ждеологжчеоких течений политической мысли Чили, опенить их значение для политического поведения правых сил на разных этапах их истории ;
выяснить роль правых партий в эволюции представительной системы страны ж динамику их взаимодействия о другими участниками политического процеоов;
раскрыть социальное и идейно-политичеокое оодержа-цкй понятая "новая правая" и ее роль'в модернизации отраны и восстановлении правой гегемонии ;
проанализировать деятельность авторитарного правж- '
тельства, опезить результаты совершенных им преобразований и их последствий в экономике, политике ш социокультурной сфере;
- проанализировать специфику чилийского перехода от авторитаризма к демократии, определить в ней место правой субкультуры и попытаться спрогнозировать политическое будущее последней в восстанавливаемой демократической система Чили.
Научная новизна работы состоит в том, что как в отечественной, так и в зарубежной историографии, включая чилийскую, практически отсутствуют исследования, посвященные деятельности правых сил как социокультурного и политического явления. Правая идеологическая субкульїура остается малоизученным феноменом не только в Чили, но и в Латг.искиі Америка в целом. В отечественной историографии данная диссертация представляет, в сущности, первое комплексное исследование социально не изучавшегося до оих пор сектора политического спектра, его социальной структуры, механизмов давления, организационных и идеологических трансформаций. Большая часть докуыэнтально-источниковой базы, использованной в работе, не входила до сих пор в научный оборот российской латияоамврикаяистаки.
Методологическая база диссертации сложна и протпворо-чива, что обусловлено сложным процессом теорико-методологи-чеоких поисков, выработка новых оценок и подходов, в котором находится сегодня отечественная наука, івтор работы но взял бы на себя смелость полного отказа от категорий марксистского анализа, даав если бы попытался это сделать, поскольку его поколение по образу социализации и методам профессиональной подготовка априори, "подсознательно" остается марксистским. Кроме того, марксизм остается наиболее подходящим теоретическим инотрументариеи для анализа латиноамериканской действительности о ее остротой социальных конфликтов, "переходностью" общественно-политических а экономических институтов. Вместе о том опора на традиционные полохання и исключительно на маркоистахие методы анализа существенно ограничила бы понимание общемировых а частнонапиональных процессов, которые виході далеко за ранки .рораапионного подхода или одностороннего решения вопроса о первичности бытия и
аторичности сознания.
В частности, одн.ш из основных положений, которым руко^-водствовался диссертант при написании работы, стало введэнное Ортегой-и-Гассетом понятие исторического перспективизма. Сущность его составляет индивидуальный подход к обстоятельствам или истории отдельной страны, взаимодействие между "я" и тем, что это "я" окружает. Данный подход особенно важен при изучении реалии одной нашій, но реалий, имеющих общемировое звучание: "Каждая раса внутри человечества, каждый индивидуум внутри расы - это особый орган восприятия..., улавливающий лишь кусочек универсума, но кусочек недоступний другим... Реальность воссоздается из индивидуальных перспектив".* Исторический перспективизм Ортеги-и-Гассета позволяет подойти к истории человечества как к полииентричеокому процессу, в котором каждая культура представляет собой неотъемлемую и ценнейшую часть мировой цивилизации.
Источниковую базу работы можно разделить ва следующие группы.
К первой относятся методологические источники, давшие автору необходимую совокупность понятий и категорий. Прежде всего, это наследие европейской и американской политической философии, разработавшей логический и концептуальный инструментарий анализа государства, общества, власти, политических институтов, поведения, культуры. Для понимания процесса формирования социально-политической системы Чили и изучения ей функционирования, помимо работ К.Маркса и ф.Энгельса, были привлечены труды Платона, Аристотеля, Э.Берка, Т.ІЬббса, Д.Локка, Д.С.Милля, А.Смита, А.Тойнба, А.де Токвиля, О.Шпенглера. Анализируя особенности социальной элиты страны, ее политических партий, специфику чилийского авторитаризма и процесса перехода к демократии, автор опирался на теоретические положения современной политологической науки, используя работы Х.Арендт. Д.Блонделя, Р.Даля, М.Дюверже, Г.Ласвилла, Х.Линца, С.Липсета, А.Лихпарта, А.Валенсуэды, С.Хантингтона, "Г.О.Доннелла, Дж.Сартори. Важную группу методологических источников составляют труды представителей "чикагской школи" и американских мыслителей консервативного направления, оказавших непосредственное влияние на
Ortcf;a-y-Gaosct J., Obros complotas, liadrid. 1905. v.2, p.19-20 (.
возникновение и идэйную эволюиию "новой правой" Чили. Это, ; прежде всего, философские работы З.Ечсезинсяого, Д.Киркпатрик. И.Крастоля, К.Поппера, Г.Тудлока, и.Фридмана, Ф.Хайека, Д.Вьюкеяена. Изучение проблем создания идеологической основа авторитарного режима потребовало привлечения материалов по социальной доктрине церкви и христианской этике капитализма, идеи которой получили развитие в работах Ж.Марнтена, М.Нова-на, Э.Норчана, Г.Санотти. Последний раздел данной группы источников составляют труды латиноамериканских политологов и экономистов, касающиеся теорий периферийного развитая, зависимой (ила догоняющей) модернизации, национальной самобытности сграя континента, важнейшими из которых являются работы В.Айа де ла Торре, Х.Васконседоса, Э.Кардозо, Л.Сеа, Э.Фалетто, А.Г.Франка, С.вуртдцо.
Втоо7В группу источников составляет пресса. В наибольшей степени быги использованы материалы, публиковавшиеся в средствах массовой информации право-консервативной ориентации: наиболее влиятельной газоте "Меркурио", газета "Ла Сегунда", журналах "Ке паса", "Эрснлья", неолиберальных периодически;,: изданиях "Реалидад" а "Экономия и оосьедад". Дополнительную и коррелиррвдую информацию автор почерпнул аз центристской и правительственной прессы - газет "Эпока" "Насьон", журналов левоцентристской и социалистической ориентации "Ой", "АИСИ", "Аналисис" католического издания "Меноахо" и демохристианского журнала эмиграции "Чи-лв-Америка", издававшегося в Риме.
К третьей группе источников относятся документы и программы политических партий Чили, заявления их избирательных блоков, экономические проекты различных групп, предвыборные программы кандидатов в президенты. Сюда же относятся правительственные постановления и указы военной хунты, главкам из которых являются Декларация принципов военного правительства и Конституция 1980 г.
Наиболее важную группу источников представляют рл^ боти непосредственных представителей правой субкультуру Чр.пи. Речь идет об общих трудах по истории страны, созданных учеными консервативного напраьлошш М.Гонгора, О.Ла-ра, А.Эдвардсом, в.Эясжной, Х.Эйсагирре, а также статьях и выступлениях политологов, социологов а экономистов - соз-
датолей неолиберальной модели її авторов политического про- j екта режима: Э. Барроса, О.Годоя, X.IVcMaaa, М.Касат, С.Ка-сереса, С.до Кастро, Х.Кауаса, Ф.Кумплвдо, Х.Лавпна. Э.Лар-рапна, С. к Х.Шшьері:, А.Оонтена Альдунате, А.йонтеке Тглв-юіі., Э.Шейре, С.Эдвардса. Особенно следует выделать публикации главного теоретического органа чилийского неолиберализ-..и - ;.г/гіі;і'ьч "Эиу/длоо иубликос", издаваемого независимым Центром обшественних исследовании, тесно связанного с экономистами и политиками правой ориентации. Были такие использованы материалы научных изданий Институтов политических наук Чилийского и католического университетов "Политика и "Ре-виста до сьонсиас полнтмкас", выходившие в период авторитаризма.
Следущую группу источников представляют статистические материалы и результаты опросов общественного мнения, публиковавшиеся как в средствах массовой информации, так и отдельными изданиями. К сожалению, большинство данных, находившихся в распоряжении диссертанта, было получено соиис— логическими службами неолиберального Центра общественных исследований. Для корректировки их выводов автор располагал лишь немногочисленными, отрывочными и несовпадающими по времени опросами политически противоположных институтов, иоотому в произведенной нами оценке динамики общественного сознании возможны смещения центра тяжести "вправо".
Наконец, последнюю группу источников составляют интервью, проведенные авторам в изучаемой стране в октябре-декабре 1991 г. Его собеседниками являлись лидеры ведущих политических партий страны, руководители научных центров, зколонисты - авторы плана "шоковой терапии" и неолиберальной модернизации, ученые, журналисты, главы предприятий, рядовые члены правых партий, а также жители городов страны, представители различных социальных слоев, поделившиеся своими мнениями и воспоминаниями о правлении Пиночета и его команды.
В работе ноц, диссертацией автор опирался на теоретические исследования отечественных историков и политологов А.А.Галкина, Г.Г.Дклигонского, Ф.М.Бурлаикого, А.М.Сал-мпна. сдилаазіх ваклый вклад в разработку социальной г.с,:холог;:и классов, политической культуры, воздействия ме-
t
ханизмов власти в современном западном обществе. С концептуальной точка зрения, основополаганцами для диссертанта стали работы К.С.Гаджиева, А.;&іграняна, С.Д.Перегудова, К.Г.Холодковского, посвященные проблемам неоконсерватизма, его социально-политическим аспектам, роли на современном этапе эволюции социологической и экономической мысли Запада.
В теоретический и фактологический фундамент работы легли также исследования советской латиноамериканистики и "третьемироведения", коллективные а индивидуальные монографии по проблемам социально-экономического развития стран " "третьего мира" и Латинской Америки, классовой структуре, специфике политических пропессов, особенностям социокультурного развития. Это серия коллективных монографий 1ГОШ РАН, посвященных "закономерностям, тенденциям и перспективам" развиващихся стран, коллективные труды Института Латинской Америки, а также работы Ф.Гаранина, Э.С.Дабагяна. Т.Гончаровой, Е.В.Ермолаева, И.Н.Зориной, М.Ф.Кудачкина, Ю.Н.Королева, Г.И.Мирского. Э.Э.Литаврияой, Г.Орлова, С.И.Семенова. А.А.Сосновского, А.Н.Строганова, Н.А.Симония, М.А.Чешкова, В.Л.Шейниса, Я.Шемякина, А.ФЛульговского.
Историография Чили периода Т8Т0-І97О гг. очень невелика. Единственными монографическими трудами по ранней истории страны являются коллективные работы ИСА "Очерки истории Чили" I9S7 г. и "Чили. Политика, Экономика. Культура" 1965 г. Из индивидуальных монографий следует назвать работы по истории коммунистического и рабочего движения Ванина Н., Ермолаева В.И. и Гаранина Ф.А., исследования демэхрнстианской идеологической субкультуры С.М.Семенова и И.Н.Зориной, а также книгу В.И.Гвоздарева по истории политической ичетигу-ЦЕонализааии Чили. Пожалуй, только пераод Народного Единства является полно а воесторонне изученным советскими авторами. Нааболее существенный вклад в изучение данного этапа чилийской исторнз был, на наш взгляд, сделан М.Ф.Кудач-киянм и D.H.Королевым.
Что касается проблем чилийского авторитаризма, то его политика, экономическая стратегия и политическая инс-титуционализашш отечественной латиноамериканской изучены крайне недостаточно. Современному периоду истории Чилл, за исключением двух диссартационнкх работ, посын-зиа -ідин-j
ственная монография Г.С.Ефимовой и Е.В.Тягуненко, касающаяся развития экономической модели режима как объекта латиноаме-риканзкой полатиіш CLA. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии в Чили, его специфика и место в типологии латиноамериканских "переходов" также остаются вне поля зрения наших ученых.
Как самостоятельное социокультурное и политическое явлении правая субкультура Чили в нашей стране практически не изучалась. Единственными работами, частично затрагивающими некоторые аспекты деятельности правых партий страны, являются исследования Ю.Н.Королева и глава Э.С.Дабагяна в монографии "Господствующие классы Латинской Америки" (М., 1978 г.). К сожалению, работы обоих авторов обрываются на событиях II сентября 1973 г.
В зарубежной латиноамериканистике лиіература по истории правых а консервативных течений не только Чили, но и всего региона также чрезвычайно скудна. Даже в самой стране отсутствуют комплексные исследования становления и развития правой идеологии и ео политического воплощения. Относительно новой и малоразработанной темой является в Чили и проблема социальных, интеллектуальных и экономических элит, их взаимодействия с государственным аппаратом и иными механизмами власти. Данной проблематике посвящены работы А.Ваден-суэлы, Г.Камперо, Ж.Арриагада. Непосредственно о правых политических партиях написаны ряд работ авторов левой ориентации Т.Ыоуляна и И.Торрес, либеральных ученых С.Корреа и К.Фаринья. Небольшое число статей К.Гасмури, Р.Кристи, К.Руиса (авторов демохристианского направления) посвяцено различным течениям консервативной мысли Чили.
Вместе с тем проблема элит, властных структур и их взаимодействия представляла большой интерес для ученых Европы, QiiA и Латинской Америки. Для изучения своеобразия господствующих классов Чили, особенностей их формирования и воздействия их идеологии на становление государства диссертант использов л работы А. и С.Валеясуэды, Р.Гомеса, І.Грасьяреїш, Дк.Ддоршни, Д.Двоясона, Ж.Ламбера, А.Мерсье, С.Лиисота,' А.Солави, Р.Скотта, Т.ди Телла, А.Турена, 4алько)фа, Р.Франко. К сожалению, при всэд масштабе и фун-данонтадьности их трудов, высоком качестве сравнительного
анализа именно их масштабность, по мнению автора, оборачивается существенным недостатком в интересующем нас плане, так как стремление охватить и мшологизировать процессы. происходящие на всем континенте в целом, приводит к мозо-ичности и излишней обобщенности выводов, нарушая целостность восприятия а скрывая национальную реальностью под жесткими формами абстрактных типологических схем.
Для изучения предпосылок и условий возникновения господствующих классов Чили, понимания путем социально-экономического развития страны потребовалось привлечение значительного чиода работ по экономической истории. Это исследования североамерикансквсученых Ы.Мамалакиса, Лоуэн-таля, Б.Лавмена, Д.Петраса, чилийских социологов и экономистов Б.Балассы, Ж.іррлагада, Г. Камперо, О.Сункеля, А.фоксли, А.Пинто, Р.Гарсиа. История возникновения и консолидации партдйно-политической системы страны отражена в фундаментальных трудах по общей истории Чили чилийских ученых С.Вильялобоса, I.Виталє, М.Гонгора, Ж.Рамиреса, Ф.Энсина, а также в специальных работах об эволюции политической культуры страны, авторами лучших из которых являются А.Валоноуэла, Ф.їіорено, П.Моранде, Г.Урсуа, Ф.Энсина. №с дополняют работы "справочного характера" Б.Бернетта, С.Гл-дисаота, Р.фридиана.
В работе над диссертацией автор использовал фундаментальные труды американсках и европейских авторов. Причинам касающиеся вопросов KDaxa демократических систем в странах региона (Лондон, 1978), сущности "нового авторитаризма" (Принстоя, 1979), соотношения режимов и пошюзвдни (Лондон, 1973), типам переходных этапов к демократии (Балтимор, 1986 и Питтобург, 1987).
По политической истории режима наиболее важными среди исследований левой субкультуры являются работы А.Валенсуэ-ды и Ц.А.Гарретояа. Их труда наиболее полно раскрывают различные этапы истории чилийского авторитаризма, сущность проведенной им модернизации и ее воздействия на социальную сферу и политическую культуру отраны. Идеологическому проникновению неолиберализма, фзлософскяы истокам восприятия чилийской правой его идей, основным аспектам деятельности наолабералов посвящены лишь три работы, такта пвянадл^сааяё
авторам левоцентристской традиции - Г.Вальдесу, П.Вергаре | и X.П.Летольеру.
Авторами правой субкультуры фундаментальных работ по истории авторитаризма создано не было. Однако, существует аначительное количество книг и статей, написанных сторонниками режима. Это известные неолибералы X.Лаван, ЭЛарраин. М.Фолыо, А.Фонтон А., А.Фонтей Т. и др.
По социально-экономической истории режима среди трудов критического направления (христианских демократов, социалистов, коммунистов) интересны работы С.Битара, Ф.Дахсе, Х.Мартинеса, Р.Лагооа, О.Ыуньоса, К.Оминами, М.Ри-еско, М.Саньярту, Э.Тирони, У.Фасио, А.Фоксли.
Неолиберальное и апологетическое направление представлено самими деятелями режима - Х.Диттборном, П.Бараоной, С.до Кастро, С. де ла Куадра, С.Касересом, Х.Кауасом, братьями Пиньера и другими экономистами, разрабатывавшими иаолиборальную модель.
Дискуссии о будущем политическом и конституционном строе, деятельности партий, свободе слова и ассоциаций, темпе восстановления демократических институтов отражены в многочисленных статьях авторов демократической оппозиции Р.ііаньо, С.Битара, Э.Бенингера, Ы.А.Гарретона, П.Бергары, Р.Лагоса, Н.Лахнера, Т.Моуляна, А.Фоколи, К.Хунеуса, Э.Тирони. Им противостояла концепция "контролируемого перехода" и теория "защищенной демократии", развиваемые в работах Э.Барроса, Э.Браво, О.Годоя, Х.Гусмана, Х.Ортуоа-ра, Х.Иррарасаваля, О.Мендеса, Ф.Молинн, О.Мерца, А.Фоя-тена Т. Поскольку для экономической, интеллектуальной и политической элиты Чади, характерна высокая отепень политизации и - четко выраженная политическая ангажированность каждого автора, многие провзведония трудно класокфи-цировать на источники и литературу, ибо они представляют собой и документальну!) базу и научные труды одноврз^эяцо.
СТРУКТУРА РАБОТЫ