Введение к работе
Настоящая диссертационная работа представляет собой исследование процессов характерных для политического развития восточного общества. Основным объектом изучения выступает современный иранский политический процесс,участие в нем политических движений и образовавшихся в их рамках политических партий.
Научная и практически-политическая актуальность исследования обусловлена современным состоянием советской политологии, дальнейшее развитие которой предполагает более интенсивную разработку составляющих общую политологию частных направлений. Среди них важное место занимают исследования в рамках теории политического процесса,теории политических движений, теории партийно-политических структур (партийных систем) и др.
Серьезную роль в решении этой задачи играет активизация конкретно странового материала. Особенно это касается опыта восточных стран иранского типа,обладающих гетерогенными структурами социума и характеризующихся плюральностыо субъектов социально-политических процессов. Кроме того, Иран - древнейшее государство мира,судьба которого,и в цивилизационном и в культурно-историческом плане, тесно переплетена с судьбою многих народов СССР. События происходящие в этой стране, так или иначе, оказывают влияние на социально-культурные процессы в наших южных республиках.
С учетом того,что Иран-крупное сопредельное СССР государство, научный интерес к процессам происходящим в этой стране закономерен и в свете проводимой нашей страной курса на утверждение в международной практике философии нового мышления, принципы которой требуют учета особенностей и интересов каждого субъекта мировой политики.
Еще одним обстоятельством,обуславливающим актуальность выбранной темы,является то,что на сегодня Иран-единственное крупное исламское теократическое государство. В нем управление всеми социально-политическими процессами осуществляется духовенством. Осмысление политического процесса в условиях теократической политической системы позволяет заполнить известный
пробел в политической науке.
Целью диссертационного исследования является изучение и обобщение основных тенденций политического процесса в условиях плюрального общества, осмысление закономерностей эволюции партийно-политической структуры современного восточного социума,, на примере Ирана. Для достижения указанной цели ставятся и решаются следующие задачи:
-выделяются и исследуются основные политические движения и образующие их течения и партии как важнейшие субъекты иранского политического процесса-,
-раскрывается генезис, формирование, функционирование и эволюция таких политических движений как исламское, либеральное и левое,деятельность возникших в их рамках политических течений и партий;
-выявляются особенности взаимодействия политических движений, политических течений и партий, в политическом процессе, основы политической дееспособности и политического лидерства.
Основным историко-политическим фоном исследования является период 60-80-х гг. .который характеризовался серьезными изменениями в социально-политической структуре иранского общества.
Методология,литература и источники. Теоретико-метододоги-ческую основу диссертации составляют принципы анализа социально-политических явлений, разработанные на сегодняшний день в политологии; диалектико-материалистический подход,исторический метод,цившшзационный подход, сравнительный анализ,системный подход,структурно-функциональный анализ,метод моделирования.
При осмыслении политических процессов в Иране, автор, исходя из диалектика-материалистического подхода к изучению по- > литики, рассматривает политический процесс как относительно самостоятельное, целостное и противоречивое общественное явление. При этом выявляются и учитываться существенные связи и взаимные влияния цивилизационных, формационных, географических, экономических, демографических, социально-классовых, культурных, психологических, идеологических факторов и политических процессов. Важное значение для автора имел вывод Ф. Зн-
гельса,который он, осмысливая диалектику социальных и политических процессов, сформулировал в письме К. Пкидту : " Это есть взаимодействие двух неодинаковых сил: с одной стороны, экономического движения, а с другой-новой политической силы, которая стремиться к возможно большей самостоятельности и, раз уже она введена в действие, обладает также и собственным движением. Экономическое движение в общем и целом пролагает себе путь, но оно будет испытывать на себе также и огромное действие политического движения,которое оно саю создало и которое обладает относительной самостоятельностью. "[1]
Принципы анализа социально-политических явлений, содержащиеся в трудах К. Маркса " 18 брюмера Луи Бонопарта", " Классовая борьба во Франции с 1848 по 1851 гг. ", " Гражданская война во Франции", научных работах и письмах Ф.Энгельса, произведениях а И. Ленина, хотя и относящихся ко второй половине XIX и к первым десятилетиям XX века, имели существенное значение для данного исследования.
В своем исследовании автор диссертации опирался на общетеоретические труды советских ученых,разрабатывающих методологические проблемы политологии : Ф. М. Бурлацкого, А. П. Бутенко, А. А. Галкина, Е Т. Логинова, Н. М. Марченко, В. В. Мшв'ениерадзе, М. И. Пискотина, Е А. Симонии, Ю. А. Тихомирова, В. Ф. Халипова, Г. X. Шахназарова и др.
Автор, во время работы над диссертацией,исходил из теории политики и субъектов политического процесса разработанной в рамках политологической школы Ф.М, Бурлацкого,' теории политической культуры разработанной А. А. Галкиным, теории политических движений сформулированной польским ученым Е. Вятром, методологии анализа диалектики социальных и политических процессов разработанной Ф. И. Захаровым, Ю. А. Красиным, А. В. Шестопалом.
Для понимания особенностей политического процесса в условиях иранской культуры и цивилизации методологический характер для автора носили исследования А. И. Арнольдова, Г. С. Гудожника,
1. Энгельс Ф. Конраду Шидту. 27 октября 1890.// Маркс К., Энгельс Ф. ,Соч. 2-е изд. -Т. 37. -С. 417.
-4-. А. К. Кузнецова по проблемам цивилизации и .типологии культур.
диссертант учел и использовал в своем исследовании выво
ды, содержащиеся в обобщающих работах советских ученых изучаю
щих закономерности политического процесса в странах Азии, Аф
рики и Латинской Америки, исследовавших специфику
партийно-политических структур, основные факторы, определяющие
поведение политически активных слоев, формирование и функцио
нирование политических институтов .особенности политико-идео
логической ситуации: С. Л. Агаева, 3. Е Гафурова, А. X. Вафа, Б. И.
Коваля,Е А. Кременюка, Вл.Ф.'Ли, Р. Г. Ланды, Г. И. Мирского, В. И.
Ыаксименко, Г. Б. Старушенко, - Л. Р. Сюкияйнена, В. Г. Хэроса,
Е А. Шерковйна, А. Е Шестопала, Л. М. Энтина и др.
Автор учитывал выводы сделанные советскими учеными, изучившими отдельные аспекты политических процессов в восточном обществе, особенности межпартийного соперничества, деятельность неправительственных религиозно-политических организаций, возникновение и распространение политических доктрин, диалектику атноконфессиональных и политических отношений, психологию массовых настроений в .конкретных регионах: Е А. Ефименко, Е Е Жданова, А. А. Игнатенко, Л. А. Колесовой, Т. Мамадназарбекова, Ю. Л. Кузнеца, И. Б. Редько, Д. Е Ольшанского и др.
Диссертант опирался на выводы сделанные в ходе исследования особенностей социально-политического развития Ирана со-ветскими-иранистами востоковедами: С. Л. Агаевым, С. М. Алиевым, А. 3. Арабаджяном, Е Ы. Бади, Е. А. Дорошенко, М. И. Ивановым, М. И. Крути-хиным, А. К. Лукояновым, Л. Е. Скляровым, Е R Пластуном, А. Б. Резниковым, ЕIL Цукановым, А. Е Шестаковым и др.
Большой интерес для автора представляли работы западных ученых,исследовавших процессы связанные с партийно-политическими структурами и проблемой политического участия: Р. Михель-. са,Дж.Брайса, Ы. Дюверже.Дж. Сартори, Г. Алмонда, С. Липсета и др.
Автором использованы персо- и англоязычные материалы, в т. ч. работы идеологов иранских политических движений. Кроме того диссертант использовал документы иранских политических партий -программы,уставы,решения съездов и пленумов,декларации,официальные издания,отражающие позиции партий по тем или иным вопросам политического процесса и т. п., многие из которых вво-
дятся в научный оборот впервые. Также, впервые в научный оборот, вводятся ряд политико-философских произведений иранских теоретиков,например, исламских-богословских, исламских - светских и др.
Важные для данного исследования вопросы политического развития Ирана, изучаются в работах зарубежных авторов,занимающихся анализом политологических проблем стран Востока и, в частности Ирана: политическая история шиизма и исламское политическое движение - С. А. Арджоманд, Ш. Гюнтер, С. Бахаш, К. Бриер, ЕБланше, Дж.Билл, М. Баят-Филипп, Ф. Каземи, ЕКеддие, Э. Мортимер, Я. Ришар, либеральное движение в Иране - X. Кохен, Р. Кот-там, левое движение - Э. Абрахамиан, С. Забих, И. Ледерер, а Ви-синх, А.Ядфат, Е Чубин, Ф. Хэлидей .политический процесс в современном Иране - Дж. Билл, Ш. Гюнтер, М. Зонис, Дж. Ленцовски, Е Кеддие и др.
Степень научной разработки проблемы. В советской и мировой литературе имеются глубокие исследования конкретно-политической реальности Ирана,его политической системы,генезиса и эволюции политических движений и партий,особеностей политического процесса и функционирования политических институтов. Внимание советских исследователей привлекали: ход революционных событий 1978-1979 гг. - А. Б. Резников, М. И. Крутихин и др. , политические и социально-экономические программы различных политических сил -СМ. Алиев, Т. Ыамадназарбеков, В. П. Цуканов, борьба различных идейно-политических течений, политико-философские аспекты политического процесса - Е. А. Дорошенко, В. К. Зотов, В. Б. Кляштори-Иа, А. К Кузнецов; становление политических институтов исламской республики - С. ЛАгаев, А. К. Лукоянов, Л. Е. Скляров и др. политическое поведение различных социально-политических сил - С. Л. Агаев, А. 3. Арабаджян, - С. М. Алиев, Ш. М. Бади, Ю. Л. Кузнец, В. И. Максименко, Д. R Ольшанский, А. П. Шэстаков и др.
Вместе с тем в литературе нет специального исследования посвященного партийно-политической структуре иранского общества. Имеется ряд работ,которые вплотную подводят к постановке и изучению этой проблемы как особого явления. Это работы С. Л. Ага-ева, М. И. Крутихина, Е Л. Кузнеца, В. П. Пластуна-Анализ состояния научной разработки темы в отечественной
- 6 -и зарубежной литературе свидетельствует о новизне научной работы, которая конкретно определяется тем, что в ней, на основе обобщения данных научных исследований, документальных материалов, изучения политического поведения таких субъектов политики как иранские политические движения и составляющие юс партии, расширено и углублено теоретическое представление о таком специфическом явлении каким является политический процесс в восточном обществе, выявлены важнейшие обстоятельства обуславливающие политическое поведение, политическую дееспособность, политическое лидерство различных политических движений.
Существенной особенностью диссертации является то, что в , ней впервые концептуально осмысливается судьба различных светских идейно-политических течений в иранском обществе - либерального, национально-либерального, исламолиберального, ис-ламо-марксистского и др. .что создает основу для более глубокого понимания философии политического процесса в восточном обществе. Автор выделяет различные политические течения внутри политических движений, дает им подробную характеристику,систематизирует и обобщает социально-классовые и политико-культурные различия между ними. Впервые выявляется внутренняя структура политических движений, её динамика.
Прослежена историческая эволюция основных иранских политических движений, выделены некоторые особенности и черты, характеризующие их поэтапное развитие.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в , том,что сделанные выводы уточняют современные представления о политическом процессе и о его субъектах в условиях восточного общества. Её материалы и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки теории политического процесса,теории субъектов политико-властных отношений и теории партийно-политических структур восточного общества
Результаты,полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в спецкурсах по философии политики, общей и прикладной политологии.
В практическом плане диссертация может представлять интерес для советских внешнеполитических ведомств,с точки зрения ориентации в политической и идейной борьбе в стране,и в воз-
можных поворотах внешней и внутренней политики. Кроме того исследование , может представлять интерес для партий и движений действующих в странах, с аналогичным иранскому обществу, плюральным (с множественностью социокультурных субъектов и политико-культурных ориентации) социумом.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации легли в основу выступлений автора на Всесоюзном симпозиуме "Диалектика,гуманизм,права человека" секция "Целостность и противоречивость современного мира" /октябрь 1990/, на Всероссийской научно-практической конференции "Ислам в полиэтнических и поликонфессиональных обществах: Россия, Европа, Ближний -Восток (сравнительный анализ)" секция "Политическая культура, политические структуры, идеология и право" /апрель 1991/, на ежегодной конференции иранистов в Институте востоковедения в 1990 г. ,на методологических семинарах и заседаниях кафедры философии и социологии ИСОП при ЦК КПСС. Диссертация обсуждена на проблемной группе и заседании кафедры философии и социологии ИСОП при ЦК КПСС.
Основные положения диссертационного исследования представлены в нескольких научных публикациях.
II. Структура и основное содержание диссертации
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность,научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследуемой темы, анализируется состояние её научной разработки,определяются цель, задачи и методологические основы исследования.
В первой гдаве-"Политический процесс в современном Иране" исследуются закономерности политических процессов в стране, выделяются основные' этапы эволюции партийно-политической структуры иранского общества во второй половине ХХв., рассматривается её содержание,определяются её основные компоненты-по-литические движения (монархическое,исламское,либеральное и левое) , изучается диалектика социальных и политических процессов
- 8 -в условиях ускоренной модернизации.
В 1 "Партийно-политическая структура иранского общества. " -непосредственным объектом анализа выступает партийно-политическая структура Ирана,взятая в целостном виде. Её эволюция изучается в сочетании с осмыслением деятельности монархических сил и ее последствий для партийной системы страны. Здесь же автор формулирует свое видение особенностей и отличия партийно-политической структуры Ирана от аналогичных структур стран региона.
2 "Либеральное движение".посвящен осмыслению судеб либеральной идеи в плюральном восточном обществе. Выявляется диалектика социально-классового и политико -культурного в генезисе и эволюции иранского либерального движения. Изучается социальная база этого движения,указывается на тройственность структуры социальной базы. Исследуются влияние политико-культурных ориентации, обусловивших эволюцию либерализма в восточном обществе.
В 3 "Левое движение" изучается эволюция левого движения в иранском обществе,выделяются три течения исторически возникшие в его рамках, анализируются причины ослабления позиций одних течений и доминирования других,исследуются структура социальной базы,формы и методы политического участия,позиции основных левых партий по важнейшим'социально-политическим вопросам.
Вторая глава "Шиитское духовенство в политической системе иранского обшества"-посвяшена исламскому политическому движению в иранском обществе.
В 1 "Шиизм: политические традиции и политические нова-ции"-показаны традиционное место и роль шиизма в политической системе иранского общества. Автором выявляются основы политической дееспособности, причины радикализации политических позиций шиитского духовенства и их отражение в политико-идеологических новациях, изучается политическое лидерство и политическое поведение духовенства.
В 2 "Духовенство в политической системе исламского го
сударства"- выделяются и исследуются конституционные и инсти
туциональные основы господства шиитского духовенс-
- 9 -тва,деятельность исламских политических партий.Особое внимание диссертант обращает на исследование взаимодействия основных течений внутри правящего духовенства, в процессе и в результате которого вырабатывается общий вектор политического процесса.
В заключении подведены итоги исследования,даются краткие выводы и практические рекомендации,а также обозначаются проблемы, требующие своего дальнейшего теоретического осмысления для понимания политических процессов в условиях восточного общества.