Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Политологическая концепция Панарина А.С.:концептуализация, систематизация, эвристическая ценность 21
1.1. Концептуальный анализ творчества Панарина А.С 21
1.2. Анализ политологической публицистики Панарина А.С 36
1.3. Гуманистический потенциал политологической концепции Панарина А.С 54
Глава 2. Синтетическая методология политологической концепции Панарина А.С 75
2.1 .Концептуальный синтез политологии Панарина А.С 75
2.2. Методология политологического анализа Панарина А.С 94
2.3. Концепция глобального политического прогнозирования Панарина А.С 103
Заключение 125
Библиографический список 127
- Анализ политологической публицистики Панарина А.С
- Гуманистический потенциал политологической концепции Панарина А.С
- Методология политологического анализа Панарина А.С
- Концепция глобального политического прогнозирования Панарина А.С
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования может быть раскрыта с трех концептуальных точек зрения. Во-первых, анализ деятельности и творчества крупных ученых сам по себе обладает эвристической ценностью и дает приращение научного знания, благодаря систематизации идей, прояснению понятий и отчетливому презентации концепции ученого.
Во-вторых, подобное исследование обладает и социальной значимостью, так как при анализе идей крупного философа, которым несомненно был А.С. Панарин (1940-2003), с необходимостью проявляются алгоритмы предложенных им решений тех проблем, которые в настоящий период стоят перед обществом. Тем более, последний тезис имеет отношение к ученым-политологам. Сам А.С. Панарин считал, что «ни одна сфера не может сравниться с политикой по охвату, глубине и силе своего воздействия на человеческое существование» .
В-третьих, глубокий анализ творчества отечественного ученого имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, конструирует и возрождает традиционные для российской науки нормы преемственности знания, что в современной России становится крайне необходимым по причине утраты традиций передачи знаний в 90-е годы. Таким образом, анализ эволюции политологической концепции А.С. Панарина фактически оказывается комплексным исследованием, имеющим научную, социальную и гуманистическую направленности.
На протяжении всей жизни А.С. Панарин философски исследовал и пытался выявить закономерности протекания социально-политических процессов в России и за рубежом. Сегодня для России, как никогда, важен анализ тех идей, которые были зафиксированы в статьях, выступлениях и монографиях А.С. Панарина. Это объясняется теми проблемами, которые решал А.С. Панарин на страницах своих монографий, статей, учебников.
1 Панарин АС. Глобальное политическое прогнозирование. - М.: Алгоритм, 2000. - 352 с. -С. 10.
Основной социально-политической проблемой, которая прослеживается через всю его творческую жизнь, является проблема пути России. Эта проблема сегодня актуальна как никогда, так как каждый момент в современном однополярном мире Россия вынуждена выбирать пути развития. И основная дилемма, стоящая перед Правительством - это дилемма выбора между традицией и новацией, консерватизмом и либерализмом, открытостью государства или умеренной закрытостью перед силами глобализации. Решения или алгоритмы рассуждения всех перечисленных проблем мы можем найти на страницах трудов А.С. Панарина
С того времени как не стало Александра Сергеевича Панарина в 2003 г., прошло уже 7 лет. Но, несмотря на этот короткий период в масштабах жизни целого общества, можно с уверенностью утверждать, что сегодня уже возникли все предпосылки для концептуализации его фундаментальных и прикладных исследований. Динамичное глобальное общество ежедневно преподносит миру факты, которые могут стать предметом проверки прогностической силы политологической концепции А.С. Панарина
Ещё одной причиной необходимости анализа политологической парадигмы А.С. Панарина является современный процесс перехода российского общества от индустриального к постиндустриальному. А.С. Панарин пишет, что чем меньше вероятности, что грядущее общество будет простым экстенсивным развитием сложившихся тенденций индустриальной эпохи (а причины этого кроются в колоссальной экологической нагрузке на природу со стороны индустриального общества), тем меньше шансов уповать на спонтанную логику технико-экономических процессов, на либеральные ожидания свертывания политики как смелого исторического творчества .
Панарин Александр Сергеевич являлся одним из тех российских интеллектуалов, которые совместили в своем творчестве философское, политическое, экономическое знание и выразили свое интегральное знание в гуманистическом взгляде на социально-политическую действительность.
1 См.: Панарин АС. Политология. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2000. - 448 с. - С. 41.
Актуальность и необходимость диссертационной работы обусловлена ещё и тем, что идеи и концепции ученых масштаба А.С. Панарина невозможно воспринять и использовать без их глубокой и всесторонней систематизации. Несмотря на то, что А.С. Панарин сам стремился к четкости и систематичности своих идей, многие его мысли проясняются в многочисленных статьях, протоколах научных конференций и круглых столов, в беседах.
А.С. Панарин как ученый оставил множество статей, 18 монографий, учебники. Он публиковался часто, и в своих статьях затрагивал различные проблемы социально-политического бытия. Часто темы его работ не перекликались, поэтому, чтобы осознать степень важности его творчества для научного сообщества и для политической сферы бытия, как особого типа реальности, нам необходимо систематизировать и концептуализировать творчество А.С. Панарина Для того чтобы понять реальные социально-политические процессы, происходящие в России, необходимо представить идеи А.С. Панарина в форме целостной концепции. Иначе, по прочтении произведений А.С. Панарина у исследователей могут возникнуть разночтения, которые в свою очередь, будут способствовать неверному пониманию смысла его отдельных идей. Сам А.С. Панарин считал, что «самое главное и трудное - эксплицировать интуицию на языке понятий, раскрыть механизмы, посредством которых психология преобразуется в социальную онтологию и праксеологию, в стратегическую игру поколений со своим веком» .
Степень научной разработанности проблемы. Изучение творчества А.С. Панарина ещё не приобрело того масштаба, которого оно заслуживает по своей значимости для развития России. Наше исследование является одним из первых диссертационных исследований, направленных непосредственно на восстановление эволюции социально-политических взглядов А.С. Панарина и на систематизацию его концепции. Тем не менее, концепция А.С. Панарина его монографии и статьи часто упоминаются в библиографических списках диссертаций.
1 Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. Предисловие //
Одним из самых важных результатов изучения творчества А.С. Панарина является создание своей научной школы, которая работает в рамках ежегодных всероссийских научных конференций -«Панаринских чтений». Традиция «Панаринских чтений» была задана по инициативе Государственной академии славянской культуры, при участии и поддержке Паломнического Центра Московского Патриархата, Императорского Православного Палестинского Общества и философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основным принципом докладов на Панаринских чтениях является стремление к созидательной критике текущего состояния российского общества и его государственности, что коррелирует с произведениями самого А.С. Панарина.
I Панаринские чтения состоялись 27 мая 2004 г. в Государст
венном историческом музее в Москве. Тема первых Панаринских
чтений - «Культурное наследие как основа национальной идентич
ности». Основные проблемы чтений - культурная идентичность
российской молодежи, проблемы образования и традиций. Все те
мы докладов так или иначе перекликались с многообразным твор
чеством А.С. Панарина.
-
Панаринские чтения прошли 27 мая 2005 г. в конференц-зале Московского фонда «Русское зарубежье». Они были посвящены теме - «Образование в России: Образ России». Внимание II Панаринских чтений было сконцентрировано на проблемах гармонизация светских и духовных составляющих образования и воспитания; на соединении западной парадигмы профессионализма и российской парадигмы гражданской ответственности в образовании.
-
Панаринские чтения прошли 17-18 июня 2005 г. в Крыму, и IV Панаринские чтения - 25 декабря 2006 г. прошли в Паломническом центре Московского Патриархата. Они были посвящены теме «Культура наследования: природа дарения в глобализирующемся мире» . Тематика дискуссий III и IV конференций - Феномен дарения и наследование культуры, дарение и подвиг служения на социальной ниве, духовный опыт России и судьбы творческой интелли-
1 См.: Духовная и социальная природа дарения: прошлое и современность // Сборник материалов научной конференции «IV Панаринские чтения: культура наследования: природа дарения в глобализирующемся мире». М.: 2007 г.
7 генции, интеллектуальная рента и собственники таланта в условиях глобализации, политические традиции и глобальное прогнозирование. Доклады выступавших также были посвящены теоретическому осмыслению Панариным А.С. конфликта между либеральным требованием создания рыночного (менового) общества и традиционного русского феномена дара.
V Панаринские чтения прошли 26 декабря 2007 г. по благосло
вению председателя Отдела внешних церковных связей Москов
ского Патриархата, митрополита Смоленского и Калининградского
Кирилла в Паломническом центре Московского Патриархата. Тема
V Панаринских чтений - «Духовная и политическая власть». Пана
рин не раз говорил об особой миссии духовной власти, не связан
ной привычными для светской власти «социальными заказами»
и обязательствами. Его концепции духовной, православной власти
и были посвящены V чтения.
VI Панаринские чтения прошли в Москве 26 декабря 2008 г.
в Паломническом центре. Чтения также были посвящены важным
проблемным направлением философского наследия А.С. Панарина:
«Цивилизации и цивилизаторы: прошлое, настоящее, будущее».
Участниками чтений были проанализированы вопросы конфессио
нальной и цивилизационной идентичности, природы прозелитизма;
цивилизаторства или варварства; цивилизационного процесса и эт
нокультурного многообразия; цивилизаторской миссии Запада
в историческом контексте и цивилизационного выбора России. Од
ним из центральных вопросов чтений стал вопрос о столкновении
цивилизации и геополитическом прогнозировании, в решении ко
торого А.С. Панарин резко расходился со своим западным оппо
нентом С. Хантингтоном.
VII Панаринские чтения «Россия и Русский мир: социальные
перспективы в условиях модернизации» прошли 24 декабря 2009 г.
Темы докладов данных чтений также являлись логическим про
должением тех вопросов, которые решал А.С. Панарин. Основными
проблемами дискуссий были проблема модернизации России, аль
тернативы социально-экономического развития, православие как
возможная перспектива и путь к национальному единству России,
проблемы геополитического планирования.
Из перечисленных тем «Панаринских чтений» становится понятен масштаб философа Панарина Александра Сергеевича и обширность его наследия. Несмотря на широту проводимых всероссийских конференций, и достаточное количество участников, которые не бегло знакомились с трудами А.С. Панарина, необходимо отметить тех, кто специально изучал отдельные труды Панарина, так как специальные научные критические исследования его трудов и идей, служили источниковой базой настоящей диссертации.
Специальным исследованием творчества А.С. Панарина занималась Н.Н. Зарубина, статьи которой посвящены воспоминаниям о жизни и творчестве Александра Сергеевича Панарина . В своих работах Н.Н. Зарубина раскрывает проблему синтеза западничества Панарина на первом этапе его творчества и почвенничества на последнем этапе, разделив его творческую жизнь на два равных отрезка, длиною в 20 лет каждый. Наиболее продуктивным этапом творчества А.С. Панарина, Н.Н. Зарубина считает последний почвеннический этап.
В. Непомнящий, рассуждая о книге А.С. Панарина «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке» , назвал её явлением русской культуры, значимым событием в осмыслении социально-политических событий в России. Он считает, что Панарин в своем позднем творчестве предлагает человечеству новый тип человека, который должен неизбежно появиться на фоне постмодернистского нигилизма, отрицания реальности и торжества виртуальности.
Савельев А., в свою очередь, анализируя одну из последних книг А.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке» выделяет такие актуальные темы творчества А.С. Панарина, как тема социального символизма, теории государства, критического отношения к неолиберализму .
1 См.: Зарубина Н. Служение философа: Памяти Александра Сергеевича Панарина / Н. Зару
бина //Журнал «Москва». - 2004. - N9. - С. 197-199; Зарубина Н. А. С. Панарин: гражданская
идентификация / Н. Зарубина // Наш современник. - 2004. - N 9. - С. 244-247.
2 Непомнящий, В. "Реванш истории" как явление русской культуры / В. Непомнящий // Наш
современник. - 2004. - № 9. - С. 247-250.
3 Савельев А. Стратегическая политология Александра Панарина. Размышления над книгой
А.С.Панарина «Стратегическая нестабильность в XXI веке //
http: //www. filgrad .ra/texts/panarin/panarin5 0 .htm
Елена Жосул в своей статье , посвященной творчеству А.С. Па-нарина, считает, что Панарин уже самим масштабом своей фигуры, авторитетом ученого-политолога способствовал пониманию своих концепций. Анализируя его книгу «Искушение глобализмом» , Жосул считает, что интересами Панарина была критика одномерности современного мира по американской модели, конструктивный анализ ценностной девальвации современного российского общества и, оригинальный для светского ученого подход к нахождению путей выхода из кризиса - обращение к Православной Истине.
Поляков В. в своей статье о Панарине А.С, открывая I Пана-ринские чтения, говорил о том, что Панарин черпал вдохновение в Великой Русской Традиции, основанием которой всегда была умственная дерзость. «Стержнем этой традиции он считал «своеобразный фундаментализм - требование единства истины, добра и красоты» . Поляков отмечает особо стремление Панарина к возрождению государственности и указывает причины ослабления российского государства - крупный капитал российских нуворишей. Панарин, пишет Поляков, надеялся в будущем на появление мощной контрэлиты, которая создаст новую гуманитарную православную парадигму.
Рогозянский А. в своей статье указал на глубокий анализ структуры личности современного россиянина в трудах «нового пассионария» А.С. Панарина. Указана причина идеологической охваченности сознания личности в современных социально-политических условиях, заключающаяся в принципиальной внушаемости постсоветского сознания.
Рогозянский отметил также «пограничную позицию» А.С. Панарина между двумя социально-политическими крайностями -принципов коммунистического режима, состоящих в обобществлении средств производства и веры в свободный рынок и конкуренцию,
1 Жосул Е. С эллинами был как эллин... // «Домовый храм Татьяны Мученицы» М.: , 2004 //
http ://www. st-tatiana.ra/text/3 2650 .html
1 Панарин AC. Искушение глобализмом. -М.:, Эксмо-Пресс, 2002.- 416 с.
3 Поляков В. Литературная газета. 2004 г. выпуск №22. // lg222004/Polosy/art2_l .htm
4 Рогозянский А. «Пассионарии новой волны. Тема преодоления кризиса личности в философском
наследии Александра Панарина // Русская линия. 26.04.2005 //
10 как магического средства, которое внезапно поможет выйти из экономического отставания России от Запада.
Пеунова М. считает, что практически все идеи А.С. Панарина сводятся к заимствованиям идей интеллектуалов Французской народной партии, в частности, её лидера Алена де Бенуа , Гийома Фая (Guillaume Faye), и других ФНП интеллектуалов . Кроме того, в своем анализе Пеунова М. настаивает на ультранационалистических толкованиях творчества А.С.Панарина и механистическом переносе идей ФНП на культурную и политическую почву Российской Федерации. Мнение Пеуновой М. вносит в диссертационное исследование момент конфликта интерпретаций политологической концепции А.С. Панарина.
Западными исследователями проводился анализ творчества А.С. Панарина практически исключительно с точки зрения понимания его концепции как ультранационалистической. Представители западных исследователей - Марлен Ларуэль , В.А. Бажанов , С. Пурсиайнен . Основные усилия их исследований направлены на поиски концептов и инвариантов политологической концепции А.С. Панарина, угрожающих либеральной идеологии.
Несмотря на то, что исследования творчества Панарина также как и его собственные идеи разбросаны по отдельным статьям, можно свести их к одному смыслу - наследие Панарина обладает прогностическим потенциалом и уже для осмысления этого потенциала необходимо изучать его творческое наследие.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования диссертационной работы является творчество отечественного философа и политолога Александра Сергеевича Панарина. Объект ис-
1 Пеунова Марина. Восточная инкарнация европейских «новых правых»: Александр Панарин
и неоевразийский дискурс в современной России // Форум новейшей восточноевропейской
истории и культуры. С. 159-174.
2 Laruelle, М. La Quete d'une identite imperiale: Le neo-Eurasisme dans la Russie contemporaine.
Paris: Petra, 2007; Ларуэль, М.Александр Панарин и «цивилизационный» национализм в Рос
сии // Русский национализм: идеология и настроение / Ред. Александр Верховский. М.: Центр
«Сова», 2006.
3 Bazhanov, V. A Note on Panarin's Revansh istorii II Europe-Asia Studies. 1999. Vol. 51. № 4. P.
705-708.
4 Pursiainen, C. Eurasianism and Neo-Eurasianism: The Past, Present, and Postmodernity of a Rus
sian Integration Ideology. Helsinki: Finnish Institute of International Affairs, 1998.
следования логически и тематически разделен на две части - советский период и российский период творчества А.С. Панарина. Предметом исследования является эволюция политологической концепции А.С. Панарина от западнических либеральных мировоззренческих представлений о пути цивилизации до почвеннической православной концепции пути России.
Гипотеза исследования. Политологическая концепция А.С. Панарина обладает неизменным гуманистическим ядром, понятийно развиваемым автором в разные периоды истории России - советского и постсоветского.
Политологическая концепция А.С. Панарина обладает эвристическим и прогностическим потенциалом, благодаря своему недогматическому характеру, способному по-новому переопределить смыслы и назначение государства. Функцией политологической концепции А.С. Панарина является её стремление к сохранению культурной цельности государства, базирующейся на традиционных ценностях и архетипах нации. В процессе исследования гипотеза уточняется и корректируется.
Цель исследования состоит в систематизации политологической концепции А.С. Панарина, в выявлении инвариантов концепции и их ясном и отчетливом описании и объяснении.
Задачи исследования:
-
Провести концептуальный анализ творчества А.С. Панарина Охарактеризовать советский и постсоветский этапы его творчества. Раскрыть основные теоретико-методологические источники политологической концепции А.С. Панарина.
-
Систематизировать основные моменты политологической концепции А.С. Панарина. Выявить инварианты политологической концепции А.С. Панарина
3.Раскрыть эвристическую ценность политологической концепции А.С. Панарина, рассматривая её как структурно-семантическую модель социокультурного бытия. Проанализировать методологию политологической концепции А.С. Панарина с точки зрения применимости оригинальной методологии А.С. Панарина на реальные социокультурные и политические процессы.
-
Выявить прогностический потенциал политологической концепции А.С. Панарина. Показать возможные сценарии будущего, сделанные на основе политологической концепции А.С. Панарина на позднем этапе его творчества.
-
Раскрыть основные критикуемые А.С. Панариным недостатки современного этапа развития России. Систематизировать и оценить предлагаемые им варианты выхода из сложившегося социокультурного кризиса в России.
-
Доказать гуманистический инвариант политологической концепции А.С. Панарина основанный на православной традиции России.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Первичным методом нахождения инвариантов политологической концепции А.С. Панарина является эвристический метод, базирующийся на допущении об адекватности структурно-семантической модели А.С. Панарина социокультурной реальности. Использование указанного метода опирается на текстологический метод формирования системы понятий. При этом в начале исследования используется феноменологический метод описания понятий и контекста их использования.
В свою очередь, система понятий основана на их типизации по структурным и функциональным признакам. Тем самым достигается понятийная ясность исследования, являющаяся необходимым условием для решения запланированных задач.
Дальнейшее исследование подчиняется трем теоретическим общенаучным принципам: принципу приращения знания, принципу понятийной однозначности и принципу соответствия системы доказательств формально-логическим правилам построения умозаключений. Метод от абстрактного к конкретному использовался также в роли дополнительного общенаучного принципа.
В работе применяются частнонаучные методы гуманитарных наук. Структурно-функциональный метод применялся в процессе восстановления целостной политологической концепции А.С. Панарина. При этом, наряду со структурно-функциональным методом, используется герменевтический метод, в котором большое значение было придано его определению как метода толкования текстов,
13 через которые сознание фиксирует реальность. Поскольку социокультурная и политическая реальность наблюдается через призму ценностей и интересов, постольку и герменевтический метод является методом оценки текста через его способность к адекватному моделированию и поиску ценностей и интересов социокультурного бытия.
Экзистенциальный метод применяется в случае необходимости оценки отношения А.С. Панарина к происходящим социокультурным и социополитическим событиям. При этом целью применения экзистенциального метода является выяснение эмоционального отношения автора к конкретным событиям. Применение экзистенциального метода обусловлено необходимость восстановления контекста конкретных понятий в концепции А.С. Панарина с помощью конкретной эмоциональной оценки событий: негативной, нейтральной или позитивной. Правомочность применения экзистенциального метода объясняется отрицанием Панариным А.С. позитивистских и детерминистских методов при анализе политических и социокультурных фактов, а также ярко выраженной и неоднократно подчеркиваемой им на страницах своих трудов гуманистической направленностью своей политологической концепции.
Традиционным для анализа эволюции взглядов философа может представляться метод последовательного изучения его работ, расположенных в хронологическом порядке. Данный метод действительно поможет вникнуть в суть изменений взглядов философа. Применяться указанный метод будет на первом этапе работы, в качестве подготовительного.
Безусловно, необходимо представлять себе хронологическую эволюцию концепции Панарина. Но продуктивнее будет прояснение способа реакции А.С. Панарина на социальные события в мире, так как его концепция формировалась не как исключительно чистая политологическая теория. Каждая статья, каждая глава в его монографиях, так или иначе, является реакцией на современные ему социальные события. Поэтому, нельзя изучать эволюцию политической концепции А.С. Панарина в отрыве от его непосредственных наблюдений и его реакции на них.
Конечно же, невозможно изучение великого мыслителя без знания его жизненного пути. Академик В.И. Вернадский в своё
14 время отмечал, что «только часть науки, часто чуждая другим проявлениям духовной жизни человечества, - масса её научных фактов и правильно, логично выраженных научных эмпирических обобщений являются бесспорными, и для всех людей и для всех их представлений логически обязательными и не опровержимыми. Наука же в целом, по его мнению, такой обязательности не имеет. «Таким образом, наука не является логической конструкцией, аппаратом поиска истины». Поэтому «познавать логикой науки истину невозможно, её можно познавать только жизнью» . Для гуманистически настроенного мыслителя, как ни для кого другого, реальность и мысли настолько совпадают в понятиях, что сама жизнь, даже обыденная, превращается в реальность мысли. Поэтому использование биографического подхода к изучению феномена Панарина подразумевает под собой изучение источников его статей и монографий и их тщательный анализ.
В целом охваченный весь комплекс методов будет корректироваться благодаря использованию в тексте оригинальных методов самого А.С. Панарина. Это придаст тексту исследования большую глубину, динамичность и ясность.
Научная новизна диссертационного исследования
-
Впервые проведен концептуальный анализ творчества отечественного философа и политолога А.С. Панарина; отдельно проанализированы советский и постсоветский этапы его творчества.
-
Систематизирована политологическая концепция А.С. Панарина, выявлены основные инварианты политологической концепции А.С. Панарина.
-
Доказана эвристическая ценность политологической концепции А.С. Панарина; вскрыта оригинальная методология политологических исследований А.С. Панарина; показана применимость методологии политологических исследований А.С. Панарина к исследованию реальных политических и социокультурных процессов.
-
Выявлен прогностический потенциал политологической концепции А.С. Панарина.
1 Цит. по: «Вернадсткий В.І. Вибрані праці. -К.: Наукова думка, 2005. -С. 131.
-
Систематизированы основные предлагаемые А.С. Панари-ным пути выхода России из политического кризиса.
-
Раскрыта гуманистическая направленность политологической концепции А.С. Панарина как инвариант его творчества; обоснована правомерность опоры политологической концепции А.С. Панарина на православную традицию.
Прикладная значимость диссертационного исследования
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки учебных программ для магистров в высших учебных заведениях по дисциплинам: «Политология», «Социология», «Межкультурные коммуникации». Положения диссертации имеют прогностический потенциал и могут быть использованы при политическом консультировании политических партий или политических деятелей. Средства массовой информации могут использовать выводы и положения диссертации для подтверждения неблагоприятных прогнозов.
В работе проведена работа по выявлению оригинальной методики А.С. Панарина. Использование «чистых» методов исследования может быть реализовано при создании новых политологических концепций, исследовании нелинейных процессов политической реальности.
В целом материалы диссертации носят рекомендательный характер для политиков, служат источниковой базой для политологов и социологов, могут использоваться в качестве методического пособия при составлении социологических форм опроса населения.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Разделять творчество А.С. Панарина на два этапа можно лишь условно в его методологическом плане. Деление творчества А.С. Панарина на советский и постсоветский этапы обусловлено политическими причинами и убеждениями самого А.С. Панарина, что подтверждает самостоятельность и обдуманность целостной политологической позиции А.С. Панарина. Условно первый этап творчества можно назвать этапом накопления теоретического и практического материала, второй этап творчества А.С. Панарина является этапом создания собственной политологической концеп-
ции. Таким образом, концепция А.С. Панарина является целостным неделимым самостоятельным продуктом творческой переработки политологических и философских теорий и непосредственного наблюдения трансформации политической системы России.
-
Условно-методическое разделение работ А.С. Панарина позволяет выделить в его политологической концепции четыре условных периода творчества. 1) советский период - период накопления теоретических знаний и закономерностей политических процессов и осмысления происходящих в реальности социокультурных процессов; 2) ранний постсоветский - период критики либерализма, начало формирования собственной политологической концепции, строящейся на нравственных и прагматических основаниях; 3) прогностический период - критика глобализации, верификация собственной политологической концепции; 4) конструктивный период - период формирования конструктивных предложений по выбору России собственного пути развития, основанного на нереализованных потенциях Православия и гуманизме.
-
Показаны основные методологические инструменты исследования политической реальности А.С. Панариным. Среди них особое значение для адекватного отражения современности и прогноза будущего имеют метод опоры при прогнозировании на мифы как дополнение теории символической коммуникации, использование методов гуманитарных наук (психоанализ, герменевтика, вир-туалистика), методы глобального политического прогнозирования и методы моделирования сценариев будущего. Использование наработок в методологии политического анализа А.С. Панарина обладает всем необходимым, чтобы войти в инструментарий политологии, социологии, социальной философии, прикладного моделирования социальных и политических процессов.
-
Выявлены основные инварианты политологической концепции А.С. Панарина. К ним относятся такие концепты, как «критика» либерализма в его реколонизаторской сущности», «стремление к воссозданию третьего пути России - православной цивилизации», «необходимость укрепления государственности в России», «призыв к нравственному самосовершенствованию и отвержению гедонистического типа неолиберализма». Показано, что основным лейт-
17 мотивом творчества А.С. Панарина была критика современного либерализма и оценка его реколонизаторского потенциала по отношению к культурам, чуждым ему по ценностным основаниям. Основная конструктивная составляющая критики Панариным либерализма состоит в сохранении гуманистических ценностей человечества.
-
Продемонстрирована гуманистическая направленность политологической концепции А.С. Панарина, состоящая в конструктивной критике либерализма и требовании полицентричного мира. В гуманистической направленности творчества А.С. Панарина особую роль играет его попытки глобального прогнозирования будущего и стремления предотвратить геополитическую катастрофу, возникающую из-за стремления США к сохранению однополярного мира.
-
Доказано, что политологическую концепцию А.С. Панарина нельзя считать националистически ориентированной. Его труды в целом направлены на защиту коллективных духовных ценностей, на возрождение Православия и реализацию его потенций, непосредственное воплощение которых в практику было остановлено идеологией марксизма в 1917 г. и идеологией либерализма 1991 г.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференциях, были опубликованы в статьях и тезисах научных докладов, в том числе в журналах из списка ВАК при Минобрнауки РФ. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры политологии и этнополитики ЮРИФ РАНХиГС.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения. Список литературы включает 234 наименования.
Анализ политологической публицистики Панарина А.С
Для мыслителей масштаба Панарина А.С. слово являлось не только орудием борьбы с несправедливой социально-политической действительностью, но и живой, созидающей силой, которая способна воплощаться в социально-политическое бытие. Поэтому его статьи, монографии, учебники имеют ясный посыл, идеалистический в платоновском смысле и гуманистический в смысле эпохи Нового времени. Этот посыл состоит в постоянном требовании принципиального изменения социально-политической реальности в сторону наибольшего освобождения граждан от политических условностей с одновременным сохранением крепкой государственности, базирующейся, в свою очередь, на сохранении культурной идентичности нации.
Инструментом политолога и прежде всего философа Панарина А.С. было переосмысление теоретической ценности и практической значимости таких понятий, как свобода, идеология, государство, общество. Примером такого глубокого переосмысления социально-политической понятийной системы стало научное творчество самого Панарина А.С, который без оглядки на критиков смело менял свои взгляды в зависимости от эпохи, оставляя за собой право и на дальнейшее их переосмысление. Это свойство критического отношения к теории характеризует настоящего ученого, исследователя и философа-гуманиста. Именно поэтому лучшим подтверждением востребованности данного исследования станет осознанная необходимость критического исследования философских и политических идей Панарина А.С. Подобное исследование необходимо должно включать в себя использование теоретического, методологического и понятийного инструментария самого философа, что будет способствовать ясному и отчетливому выявлению идей философа, и в свою очередь, приблизит его идеи к использованию их в политике как деятельности. Безусловно, что использование идей на практике дело, требующее чрезвычайной осторожности. Поэтому ещё одной из наших задач является выявление «чистой теории», лишенной примесей комментаторства и очищенной от ангажированности практики.
Но политические идеи в современном глобальном мире имеют свойство непосредственной реализации. Панарин А.С. умел крайне тонко реагировать на тенденции развития политической системы общества и обладал талантом к их философскому анализу. В частности, в современной политической аналитике используется новаторский подход Панарина А.С. к оценке социально-религиозной области человеческих взаимоотношений, которая играет важную мировоззренческую, политическую и интеграционную роль для будущего России. Поэтому, анализ эволюции идей Панарина важен ещё и для повышения эффективности социально-политической прогностики. Это хорошо понимал и сам Панарин А.С, объединивший многие свои теоретические выводы о закономерностях функционирования и развития политической сферы социального бытия в монографии «Глобальное политическое прогнозирование» . В частности, Панарина А.С, как политического философа, занимала проблема восточнославянского единства, выразившаяся в его оригинальной цивилизационной концепции евразийства. Он подчеркивал необходимость объединения народов России, Украины и Белоруссии, как трех восточнославянских народов, единство которых обуславливается как геополитическим положением трех стран, так и их этнической близостью, и исторической общностью путей развития. И действительно, на данном этапе развития политических отношений трех славянских государств поддержка интеллектуалов как никогда кстати.
Необходимость изучения эволюции мысли отечественного ученого обусловлена ещё и тем, что Панарин А.С. представляет собой уникальный образец гуманистического философа и политолога, который изнутри наблюдал процессы социальной трансформации, происходящие сначала в СССР, а затем в России. А такие наблюдения и их анализ уникальны, так как сухая научная теория дополняется в них экзистенциальным, психоаналитическим анализом, который можно использовать исключительно при непосредственном наблюдении за социально-политическими процессами. Поэтому необходимость изучения наследия философа и политолога Панарина А.С. определяется и его значимостью для последующих поколений. Необходимо иметь возможность прогнозировать возможные социальные изменения на основе концепций, разработанных учеными прошлого.
И прежде, чем обратиться к последним книгам Панарина "Православная цивилизация"1 и "Стратегическая нестабильность XXI века"2, необходимо изучить его ранние работы, восстановить ту живую мысль Панарина, которая никогда не представляла себя вне России и её народа, живущего здесь и сейчас. И это не метафора. Философ, политолог представляет собой, своей опубликованной мыслью, авторитетом воплощенное средство производства детерминант социального мира. Именно поэтому, мысль Панарина представляет собой не раз и навсегда застывшую догму, а живой, творческий процесс, откликающийся на социальную реальность как на события в своем собственном доме - живо, деятельно и с желанием исправить, направить по истинному пути.
Поэтому задачей данного параграфа является проведение концептуального анализа творчества А.С.Панарина в двух периодах его творчества - советском и постсоветском. Конечной целью является установление места Панарина в политологическом обществе, указать степень
Анализ основных теоретико-методологических источников политологической концепции А.С.Панарина проходит через сравнение двух условно взятых периода его творчества. Политологическая концепция А.С.Панарина стала за последние 10-15 лет одной из самых значительных по своей теоретической и практической нагруженности, а также по своему влиянию на сознание властей. Последний факт недвусмысленно говорит о необходимости адекватного понимания политологической концепции Панарина А. С.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу политологической концепции Панарина А.С. необходимо осознать весь его путь, приведший его к разработке оригинального, консервативно-православного пути для России. Имя Панарина до начала перестройки в России не было известно широко ни в России, ни за рубежом. Признание его концепции пришло лишь в последние двадцать лет, когда появляются в научной печати и публицистике его оригинальные произведения.
Идеи философа часто неотъемлемы от его биографии, поэтому вначале нашего исследования необходимо раскрыть основные биографические вехи Панарина А.С, так как она высвечивает для траектории его творческого пути. Философская направленность мыслей, как рассказывает вдова А.С.Панарина Наталья Зарубина, был присущ «простому мальчику из провинции» ] с детства. Панарин, поступив на самый идеологически заряженный факультет МГУ - философский, в 1963 году был исключён из университета за участие в андеграундном кружке, члены которого призывали к изучению «истинного К.Маркса. С исключением из университета для Панарина закрылся путь в науку, он не мог публиковаться и преподавать в университете.
Гуманистический потенциал политологической концепции Панарина А.С
В монографии «Стратегическая нестабильность в XXI веке» Панарин сразу поясняет свое стремление и право дать диагноз молодому веку. Он пишет в предисловии к книге, что, несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла, анализ века необходимо давать лишь после того, как он истек, уже сейчас необходимо «строить возможные сценарии событий, исходя из сложившихся тенденций развития»!. При анализе социально-политических тенденций Панарин опирается не на классическую детерминистическую схему развития, принятую в ортодоксиях, но на принципиально новое понимание роли «высокомотивированного» субъекта в истории.
Панарин предлагает тем самым, во-первых, исходить из реальности, в которой велика роль отдельного субъекта, во-вторых, создает новую синтетическую модель социокультурного анализа политической сферы бытия, опираясь на такую сложную для аналитика сферу, как психологический анализ высокомотивированных индивидов, способных реинтерпретировать события и тенденции. Возможно, в этом подходе достаточное место занимает и теория самоорганизация - синергетика, с помощью которой сегодня пытаются объяснить многие сферы человеческого бытия.
Панарин определяет источник анализа будущего состояния общества. Для него такой единицей анализа наряду с государством, как системой анализа, является «ангажированный актор», предопределяющий события своей активностью. Возможно, что под ангажированностью Панарин имеет ввиду пассионарность лидера, но с другой стороны, в современном либеральном обществе невозможно представить себе появление такого лидера, который был бы лишен личной заинтересованности в происходящих событиях. А пассионарии, по определению Льва Гумилева, всегда ориентированы на общие ценности, а зачастую и на их создание.
Ангажированный актор - это термин дескриптивный, а не сущностный. Он скорее обозначает лидера, преследующего свои цели, но который, как заряженная частица, создает социально-политические события, являющиеся эпифеноменом его деятельности. Методологически, такого актора легче выявить, так как интересы людей в обществе всегда сталкиваются, а, значит, становятся публичными. В свою очередь, анализ ценностей, значит и целостности, затрудняется из-за ограниченности их сферы действия - они становятся действенными исключительно в общности, демонстрируемой в иррациональной жертвенности их носителей.
Ещё одной спецификой панаринского анализа является его ярко выраженный гуманизм, который проявляется не только в его последнем произведении, но и в ранних. Можно утверждать, что необходимость возрождения практического гуманизма зачастую являлась причиной и лейтмотивом написания тех или иных трудов Панарина. В монографии «Стратегическая нестабильность XXI века» Панарин считает трагедией предопределенность судьбы будущих поколений решением, которое возможно принимается ангажированным актором уже сегодня, как это было в начале XX века, из-за развязывания Первой мировой войны. Трагедия, таким образом, состоит в том, что подобного рода решения лишают будущие поколения самой возможности выбора. Гуманистический характер анализа политической истории человечества уточняется Панариным: предопределенность возникает благодаря концентрации усилий человечества вокруг одного смыслового ядра, которое на самом деле имеет событийный характер. Но анализ, к сожалению, не может быть и рациональным, так как, во-первых, само понятие рациональности в современном обществе (Панарин исходит именно из современности, из реальности) имеет уже постмодернистско-событийный характер, во-вторых, XX век показал, что попытка применения рациональных схем к реальному обществу оборачивается иррациональными решениями на практике. Парадоксальным оказалось само понятие свободы, возникшее в эпоху Просвещения -модернизма, так как ссылкой на борьбу за свободу объясняются многие наиболее жестокие исторические решения.
Результатом методологической рефлексии Панарина становится аксиоматичная фиксация четкой диспозиции сил в современном мире. Аналитика Панарина сосредотачивается в попытках объяснения психологии и поступков агрессоров и жертв современного политической реальности. Фоном объяснения ментальности и поведения станет принципиальная методологическая посылка и цели противоборствующих сторон производство ситуации стратегической нестабильности. Парадоксально, но на первый взгляд, ситуация стратегической нестабильности оказывается выгодной обеим сторонам: для слабых нестабильность является гарантом сохранения вариативности истории, что подразумевает возможность изменения баланса сил; для сильных сохранение нестабильности является условием сохранения возможности расширения своего влияния.
Панарин в своем последнем исследовании прямо следует гегелевскому методологическому посылу о конкретности истины и уже без оглядок констатирует начало новой мировой войны конкретной датой - началом бомбардировок Югославии силами НАТО. Свидетельство о её начале Панарин приводит в книге «Глобальное политическое прогнозирование» .
Признаками продолжающейся войны для Панарина является расширение зоны влияния США. Он пишет, что расширение зоны влияния Америки и зачисление в эту зону территорий Украины, Средней Азии, Закавказья, есть продолжение тенденции и стратегии дальнейшего расширения гегемонии США, закономерное продолжение холодной войны победителем . Фактическое ведение горячей войны совпадает с внедрением в сознание граждан постсоветского лагеря идеологических либеральных
Методология политологического анализа Панарина А.С
Кроме того, либерализм возможен лишь в тех обществах, которые находятся в авангарде экономического развития, поэтому подобный тип власти сегодня угрожает потерей национальной идентичности государств. «Либеральная парадигма самоорганизующегося рыночного общества в своем последовательном выражении ведет к отрицанию политики как таковой»1. Поэтому либеральная слабость государства в современной глобализационной экспансии может оказаться роковой для гражданского национального общества. «Уровень внешних угроз сегодня таков, что ни одна страна (США в том числе) уже не может позволить себе иметь слабое государство без риска быть поглощенной мировым окружением... экономические пространства давно вышли за пределы государственных границ. Естественно поэтому, что либеральный плач по свободной от государственного влияния экономике воспринимается сегодня обществом как прозападная позиция, не отвечающая национальным интересам. Тем самым либерализм объективно смыкается с «западничеством» и создает благоприятные условия для усиления позиций «почвенников»» .
Панарин различает два типа формирования либерального самосознания XX века. Он считает, что «формирование политического самосознания XX в. развертывается под знаком противостояния двух социокультурных традиций: англо-американской и континентально-европейской» . Морская, англоамериканская традиция направлена на отрицание буржуазным обществом господства политики и политиков, так как считает, что политика - это сфера иррационального, непредсказуемого, сфера отсутствия расчета и рациональности. Поэтому, в этой традиции либерализма сам политический
процесса приводит сферу политики к экономикоцентризму, что подразумевает переход политических инструментов власти к тоталитарному режиму. Экономикоцентризм не способен долгое время сдерживать монополизацию экономики, благодаря лоббированию интересов определенных экономически сильных социальных групп. Именно поэтому со временем при либеральном строе в западных и прозападных государствах складывается теневое олигархическое правительство, ведущее к фактическому исчезновению политики.
Континентально-европейскую традиции Панарин интерпретирует через концепцию типов социального действия М.Вебера, который включал на равных правах как рациональные, так и аффективные, и традиционные типы социальных действий. Включение аффективного и традиционного типов социального действия в культурный дискурс европейского человека раскрывает форму сопротивления Европы процессу появления «одномерного человека».
В модернизационной парадигме эффективность власти оценивают по критерию её способности организовать процесс социальной трансформации на более высокий уровень развития. Так как этот процесс свойственен обществам с ярко выраженной национальной культурой, то в системе либерализма их называют обществами «догоняющего развития». В данном случае эффективность власти оценивается как степень успешности управления социально- политическими трансформационными процессами. Власть в данном случае берет на себя функции социальной инженерии.
Модернизационной модели власти предшествовали концепции общества трех мыслителей XIX в.: О.Конта, К.Маркса, А.Токвиля. Панарин считает, что парадоксальным образом теории всех трех философов приводит к самоустранению политики. Если у Конта к элиминации сферы политического приводит развернутая логика индустриального общества, фактически подменяющая политическую власть «администрированием вещами» по модели промышленного управления, то у Маркса элиминация политики проходит через классовую борьбу, т.е. революционным, а не эволюционным путем. У Токвиля же демократия равенства завершается прекращением самого сущностного процесса политики - соревновательности социально-политических групп в государстве тоталитарного типа1. Можно заметить, что концепции трех крупнейших мыслителей XIX века предлагают варианты теоретического самосознания, которые колеблются между двумя полюсами - «центризмами»: экономическим и политическим. «Эти колебания и сомнения по-своему разрешила грядущая постлиберальная эпоха, начавшаяся после франко-германской войны 1871 г»2. Последнее замечание Панарина ярко свидетельствует о его попытке исторического обоснования своей политологической концепции.
В постмодернистской властной парадигме властные отношения считаются делом профессионалов - политических менеджеров, деятельность которых обеспечивается поддержкой интеллектуальной элиты -профессиональных политологов. Сами политики уже не руководствуются в своих действиях критериями соответствия своих действий интересам гражданского общества. Политика профессионалов дистанцируется от общества, фиксируя свои гибкие внутренние этические и деловые нормы взаимоотношений. Благодаря своей дистанцированности от общества, власть разрабатывает специфические инновационные механизмы связи с гражданским обществом. Причем, все механизмы направлены на обеспечение главных целей профессиональной политики - увеличению степени самой власти над обществом и увеличению своей автономии от «Власть в данном случае выступает как акционерное предприятие, участниками которого являются держатели властного капитала возможностей оказывать давление и создавать напряженность» .
Но постмодернистской парадигме и стремлению к удержанию власти политиками-профессионалами противостоит сама природа постмодернистского типа власти. Удержание власти, а следовательно и формировании сферы детерминизма, как результата профессиональной сферы деятельности политиков, оказалось возможно в современном мире исключительно благодаря конструированию профессиональной идеологии, т.е. того самого механизма, который и формально связывает население, создавая из него избирателей, и политических профессионалов. Дело «производства власти внутри самой власти» становится приоритетным для политиков постмодернистского типа. Именно в анализе этой парадигмы власти возможно использование постмодернистского понятия символического капитала власти П.Бурдье, который можно определить как способность того или иного политического деятеля с помощью символических средств влиять на конкретные социальные институты, которые, в свою очередь, делают всё возможное, чтобы накапливать свой символический капитал, для того, чтобы быть необходимым политическим деятелям. Таким образом, создается «закрытое общество» властных отношений и происходит процесс эмансипации власти от ценностных отношений внешнего для власти общества.
Концепция глобального политического прогнозирования Панарина А.С
В своей наиболее разработанной форме этот метод предстает в монографии «Глобальное политическое прогнозирование». Панарин в данном контексте базируется на цивилизационной парадигме А.Тойнби «вызов-ответ». Он считает, что результаты политологического анализа в контексте данной парадигмы является наиболее аутентичными. Поскольку анализ разворачивается в такой парадигме, постольку само её использование требует разработки альтернативных сценариев ответа, т.е. по сути сценариев прогноза будущего развития. В русле данной методологии Панарин строит несколько прогностических моделей: прогностическую модель Восток-Запад, прогностическую модель Север-Юг, прогностическую модель Россия -Восток, прогностическую модель Запад - Тихоокеанский регион.
Каждая прогностическая модель анализируется с точки зрения её потенциала формирования свободного, открытого будущего и полицентричного мира. Анализ прогностических моделей приводит Панарина к выводу, что для выживания России необходим диалог России -Евразии с китайской цивилизацией. Такой диалог имеет действительные практические основания и множественные социокультурные и исторические предпосылки, базирующиеся на национальных архетипах.
Мы показали основные методологические инструменты исследования политической реальности Панариным А.С. Среди них особое значение для адекватного отражения современности и прогноза будущего имеют метод опоры при прогнозировании на мифы как дополнение теории символической коммуникации, использование методов гуманитарных наук, (психоанализ, герменевтика, виртуалистики), методы глобального политического прогнозирования и методы моделирования сценариев.
Безусловно, использование наработок в методологии политического анализа Панарина А.С. должно войти в инструментарий политологии, социологии, социальной философии, прикладного моделирования социальных и политических процессов.
В ходе диссертационного исследования проведен концептуальный анализ творчества Панарина А.С. Охарактеризован советский и постсоветский этапы его творчества. Показана условность деления творчества Панарина А.С. на два периода. Раскрыты основные теоретико-методологические источники политологической концепции Панарина А.С, заключающиеся во влиянии французского неоконсерватизма и православной традиции России.
Выявлены и систематизированы основные инварианты политологической концепции Панарина А.С. К ним относятся такие концепты, как «критика» либерализма в его реколонизаторской сущности», «стремление к воссозданию третьего пути России - православной цивилизации», «необходимость укрепления государственности в России», «призыв к нравственному самосовершенствованию и отвержению гедонистического типа неолиберализма». Показано, что основным лейтмотивом творчества Панарина А.С. была критика современного либерализма и оценка его реколонизаторского потенциала по отношению к культурам, чуждых ему по ценностным основаниям. Основная конструктивная составляющая критики Панариным либерализма состоит в сохранении гуманистических ценностей человечества.
Раскрыта эвристическая ценность политологической концепции Панарина А.С, состоящая в её высоком прогностическом потенциале. Проанализирована методология политологической концепции Панарина А.С. с точки зрения её применимости на реальные социокультурные и политические процессы.
Выявлен и проанализирован прогностический потенциал политологической концепции Панарина А.С. Показаны возможные сценарии будущего, сделанные на основе политологической концепции Панарина А.С. на позднем этапе его творчества. Показано, что наращивание гедонистической культуры, культуры модерна, воплощенного в идеологии либерализма создает на Западе нестабильное общество, неспособное к адекватно оценке своего собственного настоящего и угнетает культурную способность народа к ясному видению будущего через разрушение идентичности.
Раскрыты основные, критикуемые Панариным А.С, недостатки современного этапа развития России, состоящие в неверной социально-философской и политологической оценке агрессивного неолиберализма. Систематизированы и оценены предлагаемые Панариным варианты выхода из сложившегося социокультурного кризиса в России.
Показана гуманистическая направленность политологической концепции Панарина А.С. основанная на православной традиции России. Тем самым опровергнут тезис об ультранационалистическом характере политологической концепции Панарина А.С. Отмечена цикличность политики как специфической сферы социальных отношений.
Выявлен дисгармоничный характер современного варианта глобализма связанный с тем, что он вместо увеличения количества действительных и ответственных стран-участников глобальных процессов, на деле расширил зону реализации интересов стран Запада, породив тем самым глокализационные тенденции отторжения глобализации со стороны стран третьего мира.