Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи "евразийства" и современный российский идейно-политический процесс Син Бом Сик 0

Идеи
<
Идеи Идеи Идеи Идеи Идеи Идеи Идеи Идеи Идеи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Син Бом Сик 0. Идеи "евразийства" и современный российский идейно-политический процесс : ил РГБ ОД 61:97-23/72

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Становление и основное содержание евразийства. "Первая волна" евразийства в России. 27

1. Истоки и корни евразийства в истории российской социально философской и политической мысли . 29

2. Основные черты и особенности евразийства "первой волны".— 46

Формирование и эволюция евразийства. Некоторые выводы. 61

ГЛАВА 2. Неоевразийство и его проявления в российском идейно-политическом контексте 90-х годов. 67

1. Неоевразийское направление в современной российской идейно —политической мысли. 67

2. Проявления евразийских идей в программах и воззрениях современных российских политических сил и движений. 82

Выводы. Возрождение евразийских идей на современном этапе идейно — политического развития. 115

ГЛАВА 3. Евразийство и идейные обоснования внешней политики России. 119

1. Евразийские идеи и официальные внешнеполитические установки Российской Федерации. 119

2. Проявления евразийского подхода в альтернативных концепциях внешней политики России. 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

БИБЛИОГРАФИЯ 170

Введение к работе

В истории идейно — политической мысли любой нации можно выделить ключевые идеи или концепции, которые в те или иные исторические периоды играют особую мировоззренческую роль в общественном сознании. Для российского общественно — политического самосознания, его становления и развития такую роль, наряду с другими стержневыми идеями, играет группа идей и концепций, которую можно собирательно назвать "идеями евразийства".

Происхождение и эволюция термина "евразийство", его меняющееся содержание и полифункциональность подробно анализируются далее в тексте данной диссертации. Во введении представляется целесообразным сформулировать лишь предварительное исходное определение евразийства, которое затем будет дополнено и уточнено в тексте последующих глав по мере анализа различных конкретных проявлений и исторических форм этого идейно — политического явления. В рамках данного исследования евразийство понимается как исторически развивающийся комплекс идей и концепций, трактующих сущность, место и роль России, российской государственности и российской культуры и цивилизации как уникальный синтез европейских и азиатских, "западных" и "восточных", привнесенных извне и исконно национальных компонентов; этот синтез не укладывается ни в рамки "западной", ни в рамки "восточной" цивилизаций, й тем самым превращает Россию в самостоятельный центр силы, очаг самобытной цивилизации и культуры, уникальную, несводимую к иным существующим, модель социально-политического развития. Евразийство рассматривается в данной диссертации в многообразии своих проявлений: как мировоззрение, как социально — философская концепция, как идеология, как политическое течение.

Приступая к анализу идей евразийства и их места в российском идейно — политическом процессе, важно отметить, что данная группа идей и концепций во всем многообразии своих конкретных проявлений в воззрениях разных авторов, мыслителей и политических деятелей, в идейно — политических программах, пережила ряд "взлетов" и падений в своем влиянии на российское общественное сознание.

Постепенное формирование отдельных идей и подходов, составивших впоследствии содержание различных компонентов евразийского мировоззрения, произошло в России преимущественно в XVIII —XIX столетиях и было связано со становлением национального и геополитического самосознания Российской империи.

Своих наиболее развитых форм евразийство достигло в 20 —х годах XX столетия в качестве особого мировоззренческого направления, разделяемого и развиваемого преимущественно мыслителями русской послереволюционной эмиграции. Именно во второй половине 20 —х и первой половине 30 —х годов нашего века евразийство обретает черты мировоззрения и идеологии. Однако в последующие десятилетия евразийство переживает кризис, причины и формы проявления которого находят свое отражение в соответствующих разделах данной работы.

Можно было бы отнестись к евразийству как к не столь значительному эпизоду в истории российской идейно — политической мысли, если бы некоторые особенности и черты воззрений ряда современных российских общественно — политических деятелей, политических сил и движений, а также идеологов и исследователей не возродили бы в 90 —х годах нашего века некоторые характерные компоненты евразийского мировоззрения и тем самым не вернули бы идеи евразийства в эпицентр современного общественно — политического процесса. Данное диссертационное исследование концентрируется на проблемах изучения евразийства не только в силу исторической или философской значимости этой группы идей (хотя их историческая и философская значимость присутствует и заслуживает отдельного рассмотрения), а прежде всего в силу того, что идеи евразийства являются важным компонентом современного российского идейно — политического спектра, и изучение этого компонента позволяет более глубоко и цельно воспринять и объяснить этот многогранный идейно — политический спектр.

Актуальность темы исследования определяется важностью осмысления истоков и содержания ключевых концепций, выполняющих мировоззренческие функции в российском идейно — политическом мышлении. Комплекс идей и концепций, который собирательно может быть назван "евразийским" подходом, является важным компонентом российского политического, философского и исторического мышления и самосознания. В отдельные исторические периоды, одним из которых является современный период с момента образования Российской Федерации как самостоятельного государства , идеи евразийства активно вовлекаются в политический процесс и частично выполняют функции мировоззренческого обоснования политических приоритетов России в евразийском геополитическом пространстве. В силу этого изучение комплекса идей евразийства обретает особую актуальность, учитывая использование этих идей в современный период как в контексте обоснования политических программ и доктрин российских политических партий и движений, так и в контексте обоснования официальной внешнеполитической линии России и дебатов вокруг альтернативных подходов к распределению приоритетов российской внешней политики на европейском и азиатском направлениях.

Объектом исследования в данной работе являются российский идейно — политический процесс. Конкретным предметом исследования выступает комплекс идей и концепций, собирательно названный "евразийским подходом" и отражающий сложное диалектическое переплетение компонентов европейских и азиатских цивилизаций в российском социуме, мировоззрении и политике, а также специфику российской социально — политической модели, в равной мере отличающую ее от Востока и Запада. Евразийство — понятие с обширным спектром значений. Оно носит аналитический характер — не все идеи или концепции, которые в данной работе отнесены к евразийскому подходу, имеют соответствующую самоидентификацию, связываются их авторами с данным понятием. Однако в том и состоит одна из важных задач работы, чтобы выявить объективную преемственность евразийских по сути идей и концепций на разных этапах идейно — политического развития России.

Хронологические рамки исследования. В диссертации изучаются три основных исторических периода формирования и проявления евразийских идей. Во —первых, прослеживается зарождение и формирование корней и отдельных компонентов евразийского мировоззрения в России на протяжении XVIII —XIX веков (начиная со времен имперской идеологии Петра Великого).

Во —вторых, особо рассматривается период второй половины 20-х — первой половины 30-х годов XX столетия, когда евразийство сформировалось как самостоятельное и относительно влиятельное идейное течение, преимущественно в российской эмигрантской среде.

Наконец, в —третьих, рассматривается хронологический период 1992—1997 гг., когда после распада СССР, образования Российской Федерации как отдельного государства и других новых независимых европейских и азиатских государств, евразийские идеи пережили в России "второе рождение" и проявились в идейных дебатах и практической политике.

Источники, на изучении которых основана данная работа, можно условно разделить на пять групп.

Во —первых, анализировались произведения и тексты российских просветителей, мыслителей, общественно — политических деятелей XVIII — XIX столетий, в которых закладывались основы евразийского мировоззрения.

Во —вторых, изучались работы группы общественно — политических деятелей первой волны русской послереволюционной эмиграции (источники, преимущественно выпущенные в 20 —30 —е годы в странах Центральной и Западной Европы), в которых идеи евразийства были систематизированы и сведены в единый мировоззренческий комплекс.

В —третьих, привлекались аналитические работы и статьи советских и российских, а также европейских и южнокорейских исследователей, которые в той или иной форме исследовали феномен евразийства и его отголоски в разных культурах.

В —четвертых, в качестве источников использовались программы и публикации российских общественно — политических партий и движений для выявления влияния на них комплекса евразийских идей и подходов.

В —пятых, изучались официальные документы, определяющие международную политику Российской Федерации в 1992—1997 гг. и ее приоритеты на европейском и азиатском направлениях, а также аналитические и критические разработки различных политических партий и движений, выдвигающие альтернативные версии российской внутренней и международной политики.

Степень научной разработанности проблемы. В российской общественной науке имеется ряд работ, посвященных проблеме евразийства, как классического, так и современного. Большая часть этих работ носит не политологический, а либо исторический, либо философский характер.

Сборники и работы обзорного характера по проблеме евразийства как самостоятельного идейного феномена немногочисленны1. Ряд работ, косвенно содержащих анализ идеи евразийства, вышел в первой половине 90 —х годов под рубрикой "Русская идея"2. Вопросу о сути "первой волны" евразийства, об интеллигенции революционного периода, воззрениях авторов "Вех" и евразийцев, анализу взглядов классического евразийского 1 К примеру см. Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост., вступ, ст. П.В.Тулаева. — М: Наследие, 1992. 2 См. Русская идея / Сост. и вступ, ст. М.А. Маслина. — М.: Республика, 1992. движения посвящены труды И.А.Исаева3, Л.Н.Новиковой и И.Н.Сиземской4, А.В.Соболева5, С.С.Хоружия6 и др.

Среди критиков, давших резюме классических евразийских взглядов, особенно выделяются работы В.А.Дьякова7. Взглядам Л.Н.Гумилева посвящены труды С.Б.Лаврова8 и многочисленные научные материалы фонда "Мир Л.Н.Гумилева"9.

Неоевразийство периода 90 —х годов представлено в работах как ученых —обществоведов, так и политических деятелей и идеологов. К работам современных ученых, одни из которых разделяют и развивают, а другие не разделяют, но внимательно анализируют идеи евразийства, 3 В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России / Сост., вступ, ст., коммент. И. А. Исаева. — М.: Русская Книга, 1992; Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России / Сост. вступ, статьи и комментарии И.А. Исаева. — М.: Русская книга, 1992; и его же, Идеи культуры и государственности в трактовке евразийства. // Проблемы правовой и политической идеологии. — М., 1989; и его же, Евразийство: миф или традиция? // Коммунисты, №12, 1991. С.106—118. 4 Л.Н.Новикова, И.Н.Сиземская приводят список публикаций главных документов классического евразийского движения. Об этом, см.: Мир России — Евразия: Антология. С.391 —398; Мир России — Евразия: Антология / Сост.: Л.Н.Новикова, И.Н.Сиземская. — М.: Высш.шк., 1995; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / Ред.— сост. Л.Н. Новикова и И.Н. Сиземская. — М.: Наука, 1993; их же, Евразийский искус // Мир России — Евразия, С.5 —20; их же, Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? К публикации статьи Н.Н.Алексеева «Советский федерализм» // ОНС, № 1, 1992; их же, "Евразийский искус": К публикации статей П.Н.Савицкого "Евразийство" и А.А.Кизеветтера "Евразийство" // Филос. науки, № 12, 1991. 5 К примеру см. Соболев А.В. Полюса евразийства: К публикации статьи Л.П.Карсавина "Государство и кризис демократии" // Новый мир, № 1,1991. 6 См. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП (К публикации статей АКожевникова "Философия и ВКП" и Л.П.Карсавина "Философия и ВКП: По поводу статьи А.Кожевникова") // Вопросы философии, № 2, 1992. 7 См., например: Дьяков В.А. О научном содержании и политических интерпретациях историософии евразийства // Славяноведение, № 5, 1993. С.107—115. 8 Лавров СБ. Л.Н.Гумилев и евразийство // Ритмы Евразии: эпохи цивилизации. — М., 1993, С.7-19. 9 Фонд "Мир Л.Н.Гумилева" ведет международную программу "Евразийский культурный проект на 1994 — 2000 годы". можно отнести труды таких разных исследователей как А.С.Панарин10, В.Б.Пастухов11, Е.Н.Агаев12, Э.А.Баграмов13, АГ.Задохин14,

С.Б.Чернышев15, В.Л.Цымбурский16, А.А.Кара — Мурза17 и др. Анализ евразийских подходов осуществляют в некоторых работах АВ.Малашенко18, А.В.Загорский19, Б.С.Ерасов20 и др. 10 Панарин А.С., Рябов А.В. Атлантизм и евразийство: Два сценария для России // Россия: Опыт национально — государственной идеологии / под ред. В.В. Ильина. — М.: Изд. МГУ, 1994. С.113-217; Панарин А.С. "Западники и евразийцы" // ОНС, № 6, 1993.; Панарин А.С. Между атлантизмом и евразийством: цивилизационный процесс и вызов Запада // Свободная мысль, № 11, 1993; и его же, Новое прочтение старой идеи // Этнополитический вестник, № 1, 1995; и его же, Проекты для России: Фундаментальный либерализм или либеральный фундаментализм // Знамя, № 9, 1993; и его же, Союз равноправных народов как интегративная идея новой российской государственности // Вестник МГУ Сер. 12, № 5, 1992; и его же, Цивилизационный процесс в России: Опыт поражения и уроки на завтра // Знамя, № 7, 1992. 11 Пастухов В.Б. Культура и государственность в России: эволюция евроазиатской цивилизации // ИНОЕ. т.2. —М.Аргус, 1995, С. 149— 178; и его же, Посткоммунизм, как логическая фаза развития евразийской цивилизации. // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. — М.: Интерпрес, 1994. С.61 —70. 12 Агаев Е. Россия: между Севером и Югом // Московские новости, № 10, 1992. 13 Баграмов Э. Россия и проект ЕАС // ЕВРАЗИЯ. Народы. Культуры. Религии., 1995, № 2, С.18-23. 14 Задохин А. Россия в Евразии и мировой политике // Дипломатический ежегодник. / Отв. ред. С.К. Романовский. — М.: Междунар. Отношения, 1995, 15 ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания, (в 3-х томах) / ред.— сост. С.Б.Чернышев. —М.: Аргус, 1995. 16 Цымбурский В.Л. Новые правые в России: национальные предпосылки заимствованной идеологии // Куда идет Россия? — М„ 1995. С.472 —482; его же, Земля за Великим Лимитрофом: От «России —Евразии» к «России в Евразии» // Бизнес и политика, № 9, 1995,С50 —62; его же, Остров Россия: перспективы российской геополитики // Полис, №5, 1993. С.6 —23; его же, Циклы похищения Европы (Большое примечание к 'Острову Россия') // ИНОЕ.т.2. -М.Аргус, 1995. С.207-254. 17 Кара —Мурза А.А. Либерализм против хаоса (основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России). // Полис, № 3, 1994. С.118—124; Кара —Мурза А.А. Россия в треугольнике: Этнократия — империя — нация // ИНОЕ. т.2. —М.Аргус, 1995. С.41 —54; Кара —Мурза А. Русская Азиопа: 'Право —левый' синтез заключается в том, что все оказываются не правы. // НЕГА, 23 ноября 1996; Кара —Мурза С.Г. Тайная идеология перестройки: О постулатах евроцентризма в России.// Наш современник, №№ 1, 2, 1994. С.123-141, 98-111; Кара-Мурза С.Г. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут?: Вопросы и ответы — М.: Былина, 1993. С.64 —86. 18 Малашенко А. «На полпути к Европе: Состоится ли евразийское общество?» // НЕГА, 21 ноября 1991. 19 Загорский А. и др. После распада СССР, — М.: МГИМО, 1992; Загорский А. Россия и Европа // От реформы к стабилизации... Внешняя, военная и экономическая политика

Следует отметить, что разные авторы обращаются к идеям евразийской направленности в разных контекстах и в разных целях. Полифункциональность евразийских идей в современном идейно — политическом процессе проявляется и в том, что если для одних авторов евразийство — явление идейное, философское, мировоззренческое, то для других — политическое.

Развитие понятия и идей евразийства в политическом контексте осуществляют в своих работах А. Стерлигов21, лидеры фонда «Духовное наследие»22, С.И.Кургинян23 и др.

Обсуждение отдельных компонентов концепции евразийства может быть найдено в трудах ряда современных политиков. В частности, Н.Назарбаев24, В.Лукин25, С.Станкевич26, С.Шахрай27 привлекают идеи и

России (Анализ и прогноз) 1993-1995. - М: МГИМО, 1995; Загорский А., Лукас М. Россия перед Европейским вызовом. — М.: Международ, отношения, 1993. 20 Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве // ОНС, № 2, 1994. С.57 —67; его же, Этническое — национальное — цивилизационное в простоанстве Евразии // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. / Гл. ред. Б.С.Ерасов. -М: Ин-т вотоковедения РАН, 1995. Вып.2. С.81-105. 21 Стерлигов А. Нам нужно чисто русское решение // Русский собор, № 2, 1995. 22 Современная русская идея и государственность. — М: Духовное Наследие, 1995; Подберезкин А. Русский путь. — М.: Духовное Наследие, 1996. 23 Кургинян СИ. Русская идея, национализм и фашизм. // Куда идет Россия? — М: Аспект Пресс, 1995. С.447 —458; и его же, Евразия и Россия. // Россия, 1993; его же, Россия в Евразии: Единое духовное пространство срединной Евразии (Доклад на заседании клуба «Постперестройка», 23 января 1992.) // Кургинян СИ. Седьмой сценарий, Ч.З. — М.:ЭТЦ, 1992. С. 177 —210; его же, Россия: Государственность как метафизическая проблема (Доклад на заседании клуба «Постперестройка», 13 февраля 1992 г.) // Кургинян СИ. Седьмой сценарий, Ч.З. - М.:ЭТЦ, 1992. С.211-229; его же, Русский вопрос и институт будущего // ИНОЕ. т.2. — М.Аргус, 1995. С.55 —80; его же, Судьба коммунизма: От догматизма и конформизма — к осмыслению и реформации // Московская правда, 26 июля 1991. 24 Интервью с Н. Назарбаевым: Идея, которая принадлежит будущее // ЕВРАЗИЯ. Народы. Культуры. Религии., № 2, 1995. С.5—11; Мансуров Т. Проект ЕАС — важный фактор интеграции // ЕВРАЗИЯ. Народы. Культуры. Религии., № 2, 1995. С.12—17. 25 Лукин В. Россия и ее интересы: С точки зрения России и с точки зрения США. // НЕГА, 20 октября 1992. 26 Станкевич С. Держава в поисках себя. Заметки о российской внешней политике. // НЕГА, 28 марта, 1992. риторику евразийства для концептуального обоснования реинтеграции новых независимых государств, образовавшихся после распада СССР.

Анализ неоевразийства как идеологии дан в трудах А.Кольева28, И.Кудрявцева29, А.Янова30. Проблема приемлемости евразийских взглядов для других государств СНГ рассматривается в работах Р.Евзерова31, А.Арапова и Я.Уманского32 и др.

В западноевропейской литературе проблемы евразийства исследовали А.Правда33, А.Рар34, Л.Люкс35, Н.Макфарлейн36, Х.Тиммерман37 М.Хауннер38, А.Игнатов39 и др. Следует особо отметить такие подробные исследования, как хрестоматию "Документальная история российской мысли" под редакцией. У.Лезербарроу и Д.Оффорда40, а также монографию А.Валицкого "История российской мысли"41. Евразийские 27 Шахрай С. Евразийская идея и интеграция // Российское обозрение: бюллетень еженедельной информации РИА, № 14, 1994; Перспективы евразийской интеграции. Материалы круглого стола ученых и политиков при участии ПРЕС в Дипломатической Академии МИД РФ в 14 июня 1994 г. - М., 1994. 28 Кольев А. Идеология абсурда: симптомы и лечение. — М.: Интеллект, 1995. 29 Кудряцев И. Две линии в российском политическом спектре. П.: ИГПИ, 1993. 30 Янов А. После Ельцина. Веймарская Россия. — М.: КРУК, 1995. Часть 2 — 3. 31 Евзеров, Роберт. Евроазиатская идея в независимых государствах: Обзор по материалам печати. // Свободная мысль, № 14, 1993. С.42 —51. 32 Арапов А., Уманский Я. Евразийство на постсоветском Востоке // Полис, № 4, 1992. 33 Pravda A., The Politics of Foreign Policy, in S. White, A. Pravda, Z. Gitelman (eds.), Developments in Russia and Post —Soviet Politics, Durham,NC: Duke University Press, 1994. 34 Rahr A., «Atlantists» versus «Eurasians» in Russian Foreign Policies // RFE/RL Research Report, vol.1, 22,29 May, 1992. pp. 17-22. 35 Люкс Л., Россия между Западом и Востоком. — М., Мир, 1993. 36 McFarlane N., Russia, the West and European Security // Survival, vol.35, № 3, Autumn

1993, pp.3-25. 37 Тиммерман X. Внешняя политика России: поиски новой идентичности. // МЭиМО,

1994, № 2, С.5-15. 38 Haunner, Milan, What is Asia for Us? Russia's Asian Heartland Yesterday and Today, London: Unwin Hyman, Inc., 1990. 39 Ignatov A., Der "Eurasismus" und die Suche nach einer neuen russischen Kulturidentitat: Die Neubelebung des "Evrazijistvo" // Mythos. — Koln, 1992. 40 Leatherbarrow, W.H., Offord, D.C. (eds.), A Documentary History of Russian Thoughts: From the Enlightenment to Marxism, Ardis Publishers: Ann Arbor, 1987. 41 Walicki, A., A History of Russian Thought: From the Eighteenth to Marxism, Oxford U.P., подходы выделяются И.Валлерстайном как пример основанной на геополитическом понятии идеологии в его исследовании "Геополитика и геокультура"42. В южнокорейской научной литературе анализ ряда компонентов идей евразийства присутствует в трудах Квон Хи —Енга, Ли Енг —Хи, Ли Ин —Хо и др.43-

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в рассмотрении комплекса идей и концепций евразийства не в историко-философском, а в политологическом ключе. Новой является интерпретация евразийства как действующего и сравнительно влиятельного компонента современных представлений политико — академических кругов современной России. Нигде ранее в научной литературе не предпринималась попытка проанализировать с точки зрения проявлений идей и концепций евразийства программы различных современных российских политических партий и движений. Такой анализ, предпринятый в диссертации, является новым подходом к типологизации российского идейно — политического спектра. Наконец, нигде ранее в научной литературе не предпринималась попытка анализа официальных документов, определяющих направления российской внешней политики, с точки зрения частичного влияния на их содержание евразийских мировоззренческих установок и использования евразийской риторики и

1987; и его же, The Slavophile Controversy: History of a Conservative Utopia in 19th — Century Russian Thought, Oxford: Clarendon Press, 1975. 42 Wallerstein I., Geopolitics and Geoculture. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. 43 Kwon, Нее —Young, Identity Crisis of Soviet Union / In: Soviet Union and Russia: On the Point of Crisis, Korean Association of Slavic Studies, Seoul, 1992; Ли Енг —Хи, Общая международная политология (I). — Сеул: Бакенг —Са, 1962; Ли Ин —Хо, Исследование по истории русской общественно — политической мысли. — Сеул, 1991; и ее же, Исследование по русскому национализму. — Сеул, 1985. (Труды на корейском языке) аргументации в дебатах вокруг обоснований российской внешней политики.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является осмысление мировоззренческой значимости и практического политического влияния комплекса идей и концепций евразийства на современные российские политические процессы . Данная цель конкретизируется в следующих задачах исследования: анализ существа и содержания евразийского мировоззрения; периодизация различных этапов формирования и развития евразийства; изучение направлений и методов адаптации евразийского подхода в современное российское общественно — политическое мышление и форм его проявления; рассмотрение форм, масштабов и пределов влияния евразийских идей на политические программы российских политических партий и движений и на практический российский политический процесс; типологизация российских политических партий, движений и отдельных общественно — политических деятелей по основанию включенности в их воззрения идей и концепций евразийской ориентации; уточнение места и роли евразийской ориентации, идей и концепций в становлении и формировании современной цивилизационной и идейно — политической самоидентификации российской нации.

Практическая значимость исследования определяется практической важностью точного и разностороннего анализа российского идейно — политического спектра. Выделение евразийского мировоззрения как самостоятельного и Сравнительно влиятельного комплекса политических и политико — пропагандистских идей выполняет значительную эвристическую функцию, позволяет по —новому понять и объяснить целый ряд политических шагов, действий, альянсов и противостояний различных политических партий и движений. Диссертационное исследование предоставляет в распоряжение политологов новый инструментарий для анализа истоков и взаимосвязей ряда политических лозунгов, программ и доктрин, которые определяют на современном этапе направление развития как государственной идеологии новой России, так и альтернативных политико — идеологических движений.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в курсах истории политических учений, современных политических учений, политической психологии, сравнительной политологии, как в МГИМО, так и в других вузах в России и за рубежом.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии по теме диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние ее научной разработанности, описываются источники и существующая по данной проблематике литература, определяются цели и задачи исследования, характеризуется научная новизна разработки, раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования и дается общая характеристика "евразийства" как феномена.

Первая глава — «"Первая волна" евразийства в России. Основное содержание евразийства» — посвящена историческому очерку формирования и развития евразийского мировоззрения. Рассматриваются идейные истоки евразийства, история формирования понятия Евразии и борьба "западного" (европейского) и "восточного" (азиатского) векторов российской культуры и цивилизации.

Характеризуется социально — политическая обстановка послереволюционного периода, приведшая к становлению евразийства как самостоятельного относительно влиятельного идейного течения. Даются характеристики основных особенностей евразийства как цельного (хотя и внутренне противоречивого) мировоззрения.

Во второй главе — «Неоевразийство и его проявления в российском идейно — политическом контексте 90 —х годов» — прежде всего проводится сопоставление кризисной социально — политической ситуации после — революционной России 20 —х годов и новой кризисной социально — политической ситуации периода распада Советского Союза и становления новых независимых государств в начале 90 —х годов нашего столетия. Делается вывод о структурном сходстве социально-политического контекста этих двух исторических периодов (распад прежних государственных структур, смена социально — политического строя, экономический кризис, временная дезорганизация евразийского геополитического пространства и пр.), что послужило почвой для возрождения и перерождения идей евразийства в новых условиях. Проводится сопоставление основных черт и особенностей евразийства первой и второй "волны". Под евразийством "второй волны" или неоевразийством понимается комплекс современных проявлений евразийских идей, концепций и риторики в воззрениях исследователей, мыслителей и политических деятелей России 90 — х годов. Неоевразийство не имеет той самоидентификации с понятием "евразийство", которая была характерна для евразийцев 20 —х годов. Однако объективная близость анализируемых проявлений неоевразийства традиционному евразийству присутствует и позволяет ставить рядом эти два комплекса идей и концепций.

Проводится анализ воззрений ряда современных российских авторов, которых можно объединить в так называемую "академическую школу" неоевразийства, поскольку их воззрения носят аналитический характер и не проецируются непосредственно на политический процесс, хотя и оказывают на него косвенное воздействие посредством влияния на программы и воззрения исследуемых далее партий и движений.

Далее в главе анализируются воззрения ряда современных российских общественно — политических деятелей, а также программы ряда политических партий и движений. В частности, анализируются программы таких разных политических движений, как объединение "Наш дом — Россия", Коммунистическая партия Российской Федерации, объединение "Яблоко", Партия российского единства и согласия (ПРЕС) и др. Выявляются различные конкретные формы проявления евразийских идей, концепций и риторики в этих программах. Делается вывод об отсутствии единственной партии или движения, которое полностью стояло бы на позициях последовательного евразийства и, в то же время, о наличии более или менее развитых и значимых компонентов евразийского мировоззрения в программах целого ряда политических сил, движений и отдельных общественных деятелей. Показывается, как евразийские идеи "работают" в идеологическом и пропагандистском плане.

В третьей главе — «Евразийство и идейные обоснования внешней политики России» — предметом исследования выступают внешнеполитические доктрины, концепции, документы законодательной и исполнительной ветвей российской власти, принятые и реализуемые в 90 —х годах. Показывается место и роль евразийской аргументации и риторики в обосновании и расстановке приоритетов российской политики в отношении стран СНГ и стран Центральной, Восточной и Западной Европы.

Дается также анализ альтернативных концепций внешней политики и критических подходов, содержащихся в программах таких политических движений, как "Яблоко", Либерально — демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, движение "Держава", КРО и некоторых других.

В заключении диссертации делаются выводы об общем месте, роли и функциях евразийства в современном российском идейно — политическом процессе.

Исходные методологические предпосылки. Евразийство как мировоззрение, как идеология, как политическое течение. Во введении представляется целесообразным прояснить вопрос о том, как соотносятся друг с другом мировоззренческий, идеологический и практико — политический аспекты евразийства. Можно ли считать евразийство "мировоззрением" в том его классическом смысле, в котором оно в европейской мыслительной традиции обозначается термином "Weltanschauung"?44 44 Различие трактовок мировоззрения как феномена западноевропейскими и российскими мыслителями анализируется А.Валицким в работе: Waiicki A., The Slavophile Controversy. History of a Conservative Utopia in 19th-century Russian Thought. Oxford: Clarendon Press, 1975. pp.1-9.

Обычно мировоззрение трактуется как "объясняющий" взгляд на мир, объединенный единой смысловой структурой и системой познавательных, этических и эстетических ценностей, причем системой внутренне согласованной и выполняющей ориентирующие функции в практической деятельности индивида или социальной группы.45 Конкретное "Weltanschauung" может выражаться в теоретических, политических, экономических или исторических идеях, концепциях, установках, нередко его носителем могут быть произведения искусства. Обычно мировоззрение является формулой поиска «общего знаменателя» для многих формально различных и на первый взгляд разнородных явлений культуры.46

Отличие мировоззрения от конкретного эмпирического сознания различных социальных групп состоит в структурной целостности и относительной однородности мировоззрения, причем эта структурная целостность лучше видна аналитику, исследующему мировоззрение, чем его носителям — конкретным социальным субъектам. Эмпирическое сознание всегда более или менее избирательно и разнородно, особенно во времена роста общественной мобильности и кризисные периоды общественного развития. Эмпирическое сознание социальных групп редко базируется на одном цельном мировоззренческом подходе. 45 Л.Голдманн определяет мировоззрение как феномен коллективного сознания, который вносит максимальную ясность в сознание мыслителя и одновременно как методологический инструмент, позволяющий историкам выделить важнейшие аспекты определенного продукта культуры. См. Lucien Goldmann, The Hidden God. A Study of Tragic Vision in the Pensees of Pascal and the Tragedies of Racines, tr. by Philip Thody. The Humanity Press, New York, 1964. 46 Karl Mannheim, Essays on the Sociolody of Knowledge. Oxford Univ. Press, New York, 1964. p.38.

Евразийство понимается в диссертации прежде всего именно как особое мировоззрение, "Weltanschauung", которое аналитически может быть выделено, реконструировано исследователем в контексте разнородных общественно — политических идей и течений, переплетающихся в своем влиянии на общественное сознание российской нации. Учение евразийцев включает не только философские, но также и теологические, политические и исторические построения, которые на первый взгляд могут показаться разрозненными, однако их смысловое единство может быть раскрыто, если рассматривать их на основе модели евразийства как "Weltanschauung".

Можно ли утверждать, что евразийство выступает не только как мировоззрение, но также и как идеология? Мировоззрение предполагает взгляд на мир, взгляд на человека и общество с единых "объяснительных" позиций; идеология же включает преимущественно политические и социальные воззрения, а главное, отличается своими практическими функциями мобилизации социальных субъектов (индивидов или групп) на социальное действие. Конкретные общественно — политические идеологии обычно базируются на каком —либо более или менее целостном мировоззрении, но сами по себе не обязательно являются целостным взглядом на мир. С другой стороны, программа социально — политических преобразований, которая является важнейшим целевым компонентом любой развитой идеологии, не всегда нуждается в том, чтобы представлять собой всеохватывающее и целостное мировоззрение.

Идеология традиционно понимается как система политических, правовых, нравственных, художественных, философских и других взглядов, систематизированно выражающих интересы и потребности определенных социальных групп. Существенно, что в качестве идеологий выступают не любые системы идей и концепций, а лишь те, которые направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественно — политических отношений.47 С этой точки зрения евразийство стало соответствовать критериям идеологичности только к моменту его окончательного оформления как идейного течения в среде российских эмигрантских общин в 20 —х годах нашего века. Истоки евразийства в трудах мыслителей XVIII —XIX веков оставались преимущественно на уровне мировоззрения, поскольку не имели привязки к какой —либо четкой социальной группе или слою, не выступали систематизированным выражением чьих —либо конкретно — политических интересов.

В многочисленной литературе, посвященной теоретическим проблемам идеологии, достаточно разработан вопрос о ее социальной роли и функциях48.

Следует видеть различия между евразийством и внешне близким ему течением — славянофильством, достаточно широко изученным в российской и мировой литературе. Евразийство и славянофильство могут быть интерпретированы как взаимосвязанные течения в русле одной и той же мировоззренческой традиции. Но мы не можем считать их тождественными друг другу, поскольку, помимо важных содержательных 47 Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. 6-е изд. Политиздат, 1991. С.152. 48 См., например: Косолапов НА. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов. // Вопросы философии, № 1, 1994. С.3 — 24. В американской литературе аналогичные проблемы обсуждались в ходе известной полемики по поводу "конца идеологий": См. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. New York, 1960; Lodge G.C., The New American Ideology. New York, 1975; Seliger M. Ideology and Politics. London, 1976; Lodge G. C, Vogel E. (eds.) Ideology and National Competitiveness: An Analysis of the Nine Centuries. Boston, 1987. различий, евразийство со временем приобретает ярко выраженные идеологические характеристики, а славянофильство сохраняет преимущественно только мировоззренческие.

Если славянофилы так и не сформулировали конкретной программы социально — политических реформ, то евразийство попыталось дать ответы на конкретно — исторический вызов "кризиса идентичности русской нации", как в ситуации распада Российской империи и затяжного кризиса после революции 1917 года, так и в условиях распада советской империи и по — своему не менее глубокого кризиса первой половины 90 — х годов нашего века.

Евразийство сочетает характеристики идеологии и мировоззрения. Идеологичность евразийства проявляется в том, что оно не только философски интерпретирует "русскую идею", но искало и ищет ответы на вопросы о роли и конкретных путях новых политических образований на евразийском геополитическом пространстве.

Разумеется, нельзя не заметить, что евразийство более точно и целенаправленно отвечало на актуальные запросы социально-политической ситуации в 1920 —е годы, чем в 1990 —е. Тезисы и лозунги евразийства в настоящий момент не являются столь конкретными, как программы некоторых политических партий. В настоящее время евразийство остается не вполне завершенной концепцией или тем более идеологией, оно пока лишь борется за право стать общепризнанной или по крайней мере широко признанной "новой Русской идеей для обновленной России".

Обычно идеология объективно выполняет функцию легитимизации (оправдания, обосновывания) входящих в нее содержательных положений: представлений о мире и месте человека, общества, и народа в нем, определенного общественного или государственного устройства, социальных и политических отношениях, типах поведения и образа жизни и т.д. Вопрос о том, в какой степени евразийство играет роль легитимизирующего средства в современных российских политических процессах, будет исследован во второй и третьей главах работы. Здесь отметим только, что опросы общественного мнения и социологические исследования показывают определенную популярность на уровне массового общественного сознания в России идей, входящих в контекст евразийского мировоззрения.49 Популярность многих лозунгов и риторики евразийского толка была практически заметна в ходе избирательных кампаний, предшествующих парламентским выборам в декабре 1993 г. и 1995 г., а также президентским выборам в июне 1996 г. Это означает, что евразийская идея как средство легитимизации играет определенную роль в процессах политической мобилизации в современной России.50

В условиях, когда коммунистическая идеология утратила свое положение господствующей идеологии в условиях распада СССР и коренных социально — политических реформ в новой России, во всей полноте встает проблема "идеологического вакуума" — отсутствия в современном общественном сознании России сильных объединяющих и 49 Например, см.: Т.Кутковец, И.Клямкин Русские идеи. Возможно ли согласие в расколотом обществе? // НЕГА, 16 января 1997. 50 О тенденции консерватизации российсчкого общественного сознания, см.: Пастухов В.Б. Перспективы посткоммунистического консерватизма и президентские выборы. // Полис, № 2, 1996. С.75 —83: Марченко Г.В. Россия между выборами: Социологический анализ и прогноз состояния электората. // Там же. С.101 —115: Клямкин М.В., Лапкин В.В. Русский вопрос в России // Полис, № 6, 1995, № 1, 1996; Л.Д.Губков Русский неотрадиционализм // Информационный бюллетень мониторинга, № 2 (28), март — апрель, 1997. С.25-32. и др. мобилизующих идеологий, без которых новый российский социум не может обрести внутренний "стержень", цементирующий компонент. Политические процессы в России требуют появления (или — говоря осторожнее — способствуют непрекращающемуся поиску) новой мощной идеологии. Данная работа исходит из гипотезы, что идея евразийства, имеющая глубокие корни в традиции российской политической мысли, является одной из подходящих идейно — мировоззренческих конструкций для ответа на сложившуюся ситуацию "идеологического вакуума". Причем евразийство представляется более естественным для России ответом на эту ситуацию, чем распространение западных идеологий либерально — демократической ориентации или экстремистских идеологий типа русского ультранационализма или анархизма.

Следует отметить ряд альтернативных полемических трактовок евразийства как феномена, которые существуют в современных условиях.

Прежде всего, существует точка зрения, которая стремится трактовать евразийство только как миф,51 а не как идеологию, играющую активную роль в политическом процессе. Несомненно, евразийство, развивавшееся в первой половине столетия в русских эмигрантских общинах за границей, трудно рассматривать как идеологию, непосредственно участвующую в политическом процессе в самой России. Но нельзя отрицать, что евразийство было одной из влиятельных 31 Например, см., Л.И.Семеникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1995, С. 104— 109. Автор пишет: «Как можно в целом оценить евразийскую концепцию и ее современные модификации? Надо согласиться , что Россия несводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо действительно учитывать влияние восточного фактора на ее развитие Но единая евразийская нация — это миф. Еще в средине

80 —х гг. XX в. речь шла о новой исторической общности советского народа. Где эта общность в середине 90 —х гг. ?!». идеологий, если рассматривать российскую политическую и философскую традицию как явление мирового, а не локального масштаба.

С другой стороны, некоторые ученые, которые признают идеологические функции евразийской идеи, пытаются трактовать эту идею только как отрывочные лозунги или высказывания, не отражающие интересов какого —либо конкретного политического субъекта. Действительно, в современном российском политическом процессе очень трудно найти такие политические силы или партии, которые выступают за евразийскую идею в чистом виде в качестве основы для своей идеологии. В этом смысле рано говорить о существовании евразийства как оформившегося политического движения. Однако, это не означает, что не существует политических и социальных сил, поддерживающих евразийскую идею, которая постепенно укрепляла свои позиции в российском политическом процессе в период "перекраивания" геополитического пространства Евразии после распада СССР. Можно даже утверждать, что такие силы есть не только в самой России, но и в других новых независимых государствах. Естественной средой для распространения идей евразийства является, в частности, так называемое "русскоязычное население" Ближнего зарубежья России.

В самой России в постперестроечный период в политике — академических кругах сформировались не только группы "западников", но также и группы евразийской ориентации. Содержание идеологических дебатов в новой России показывает, что силы евразийской ориентации постепенно укрепляют свои позиции в политическом процессе. "Социальная идентификация" евразийства в современной России еще не завершена, еще нет политических партий или движений, однозначно связавших свое имя и программу с евразийством, однако многие политические партии и движения адаптируют евразийство как важный компонент своих взглядов и программ.

Еще одну альтернативную трактовку евразийской идеи дают консервативные и ультраправые движения. В своей основе евразийская идея, прежде всего в силу ее глубокой взаимосвязи с русским традиционализмом, достаточно близка консервативной позиции, и некоторые считают ее разновидностью "нового консерватизма"52. Однако евразийская идея, как будет ясно из приведенного далее конкретно — исторического анализа, отнюдь не сводится к апологии русского национализма (а в чем —то и противоречит ему — в частности, подчеркивая необходимость межкультурного западно — восточного синтеза).

Не вписывается евразийская идея и в обоснования социального консерватизма коммунистического толка, возврата к социально-политическим установкам советских времен. Ведь не следует забывать, что евразийская традиция сложилась частично до, а частично вне советской социально — политической культуры, и не задействовалась особенно в годы господства марксисткой идеологии. В силу этого евразийство не связано с лозунгами возрождения Советского Союза, что повышает шансы этого идейного течения обрести значительное и независимое влияние в постсоветский период.

Пока евразийство остается "открытой" идеологией, развивающимся идейным течением, и можно утверждать, что его роль в российском 52 В ходе интервью автора с одним из наиболее активных современных российских последователей евразийства А.С.Панариным (см. его работы в сноске № 10) последний выразил такое мнение. политическом процессе будет сохраняться, а вполне вероятно и возрастать. Поэтому разносторонний анализ евразийской идеи необходим для адекватного понимания внутренней динамики современного российского политического процесса.

Истоки и корни евразийства в истории российской социально философской и политической мысли

Проблема отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии является одной из центральных проблем русской социально-политической мысли XVI11—XIX столетия. К ней в свое время обращались многие российские мыслители общественно — политические деятели, стремясь понять историческую миссию России, особые пути ее развития и роль в мировом историческом процессе.

Истоки евразийства можно усмотреть в неизбежном и характерном для каждой нации процессе самоидентификации, осмысления того, "что же мы есть такое?" Ответ на этот вопрос (неизбежно варьировавшийся исторически) и составил суть так называемой "русской илеи", то есть мировоззренческого понимания и описания специфики и сущности русской нации. История становления самосознания многих народов ! показывает, что вслед за вопросом о собственной специфике, то есть " собственной идентичности, возникают вопросы о собственном историческом предназначении, цели, миссии, а значит и о практическом выборе путей развития. Историко — политическая и мировоззренческая традиция России также искала ответы на влпросы в чем идентичность российской цивилизации, каков выбор путей ее развития и в чем высшее предназначение и миссия России.

Одно из наиболее ранних и относительно цельных рассуждений о "цивилизационном" месте России в истории специалисты выделяют в религиозном тексте — послании Филофея Великому князю Московскому (Василию). Именно в этом тексте мысли об исторической миссии Руси заключаются знаменитым утверждением: "Москва - третий Рим".54 Уже здесь видна изначальная раздвоенность русской идеи, соединение в ней двух векторов, двух ориентиров, из которых один обращен на Запад, на первый Рим, другой — на Восток, на второй Рим, как образно называли Константинополь. Первоначально идея "Москва — третий Рим" мыслилась как превознесение религиозного потенциала России. Но скоро ее связали с национально — политическими установками, а затем привлекли к обоснованию экспансионистской политики русского государства.

XVIII столетие не было особенно богатым на примеры идеологий, дополняющих европейскую ориентацию России азиатской. Дело в том, что этот исторический период проходил под знаком укрепления, распространения и господства объединительной имперской идеологии.

Памятники литературы древней Руси. Конец 15 и первая половина 16 века

Неоевразийское направление в современной российской идейно —политической мысли.

После значительного исторического перерыва с середины 30 —х до начала 90 —х годов нашего века, когда евразийское движение и идейное течение пребывало в состоянии упадка, было вытеснено из основного русла идейно — политического развития, можно вновь заметить значительное оживление интереса к евразийству и его внутреннее саморазвитие в период последнего десятилетия. Возрождение евразийства явилось одним из проявлений становления идейного и политического плюрализма в ходе распада советской системы и формирования политической системы постсоветской России.

Как будет далее показано в данной главе, в 90 —е годы идеи, концепции и риторика евразийства возродились в России в двух основных проявлениях:

1) в форме теоретических разработок ряда авторов —теоретиков, составивших в совокупности "академическую школу" неоевразийства, а также,

2} в форме компонентов политических программ и лозунгов ряда крупных политических партий и движений в составе нового российского политического спектра.

Прежде чем проанализировать конкретные проявления "академического" и "политического" направлений современного евразийства, уместно задаться вопросом: а почему вообще именно в социально — политических условиях 90 —х годов произошло возрождение этого идейного течения? Можно было бы предположить, что в условиях господства социалистической идеологии в годы существования Советского Союза любые оппозиционные движения мысли просто подавлялись (тем более критиковалось и подавлялось все, что было связано с эмигрантской мыслью), а в условиях восстановленного идейного плюрализма после распада СССР евразийство смогло вновь проявиться и найти последователей. Однако, как представляется, дело далеко не только в этом. Более важно, что и первая волна евразийства (20-е годы) и вторая волна (90-е годы) возникли в структурно сходных социально-политических условиях, были реакцией на сходные объективные изменения в российском социуме. В чем же структурное сходство этих условий?

1) После февральской и октябрьской революций 1917 года произошел распад Российской империи, прежней центральной власти и дезорганизация всего евразийского геополитического пространства — в форме гражданской войны начался передел этого евразийского геополитического пространства.

После распада СССР в конце 1991 — начале 1992 года произошел распад советской централизованной империи, падение прежней центральной власти и новая дезорганизация евразийского геополитического пространства в форме образования одного за другим новых независимых государств.

Евразийские идеи и официальные внешнеполитические установки Российской Федерации.

В результате анализа ключевых официальных внешнеполитических документов РФ, а также внешнеполитической практики в 1991 — 1997 гг. можно выделить этапы эволюции российской внешней политики, довольно существенно отличающиеся друг от друга расстановкой внешнеполитических приоритетов.

Во время начального периода после распада СССР и образования самостоятельной Российской Федерации целью внешней политики было вхождение России в семью европейских демократических государств, сотрудничество с Западом и международными институтами для подтверждения за Россией роли ведущей европейской державы, государства — продолжателя Советского Союза. Причем завоевание Россией статуса "великой державы" остается незавершенным и по настоящее время, хотя серьезные усилия предприняты российской дипломатией и в международно — правовом, и в политике — пропагандистском планах.

В последующий период, примерно с конца 1992 — начала 1993 гг. Во внешнеполитической линии РФ стал болше проявляться тезис о том, что западная ориентация не полностью соответствуют российским геополитическим интересам, сложилось требование уделять больше внимания Востоку и Югу. Смена акцентов во внешнеполитическом процессе в 1992 — 93 гг. связана с ограничением возможностей либеральных реформаторов контролировать внешнюю политику143. Развитие плюрализма внешнеполитических взглядов привело к созданию Совете безопасности в мае 1992 г., который и увеличил роль евразийско — направленных консерваторов в разработке внешней политики.144 В конце 1992 г. парламент также использовал свои полномочия для оказания влияния на про —западную ориентацию МИДа.145

В этот же период утвердилось представление о приоритетном значении Ближнего Зарубежья и региона СНГ по сравнению с Дальним Зарубежьем с точки зрения по —новому понимаемых национальных интересов России. Происходила постепенная дифференциация политики России в отношении разных конкретных стран Ближнего Зарубежья.146

С 1994 года по настоящее время прослеживается достаточно явственное присутствие не только атлантистких, но и евразийских по объективной направленности мотивов в практической политике России в международной сфере.

Разумеется, при анализе практической внешней политики России и доктринальных внешнеполитических установок было бы преувеличением говорить о влиянии или проявлениях евразийства как цельного направления внешнеполитического мышления. Однако совершенно очевидно, что многие отдельные положения, которые были выделены выше как составляющие, компоненты евразийского подхода — многие подобные положения находят выражение в современной российской внешней политике и ее обоснованиях.