Введение к работе
Актуальность темы исследования. Во времена политических реформ и социальной ломки особенно обостряется интерес к проблемам государства, к тому, как эти проблемы трактовались шслителями прошлых эгох. Сегодня в России именно такой момент. Идуїцие уже несколько лет бурные экономические и социально-политические реформы встречают на своем пути множество препятствия и могут иметь неоязданныэ результаты, совершенно отличающиеся от первоначальных замыслов реформаторов. В данный период нельзя недооценивать актуальность историко-политических исследований.
В то же время изучение социально-политических проблем современного российского общества переплетается с другий процессом: возвращением к отечественному читателю богатейшего наследия представителей русской философской и социально-политической мысли. Одно из центральных мес* здесь занимает фигура Ивана Александровича Ильина (1883-1954) -"философа волевой идеи", правоведа и политического мыслителя» верного патриота России и принципиального противника коммунизма. Обращение к его наследия имеет несомненный интерес как для широкого читателя, т«ч и для специалиста.
Разумеется, в представленной диссертации (одной из первых,которая посвящена И.А.Ильину) невозмояно показать все,, политико-правовые труды философа. Задача сводилась к другому: наряду с реконструкцией взглядов Ильина как правоведа и государствоведа, актуализировать представляющиеся нам наиболее вакше стороны политической теории мыслителя; таким вопросом.на наш взгляд, и является вопрос о духовных и национальных основах государства. .
Говоря словами самого Ильина, "... мы не верим и не поверим ни в какую внешнюю реформу,которая могла бы спасти нас сама по себе, независимо от внутреннего, душевно-духовного изменения человека" (Ильин И .А .Наши задачи .Т.2.С.370). Когда стоит вопрос о сохранении и укреплении российской го-сударственности, нельзя игнорировать вопрос о состоянии духовной культуры общества' и устойчивости нанионально-пат-риотическпх традиций.
'.-- 2 -
Цель и аадгчи исследования. Основной целт-в автора являлось выявить и показать ильинское понимание основ государе :венности, которые лежат в сфере духовной культуры и национального самосознания. При этом решались следующие задачи:
изучение жизненного и творческого пути философа;
проводился обідни обзор философских и политико-правовых воззрений Ильина, в частности, таких вопросов,как: а) рассмотрение мыслителя как представителя школы естественного права, б) как идеолога либерального консерватизма, в)как сторонника самодержавной монархии л государства -"учреждения" и др.;
осмысление эволюц::и взглядов Ильина;
представлен ильинский анализ политичесой ситуации мевду революциями 1917 г. и его политический прогноз о состоянии посткоммунистической России;
изучение вопроса, о первостепенності: для государства духовных целей и задач, анализ учения Ильина о правосознании.
- рассмотрение духовного национализма.Ильина.
Степень разработанности темы. Обозначенная тема, как
и наследие И.А.Ильина в целом,в отечественной литературе изучена пока, крайне мало. В фундаментальных трудах по истории русской философии В.В.Зеньковского и Н.О.Лосского Ильину отводится несколько страниц .Невнятно говорит о нем советская Философская энциклопедия (т.2.М.,1962 ).
Особую роль в сохранении и изучении ильинских работ
по праву мокно отнести к исследованиям Николая Петровича
Полторацкого ^который, находясь в США, опубликовач со своими
предисловиями ряд книг И.Л.Ильина, издал работы о нем; км
была подготовлена и опубликована їсига, полностью состоящая
из "статей об Ильине - ''Иван Александрович Ильин.Гчзнь.
Труды. Мировоззрение (1989г.).
. Примерно с 1990 г. началась широкая і.убликация трудов И.А.Ильина на родинеj хотя систематический характер эти публикации приобретают только в самое последнее время. Пробна первоисточников была одной из самых трудных при написании данной работы.
Одновременно с публикациями Ильина появились и иссле-
_ з -
дования, посвященные его творчеству. Здесь хотелось бы отметить таких авторов,как Ю.Т Лисица, С.Хоругай, П.Пала-ыарчук, Ю.С.Пивоваров, З.А.Гусев.И.И.Евлампиев и др.
3 апреле 1993 г. в о знамено ваі ле ІЇО-лєткя со дня рождения мыслителя в С-Петербургском университете была проведена конференция "Социальная философия Ивана Ильина".
Методологическое основой диссертации явились труды Н.П. Полторацкого и российских авторов, посвященцые Ильину,а также публикации по различным аспектам налей проблемы. Проведен исторический и сравнительный анализ творчества К.А. Ильина.
Научная новизна исс-едования состоит в следующем:
жизненный путь И.А.Ильша рассматривается в связи с эволюцией его философских и социально-политических взглядов;
делается одна из первых попыток дать целостную картину социально-политических воззрений мыслителя;
разбираются политологические прогнозы Ильина (о последствиях революции, о посткоммунистическом развитии России);
естественно-правовые взгляды философа рассматриваются в связи с традициями естественного права в зарубежной и русской мысли;
проведено изучение взглядов Ильина-государствопе-да через специфику таких Ильинских понятий, как "органическое" и "механическое", "корпорация" и "учреждение";
раскрывается идеология "либерального консерватизма" Ильина;
анализируются "аксиомы правосознания" Ильина в их приложении к выявлению причин русской революции;
показывается разработка мыслите, зм темы правового государства;
обосновывается важность духовных (религиозных,нравственных) основ государственности;
анализируется сущность духовного национализма Ильина;
на примере работ мыслителя обосновывается задность и значіиіость проведения социально-политических и хозяйственных реформ в соответствии с имеющимися социокультурны--
- л -ми условиям'/.
Практическое значение работы состоит в том,что содержавшие;: в ней материал может быть использован при подготовке лекция и семинаров в курсе политологии и истории политических учений, отдельных спецкурсов.
Предпркнстыз усилия даот возмошость для дальнейшего более глубокого теоретического освоения наследия И.А.Ильина.
Апробация теоретических положений диссертации проходила на конференции по русской социологии (СПбГУ, алр.19Э2), а также на теоретическом семинаре "Социальная философия Ивана Ильина (там ке.апр. 1993). Диссертация обеу;.'дена и рекомендована к защите на ка'едре теории современного общества философского факультета С-Петербургского і :иверситета в 1993 г.
По теме диссертации автор имеет три научных публикации. .