Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников Горвиц, Юрий Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горвиц, Юрий Михайлович. Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 05.02.20.- Москва, 1994.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования :

Стремительное развитие компьютерных технологий, средств коммуникаций революционным образом повлияло на процессы, происходящие в мире, причем не только в промышленных ("технологических") сферах, но и в таких традиционно "гуманитарных", как экономика, культура, политика. Общество вступило в эру "быстрого развития".

В таких условиях особую роль приобретают знания во всех видах человеческой деятельности, где возрастает роль новаторства, оперативности управления, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими, избегать информационной изоляции /В. Я.Ляудис/. Общество "быстрого развития" создает, таким образом, потребность в "новых" людях, а значит и в "новой" системе образования, способной ответить на вызов возрастающих темпов развития всех сфер общественного бытия. Инновационные процессы в системе образования есть более или менее осознанный ответ на эти социальные требования. Характерными чертами новых образовательных технологий являются отношения сотрудничества, взаимопомощи между участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями), согласование репродуктивного и творческого начал при ведущей роли творческого компонента, создание таких условий развития личности, при которых осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития.

Полноценная личностная самореализация человека в науке и культуре, производстве, деловой и JiHbix сферах жизни современного информатизированного общества возможна при условии, что у человека с детства сформирована психологическая готовность к деятельности в таком обществе. Все вышесказанное с полным правом может быть отнесено к начальной ступени образования к - дошкольной, на которой закладываются основы формирования будущей личности человека.

Новому содержанию образовательного процесса должны в полной мере соответствовать и средства, обеспечивающие этот процесс, в том числе и средства "новых информационных технологий (НИТ)".

В основе данного исследования лежит создание на базе принципов эргономики и дизайна специальной системно организованной развивающей предметной среды - компьютерно-игрового комплекса (КИК) - органичную основу которой составляют НИТ, целью применения которой является формирование

интеллектуальной, мотивационной и операци-оналыгой готовности дошкольников к использованию компьютера и других средств НИТ для решения задач своей деятельности /С.Л.Новоселова, Л.Д.Чайнова/ .

В настоящее время обоснована возможность включения

компьютера в сферу игры - ведущей деятельности ребенка-дошкольника /С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков/, изучены педагогические условия организации занятий на компьютерах детей дошкольного возраста, определены эффективные методы руководства игровой деятельностью, опосредованной компьютером /Е.В.Зворыгина, Г.П.Петку, Н.Г.Комарова/, изучается влияние компьютерной деятельности на психику ребенка /О.К.Тихомиров, И.Г.Белавина/, определяются возможности компьютерной диагностики творческих способностей дошкольников /Д.Б.Богоявленская/, определяются санитарно-гигиенические нормы и правила применения НИТ в дошкольных учреждениях /Л.А.Леонова, А.А.Бирюкович, С.С.Савватеева/.

Необходимо отметить, что многие проблемы, связанные с процессом информатизации дошкольного уровня образования, поставлены, но еще не решены. Основные из них связаны с эргономическими аспектами создания компьютерно-игрового комплекса как системы средств, направленных на обеспечение безопасной и комфортной жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении, в том числе:

исследование специфики "общения" (взаимодействия) ребенка дошкольного возраста с компьютером и восприятия им игровых ситуаций;

разработка комплекса программных средств КИК, обеспечивающих развитие творческих способностей ребенка и формирование его общественно значимых личностных свойств с учетом психо-физиологических возможностей ребенка;

обеспечение наиболее эффективного взаимодействия ребенка с компьютером и педагога-руководителя игр с детьми;

снижение или исключение негативных последствий влияния НИТ на здоровье и психику дошкольников.

Указанные аспекты проблемы до недавнего времени были недостаточно разработаны. Их сложность и актуальность состоит еще и в уникальности, новизне и отсутствии историко-культурных аналогов в игровой детской деятельности. Требовалось их комплексное решение с системных позиций в рамках эргономики, которая является междисциплинарной наукой и охватывает перечисленные проблемы. В то же время НИТ уже получили широкое распространение в детских дошкольных учреждениях в нашей стране и за рубежом. Поэтому разработка теоретической базы эргономического проектирования программно-технических

средств КИК, которой посвящена настоящая диссертация, является актуальной.

Цель работы: разработка эргономических требований, методов проектирования и критериев оценки, которые обеспечили бы создание программных и технических средств КИК, удовлетворяющих требованиям безопасности и комфорта, соответствующих психофизиологическим возможностям детей дошкольного возраста, и способствующих их разностороннему развитию.

Цель исследований конкретизировалась в

следующих задачах:

1. Обобщение отечественного и зарубежного опыта исполь
зования развивающих компьютерных игровых систем в дошкольных
учреждениях и определение их роли в воспитаний детей.

  1. Разработка теоретической базы эргономического проектирования программных и технических средств КИК, а также их экспериментальная проверка.

  2. Разработка системы эргономических требований к программным и техническим средствам КИК.

  1. Внедрение разработанных теоретических положений в практику эргономического проектирования программных и технических средств КИК.

  2. Разработка методики и проведение экспериментального исследования влияния программных и технических средств КИК на развитие и здоровье детей дошкольного возраста.

6. Разработка практических рекомендаций по использованию
программных и технических средств КИК в дошкольных учреж
дениях .

Объекты исследования: игровая компьютерная деятельность детей дошкольного возраста, программные средства и компьютеры, предназначеные для использования в детских дошкольных учреждениях.

Предмет исследования: эргономические

аспекты игровой компьютерной деятельности детей-дошкольников и^ эргономические свойства программных и технических средств КИК.

Гипотеза исследования: Исследование основывалось на следующих предположениях:

1. Проектирование злої ент з і развивающей предметной
среды и программно-технических средств КИК можно осуществить,
опи-раясь на комплексный междисциплинарный подход к решению
задач развития личности ребенка.

2. Для проверки рациональности спроектированных средств
и их соответствия психо-физиологическим возможностям ребенка
можно применить модифицированный критерий функционального
комфорта (ФК).

3 . Развивающий эффект компьютерных игр достигается при соблюдении определенных эргономических требований не только к техническим средствам, но и к интерфейсу программы, и к используемым в ней стимульным факторам.

4. За счет эргономического проектирования программных
средств возможно учесть ряд факторов психологического, педа
гогического, гигиенического и технического характера, создав
тем самым игровую программу, имеющую развивающий эффект.

5. Этот развивающий эффект достигается благодаря исполь
зованию возможностей компьютера адаптироваться к индиви
дуальным характеристикам ребенка и поддерживать игру в зоне
ближайшего развития за счет вариативности содержания и изо
бразительного материала.

Методы исследования: теоретический

анализ литературы, психофизиологические методы дагностики, анализ компьютерной деятельности и рисунков детей, методы структурного и объектного программирования, многофакторный анализ для обработки данных.

Организация исследования: исследование проводилось на базе детских садов N 1623, N 1565 и

N. 1820 г.Москвы. На разных этапах работы в экспериментах участвовало около 350 детей в возрасте 4-7 лет.

Теоретическое значение исследования заключается в следующем: установлено, что можно создать класс "развивающих компьютерных игр", в которых за счет эргономического проектирования внутреннего содержания, структурной организации и внешних стимульных факторов поддерживается интерес ребенка к игре, у него формируется высокая творческая активность а также создаются условия для самостоятельного преодоления смысловых трудностей, что по существу расширяет понятие "зоны ближайшего развития", введенное Л.С.Выготским. Выявлено также, что существует оптимальный диапазон функционального состояния напряженности ребенка, опре-

деляемой интеллектуальной игровой нагрузкой, т.е. программными средствами КИК, при котором у него сохраняется интерес к игре и достигается высокий эффект развития.

Научная новизна работы заключается в

следующем:

впервые изучены специфика взаимодействия детей-дошкольников разного возраста с компьютерами и их функциональные возможности при осуществлении компьютерных игр ;

изучены особенности эргономического проектирования сложной многокомпонентной игровой развивающей предметной среды, в которой системообразующим ядром являются средства

НЙТ;

разработана система эргономических требований к организации игровой деятельности ребенка с компьютером, в которой учтены требования безопасности и комфорта, а также развития ребенка, что является вкладом в эргономическую науку, в которой прежде решались задачи эффективной трудовой деятельности взрослого человека.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

на базе результатов экспериментальных исследований влияния НИТ на дошкольников разработан комплекс конкретных эргономических требований к программно-техническим средствам КИК.

- разработанные эргономические требования легли в основу проектов игрового компьютерного и вспомогательного обору-дбвания КИК, освоенных в серийном производстве, а также учитывались при создании программно-методических комплексов для дошкольников "Знайка" (для ПЭВМ "Электроника-БК") и "КИД/малыш" (для ПЭВМ типа IBM PC) .

Апробация исследования проходила на заседаниях лаборатории психолого-физиологических проблем эргономики ВНИИ технической эстетики и лаборатории психолого-педагогических проблем игровой деятельности дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания; на конференции "Компьютерно-игровой комплекс в системе дошкольного воспитания" (Москва, 1989 г.); на международной конференцией "Дети в информационном веке" (Албена, Болгария, 1992 г.) ; на советско-французском семинаре "Проблемы информатизации начального образования" (Переславль-Залесский, 1992 г.); на всероссийской конференции "Проблемы дошколь it го образования России" (Сур-

гут, 1993 г.), на международном семинаре "Социальные проблемы современной молодежи" (Париж, Франция, 1993 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработаны основные теоретические положения, используемые при эргономическом проектировании программных средств КИК, которые сводятся к следующему:

замысел компьютерной игры, ее сюжет и зрительные образы, комплекс выполняемых в ней логических операций и степень сложности каждой операции, количество и характер внешних сти-мульных факторов должны соответствовать уровню развития и возрастным психическим особенностям ребенка, а также вызывать его познавательный интерес к игре, должны соответствовать психофизиологическим возможностям ребенка;

уровень функционального состояния напряженности ребенка, определяемый интеллектуальной игровой нагрузкой, не должен превышать некоторого порога, который соответствует психологическим и психофизиологическим возможностям ребенка и при котором у него интенсивно протекает творческий (познавательный) процесс, сохраняется интерес к игре, возникает удовлетворенность ее результатами и в то же время игровая деятельность не отражается отрицательно на здоровье ребенка;

допустимая интеллектуальная игровая нагрузка на данном этапе развития ребенка, может быть определена в результате комплексной психодиагностики (психодиагностической экспертизы).

  1. Технические средства КИК должны соответствовать требованиям критерия функционального комфорта, а их эстетические свойства должны вызывать у ребенка дружественные отношения к этим средствам и способствавать появлению повышенного интереса к ним.

  2. Программные и технические средства КИК, разработанные с использованием результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований обеспечивают:

эмоционально-мотивационное развитие ребенка;

стимуляцию и развитие детского творчества и ориентировочной деятельности;

выполнение функций обучающего средства;

развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения, сенсорных и моторных функций, речи и коммуникаций;

расширение знаний об окружающем мире, формирование нравственных представлений;

- проведение психодиагностики уровня развития ребенка и определение индивидуальной допустимой интеллектуальной нагруз ки.

Правомерность использования разработанных теоретических положений при эргономическом проектировании программных и технических средств КИК подтверждена комплексными исследованиями последствий их применения в учебно-воспитательном процессе в дошкольных учреждениях.

Публикации . Основное содержание диссертации

изложено в 18 печатных работах.

Объем и структура диссертации:

диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов, изложенных на 168 с. машинописного текста, содержит 11 таблиц, 23 рисунка. Список литературы состоит из 166 наименований, из них 35 на английском языке.

Похожие диссертации на Эргономическое проектирование компьютерно-игрового комплекса для дошкольников