Введение к работе
* -
Актуальность темы исследования. Г;:знь на Земле несовместима с нынеиней антропогенной нагрузкой на окружаочуо природную среду, Как показывает расчеты, проведенные на основе , разработанной в Вычислительном центра АН СССР модели глобальных процессов в баосфере. экологически кризис наступит Че?рез 30-50 лет. Не менее пессимистичны н выводы Инстиг'та всемирного наблюдения (США). Директор этого института Л.Браун констатирует, что "пока человечество проигрывает все битвы за спасение Земли". Позитивные, внушаете нале аду изменения наблвдавтея ли»-, в политической сфере. Это прежде всего разрядка международной напряженности, открывающая возмс*.-ность использования средств, которые ели на военные програа-мы, для спасения онружакжэй среды.
Новое политическое мышление внесло заметные коррективы в сознание лвдей. "Впервые в своей истории человечество, не отдельные его представители, начинает осознавать себя единим целый, видеть глобалькыэ взаимосвязи человека, общества и природы",- отмечал М.С.Горбачаз в своей речи на Московском иежзународым форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества". Взаимосвязи и в первую очередь глобальные - человека, общества, природы - вечная тема философского осмысления действительности. Сейчас это осмысланив должно быть осуществлено в контексте экологии. Но не в смысле отношения организм - окружающая среда, а в смысле экологического выживания человечества, требующего его консолидации. Поэтому контекст диссертационного исследования обозначен как соци-ально-зкологический.
Многие беды, обруиивпиеся на человечество, и большуп часть угроз для его существования леди связывают с техникой и технологией, однако пру этом забывает, что и все блага цивилизации также необходимо связи- тіть, с ней. Более того -качественно новая технология позволит решить многие экологические проС іемн. "зло "едь не в том, что технология плоха (она всегда воплощает определенные, ограниченные возможности), а в том, как определить меру ее применения. Автор утверждает, что эту проблему наряду с наукой, правом и дпу-
*t
гимн формами сознания должна репать мораль
Судьба той мли иной технологии зависит от ее экономные ской ь^фективности и не зависит от морали; в атом /егко убедиться при первом же знакомстве с реальный положением дед. Но если судьба технологии, например производство электроэнергии на АХ, может стать "судьбой" человечества,имеет ли тогда использование такой технологии отношение к морали? Ответ на этот вопрос предполагает решение проблема взаимосвязи технологии и морали, которая является предметом данного диссертационного исследования.
Нынешняя кризисная экологическая ситуация обусловлена все иолее усилива»щимся*давлением общества на природнуо среду. И не только с позиций диалектического мышления, но и обыденного "здравого смысла" поп'тно, что так долго продол-i. .гься не может: биосфера утратит устойчивость, вследствие чего начнутся необратимые процессы ее деграда.-.ии. Экспансия человека в природу (и прежде всего технологическая) должна бить ограничена и это ограничение должно не просто задаваться извне, а стать внутренней нормо::, формируемой в результате нравственного самоопределения личности. Причем,последнее должно осуществляться а обцем контексте отношения "человек - мир", ибо "новая этика" не ножет возникнуть без нового Переосмислення этого отношения. Мораль, составляя "верхний этаж" мировоззрения, выступает его стержнем. Кроме этого она есть также явление культуры. Бее это свидетельствует об актуальности исследования взаимосвязи технологии и морали в предельно широком контексте - социально-экологической, мировоззренческой, социокультурной.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи технологии и морали не имеет, на первый взгляд, онтологическою статуса, статуа сущего, а имеет статус должного. В этой состоит основная трудность исследования данной проблемы и этим объясняется гот факт, что она не бала до сих пор предметом специального исследования.
С отновение технологии и морали автор рассматривает как составную'часть более фун; ментальных отношений, таких как "человек-природа", "природа - технология - культура", "человек - мир человека". Содержание концепции "человек - при-
рода" в западно-европейской культурной традиции раскрыто в социокультурных и историко-философских мсследова-чях (С.С. Аверинцев, М.А.Булатов, А.Я.Гуревич, А.Ф.Лосев, М.А.Мамар-даввили, В.И.Шинкарук и др.). Мировоззрение как духовно-практический феномен исследовано с точки зрения социально-исторических качеств человека и категориальных структур мыв-леиия (Г.СЕатищев, М.А.Булатов, В.Е.Давидович, П.В.Копнин, В.П.Иванов, С.Б.Крымский, В.Г.Таба"ковский, Н.Ф.Тарасенко, В.И.Шинкарук, В.И.Яценко и др.). Разработаны социальные и научно-технические основания рационал1ного природопользования и обоснована необходимость интеграции и гуманизации науку (С.А.Ахиезер, Э.В.Гирусов, А.А.Гор лов, Г.С.Гудожкик.Н.Д. Депенчук, А.В.Кацура, Н.К.Киселев, В.Н.Князев, В.А.Кобылян-ский, В.С.Крысаченко, В.А.Лось, М.М.Мамедов, Э.С.Маркарян, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Тарасенко, Б.Т.Фаддеев, А.Д.Урсул и др.). Доказана неправомерность противопоставления научного и аксиологического подходов (Р.И.Александрова, В.И.Ватин, А.А.Гусейнов, Г.А.Давыдова, О.Г.ДробницкиР, Э.С.Соловьев, И.Т.Фролов, Ф.Я.Шипунов, Б.Г.Един и др.).
Одним из первых проблему взаимосвязи технологии и морали сформулировал С.Лем в своей философской работе "Сумма технологий": "моральные каноні, должны патронировать наші дал;, ієй-вие начинаи'Я, играть роль советников при выборе из множества тех возможностей, которне поставляет их производитель — внеморальная технология". Однако С.Лем ограничился линь дол-яенствованием, указывая, что перспектива развития человечества связана о достижением гомеостаза с биосферой.
Необходимость моральной регуляции использования технологий лишь в последние годы стала объекта снимания публицистов и ученых. Гак, Н.Н.Моисеев видит путь преодоления экологического кризиса, "во-пергых, в скорейшем осознании человечеством необходимости опережающего , гвения нравственнг;-. проб-лем по отношении к проблєксчм технологии, во-вторых, в формировании общепланетарной ию^алікой нравственности". ,Я.Шалунов в статье "Биосферная отика" формулирует трсбрганкя к технологии в виде нравственных норм: "не должно создавать организованность биооферн техническими средствами, и, следовательно, ЗамеНЯТЬ ЄЄ НеКЯМ теХНИЧВСКИМ УСТРОЙСТВОМ" И "ДРіГлі-
но к тому кз вов нашу техническую деятельность подчинить целям совершенствования opt авизованное биосферы, а технические процессы подчинить природным". Что касается содержания отих требований, то с точки зрения будущего биосферы они не вызывают сомнения, но нуждается в мировоззренческом переосмыслении.
Большой вклад в разработку исследуемой проблемы внесли ченые, которые участвовали в создали* докладов международной неправительственной организации "РимскьЛ клуб". Создатель и первый президент Римского клуба А.Печчеи в работе "Человеческие качества" ставит важкув задачу объединения людей в борьбе за сохранение шзт. на Земле. Он рассматривает человеческие качества как важнейшее достояние человечества, которое станет основой нового гуманизма. "Этот новый гуманизм долвзн быть не только созвучен приобретенному человеком '" могуществу и соответствовать изменившимся внеении условиям, но и обладать той стойкостью, гибкостью и способностью и самообновление, которая позволила бы ему регулировать и направлять развитие сех революционных процессов и изменений в промышленной, социально-политической, научной и технической областях". Аналогичную позиции занимает и Л.Браун,утверждающий, что должнл измениться "корыстная система ценностей" и тогда лгда будут "прочнее окупать связь с жизненными основа ми".
Никоим обрядом не сомневаясь в необходимости формирования лкологического сознания и нового мировоззрения, автор скептически относится к тону, что скачала удастся изменить сознание ладей, а затем люди изменят экологическую обстановку. Решение проблемы состоит в обнаружении и "запуске" реально суцаствуюких механизмов, служащих достижению некоего баланса между сообществами людей и окружающей их природой. Реальное же продвижение к достижению такого баланса послужит изменению общественных целей и сознания людей.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - раскрыть, как осознается соотногазнке технологии и морали в различных мировоззренческих системах и как взаимосвязь между ними функционирует а действительности. Для достижения это*! цели потребогслось регить следующий задачи:
&
"^
&
ции развития и общественного идеала, что ооеспечивает единство '-іропоннмания и ниропереживания ;
раскрыт механизм функционирования центрального мировоззренческого понятия, который заключаете а след/сщем: I) выделяется центральное мировоззренческое понятие, которое выполняет роль идеала; 2) этому понятие Приписывается некоторые определенности; 3) с их п.чощью осуществляется анализ явлений окружающего человека мира, включал самого человека, создается концепция развития ; k) через отношение к центральному мировоззренческому понятно выстраивается система пред-стар іений об отношениях^ человека к природе, обществу и к самому себе (включая представление о взаимосвязи технологии и морали), что позволяет мыслить мир как некое единство;
показано, что ва; шм условием формирования нравственного отношения человека к окружающей природной среде и, соответственно, реальной способности морали регулировать технологическое воздействие на природу являотся не только факторы социальные, но и природные. Имеется в виду взаимосвязь этноса и ландшафта, проявляющаяся в функционировании этноланд-вафтного комплекса;
предложено понятие "Мир" как центральное мировоззренческое ^понятие и раскрыто содержание понятия "коэволюция" как главной его определенности: I) Мир как ненасильственное сосуществование (коэволюция) человечества и биосфе і, этноса
и ландшафтов, человека и окружающей его природной среды; 2) Мир как коэволюция личности и общества (этноса, включающего данную личность), обеспечивающего возможность свободного самоопределения личности; 3) Пир как коэволюция преобразовательных возможностей, которыми располагают люди, и богатством человеческой природы, развитием их нравственно-эстетических и теоретических способносте '; *0 Мир как коэволюция, различных общественных систем на основе сотрудничества в общей борьбе за выживание человечества;
- сформулироланы морально-экологические императивы Мира
или закона коэволюции: I) закон человекосоразмернооти Мира;
2) закон мир^соразмерности человека.
Арктическая ценность исследования определяете тем, что его результаты могут быть использованы для решения проблемы
экологического вахивания человечества при разработке соответ ствувщих региональных и международных программ. На основе сформулированных морально-экологических императивов (законов коэволюции) можно дать моральнуо оценку тех или иных технология и произволе.в, а также прогнозировать последствия их использования для человечества и биосферы.
Полученные результаты могут иметь значение для формирования нового мировоззрения, утверждающего кенаоильственное сосуществование человека, общества и природы.
Положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, можно использовать в лекциях и на семинарских занятиях по фк^софии при изучении тем: "Обществе л природа", "Социальный прогресс", "Глобальные проблемы современности" и др. Также они могут быть использованы пи изучении естественнонаучных дисциплин: экологии, ландшафтоведекия, этнографии и др., при разработке концепции экологического образования в целом.
Апробация работы. Основные иде.. диссертации обсуждались чв Республиканской конференции "Мировоззренческие и методологические вопросы отношения общества и природы" (г.Луганск, 1963), на Республиканской вколе молодых философов (г.Аяуіта, 1985,1987), на Есесоязном теоретическом семинаре "Мировоззрение и научное познание ' (г.Луцк,1986,1989).
По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литература, В первой гяаве раскрыто как осознается соотношение технологии к морали в различных мировоззренческих системах, что позволяет автору обосновать свой подход к анализу современного содержания проблемы. Во второй главе проанализированы возможности моральной регуляции технологии для реивния социально-экологических проблем.