Введение к работе
Актуальность темы. Непреходящей и главенствующей целью цивилизованного развития становится переориентация обезличенной, технократической, отчужденной культура и идеологии на интересы и целевые детерминанты конкретного человека. '
Обращение к личности, государственное, правовое, профессиональное, интеллектуальное и духовное уважение его становится идейным, логико-методологическим ориентиром функционирования воей системы социально-политических институтов.
В условиях духовного и интеллектуального возрождения общества первоочередной задачей является теоретическое и философское прочтение политической, экономической и социальной реформы социализма.
Социальпо-филооофокий анализ формы, содержания выразительности телевизионных программ представляет собой одно из важнейших средств осмысления нашей общественной жизни. Молодежные программы телевидения заслуживают особого внимания, поскольку, благодаря гласности и происходящим общественным изменениям, возникли новые приотраатия молодых, новые идейные установки и мировоззренческие ориентации. Необходимо их теоретическое обобщение со стороны философов, социологов, психологов и исследование целого ряда важнейших вопросов, связанных с телевидением: насколько правдиво оно отражает реалии жизни молодежи, как воздействует на осознание нравственных принципов, какие идейные и художественные средства при этом попользует.
Конкретно-абстрактная выраженность детерминант жизнедеятельности человека, ее логико-методологическая нагружоннооть требуют тщательного философского анализа формы, содержания и направленности телевизионной деятельности.
4 Отказ от схематичности, идеологической насыщенности, отчужденности человека выявляет актуальность и востребованность понятия выразительности телевизионной программ. Гуманистическая и духовная насыщенность телевизионной деятельности оовершает акт воспроизводства человечеокого общения в содержании свободы совести, интеллекта и профессии.
В диссертации анализируются мировоззренческие и методологические основания, логические ориентации телевизионной деятельности в форме субъект-объектных отношений как доминант личностного осуществления человека в социуме.
Именно философское прочтение роли и меота телевизионного действия в ооциальной действительности, аналитичеогое выявление принципов свободного развития сущности человеческого бытия как приоритета общечеловеческого, личностного над государственным, административным и ведомственным обусловливает практическую необходимость иооледуемой проблемы.
Философско-эстетичеокая наполненность, художественная ценность телевизионного действия во все возрастающей степени определяет эффективность отношений телевидения, как особого социаль ного института, о личностью. Именно выразительность телевизионных программ обладает неограниченным методологическим и мировоз зренческиы потенциалом эффективного обращения к человеку.
Степень разработанности проблемы. История философской мысли, теории театра и кино показывают ряд сформировавшихся подходов в понимании объекта представляемой работы, при этом понятийный аппарат философского анализа данного феномена слокился лігаь в середине XX столетия и обусловлен стремительно расширяющееся практико.", зрелищных, технических видов искусств.
Несмотря на то, что различные аспекты данной проблемы ис-
следуютая в известных работах Ратнера Я.В., Ждана В.Н., Борова Ю.Н., Разлогова К.Э., Зоркой Н.М., Ильина Р., Копыловой Р., Шимунека Е., Зайцевой Л.А., Юровского А. и других , кардинально изменяющееся общество и человек обусловливают необходимость целостного, о методологической ориентацией на качественно новые явления общества, теоретического исследования телевизионной выразительности.
Автор оознает, что ряд вопросов, поставленных в представляемой работе, нуждается в дальнейшем углубленном изучении, что часть из них носит постановочный и проблемный характер, но в то же время каждый результат в этом направлении приближает нас к определенной научной цели.
Паль и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в разработке понятийного аппарата выразительноети телевизионных молодежных программ в контексте социалыю-иде&шх преобразований п обновлений нашего общества.
Иоходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: во-первых, очерчивается логико-историческая эволюция взглядов и представлений на выразительность зрелищных видов искусств, как необходимую теоретическую платформу такого синте-
I См.: Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.?.!.: Искусство,1980; Ндан В.Н.Эстетика экрана и взаимодействие искусства. М.: Искусотво,1987; Борев Ю.Н.Эотетика.М.: Иокусство, 1986; Разлогов К.Э.Искусство экрана: проблемы выразительности.М.: Искусство,1982; Зоркая Н.М.Зрелшщше формы художественной культури.М.:Знание,1981; Ильин Р.Изобразительные ресурсы энрана.М.: ВГИК,1973; Копылова Р.Контакт.Заметки о феномене телевизионности.М. .-Искусство, 1974; Копылова Р. Кинематограф плюо ТВ.М.: Иокуоотво,1977; Шпмунек Е.Эстетика и всеобщая теория иокусотв. М.: Прогресо, 1980; Зайцева Л.А.Выразительные сродства кинематографии. М.: ВГИК, 1971; Юровский А. Телевидение - поиски и решения. М.: Искусство, 1975.
тичеокого феномена, как телевидение. Во-вторых, исследуются основные тенденции и процессы формирования, действенности философской концепции американского телевидения как одной из важнейших составных западной "масоовой культуры".
В-третьих, в овязи с кардинальными изменениями общественного устройства телевизионной практики возникает потребность теоретического, философского обоснования задач и функций интеллектуального и духовного обращения к человеку, так как "...сегодня в литературе, публицистике, журналистике переизбыток эмоций. Вое острее ощущается теоретический голод, потребность понимания, концептуального осмысления, которое ничем не заменить . Выработка философской концепции телевидения необходима - "Это не проото нечто "вторичное" в отношении исходного материала, а способ проникновения в ноше измерения самой реалышоти. Такая интерпретация создает новые культурные условия восприятия п существования первичного тезиса, а в некоторых случаях может быть средством развития самой философии" .
В-четвертых, анализируется самая многочисленная и подвижная телевизионная аудитория - молодежная и на основе этого создается предполагаемая модель телевизионной молодежной программы, ориентированная на повышенный, потенциальный уровень социальной активнооти, и наконец, в-пятых, предлагаются некоторые практические формы реализации концептуальных, действенных подходов в молодежной телевизионной передаче.
Методологическая основа и источники работы. В процессе исследования проблемы автор опирался на обширный теоретический
-
Докторский В., Куницын В. Логос и Муза // Литературная газета, 1988. И ЗЭ. С.З.
-
Tav ь-.е.
материал по истории философии, эотетики, теории театра.
Шли использована труда как отечественных, так и зарубежных ученых по философии, теории кино и телевидения, социологии, по общественно-политической проблематике.
Источником работы явился большой фактический материал молодежной редакции Центрального телевидения. В диооертации использованы конкретно-ооциологические исследования ЦТ и результати оригинального анализа 45 каналов телевидения в США.
Методологическим основным принципом в работе принимается принцип приоритета общечеловеческих ценностей и главенствования гуманистической ориентации в изучении социальных институтов и явлений.
Научная новизна работы сводится к следующему:
вперше эволюция философских взглядов и представлений на выразительность зрелищных искуоств рассмотрена в овязп с проблемой социально-идейного развития телевидения;
используя идейный потенциал исторических концепций о художественной выразительности и современные философские и иокуо-ствоводческие исследования, дан анализ основного понятийного аппарата» объекта данного исследования;
рассмотрены и определены основные особенности современной жизни молодели как объекта и реципиента телевизионной передачи;
на основе анализа телевизионных передач Центрального телевидения, а также результатов ооциологичеоких исследований предложена оптимальная модель молодежной передачи, совмещающая идейную содержательность о высокой эстетичностью;
предложены некоторые практические формы реализации концептуальных подходов в молодежной телевизионной программе.
8 Практическая значимость работы. Отдельные положения и выводы исследования могут послужить теоретической основой для дальнейшей разработки проблем повыше яя эффективности телеви-^ t - п дения, как особого социального института, для углубления и обо-
гащения теории восприятия.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании спецкурсов по телевизионному творчеству на факультетах журналистики высших учебных заведений страны. лл ^ , ^ >j..t {
Предложенная-в-ребото оптимальная модель телевизионной-мо-ТОТ!0'""** -"apannnw позволит более эффективно организовать работу молодежных редакций центрального и регионального телевидения. ^ .. Апробация работы. Основное содержание диссертации доклады-(І валось на городокой научно-практической конференции "Повышение эффективности и действенности средств маосовой информации и пропаганды в овете решений ПУП съезда КПСС" (Алма-Ата, декабрь 1986 г.), на теоретических семинарах молодых ученых филооофско-эконолгаческого факультета КазТУ (Алма-Ата, 1986).
Результаты теоретических и социологических исследований основной проблемы диссертации докладывались на научном оеминаре в Гранд Каньонском университете штата Аризона (США). На основе работы были опубликована три статьи.
Цель, методы исследования и логика оамой проблемы определили структуру -работы. Диооертация состоит из введения, двух глав, заключения и спиока использованной литературы.