Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность'теш пред- . ставленного диссертационного исследования, во.'многом-опре де ля- - ется маргинальным характером соврекэнкой'. культуры, ее: основными тенденциями-, переориентацией.ценностей человеческого суще-'-ствеваняя, что., в'свою-очередь, актуализирует'целил блок проблем, связанных, с-пониманием основных механизмов функционирования культуры, 'ее динамики и целостности. ."Роль.тг формы -воздействия основній'цешюстно-м'їфозоззронческих ориентиров на все виды социокультурной деятельности в такта условиях с необходимостью требуют уяснения нового"значонгя тех гдубпнних оснований, которые являются фундаментальними и конституируют впкноіі-шиё сферы духовной реальности. '-'' .-.-';
Особую роль в эпос лроцоссях -кграот культурные трад'.пгля, значение которых в-современной культура определяется спецификой :іх функционирования з культурное дгпіамиїсе как оско&чого механизма трансляции л актуализации,социально значимого опыта, механизма регуляции я регламентации основних форм" человеческой' деятельности. Благодаря-действий традиция аккумулированный п. актуализированный ею социокультурный оііи?. прошлого раскрывается1 в современной культуро, становится ее внутренним дсстояп::е:л, входит в. духовное поле-культуры-к'ценностный МЩ): ЛИЧНОСТИ;
- Характер современной культуры, ее оснознке емьгелообра-зуяцие интенции требуют не-только.использования и актуализации эвристического потенциала традиции, значение которого в динамических обществах бесспорно велико. В таких условиях особенно вакно. учитывать влияние-действующих традиций з.ситуации кризисности культура, разрыва основных социальных связей, проявлявдегося в активизации етабилязирукяего потенциала традиции как. основного к необходимого условия /юдцергалЕЯ преемственности в культурном развитии. Все это.предполагает рассис— . тренио статуса, сувдости и - специфики функционирования кудьтур-шх традиций в целостной панораме исторической динамики куль-
Туры. . - '? '.-.' :'\'-''",'-'::1 ".''" ':'-. :: ''"
'.;, Постижение сущности и Механизмов развития культурных традиций как уникального социокультурного феномена необходимо. для выбора и обоснования, путей преодоления противоречий- в развитии кошфетно-локальных социокультурных систем и объек- тов. Выраженные противоречивость и кризисность состояния . современного общества заставляют по-новому взглянуть на про-
бла><у ігревмстьенностг-і и цепостности культуры,' непрерывности человеческой историк.'Разрыв основных социальных связей порок-дзет дефицит позитивных програш, .без которых общество и культура не когут, преодолевать свои проблемы.и противоречий, вырабатывать программы дальнейшего развития, находить'творческие кути, позволяющие восстацавлк-затъ аксиологическую целостность человеческого бытия, гармонизировать отношения мезду.человеком :: природой,, человеком -и техникой, наконец, мовду человеком к
КОСМОСОМ.:'-. -:. ' ,. ''
Bcs это, а главное ~ насущная потребность в переосмыслении стноыёяия к' культурної!?/ наследия в целом,' где уже накоплены и хранятся концептуалышо'схемы и обобщения, которые могут кспользозаться .в" современной культуре как' мировоззренческие и методологические регулярней.и ориентации в порождающем диалоге с настояж.'-;,! "реалиями, и.определило актуальность и'задачи прздстзвдяег.:оц работы. Такой диалог призван не только существенно олгшжзяровать процессы современного'социокультурного развития.-В результате ого,могут возникнуть новий язйк, новый способ и^-рсотношенил, '.которые., -'учитывая. современные сдвиги ,в науке, технологии и культуре'в целом, учитывая саму инновационную деятельность, создадут, новые позитивные программы деятель-кости, ноша-.связи "челозока, ПГ-"лроды и Космоса.'.Анализ роли и кехашїзиоБ'.49йВДіощфОЕикя-культур:шх.традііциЙ в историко- культурном" процесса' долкоН;'- способствовать созданию наиболее. глубокой'ц.адекватной концепции дикашки культуры.
СтепеньГта'зтабд_так;|ости цпоблегт. Проблема выявления кон-хроткух.механизмов подцарканкя преемственности и динамики культуры в,целом вызывает в последнее- вре.ул усиленный интерес
: философов к представителей гушнатарных. паук в целом. Тем не nont.a, було Сн олшбочным' угьерэдать,. что. она является всосто-
.'Р'-іїне и максимально исследованной и'"исчерпанной-. .
Наиболее.' знанитешша обобщщчие "'публикации, посвященные анализу .кахгняэмбв к. перспектив 'социокультурной, динамики,
. ссношгй ~<йорм я..родя1в ней 'культурных традіїцкіі,'приходятся на . SO-s тед-сГ. ИаслйДоаангй эттсс проблем проводились и ранее,.но''
'': ' - Лгафо'нсва Н.В. Прогресс.к традиции в науке. - М.,-1991; '.Барязтайк-БДї. Тр^ашя,-.й-,каноц,' Два парадокса // Критерии, и '. .сузденця в йскуссївознаник»- - Ш.; 1986.'- 0.176-215; Динамика .''культуры: таоретикр-?40тодолрв-нескко'аспекты. - М., 1389; Зе-.
они,- как правило', были ориентированы на- анализ относительно локальных'аспектов.рассматриваемой .-проблематики. ."';;'" ;.;' ;:';
Современный этап обращения, к., пробдсшм, связанным со ста-; тусоми форшми культурной традиции в. динамике культуры,' осуще- '; ствляется в различных аспектах,,среди которых наиболее интерес- .-' ными можно назвать следующие: традиция;как.объект-социальво-фп- . лософского анализа; традиция и проблет-- преемственности в''раз-, 'витии социальных систем; роль традиций-в" культурной динаміте ';--' (в семиотическом и аксиологическом разрезах) и анализ традиций,. . применительно к конкретным;социокультурным феноменам. '-'.-
','Одной из наиболее интересных-и-перспективній-стратегий исследования рассматриваемых 'проблем является структурно-^йунк- ; ционалышй анализ культурной традиции: в единство ее содерйл- ' тельных и формальних характерніша .Здесь, необходимо отметить особенно ванный, для представленного диссертационного исследова- ния подход, предлоЕеннш А.И.Золенкозым, в рамкахґкотерого тра-диция рассматривается в діжа^лчнор.і-единстве формальной и содер^ кательной сторон, что, и определяет ее функциональный статус и основные формы в динамике культуры..'. -у, -? ; ;>'.':.> ..;; ' -
Кроме того', необходимо"отметить.ряд работ, таких авторов, . как С;С.Аверинцев,- Н.З.Агафонова, А.К.Взйбурин,-.А.И.Бареегян, ' -Б.М.Бернштейн, В.С.Власова, Ю.Н.Давидов, /И.Т.Касавин.'С.Б.Куб-. .- бе ль, М. К. Макардаїішиди,. Э,- С. Маркарян,. В. ПіїМахошіна ,:;Н. Н. CmteHr--. на и др., в которых'традиция^выступает в качестве,'самоотоя- тельного .объекта исследования..В этих исследованиях раскрнва- ется роль традиций в культуре, их место и'основные('функции'-в становлении и развитии социальных систем,,'рассматриваются.- „ . основные закономерности развития самих,традицтій.: , /:- '...',-
'1 Ванными и интересными для. проведенного диссертационного,: '
' ленков А-.И.,: Водопьянов' П.А. Динамика' биосферы, и социокультур- . ные- традиции. -Минск, 1987; Касавин, И«Т. Познание .в'мире тра- ' диций. -,М.,1990; Маркаряк Э.С."Узловые, проблемы; теории куль- . турной традиции'// Советская;'этнография..-'- 1981*.:'- & 2.-.-., . С. 78-96;. Пдахоз В.Д.. Традиции и общество : Опыт, фкдос'офскс-со-, циологического исследования. -М.-, .1982;'-Преемственность..-'и инновации в развитии древних культур. - Л.;, 1986;- Традиция я истории культуры. - М.,Т978; Традиции и инновации з духовной/ жизни общества.. - М., I986j Шацкий Е, Утотй и, традиция. - М.,.
1990 и,др.- '.:; '..-. - ..;-/..y-.'-i..'':.у. '\:ї/--.,''-'::..'.'.."./ -,;-
гссдодоваакй .іфо^ставлятся'.".работц,' тасвящешше" .-анализу; исто- ржо-ігулй,уріоїо'процасі:а, конкретних типов культуры, в'кото--.рык- *г»кеддащ хоїь-'їхіце 'ядаЬї№'. са«о«5тоя?вльнші объектом1'у' '.;; пз'учсздя, .aio'ffeij яо'мгяееі-- рас<^т^пйетсЯч'в;яачёйгвэ:исотъв)А-': ''..гокой- щ...хар^горіїогвд:. Здесь"с-юдіуег' '.назуть работы ; таких'.;:..; " 'иззіїстнісе авїЬров,'\іазк;С«С-.Аверіац#»;іЛ.Ллші*в,_;'-Л.и.Баткиа, ':; . БЛЛ.Бзржа*5Йи1;.Е.С.Блблзр,'В.Р,ЩпивргШ -, айву- А.Я.іурсвач, M'iC.KaroaV :7.ГДузаец6в,;В..Н.Лазарев?М.Фе--
_ "'-дорога а.лруі?йа.г::г,:':;;{;'' -;'-:'ч V-^.---- ':' ^''УЛї'К^''-^''^- > ':'--„'';':'., ./Поскольку''.їзгййаепяе.моста,"роли ж основных^фора..фунщшнк-Гроьаішя''^аяпіс^'іЕ'дагадг.ів'Ч^^^рн/аеотделимб..'от рзосмотре-- ,: їщ. сайото.куатурпого:шітокста,'в.котором' действуют традиция, . . -для.'; вхйДоїаалбніісго^ссертаїи'остого 'исйдздованЕЯ/ представля- ""отсі» -шшжі ;аяа'даіз. ssdrc-.'KOJiTeKCTa,;"анализ, самой- культуры..';.'. В . ;: это!? '.связи не.оДходкш .ответить:"п;в' определенной 'степени; сянто-. г:іро.паті»'.:слеа'й'иб'.осп0гіщо аспекты, 'основные;стратегии обра- . ' щепій''к;'.гфобяешы, ,связг!пі№.^с.;кулвтуі}0&. - .акскояогичосюгіі п'--' сеькстг'зрХЕй,. :SasHQcn''обокх .аспектов-.обосновывается; прекде . всего таи,- что'; .сделкой 'сторони, .ценности являются'необходимым содзр^теяьщкя кошїОйекгсг.1 культурной .традиции, "и''она'в дедом ; .' .aarjKiyatrpycv.i! акгусжЬїїрует.'.іш.ешіо цещостао-зкачжый соццо-. хультуріїий'.'ошіті. а'/.с,''Д5й'гой'Стйрови,'-- традиция- несет .-з. своем ,;содорглшш..'ощщ'ёлНзда'з54йр?.'Л1С!Э, 'необхбдицум для нормаль-.. ..но.їч>.'сугдосот6ванїЯ."саі;.:о^:.^ЛьтугУ.:-^". :Л"-'''-'-.'-' ,,' :.., ' Аксло я'егаде'сяая; орлеятацня пря. анализе 'культури, - кудьтур-: Н'.;ГС) uacne^,.-'Tpa.i*raj:.:g"-ij .новаций,'творчества' обнаруживается \у'шокс:;автор6в,'-Э'р21Я1а2: разіи-!чіик'їеоретаческіїХ"'Подхрдов, ..;ТйіПіХЛ'-'каі::'романт«з«' (иэнеяая ictojia, -Т..С.Кояьркді и. "озерная", ' їш.оаа) а 'ізтософсійя. термзкезвтжа' (В.Дцаь'той,. X..-Г.Тадакэр) и' :' -да, из:-л.ч6т.ійесісоо'' иаправдонпё'.'раарабатывалось такшлл іізвестни» ': ?д.:а2Торзет;:' іа!г,РЛЗар?;':В.В.Ї5вааоз, ' ЮЛОоткан, В.Я.Лрогш, ;. ' :3..H,fojonoa: к :да»;". і;' ,ч.-:.-7;:'-;Г ^"'!V'--.--\^-',;V '"-' '; .'''.- '-'' -'-
' '-.'чїіааноо йэсгЬ..пуз .аіШдиЬб^осноашж'форм п щханигмов; фузік-
'. і'7.онкроваштД іеродящй ;в -'її0їорчког!суяьт,7рао?.''ііроцвссе.заніялаеї
'ц:.(ішй -ряд основний;': ішяткй фїгяософк; і-культуры и культурологии,
таких 1й^дьту1й^. прсэглгтвЕшбсть, паулть-./сощокультурныл
-. !.6анг, -дух'а.шо.сть,'^цсннрстк'к.''др.,';хсторью,рассматриваются в,
-..;.-.;рОгшск'МЛйюка,-УЇ.^'езмй,/Х^Г.Гадаыерй'»-'Л1;П.Гайдэнк6', Р.Ге-
.;:};пона; ;AJi<.I^'py^ay..''A.H^ МДі.Мамар-
: ,'-.' ХЗДШ(1 А.Б?|-Шай'аова'&.х5,М,кэкуе;ьа, К.ВЛиотрвз. и .Др.- -/ ' '.
: : Э .- ~ -. .. .- .. . -. . . . .
Вместо с тем, несмотря на-значительные-и разнообразные исследования., псрівдерио'"рлссшгронт-діпшгакї{:культуры, ое-.' основных механизмов, места и-'рояи-'пл10{1'еддатУРЯ!К'"традаш1й,; до настоящего времени, остается це /Мртд вопросов, трэбувдих.'.-. дальнейшего рассмотрения и уточнения. Актуальной остается ./.*, потребность фаосоїГйіср-концептуадінс'го. анал:іза.культурной' тра»; дпции;' необходима эксплицировать закоаомврібото.'развития-.-и. взаимодействия;традиций, в целостной панорами йсторшіо-кудьтур- ;'' ного процесса; требует более полного раскрытия"эвристический ''' потенциал культурі ой традиции ('особенно; в условиях инновацией-* . но-ориентнровзнных обществ); вайю: исследовать рсцовныз;механизмы фунідаїоніфоюнім. традігциЯ.в-'ра'злйчншс'..тепах'-.социокуль- -..-турнби сроды,.- '..':.' ч ,;;-V:-...' ,-';-.'..\V .'.;И';: --;-,;;''; ;:.,;-;.;.';. :-.
Совокупность обозначенных проблем.и определила, шбор предалета представленного" диссортацлоннргЬ исследования,'''.'
Цель диссертации состоит".в-том.' чтобы исследовать Феномен культурной традиции как существенный-фактор ценностно-смыслового единства динамики" культуры, раскрыть ее-, 'функции и основ- "'';'
; ныв. механизмы' транс ляш-тасощгокультурногр -опита; з. различные
. типах историко-культурного."процесса,"_,'. '>-' ".' .' '';['''': ' ''."; : Реализация поставленной целя'предполагает.реагайиоследу»-'-'
' цих .задач исследования:; .-;. ,-.;-" '' :'/'.'-...'.'' ," '--';;.-. '. .-'.-. .'"-д.у '/-, . і-- эксплицировать понятие. "TpaAtai«i'e. и обосновать ей 'кате-* гориальныД. статус в'.современных'''фмос^^кі«''п.'со^.ікіОтРума--''.. -'нитарнж. исследованиях ;'-;.. -'-. ':'-'^У-'.-^{У'\- "-,-::-':''-'.;--*;'. ./.'''".
-.".'.-. раскрыть механизмы взаимодействия ;$оргашяяс и., содер- -.-' яателышх' аспектов 'традщия' в .дшіашко .культура;'.'.- г;- .''',- і; '''. .;.- виявить основные ^рмы-:юаи^'одейстеет.т?агдциП п-ястс- .'
_ рико-культуріїом ..процессе-и прЪаналпйгфовать ;пх іспзщйачзсіжої:. 'особенности'в культурах традвдокяого,;'трзазіяяЕгого' я.пійо- ;
- вацибцнЬго тигіов;:;':у/..> v;C...;.( .\;I'^-'k:::;:-::.;:';-'-;;.;v;/.';';.;;':; /, '-'-'':' -': ''."- осуп;естьигь"исторшго-фя"ооофйкуй рзгоис^грухцпэ есяв2>;.:-;
.'ншс--проі^г.идаішлііга'культуру л .'^шрісйярршіішї.традицій!.'' й. ;:;
. условиях: западноевропейского; .СрздйОВ.зкоа^1,:г'РеЕЬ;8саіі8а; ti: сте- ".'
/новлзнкя'портгаідус'трїїалйісігр ;s6sisctoa.;r;;:'v;;--;;.;;^.'-::;Q'::'';;-;;'- -v.
;'.'.-. ; в дачвсїю'Гіаіда '
''..двойного, иселодошшй использовались'і^ :
' ніія-философии;культурі, 'з,котррші..сзї{то2ару"йгся. 'праясфагэзгк'.' .'о природа.'и'суиціостя'культурії,.'ёа-ддаш^'й-'іяфрвад^ачз? '; --. -..'с'ккх рсковашіях^.-с.б: Особенностям ,г^с.Ез'ї^ж6':^|ггоеетЗ:дая~;.';;
трлі-иоети. В работетакже, использовались.важнейшие результаты исследователей.по"семиотике культури,'представленные в трудах. Р.Барта^,. М.М,Бахтина,.' Б.М,БернштеЙна',_ В.В.Йваноза, Ю.М.Лотма-на, В.Н.Торрпова и'-дрі.':'-'_'\-.'/;'.'у,- ; '''.'/ .'' ''".' '
' "В качество ..эмшричоск'рй основы диссертации использовался материал, из''которая' куль^ры,. представленный.,б работах ; Л.М.Багкіша* .Я.Бу'ркхардта*''.А.Я.Гурввича, Ле Гс$фа, М.Дворкака,.
й.Е.Лдаиловой,'Х.Диллвра,;;В-Н Лазарева, ^Е.Трубепкого, ' '
-.В.Л.Роыаново'й,'Й.Хейзкйги,' ФЛалька» Б.Н.Ярхои др., на осно
ва которого балй осудествдеиы'исторические''реконструкции социо
культурной динамики западноевропейского; Средневековья и Воэрож-
. д»ция',''При анализе становлений посїиндустркального общества .""-использовались работы такта ".известных последователей, как
Д.Бёлл,":Х.КлцГвс*-'Э.Пестглг/я.-Дф"1">. '.'-"'--' ..;;'/,:"/' : ...:'..
'.' Научная;новизна '^птсегтатотого иослолов^ттз заключается
'.' в. 'том , что в нём -осуществлен 'фадоссфсіяй анализ культурной
традиции-с Ц?лыо. обоснования ее универсального' статуса в сохра-
нешіи цг;:ностііс--с;^слбвого.\едіінс,гва динамики-.культури," иссле
дования конкретных Ь5еха^шгйбв\траяс:іяцші социокультурного опы-
', та її основних форм .'взашэдеЙстзия .традиций в различных'типах
..культури.";V'';:; V7 \:-F\;'; ;'';.;./''..;.'- '"'' ;'.''" ";..,'"'./: ' .
:'-.'; Конкретно '-.Ь'хр .выранаетсн. в- следуэдем:
-". ;." - осуществлен'с труі:хуі>ло~{йгнкционалький анализ традиции
, как аіундаментад&ной'іеонстанм процесса;
- " -.раскрыты"сснршие"каханизг,я. їраасдяпии социокультурного
опыта', ..в ранках который традиция выполняв* ваннейшие функции
''сохрышпкгк воезррпзвЬдагва ценностно-смыслового-единства
культурной,'дкнашюи; / ' ": "'.;.,' ,;;.;';''-
-г обоснована йласспфикация .типов функционирования тради-
. эдн а".коїорішо-кульїурногл процессов рассмотрены корреляции.ее
бормальішх, и содзрзатольн,'-х"аспектов в условиях доминирования
кансніг-іеокіїх," траазпїивзих-' з инновационных программ духовного
-' рлеБИХИЯ;--.""':.'.-\4:'7;'v С};':, ?;'[''"- .'.'-'.' -----..- О- '-.-. 7-.
'.- ~:і;сслЬдоваіі,-амбивалентный'.'статус традиций в культурах.".
._ транзитивного тігаана ма.'шриала сравнительного ;гна/щ-га запад-
коеБроиайсг,6го.Воэрс55Д9К»я,й становления базисных структур
-.'псс/піицуатрікл^^ ' '*'
.'-''Осн^БНнв' положения.' выносные нз з&ііг?ту; .-' '.;.-.ї..,Куль7Ур/іая'Градация представляет собоь $орму леторіга-,f-сйЬйпрэаздгаёщоетк'в/культуре в со:сїйщюннок"й диахроншж
срезах. Благодаря действию традиции'в единства содержательной . . (социальные стереотипы, нормы и ценности) и формальной сторон
происходит сохранение .и трансляция основных структурных и функ-. циональных характеристик рассматриваемого' типа культуры. ";.
. 2. Поддернание традицией необходагой' преемственной. взаимосвязи в культурной динамике достигается благодаря ее специфиче- . ,ской бифункциональной природе. Это означает, что' все многообразие действий традиции в развитии культуры сводится к следующим . основополагавдим функциям: селективно^стабилизирующті.и. нормативно-эвристическим. Сущность нормативно-эвристической функции заключается в том, что традиция выступает и как: необходимая предпосылка, и как программа творческой деятельности.' Выполнение традицией селективно-сгабилизирущей функции означает, что 'традиция является фактором культурной я социальной стабилизации, что она может адаптировать и интегрировать инновационные
КОМПОНеНТЫ ТВОрчесКОЙ Деятельности.-. .''''.:.. 'V "
3.. Бифункциональный характер культурной традиции на всех стадиях ее развития достигается за счет того,..что в самой, тра- ' диции существует определекное "пространство творчества", зада- ; ваемое'. вариативностью ее внутреннего содержания, что обеспечивает возможность, динамического развертывания культуры в определенном социальном контексте.. Вариативность содержания традиции определяется ее способностью к перёкомпановке входящих в него элелюнтов стереотипйзированного соодокультурного. опыта, :. который транслируется в пространстве и во времени. .Такая пла- :;
стичность традиции делает ее уникальным механизмом социокуль-.
. турной динамики, способным ассимилировать -инновационный опыт; и сохранять его в формах, санкционированных Доминирующим типом
-' культуры. -.- \:'.'\':'\ ':';" ''.-'..;':,."'''''. Г-.-.'С'' :; ''''. '.;-.'.
4. Анализ механизмов трансляции социокультурного опыта, , в.рамках которых традиция выполняет .свои важнейшие' функции: нормативно-эвристические и сёлективнс^стабимзируадие,'позволяет сделать вывод о том, что .она.является основой сохранения .: и воспроизводстваценностно-смыслового единства'культуры в ее ;
'динамике* Постоянное развертывание обеих;сторон функционирова- , ния традиции, скоррелированность ее формальных и содержатель^-' ных аспектов задаются как долшпіруадими программами, духовного -:. развития, так.и уровнем-содержательной зрелости самой трэди-* >..'',. ции. Преобладание нормативно-эвристических, функций традиций ; ' наблюдается в ситуацшос прогрессивного.сдвига социокультурной -,.-.
''-.динамики, :кот6рыэ' 'сопровождаются'- даксимальной объективацией ее '-. вариативных, возможностей,; '.пластичностью внутреннего содержания . '.и открытостью ."социальным нововведениям*'Акцент на стабилизирующих механизмах традиции характеризуется'наличием очевидных инвариантных /Тенденций в: развертывании содерканйя.и неприятием '.
'.иннбваций..7"':.:-"-.:' '; "-'^ ;>->-;-' -,'- 'i'S'.' '"' ;.'.- ''.--...'>''..,'., ""..-''.' "'
'.: 5. ..Основные..^^форїш-.и.'механизрі функдионирощаия традтэдии в
-,исторіїко-культурнозд процессе.;"піредедяются,конкретечми типами.
культуры и. задаются дрмгшируг-диж"в. 'нж'программами-духовного .
; развития,-.'среди которых, даоїіт смысл,вычленить канонические,.
. транзитивные и иннощцио^ке,;'Анализ .основных, программ динами-
.; ки культуры в'-усдршжізападноевропейского Средневековья, Ре-
;'.нессанса-и становления'.базисных Оснований постиндустриального,
'.общества, позволяет, содёх?» те льне проинтерпретировать важнейшие
характеристики ;И- механизмаі-взашлодействия'.'традиций- в различных"
-социокультурных условиях-их функционирования..Канонический тип
развертывания традащш-предполагает: смещение-в сторону- селек-
тивно-с ібилизирущих: ее механизмов, которые призваны препят-'
ствовать транс.фотоащ^ы;, вііутрк конкретного социокультурного
.. пространства. Скорродирощнность .обеих сторон .функционирования
'.традиция рассматривается на различных, феноменах-средневековой
; культуры:>становлении,идеи-чистилища', как 'свидетельства услок-'
' нения, основной/инвариантной схемы от бинарной до-троичной;
развитии канров,-словесности; формировании- готики, и др. В рам
'ї ках преобладания транзитивных программ; духоыгого развития тра-
:диция приобретает,специфический амбивалентный характер, что
отвечает ШДВИЙЄНИИ на_первый план творческой составляющей'
... культуры,; так .'как возникает- потребность: качественно нового
Ч..выполнения традицией'своіа-.Ь/сн'овополагагздїх;санкций. Об этом
- - сввдетедьствуют,(такие.феномены ренессансной культуры,- как воз-
, ''.-."-.никновение". новой социалы;.остй,, - художественное, творчество в, це-
//...;лом,' статус'яацдональных-язкков.и т.д. ;.-. -.. . . -['.
;..--,-:: :--./..б. Ана лиз. культурной -дикашки"в .транзитивные эпохи в ;.;.- условиях оііределєнно^:трансфоррлацт,-і<ульт.урного пространства .-.;'.показывает, что.именно '.традиция в .своем,.специфическом амбива- -':'.' "-..'лентарм статуса .позволяет;преодолагь кризисные процессы в ,,-; культу ре,; что- приобретает особую'; актуальность з условиях ста--' ;>'ч новления^постиндустриального' общества;для выработки перепек- . ,f..':-"-,':тивных путей его- дальншшего'"paави.тия ,и опт;;мизаиди социопрп-у .'''. "родного Бзагиодействип- на основе творческого использования -
накопленного социокультурного опыта'.-; '.-..-- .,}.',::',':'-. \ ' ''-.-
.' Научно-практическая Значимость'результатов, подученных.в '.-диссертационном исследовании, определяется актуальностью проб- ' лет основных'форм, и механизмов функционирования.культурных .-' традиций в динамике культуры. .'Они могут быть\ использованы'в це-
- лях дальнейшей разработки таких нагфавлеиий, философского, аналк-за'культуры, как.пробдеш.творче'бтш/.прогнозирование' путей дальнейшего развития, в';условиях'.деструкции:и распада важнейших .' социальных связей-в обществе. Результата- диссертации могут-быть
...полезными4 для'разработки специальных курсов по философским';.-"'
проблемам гуманитарного опознания.'-Их можно также использовать ; -
при чтении лекций, по темам:-."Культураі-и общество",''-"Духовный"' .;
. опыт истории" и др.'-...; ' ;.,.'"'.- '' : '.
Апробация наботы. Основные результаты диссертационного исследования получили апробации на мевдународшх, всесоюзных, республиканских конференциях,и"симпозиумах: "Проблемності как , форма развития культуры" (Целиноград, 1989); "Материалистиче--
екая диалектика Как логика.'и.'методология социального .'творче- '-"'
сгва и научного познания" (Алма-Ата," :1990); "Проблема-человека
в современном мире" (Тапкент,' 1990); "Философия социального ' ...
„действия" (Минск,.1994). ..",...-;:'-'..- ./"_"; -\:/' '..-'..%'-/^,-
. Диссертация обсувдаласъ на заседании кафедры философия ':.' и:методологии науки Белгосуниверситета 7 рекомендована:""' ;к . -;.-." . защите.'',-';". " :';.,"'- .-,,'?: ..'У .'-. ' \г'.л-.: '::-''' ""'.. :"'.:::: '"'-' -'':':'...-'
;''' .',.'-';.' ..(хзновноЕ'содтшш :;: -
- Во введении обосновывается актуальность, теш исследования, ; раскрывается степень""её. разработанности в философской литера-' , тура, .формулируются цель.к"-задачи-,работы, определяются основания проведенного анализа*.раскрывается научная новизна и прак- . тическая значимость.полученных результатов, излагаются основ-. . . ные. положения,- выносимые .на:защиту, ..'; ,,-'.,"'':'^';."-.:лv\'",:--.'.'/''>.' ', :'
"Первая-глава диссертационного-исследования содержит струк-
турно-фушедиональный анализ культурной "традиции;, что предпола-? .-
га'ет' ее рассмотрение з различных срезах: категориальном,струк
турном, 'фуніедиона льном и генетическом. При. этом, дается харак- -,
теристика возможных подходов к анализу.вопросов» связанных с Ч'.
культурной .традицией. ' ; ': - '.;';._'',' .-ЧУ'';,'./:-.'
'-. Для категориального определеняя "традиции необходимо "';/'-обозначить и.такиепонятия, как культура, социальная память,
.-..-- -. -.-,: - >.io;v - .. .- . .''' "
социокультурный опыт, ценности. "Культура" обозначает сам фено
мен, а, традиция -;способ его существования (К.В.Чистов). Тради
ция представляет, собой.процесс, в. который включены.и прошлое,и .
настояцее,. и будущее Ці-Г.Гадамер). ;При этом в содержание тра
диции входит.не. весь" социокультурный опыт, который хранится в
.сощіальнойпаштиі'а только та его часть, которая необходима и
'-' актуальна"сегодня.; ;6пыт, входящий в содеркание.традиции, опре- '
... доленным образом .структурнб-соганизован.и стереотгтлзирован
.(Б.М.БернЩтеЙн). v; -.у:;-':."?,;,;'':,- ;'' "'..... "".'''-';'.,'.''.- '.-."'.-
В содертательном 'аспекте культурная традиция представляет ,' собой .совокупность .следуїздих основных компонентов: ценностей, . норм и стереогапов,; в,-которой организущая к. объединяющая роль "отводится культурным .ценностям, а.качество и открытость традиции достигается, за счет; вариативной: потенодистереотхгаов; ;:- Анализ-культурной традиций,: ее роли и основных, механизмов ;.,' действия в историко-культурном, процессе ..может быть. плодотворным .только ..тогда,; когда і наряду.'с выявлением основных .струкгур-; ных кол;.энентов /культурная . традиция*,.-. обладающая бифункциональ- . ным характером,(А.Й.Золенков), рассматривается в единстве фор-., '..мальных 'я.содерзсательных характеристик. Конкретный вариант со-.-'' отношения, этих,;- двух 'сторон -действия традиции- задаётся направ-і'. .ленное тыо культурного процесса, в котором-.функционирует тради-. ' ция* От, этого-, соотношения .меняется,- но не утрачивается выпол-.. нение. традицией своих .основных "функцій: селектишо-стабилизи-рущей:,и.нор.уативно-эвр1СТ1-гческой, которые реализуются будучи. взаіімополошанш.ій'й взаимосвязанными. Выделенные.функции, кро- ;ме своих особенностей',-'имевт характерные ориентации: "интро--. вертную" й.."экстравертнук)".:.' '-'' *.: ;;,;.,Функция стабилизации осуществляется, за счет.аккумуляции.: 'і:;''-.цещостнргадіачиііог.р;;;опнта, его ^воспроизводства и трансляции' :. в'синхронном'и диахронно.':, срезах.-В-'данном смысле традиция' ' .' является -'.фактором, культурной и. социальной стабилизации. С /-'.-. \ этой стороной действия традиции связаны как селекция,','изби-. "' .рательность,-; так и регламентация .важнейших' форм соодокультур-;;....-ной деятельности.;.Без успешного" выпблнения этой "функции.соци-'.'- --алъные,системы могут утрачивать целостность '.и. внутреннюю орга-'-:'. ; -.низованность.,Сояективно-стабняизирущая .функция культурной -. .-.'.;> традиции связана, с обобщением'духовного и практического .опыта. .':-:' освоения реального,мира, на основе которого л реализуется, нор- ; ';. "штишо-звристійеская'фушсціуі, .что означает способность куль-;
туры к постоянной генерации новых содержательных смыслов и
обогащению существующих. Постоянное развертывание"обеих сторон
Акционирования: культурных, традиций создает необходимые усло
вия как для становления культуры, так. и для дальнейшего ее :
развития,/ ''-/', -'/'""У. ".'.'.'''''. ІЛ ":'.-; .'.\.'}-':. ''/,-'. ';.:У'.
Динамичное единство двух сторон действия культурной тра-. диции, ее специфический бифункциональный характер являются . выражением сущности, и специфики традиции как уникального культурного феномена, благодаря которое/сохраняется'целостность .у культуры и преемственность в ее развитии. Рассмотрение" традиции как уникального культурного феномена: может-быть осуществле- . но параллельно через' анализ ее функционирования "и развития, что определяется состоянием самой культуры, с. одной стороны, и состоянием и развитием субъекта-носителя'традицій, :-;,с" другой.. Таким образом, можно считать плодотворным,такой подход к анализу культурных трз&щій, при котором Vam,;^^ вается через призму развития и изменения,"т.. какособая у развивающаяся система,.характери'зувдаяся-специфическигли зако- , нами.своей эволюции.- Подвижноесоотаошение двух сторон дёй- --У; ствия традиции определяется ,спеШіфикой: ее функционирования в .'"-. конкретной социокультурюй.среде, одной из. основных характе-:, ристик ^которой может быть принята 'мера ..актуализации культурно- . -го цаеледия.;-"'. ''.' ' ''''-"/'К'';-: "''.(.'-'"-" "-'''. А'-'Ь '.' '-.' " ,"'-:"'.
Во второй главе диссертационного исследования!показана:-
специфика функционирования, и сложноговзаимодействия основных
традицій в условиях- канонической культуры на.примерезападно--
. европейского Средневековья, характеризующейся определенной ке-
стокостью и замкнутостью.-Тем не" менее,-.в. картине;разворачи-:- .
вандейся историко-культурной' динашікіг эти. замкнутость и жест- - .
.кость относительны й- достаточно условны. Доказательством1это-. У
го являются особенности фуіесодонированщ. и противоречивого \-
. взаимодействия основных'культурных традііций. Средневековья '--у
ученой и народной, что отраяает'духовіїуи'.наполненность всей...-.
средневековой культуры Западной Европы,1 так;й.культурную дина-': '<.
мику. ' ;:' '.-';.'' =.'-'..'.;''; -'.--.'.; ', У У' '''.''"'"'„''
.Аксиологическая целостность всей;'средневэковой'культуры-.-..-. .V достигается за счет действия (конфликтующего1 взаимодействия).:;...': основних традиций і' в.'содержании, которых аккумулиру.готся . и '-;'.;'. -"'."' актуализируются- различные цешіостнне. установки,'.норлы-ориен--тации, имеющие своими 'истоками древний.языческие" формы.иде-"
- -.: ./' '-Л.І2'"'-.' ''.. Л '-\ ; : --.-
- , монстрирующие влияние других культур., . ..„,
Транслируя и актуализируя различные элементы социокультурного опытам традиция, с одной стороны, поддерживает необхо-7 димую преемственность.в:развитии культуры', а с другой, - является основой культурной динамики. Всё"это возможно превде всего благодаря тому, что традиция, ее,основные содержательные . компоненты, форш и'способы их существования и .актуализации, ;., трансформируется и'развиваются в.--зависимости-ог изменения -и. . развития того* социокультурного, контекста,-'/в котором и дей-' ствует традиция. '.'.-; ^'.У^.:\УУУ::::'':У'.-::
В сложной и противоречивой культуре :Срздиевековья:..это , нашло своё выражениево многих культурных феноменах этой эпо--"..ха,;'таких 'как. становление и развитие '.идеи чистилища, в форми- -рованииіи развитии'различных популярныхжанров средневековой \ . словесности, в возникновений и.оформлении -готики как определенного' завёрщащего;этапа-культуры Средневековья. . . . ,
:. Каноническая стадия в историческом развитии культурной традиции, как народной,' так и'/ученой'",,. характеризуется-рядом. определенных-признаков. К ним преаде всего "можно отнести сме- --.', щение в ^нгоионировании культурной: традиции в стороку селек- -тишо-стабидизирувдих;механизмов/.которое задается.спецификой и.содергадаем .рассматриваемой культуры и призвано максимально препятствовать внутрикультурным трансформациям". Все это прояв-; ляется в ориентированности на предпиеанность и нормативную ре-. гуляцио всех форм' деятельности,' в том/числе и. творческой. Тем ..- не менее,"именно .черезстворческуа составлякщую культуры Средневековья происходит определенная''компенсация предписанности , '.,:-. и регламентированности деятельности',' способствувдая дальнёй--' шему развитию культуры..;-'/>'-. :\'" ;-'.>'/
Г; Откликаясь.на различныеі социокультурные изменения и возникающие новые потребности, происходит постепенная декосмо-логизация ,и рпредеденная потеря универсального характера кано-. на, что, в свою очередь, означает начало необратимого перехода к другому типу общества, к новому'этапу-в развитии культуры. Этот переход есть результат смены основныхценностных установок,;, норм и.идеалов деятельности, транслируемых тради-'. цией, а также форми способових воспроизводства. Это и есть ,:' реальное воплощение культурной динаміки, которое отражает , развитие;и взаимодействие основных.icyльтурных -традиций.' ' \;f Основным $оном,'на: котором.развились культурные процес-
сы, ознаменоващие собой становление культуры нового, типа, с ярко выраженным транзитивнил характером-куль туры Ренессанса, явился целый ряд социальных,:демографических, экономических-предпосылок-,','которые1 создали новую.атмосферу,'-'выдвинувшую на .
-первый план самоценность человеческой' индивидуальности, в рамках зарождающейся культуры. происходит;' самообновление-, осново- -полагающих-форм деятельности й: общения./Наряду/ с этим/ отмечав / ется становление принципиально.новой социальноЙ/дашюсти - гу-
' манистической.интеллигенции. Ренессансная-интеллигенция проду- "
цировала не. только.новые идеи,.'и ценности,-новый/образ жизни,,
но и. вырабатывала' принципиально' нового-."субъекта/ культуры; Все"
это привело,к перестройке "картины мира и системы' основных отно
шений с этим миром., . '''/"/ "' '''.' "', ."'::::' "';/-.;:'/.-'. ,'.'.'.'"'./'; '//-': '"
Транзитивный-тип- культуры (Возрождение)/представляет со- : бой принципиально новый\вариант''развиті-и ^культуры, новый'вари-'. акт фуіікционіф6ваніїя"традацин'»'.Во встречном движении^ различ-.; них, а порой и. противоположных тенденций в, йультуре.Возровде-' ния, которые имели своими истоками гетерогенное .-культурное ;'-наследие, рождалась новая внутрзшіе. амбимлентііая/целбстнбсть,^.
требующая амбивалентности фушциоя'ирующих..-в'ней: культурных''-/'
традиций. Все это.не только влекло 'за собой новые, варианты''-:;//" ''}.''
соотношения двух'сторЬнв';функцлрнировании/-традііціп^ но меия^- /,,
яо ее роль,, роль всого культурного.наследия;'Внутренняя проти- -воречивость-культуры', цроявлявдаяся'.в'.содертании/міібгих -куль- /:-.. турных феноменов (например, проблема^втаномения-'и/взаиглодёй-// * '. ./ ствад национальных языков, связанная с ней проблема/шогоязы- / . ///'" чия, проблема становления литературно-языкового сознания эпо- / ./ хи в целом, творчество 1лногих; художников,: скульпторов,/поэтов г.. и-др.), .предопределяет, амбивалентность .культурной ^.традиции,- /',/'/ /-' ..-; что и было тем условием, в результате совладенияч/которого/тра-/' ;/.'.". дация только и могла- выполнять с вое предна значение, й/ этой куль-/ туре, реализовывать, свои функции и способствовать'сохранению ;/./',..',/ преемственности и целостности .'самой .культуры,/' : /// „і, ї . '- /// //. /.':,
Выдвижение-на первый-.план /творческой составляющей культу- ' "'-. рк Возрождения отнюдь не снимало значения я рбли-стабилизируй-./ . щих и адаптационных механизмов -действия.культурной ; традиция./:.//. Напротив, активное продуцирование-инноваций, "плодотворность /,"! самой инновационной- деятельное ти, как- результата.-реализации// -. -нормативно-эвристической фунісции традиции с^необходимостью'./ требовало качественно, нового выполнения сеяектігло-ста.билизи-- -' ' '
рукщей функции, так как'в таких условиях^возникает-острая потребность V активной адаптации и актуализации-инноваций в культуре, что, в конечном счете, создавало новую культуру, новую модель ее функционирования,' которая, оставалась актуальной на всем протяжении дальнейшего развития западноевропейской культуры и в динамичной'и противоречивой культуре всего;ХХ века. Именно, в культуре Возрогаения были обозначены первые существенные шаги внаправлений создания основоположений современ-. ной культуры^ был открыт-принцип.культурного экспериментирования,' конструирования.В результате.появились новые творческие врзмбшости, благодаря чому изменился и развился сам субъект/ ..'деятельности,.;субъект культуры''./
. ..'. Ада^ от.форм и спо-
собов функционирования, культуркой;традиции, поскольку аккуму- ляодя-и актуализация выработанных' и.накопленных/знаний и ценностей осуществляются 'в -рамках ..традиции/путем, обобщения соодо-/" культурного опыта'.: .'Именно- лозтому актуальной задачей сегодняш-, него; дняявляется 'непросто стюлуляция инновационной деятель-юности; но. и'макешуильноё. использование накопленного опыта, осоЬенн.6^выработанного в сходные.культурные эпохи, что должно позволить увеличить;продуктивность необходимого прогнозирования даш > тех областях культуры, которые.поддаются предввде-^^ . нию с. наименьшей степенью вероятности. /_;'
В ишошодонно-ориентирбванных обществах действует множество традиций,.которые./различаются.'как; по аккумулированному в . них опыту, .так и по-форме его "внутренней организации. Но и в ... таких /условиях, традиция продолжает выполнять функцию сохранения, стабилизации. обшэства.<и. культуры, тем более что творче-. . ство'ю может'совершаться без связи с культурным наследием. .' Динамичность: культуры усложняет систему связей с этим насле-. -. .даем..^дицвя-шкет; существовать и- успешно выполнять свои : основные функции:; в новых условиях только благодаря '.способности перестраиваться, том самым давая материал для цротивобор-» . гствуюцих и постоянно перестраиваиціосся. систем. '..В таких уело- ' виях культурная традиция s некоторой степени утрачивает функ- --:': Цию стерертипизации. деятельности и в основном выступает в качестве механизма трансмиссии значимого опыта.
';', В заключении дается общая характеристика работы, формули-
, ..ругатся основные вывода. - ',;;,,; Т;:
Выроди: В представленном диссертационном исследовании .
осуществлен комплексный анализ культурной традиции, ее сущности и'специфики как' бифункциональной структуры" в единстве ее содержательной и формальної! сторон, как аффективного процесса сохранения, трансляциии воспроизводства.социально-значимого опыта, необходимого для нормального'развития, культуры.'
,Специфика и сущность традиции как уникального социокультурного феномена заключается в ее бифункциональном, характере, т.е. в постоянном развертывании ее."основных функций:, селектив-но-стабклизируыцей и норматишо-эвристкческой, динамичное соотношение которых з целом отражает общую направленность' культуры, стадгс» развития самой традиции. Постоянноз развертывание обеих сторон функционирования традиции создает необходимые . предпосылки для становлення культура "конкретно-исторического типа и дальнейшего ее развития. '".'- '
Изменение динамичного 'соотношения в функционировании, тра
диции зависит от конкретного историко-культурного'контекста,
в котором она действует, что является, подтзорзденнем тезиса о
том, что.традиция'представляет собой развивавшуюся систему,
благодаря чеку и возможно установление соответствия мезду про
грамма г.от и. ценностными установками деятельности, а'такае мек-
ду различными состояниями и формами развития самой культуры.'
Тип культуры и определяет конкретний механизмы йункционироза-
кия и развития традиции в культурной динамике. Так, именно" в
рамках культуры транзитивного типа, которая,в работе представ
лена 'исторшсо-кудз'о'р^ой реконструкцией "западноевропейского .
Возрождения, трздацйт'чрлобретает амбивалентный характер. '.
Обоснование отой елецгфгческой особенности" фудкДионкровашіЯ -'
традиции в культуре транзитивного'типа'представляется.особен-
но залікм" в рамках сравнительного анализа реносс'ансной куль
тура и становления постиндустриального общества, так как. без
него невсэмох» понимание .и интерпретация сложных процессов,
происходящих в современной культуре. ,"... ..',.-,
Структура диссертации.' Диссертационное исследование";, состой:: из введения ^ двух'глаз (первая глава .'-.три параграфа,." вторая глава - три параграфа),' заключения'.и списка литературы. Объем текстовой части.диссертации І?9 страниц машинописного:'''.' текста, список литературы-IS страниц'. '.'