Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческое мышление как эпистемологическая проблема Бескова, Ирина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бескова, Ирина Александровна. Творческое мышление как эпистемологическая проблема : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.01 / Ин-т философии.- Москва, 1993.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/2714-3

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. На современном этапе научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования к развитию мыслительных способностей человека. В этих условиях исследование механизмов формирования и функционирования творческого мышления, изучение предпосылок, способствующих повыше-нив творческого потенциала, представляется важным и актуальным.

Творческое мышление, понимаемое как процесс максимально эффективного функционирования всех компонентов мыслительной системы человека, изучается в различных аспектах. Поэтому для интересующей нас проблематики в той или иной степени важны многие результаты, полученные в рамках специальных наук: нейрофизиологии и когнитивной психологии, культурной антропологии и популяционной генетики, социобиологии, логики, лингвистики. Все эти науки по-разному выделяют и анализируют мыслительную, в том числе творческую, активность. Нейрофизиология изучает мыслительные механизмы на уровне организации нейронных сетей. Психофизиология - взаимосвязь физиологических и психических процессов, физиологическое "обеспечение" последних, функциональную асимметрию головного мозга в связи с различными возможностями репрезентации и переработки информации. В лингвистике существует обиирная сфера исследований, посвященная анализу закономерностей функционирования базисной лексики праязыка. Социобиология исследует прямые и обратные зависимости между генетическими структурами и высшими проявлениями ментальной и социальной сфер деятельности человека. Культурная антропология на материале изучения особенностей восприятия и мывления представителей древних культур и ныне живущих этносов, находящихся на ранних этапах культурно-исторического развития, стремится понять и реконструировать специфику архаичного мироощущения и миропонимания.

Многие психологические исследования имеет отношение к анализу мышления и творчества: будь то изучение восприятия, памяти, способности научения или специфики воспроизведения информации, исследование природы эмоций или разного рода патологических отклонений от нормально функционирующей ПСИХИКИ: Весьма интересен анализ измененных состояний сознания, который

ныне, составляет особую и интенсивно развивающуюся сферу исследований.

Важно подчеркнуть, что в этих дисциплинах различные аспекты креативного мышления изучаются в рамках собственной проблематики, специфическими средствами и методами. В них сложились категориальные системы и специализированные языки, содержащие множество понятий, значение которых зачастую принципиально отличается от значения терминологически сходных понятий в других областях знания или в обыденной речи (примером может служить категория смысла в логике, лингвистике и психологии). С другой стороны, многие понятия, обозначающие интересные и существенные для исследуемой теш явления, используются (причем несут большую'смысловую нагрузку) лишь в отдельных дисциплинах - например, некоторые категории популяционной генетики, социобиологии и др.

В этой связи философское исследование и понимание феномена креативности сталкивается с трудностями, связанными с отсутствием "универсального языка" (кроме естественного), на котором можно было бы без потерь и достаточно адекватно осмыслить и обобщить результаты, достигнутые в конкретных исследованиях творческого мышления. Естественный же язык, хотя и имеет массу преимуществ перед искусственными, обладает и рядом недостатков: увеличивает возможность неоднозначного понимания выражений, придает им эмоциональную окраиенноСть, усиливает контекстуальную зависимость и т.п.

Полагая маловероятной перспективу создания языка, предоставляющего возможность максимально адекватного междисциплинарного обсуждения проблематики творчества (которое удовлетворило бы все заинтересованные стороны), мы считаем, что все же можно выделить некий единый логико-методологический ракурс рассмотрения проблемы. Прежде всего он определяется характером постановки вопросов и обсуждения проблем. Традиционно, эпистемологический анализ исходил из следующей постановки . проблемы: как возможен тот или иной интересующий исследователя феномен? Применительно к проблеме творческого мышления этот подход может быть выражен в такой форме: как возможно творческое мышление, если исходить из представления о нем как о естественной, осуществляющемся на собственной основе процессе, на "выходе" которого обнаруживаются все те результаты, которые зафиксиро-

ваны конкретными дисциплинами и касаются различных аспектов функционирования мывления?

Именно такая постановка проблемы, на наш взгляд, характерна для философского (эпистемологического) подхода, и именно этот подход будет основным в диссертации.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В советской философии долгое время доминировал подход, при котором в качестве методологической основы анализа феномена творчества выступала материалистическая диалектика. Проблемы творческого мышления рассматривались в рамках теории отражения и смежных с ней концепций. Хотя в этой области был ряд интересных работ, в целом в ней преобладали достаточно абстрактные и однообразные публикации. Вместе с тем, в более дистанцированных от теории диалектики областях теории познания, философии и методологии науки были получены важные результаты, касающиеся различных познавательных процедур (анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, абстрагирования и др.). а также природы мыслительной деятельности субъекта (Д.П.Горский, А.М.Коршунов, В.А.Лекторский. Т. Д. Левин. А. С. Майданов, А. Л. Никифоров, Б. И.,Пружинин. В. С. Швырев и др.)

Проблематика творческого мышления в связи с научными открытиями рассматривалась М. Д. Ахундовым, Л.Б.Баженовым, А.С.Карминым, М.И.Пановым, В.С.Степиным, Л.В.Яценко. Философия творчества разрабатывалась также в рамках концепций культурно-исторической сущности мышления, важной роли в«нем не только когнитивных, но и этических» художественных, коммуникативных начал <Г\С.Батищев. Г.А.Давыдова, Э.В.Ильенков. Л.В.Яценко и др.). Диалогическая природа творческого мышления была предметом специального рассмотрения в работах В.С.Библера и Г.Я.Буша.

В настоящее время наблюдается определенная переориентация философских исследований, в результате которой к изучению творческих процессов начинают все более привлекаться когнитивно-психологический, социобиологический, социокультурный, си-нергетический и др. подходы. Такая переориентация весьма примечательна: она отражает укрепляющуюся ныне тенденцию рассмотрения сложных феноменов на стыке различных областей знания. В частности, в свете роли межполушарной асимметрии в организа-

'- 4 -

ции контекстуальных связей, в репрезентации и переработке информации, а также с учетом влияния Биологических компонентов знания (в том числе архаичного, религиозного, девиантного и маргинального) удается не только интерпретировать особенности ряда конкретных научных открытий (и в частности, экстраординарных), но и полнее понять природу креативных способностей как таковых (Л.И.Василенко, А. С. Майданов, И. П. Меркулов, В.П.Филатов и др.). Той же задаче конкретизации общих представлений о творчестве служив изучение функций индивидуальных творческих лабораторий в общем социо-историческом процессе передачи традиций (И. Т. Касавин). Раздвинуть границы понимания творчества, избежать его редукции к рациональным форнаы метения позволяет анализ некоторых форм иносказательной, косвенной передачи информации в виде метафор, притч, кросскультурных аналогий (А. М.Вейн, И. В. Молдовану. Н. Л.Мусхелиызили, В. Л. Рабинович, А. П. Цветков, Ю. А. Шрейдер).

Применение логико-семантических средств в туч~>и'.и феноменов мышления и творчества (модальных, в особенности зпистэ-иических, релевантных, паранепротивсрсчиБых построении) дает возможность уточнить понимание таких компонентов системы личностных смыслов индивида, как знание, мнение, вера, иллюзия и др. Кроме того, использование логико-семантических средств позволяет конкретизировать роль системы доказательств в творческом процессе, значение когнитивных установок, а также оценить влияние категориальных структур на характер восприятия и репрезентации информации. В этом плане важные исследования осуцествлены В.А.Бочаровым, Е.К.Войшвилло. И.А.Герасимовой, А.А.Ивиныи, В.В.Ивлевыы. В.Н.Костшом, Е.Е.Ледниковый, Е.А.Сидоренко. В. А.Смирновым. Е.Д.Смирновой.

Существенное место в литературе, посвященной рассмотрению различных аспектов творческого мышления (проблемы рационального и иррационального, интуиции, инкубации, озарения и т.п.). занимают исследования бессознательного. Среди важных в этой области следует назвать работы В.Ф.Асмуса. в.В.Басейна. Д. Н. Узнадзе. В. П. Зинченко. Н.С. Автономсвой. А. Т. Бочорижвили. Д.И.Дубровского. А.Н.Дмитриева. 3.А.Костандова. А.С Прангюшн-ли, В. Н. Пуикина. В. С. Ротенберга. А. I. Шерозии.

Из обширной западной литературы по анализируемой в диссертации проблематике отметим здесь две области исследова-

- 5 -ний. Во-первых, это когнитивно-психологический подход, который ныне динамично развивается и в рамках которого получено немало интересных и хорошо обоснованных данных о механизмах творческого мышления». Во-вторых, это социобиологические исследования, показывающие генетическую обусловленность различных форм мыслительной деятельности человека (в частности, отметим представление о эпигенетических правилах, налагающих ограничения на развитие мыслительных структур субъекта в соответствии с его генетическими предрасположенностями»»).

* Становление этого подхода связывают с выходом книги У.Найссера "Когнитивная психология" (1967). Ныне в этой области выходит ряд журналов (Cognitive Psychology, Cognition. Cognitive Science. Memory and Cognition и др.), регулярно публикуются многотомные издания, посвященные этой проблематике: Cognitive theory (Hillsdale, ЕгІЬаиш), 3 vols; Handbook of learning and cognitive processes (Hillsdale), 6 vols; серия книг под ред. Solso R.L.: Contemporary Issues In Cognitive Psychology (1973); Information processing and Cognition (1975); Theories in Cognitive Psychology. the Loyola Symposium. Potomac, 1974. Cognitive Psychology. N.J., L..vol. .15 (1983). vol. 16 (1984), vol.17 (1985); Cognition and Emotion (Hove etc. Erlbaum). Vol.! (1987). vol.2 (1988). The Foundations of Cognitive Scince. Ed. by M. Posner. The MIT Press. 1989. An invitation 4o Cognitive Scince. Ed. by D.Osherson. Bradford Books, 1990. 3 vol. set. Jerome Bruner. Acts of Meaning. Harvard Univ. Press, 1990. Выходили отечественные и переводные работы, посвященные той же проблематике. Сы., напр.: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.. 1982; Норман Д. Память и научение, М., 1985; Хофман И. Активная память. М.. 1986; Когнитивная психология. Материалы советско-финского симпозиума. М.. 1986 и др.

»* См. Gushurst А.С. Lumsden Ch.J. Gene-Culture Coevolution: Humankind In the Making.// Sociobiology and Epistemology. Dordrecht, 1985.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования было создание целостной модели формирования и функционирования творческого мышления, которая, с одной стороны, подкреплялась бы эмпирическими свидетельствами, с другой. - базировалась бы на логико-методологической реконструкции когнитивной эволюции. Последнее необходимо для того, чтобы понять, какова природа тех компонентов креативных мыслительных процессов, которые ныне скрыты глубоко в сфере неосознаваемого, а также выяснить, какие компоненты "реликтового" мировосприятия и мироосмысленкя в трансформированном виде наследуются современными средствами символического и образного представления и преобразования информации, каким закономерностям подчиняются те пласты психических содержаний и способов оперирования ими,которые вовлекаются в творческий процесс.

В рамках реализации этой цели требовалось решить следующие ЗАДАЧИ:

определить природу реликтовых ментальных структур, содержавших в себе предпосылки последующего развития мыслительных способностей человека;

выявить, какие компоненты архаичного мировосприятия и мироосыысления закрепляются в более поздних мыслительных конструктах:

в плане анализируемой темы дать интерпретацию неосознаваемой сферы психического, наметить некоторые параметры "логики" подсознательного функционирования мышления; .

. - на основе этого проанализировать взаимодействие различных компонентов мыслительной способности человека в творческом акте;

уточнить, каким образом пополняется та часть системы личностных смыслов, которая может быть названа индивидуальным и коллективным бессознательный;

выявить предпосылки взаимной обусловленности функционирования эмоциональной и ментальной сферы в творческом процессе;

проанализировать механизмы передачи и усвоения информации в ходе естественно-исторического развития. Показать, за счет чего человеку современной цивилизации оказываются доступными психические содержания (и, способы оперирования

"V.

- 7 -ими), характерные для реликтовых форм мировосприятия и миро-осмысления.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ диссертационного исследования и их НОВИЗНА:

диссертация дает одно из первых в отечественной философской литературе обобщающее исследование творческого мышления, осуществленное на базе логико-методологической реконструкции когнитивной эволюции, с привлечением данных когнитивной психологии, психофизиологии, психолингвистики, социоби-ологии, культурной антропологии и логики;

обосновывается положение, в соответствии с которым на ранних этапах филогенеза слово (звукокомплекс) являлось формой не символического, а прото-образного представления информации. Эти первичные ментальные конструкты (прото-образы) были средством спонтанной, целостной, нерефлексивной репрезентации субъектом ситуации на основе эмпатического восприятия:

показано, что естественным результатом эволюции про-то-образов стали образы-символы, которые были производны от первых и поэтому, с одной стороны, сохранили присущие им качества непосредственности, спонтанности, целостности и нерефлексивности, с другой, - вследствие развития коммуникации и расширения сферы коммуницируемых содержаний - трансформировались в определенном направлении: все то. что было недостаточно репрезентативным в отношении коммуницируемого содержания, постепенно утрачивалось, стиралось. И. напротив, компоненты звукокомплексов. которые наиболее однозначно воспринимались членами сообщества (и в этом смысле действительно отражали нечто общее в восприятии отдельным индивидом той или иной ситуации), закреплялись и усиливались, приобретая признаки символа. Вследствие формирования сферы психических Содержаний, представленных образами-символами, произошло расслоение первоначального отношения "человек - среда" , выразившееся в формировании трех типов репрезентации реальности: субъективной, символической и объективной (последняя по ряду параметров отличалась от среды, служившей источником впечатлений и переживаний субъекта в рамках реликтового эмпатического мировосприятия);

в результате изменения сферы осмысливаемой реальности

- 8 -произошли принципиальные сдвиги в характере ментальной активности: в частности, динамично стали развиваться когнитивные способности, связанные с возможностью отстраненного, опосредованного восприятия ситуации, представления ее в виде совокупности характеристических признаков, выделения регулярностей в потоке восприятия, классифицирования, идентификации и пр. Изменение характера мировосприятия, формирование субъективной и символической реальности обусловило развитие творческой способности, необходимой предпосылкой чего является возможность оперирования мыслительными конструктами, не всегда имеющими непосредственные аналоги в объективной действительности;

введено понятие прото-эмоцио-ментального комплекса, составляющими которого были не просто эмоционально окрашенные мысли или интеллектуальные эмоции, но некие более ранние конструкты, которые условно могут быть названы прото-эмоциями и прото-мыслями. Существованием и функционированием содержаний такого комплекса в психике современного человека о^ьясняется огромная роль эмоционального восприятия, на первый взгляд, чисто интеллектуальных задач и построений на всех этапах творческого процесса (особенно в момент озарения). Со спецификой функционирования прото-эмоцио-ментального комплекса связана возможность объяснения разрушительной роли дистресса для творческих способностей;

предложена модель "логики" подсознания, базирующейся на иных (по отношению к сознанию) механизмах упорядочения информации, иных основаниях ее уподобления (сходная лереживаемосгь субъектом определенных аспектов воспринимаемого в отличие от объективно выделяемых общих моментов), альтернативной шкале ценностей и оценок, закрепленной в прото-эмоцио-ментальном комплексе. Характерной чертой работы подсознания является ослабление действия стереотипов, и в том числе такого фундаментального для сознания принципа представления знания как закон непротиворечия;

формулируется вывод, что творческое мышление осуществляется в процессе параллельного функционирования всех средств восприятия, представления и преобразования информации, а также использования всех пластов психических содержаний, которыми человек оказался наделен вследствие фило- и онтогенетической эволюции: это и реликтовые формы мировосприятия и мироосыысле-

- 9 -ния, унаследованные в рамках действия специфического механизма трансляции культурно-исторического опыта (а также соответствующие им психические содержания, закрепленные в подсознании и бессознательном человека), это и современные символические и образные средства переработки информации, а также полученные на основе их применения психические содержания. Функционирование всех этих компонентов мыслительной активности осуществляется на фоне действия двух альтернативных систем ценностей и оценок: осознаваемой субъектом и принимаемой им в явной форме и неосознаваемой, закрепленной в структурах прото-эмоцио-мен-тального комплекса, но оказывающей не меньшее влияние на характер и течение мыслительных процессов, побудительные мотивы, предпочитаемые стратегии поведения и решения задач, чем первая;

- описан специфический механизм трансляции экологически значимой культурной информации от поколения к поколению. Отдельные характеристики роднят его с механизмами генетической передачи информации (он действует в рамках отношений "Родитель - Ребенок"), другие - с качествами культурной: передаваться могут благоприобретенные признаки, свойства, знания, навыки,

. которые, как известно, не могут транслироваться генетическим путем. Существование подобного механизма делает возможной региональную реконструкцию психических содержаний, обнаруживае-

* мых в ходе изучения измененных состояний сознания, в частности, так называемого трансперсонального опыта.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация дает новую интерпретацию целого ряда аспектов и механизмов креативных процессов. Ее результаты могут использоваться в исследованиях творческого мышления как в философии, так и в специальных науках. Материалы работы могут быть полезны для преподавательской деятельности.

Основные идеи и выводы диссертации обсуждались на методологических семинарах сектора эволюционной эпистемологии и других научных подразделений Института философии РАН.

Результаты работы представлялись и обсуждались автором в докладах и выступлениях на различных конференциях, теоретических семинарах и симпозиумах, из которых отметим следующие: цикл лекций в Институте философии Вьетнама, выступления на

- 10 -Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (1987г. - на секциях психологии и лингвистики), на Международной Варненской школе (1988г.). на Всесоюзных конференциях в Минске (1990г.) и Киеве (1991г.).