Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса ФАРИТОВ Вячеслав Тависович

Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса
<
Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ФАРИТОВ Вячеслав Тависович. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.01 / ФАРИТОВ Вячеслав Тависович;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2016.- 318 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Дискурс, трансгрессия и трансценденция как предметы онтологического исследования .25

1.1. Онтология дифференциального и интегрального типа (общий обзор) 26

1.2. Дискурс как единица онтологического исследования в дифференциальной онтологии . 37

1.3. Онтологическая структура дискурса и бытийно-смысловой перспективизм .50

1.4. Трансценденция и трансгрессия как универсальные перспективы бытия и смыслообразования 62

Глава 2. Трансгрессия и трансценденция в онтологических учениях .78

2.1. Трансценденция и трансгрессия в учениях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница 81

2.2. Кризис трансценденции и метафизика границы в учениях И. Канта, К. Ясперса и М. Хайдеггера

2.3. Внутренняя и абсолютная трансгрессия в учении Г.В.Ф. Гегеля..111

2.4. Трансгрессия и трансценденция в учении Ф. Ницше .

2.4.1. Трансгрессия и проблема преодоления метафизики (общий обзор) 127

2.4.2. Трансгрессия и трансценденция как основное содержание философии Ф. Ницше .135

2.5. Дискурс и трансгрессия в учении Ф. Ницше 148

Глава 3. Трансценденция и трансгрессия в научном дискурсе 165

3.1. Трансценденция в научном дискурсе .166

3.2. Трансгрессия как содержание современного научного дискурса .179

3.3. Способы трансгрессии научного дискурса 192

3.4. Техника и информационные технологии как метадискурсы .201

Глава 4. Трансгрессия и трансценденция как способы нейтрализации бытийно-смысловой определенности дискурсов 212

4.1. Трансценденция и трансгрессия как перспективы философского дискурса 213

4.2. Трансгрессия и бытийно-смысловая неопределенность в онтологической структуре поэзии .227

4.3. Трансгрессия и трансценденция в музыке 247

4.4. Трансгрессия субъекта и дискурс повседневности 263

Заключение .284

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы

диссертационного исследования заключается в том, что уже в течение нескольких десятилетий феномен трансгрессии выступает не только в качестве специфической философской категории, но и в качестве базовой характеристики мышления, социума и культуры XX-XXI столетий. Современный мир трансгрессивен во многих аспектах, так как характеризуется полилогичностью, нелинейностью и открытостью. Он представляет собой сложную многоуровневую систему с нелокализуемым центром и подвижными границами. Состояние общества, искусства и науки в настоящий исторический момент во многом подтверждает прогноз М. Фуко, что трансгрессии суждено стать основополагающим опытом нашей культуры.1 Изучение этого опыта и представление его в концептуальной форме позволит предложить новые стратегии мировоззренческого ориентирования человека в современном многополярном и глобализирующемся мире. Трансгрессия может послужить необходимым ориентиром современному человеку для ответа на жизненно-важные вопросы о целях и смыслах существования. В связи с этим исследование феномена трансгрессивности в современной философии является значимой и актуальной задачей для онтологии. Реализация данной задачи представляется необходимым компонентом самоосознания современной культурно-исторической реальности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что феномен
трансгрессии по своим онтологическим характеристикам может претендовать
на роль основного концепта новой онтологии, принципиально отличающейся
от классических философских систем. В ХХ столетии уже неоднократно
делались заявления об окончательном решении философских проблем и о
конце философии. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в
условиях современного состояния философии поиск и разработка новых

принципов и горизонтов онтологии сами по себе являются актуальными задачами для философских исследований.

Концепт трансгрессии связан с такими фундаментальными

философскими категориями, как граница и предел, бытие и становление, порядок и хаос. Разработка данного концепта в онтологическом плане позволит обогатить перечисленные категории новыми трактовками, существенно отличающимися от существующих и устоявшихся направлений в онтологии. Этим также обосновывается теоретическая актуальность предлагаемой работы ввиду продолжающихся процессов усложнения языка философии и трансформации архитектоники ее категориально-понятийного аппарата.

Следует также отметить, что концептуальный, эвристический и методологический потенциал категории трансгрессии активно используется в современных социальных и гуманитарных научных исследованиях. Этим

1 Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль ХХ века. – СПб: Мифрил, 1994. – С. 111-133.

обстоятельством обусловливается актуальность и необходимость экспликации онтологического содержания трансгрессии и разработки соответствующего концептуального подхода в области онтологии.

Говоря об актуальности исследования, отдельно следует указать на
характер связи концепта трансгрессии с трансценденцией. В качестве
онтологического горизонта трансгрессия не отрицает трансценденцию, но
соотносится с ней по принципу дополнительности. Трансгрессия соотносится с
трансценденцией в целом по той же модели, что и квантовая физика с
классической механикой. Поэтому онтологическое исследование трансгрессии
позволит уточнить и концептуализировать на новой основе онтологическую
природу трансценденции. Концепт трансценденции подвергался

переосмыслению на протяжении практически всей истории философии. В
современных условиях кризиса метафизики разработка нового понимания
трансценденции сохраняет статус одной из наиболее актуальных задач

онтологии, поскольку открывает возможность новой и разносторонней концептуализации базовых перспектив классической и неклассической онтологии – трансценденции и трансгрессии.

Таким образом, актуализация теоретического и методологического потенциала концепта трансгрессии позволяет раскрыть новые перспективы онтологии, сформировать новые поисково-исследовательские модели в области философского познания.

Степень разработанности темы. Диссертационное исследование основано на концептуальной разработке в рамках единой онтологической концепции следующих трех концептов: трансценденции, трансгрессии и дискурса. В большинстве существующих исследований каждый из этих концептов представляется по отдельности. Исследования, осуществляющие разработку всех трех концептов в рамках единого онтологического подхода, отсутствуют. Кроме того, каждый из трех концептов характеризуется различной степенью исследованности в области онтологических учений.

Термин «трансценденция» входит в область философии со времен схоластики и с тех пор получает различное толкование на протяжении практически всего последующего развития философской мысли. Наиболее значимыми вехами, своеобразными точками бифуркации в истории осмысления трансценденции являются учения И. Канта, О. Конта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, экзистенциалистов (К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра) и постструктуралистов (Ж. Делеза, Ж. Деррида). В схоластической философии трансценденция имела преимущественно теологическую характеристику и трактовалась как область потустороннего, божественного и сверхчувственного (обнаруживая тем самым свою генетическую связь с платонизмом). И. Кант в рамках осуществляемого им критического переосмысления метафизики придает данному термину иную характеристику путем введения разграничения трансцендентного и трансцендентального. Это разграничение кладет начало направлению трансцендентализма в философии (к числу наиболее ярких представителей которого относятся И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Э. Гуссерль,

Ж.П. Сартр). В современной отечественной философии концепт

трансцендентального применяется в области эпистемологии гуманитарных
наук (Л.А. Микешина),2 в исследовании проблем современной онтологии (А.Ф.
Кудряшев).3 В классическом позитивизме (как и в последующих его вариантах)
трансцендентное отвергается ввиду его эмпирической неверифицируемости.
Г.В.Ф. Гегель представляет трансценденцию в качестве диалектического
момента самодвижения духа и идеи, лишая ее тем самым самостоятельного
онтологического статуса. Ф. Ницше достигает аналогичного результата,
раскрывая трансцендентное (потустороннее) в качестве одной из перспектив
воли к власти. Важно отметить, что, в отличие от позитивистов, Гегель и
Ницше не отрицают, но нейтрализуют трансценденцию. В учениях К. Ясперса и
М. Хайдеггера трансценденция приобретает значение особого

экзистенциального акта – трансцендирования. Наконец, в постструктурализме
вводится термин «трансцендентальное означаемое» (Ж. Деррида),

позволяющий эксплицировать установку на полагание единого центра означивания в самых различных системах (в экономике, политике, метафизике, литературе и др.). Значение концептуальных разработок Деррида состоит в том, что он один из первых включил концепт трансценденции в область философских исследований дискурса. Следует отметить, что существующие исследования при всем их многообразии не исчерпывают всего потенциала трансценденции как онтологического концепта. Более того, состояние современной онтологии может быть с полным правом охарактеризовано как кризис метафизики и трансценденции.

Говоря о степени разработанности концепта трансгрессии, следует
учитывать, что данный феномен представлен в исследовательской литературе
как в эксплицитной, так и в имплицитной форме. В первом случае в работах
употребляется сам термин «трансгрессия». Сюда относятся, прежде всего,
исследования Ж. Батая, П. Клоссовски, М. Бланшо, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.
Делеза, Ж. Бодрийяра и др. Историко-философский анализ феномена

трансгрессии осуществлен Ch. Jenks,4 в работе которого представлено
исследование данного феномена на материале учений З. Фрейда, Г.В.Ф. Гегеля,
А. Кожева, Ф. Ницше, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, М. Бахтина и ряда других
авторов. Существуют диссертационные исследования, затрагивающие

различные аспекты темы трансгрессии: социально-философский,5

эстетический.6 В 2013 году Иркутским государственным университетом была
проведена Всероссийская Интернет-конференция «Трансгрессия

2 Микешина Л.А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания // Вопросы
философии. – 2006. – № 1. – С. 49-66.

3 Кудряшев А.Ф. Современная онтология: актуальные проблемы // Вестник Башкирского
университета. – 2009. – № 3-1. – С. 1194-1199.

4 Jenks Ch. Transgression / Ch. Jenks. – London; New York: Routledge, 2003. – vii+205 p.

5 Заворуева А.С. Проблема трансгрессии тревоги в жизни современного общества:
социально-философские аспекты: Дис… канд. филос. наук. – М., 2007. – 179 с.

6 Шлыкова С.П. Трансгрессия в авангардном искусстве XX – начала XXI веков: Дис… канд.
искусствоведения. Саратов, 2013. – 231 с.

социокультурного пространства» (1-20 февраля 2013 года). В современной
отечественной философской мысли концепт трансгрессии используется такими
авторами, как В.А. Подорога и Ф.И. Гиренок. В области литературоведения и
искусствоведения исследование феномена трансгрессии представлено таким
авторами, как С.Н. Зенкин, Н.В. Ламеко, О.В. Рябова, Т.А. Светашева, А.Н.
Цепенникова, М.А. Черняк, Л.Б. Капустина, T. Frese, A. Hoffman, D. Townshend.
В области музыковедения феномены трансгрессии и трансценденции
рассматривает R. Strohm. Социальные и культурные аспекты трансгрессии
исследуются в работках следующих авторов: А. Михайлов, С.Н. Якушенков,
О.С. Якушенкова, С.М. Каштанова, C.R. Foust, C. Klesse, C. Lemert, N.
Ravenscroft, P. Gilchrist, P. Stallybrass, A. White, J. Wolfreys. Исследуются
социально-философские аспекты трансгрессии: Д.В. Куликов, М.Ю. Смирнов,
А.С. Заворуева, О.В. Ивановская, J. Glynos, M.B. Kacem, H.R. Velten. Концепт
трансгрессии разрабатывается также в сфере современных лингвистических
исследований (J.W. Lee). Значимым моментом в области систематизации и
научной проработки категориального аппарата постструктуралистской

философии (включая трансгрессию) является выход под редакцией А.А. Грицанова «Новейшего философского словаря. Постмодернизм» (Минск, 2007).

В рамках проекта «Комплексное исследование трансгрессии как сущностной характеристики современной социально-культурной реальности» социально-философские аспекты трансгрессии исследует Н.А. Балаклеец, трансгрессию как сущностную характеристику виртуальной социальной коммуникации исследует Р.В. Леушкин.7

Во втором случае в исследовательской литературе не употребляется сам
термин «трансгрессия», но рассматриваются феномены, близкие по
содержанию данному концепту. Прежде всего, здесь следует указать на работы
М.М. Бахтина, основные концепты которого (полифония, карнавализация,
менипея, двухголосое слово) обнаруживают значительную степень родства с
концептом трансгрессии (Бахтин также употребляет термин

«трансгредиентность»). В работах Б.М. Гаспарова вводится понятие
«смысловой плазмы», позволяющее представить языковую деятельность как
динамическую плазменную среду. Можно указать на близость данного
концепта концепту трансгрессии. Значительное место трансгрессивные
феномены занимают в работах Ю.М. Лотмана, который осуществил
интеграцию концептуальных разработок постструктурализма в пространство
отечественного социально-гуманитарного научного дискурса. В области

современных исследований социального пространства ключевую роль играют
феномены «пограничья», периферии, лимеса, фронтира – концепты, близкие по
своему значению трансгрессии (Н.А. Балаклеец, И.А. Исаев, Д.И. Замятин, В.Л.
Каганский, В.Л. Глазычев, К. Шмитт). В историко-философском плане

Проект РГНФ № 15-33-01222, руководитель В.Т. Фаритов.

предвосхищение концепта трансгрессии можно эксплицировать, прежде всего, в учениях Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше (концепты снятия и воли к власти).8

В целом исследование феномена трансгрессии (учитывая родственные
концепты гетерологии, гетеротопии, трансгредиентности, хаологии) ведется по
следующим направлениям: социально-философскому (Ж. Делез, Ж. Батай, М.
Бланшо, П. Клоссовски, Ж. Бодрийяр, С. Жижек, Т.Х. Керимов), философско-
эпистемологическому (М. Фуко), антропологическому (М. Мосс, Р. Кайуа),
текстологическому и дискурсологическому (Р. Барт, Ж. Деррида),

литературоведческому (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Ю. Кристева, Б.М. Гаспаров, С.Н. Зенкин), социально-культурному и политическому (И.А. Исаев, Дж. Агамбен, Э. Лаклау и Ш. Муфф) и психологическому (Ж. Лакан). Однако исследования трансгрессии как специфически онтологического феномена отсутствуют.

Существенным недостатком исследований трансгрессии является
фактическое отсутствие единой и эксплицированной концептуально-
онтологической базы, а также доминирование французских
постструктуралистских подходов, приводящее к односторонности и
ограниченности применения концепта трансгрессии в современной научно-
исследовательской практике. В постструктуралистской парадигме трансгрессия
понимается в рамках достаточно специфического направления борьбы с
«логоцентризмом» и преодоления культурных запретов (особенно в
сексуальной сфере). На наш взгляд, такая трактовка трансгрессии является
односторонней и не раскрывает значительного концептуального,
методологического и эвристического потенциала данного концепта. В
существующих исследованиях не хватает подхода к трансгрессии как к
специфически онтологическому феномену, не ограниченному социально-
культурным контекстом определенной эпохи.

Наконец, концепт дискурса представлен в широком спектре

исследований. Здесь следует назвать имена Н.Д. Арутюновой, В.З. Демьянкова, И.Т. Касавина, Б.В. Маркова, Л.Д. Петрякова, А.Н. Фатенкова, П. Рикера, Ю. Хабермаса, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида, Т.А. ван Дейка, S. Aronowitz, A. Blackledge, J. Blommaert, N. Fairclough, R. Fowler, S. Habscheid, P. Kohlhaas, E. Laclau, J. L. Lemke, Ch. Mouffe, J. Torfing, M. Wetherell, J. Potter, P. Sarasin, K. Stierle и многих других. В существующих исследованиях по теории дискурса можно выделить две тенденции. Во-первых, дискурс исследуется в лингвистическом, литературоведческом, коммуникативном, социальном и психологическом аспектах. Данная тенденция является доминирующей, большая часть работ по дискурсу написана в одном из названных аспектов. Во-вторых, можно выделить установку на онтологическую концептуализацию феномена дискурса. Впервые данная установка проявляется в работах М. Фуко, далее, в эксплицитной форме заявляется в исследованиях И.Т. Касавина,

8 На связь концепта трансгрессии с гегелевским Aufhebung указывают Ж. Батай и Ж. Деррида.

исследуется в работах Л.Д. Петрякова, А.Н. Фатенкова.9 В целом исследования, разрабатывающие онтологию феномена дискурса, представлены в достаточно ограниченном объеме.

Объединение трансценденции, трансгрессии и дискурса в едином концептуально-теоретическом поле позволяет выйти на новый уровень онтологического исследования названных феноменов.

Таким образом, на основе проведенного анализа степени разработанности темы можно сделать вывод, что проблема комплексной и концептуальной разработки концептов трансгрессии и трансценденции как онтологических перспектив дискурса в отечественных и зарубежных исследования не ставилась.

Объект исследования. Трансгрессия, трансценденция и дискурс.

Предмет исследования. Трансгрессия и трансценденция как

онтологические перспективы дискурса.

Целью диссертации является концептуализация трансгрессии и трансценденции в качестве онтологических перспектив дискурса.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

– Выявить различия между онтологиями интегрального и

дифференциального типа;

– Эксплицировать онтологический статус дискурса как основного
концепта дифференциальной онтологии. Исследовать и описать

онтологическую структуру дискурса;

– Раскрыть трансценденцию и трансгрессию в качестве онтологических перспектив дискурса;

– Эксплицировать специфику взаимосвязи трансценденции и

трансгрессии в учениях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше;

– Исследовать специфику функционирования перспектив трансценденции и трансгрессии в бытийно-смысловом пространстве научного дискурса, дискурсов техники и информационных технологий;

– Эксплицировать место и роль трансгрессии и трансценденции в пространстве философского дискурса, в поэтической и музыкальной модели нейтрализации дискурсивной определенности и в дискурсе субъекта.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем. Онтологию мы рассматриваем как учение о бытии и способах бытия. Одной из значимых тенденций неклассической онтологии является обращение к перспективе трансгрессии, под которой в настоящем исследовании понимается спектр феноменов нарушения, нейтрализации, стирания и снятия границ бытийно-смысловой определенности дискурсов. В свою очередь, под дискурсом мы предлагаем понимать различные способы конституирования пространства бытийно-смысловой определенности (время рассматривается нами в качестве

9 Фатенков А.Н. Идея подвижной иерархии в структуре философского дискурса: Дис… доктора философских наук. Нижний Новгород, 2006. – 366 с.

одного из компонентов конституируемого дискурсом онтологического
пространства). Переход к трансгрессии предполагает отказ от доминирования
трансценденции, под которой автор понимает перспективу максимально
интегрированного единства, тождества, иерархического порядка фундирования
и репрезентации. Вместо этого выявляется многообразие гетерогенных
бытийных перспектив, находящихся в состоянии взаимодействия и

коммуникации и не поддающихся сведению к единому, всеобщему и фундаментальному основанию. Однако смысл этого движения следует усматривать не в «переворачивании платонизма», не в утверждении первичности многообразия и становления по отношению к единству, но в устранении самого принципа, позволяющего постулировать первичность чего-либо по отношению к другому в онтологическом плане. Одновременность множества различных режимов бытия, не подчиняющихся никакому фиксированному центру, но устанавливающих подвижные и смещаемые центры, требует соответствующего онтологического горизонта, в качестве которого выступает перспектива трансгрессии. При этом трансгрессия не должна абсолютизироваться в качестве универсальной, лежащей в основании всего субстанции. Трансгрессия – только один из режимов бытия, не имеющий онтологического преимущества перед другими (в том числе и перед трансценденцией). Выдвижение перспективы трансгрессии на передний план оправдано исключительно в теоретическо-тактических соображениях: в целях устранения притязания трансценденции на тотальное господство в области онтологии. Основанная на трансгрессии онтология, лишая трансценденцию ее гегемонии, должна одновременно оставаться не затронутой стремлением к занятию доминирующего положения. Смысл не в том, чтобы поставить трансгрессию на место трансценденции, но в том, чтобы раскрыть конструктивный характер самого места, из которого осуществляется господство какой-либо одной бытийной перспективы над остальными. В качестве такого места выступает дискурс, трактуемый в диссертации как онтологический феномен – пространство организации бытийно-смысловых перспектив.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования

выступает методологический арсенал, разработанный неклассической

философской мыслью, а именно установки и принципы структурного анализа, деконструктивизма, дискурс-анализа и семиотики. Также в диссертации активно используются принципы гегелевской диалектики (с учетом их значительного неклассического потенциала, выявленного в исследованиях А. Кожева, Ж. Батая и Ж. Деррида), установки перспективизма Ф. Ницше. Наконец, частично применяются базовые установки синергетического подхода ввиду их близости концептуальным разработкам неклассической онтологии.

1. Принцип онтологической дифференции, введенный М. Хайдеггером, переосмысляется в диссертационном исследовании с учетом ницшевского перспективизма. В предлагаемой в диссертации трактовке данный принцип означает установку на исследование не сущего, но тех бытийно-смысловых

перспектив дискурса, в рамках которых конституируется определенность сущего, его смысл и способ бытия.

2. Структурный анализ применяется в ориентации на базовые положения
теоретических разработок Ф. де Соссюра. Введенные им в оборот концепты
означающего и означаемого, значимости, синтагматики и парадигматики
прочно вошли в арсенал структуралистских и постструктуралистских
философских исследований ХХ столетия. Интеграция соссюровских разработок
в пространство философских исследований позволяет занять позицию
трансгредиентности по отношению к метафизической традиции философского
мышления. Такая позиция является необходимым условием для критического
анализа метафизических систем и метафизической парадигмы в целом,
позволяет раскрыть фундаментальную метафизическую конструкцию,
выступающую в качестве онтологической модели сознания и культуры. В этом
плане элементы структурного анализа становятся компонентами
деконструктивистского подхода к метафизической традиции, который берет
свой исток в учениях Ф. Ницше и М. Хайдеггера и получает разработку в
исследованиях Ж. Деррида.

3. Значительная роль в диссертации принадлежит методологическим
подходам М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и Б.М. Гаспарова. Разработанные ими
исследовательские принципы по своему значению, широте охвата и влиянию
выходят далеко за пределы литературоведения и лингвистики и, по существу,
образуют самостоятельную исследовательскую парадигму современности.
Методологические разработки названных авторов содержат значительный
потенциал для онтологических исследований, который может быть
эксплицирован непосредственно в философском дискурсе. Кроме того,
ориентация на подходы данных исследователей позволяет не замыкаться в
рамках французской постструктуралистской парадигмы и включить в
исследование богатую и самобытную традицию отечественной мысли.

  1. Установки дискурс-анализа применяются преимущественно в том виде, которое данное направление получило в учении Э. Лаклау и Ш. Муфф. При этом мы выносим за скобки социально-критическую направленность их подхода и включаем их разработки в сферу специфически онтологического исследования. Предложенный Э. Лаклау и Ш. Муфф способ анализа дискурсов (выявление узловых точек, артикуляций и седиментаций значений) позволяет раскрыть непрестанно осуществляемую борьбу за гегемонию дискурса, а также выявить пути нейтрализации доминирующих дискурсов на онтологическом уровне. Нейтрализация бытийно-смысловой определенности дискурсов, их трансгрессия, представляет собой базовый методологический принцип настоящего диссертационного исследования.

  2. Важнейшим методологическим принципом гегелевской философии мы считаем принцип снятия (Aufhebung), учитывая тот регистр, который данный принцип получил в неклассическом прочтении учения немецкого мыслителя. Принцип снятия позволяет осуществлять трансгрессию и нейтрализацию любых частных дискурсов и дискурсивных формаций, раскрывая их

онтологическую несамодостаточность и лишая тем самым притязания на доминантную позицию (гегемонию). При этом следует учитывать, что речь здесь идет только об одном аспекте гегелевского учения, но не о его системе в целом. Особенно значимым для нашего исследования является тот момент, что принцип снятия является одним из наиболее эффективных способов деструктивного анализа трансценденталистских метафизических систем. Другой путь нейтрализации метафизики дает учение Ф. Ницше, базовую методологическую установку которого мы определяем как раскрытие перспективного характера любой системы бытийно-смысловой определенности

(дискурса).10

6. Из арсенала синергетического подхода мы применяем установку на экспликацию флуктуаций, бифуркаций и нелинейных траекторий (странных аттракторов) в качестве динамизирующих факторов сложных систем.

В диссертации осуществляется переработка названных методологических подходов и их интеграция в область специфически онтологического исследования, что позволяет сформировать базовые исследовательские принципы дифференциальной онтологии.

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна

исследования заключается в комплексной теоретической проработке концептов трансценденции, трансгрессии и дискурса и организации их в единый концептуальный горизонт онтологического исследования. Результатом исследования становится новый подход к рассмотрению базовых проблем онтологии, характеризующийся установкой на выход за пределы не только феноменологии и фундаментальной онтологии, но и постструктурализма. Постструктуралистский по своему происхождению концепт трансгрессии включается в настоящем исследовании в иной концептуальный горизонт и рассматривается наряду с трансценденцией по принципу дополнительности. Этот момент также обусловливает новизну работы, поскольку в существующих исследованиях трансгрессия рассматривается, как правило, лишь в рамках постструктуралистских учений Ж. Батая, М. Бланшо, Ж. Деррида и др. В настоящем исследовании мы опираемся в большей степени на разработки Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше, а также Ф. де Соссюра и М. Бахтина. Возвращаясь, таким образом, к истокам постструктуралистской парадигмы, мы получаем возможность скорректировать некоторые концептуальные ходы в решении базовых проблем онтологии и выйти на новый уровень концептуализации феноменов трансценденции, трансгрессии и дискурса. Продуктивность разработанного подхода, в частности, проявилась в том, что на его основе осуществлен анализ отдельных философских учений, научного и философского дискурса, сферы художественного творчества.

Новыми являются следующие результаты диссертационного

исследования:

10 Спорные и проблемные моменты гегелевской и ницшевской методологии рассматриваются во Второй главе диссертации.

1. Показано, что различия между онтологиями интегрального и
дифференциального типа заключаются, соответственно, в утверждении
интегрирующего единства или дифференцирующей множественности бытия;

2. Обоснован онтологический статус дискурса как феномена,
занимающего пограничное положение по отношению к таким базовым
концептам классической онтологии, как бытие и сознание, реальное и
идеальное. Описана онтологическая структура дискурса как включающая
онтологический центр, периферию и границу;

  1. Раскрыты основные характеристики трансценденции и трансгрессии в качестве онтологических перспектив дискурса. Показано, что трансценденция представляет собой перспективу максимально интегрированного единства, в то время как трансгрессия характеризуется как перспектива децентрации и пролиферации;

  2. Установлена специфика взаимосвязи трансценденции и трансгрессии в учениях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Показано, что общей тенденцией исторического развития онтологии является переход от установки на элиминацию трансгрессии и утверждение трансценденции к установке на раскрытие трансгрессии в качестве основного горизонта философского осмысления мира;

5. Исследована специфика функционирования перспектив
трансценденции и трансгрессии в бытийно-смысловом пространстве научного
дискурса, а также в дискурсах техники и информационных технологий.
Обосновано положение, что классическая наука базируется на перспективе
трансценденции, в то время как современная наука характеризуется установкой
на включение трансгрессии в пространство научного дискурса;

6. Установлены место и роль трансгрессии и трансценденции в
пространстве философского дискурса, в поэтической и музыкальной модели
нейтрализации дискурсивной определенности и в дискурсе субъекта. Показано,
что трансгрессия, а также трансценденция могут выступать в качестве
перспектив нейтрализации бытийно-смысловой определенности дискурсов.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Интегральная онтология характеризуется установкой на выявление единого и предельного бытийного основания. Дифференциальная онтология ориентирована на выявление множества различающихся способов бытия, которые не интегрируются в общую перспективу бытия самого по себе. Перспективой интегральной онтологии является трансценденция, перспективой дифференциальной онтологии – трансгрессия.

  2. Дискурс является онтологическим феноменом, существующим на стыке бинарных оппозиций классических онтологических учений: сознания и бытия, языка и реальности. Дискурс не относится ни к одному из членов названных оппозиций, но является онтологическим пространством их образования, их тождества и различия. При этом сами дискурсы не субстанциализируются и не абсолютизируются, но рассматриваются как конструктивные феномены, утвердившиеся в качестве одного из основных

способов бытия. Положение, что человеческое существование

преимущественно определяется дискурсами, не означает, что кроме дискурсов ничего нет. Существуют другие способы бытия, а доминирование дискурса носит исторический характер.

Дискурс представляет собой ограничение возможностей бытийно-смысловой определенности путем установления доминирующей бытийно-смысловой перспективы. Наиболее значимыми компонентами онтологической структуры дискурса являются центр, центральная область, периферия и граница, а также лакуны, позволяющие включать в конституируемое дискурсом пространство бытийно-смысловой определенности различные феномены.

  1. Трансценденция и трансгрессия в качестве онтологических перспектив дискурса обладают следующими характеристиками. В перспективе трансценденции дискурсы конституируются посредством полагания единого центра. Дискурсивный центр задает бытийно-смысловую перспективу, раскрывающую пространство фиксированной определенности, которая исключает другие бытийно-смысловые потенции. Перспектива трансгрессии предполагает переход дискурса в состояние бытийно-смысловой неопределенности посредством нейтрализации доминирующей бытийно-смысловой перспективы и раскрытия пространства варьируемости значения и значимости. Основными способами трансгрессии границ дискурсивной определенности выступают: нарушение, стирание, нейтрализация и снятие.

  2. Специфика взаимосвязи трансценденции и трансгрессии в учениях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница заключается в том, что в них осуществляется имманентизация трансценденции: метафизический центр рассеивается в сфере имманентного, перекрывая и нейтрализуя многообразие способов бытия (модусов или монад). Результатом этого хода стала возможность интегрировать многообразие в онтологическую перспективу тотальности, которая занимает промежуточное положение между трансценденцией и трансгрессией. Тем самым трансгрессия оказывается растворенной в имманентизированной трансценденции (тотальности).

Следующий значимый шаг в трансформации понятия трансценденции сделан И. Кантом, превратившим трансценденцию в чистый бытийный вектор, характеризующийся исключительно своей направленностью на недостижимое и непостижимое потустороннее. Тем самым философия И. Канта становится метафизикой границы.

Раскрытие феномена внутренней трансгрессии осуществлено в учении Г.В.Ф. Гегеля. Здесь трансгрессия как диалектическое движение отрицания, снятия, преодоления границ определенности отдельных дискурсов оказывается включенной в метадискурс абсолютной Идеи и Духа как определенностей высшего, метафизического порядка, внешние границы которых не преодолеваются никаким диалектическим движением.

Освобождение трансгрессии от власти трансценденции и раскрытие ее в качестве самостоятельной онтологической перспективы осуществлено в учении Ф. Ницше. В данном случае перспектива трансгрессии включает в себя

трансценденцию в качестве ступени, в качестве подлежащего преодолению
момента диалектического процесса. Тем самым Ницше закладывает основы
онтологии дифференциального типа, позволяющей осмыслить

множественность и гетерогенность способов бытия, не сводя их к всеохватывающему единству трансценденции. Выявленная взаимосвязь перспективизма Ф. Ницше с онтологической теорией дискурса выступает одной из установок в настоящем исследовании.

5. Трансценденция выступает в качестве основополагающей бытийно-
смысловой перспективы научного дискурса. Установка на поиск вечных и
неизменных сущностей (законов) и предельных оснований (субстанций)
характерна для классического модификационного варианта научного дискурса
не в меньшей степени, чем для метафизики. Эта базовая установка дополняется
ориентацией на элиминацию перспективы трансгрессии из конституируемого
научным дискурсом пространства объективной реальности. Научный дискурс
конституирует бытийно-смысловую перспективу фиксированной
определенности, которая выступает в качестве фундаментального критерия
реальности.

Интеграция перспективы трансгрессии в пространство современной науки на содержательном уровне приводит к растворению фиксированной определенности в потоке становления и преобразования самоорганизующихся систем, к превращению ее в момент, существующий между точками бифуркаций. При этом сам научный дискурс продолжает функционировать в трансценденталистском режиме, сохраняя фундаментальную установку на выстраивание универсальной перспективы, охватывающей все уровни существования.

Научный дискурс переходит в трансгрессивный режим преимущественно в ситуациях кризиса своего модификационного варианта или тяготения в направлении сближения с философским дискурсом. Оба случая являются онтологической зоной несовпадения научного дискурса с самим собой, бифуркацией, выводящей данный дискурс из равновесия и нарушающей границы конституируемой им определенности, что, в свою очередь, выступает в качестве онтологического основания феномена научного творчества.

6. Философия представляет собой особый тип дискурса, суть которого
заключается в нейтрализации бытийно-смысловой определенности любых
частных (региональных) дискурсов. Такая нейтрализация осуществляется либо
посредством трансценденции, либо посредством трансгрессии. Трансценденция
нейтрализует перспективы дискурсов посредством конституирования
метадискурсивного пространства высшей бытийно-смысловой определенности,
превосходящей определенности отдельных дискурсов. Трансгрессия переводит
фиксированную определенность дискурсов в текучее и открытое состояние,
благодаря чему раскрывается множественный и гетерогенный характер
дискурсивных пространств.

Онтология поэтического заключается в трансгрессии языкового материала: в освобождении языковых единиц от жесткой детерминированности

синтаксисом и семантикой, в порождении открытого слова, способного производить множество временных и гетерогенных смысловых конфигураций. Вместо жестко фиксированного знака в поэзии представлена свободная варьируемость значения и значимости, движение в сторону наращивания вариативности.

В музыке трансгрессия осуществляется в диалектическом

взаимодействии с трансценденцией. Музыка выстраивает жесткий

дискурсивный каркас, позволяющий осуществлять центрацию и интеграцию звукового материала. Однако эта конструкция подвергается нейтрализации за счет трансгрессивного движения музыкальных единиц, их перехода в иное состояние и нарушения установленных границ.

Осуществляемая в философии, поэзии и музыке нейтрализация позволяет
субъекту обрести свободу от власти дискурсов. Переход субъекта в

трансгрессивный режим существования осуществляется посредством

онтологической децентрации и раскрытия гетерогенной множественности конституирующих субъекта бытийно-смысловых перспектив.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексной
проработке концептов трансгрессии, трансценденции, дискурса и включении их
в единый концептуально-онтологический горизонт. Предлагаемый подход
позволяет сформировать новую стратегию онтологических исследований,
основанную на синтезе классических и неклассических тенденций в области
онтологии. Основополагающие концептуально-теоретические установки

исследования обеспечивают возможность преодоления существующего разрыва между классическими и неклассическими онтологическими учениями. Актуализация феномена дискурса как основного концепта онтологии позволяет вывести философские исследования за пределы абсолютизированных оппозиций бытия и сознания.

Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанного в диссертации подхода при изучении конкретных
феноменов социокультурной реальности: произведений художественной
литературы, различных типов дискурса (бытового, политического и др.),
социального пространства. Полученные в ходе исследования

методологические принципы и теоретические положения могут быть использованы для организации спецкурсов по философии для студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов – как нефилософских, так и философских специальностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 42 научные работы, в том числе одна монография, 18 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Результаты исследования были представлены на международных конференциях «Наука в различных измерениях» (Ульяновск, 2010), «Тенденции изменения категорий философии и культурологии в процессе ценностной трансформации общества» (Краснодар, 2011), «Социальная жизнь в свете философской рефлексии» (Ульяновск, 2011),

«Социальная жизнь как единство разнородных состояний» (Ульяновск, 2014),
на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых
«Философия и наука» (Екатеринбург, 2015), на методологических семинарах
кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного
университета (Уфа, 2013, 2014, 2015), на кафедре философии Ульяновского
государственного технического университета. Полученные в ходе

диссертационного исследования результаты были поддержаны РГНФ: проект № 15-33-01222 «Комплексное исследование трансгрессии как сущностной характеристики современной социально-культурной реальности».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав,
семнадцати параграфов, заключения и библиографического списка,

включающего 390 наименований. Общий объем диссертации составляет 318 страниц машинописного текста.

Дискурс как единица онтологического исследования в дифференциальной онтологии .

Цель данного параграфа состоит в обзоре двух базовых типов онтологий, к которым может быть отнесено большинство существующих философских систем и учений. Такой обзор позволит очертить концептуальные установки предлагаемого в настоящем исследовании подхода к рассмотрению фундаментальных онтологических проблем.

Философская мысль ХХ столетия развивалась под знаком кризиса классических способов построения онтологических систем и поисков принципиально иных путей философствования. Контовский позитивизм постулировал полный отказ от онтологической проблематики в пользу логики и методологии. Основатели и представители других направлений двигались в сторону радикального разрыва с традиционными концепциями бытия и разработки «антиметафизических» учений. Подобные новаторские тенденции поначалу встречали достаточно резкое противостояние со стороны приверженцев классической философии. Сегодня, по прошествии длительного времени, появилась возможность осмыслить этот опыт онтологических поисков в ином ключе. Вместо рассмотрения ряда онтологических систем и учений в качестве взаимоисключающих, вместо признания истинности только за одним типом философствования, можно попытаться выделить различные типы онтологий, каждый из которых имеет свое право на существование в сфере осмысления основных вопросов бытия.

Мы предлагаем различать два типа онтологических учений: интегральную и дифференциальную онтологию.

Онтология интегрального типа охватывает преимущественно (но не исключительно) классическую философию – от античности до Нового времени включительно. Интегральная онтология конституируется на базе перспективы трансценденции, в которой различные способы бытия сводятся к единому универсальному основанию. Онтология дифференциального типа конституируется на базе перспективы, не допускающей наличия единого и универсального основания, но предполагающей множество гетерогенных способов бытия, не сводимых к какому-либо общему началу.11 Одним из первых, кто апробировал такой тип онтологии, был Ф. Ницше. Впоследствии эта онтология так или иначе разрабатывается в ряде направлений и подходов неклассической философской мысли. Мы сосредоточим наше исследование на выявлении основных черт дифференциальной онтологии, поскольку как таковая она описана и систематизирована в меньшей степени, нежели онтология интегральная.

Онтология дифференциального типа не допускает существования единой и всеохватывающей перспективы бытия. Вместо единого бытия как такового дифференциальная онтология раскрывает перспективу множества гетерогенных способов бытия, которые невозможно свести к общей основе. При этом в отличие от плюралистических вариантов метафизики, дифференциальная онтология не утверждает наличия множества онтологических оснований. Основной тезис онтологии дифференциального типа состоит в отказе от метафизических оснований как таковых и утверждении гетерогенного и многообразного характера существования. Существование не имеет предельных основ, до которых можно было бы дойти с помощью метафизических конструкций. Таким образом, дифференциальная онтология принципиально не является метафизическим подходом, поскольку не предполагает наличия каких-либо метафизических основ и первоначал. Любой способ бытия выступает в дифференциальной онтологии как одновременно обусловливающий и обусловленный и, следовательно, он не может быть представлен в качестве безусловного начала – метафизической субстанции.

11 Сочетание «дифференциальная онтология» употребляется Г. Башляром. См.: Башляр Г. Поэтика грезы / Г. Башляр. М.: РОССПЭН. – 2009. – С. 7-185. В качестве примера, позволяющего проиллюстрировать различия между двумя типами онтологий, можно обратиться к такому феномену, как культура. В рамках интегральной онтологии культура может быть представлена как последовательное развертывание внутренних определений духа (Г.В.Ф. Гегель) или как выражение индивидуальной мировой души (О. Шпенглер). Во всех названных случаях речь идет о выделении единого основания, которое полагается в качестве условия бытия рассматриваемого феномена. В рамках дифференциальной онтологии культура может быть представлена как социокультурный контекст, который не выступает в качестве проявления какого бы то ни было заданного начала, но есть эффект сложного взаимодействия и переплетения самых разнообразных факторов (перспектив, тенденций), из которых невозможно выявить ни один определяющий, поскольку все является результатом, следом чего-то другого, что, в свою очередь является следом еще чего-нибудь. Различные, не сводимые к единству факторы, взаимодействуют друг с другом, изменяясь, возникая и исчезая в этом взаимодействии. В таком сложнейшем переплетении нет возможности определить, что является причиной, а что следствием. Можно произвольно вычленить отдельный элемент – например, искусство – и проследить влияние на него науки, техники, политики, экономики, религии, быта и других факторов современности. Но само искусство не есть нечто внеположенное и изолированное, выступающее лишь объектом влияния этих факторов, оно само оказывает ничуть не меньшее воздействие на науку, технику, политику, экономику, религию. Получается, что искусство есть результат воздействия тех факторов, которые сами в определенной степени являются результатом его воздействия. Наука, искусство, религия и проч. проникают друг в друга, присутствуют друг в друге. Элементы есть не в меньшей степени эффекты контекста, чем контекст – эффект взаимодействия элементов. Первоначалом не является ни то, ни другое, поскольку все конструктивно, а следы происхождения теряются в сложной сети взаимодействия многообразных и гетерогенных факторов.

Таким образом, основная интенция онтологии дифференциального типа состоит в нейтрализации тех или иных перспектив бытия в их притязании на статус доминирующего в онтологическом плане способа существования. Суть дифференциальный онтологии не в том, чтобы утвердить онтологический приоритет множественности и гетерогенности (в то время как интегральная онтология, напротив, утверждает приоритет единства и тождества). Задача онтологии дифференциального типа состоит в раскрытии конструктивного характера любой перспективы бытия, претендующей на статус субстанции. Результатом этой процедуры нейтрализации (лишения статуса безусловного метафизического основания) становится не отрицание конкретной бытийной перспективы, но обнаружение возможности иных способов бытия. Нейтрализованная перспектива не отрицается, но представляется в качестве одного из потенциальных способов бытия, существующего наряду с другими.

Кризис трансценденции и метафизика границы в учениях И. Канта, К. Ясперса и М. Хайдеггера

Цель данного параграфа заключается в исследовании специфического положения перспектив трансценденции и трансгрессии в учениях Б. Спинозы и Г.В. Лейбница.

В античной философии фундаментальные онтологические перспективы трансценденции и трансгрессии были раскрыты в учениях Парменида и Гераклита. Трансценденция у Парменида мыслилась в качестве не доступного чувственному восприятию, вечного и неизменного бытия. У Гераклита трансгрессия представлена в качестве потока становления. Платон и Аристотель становятся на позицию бытия и сущности, чем предопределяют дальнейший путь развития метафизики. Трансценденция становится доминирующей перспективой философского дискурса, в то время как трансгрессия занимает либо подчиненное положение, либо исключается из сферы мысли и бытия. Средневековая философия доводит эту тенденцию до абсолюта. Трансценденция становится перспективой Бога и божественного высшего мира. Трансгрессия приравнивается к отпадению от божественного первоначала (например, у А. Августина80). В Новое время Р. Декарт вновь избирает в качестве основной перспективы философского дискурса разработанную в схоластике трансценденцию, включая в этот горизонт мыслящего субъекта.81

В европейской метафизике, по преимуществу представляющей собой разработку платоновского подхода, особое место занимают философские учения Б. Спинозы и Г.В. Лейбница. Обоим мыслителям удалось отклониться от общей метафизической линии своего времени – настолько, что в их учениях можно обнаружить не только знаковые черты современной им эпохи, но и предвосхищение концептуальных разработок философии Ф. Ницше и Ж. Делеза.82 Философские учения Спинозы и Лейбница, как и большинство метафизических систем, разрабатываются на основе утверждения перспективы трансценденции. Однако и перспективе трансгрессии у них отводится более значимое положение, по сравнению с большей частью метафизических построений онтологии интегрального типа. Результатом такого соединения разнонаправленных бытийно-смысловых перспектив становится если не полное устранение, то, во всяком случае, затушевывание метафизической теории двух миров, смягчение границ между имманентным и трансцендентным. При сохранении приоритета метафизического тождества и единства происходит значительное повышение онтологического статуса множественности и гетерогенности. Раскрытие и обоснование данных тезисов составляет содержание настоящего параграфа.

Начнем с рассмотрения учения Б. Спинозы и дадим вначале обобщенную характеристику его концепции. Спиноза постулирует бесконечное множество отличающихся друг от друга способов бытия – «бесконечное множество вещей бесконечно многими способами». При этом данное множество способов бытия согласовано друг с другом таким образом, что в совокупности составляет нечто единое – всеохватывающую метаперспективу, каковой являются субстанция, Бог и Природа.

Спинозы претерпевает существенное преобразование. Трансценденция не выступает в качестве потустороннего означаемого, которое репрезентируется означающими чувственно воспринимаемого мира. Трансценденция представляет собой гармоничную согласованность многообразных способов существования – она не отрицает множественность, но вбирает ее в себя и растворяет в себе. Тем самым онтологический статус трансгрессивных феноменов значительно повышается по сравнению с метафизической теорией двух миров. Трансгрессия приобретает свою значимость, выступая в качестве состояния трансценденции, а не в качестве ее тени и отображения. Онтология репрезентации заменяется у Спинозы онтологией состояний. Дисгармоничность и рассогласованность мира есть определенное состояние, в котором модусы, будучи подвластны аффектам, не обнаруживают существующей примиренности и согласованности всего со всем в перспективе субстанции. Однако эта согласованность не отменяется и не исчезает: оба состояния существуют одновременно, покрывают друг друга. Дисгармоничность не выступает здесь в качестве особого мира, но является результатом неадекватного познания, когда часть забывает о своей связи с целым. Хотя трансгрессия и в данном случае занимает подчиненное положение по отношению к трансценденции, тем не менее, достигается существенное сближение двух бытийно-смысловых перспектив. Трансгрессия и трансценденция теперь выступают не в качестве разных миров, но как различные состояния единого бытийно-смыслового пространства.

Сказанное можно обосновать посредством более подробного рассмотрения трактовки в учении Спинозы феномена тела. Тело представляет собой один из конечных модусов. Спиноза настаивает на двух пунктах: во-первых, тело не находится в иерархическом подчинении у души, как у высшей метафизической сущности. Во-вторых, тело не представляет собой отдельной субстанции, но есть связь, организация множества разнородных тел.

Отрицая иерархическую противопоставленность тела и души, Спиноза вступает в полемику с многовековой традицией платоновской метафизики.83 Тело не представляет собой низший род бытия по сравнению с душой. Обе – и душа и тело – суть атрибуты единой субстанции и как таковые обладают одинаковой онтологической значимостью. В неклассической философии в учении Ф. Ницше будет развиваться противоположная тенденция: тело получит онтологический приоритет перед душой и духом.84 Спинозе удается достичь редкого в истории европейской метафизики онтологического равновесия двух перспектив.

Отсюда следует известный тезис спинозовской «Этики»: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Этика, II, 7).85 Материальные вещи и тела не выступают в качестве теней из платоновской пещеры, отражающих вечные и неизменные идеи-первообразы. Однако, в свою очередь, и идеи не являются лишь остающимися в сознании следами восприятия вещей. И то и другое представляется у Спинозы как равноправные перспективы, равнозначные способы бытия

Трансгрессия как содержание современного научного дискурса

Ницше известен как непримиримый противник позиции элеатов. Его собственная позиция тяготеет к воззрениям Гераклита, а не Парменида. При этом онтология Ницше не ограничивается «расхожим» противопоставлением Гераклита и Парменида, становления и бытия, в чем упрекал мыслителя М. Хайдеггер.165 Противопоставление бытия и становления действительно стало общим местом в метафизике. Ницше рассматривает эту оппозицию в качестве отправного пункта для критики метафизической традиции. Но основная интенция его философии не сводится к тому, чтобы вместо бытия утвердить онтологический приоритет становления. Ницше стремится не перевернуть классическую метафизику, но выйти за пределы ее фундаментальных оппозиций. Он ищет такую перспективу философствования, в которой бытие и становление перестали бы выступать в качестве двух крайних терминов. Само бытие должно стать становлением, а становление – бытием.166 Как было показано в предыдущем параграфе, сходные тенденции мы находим уже в философии Гегеля.167 Ницше отходит от понимания бытия в сугубо парменидовском ключе: становлению должен быть придан характер бытия: «Придать становлению характер бытия – вот в чем проявляется высочайшая воля к власти (Dem Werden den Charakter des Seins aufzuprgen – das ist der hchste Wille zur Macht)».168

В отдельных случаях Ницше употребляет термин «бытие» в смысле элеатов – как горизонт абсолютного присутствия и самотождественности. Но делает он это исключительно в целях деструкции метафизической парадигмы. Бытия как субстанции в учении Ницше нет: «Длительность существования, тождество с самим собой, бытие не присущи ни тому, что мы называем субъектом, ни тому, что – объектом: это на самом деле – комплексы процессов, обладающих мнимою длительностью по отношению к другим комплексам».169 Но бытие есть в его философии в качестве необходимой перспективы воли к власти, к творческому созиданию: «выдуманный мир субъекта, субстанции, «разума» и т.д. необходим: есть в нас некая властная инстанция, что упорядочивает, упрощает, искажает, насильно разрывает».170 Не воля к самосохранению, но воля к самопреодолению выступает в качестве основного пафоса учения Ницше. Чтобы подняться до более высокого уровня, стать сильнее, могущественнее, необходимо превозмочь достигнутую ступень, необходимо осуществить трансгрессию. Без трансгрессии невозможна никакая воля к власти: «Воля к власти может проявляться, лишь наталкиваясь на сопротивление; она домогается того, что оказывает сопротивление».171 Это означает, что воля к власти есть не только преодоление границ, но их установление: трансгрессия сама полагает границы, которые затем преодолевает и устанавливает новые рубежи. Тем самым обеспечиваются условия для дальнейшего движения воли к власти – посредством полагания все новых и новых границ и их трансгрессии.

Воля к власти – это не только становление, переход, но и временная фиксация, остановка, полагание границ – как необходимого условия для дальнейшего движения самопреодоления. В этом пункте граница между бытием и становлением начинает стираться.

Таким образом, онтология Ницше раскрывается в двух перспективах. С одной стороны, он утверждает дионисийский и гераклитовский мир трансгрессии: «это море бушующих сил и их потоков, вечно меняющееся, вечно возвращающееся, возвращающееся через огромное число лет приливом и отливом своих образов, перетекающее из самого простого в самое многообразное, из самого спокойного, застывшего, холодного – в самое раскаленное, дикое, противоречащее самому себе, а потом снова возвращающееся от полноты к простоте, от игры противоречий к наслаждению гармонией, утверждающее себя в этом подобии своих путей и лет, благословляющее себя как то, что должно вечно возвращаться, как становление, не ведающее насыщения, пресыщения, усталости».172 При этом такой мир нельзя рассматривать в качестве метафизического основания бытия всего сущего, в качестве трансцендентной вещи в себе, некоего «первохаоса», из которого рождается все, что есть. Мир становления для Ницше не трансцендентный, но имманентный. Это не «другой», не «высший», но – наш мир.173 Этот «наш мир» не является однородным по своей структурированности и упорядоченности, но состоит из различных пластов, характеризующихся различной степенью упорядоченности и структурированности. И неструктурированные, неупорядоченные пласты этого мира, согласно Ницше, принадлежат не трансцендентной сфере «вещей в себе», но тому, что Кант называл феноменальным миром. Область трансгрессии не находится за пределами феноменального мира: подобно тому, как область бессознательного с точки зрения психоанализа не является трансцендентной по отношению к психике, но составляет сферу самого психического.

Трансгрессия и бытийно-смысловая неопределенность в онтологической структуре поэзии

Не следует также упускать из виду тот факт, что теория коллективного бессознательного и архетипов получила большее распространение в гуманитарных науках (прежде всего, в литературоведении), нежели в самой психологии.

Наконец, многие ключевые понятия концепции Юнга происходят непосредственно из философских учений и обнаруживают близость с философскими концептами, несмотря на то, что Юнг употребляет их в рамках сугубо эмпирического исследования.253 Таким образом, теория Юнга представляет собой один из наиболее ярких примеров функционирования научного метадискурса в режиме трансгрессии: его учение движется в сторону философского дискурса, но эта тенденция постоянно перекрывается установкой на соблюдение критериев эмпирического исследования.

Аналогичный пример представляют собой концептуальные разработки М.Н. Бахтина. Бахтин является автором ряда фундаментальных открытий в области литературоведения. И одновременно его исследования по своему концептуальному содержанию значительно превосходят сугубо литературоведческий дискурс: в предложенных им концептах содержится большой философский потенциал. Подтверждением этому тезису служит то обстоятельство, что многие философы-постструктуралисты в разработке своих учений опирались на теоретические положения Бахтина. Речь идет о таких современных авторах, как Р. Барт, Ж. Делез и Ю. Кристева. Наконец, среди литературоведов именно Бахтина чаще всего определяют как философа, в то время как таких не менее маститых ученых, как Эйхенбаум, Тынянов, Шкловский, – нет. Разумеется, Бахтин не философ, поскольку его исследования нельзя квалифицировать как собственно философские. Но он – мыслитель, заставивший литературоведческий дискурс функционировать на границах собственных возможностей, т.е. – в трансгрессивном режиме. У читателя его работ о Рабле и Достоевском не может не остаться впечатления, что здесь речь идет о чем-то несравненно большем, чем о поэтике романа.

Такое сближение научного метадискурса с философским дискурсом является для науки исключение, а не правилом. Норма для научного метадискурса – это специализация, детализация, углубление в частности. Чем больше исследователь двигается в сторону глобальных обобщений и универсальных выводов, тем в большей степени он приближается к тем границам, которые отделяют научный метадискурс от философии. При этом определяющим моментом здесь является не широта интересов, но характер концептуальных разработок того или иного исследователя. М.Н. Бахтин мог бы посвятить всю свою творческую деятельность исключительно проблемам поэтики романов Ф.М. Достоевского. Но и в этом случае его исследования обнаруживали бы тенденцию к сближению с философским дискурсом, поскольку в предложенных им концептах содержится достаточно сильная спекулятивная составляющая. С другой стороны, междисциплинарные исследования, которые являются отличительной чертой современного состояния науки, как правило, не обнаруживают направленности в сторону философского дискурса, а полностью остаются в рамках научного метадискурса. Чисто количественные показатели в данном случае не работают. В современной академической философии можно наблюдать противоположную тенденцию: движение в направлении сближения с научным метадискурсом. Современные философские исследования нередко четко разграничиваются по отдельным специальным областям: философия науки, социальная философия. Эти области выступают в качестве самостоятельных и изолированных дисциплин, которые работают только с определенным предметом. В собственно философском дискурсе такой специализации не наблюдается. Г.В.Ф. Гегель мог обращаться к любуой сфере исследования: науке, праву, искусству – и во всех случаях его разработки оставались специфически философскими. Но по этой же причине Гегель не был ученым.

Подводя итоги настоящего параграфа, можно сделать следующие выводы. Трансгрессия научного метадискурса является исключительным событием, не характерным для специфики данного типа дискурсов. Функционирование научного метадискурса в трансгрессивном режиме свидетельствует либо о кризисе модификационного варианта, либо о движении метадискурса к собственным границам и тенденции к сближению с философским дискурсом. Эти два названных случая характеризуют основные пути трансгрессии научного метадискурса. Либо в структуре научного метадискурса обнаруживаются трансгрессивные элементы, требующие конституирования нового модификационного варианта, либо научный метадискурс сам подходит к границам собственной бытийно-смысловой определенности рассмотренным выше способом. И в том, и в другом случае трансгрессия выступает как временное состояние, а не как способ существования научного метадискурса. Трансгрессия устраняется научным метадискурсом, подобно тому, как устраняется сбой в функционировании какой-либо системы. В первом случае трансгрессивный элемент нейтрализуется путем конституирования нового модификационного варианта научного метадискурса. Во втором случае у исследователя, который осуществил сближение научного метадискурса с философским дискурсом, появляются последователи, которые осуществляют интеграцию его разработок в пространство соответствующей научной дисциплины.

Задача данного параграфа состоит в анализе феномена трансформации научного метадискурса и возникновения на этой основе других глобализирующих метадискурсов – техники и информационных технологий.

В предыдущих параграфах настоящей главы онтологический смысл научного метадискурса был определен как производство специфического бытийно-смыслового пространства – объективной реальности – и направленность на безграничное подчинение этому пространству новых перспектив существования. Динамика научного метадискурса была представлена как смена модификационных вариантов, в которых происходит новое содержательное наполнение инвариантной структуры данного метадискурса. При этом происходит своеобразная «переоценка ценностей» или, точнее, переопределение всего уже определенного. Этим наука кардинально отличается от поэзии, которая переводит всякую определенность в состояние неопределенности и открытости смысла, в то время как научный дискурс только порождает новые фиксированные смыслы взамен уже установленных.254 Тем же отличается наука от философии, которая конституирует пространство открытой и подвижной определенности.255