Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика философского творчества Ивахнов Василий Юрьевич

Специфика философского творчества
<
Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества Специфика философского творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ивахнов Василий Юрьевич. Специфика философского творчества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Волгоград, 2004 123 c. РГБ ОД, 61:05-9/94

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-философский анализ проблемы философского творчества 9

1.1 Основные концепции о философском творчестве в истории западноевропейской философии 9

1.2 Русская философия о природе философского творчества 26

Глава 2. Сущность философского творчества 36

2.1 Особенности философского творчества 36

2.2 Этапы и источники философского творчества 56

2.3 Основные формы философского творчества 75

2.4 Роль метафоры в философском творчестве 94

Заключение 105

Библиографический список литературы 110

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В период неустойчивости и противоречий, возникающих в обществе, особенно остро ощущается значимость философского осмысления действительности. В философском творчестве выявляются противоречия жизни человека и человеческого мира, намечаются пути их преодоления. Поэтому проблема специфики философского творчества становится особенно актуальной. В! философской литературе содержание понятия философского творчества не получило достаточно полного раскрытия, хотя этот вопрос затрагивался во многих работах.

Выявление специфики философского творчества имеет большое значение для понимания природы и' смысла философского знания. На современном этапе, когда интеграционные процессы во всех сферах жизни выдвинули потребность в целостном осмыслении философии как феномена духовной жизни общества, вопрос о сущности и специфике философского творчества стоит особенно остро.

Степень разработанности проблемы. Проблема философского творчества обсуждалась на протяжении всей истории философии. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Ф: Аквинский, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Т. Гоббс, И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делез, Ф. Гваттари, П.Л. Лавров, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, И.А. Ильин и др. Труды этих мыслителей имеют большое теоретико-познавательное значение для изучения проблемы философского творчества.

В некоторых работах отечественных авторов анализ проблемы философского творчества в связи с природой и спецификой философии дает возможность ближе подойти к его тайнам. Это работы В.Ф. Асмуса,

В.У. Бабушкина, Б.В. Новикова, М.В. Желнова, З.А. Каменского,

В.В. Соколова, В.П. Рожина, В.П. Визгина, А.Л. Никифирова, B.C. Швырева,

Э.В. Ильенкова, В.И. Купцова, А.С. Богомолова, Н.В. Мотрошиловой,

t П.П. Гайденко, Ф.Х. Кесседи, И.С. Нарского, В.А. Лекторского и др.

В контексте философского плюрализма общая природа и

социокультурная обусловленность философского творчества

рассматриваются в работах B.C. Библера, Г.С. Батищева, Т.И. Ойзермана,

А.С Ахиезера, В.В. Бибихина, П.А. Рачкова, А.Л. Никифорова и др.

И.И. Лапшин исследует проблему психологического источника I

философского творчества.

М.К. Мамардашвили рассматривает проблему личностного характера философского творчества.

А.Т. Шумилин анализирует проблему общности и различия научного и философского творчества.

Однако до настоящего времени остаются недостаточно
т разработанными такие проблемы, как специфика философского творчества;

этапы философского творческого процесса; афоризм, диалог, философская система как формы философского творчества; роль метафоры в философском творчестве и др. Ощущается недостаток концептуальных разработок этих важных проблем современного философского знания. Нет всестороннего теоретического исследования, специально посвященного природе философского творчества.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является целостный анализ феномена философского творчества, раскрытие его специфических проблем. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

осуществить историко-философский анализ основных концепций о философском творчестве в истории западноевропейской и русской философии;

выявить особенности философского творчества;

- определить этапы и источники философского творчества;

охарактеризовать основные формы философского творчества;

раскрыть роль метафоры в философском творчестве. Объект исследования - феномен «философия».

Предмет исследования - специфика философского творчества.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются труды классиков мировой и отечественной философии, принципы диалектического мышления, системный, сравнительно-исторический подходы, структурный метод.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем
осуществлен комплексный философский анализ специфики философского
творчества и предложена целостная, теоретически обоснованная ее
концепция. Наиболее значимые результаты исследования,

конкретизирующие новизну, состоят в следующем:

осуществлен историко-философский анализ* основных концепций о философском творчестве в истории западноевропейской и русской философии;

осуществлено философско-методологическое осмысление философского творчества, выявлены его специфические: свойства, закономерности функционирования в контексте разных форм культуры;

определены этапы и источники философского творчества, его личностный аспект;

охарактеризованы основные формы философского творчества: афоризм, диалог, философская система;

раскрыта роль метафоры как способа организации творческой деятельности философа.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

- Философское творчество имеет свою специфику, происходящую из
природы и особенностей самого философского знания. Поскольку
философское знание относится к миру в целом, то философское творчество

6 ведет к формированию мировоззренческих знаний, универсальных категорий, а также универсального метода, который стремится охватить все реальное и потенциальное. Создание универсального метода, его усовершенствование и теоретическое осмысление - существенная часть философского творчества. В философском творчестве смысловые формы доводятся до уровня самосознания, обеспечивающего целостность полагаемого смысла. Поэтому философия является рационально-логическим способом смыслотворчества.

Анализ соответствующего историко-философского и теоретического материалов приводит к следующему определению философского творчества: философское творчество есть процесс выработки исходных, наиболее общих принципов и универсальных форм понимания мира, как целого, ориентирующих человека в его деятельности. Оно нацелено на самореализацию человека, на достижение единства его духовной жизни и целостности бытия. Стремление к бессмертию является основой смыслотворчества* человека. Философское творчество раскрывает его смыслообразующий* потенциал. В философском творчестве сама философия выступает идеалом для человека, человеческого мира.

Процесс философского творчества складывается из нескольких этапов. Каждый из этих этапов отражает форму движения творческого поиска. Философское творчество часто связано с особым психологическим феноменом - состоянием вдохновения, в котором философ ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. Все этапы философского творчества сопровождаются такими феноменами, как интуиция, удивление, сомнение, которые стимулируют любознательность и воображение, содействуют приливу мысли для неожиданных новых представлений, перманентно очищают место для нового творчества.

Философский афоризм не обладает способностью к многозначному употреблению, а несет в себе одноплановый, прямой смысл; состоит из двух

7
частей: конкретно сформулированной мысли и определенного заключения.
Заключение афоризма содержит авторскую оценку его первой части. В
афоризме мысль обладает предельной глубиной, выразительностью,
t точностью, четкостью и лаконичностью формулирования. Афоризм

отображает то всеобщее, которое можно считать правилом, законом, принципом. Благодаря этим свойствам афоризм обладает мощной силой воздействия на сознание, побуждает к размышлению, активизирует творческий процесс.

- Диалог ориентируется на сравнение и рациональную оценку
I

содержания вводимых понятий по степени их значимости для создания

философской концепции и гармонии с другими философскими концепциями. Он позволяет оценивать альтернативные концепции с точки зрения их применимости к решению мировоззренческих проблем.

- «Философская система» трактуется как такая концепция, которая
включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и

щ отвечает на все основные философские вопросы. Многообразие философских

систем способствует расширению смыслового пространства и творческой среды. Принцип системности философского знания* обладает фундаментальностью: вне этого принципа невозможно теоретическое движение философской мысли, развитие философского творчества, основанного на оперировании категориями как особыми идеальными объектами.

- Метафора оказывается одним из способов организации творческой
деятельности философа, поскольку с ее помощью устанавливается различие
исследуемых объектов и в то же время обеспечивается объединение этих
составляющих в упорядоченное целое. Метафора делает абстрактное легко
воспринимаемым, выступает как важный способ предсказания свойств еще
непознанного объекта на основе полученного знания о нем (когнитивная
метафора).

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов при дальнейшем анализе проблемы философского творчества, а также при рассмотрении специфики самого философского знания. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам теории творчества и специфики философского знания.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в 4 научных конференциях различного уровня, в том числе на VI Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2001); на VII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2002); на VIII Межвузовской конференции студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (Волгоград, 2003); на научной конференции профессорско-преподавательского состава аспирантов и соискателей ВолГУ (апрель, 2004, Волгоград), а также в 9 научных публикациях в различных изданиях.

Структура работы соответствует логике проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы помещен список использованной литературы.

Основные концепции о философском творчестве в истории западноевропейской философии

Философское творчество — многогранное понятие, которое может быть рассмотрено в различных смысловых аспектах. На разных исторических этапах философия по-разному, отвечала на вопросы, о том, как возможно философское творчество, каков онтологический и гносеологический смысл этого понятия? Понимание сегодняшних представлений о природе философского творчества требует знания всех достижений предшествующего периода по этой проблеме. Без учета этой преемственности невозможно прийти к новым более обобщенным и целостным представлениям.

Философские взгляды Сократа являются исходным пунктом в рассмотрении проблемы философского творчества. Сократ был убежден, что «в действительности мудр - бог, а человеку дано быть любителем мудрости -философом»1. Однако, с точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. В этом смысле одним из отличительных признаков истинного философствования и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. Сообразно с этим, философствование не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Предметом философствования, его основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества» человека, его образа жизни и мышления. Эта познавательная деятельность возможна лишь на пути самопознания, на пути следования дельфийскому призыву: «Познай самого себя». Творческая деятельность философа, по мнению Сократа, направлена на самопознание, на познание своей внутренней сущности. Основной формой сократовского философствования выступает диалог, непосредственный контакт собеседников, процесс совместного поиска истинного знания в ходе бесед и споров. Диалог являлся для Сократа образом жизни и формой философского творчества.

В текстах Платона, ученика Сократа, содержится большое количество высказываний о природе и механизмах творчества, и в частности, философского. Платон не анализирует понятие творчества специально, а вводит его в связи с изложением своих взглядов о природе мира и человека, о сущности человеческой деятельности. Творчество, согласно Платону, носит универсальный характер, проявляясь всякий раз, когда любое нечто обретает свое бытие. Платон говорит о творении космоса, понимая творчество очень своеобразно: демиург творит мир сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и не подлежит изменению. Этот образец творения есть нечто, представленное внутреннему созерцанию создателя. Поэтому высшим и является само это созерцание, а способность творить подчинена ему. Человек, по Платону, может быть реальным творцом, если благи его помыслы и цели, к которым он стремится, благи мотивы и средства достижения целей. Однако, в отличие от Демиурга, человек имеет дело не с вечными сущностями, а со своим непосредственным окружением. Философия для Платона является в равной степени как познанием, так и формой обеспечения человеку добродетельной жизни. Согласно с этим, философская деятельность, неся в себе благие помыслы и цели, выступает одним из видов творчества. Каждый человек, по Платону, обладает творческим потенциалом, «...все люди беременны как телесно, так и духовно»2. Любовь - исходный принцип реализации творческого потенциала, рождения нового. Платон выделяет классификацию видов творчества, где высшим оказывается творческая деятельность государственных деятелей. "Платон. Избранные диалога М, 1965. С. 163. Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство будет процветать и не знать зла. «Пока в городах не будут либо царствовать философы, либо искренне и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно, до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу»3. Можно утверждать, что для Платона смысл философского творчества - в постоянном совершенствовании общества, человеческого рода.

«Философ» Платона не просто исследователь истины, идущий от незнания к знанию, это исследователь, принадлежащий к особому общественному разряду шит классу, знающий, к чему направляется его восхождение и чего он от него может ожидать. «Философ» Платона уверен, что цель его усилий достижима, что идеи блага, красоты и истины - сущие реальности, и он - реальный творец.

У Платона плодотворность того или иного вида творчества, в том числе философского, характеризуется переходом из небытия в бытие. Небытие есть, но это не «воронка», не «черная дыра», готовая поглотить любое нечто и все бытие без остатка, а резервуар потенций и виртуальностей, из которого изначальная сила творчества «выдавливает» то или иное нечто4.

В раскрытии сущности философского творчества важное значение имеют воззрения Аристотеля. По Аристотелю, философия освобождает человека от невежества. Видно, поэтому, говоря о философии, Аристотель утверждает, что «все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной»5. По способности человека к философскому творчеству следует судить об его совершенстве и благородстве. Аристотель резко отделяет философское творчество от ремесла и искусства, философствующий человек обладает знанием обо всей совокупности вещей. Источник активности, по Аристотелю, как и принцип создаваемого, находится в творце, а не в том предмете, который он творит. В самом понятии активности он выделяет творчество и деятельность. Первое связано с разумной творческой привычкой, вторая же - лишь приобретенное душевное свойство. Философ не считает даже возможным найти общее между творчеством и деятельностью, всячески подчеркивая, что деятельность не есть творчество, а творчество не есть деятельность6. Философия как творчество не есть абстрактное знание, которое может быть употреблено как во зло, так и на добро, а знание, ведущее к добродетели. Аристотель сознательно подчеркивает практическую значимость, гуманистическую направленность философского творчества: «Мы ведь проводим исследования не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку...» Философия выше утилитарной сферы, и, несмотря на это, она необходима людям, поскольку заставляет вспомнить о высшей пользе тех сущностей, которые имеют отношение не к средствам, а к цели.

Русская философия о природе философского творчества

В отечественной философии проблеме определения природы философского творчества уделялось особое внимание.

Выявление сущностных черт философского творчества являлось одним из важнейших вопросов, обсуждаемых в рамках русской философии XIX -начала XX веков. Наиболее значительными работами этого периода, в которых так или иначе освещается проблема философского творчества, являются труды, П.Л. Лаврова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.И. Лапшина, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева и др.

Творческий процесс представляется Лавровым в качестве процесса образования форм, где сама форма выступает его существенной принадлежностью. «Там, где наша хмысль, чувства, решимость находит себе форму, там присутствует творчество» . Лавров высказывает мнение, что философ должен обсуждать и подвергать критике свое произведение, создание. «Художник и мыслитель настолько философ в своих созданиях, насколько он критически относится к существующим формам творчества, как к чужим, так и к своим собственным» . Именно в процессе такойї критики осуществляется внесение понимания мира и- жизни в рамки творческой деятельности. Мыслитель убежден, что философия имеет огромное значение для жизни и деятельности человека. Философия вносит смысл и человеческое значение во все, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Каждый из нас обязан философствовать, ибо «философствовать - это развивать в себе человека как единое, стройное существо» . Лавров определяет такое отличие философского творчества от других видов творческой деятельности, утверждая, что философствование оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысляет их для человека. Пренебрежение философией, на взгляд Лаврова, означает искажение в себе человеческого сознания.

B.C. Соловьев свой анализ проблемы философского творчества начинает с выявления значения слова «философия». По первому значению, философия есть только теория, есть дело только школы, а по второму - она есть более чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. B.C. Соловьев пишет: «По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической4 деятельностью, хотя и различаясь от них»44. B.C. Соловьев отдает предпочтение второму значению философии, которая понимается как стремление к мудрости. Понятие мудрости рассматривается не только как полнота знания, но и как нравственное совершенство, внутренняя цельность духа. Выступая с этой позиции, Соловьев утверждает: «Философствование, как и само слово «философия», означает стремление к духовной целостности человеческого существа» . Философствование требует от философа полной концентрации своих сил, поскольку, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным .

Пристальное внимание понятию философского творчества уделяет Н.А. Бердяев. «Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире» , - утверждает Бердяев. Творчество человека, полагает мыслитель, нуждается в трех основных элементах. Во-первых, это свобода, с помощью которой и возможно творчество нового, ранее несуществующего.

Во-вторых, способность творить и связанного с ней назначения. В-третьих, элемент сотворенного мира, в котором совершается творческий акт и в котором осуществляется процесс взятия необходимого материала для творчества. Бердяев рассматривает философию в качестве своеобразного творчества: «Философия ни в каком смысле, не есть наука и ни в каком смысле, не должна быть научной... Научность есть рабство духа. Философия - есть творчество, а не приспособление и не послушание»48. В понимании Бердяева наука предстает как сфера необходимости, а философия есть свобода. «Философия, как и всякий творческий акт, устремлена к переходу за грани мировой данности. Философия не верит, что мир таков, каким нам по необходимости навязан» . Следует говорить о философии как о творческом акте, а не о философии как системе приспособления.

Выявление специфики философского творчества является центральной проблемой основной работы И.И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение- в философии». Исходным пунктом для философского творчества, по мнению Лапшина, является не религиозный инстинкт, а философская любознательность, удивление человека перед самим фактом его существования, перед загадками познания и деятельности. При этом философское творчество - это сложный мучительно-радостный процесс50. Лапшин выявляет те факты, которые оказывают влияние на формирование творческой личности философа. Это, во-первых, социальные условия (географическая среда и экономический фактор); во-вторых, общий культурный и философский уровень эпохи; в-третьих, значение школы, в частности, философской, а также влияния чтения той или иной литературы. В конечном счете Лапшин дает обобщенное определение философского творчества: «Философское творчество есть одушевляемая пафосом бескорыстная пытливость человеческого духа в стремлении к установке наиболее адекватного действительности понятия о мире явлений и предвосхищению наиболее высокого и действенного социального идеала путем достижения наивысшей полноты, широты и глубины знаний, образующих органическое единство и выраженных в ясной и внушительной форме» . Лапшин предстает как выдающийся теоретик философского творчества.

Н.О. Лосский, исходя из позиций интуитивизма, уделяет пристальное внимание проблеме философского творчества. Он сторонник не пассивной созерцательной философии, а философии, способствующей творческому преобразованию мира. Н.О. Лосский пишет: «...Для успеха практической деятельности, творчески преобразующей мир, нужна предварительная теоретическая деятельность, знание об активности, повсюду разлитой в мире. Но знание об активности может быть достигнуто не иначе как путем созерцания (интуиции), направленного на активность, пассивного в смысле невмешательства в жизнь наблюдаемого предмета» . Н.О. Лосский считает, что только после получения, знания о мире путем созерцания- можно осуществлять творческое вмешательство в действительность, изменяя ее. Философствование создает необходимое смысловое пространство, где в его пределах происходит формирование идей об устройстве мировой действительности, выступающих фундаментом, на котором зарождается и осуществляется творческая деятельность человека. «Наличие идеи в основе всякого действования, осуществляющего реальное бытие, не только не стесняет творчества, но есть, наоборот, условие возможности творчества, условие всякого изобретения, всякого открытия» .

Особенности философского творчества

Творчество есть проявление высших способностей человека, высшая форма его деятельности, источник новых материальных и духовных ценностей. Оно выступает как средство обновления, развития, совершенствования форм и условий жизни людей, общества. Существуют разные виды творчества: художественное, научное, техническое, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и так далее. Философское творчество - это один из видов творчества. Чтобы определить природу философского творчества, следует выявить его основные отличительные свойства творчества. Последние в самой сжатой форме выглядят так.

1. Результаты творчества выступают как духовные идеальные образования в формах замыслов, представлений, идей, теорий художественных образов. Эти результаты воплощаются в таких материальных, чувственно-воспринимаемых формах, как слова, знаки, архитектурные сооружения, технические конструкции. Результаты творчества могут также заключаться в изменении человека, которые проявляются в его деятельности. Творчество как аспект человека относится к его переходу на высокий интеллектуальный уровень. Это позволяет человеку решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством.

2. Новизна полученных результатов - основное свойство творчества. Она связана с их оригинальностью, неожиданностью, непохожестью на все, что существует до сих пор. Творчество - это прорыв границ известного, выход за пределы тривиального, стереотипного. Существуют две формы новизны: объективная и субъективная. Принципиальная отличительная особенность объективной новизны в том, что результат является новым для человечества, получен в истории человечества впервые. Субъективная новизна имеет индивидуальный характер. Здесь полученный субъектом результат новый для него, но на самом деле повторяет уже известное другим и обладает индивидуальной значимостью. Но, конечно общество выше оценивает объективную новизну, творчество первооткрывателя.

3. Социальная значимость творчества. Результаты творчества должны иметь ценность не только для их создателя, но и для других людей. Социальная значимость творческих результатов определяется их действительной ролью в развитии тех или иных областей человеческого бытия. Она осуществляется как благо для человечества, положительная созидательная активность, которая культивируется обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей. Новизна как объективный критерий творчества должна находится в тесной связи с его нравственными и эстетическими измерениями. Более того, творец не просто осознает новое, но предчувствует его будущую значимость.

4. Творчество имеет противоречивый характер. Это и понятно. Любое творчество есть создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием старого. Кроме того, в любой деятельности, в каждом ее звене, в любой операции присутствуют элементы творчества и нетворчества. Компоненты творчества - оригинальные действия, ведущие к изменению реальности, к преобразованию прошлого опыта. Нетворческие элементы можно разделить на репродуктивные (повторяющие, устойчивые действия, направленные на сохранение и воссоздание наследия) и рутинные (закрепляющие тенденции и стереотипы шаблонов мышления, его формализмов). В репродуктивных элементах творчества можно выделить:

а) необходимые действия, без которых невозможно достичь творческого результата (например, сбор материалов для научных исследований);

б) стереотипные алгоритмические операциональные структуры, доступные для технического замещения, которые можно передать компьютерам. В творчестве наблюдаются взаимопереходы между продуктивным и репродуктивным. Таким образом, нетворческие компоненты не находятся по ту сторону творчества, они органически с ним связаны ,

5. Независимо от содержания1 процесс творчества имеет некоторую общую логику движения, начиная от формулировки задачи, поиска ее решения, к рождению идеи, разработки концепции (плана, проекта), к искомому конечному результату, материализации результата, так или иначе доступного для восприятия другими людьми. Но логика далеко не исчерпывает духовных ресурсов творческого мышления. Творчество часто связано с вдохновением, в котором творящий ощущает огромный прилив сил, проявляет удивительную активность и работоспособность, получая от них огромное удовольствие. Благодаря творческому воображению, по едва заметным или совсем незаметным для-простого глаза деталям, единичным фактам улавливаются общий смысл новой конструкции (концепта) и пути, ведущие к ней. Для свершения, великого, кроме творческого воображения и независимости от установившихся предрассудков, в творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, интуиция. Луи де Бройль подметил: «Нельзя недооценивать необходимой роли воображениями интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки... Таким образом (поразительное противоречие), человеческая наука, по существу рациональна в своих основаниях и по своим методам, может осуществлять наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, освобожденных от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием»71.

Творчество разворачивает креативные потенции человека, его труда и свободы. Человеческая субъективность, творческое усилие субъекта во взаимосвязи с социальными интенциями, содержащимися в культуре, являются важнейшими порождающими факторами нового.

Используя упомянутые принципы, выявим особенности философского творчества. Творчество в сфере философского мышления имеет свою специфику, проистекающую из природы и особенностей самой философии как особой формы общественного сознания, формы социального самосознания и самоосмысления культуры.

Предметом философских размышлений является всеобщее - свойства, связи и отношения, присущие объективной действительности и субъективному миру человека. Философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Отсюда и благодаря этому философское знание, результат философского творчества, относится к миру в целом и ко всей его части (стороне), если во втором случае в единичном ищут всеобщее. Философское творчество ведет к формированию мировоззренческих знаний, помогает пониманию и интерпретации вещей, и процессов, выработке единого взгляда на мир, на единичные вещи как части мирового целого.

Этапы и источники философского творчества

Определение этапов философского творческого процесса позволяет глубоко проникнуть в его сущность, выявить важнейшие особенности его динамики. Процесс философского творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов: 1) формирование проблемной ситуации; 2) выработка замысла и реконструкция творческого процесса; 3) осуществление творческой активности, направленной на конструктивное решение творческого замысла; 4) оформление полученного результата.

Проблемы возникают в любых сферах человеческой деятельности, в том числе и в философском творчестве. Они захватывают мыслителя, как бы требуя от него ответа на существующий вопрос. «В проблемной ситуации скрыт вопрос, проблемная ситуация - ситуация скрытого вопроса»95. Понятие проблемы связано с ситуацией, характеризующейся недостаточностью средств для достижения той или иной цели.

Указанный этап включает в себя также осознание существующей проблематики, точное определение противоречий проблемной ситуации, постановку и формулировку проблемы. Правильное осознание и постановка той или иной философской проблемы предполагает наличие у философа глубоких знаний об исследуемых феноменах, философской литературы, истории предшествующих исследований вопроса, применяемых методов, подходов к его решению. Анализ всего философского знания по данной проблематике, проведенный мыслителем есть важнейшее условие успешности любого творческого процесса в философии. Огромное значение для постановки проблемы у философа имеет актуальность проблемы. Убежденность в ее важности и необходимости решения стимулирует устойчивость интереса философа и дает ему своеобразный творческий толчок.

Осознание проблем сопровождается выделением цели. Все цели, которые ставит перед собой философ, являются продолжением существующих у него проблем. Если у мыслителя нет проблем, то нет и целей, намерений, идеалов, принципов. Философ в своем творчестве концентрирует внимание на наиболее общих, фундаментальных вопросах происхождения и функционирования природы, общества, мышления. Специфика данного этапа философского творчества, отличающая его от этапов других видов творчества, обусловлена прежде всего особенностями самих философских проблем.

Специфика философских проблем во многом определяется тем, что они входят в любую жизненную проблему, которой присущ момент философичности, наличия целостного образа ситуации в его соотнесенности с образами других ситуаций, видения ситуации в ракурсе ее устройства. В этом смысле философские проблемы выступают как своеобразные схемы целостных образов жизненных ситуаций. За словами в любом философском произведении скрываются философские проблемы, которые являют собой схематическое рассмотрение жизненной проблемы, ее изучение в аналогиях, в соотнесении с другими жизненными проблемами. Попав в поле воздействия той или иной проблемы, философ определяет свои симпатии, круг коллег и единомышленников, связь с культурой вне зависимости от того, на каком языке они говорят или говорили, как формулировали свои взгляды, какие принципы в решениях проблем исповедывали. Эти качества являются важнейшими аргументами против разъединенности философов в их устранении к решению той или иной проблемы.

Философская проблема выступает в качестве связующего образа концепции в целом. Философские проблемы стоят на фундаменте жизни и имеют свой непосредственный выход на творческую деятельность человека, в них прослеживается связь, установившаяся между философствованием и жизнью человека.

Важным моментом в анализе сущности философской проблемы выступает установление того, в каком взаимоотношении находятся философская проблема и вопрос. Последний выступает в качестве определенной части проблемы, в нем концентрируется описание той или иной ситуации, которая наиболее неясна, на которую наиболее остро направлен интерес человека. Сердцевина неизвестного концентрируется прежде всего именно в рамках вопроса. Вопрос способствует изменению существующего положения, ведет к созданию новой, необходимой ситуации, к постановке цели. Поэтому по задаваемым вопросам лучше всего обнаруживаются те цели, которые ставит перед собой мыслитель в своем творческом акте, а также то, каким образом он относится к существующей проблемной ситуации. Вопрос, в отличие от проблемы, должен обладать большей определенностью, он более четко очерчен, в большей степени использует понятийные средства. Он воплощает в себе переход от не осознания к осознанию, он есть приближение к фиксации осознанного, то есть к ответу. В определенном смысле вопрос - это не только часть проблемы, но и часть ответа или решения. В процессе постановки того или иного вопроса философ попадает в ситуацию неопределенности в связи с тем, что пространство вопроса открывает возможность наличия большого числа разнообразных ответов. Наличие неопределенностей в ответе вскрывает неясность, многозначность самого вопроса, что незамедлительно требует его переформулировки. Вопросы и ответы, функционируя в творческом процессе, направлены на выявление собственных скрытых оснований. Они выступают в роли средств философской творческой деятельности, обеспечивая нормальное функционирование всего творческого процесса.

В акте философствования философские проблемы выражаются через понятия и суждения, поэтому необходимо обратиться к определению той роли, которую они играют в процессе философского творчества, исходя из того, что ими выполняется вспомогательно-конструктивная функция в формировании проблем.

Стоит заметить, что понятия не просто пребывают в рамках философского творческого процесса, они находятся в динамичном состоянии, формируя ядро создаваемой концепции, новых философских вопросов.

Философские суждения в синтезе, в совокупном перекрещивании и объеме дают определенный смысловой образ. Они направлены на раскрытие сущности существующих проблем, обеспечивая их ясное видение, и в то же время выступают способами встраивания понятий в смысловые образы. В результате в процессе философского творчества происходит трансформация имеющегося знания в целостный образ формирующейся концепции, в философские проблемы. Формулирование философом проблемы и подготовка к ее решению предполагает расчленение проблемы на подпроблемы. Еще Аристотель утверждал: «Прежде чем искать, надлежит расчленять»96. Расчленение проблемы способствует формированию философом конструктивного плана создания своего произведения. Дальнейшие успехи протекания творческого процесса зависят от того, насколько глубоко, основательно и всесторонне философ анализирует проблемную ситуацию и те противоречия и затруднения, которые возникают в ее смысловых границах. «Исследование, - писал К. Маркс, - должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того, как эта работа закончена, может быть настоящим образом изображено действительное движение»97.