Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Собина Валентина Ивановна

Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии
<
Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Собина Валентина Ивановна. Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии : ил РГБ ОД 61:85-9/72

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Специфика общественно-психологического отношения к действительности 15

I. К.вопросу об определении понятия."общественная психология" ... 15

2. Гносеологические особенности общественной психологии... 34

3. Социальные функции общественной психологии 66

Глава П. Формирование общественно-психологических -процессов . 85

I. Духовное производство и общественная психология 85

2. Особенности идеологической детерминации массовых психологических процессов ЇІ5

3* Формирование общественного.мнения в развитом социалистическом обществе ...132

Заключение... ...146

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность исследования природы, особенностей формирования и развития массовых психологических процессов обусловлена возрастанием роли субъективного фактора в современных условиях, усилением влияния общественного сознания и его компонентов на все сферы общественной жизни. "В условиях зрелого социализма, - подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС, - все теснее становится взаимосвязь прогресса экономики с социально-политическим и духовным прогрессом общества" . Важная роль общественно-психологических явлений в детерминации практической деятельности масс, в функционировании идеологических образований в массовом сознании, в механизме превращения идей, принципов, идеалов коммунизма в мотивы деятельности всех советских людей определяет тесную связь теоретических исследований в области общественной психологии с практическими задачами коммунистического воспитания трудящихся, управлением духовными процессами в развитом социалистическом обществе. "КПСС, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", -рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм"2.

Одним из аспектов идеологической деятельности партии в области коммунистического воспитания трудящихся является формирова-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.52.

0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., 1979, сб. ниє коллективистской психологии. Как пишет Ю.В.Андропов: "Получить право хозяина и стать хозяином - настоящим, мудрым, рачительным - далеко не одно и то же. Народу, совершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и , если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение" . КПСС осуществляет практическую деятельность по формированию коммунистического сознания трудящихся опираясь на теоретическое наследие классиков марксизма, современные достижения в области общественных наук.

Необходимость изучения общественной психологии и ее компонентов связана также с особенностями современной идеологической борьбы. В условиях научно-технической революции неизмеримо возросли технические возможности воздействия на психику людей. В настоящее время буржуазная пропаганда опирается на мощную систему средств массовой информации, которая позволяет более изощренно и коварно манипулировать сознанием масс. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу людей в буржуазной пропагандис:тско-иде-ологической деятельности осуществляется в форме "психологической войны", направленной против широких масс трудящихся. Успешное противодействие подрывной деятельности буржуазной пропаганды в значительной степени зависит от знания закономерностей функционирования и развития общественного сознания, его компонентов и применения полученных знаний в практике идеологической борьбы.

Практические задачи по формированию духовного облика советского человека требуют усиления внимания исследователей к пробле-

I Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., 1983, с.8-9.

5 мам общественного сознания, общественной психологии, в частности. Общественная психология представляет собой сложное духовное явление, которое активно исследуется в марксистской философии. Ведающийся вклад в формирование и развитие научных взглядов на общественную психологию внесли основоположники марксизма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.й.Ленин. Вопросы общественной психологии изучались в работах Г.В.Плеханова, А.Лабриолы, А.Грамши, А.Бебеля, Ф.Ме-ринга и др.

В 20-е годы в нашей стране к проблемам общественной психологии обращались В.А.Артемов, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Л.Войто-ловский, К.Н.Корнилов, М.А.Рейснер, Г.Челпанов и др.

Большой вклад в развитие психологической науки в нашей стране внесли работы Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и др.

Значительные успехи в изучении общественно-психологических процессов достигнуты в последние десятилетия в работах советских исследователей: К.А.Абульхановой-Славской, Г.М.Андреевой, Г.Г.Ди-лигенского, А.И.Горячевой, В.В.Журавлева, А.Г.Ковалева, В.Н.Кол-бановского, Е.С.Кузьмина, И.Т.Левыкина, Н.С.Мансурова, Б.Д.Пары-гина, К.К.Платонова, Б.Ф.Поршнева, А.В.Петровского, Г.Б.Предвечного, Р.М.Самсонова, А.К.Уледова, В.В.Шаронова, Ю.А.Шерковина, Е.В.Шороховой, А.М.Яковлева и др.

Общественная психология в настоящее время изучается в различных аспектах: I) как компонент структуры общественного сознания1;

I Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1973;

Демин М.В. Анализ структуры сознания. М., 1980; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972; Нестеренко Г.Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1971; Уледов А.К. Структура общественного сознания. Те^-оретйко-социологическое исследование. М., 1968; Якуба Е.Я., как психология общностей (класса, нации, коллектива и др.) ; как психология общения (пропаганды и др.) , 4) психология об-щественных отношений ; 5) исследуется взаимодействие общественной психологии и идеологии*; 6) взаимодействие общественной психологии и форм общественного сознания^ и др.

Вместе с тем, ряд важных для понимания сущности общественной психологии теоретико-методологических вопросов нуждаются в дальнейшем исследовании. К их числу А.К.Уледов относит: "выяснение особенностей общественно-психологического отражения, определение места общественной психологии в структуре духовной жизни

Бурдина А.И. Общественное сознание и его структура. - Науч. докл.высш.школы. Филос.науки. М., 1972, № 2 и др.

Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Шаронов В.В. Психология класса (Проблемы методологии исследования). Л., 1975 и др.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды.. М., 1981; Проблемы социальной психологии и пропаганда. М., 1971; Шерко-вин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973 и др.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 и др.

Иванов С.К. Социальная психология и идеология. Саранск,1974; Петров Ю.Т. Общественная-психология и идеология как виды обт щесгвенного самосознания. Авгореф. дис. ... канд.филос.наук. Горький, 1974; Самсонов P.M. Социальная психика и идеология (Некоторые социально-психические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван, 1970 и др.

Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978; Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967 и др.

7 общества, общественного сознания, характеристики субъектов (и носителей) общественной психологии, взаимодействие общественной психологии и идеологии, анализ специфики социально-психологических закономерностей" .

Одним из таких вопросов является проблема соотношения эмоционального и рационального в общественной психологии. Эмоциональное и рациональное как философская проблема разрабатывается в настоящее время, главным образом, марксистско-ленинской этикой и эстетикой в связи с анализом художественного и морального сознания^. Большое место нравственных чувств в структуре этического сознания и их роль в регуляции поведения людей, а также важная функция эмоциональных переживаний в эстетическом восприятии обусловливают необходимость рассмотрения проблемы соотношения эмоционального и рационального в этих философских науках.

Исследуется роль и место эмоций и чувств в структуре общественного сознания в целом, а также в структуре нравственной, рели-гиозной, эстетической и других форм общественного сознания .

Упедов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981, е.45.

Коротков Н.З. Соотношение рационального и эмоционального в эстетическом восприятии. Автореф.дис. ... канд.филос.наук.

Л., 1965; Гулуа В.Л.. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Автореф.дис. ... доктора филос.наук. Тбилиси, 1978; его же..Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1981; Рациональное и эмоциональное в морали. И., 1983 и др.

3 Батурина Г.И. Природа чувств и их место в структуре обществен ного сознания. Автореф.дис. ... канд.филос.наук. Горький, 1975; Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. М., 1968; Куценок Б.М. Эмо ции и религия. Киев, 1982; Гомонова Л.Я. Место и роль эмоцио нально-чувственных элементов в нравственном сознании. Автореф.

Есть философские работы, в которых эмоции и чувства рассматриваются как своеобразные формы отражения действительности .

В истории философии эмоции и чувства, их отношение к рассудочной деятельности человека изучались в рамках гедонизма, стои-цизма, в этических концепциях философов различных направлений^.

Эмоциональные явления активно исследуются в настоящее время в физиологии, психофизиологии, психологии. Эмоции изучали такие выдающиеся ученые, как Ч.Дарвин и И.П.Павлов.

Философский анализ рационального осуществляется обычно в связи с исследованием познавательного процесса в рамках таких проблем, как: чувственное и логическое , эмпирическое и геореги- дис. ... канд.филос.наук. М., 1974; Гонеева В.В. Роль и место социальных чувств в патриотическом сознании советского народа. Автореф. дис. ... канд.филос.наук. М., 1973 и др.

Шингаров Г.X. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971; Кафтонова Г.М. О месте эмоций в процессе отражения. Автореф.дис. ... канд. филос.наук. Томск, 1974; Мирошников Ю.й. Познавательная сущность эмоциональных состояний. Автореф.дис. ... канд.филос.наук, Свердловск, 1975 и др.

См., например: Аристотель. О душе. - Соч. в 4-х томах, т.І. М., 1976; Эпиктег. В чем наше благо. - В кн.: Древнеримские мыслители. Киев,- 1958; Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. М., 1914; Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Лу-цилию. М., 1977; Декарт Р. Страсти души. - В кн.: Избранные произведения. М., 1950; Кант И. Основы-метафизики нравственности. Соч. в 7-ми томах, г.4, ч.І. М., 1965; Спиноза Б. Этика. - В кн.: Избранные произведения, т.І. М.^ 1957; Юм Д. Исследование о принципах морали. Соч., т.2. М., 1966 и др.

Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки* М., 1974; его же. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М., 1969; Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. М., 1976; Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М., 1972 и др. ческое*, рационализм и эмпиризм.С историко-философские и современные гносеологические вопросы) . Вследствие этого, понятие "рациональное" имеет широкий спектр значений. В литературе под рациональным понимается: логическое; абстрактное мышление (в противовес чувственному отражению); теоретическое (в противовес эмпирическому познанию); рациональное часто употребляется как синоним разума или рассудка.

Некоторые работы посвящены анализу рационального и родственным с ним категориям "рассудок" и "разум" как относительно само-стоятельной проблеме0. Категории "рассудок" и "разум" возникли еще в древности для обозначения ступеней мыслительной деятельности человека. Большое значение анализу категорий "рассудок" и

Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. Мм 1978; Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978; Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978; Сайко СП. Диалектика эмпирического и теоретического в историческом познании. Алма-Ата, 1975; Руткевич М.Н., Аверин А.Н. Эмпирическое и теоретическое в социальном познании: анализ категорий. - Науч.докл.высш.школы. Филос. науки. М., 1980, № 2 и др.

Данная проблема исследуется в работах В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, П.П.Гайденко, М.А.Кисселя, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана, В.В.Соколова, П.Д.Шашкевича и др.

Никитин В.Е. Категории рассудок и разум. Автореф.дис. .„. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 1967; Мудрагей Н.С. Проблема рационального и иррационального в'логико-историческом аспекте. Автореф.дис. ... канд.филос. наук. М., 1971; Брагановский А.И. Категории рассудок и разум в ранних произведениях К.Маркса.. Автореф.дис. ... канд.филос.наук. Киев, 1973; Дрепа Г.Н. Специфика рационального знания как предмет философского анализа (Методологический аспект). Автореф.дис. ... канд.филос.наук. М., 1980 и др.

10 "разум" уделялось в философии Нового времени1. Данные категории имеют определенное познавательное и методологическое содержание, их значение сохранилось до наших дней. Современная психология мышления, конкретизируя структуру мыслительной деятельности человека, выделяет два принципиально различных типа мышления (абстрактно-логическое и пространственно-образное), для описания которых используются понятия "вербальное" и "невербальное" мышление. В этой связи понятие "рациональное" приобретает еще одно значение -как "вербальное мышление".

В современной буржуазной философии проблема рациональности выдвинулась на одно из первых мест в таких философских направлениях, как "критические рационализм" (К.Поппер, Г.Альберт, Э.То-пич и др.), "неорационализм" (Р.Гонсет и др.). Проблема соотношения научной рациональности и других типов мышления ("Научная рациональность и иные ее типы") явилась одной из центральных тем на ХУІ Всемирном философском конгрессе в Дюссельдорфе. Критический анализ немарксистских концепций рациональности, осуществляемый философами-марксистами, вскрывает псевдорационалистический, а иногда даже и прямо иррационалистический характер "рационализма"

I См.: Бэкон Ф. Новый Органон. - Бэкон Ф. Сочинения, т.2. М., 1972; Гегель Г.В, Энциклопедия философских наук, т.З. М., 1977; Гельвеций К. Об уме. М., 1938; Декарт Р. Рассуждения о методе. М., 1953; Кант И. Критика чистого разума. - Кант И. Сочинения, т.З. М.,Л964; Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. -Л., 1963; Локк Д. Опыт о человеческом разуме. - Локк Д. Избранные философские произведения, т.І. М., I960; Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. -Спиноза Б. Избранные произведения, т.І. М., 1957 и др. современной буржуазной гносеологии и социологии1. "Рациональное" и "эмоциональное" рассматриваются в марксистской философии как характеристики сознания (индивидуального и общественного) субъекта и детерминированной этим сознанием деятельности. Основным субъектом в обществе является класс. Эмоциональное и рациональное как характеристики общественного сознания относятся, прежде всего, к сознанию класса (его психологии и идеологии), а также к сознанию других больших социальных групп (наций, народностей и др.).

Для общественной психологии как сферы общественного сознания, в которой большое место занимают настроения, чувства, побуждения, является актуальным рассмотрение вопроса о соотношении эмоциональных и рациональных компонентов в ее содержании, их роли в отражении общественного бытия, в регуляции деятельности людей и др. Вместе с тем, следует отметить, что указанная проблема исследуется в научных работах, посвященных анализу общественно-психологических явлений, недостаточно активно. Положение о единстве эмоционального и рационального в общественной психологии является довольно распространенным в литературе. Однако в содержательном плане данная проблема разрабатывается лишь в связи с анализом межличностного и внутригруппового взаимодействия, а также в связи с исследованием структуры элементов общественной психологии^. При

1 Анализ дискуссии по проблеме рациональности на ХУІ Всемирном философском конгрессе дается в работах: Богомолов А.С. Наука и иные формы рациональности. - Вопросы философии, М., 1979,

Кз 4; Федосеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - Вопросы философии, М., 1979, № I; Цыркун Н.А. Проблема рациональности в современной буржуазной философии (По материалам ХУІ Всемирного философского конгресса).-Науч. докл.высш.школы. Филос.науки, 1979, № 4 и др.

2 Уледов А.К.Актуальные проблемы социальной психологии; Кон И.С. таком подходе проблема соотношения эмоционального и рационального в общественной психологии ставится и решается в форме частных социально-психологических вопросов, имеющих, по преимуществу, прикладное значение. На наш взгляд, проблема соотношения эмоционального и рационального является более важной для понимания сущности общественной психологии, чем она раскрыта в настоящее время в социально-философской литературе. Уже изучение эмоционального и рационального применительно к различным явлениям общественной психологии (элементам, общению и др.) говорит о возможности постановки проблемы на более глубоком по отношению к указанным феноменам уровне, частными проявлениями которой и являются перечисленные аспекты. Необходимым с этой точки зрения является выяснение вопроса о том, насколько в указанных характеристиках выражается сущность общественной психологии, ее своеобразие по сравнению с другими компонентами общественного сознания. Исследование эмоционального и рационального применительно к общественной психологии представляет собой изучение самого явления, то есть общественной психологии в аспекте присущих ей свойств, а не анализ эмоциональных и рациональных компонентов как таковых.

Целью данного диссертационного исследования и является выяснение специфики общественной психологии с точки зрения присущих ей свойств (эмоционального и рационального). Основная цель обусловила конкретные задачи исследования: - определение главного звена в диалектической связи эмоционального и рационального в содержании общественной психологии и ре-

Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1980; Войтасик Л. Психология политической пропаганды; Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975 и др. шение на этой основе вопроса о ее природе; выявление гносеологических характеристик общественной психологии, ее своеобразия в отражении общественного бытия; анализ важнейших социальных функций общественной психологии; исследование некоторых форм взаимодействия общественной психологии и идеологии в отражении действительности и в регуляции деятельности людей; рассмотрение особенностей формирования общественной психологии на основе анализа объективных и субъективных факторов ее социальной детерминации.

Перечисленные задачи раскрывают социально-философский характер постановки и решения указанной проблемы, ее теоретико-методологическое значение.

Исходя из такой постановки проблемы, построена структура работы и определены названия ее разделов. Эмоциональное и рациональное рассматриваются в диссертации в связи с анализом сущности общественной психологии и основных путей формирования общественно-психологических процессов.

Научнэя новизна исследования состоит: в самой постановке проблемы соотношения эмоционального и рационального как теоретико-методологической для изучения природы общественной психологии и ее специфики; в рассмотрении особенностей отражения в сфере общественной психологии (субъект-объект отражения, характерные формы и методы познания, специфика получаемого знания, проблема истинности и др.) и уточнении на этой основе места общественной психологии в структуре общественного сознания; в конкретизации социальных функций общественной психологии в связи с анализом ее роли в детерминации практической деятельности масс; в выявлении особенностей формирования общественной психологии в связи с исследованием целенаправленных моментов в процессе ее осуществления, связанных с деятельностью различных социальных институтов.

Диссертация состоит из двух глав, введения, заключения и библиографии.

В первой главе решается вопрос о специфике общественной психологии по сравнению с другими образованиями общественного сознания. Дается определение общественной психологии, рассматриваются гносеологические особенности и важнейшие социальные функции общественной психологии.

Во второй главе анализируются особенности формирования общественной психологии, ее объективная и субъективная детерминация. Исследуются моменты целенаправленности, организованности в формировании общественно-психологических процессов, связанные с деятельностью социальных институтов и идеологическим воздействием.

В заключении формулируются выводы, вытекающие из настоящего диссертационного исследования.

К.вопросу об определении понятия."общественная психология"

В последние десятилетия в нашей стране много сделано в области исследования общественно-психологических явление однако само понятие "общественная психология" все еще остается весьма неопределенным.

Определение понятия представляет собой важную научную процедуру, посредством которой выясняется специфика интересующих объектов, решается вопрос о предмете исследования, уточняется и раскрывается значение используемых или вновь вводимых терминов.

Понятие "общественная психология" является необходимым элементом в марксистском обществознании. Важность рассмотрения вопроса об определении этого понятия в рамках исторического материализма обусловлена его методологическим характером: I) задачами идентификации предмета исследования: в настоящее время в литературе нет общепринятой дефиниции общественной психологии, то есть отсутствует единое мнение о ее содержании; 2) задачами совершенствования научного языка и категориального аппарата исторического материализма, одним из компонентов которых является понятие "общественная психология"; 3) особой ролью категорий исторического материализма в познании общественных явлений: в данном случае методологической ролью понятия "общественная психология" по отношению к частным наукам, изучающим общественно-психологические процессы. Анализ вопроса мы начнем с выяснения значения терминов, которые используются в литературе для описания массовых психологических процессов.

Известно, что в марксистской литературе термин "общественная психология" для обозначения реального сознания масс ввел А.Лаб-риопа в 1896 г. в работе "Об историческом материализме". Теоретические же и методологические предпосылки для научного понимания общественно-психологических явлений сложились раньше - в работах основоположников марксизма К.Маркса и Ф.Энгельса. Открытие материалистического понимания истории, обширный исторический и фактический материал, накопленный к тому времени в марксистской науке, блестящее описание психологии различных социальных групп и психологической атмосферы общества во время различных исторических событий, которое дали К.Маркс и Ф.Энгельс, являются основой формирования научных представлений об общественной психологии.

В настоящее время в философско-социологической и социально-психологической литературе при описании общественно-психологических процессов наблюдаются как явления синонимии, так и явления омонимии.

С одной стороны, одна и та же реальность (совокупность общественно-психологических процессов) обозначается различными терминами: "социальная психология", "общественная психология", "социальная психика". Эти термины родственны, сходны, однако для достижения строгости описания целесообразно внести уточнения в их употребление. В последнее время наметилась тенденция закрепления термина "социальная психология" за научной дисциплиной, а термина "общественная психология" за реальными массовыми психологическими процессами. Этот факт следует отметить как положительное явление в совершенствовании научного языка дисциплин, изучающих общественно-психологические феномены. В указанных смыслах мы и будем употреблять термины "общественная психология" и "социальная психология" в данной работе.

Иногда для характеристики общественно-психологических явлений употребляется термин "социальная психика". По нашему мнению, термин "социальная психика" в том или ином контексте вполне может замещать термин "общественная психология", но последний удачнее для названия всей системы психологических образований в структуре общественного сознания, так как существует определенная традиция его использования в марксистской литературе со времени введения А.Лабриолой и он находится в большем соответствии с родовым для общественной психологии понятием -"общественное сознание".

С другой стороны, не всегда ясно, что же именно обозначается перечисленными терминами, какого рода реальность ими описывается: психология общности (класса, нации и др.больших социальных групп), психология общественных отношений, психологические процессы в малых группах или все это вместе.

Терминологическая нечеткость и разногласия во взглядах на содержание общественной психологии являются отражением современного уровня в развитии социально-психологического знания. Трудности, имеющие место в процессе формирования научных представлений об общественной психологии, связаны с двумя факторами: во-первых, они обусловлены сложностью самого объекта познания, то есть системы общественно-психологических явлений; во-вторых, сложностью воспроизведения объекта в общественных науках. Д.П.Горский справедливо подчеркивает, что "при исследовании общественных явлений в высшей степени сложной является задача введения в науку таких объектов и соответствующих им понятий, которые одновременно отражали бы суть дела и были бы достаточно конструктивными" .

Понятия, как известно, вводятся в научный оборот посредством определений. В отечественной литературе, посвященной исследованию общественно-психологических процессов, имеется много дефиниций общественной психологии - и развернутых (явных), и контекстуальных (неявных). Нередко определения общественной психологии носят экстенсиональный характер. Понятие раскрывается не через совокупность существенных свойств (признаков) общественно-психологических явлений, которые служат основой для их обобщения в понятие "общественная психология", а через перечисление элементов, обозначаемых термином "общественная психология". Например, как "совокупность чувств, настроений, эмоций, навыков, направленности воли, привычек, особых черт характера, возникающих у данного большого коллектива людей на основе общности социально-экономических условий их жизни" 1.

Социальные функции общественной психологии

Общественное сознание сформировалось в процессе естественно-исторического развития общества как средство духовного освоения мира и регуляции деятельности людей. Все компоненты общественного сознания, являясь отражением общественного бытия, одновременно выступают в функции детерминантов человеческой деятельности. Поэтому сущность явлений общественного сознания не может быть полностью раскрыта на основании одного лишь гносеологического анализа, каким бы важным он не был. Социологический подход (т.е. исследование роли общественного сознания в деятельности людей) является необходимым аспектом в изучении духовных явлений.

Принцип единства гносеологического и социологического подходов представляет собой одно из важнейших методологических положений марксистской философии в области исследования общественного сознания. Это положение справедливо и для общественной психологии. Такие общественно-психологические образования как психический склад, традиции, обычаи, настроения, чувства и др., отражая жизнедеятельность общности, вместе с тем представляют собой социально-психологические формы организации поведения людей, являются регуляторами их деятельности.

Общественная психология как относительно самостоятельная сфера общественного сознания, с одной стороны, выполняет социально-активные функции, свойственные общественному сознанию в целом, с другой стороны, осуществляет эти функции присущим только ей способом.

Эмоциональный характер переработки информации как ведущий в отношении общественной психологии к действительности обусловливает не только гносеологические особенности, но и своеобразие социальных функций общественной психологии.

Социальными функциями (в широком смысле слова) являются все функции общественного сознания: и идеологическая, и мировоззренческая, и гносеологическая, и коммуникативная и др. Все они выполняют важную роль в деятельности людей: "эта роль, взятая в общем виде, заключается в воздействии идей и представлений, образов и социальных эмоций на общественное бытие людей, их деятельность, поведение, их мировоззрение и социально-духовный облик"1. В данной работе под социальными функциями общественной психологии мы будем иметь в виду ее роль в практической деятельности людей. Общественная психология представляет собой систему разнообразных духовных явлений, выполняющих различные функции в человеческой деятельности. Мы не имеем возможности анализировать все компоненты общественной психологии и их многообразную роль в деятельности людей, поэтому выделим те из них, в которых наиболее ярко и полно выражалась бы специфика .всей сферы оощест-венной психологии. Такими компонентами являются динамические образования общественной психологии.

Динамические компоненты общественной психологии наиболее чутко и остро реагируют на изменения в общественной жизни, в них (социальных чувствах, общественных настроениях) нагляднее всего проявляется сущностная характеристика общественно-психологических явлений - эмоциональное отношение к действительности. В.И.Ленин использовал понятие "общественное настроение" едва ли не как синоним общественной психологии в целом. Как пишет А.К.Уледов, В.И.Ленин "очень широко пользовался понятием "общественное настроение" и обозначал им, видимо, не только собственное настроение, как проявление чувств, а как целую гамму общественно-психологических образований - это и общественное мнение, и социальные установки, и жизненные ориентации и другие общественно-психологические образования"1. Следовательно, особенности, выявленные на примере эмоциональных состояний общности, в известной степени могут быть отнесены ко всей сфере общественной психологии.

Практика как целенаправленная деятельность людей представляет собой материальный процесс преобразования объекта субъектом, в ходе которого субъект удовлетворяет свои потребности, изменяется сам. Объективная потребность общественно-исторического развития состоит в смене общественно-экономических формаций, в основе которой лежит противоречие в способе производства. Объективная общественная потребность осуществляется в деятельности широких масс людей и, соответственно, находит выражение в их общественном сознании, регулирующем эту деятельность. Материальную регуляцию осуществляют производственные отношения, которые определяют место общности в конкретной системе общественного производства, обусловливают ее коренные интересы и те исторические задачи, которые общность с необходимостью будет решать в ходе своего развития.

Общественная психология является необходимым звеном в процессе осмысления общественной потребности в сознании общности и обязательным компонентом в структуре духовной детерминации деятельности людей. Обслуживание общественной потребности является основной социальной функцией общественной психологии. Общественная психология выполняет эту функцию, прежде всего, путем выражения потребности и представления ее в сознании общности.

Духовное производство и общественная психология

Анализ общественной психологии в гносеологическом и социологическом аспектах рассмотрения раскрывает сущность этого сложного социального феномена, его своеобразие по сравнению с другими образованиями общественного сознания, позволяет уточнить его место в структуре общественного сознания, но не показывает механизм формирования общественно-психологических процессов. Исследование последнего аспекта особенно важно в связи с его практической значимостью, современными задачами в области управления духовными процессами в развитом социалистическом обществе.

Методологической основой для изучения особенностей формирования общественной психологии являются положения марксистско-ленинской философии, в которых выражаются общие закономерности формирования общественного сознания: I) положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, вторичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием; 2) положение об относительной самостоятельности общественного сознания по отношению к общественному бытию (проявляется во внутренней логике развития общественного сознания, взаимосвязи и взаимовлиянии его компонентов); 3) положение об активности социального субъекта в процессе формирования общественного сознания.

В подчинении общественной психологии общим закономерностям формирования общественного сознания состоит тождество общественной психологии с другими компонентами общественного сознания. Вместе с тем, реально функционирующие общественно-психологические образования имеют ряд особенностей формирования, которые обусловлены своеобразием общественной психологии как массового сознания, представляющего собой по преимуществу эмоционально-чувственное отношение к действительности. При исследовании вопроса о формировании общественной психологии необходимо учитывать и собственно психологические способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия (внушение, подражание, заражение и др.), а также разнообразие компонентов общественной психологии и, прежде всего, их деление на динамические и устойчивые.

В социально-философской литературе для характеристики процесса возникновения, функционирования и развития феноменов общественного сознания используются такие понятия, как "формирование", "духовное производство" и др. Понятие "формирование" традиционно применяется для описания духовных процессов в обществе. Понятие "духовное производство" еще недавно синонимически замещало такие понятия, как "духовная жизнь", "общественное сознание", "духовная деятельность" . В настоящее время многие философы признают его самостоятельный категориальный статус.

Проведенный советскими философами анализ этого понятия (исследование его в работах К.Маркса, соотношение с родственными категориями "духовная жизнь общества", "духовная культура", "духовная деятельность" и др.) позволяет сделать вывод, что "духовное производство" - это не метафора, а реальный процесс созидания общественного сознания в его конкретных формах религиозного, политического, правового, нравственного и др. сознания. "Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д.г писал К.Маркс, - суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону" .

Если под духовным производством понимать производство общественного сознания в его конкретных формах, то следует признать, что оно есть также и производство психологических компонентов соответствующих форм общественного сознания. Так, производство религиозного сознания, например, даже в большей степени представляет собой производство религиозной психологии, чем идеологии. К.К.Платонов пишет сущностью религии как социального явления является религиозная общественная психология, а не религиозная идеология, являющаяся только ее формой" . Невозможно также представить себе нравственное сознание без соответствующих чувств: совести, вины, стыда и др. Большой эмоциональный потенциал содержит эстетическое сознание..

Понятием "формирование" обозначается весь комплекс детерминирующих общественное сознание факторов: объективных и субъективных, духовных и материальных, сознательных и стихийных, институциональных и неинституциональных и др.

Формирование общественного.мнения в развитом социалистическом обществе

Общей закономерностью духовной жизни развитого социалистического общества является возрастание целенаправленности и организованности в процессе ее формирования. Научное управление массовыми духовными процессами требует глубокого и всестороннего знания конкретных образований общественного сознания, их социальной природы, функций, взаимодействия. На необходимость более активного изучения одного из феноменов общественного сознания - общественного мнения - неоднократно указывалось в важнейших партийных документах. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду КПСС говорилось: "Необходимо и дальнейшее изучение проблем развития нашей государственности, форм и методов воспитательной, идеологической работы. В этой связи большого внимания заслуживает изучение общественного мнения" . На ХХУІ съезде КПСС было подчеркнуто: "Слабо еще изучается общественное мнение"2. В Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" указывалось: "особое внимание уделять глубокому и всестороннему изучению общественного мнения, социологическим исследованиям" . Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу организации на базе Института социологических исследований Академии наук СССР Всесоюзного центра по изучению общественного мнения.

КПСС рассматривает постоянный учет общественного мнения как важный фактор в развитии социалистической демократии, одну из форм укрепления связи партии с массами, повышения эффективности идейно-воспитательной работы. Возрастание роли общественного мнения в политической жизни советского общества зафиксировано в Конституции СССР (ст.5 и другие в разделе "Политическая система"). Так, в статье 5 говорится: "Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)"1.

Роль общественного мнения и особенности его формирования в условиях развитого социализма связаны с коренными преобразованиями экономической, социально-политической, духовной жизни общества. Важнейшей особенностью общественного мнения развитого социализма является то, что оно формируется в условиях совпадения коренных интересов всех членов общества, партии и государства. Как подчеркивает Ю.В.Андропов: "У нас ликвидирована существующая при капитализме пропасть между интересами государства и гражданина" . На современном этапе социально-экономического и политического развития страны Коммунистическая партия становится партией всего народа, а социалистическое государство - общенародным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. На основе общности экономической жизни (утверждения общественной собственности на средства производства), формирования социалистических общественных отношений сложилось социально-политическое и идейное единство советского общества, сформировался новый субъект общественного мнения - советских народ.

Общественное мнение в нашей стране является продуктом творчества самих масс и целенаправленной деятельности по его формированию. Рабочий класс был и остается ведущей политической силой социалистического общества. Интересы рабочего класса, в которых наиболее полно выражаются интересы общества в целом, являются базой для целенаправленного влияния на общественное мнение в условиях развитого социализма. Целенаправленность в процессе формирования общественного мнения связана с деятельностью различных социальных институтов, идеологическим воздействием. На формирование общественного мнения оказывают влияние государственные органы, общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.),трудовые коллективы. Важнейшая роль в формировании духовных процессов в развитом социалистическом обществе принадлежит Коммунистической партии. Аспект целенаправленности и является тем углом зрения, под которым рассматривается формирование общественного мнения в данном параграфе.

Общественное мнение представляет собой сложное духовное явление, которое выполняет много функций в жизнедеятельности общества: регулятивную, контрольную, консультативную, директивную и другие. В процессе строительства коммунизма возрастает влияние общественного мнения на поведение людей и управление общественными процессами. В связи с этим задачей идеологической деятельности является укрепление и расширение его научно-теоретического содержания, целенаправленное воздействие на субъект общественного мнения. Управление процессом формирования общественного мнения в развитом социалистическом обществе опирается на научное понимание природы самого явления, на конкретные социологические и статистические данные о состоянии реального сознания масс по актуальным вопросам общественной жизни.

Общественное мнение представляет собой феномен общественного сознания, природа которого еще недостаточно раскрыта. А.К.Уледов, например, рассматривая общественное мнение как элемент обществен 135 ной писхологии, вместе с тем, указывает, что общественное мнение трудно отнести к какой-либо одной из сфер общественного сознания -идеологии или общественной психологии1. Трудности "квалификации" общественного мнения обусловлены своеобразием этого духовного явления. Общественное мнение с точки зрения его содержания представляет собой единство рациональных и эмоционально-волевых компонентов. Связь эмоционального и рационального является характеристикой всех образований общественной психологии. Но, если в таких динамических компонентах общественной психологии как общественные настроения и социальные чувства рациональное содержание выражено не всегда достаточно явно, то общественное мнение просто не существует вне рациональной формы своего выражения. Принадлежность общественного мнения к общественной психологии можно установить как по рациональному, так и по эмоциональному компонентам. Характерной логической формой общественного мнения является оценочное суждение. Выражение общественного мнения в форме оценочных суждений признается большинсгвом авторов, работающих в области исследования этого феномена Оценочная природа обусловливает функционирование общественного мнения как компонента ценностной сферы общественного сознания. В структуре общественного сознания есть два духовных образования, своеобразие которых состоит в оценочном отношении к действительности: общественная психология и идеология. В рамках общественного мнения оценочную деятельность осуществляют сами массы, а не теоретики, поэтому общественное мнение представляет собой феномен общественной психологии.