Введение к работе
Актуальность теш исследования.
3 настояцее зреют наука стала до1.шннрую»цеЯ форшй общественного сознания, одним из главных факторов предтлзтко-практл-ческоз": деятельности. Зто во глюгом опредатает повоєнний интерес к процесса:.: Сгор:лирсЕания самого научного знания. Если лре-зде исследователей науки интересовали обяке cxeia ее развитая, то теперь наступил кокент анализа развития отдельных групп проблем л научных теорий, выяснения роли универсальных ::атегор:пі культуры в механизме их эволкции и в эволюции обгдеЛ картины глпра. Проделав суть от частного к обтаг/. науковедение долглно подтвердить свои выгоды в отдельном, чтоба, обогатившись конкретным знанием, совершенствовать дальше своп гло-баяьяие представления.
Современное йилософское представление о времени является обобщением знання многообразного спектра временных ритгоз природы, обч-зства, человеческой деятельности л культура. Идейно исследование времени б различных сферах реальности сделало E03.V.0SHKM более глубокое раскрытие этой категории. іугланиза-щн Еауки привела к осознанию универсального характера идеи врєі.:ени для человеческого дознания и культури, незамкнутой рагка'.з сугубо сциентистского описания. Из всего многообразия традиционных проблем, возникающих при разработке теории времени, особую актуальность приобрели вопроси, касающиеся образования научных концепций времени. Одна из причин пристального ениг.эяия к научным концепциям времена и их динамики в культуре связана с изменениями, происходящими в современной картине кпрй, затрагпзаоипии не только гуманитарные науки, но п физику, космологию, причем столь существенными, что могло говорить об особой этапе развития неклассической картины мира.
Новый взгляд на соотношение равновесности к норакювесаос-ти, сингулярности, теоретическое предсказание таких явлений
-" а
как квантовое роздешіе Вселенной, отрицательное давление, ложный вакуум заставляют пересмотреть понигание природы времени в общей картине щра. Расширение предметного доля концептуального осмысления времени делает чрезвычайно актуальным аналіз социокультурной детерминации теорій времени в едкнотве экстарнальиых к интервальных механизмов, которые становятся частью общей ярограшк исследования взаимодействия науки, общества и человека.
По мнению диосертанта, для того, чтобы проанализировать указанные механизм» детерминации, необходимо учитывать найденное решение дроблеш их типологии: детерминизм не исчерпывается причинностью, существуют связи, которые, не являясь лри-чнавыми, тем не менее оказываются детерминистическими и определяются как квазилричиннне или синхронные . Исходя из этого анализ синхронной детерминации в единстве ее социально-исторических и мировоззренческих аспектов долкея выдвинуться но первый план в решении проблемы социокультурной детерминацнт. научных концепций времени.
Цель и основные задачи исследования
Целью данной работы является исследование эволюции и функционирования научных концепций времени в контексте социокультурной реальности и единства ее внешней и внутренней' детерминации по отношению к теории вреыени, а также поиск реального иехгчизма синхронной детерминации и каналов, по которым передается и в которых трансформируется детерминирующее воздействие со;аіокультурного целого.
Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
-
анализ роли и структуры эпистемологического поля понятия вреыени;
-
рассмотрение архетипических темпоральных представлений в структуре научных програм:;
-
анализ механизмов детерминирующего воздействия социо-
См.: .Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное дознание. й., IS77; Мамчур Е.А. Механизмы социокультурной детерминации естественнонаучного знания// «йшософия,. єстєстаознаїшо,
социальное развитие. У., IS8S.
культурной реальности на парадигму времени в сразнента с ар-хетапическим и современным исследовательским сознанием;
-
исследование процессов формирования парадигм времени на основе современник научных програш;
-
выявление путей темпорального синтеза современных научных пробрали.
Необходим культурно-исторический подход, учиткванвдай как логихо-і.тетодологическле, так п культурологические аспекты функцпоілірозания научных концепций вреиени. Такой подход позволит рассмотреть категорию времени в шогомерной структуре философского знания, когда к философСлОЙ онтологии времени, охватывающей" объективную и субъективную реальность, добавляются гносеологический, аксиологический и праксиоло-гичесгпп": аспекты. Традиционно некоторые из этих аспектов философского знания рассматривались изолированна, а иногда шобле опускались. По-видимому, такое одностороннее ЯОНИКа-ние предмета Философского знания привело к упрощению временной проблематики.
Говоря о научном срезе категории времени, диссертант подразумевает ее определенную проекцию в конкретных науках, тесно переметающуюся с друггаш ее проекциями в философии, обэдеяяом и художественном сознании, .в предметном поле куль- . туры.
Научный срез категории времени - это различные теории Бремени, которые не ограничиваются феноменологическим описанием категории, а основаны .на обобщении и генерализации обширного эмпирического материала, пониманщеі'ося достаточно пироко. Теркин теория в данном случав употребляемся как синоним концепции.
3 марксистских исследованиях по методологии науки обоснованы и тщательно разработаны'модели структуры теоретического знания. В работах П.П.Гайденко, В.Н.Гасшшяа, П.С;Дишлового, В.П.Каратеева, Е.А.Шкчур, Ы.З.Ь'остешненко, ІІ;й.Иача:іова( Зо- Сте'пика ДДЯ обозначеішя концептуальных образований, задающих способ интерпретации теоретической области, используются определенные яошонеити основаниЛ науки, например:
I) Идеады^ц'нормы, 2) Научная картина мира, 3) Философские основания-1", причал каздый из е тех элементов внутренне структурирован. Разрабатываемая с такие позиций концепция структуры к эволюции теорьткческих знаний позволяет детально проанализировать закономерности становления и смены научных парадигм в контексте культуры, быяеить соддокультуряую размеренность и природу оснований научных теорий. Однако в этом подходе недостаточно уделено вшп.анЕя механизм включения социокультурного контекста в лабораторию научного поиска, хотя вазяоеть такого включения ке вызывает соілїєеня. Более подробное изучение набора детерминант, их взаимодействия в рамках конкретной проблематики науки долгно обогатить общие представления о ее развитии.
Разработанность проблемы. Динамика развития и функцпоклре -вання научных концепций времени связана как с их внешней, так и с внутренней детерминацией. Указанные аспекты разрабатывали зарубежные авторы - А.Грюнбаум, Г.Пенроуз, Г.Реіїхєнбах, Дд.Уктроу. 3 отечественной литературе обстоятельно исследован тип социальной детерминации концепций времени, вскрывагецни связь теоретического осмысления времени с культурно-исторически: типом деятельности и образом жизни: И.А.Барг, А.Я.Г/ревич, А.Н.Лои, А.Ф.Лосев, А.И.Осиаов, В.С.Поликарпов. Г.Г.Сучкова, Е.Б.Устьянцев, Е.Н.Ярскаа. Проблеме внутренней детерминации, раскрызаицей связь концептуализации времени в истории стиля мышления, также уделяется самое пристальное внимание. Это работы &.Д. Ахундова, Б.ИДога, В.П.Казарян, И.С.Клочкова. Достаточно большое количество работ посвящено разработке естественнонаучных аспектов проблемы временя - Р.А.Аронов, А.К.їіа-роЕ, Ю.Б.Цолчанов, М.В..'.к)степаненко, А.В.СоддатоЕ, В.Ь.Ілсин. В кастояп,ее время плодотворно развивается идея, высказанная В.К.Вернадским о многообразии форм времени, авторы отказываются от чисто физической интерпретации времени - А.С.Абасов, Е.А.Калке, В.Н.Ярская. Существуют таюіе фундаментальные ра-
х Стопил Р-.С. Научные.ревеявит как "точки" бифуркации в развитии знания // Научяыо революции в динамике культуры.-кл-ск. 1987.
ботн яо философии онтологии времени и выявлению многообразных функций этой категорий: Я.Ф.Аскин, Н.Н.Трубников, В.Н.Ярская.
Однако при кажущейся разработанности проблемы детерминации концепций времени остается невыясненным вопрос о том, как Енекнпе и внутренние социокультурные фактори вовлекаются в процесс формирования научных теорий времени. Главной задачей является здесь выяснение не только социальной природа научных представлешій о времени, не только их ссцчокудьтурной обусловленности, что с марксистской .точки зрения вполне понятно, но Ецделение самого конкретного набора социокультурных детерминант и механизма их взаимодействия. Именно последнее является наиболее проблематичным и предполагает такую реконструкцию исторического развития любой научной теории, которая демонстрировала бы основания развития, органически сочетащие в себе как имманентные содержательные, так и социокультурные характеристики.
Методологической основой .іріссертзідщ являются фундаменталь-ные произведения материалистической диалектики, труда зарубежных и отечественных ученых. В работе использован асторико- философский материал, данные естествознания и гуманитарных наук. Используются работы советских философов по проблеме времени, рассьйтриЕа^гся концепции бурслуазных философов. .
Научная.новизна работы. В ход»- проведенного исследбваячя получены адздуэдие результаты, тлеющие научную новизну и вы- . носимые на защиту: . .
-
Концепция времени в целом может быть па^-эстьа попята лишь в контексте конкретного социокультурного окружения и его эволюции. Процесс .социокультурной детерминации имеет многоуровневый характер, но определяющую роль в нем играет темпоральная детерминация, которая выражается в наличии олределен-hux архетипов и архетипических представлений;, концептуальных допущений , эпистемологических и.мрадиплальных структур,' укорененных в деятельности, в понятийное поле времена.
-
Детерминирующее влияние социокультурного целого ккжёт. быть полыостыэ раскрыто на трех уровнях методологического сознания - I) бытийном, 2) операциовально-рефлзксиБНок или эписталлогическом, 3) концептуально-рефлексЕзном.
Первый уровень - бытийный - представлен в основном архетл-
яичееким представлением "время - вечность". Второй уровень -операционально-рефлексивный или эпистемологический, образует смысловое эпистемологическое поле, которое включает в себя скрытые, неявные предпосылки познавательной деятельности и категориального осмысления мира. К ним относятся образы, символы к модели времени. Ебследний уровень - концептуально-рефлексивный, его элементами являются научные программ* и парадигмы времени.
-
Исходным темпоральным представлением является архетшш-ческая структура "время - вечность", трансднруюдая от культуры к культуре и послужившая основой для формирования таких понятийікак конечность и бесконечность, континуальность и дискретность, давшая возможность ставить вопрос о начале и конце Бремени.
-
Базовым элементом эпистемологического поля понятия времени является эпистема часов: как схема измерительной деятельности она есть экран сознания, трансцендентальная реаль-ьость, организующая познание времени. Распространение и совершенствование часов как механизмов для измерения времени послужило основанием сведения всего многообразия понятийного содержания времени к его параметрическому осмыслению, что способствовало усечению поля предметности до инструментально-измерительной области, а такге углубило разрыв мезду конструируемым понятием времени и реальными временным процессами. Гасширение поля предметности времени и совершенствование измерительной процедуры, которое имело распространение лишь в науках физического цикла, привело к актуализации всего семантического спектра понятия, к возникновению нефнзических концепций времени.
-
Научные программы, так Ее как архетипы и архетипичоские представления, символы и метафоры, являются социокультурными факторами, оказывающими конститувр/щее воздействие на внутренний структуру научных теорий времени, они скрыто функционирует на концептуальном уровне методологического сознания. Парадигма Еремени как концептуальное образовшше есть реализация научных программ, в определешгый исторический период задающих, содержательную интерлретацию различным срезам рсаль-:.&sni и дегермилирувщих проблемное поле, специфику теорий
времени. Создание парадигм времени предотает как опредмечивание выделенного класса экспериментальных ситуации, конструирование абстрактного образца б отношении которого эмпирические и теоретические факты приобретают системное единство.
6. Новейшая ситуация в парадигме времени представляет собой противоречивый синтез трех направлений, задающих способы концептуального оформлением времени (нестко детерминистическое, дричинностное, вероятностное и дополнительностиое). Синтез выделенных направлений осуществляется на основе антропного принципа, связчващего гуманитарное и естественнонаучное направления в изучении времени и сопровождается включением аксиологического принципа, который раскрывает ценностный аспект понятия временя, сопряжённого как с временностью реальных процессов, так и с архетипом вечностью» Рассмотрение указанное принципов в единстве позволяет проводить анализ временных процессов и временной действительности относительно устойчивой системы выделяемых уровней реальности, которые условно мояно определить как деятельность - природа - челоьек.
Практическая значимость работы. Подученные в диссертации результаты имеют методологическое значение для реализации программы "наука - общество - человек", разработки концепций времени и их прогнозирования; Они могут быть использованы в . курсах теорий и истерии культуры, истории философии, философии науки, в подготовке спецкурсов по проблематике времени.
Апробация-работы.- Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Саратовского государственного yj-иверсйтета йм.Н.Г.Чернышевского. Основные научные результаты были изложены автором на Всесоюзной научно-практической конференции "Ноосфера - настоящее и будущее человечества" (Иосква, 1988), региональной научно-практической конференции "Актуальные вон- . росы культуры молодежи з свеїе решений. ХХУІІ съезда КПСС" (Саратов, 1988).
Основное содержание диссертации изложено в четырех публикациях!
Структура работн. Диссертация состоит аз введенияі двух глав (четыре'параграфа) и згкляяенияі '''