Введение к работе
Актуальность теми исследования. В настоящее время, в условиях перехода страны к рыночнш отношениям, одной из насущних проблем является инициатива и творчество касс, их активное включение и процесс созидания обновляющегося общества. Слоткивтаясл застойность, неповоротливость как политической, так и экономической систем*' явилась следствием командно-административной системи, породившей чрезмерную централизацию, фактическую монополия центра на политическую и экономическую инициативу. Многие попроси хозяйственной, экономической жизни решались сверху, зачастую без учета мнения трудового народа. Такое отношение явно подавляло творческое отношение трудящихся к делу, их инициативу. Человек проявлял себя не как творческая личность, а лишь исполнитель, как "винтик" государственного механизма. В репультате действия тоталитарной системы в стране в последнее время бурио нарастали негативнне явления во всех сферах общественной жизни. В сфере экономики общество оказалось в кризисном состоянии.
Реформирование экономической систем*!, переход на ряночные
отношения предполагает подлинную самостоятельность предприятий,
поднимает на новий уровень производственную демократия, а также
способствует переходу их на полный хозрасчет и самофинансиро
вание. _
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является создание на демократической основе услогий для социальной активности всего народа, открытие простора для инициативы и самодеятельности, возрождение у каждого труженика "увства хозяина своего предприятия и т.п.
В связи о гтим, возникает актуальность исследования социального творчества как народних масс, так и отдельной личности, его природы и специфики, а также направленность в контексте развития общества.
Изменившиеся обстоятельства в свого очередь вызывают соответствующие изменения п социально-политической, духовной жизни лпдей. Поэтому, именно с учетом изменившихся обстоятельств путно рассмгтривать механизм*', пути развития социального творчест-тя масс, без которого невозможно развитие самого общества.
Актуальность исследования диктуется необходимостью изу"-iiv! социальной аггч'.пност)', которая пропиливает все сторон*'
'..шанедеятелыюсхп людей как материальные, так и духовные сферы. 3 процессе социальной активности формируется социальное творче-.isao, которое имеет противоречивый характер. Перед нашим обществом стоит задача обновления всей системы общественных отношений. Преобразование системи общественных отношений осуществляется только через социальное творчество н социальную активность человека.
В свою очередь проблема творчества приобретает большое значение с связи с проблемами развития человека. Творческий потен-» циал общества, срциальное творчество в целом,.не монет проявляться вне активности конкретных людей. В то &е время "социальное творчество предполагает творческий дух, оно невозможно без творческого субъекта". Задача формирования социально-активного субъекта, соответствующая современным реалиям общества, требует формирования творческой личности. Только творческая личность мо-::!вт найти причины и пути выхода из сложившихся слоаиих процессов, активно бороться с негативными явлениями, которое подавляют самодеятельность и творчество людей. Успехи процесса обновления нашего общества и его движения к гуманному, демократическому социализму непосредственно зависят от уровня и характера творческой деятельности ладей и связаны с их социальной активностью.
Степень разработанности проблемы. Проблемы творчества, его сущность, природа'и закономерности в последние годы стали предметом исследования учених в различных областях науки. В советской философской литературе творчество как чрезвычайно сложная, проблема,- проявляющаяся в удивительном многообразна форы деятельности, исследуется в различных аспектах.
Наиболее.полно в философской литературе разработан гносеологический аспект творчества, что нашло свое ограьєшіє в трудахЫ) Библера B.C., Тиранова Г., Грязнова B.C., Коршунова A.M., Павлова Т., Шакаряна Г.Г. и др. Большое число работ раскрывает фило-еофско-эстетический аспект творчества. Среди них исследование Бахтиной М.М., Гольдентрихга С.С, Кагана М.С., Какабадзе З.М., Канарского А.С. В их работах всесторонне освещены общие вопросы взаимосвязи творчества л отражения, творчества и социального познания, история развития втих взаимосвязей, исследовали при-
I Бердяев Н. Судьба России. Репринтное восп-е изд.1918 г.-М., 1950. - 0.230.
рода рстєтіїчоского творчества, пзхаїіизмгі распития творческого процесса.
Возникает интерес исследователей к осмысления проблеми творчества в свете философской проблематики истории, культури. В работах Абдильдчна S.M., Бокань О.И., Давидовой Г.Л., Злобияа B.C., Келле В.Ж. и Новельаона Н.Я., Когана JI.H. ,V.o~ куева В.И. отражаются тенденции исследования творчества п его историческом измерении. В литературе большое число работ касается-различите tJopn социальной активности, творческой деятельности в яконотаческой, социально-политической и духовной сферах. Среди них исследования Акмамбетова Г.Г., Аре^ьепо" Г.С-, Бокань Ю.Л., Венгереико ".А., Кясабекова А.К., Овчинникова В.Ф., Стуль П.Е. и др.
Разработке общей теории творчества посвященн труды Гель-дентрихта С.С, Коршунова A.M., Пьянова Л.А., Шумилина А.Т. и др. Эти авторы полагают необходимость исследования творчества как целостного феномена в единство его различных аспектов .
Наименее исследовакнкч является социальный аспект творчества. Этот аспект нашел отражение з работах Бенина В.Л., Бокань Ю.И., Кенжебаепа CO., Шаповалова В .5.
В этих исследования* в определенной wepe утвердилась тенденция рассматривать творчество к контексте деятельности народных масс, что само по себе заслуживает серьезного внимания,хотя ради объективности следует отметить, что понятие "творчество" преимущественно анализируется без его внутреннего противоречия, т.е. как беспрепятственно развивавшегося явления. Эти работы, написанные в первой половине 80-х годов поэтому, естественно, не могли отразить те изменения общественной, социально-политической, экономической жизни советского общества,происходящие в настоящее время.
В связи с йтим возникает настоятельная потребность болев всестороннего осмысления проблем, связанных с творчеством вообще, с социальном творчеством масс,в особенности.
Цель и задачи исследования. Характер и степень разработанности проблемы определили цель исследорания. Основной целью диссертации является обоснование социального творчества как целостного 'Тилосо^ского понятия и одновременно как фактор"
общественного развития.
Для осуществления этой цели был определен ряд конкретних задач исследования:
прежде всего,методологический анализ проблемы творчества как социально-философского понятия;
исследовать природу и специфику социального творчества, способ его формирования и функционирования в процессе преобразующей деятельности общественного субъекта;
проанализировать взаимосвязь социальной активности и социального творчества в условиях коренного обновления общественных отношений соцк&лиама;
исследовать особенности проявления социального творчества в сфере экономики, политики и духовно-практических отношений;
выявить сферы возникновения социального творчества в условиях рыночной экономики и разработать предложения, способствующие активизации социального творчества масс во всех сферах общественной s-изни.
Научная новизна диссертации заключается:
в рассмотрении творчества как социальной характеристики человека, как проявление и выражение особенностей статуса человека - быть субъектом истерического процесса;
в обосновании методологической функции категории деятельности, определяющей сущность творчества как особый социальной феномен, позволяющий рассматривать творчество как предельно всеобщую категории, поддающуюся философской рефлексии;
в выяснении соотношения социальной активности и социального творчества как разного этапа человеческой деятельности, способов их возникновения и функционирования;
в доказательстве того, что активность человека как социального существа органически включает в себе способность "осуществить себя как "личность", которая реализуется как особая "роль" в историческом процессе. Социальное творчество в птом смысле выступает как конституирсвание социальной действительности;
в осмыслении творчества как содержательной характеристики человека проявляющегося в активном участии в преобразовании мира в процессе предметной деятельности. В выяснении
особых, фундаментальных связей человека и мира;
в рпскрнтии сущности, источника и механизма развития социального творчества с учетом изменившихся обстоятельств, в связи о коренным обновлением всех сторон общественного организма;
в разработке ряда предложении, способствующих устранені!"1 пассивности людей в общественной жизни, проявление элементов творчества, инициативности в разнообразных сферах человеческой деятельности.
В связи с изложенным на защиту выносятся следующие положения:
в основе социально-философского исследования творчества лежит категория деятельности, которая определяет способ существования и развития социальной действительности. Синтезирующим фактором дєятєльносттгх отношений человека к миру, является человеческая свобода, виступавшая как предпосылка исторического творчества, осуществляющаяся через такие механизмы как целеио-лагат«е и активность;
направленность социально-философской теории творчества "высвечивает" такую особенность философии: исследуя предмет на уровне всеобщего, она анализирует его "через"' его отношения к другим; в данном случае отношение человека к миру.. Поскольку понятие есть "свернута.!!" теория, постольку определение исход- . них категорий творчества своеобразно отражает специфику видения проблеми в целом;
рассмотрение творчества в отрыве от активности, понятое мной как преобразующая деятельность людей, приводит к формальному анализу предмета, делает его "бессубъектным", в результате чего деятельность человека ограничивается лишь в рамках репродуктивной и не продуктивней деятельности. Повышение результативности человеческих усилий является устойчивым, когда оно рождено творчеством;
логика развертывания творчества в контекста деятельности неизбежно приводит к рассмотрения человека в качестве оубъ-еста еб'.'ісеггшного процесса. Социально-философский анализ за-непокорности оптимизации исторического творчества советски^ ладе? - "vo о жпілр.чип вопроса в русле исследовать сс-отолги" f T~r>!"'vv.''> развит::* челопече'лсоЯ аубьект'тнеетч;
исследование творчества кал фактора общественного развития позволяет осуществить сравнителькнй анализ конкретно-научного и социально-философского подхода к личности. В процессе такого анализа обнаруживается, что происходит смена познавательного контекста - контекста, определяемого понятием "воздействие объективной действительности на человека", контекстом, заданным понятием "освоение человеком действительности", т.е. выдвигается на первый план творческая потенция и активность;
в творческоыпроцессе человека возникновение нечто нового, общественно полезного еще не является основным критерием творчества. Здесь понятие творчества ограничивается вещественным результатом. Вещественный результат охватывает лишь какую-то часть многостороннего, сложного творческого процесса. В творческой деятельности проявляется свободное и универсальное развитие человека в процессе освоения и преобразования действительности. Главное, в творчестве, на первый план выходит сам человек как субъект преобразования мира и одновременно творец самого себя. Шенно в этом заключается один из моментов социально-философского подхода к проблеме творчества;
социальное творчество - целостное, многомерное явление, оно не ограничивается созданием новых социальных институтов, общественных отношений, а потому рассматривается как развивающийся процесс;
в условиях демократизации общества одной из важнейших форм развития социального творчества человека является развертывание процесса самоуправления народа. Народное самоуправление предполагает самодисциплину и самовоспитание личности и' народа. Все более полное осуществление социалистического .самоуправления народа на основе активного творческого участия тру- дящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни выступает стратегической линией политической системы на современном этапе.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются положения и выводи основоположников царк- сигма-ленинизма о социально-деятельноотной сущности человека,о возрастающей роли человека и народных масс как субъекта исторического процесса.
В ходе работы над диссертационным' исследованием наряду с философской литературой использованы труды по вкономике, политологии, социологии, а также текущее советское законодательот-во и материалы периодической печати.
В диссертационной работе был использован диалектико-мате-риалистическйй метод исследования, такие важнейшие диалектике-логические принципи, как принцип развития, единства исторического и логического, восхождения ог абстрактного к конкретному и др.
Научно-практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы при построении общей теории творчества. Теоретические положения диссертационного исследования позволяют углубить знание о созидательной деятельности человека, об обновлении советского общества, перспективы дальнейшего развития.
Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы;
, - могут быть учтены в ходе формирования и дальнейшего совершенствования механизма развития социального творчества масс в новых условиях;
- могут способствовать решению ряда проблем, связанных
с переходом к рыночным отношениям, в которых важная роль принадлежит самостоятельности, инициативе, творчеству;'
- могут дополнить имеющиеся методологические пособия при
чтении спецкурсов по-вопросам творческой роли народных масс в
современных условиях и ряда тем курса социальной философии.
Практическая значимость диссертации определяется ее направленностью на решение актуальных проблем формирования и совершенствования творческой развитой.личности в условиях рыночных отношений. В работе обоснован ряд предложений и рекомендаций для стимулирования творческого отношения к делу каждого конкретного труженика.
Апробация работы. Основные положения исследования я его выводы неоднократно докладывались на. заседаниях отдела социальной философии и этики Шститута философии и права АН Казахской П-СР, на научно-теоретических конференциях аспирантог и соискателей того жч института (1987, 1989 гг.), а таете на Ш Я'^опзиж философских 'пениях молодых ученых "Молодеж*
и творчество: социально-философские проблемы (Москва,май, 19861 .), на ыеквузовской конференции молодых ученых и специалистов Канадского государственного университета имени С.М.Кирова (Алма-Ата, 1990 г.). Результати исследования нашш отражение р публикациях автора, е материалах различных конференций в виде тезисов и статей.
Структура диссертации. Цель и основные задачи, поставленные б диссертационном исследовании, определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, и списка используемой литературы,