Введение к работе
Актуальность. Изучение социальной утопии вызывает постоянный интерес в периоды коренных общественных преобразований. Это связано с тем, что утопические идеи являются важный компонентом знаний об обществе и социальной практики. Они играют активную роль в определении целей исторической деятельности людей. Противоречивое воздействие утопии на общество нуждается сегодня в глубоком переосмыслении.
Анализ опыта строительства социализма предполагает освобождение его сути от деформаций и искажений. В их возникновении значительную роль сыграли утопические представления. Попытки реализовать их на практике явились одной из причин современного кризиса нашего общества. Практически-духовная роль утопий в разработке социального идеала и, вместе с тем, необходимость устранения утопических элементов из теории и практики, возникающих вследствие попыток его прямой и вульгарной реализации, предполагают изучение сущности утопизма.
Ломка старых стереотипов мышления требует осознания методологической роли понятия утопии. Это имеет важное значение не только для изучения общественной мысли прошлого и настоящего. Как показывает исторический опыт человечества, между утопическим знанием и социальной наукой нет непреодолимой грани. Утопия иногда способна обогащать проблематику науки, но она же служит возникновению социальных иллюзий и познавательных заблуждений. їизненность утопий ныне можно обнаружить в рамках альтернативных движений на Западе. Столь же активно возникают современные форцы утопического сознания. В нашей стране процесс становления нового мышления идет с большими сложностями. Его развитие предполагает устранение иллюзорных представлений из познавательной деятельности людей. Изучение утопии превращается в важный момент самосознания социальной науки. Оно должно способствовать уточнению представлений о научности знания и преодолению фетишизма имеющихся приемов и методов познания.
Усовершенствование научной методологии важно еще и потому, что исследователь сталкивается с новыми явлениями в жизни общества. В нашем обществе идет мучительный процесс поисков качественно новых форм исторического бытия людей. Он органически включает в себя изменение их сознания. В последнем накопилось множество
ложных, догматических, утопических представлений. Новые подходы нужны в понимании путей развития общества, его системы ценностей и идеалов. Только новый исторический субъект, ориентированный на критически переосмысленный идеал человека, способен справиться с возникающими трудностями.
В условиях перестройки социально-экономической жизни страны общество остро нуждается в теоретических работах, анализирующих его наличное состояние, осмысливающих перспективы развития, а таи же изучающих препятствия, встающие на этом пути. К числу таких препятствий следует не в последнюю очередь отнести утопические представления об обществе и деятельность по их реализации. Все это ставит серьезные задачи перед социальным познанием, предъявляя более строгие требования к его методологии, и делазт особенна актуальной тему данной работы.
Степень разработанности проблемы в советской философской литературе. Проблемам изучения социальной утопии посвящены работы Э.А. Араб-Оглы, О.Я. Баталова, Ч.С. Кирвеля, И.Н. Неманова, С.С. Сизова, В.А. Чаликовой и других философов. В исследованиях этих авторов рассматриваются существенные черты понятия утопии, дается анализ ее различных исторических форм и современных западных концепций ее сущности. В них выделен ряд признаков утопии, разработана проблема ее социальных и познавательных функций. Проведан сравнительный анализ утопического мышления с другими феноме наш общественного сознания: мифом, наукой, идеологией, искусством. В имеющейся литературе поставлена проблема особенностей утопического познания и сложились определенные подходы к изучению утопического идеала.
Разработке данной проблемы способствовали исследования социальной природы мышления и в области методологии познания (Э.В. Ильенков, Ы.К. Мамардашвили, П.С. Гуревич, Ы.В. Яковлев, В.Г. Федотова и др.). Ряд вопросов, связанных с сущностью социальной уто пин затрагивался при обсуждении методологических проблем истории социалистической мысли (М.А. Барг, А.И. Володин, А.С. Ципко, Л.Г. Коотюченко, Н.С. Федоркин и др.). Теоретические проблемы ста вятся и в историографии в ходе изучения утопий прошлого и немарксистских концепций их сущности (И.Н. Осиновский, А.Э. Штекли, Л.С. Чиколйни и др.).
Хотя в 80-е годы утопия стала предметом специальных исследований, ее сущность раскрыта еще недостаточно. В дальнейшем изучении нуждается гносеологическая природа утопических идей. Требует
анализа их специфика как особой формы превращенного сознания. Необходимо целостное представление как о процессе познания общества посредством утопии, так и об утопическом идеале. В углубленном исследовании нуждается вопрос о соотношении истинного и ложного в утопическом знании. Рассмотрение теоретических проблем изучения утопии должно быть органически связано с критическим переосмыслением ее наиболее значительных немарксистских концепций. Для решения ряда проблем могут быть предложены и те подходы, которые не нашли отражения в имеющейся литература и привлекаются автором диссертации для исследования.
Цель и задачи настоящего исследования. Автор ставит своей целью провести исследование сущности социальной утопии, дать социально-философский анализ ее актуальных для современности аспектов.
В процессе реализации этой цели ставятся и решаются следующие задачи:
исследовать генезис утопии, ее социально-опосредствованный характер;
выявить существенные черты познавательной деятельности утописта и объективный статус ее результатов;
рассмотреть гносеологическую сущность утопического социального идеала;
проанализировать связь истины и заблуждения в утопических системах;
изучить проблему практической реализации утопии, характерные черты утопических коммунитарных экспериментов, их социально-культурное значение.
Научная новизна работы определена целью исследования и кругом поставленных задач:
Раскрыт генезис утопии как превращенной формы социального познания. Рассмотрено ее содержание, заключающееся в выражении иллюзорно-всеобщего интереса лвдэй в идеализированном виде, и роль этого представления в отражении действительности.
Выделены особенности познавательной деятельности утописта и на этой основе изучена проблема объективности утопических систем, ценностного характера их содержания и их связь с историческими возможностями развития общества. Показано значение продуктивного воображения в утопии.
Подвергнуты гносеологическому анализу основные черты утопического идеала в их взаимосвязи. Установлено, что утопический
идеал включает в себя представления об абсолютной совершенстве социального устройства, которое ііожет быть воплощено в реальности. Идея совершенства порождает трансцендентность утопии по отношению к существующему обществу и ведет к телеологазму в понимании истории.
Изучено противоречивое единство истины и заблувдения в утопическом знании, его вненаучная сущность, выявлены характерные черты утопических заблуждений и их отличие от других познавательных ошибок.
Уточнено понимание неосуществимости утопии и, вместе с тем, исследована относительная реальность ее отдельных аспектов в практике. Показано значение утопии как формы практически-духовного освоения действительности.
Специально проанализированы опыты воплощения утопии в рамках коммун в качестве разновидности социального эксперимента. На примере современного альтернативного движения раскрыты особенности существования утопических идей в этих условиях, их социально-культурная роль в современном обществе.
Практическая значимость исследования. Научно-теоретические выводы диссертации могут быть использованы:
для совершенствования методологии исследования гносеологической природы и социальной сущности утопии, ее связи с практикой, а также углубленного критического анализа ее современных разновидностей;
для дальнейшего философского изучения проблемы общественного идеала;
в спецкурсах для аспирантов по проблемам методологии социального познания, истории социально-утопических идей;
в обидах курсах философии при изучении социально-философских проблем познания.
методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют исследования по истории философии и общественной мысли, работы по социальной философии и социологии.
Для сравнительного анализа привлечен широкий круг современны} западных исследований по проблемам утопии и самих утопических идей.
Апробация работы. На основе материалов диссертации было сделано научно-теоретическое сообщение на заседании секции 110 ФО ССС] "Методологические проблемы социального познания. Диссертация бы-
ла обсуждена на заседании Отдела социальной философии Инсіитуга философии АН СССР на кафедра философии и гуманитарных наук МВШ.
Результаты исследований излагались автором в ряде работ, опубликованных в различных изданиях и депонированных в ИНйОН АН СССР.
Структура работы. Диссертация изложена на машинописно-
го текста, состоит из введения, грех глав и заключения.